ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
(Богучарский филиал)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.14. Астрономия
Для специальностей: 38.02.04 Коммерция (по отраслям)___
230113 (09.02.01) Компьютерные системы и комплексы__
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
базовый уровень
2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования с учётом рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО №06-259 от 17.03.2015);
- ФГОС среднего профессионального образования по специальностям:
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Разработчики: преподаватель Богучарского филиала ГБПОУ ВО «ВГПГК» ________М.М. Коломойцев | Рассмотрено и утверждено на заседании УМО Богучарского филиала ГБПОУ ВО «ВГПГК» председатель ___________ Протокол № _______ от «_____» ________2018 г. | Согласовано: заместитель заведующего Богучарским филиалом ГБПОУВО «ВГПГК» по УР __________ «_____» ________2018 г |
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 7 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 13 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 14 |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.14. Астрономия
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОСсреднего общего образования и ФГОС СПО поспециальностям:
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями для осуществления общеобразовательной подготовки специалистов среднего звенаестественнонаучного профиля.
Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относитсяк общеобразовательным учебным дисциплинам (базовым).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Личностные результаты освоения учебной дисциплины должны отражать:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной астрономической науки;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в из- бранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли астрономических компетенций в этом;
− умение использовать достижения современной астрономической науки и технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
− умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
Метапредметные результаты освоения учебной дисциплины должны отражать:
− использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон астрономических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
− умение использовать различные источники для получения информации, оценивать ее достоверность;
− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
Предметные результаты изучения базового курса дисциплины
ОУД. 14. Астрономия должны отражать:
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
определение физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
выражение результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приведение примеров практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
решение задачи на применение изученных астрономических законов;
Специалисты по данным специальностям должен обладать
общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34часов;
самостоятельной работы обучающегося 17часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
практические занятия | 14 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 17 |
в том числе: | |
Написание эссе | 2 |
Выполнение рефератов | 5 |
Выполнение презентаций | 5 |
Работа с опорным конспектом | 3 |
Выполнение индивидуальных заданий | 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныОУД. 14. Астрономия Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение | | | |
Тема 1.1. Введение | ППредмет астрономии. Структура и масштабы Вселенной. Наблюдения – основа астрономии. Телескопы. | 1 | 1 |
| Самостоятельная работа: Эссе на тему «Астрономия - древнейшая из наук». | 2 | |
Раздел 2. Практические основы астрономии. | | | |
Тема 2.1. Звездное небо. | Звездное небо. Наблюдения невооруженным глазом. | 1 | 2 |
Практическое занятие № 1. « Изменение вида звездного неба в течение суток». | 1 | |
Практическое занятие № 2 « Изменение вида звездного неба в течение года». | 1 | |
Тема 2.2. Способы определения географической широты | Способы определения географической широты | 1 | 2 |
Тема 2.3. Основы измерения времени | Практическое занятие № 3 « Основы измерения времени». | 1 | |
Тема 2.4. Видимое движение планет. | Видимое движение планет. Наблюдения невооруженным глазом | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа: выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов. Тематика: Звездное небо. Использование карты звездного неба для определения координат. Различие звезд по яркости (светимости), цвету. Видимое суточное движение звезд. | 2 | |
Раздел 3. Строение Солнечной системы | | | |
Тема 3.1. Развитие представлений о Солнечной системе. | Развитие представлений о Солнечной системе. | 1 | 2 |
Тема 3.2. Законы Кеплера – законы движения небесных тел. | Практическое занятие № 4. « Законы Кеплера – законы движения небесных тел.». | 1 | |
Тема 3.3. Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера. | Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера. | 1 | 2 |
Тема 3.4. Определение расстояний до тел Солнечной системы. | Практическое занятие № 5. « Определение расстояний до тел Солнечной системы». | 1 | |
Тема 3.5. Система Земля-Луна. | Практическое занятие № 6. « Система Земля-Луна». | 1 | |
| Самостоятельная работа: выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов. Тематика: Законы Кеплера. Научные труды Ньютона в астрономии. Влияние Лунных затмений на Землю. | 2 | |
Раздел 4. Природа тел Солнечной системы | | | |
Тема 4.1. Природа Луны. | Практическое занятие № 7. « Природа Луны». | 1 | |
Тема 4.2. Планеты. | Планеты. | 1 | 2 |
Тема 4.3. Планеты земной группы. | Практическое занятие № 8. «Планеты земной группы». | 1 | |
Тема 4.4. Планеты- гиганты. | Практическое занятие № 9. «Планеты- гиганты». | 1 | |
Тема 4.5. Плутон | Практическое занятие № 10. «Плутон» | 1 | |
Тема 4.6. Астероиды | Астероиды | 1 | 2 |
Тема 4.7. Метеориты | Метеориты | 1 | 2 |
Тема 4.8. Кометы и метеоры | Кометы и метеоры | 1 | 2 |
Тема 4.9. Общие сведения о Солнце | Общие сведения о Солнце. | 1 | 2 |
Практическое занятие № 11. «Строение Солнца» | 1 | |
| Самостоятельная работа: выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов. Тематика: Плутон – планета или звезда. Марс – красная планета. Венера. Юпитер. Кольца Сатурна. Уран. Комета Галлея. Метеоритные дожди. | 4 | |
Раздел 5. Солнце и звезды | | | |
Тема 5.1. Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Тема 5.2. Солнце и жизнь Земли. | Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Солнце и жизнь Земли. | 1 | 2 |
Тема 5.3. Расстояние до звезд | Практическое занятие № 12. «Расстояние до звезд». | 1 | |
Тема 5.4. Пространственные скорости звезд. | Пространственные скорости звезд. | 1 | 2 |
Тема 5.5. Физическая природа звезд. | Практическое занятие № 13. «Физическая природа звезд». | 1 | |
Тема 5.6. Связь между физическими характеристиками звезд. | Связь между физическими характеристиками звезд. | 1 | 2 |
Тема 5.7. Двойные звезды Тема 5.8. Физические переменные, новые и сверхновые звезды. | Двойные звезды Физические переменные, новые и сверхновые звезды | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа: выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов. Тематика: Солнце – источник жизни на Земле. Двойные звезды. Самая яркая звезда. Происхождение звезд. | 2 | |
Раздел 6. Строение и эволюция Вселенной | | | |
Тема 6.1. Наша Галактика. | Наша Галактика. | 1 | 2 |
Практическое занятие № 14. «Строение Галактики». | 1 | |
Тема 6.2. Другие Галактики Тема 6.3. Метагалактика | Другие Галактики. | 1 | 2 |
Метагалактика. |
Тема 6.4. Происхождение и эволюция звезд Тема 6.5. Происхождение планет Тема 6.6. Жизнь и разум во Вселенной. | Происхождение и эволюция звезд Происхождение планет. Жизнь и разум во Вселенной. | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа: выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов. Тематика: Метагалактики. Новые планеты. Жизнь Вселенной. Эволюция звезд. | 5 | |
| Дифференцированный зачет | 2 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места студентов;
рабочее место преподавателя;
рабочая меловая доска;
наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
Технические средства обучения:
ПК,
видеопроектор,
проекционный экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Астрономия 11 класс, Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут - М.: Просвещение, 2015г.
Дополнительные источники:
Вселенная школьника XXI века». М.: 5 за знания, 2007.
«Природа солнечных пятен». Художник А.В. Смеляков. М.: Наука, 1964. «Астрофизика - школьникам». Художник Ю.В. Львов. М.: Просвещение, 1977.
«Эволюционирующая Вселенная». Художник С.Ф. Лухин. М.: Просвещение, 1993.
«Физика Вселенной». 1-е изд., 1976, Наука, 2-е изд., 2014.
Климишин И.А. Астрономия наших дней.- М.: 1986.
Климишин И.А. Открытие Вселенной.- М.: 1987
Мухин Л.М. Мир астрономии, 1987.
Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной.- М.: Недра, 1990.
Паркер Б. Мечта Эйнштейна. В поисках единой теории строения Вселенной.- М.: Наука, 1991.
Дидактический раздаточный материал по всем темам.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Предметные результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро; определение физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы; смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна; использовать карту звездного неба для нахождения координат светила; выражение результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приведение примеров практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах; решение задачи на применение изученных астрономических законов; | Устный контроль (индивидуальный, фронтальный). Подготовка рефератов, презентаций. Тестовые задания. Выполнение разноуровневых заданий. Наблюдение и оценка выполнения практических действий. |
12