СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии для 1 курса СПО

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа расчитана на 34 часа аудиторной работы, для специальностей Компьютерные системы и комплексы, Коммерция (по отраслям), Право и организация социального обеспечения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии для 1 курса СПО»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»

(Богучарский филиал)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД.14. Астрономия





Для специальностей: 38.02.04 Коммерция (по отраслям)___

230113 (09.02.01) Компьютерные системы и комплексы__

40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»




базовый уровень












2018 г.












Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования с учётом рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО №06-259 от 17.03.2015);

- ФГОС среднего профессионального образования по специальностям:

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»





Разработчики: преподаватель

Богучарского филиала ГБПОУ ВО «ВГПГК»


________М.М. Коломойцев



Рассмотрено и утверждено на заседании УМО

Богучарского филиала ГБПОУ ВО «ВГПГК»

председатель

___________

Протокол № _______

от «_____» ________2018 г.

Согласовано:

заместитель заведующего Богучарским филиалом ГБПОУВО «ВГПГК»

по УР

__________

«_____» ________2018 г


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14



  1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД.14. Астрономия


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОСсреднего общего образования и ФГОС СПО поспециальностям:

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями для осуществления общеобразовательной подготовки специалистов среднего звенаестественнонаучного профиля.


    1. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относитсяк общеобразовательным учебным дисциплинам (базовым).


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Личностные результаты освоения учебной дисциплины должны отражать:

− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной астрономической науки;

− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в из- бранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли астрономических компетенций в этом;

− умение использовать достижения современной астрономической науки и технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

− умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;


 Метапредметные результаты освоения учебной дисциплины должны отражать:

− использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон астрономических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

− умение использовать различные источники для получения информации, оценивать ее достоверность;

− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

Предметные результаты изучения базового курса дисциплины­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­


ОУД. 14. Астрономия должны отражать:

  • смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

  • определение физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

  • смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

  • использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

  • выражение результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приведение примеров практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

  • решение задачи на применение изученных астрономических законов;

Специалисты по данным специальностям должен обладать

общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


    1. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:


максимальной учебной нагрузки обучающегося 51часов, в том числе:


обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34часов;


самостоятельной работы обучающегося 17часов.










































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:


практические занятия

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

в том числе:


Написание эссе

2

Выполнение рефератов

5

Выполнение презентаций

5

Работа с опорным конспектом

3

Выполнение индивидуальных заданий

2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета




























2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныОУД. 14. Астрономия


Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.


Объем часов


Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение






Тема 1.1. Введение


ППредмет астрономии. Структура и масштабы Вселенной. Наблюдения – основа астрономии.

Телескопы.




1



1



Самостоятельная работа:

Эссе на тему «Астрономия - древнейшая из наук».

2


Раздел 2. Практические основы астрономии.






Тема 2.1.

Звездное небо.


Звездное небо.

Наблюдения невооруженным глазом.

1

2

Практическое занятие № 1.

« Изменение вида звездного неба в течение суток».

1


Практическое занятие № 2

« Изменение вида звездного неба в течение года».

1


Тема 2.2. Способы определения географической широты

Способы определения географической широты

1

2

Тема 2.3. Основы измерения времени

Практическое занятие № 3

« Основы измерения времени».

1


Тема 2.4. Видимое

движение планет.


Видимое движение планет. Наблюдения невооруженным глазом

1

2


Самостоятельная работа: выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов.

Тематика:

Звездное небо. Использование карты звездного неба для определения координат. Различие звезд по яркости (светимости), цвету.  Видимое суточное движение звезд.


2


Раздел 3. Строение

Солнечной системы




Тема 3.1. Развитие представлений о Солнечной системе.

Развитие представлений о Солнечной системе.

1

2

Тема 3.2. Законы Кеплера – законы движения небесных тел.

Практическое занятие № 4.

« Законы Кеплера – законы движения небесных тел.».

1


Тема 3.3. Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера.


Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера.

1

2

Тема 3.4. Определение расстояний до тел Солнечной системы.

Практическое занятие № 5.

« Определение расстояний до тел Солнечной системы».

1


Тема 3.5. Система Земля-Луна.

Практическое занятие № 6.

« Система Земля-Луна».

1



Самостоятельная работа: выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов.

Тематика:

Законы Кеплера. Научные труды Ньютона в астрономии. Влияние Лунных затмений на Землю.


2


Раздел 4. Природа тел Солнечной системы




Тема 4.1. Природа Луны.


Практическое занятие № 7.

« Природа Луны».

1


Тема 4.2. Планеты.

Планеты.

1

2

Тема 4.3.

Планеты земной группы.

Практическое занятие № 8.

«Планеты земной группы».

1


Тема 4.4.

Планеты- гиганты.

Практическое занятие № 9.

«Планеты- гиганты».

1


Тема 4.5. Плутон

Практическое занятие № 10.

«Плутон»

1


Тема 4.6. Астероиды

Астероиды

1

2

Тема 4.7. Метеориты

Метеориты

1

2

Тема 4.8. Кометы и

метеоры

Кометы и метеоры

1

2

Тема 4.9. Общие

сведения о Солнце


Общие сведения о Солнце.

1

2

Практическое занятие № 11.

«Строение Солнца»

1



Самостоятельная работа: выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов.

Тематика:

Плутон – планета или звезда. Марс – красная планета. Венера. Юпитер. Кольца Сатурна. Уран. Комета Галлея. Метеоритные дожди.

4


Раздел 5. Солнце и

звезды




Тема 5.1.

Источники энергии и внутреннее строение Солнца.

Тема 5.2. Солнце и

жизнь Земли.


Источники энергии и внутреннее строение Солнца.

Солнце и жизнь Земли.

1



2

Тема 5.3. Расстояние до звезд

Практическое занятие № 12.

«Расстояние до звезд».

1


Тема 5.4. Пространственные скорости звезд.

Пространственные скорости звезд.

1

2

Тема 5.5. Физическая природа звезд.

Практическое занятие № 13.

«Физическая природа звезд».

1


Тема 5.6. Связь между физическими характеристиками звезд.

Связь между физическими характеристиками звезд.

1

2

Тема 5.7. Двойные звезды

Тема 5.8. Физические переменные, новые и сверхновые звезды.

Двойные звезды

Физические переменные, новые и сверхновые звезды


1


2


Самостоятельная работа: выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов.

Тематика:

Солнце – источник жизни на Земле. Двойные звезды. Самая яркая звезда. Происхождение звезд.

2


Раздел 6.

Строение и эволюция Вселенной




Тема 6.1. Наша Галактика.

Наша Галактика.

1

2

Практическое занятие № 14.

«Строение Галактики».

1


Тема 6.2. Другие Галактики

Тема 6.3. Метагалактика

Другие Галактики.

1


2


Метагалактика.

Тема 6.4. Происхождение и эволюция звезд

Тема 6.5. Происхождение планет

Тема 6.6. Жизнь и разум во Вселенной.

Происхождение и эволюция звезд

Происхождение планет.

Жизнь и разум во Вселенной.

1



2




Самостоятельная работа: выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов.

Тематика:

Метагалактики. Новые планеты. Жизнь Вселенной. Эволюция звезд.

5



Дифференцированный зачет

2






3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места студентов;

  • рабочее место преподавателя;

  • рабочая меловая доска;

  • наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

Технические средства обучения:

  • ПК,

  • видеопроектор,

  • проекционный экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Астрономия 11 класс, Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут - М.: Просвещение, 2015г.

Дополнительные источники:

  1. Вселенная школьника XXI века». М.: 5 за знания, 2007.
    «Природа солнечных пятен». Художник А.В. Смеляков. М.: Наука, 1964. «Астрофизика - школьникам». Художник Ю.В. Львов. М.: Просвещение, 1977.
    «Эволюционирующая Вселенная». Художник С.Ф. Лухин. М.: Просвещение, 1993.

  2.  «Физика Вселенной». 1-е изд., 1976, Наука, 2-е изд., 2014.

  3. Климишин И.А. Астрономия наших дней.- М.: 1986.

  4. Климишин И.А. Открытие Вселенной.- М.: 1987

  5. Мухин Л.М. Мир астрономии, 1987.

  6. Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной.- М.: Недра, 1990.

  7. Паркер Б. Мечта Эйнштейна. В поисках единой теории строения Вселенной.- М.: Наука, 1991.

Дидактический раздаточный материал по всем темам.







4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.


Предметные результаты обучения


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  • смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

  • определение физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

  • смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

  • использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

  • выражение результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приведение примеров практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

  • решение задачи на применение изученных астрономических законов;







Устный контроль (индивидуальный, фронтальный).



Подготовка рефератов, презентаций.

Тестовые задания.


Выполнение разноуровневых заданий.

Наблюдение и оценка выполнения практических действий.

















12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!