МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Подмосковный колледж «Энергия»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УР
_______________ А.В. Куликова
«_____»______________ 2019 г.
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий СП Старая Купавна
______________А.В. Литвиненко «_____» ______________ 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АСТРОНОМИЯ
(включая онлайн-курс)
На платформе цифрового колледжа
основной профессиональной образовательной программы
для специальностей среднего профессионального образования
40.02.03 Право и судебное администрирование
40.02.02 Правоохранительная деятельность
20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях
11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы
связи
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Базовая подготовка
Форма обучения очная
2019 год
Программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана на основе федерального государственного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 17.05.2012 № 413. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480) и разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия». В соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования. В пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259.
Программа рассмотрена на заседании цикловой (предметной) комиссии
общеобразовательных дисциплин
Протокол заседания №__ от «__» ______________ 2019 г.
Председатель цикловой методической (предметной) комиссии _______________Жукова Н.А.
Разработчик программы: Ильина Т.В. преподаватель ГАПОУ МО «ПК «Энергия»
Программа рассмотрена и одобрена
на заседании Методического Совета
Протокол №_____ от _________________ г.
Председатель_____________ Е.А. Андрошина
« ___ » _________ 2019г.
Содержание
1. | Планируемые результаты освоения учебной дисциплины………… 4 | |
2. | Содержание учебной дисциплины……………………………………. 5 | |
3. | Тематическое планирование …………………………………………. 7 | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение следующих результатов:
личностных:
- использовать достижения современной науки и технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- самостоятельно добывать новые для себя знания, используя для этого доступные источники информации;
- управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
метапредметных:
-использовать различные виды познавательной деятельности для решения астрономических задач, применять основные методов познания (наблюдения, описания, измерения) для изучения различных сторон окружающей действительности;
-использовать основные интеллектуальные операции: постановка задачи, формулирование гипотез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- определять средства, необходимые для реализации идеи;
- использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
- анализировать и представлять информацию в различных видах;
- публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии
предметных:
- представлять роль и место астрономии в современной научной картине мира; физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
- владеть основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенно использовать терминологию и символику;
- обнаруживать зависимость между астрономическими физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Тема | Содержание |
Введение (1ч) |
| Предмет астрономии. Наблюдения-основа астрономии | Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. |
| | |
Раздел 1. Основы практической астрономии (6ч) |
| Звезды и созвездия. Небесные координаты. Кульминация светил. Фазы Луны. Время и календарь | Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. |
Раздел II. Строение Солнечной системы (4ч) |
| Развитие представлений о строении мира. Конфигурации планет и условия их видимости | Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. |
Раздел III. Законы движения небесных тел (6ч) |
| Три закона Кеплера. Эллипс. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. | Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. |
Раздел IV. Природа тел Солнечной системы (4ч) |
| Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность. |
Промежуточная аттестация в форме Контрольной работы (2ч) |
Раздел V. Солнце и звезды (2ч) |
| Солнце и солнечная активность. Физическая природа звезды. Годичный параллакс и расстояние до звезды. Переменные звёзды. Цефеиды — маяки Вселенной Закон смещения Вина | Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина. |
Раздел VI. Наша Галактика — Млечный Путь (6ч) |
| Млечный Путь и Галактика. Звездные скопления и ассоциации. | Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). |
Раздел VII. Строение и эволюция Вселенной (4ч) |
| Галактика. Галактики. Основы современной космологии | Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение |
Раздел VIII. Жизнь и разум во Вселенной (4ч) | | |
| Поиск жизни на других планетах | 1976 г. Межпланетные станции «Викинг» приступили к поиску жизни на планете Марс. Радиоастрономы США и России исследуют небо – принять разумные сигналы других цивилизаций по программе СИТИ (SETI) – поиск внеземного разума. Звезда Citi (Тау Кита) – кандидат на пристанище внеземной жизни |
| Мнение биохимиков, астрономов, физиков | Биохимики считают, что в основе всех живущих на Земле организмов лежит несколько основных молекул, которые могут быть воспроизведены в лабораторных условиях. Астрономы нашли основные атомы и молекулы жизни на других планетах в звёздах и межзвёздных пылевых облаках. Нашли аминокислоты в каменных метеоритах. Физики утверждают, что законы природы, которые управляют физическими и химическими процессами на Земле, одинаковы во всей Вселенной. |
| Дифференцированный зачет - 2 часа |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока |
| Введение Предмет астрономии. Наблюдения – основа астрономии (1ч) |
Раздел I. Основы практической астрономии (6ч) |
| Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты (1ч.) |
| Годичное движение Солнца по небу (1ч) |
| Кульминация светил. Небесный меридиан (1ч) |
| Практическая работа Определение времени восхода и захода на нашей широте звезды Альдебаран 10 октября (1ч) |
| Практическое занятие Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны (1ч) |
| Практическое занятие Время и календарь. История календаря (1ч) |
Раздел II. Строение Солнечной системы (4ч) (дистанционно) |
| Геоцентрическая система мира Птолемея (1ч) |
| Гелиоцентрической системы мира Коперника(1ч) |
| Практическое занятие Законы Кеплера. Скорости движения планет по эллиптическим орбитам (1ч) |
| Практическое занятие Расстояния и размеры тел в Солнечной системе (1ч) |
Раздел III. Законы движения небесных тел (6ч) |
| Законы Кеплера (1ч) |
| Определение массы небесных тел (1ч) |
| Практическое занятие. Скорости движения планет по эллиптическим орбитам (1ч) |
| Практическое занятие Расстояния и размеры тел в Солнечной системе (1ч) |
Промежуточная аттестация в форме Контрольной работы (2ч) |
| Контрольная работа (1ч.) |
| Контрольная работа (1ч.) |
Раздел IV. Природа тел Солнечной системы (4ч) (дистанционно) | Тема 3.2 Организационная структура Вооруженных Сил.(2ч.) |
18 | Земля и Луна – двойная планета (1ч.) | |
19 | Природа Меркурия, Венеры и Марса (1ч.) | |
20 | Практическая работа Спутники и кольца планет гигантов (1ч) | |
21 | Практическая работа Астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты (1ч.) | |
Раздел V. Солнце и звёзды (2ч) (дистанционно) | |
22 | Излучение и температура Солнца (1ч.) |
23 | Состав и размеры Солнца (1ч.) |
Раздел VI. Наша галактика - Млечный Путь (6ч) | |
24 | Размеры и строение Галактики (1ч.) | |
25 | Звёздные скопления. Ядро Галактики (1ч) | |
26 | Существующие типы Галактик и особенности их формы(1ч) | |
27 | Практическая работа Определение скорости удаления Галактик по их спектрам (1ч) | |
28 | Практическая работа Построение диаграммы Герцшпрунга –Рессела и её анализ (1ч) | |
29 | Оценивание возможности наличия жизни на экзопланетах (1ч) | |
Раздел VII. Строение и эволюция Вселенной (4ч) (дистанционно) | |
30 | Квазары. Основы современной космологии (1ч) | |
31 | Закон Хаббла (1ч) | |
32 | Структура нашей Галактики (1ч) | |
33 | Практическая работа Расчёт лучевой скорости звезды Арктур(1ч) | |
Раздел VIII. Жизнь и разум во Вселенной (4ч) (дистанционно) | |
34 | Межпланетные станции «Викинг» (1ч) | |
35 | Программа (SETI) – поиск внеземного разума (1ч) | |
36 | Поиски жизни на планете Марс (1ч) | |
37 | Звезда Тау Кита – кандидат на пристанище внеземной жизни (1ч) | |
38 | Дифференцированный зачёт (1ч) | |
39 | Дифференцированный зачёт (1ч) | |
Приложение 1
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
АСТРОНОМИЯ
4.1 Учебно-методическое обеспечение
Основные источники:
1.Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия 11 класс» Учебник с электронным приложением — М.: Дрофа, 2018
2. Кондакова Е. В., Чаругин В. М. «Астрономия Тетрадь-практикум» 10-11 классы Учебное пособие для общеобразовательных организаций – М.: «Просвещение» 2018
Дополнительные источники:
1. Котова О. В., Романенко Е.Ю. «Астрономия Сборник проверочных и контрольных работ» 10-11 классы. Учебно - методическое пособие. Легион Ростов-на-Дону 2018
2. Видеоуроки «Астрономия 11 класс» ООО «КОМПЭДУ» 2018
Интернет – ресурсы
1. www.nehudlit.ru - электронная библиотека учебных материалов
2. www.newlibrary.ru - новая электронная библиотека
3. http://school-collection.edu.ru/collection - единая коллекция ЦОР
Материально-техническая база
Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета по
Астрономии
Оборудование учебного кабинета:
Рабочее место преподавателя;
Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
Раздаточный материал;
Учебники;
Комплект учебно-методической документации;
Технические средства обучения:
персональный компьютер в сборе, интерактивная доска