СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии для спо с онлайн-курс на 2019-2020 учебный год

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по астрономии СПО для спе.циальностей 40.02.03 Право и судебное администрирование; 40.02.02 Правоохранительная деятельность; 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях; 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы  связи; 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. Программа включает онлайн-курс на платформе цифрового колледжа

               

               

              

                  

             

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии для спо с онлайн-курс на 2019-2020 учебный год»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Подмосковный колледж «Энергия»







УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УР

_______________ А.В. Куликова

«_____»______________ 2019 г.



СОГЛАСОВАНО:

Заведующий СП Старая Купавна

______________А.В. Литвиненко «_____» ______________ 2019 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


АСТРОНОМИЯ


(включая онлайн-курс)

На платформе цифрового колледжа


основной профессиональной образовательной программы

для специальностей среднего профессионального образования


40.02.03 Право и судебное администрирование

40.02.02 Правоохранительная деятельность

20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях

11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы

связи

40.02.01 Право и организация социального обеспечения



Базовая подготовка


Форма обучения очная


2019 год




Программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана на основе федерального государственного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 17.05.2012 № 413. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480) и разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия». В соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования. В пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259.




Программа рассмотрена на заседании цикловой (предметной) комиссии

общеобразовательных дисциплин


Протокол заседания №__ от «__» ______________ 2019 г.


Председатель цикловой методической (предметной) комиссии _______________Жукова Н.А.



Разработчик программы: Ильина Т.В. преподаватель ГАПОУ МО «ПК «Энергия»



Программа рассмотрена и одобрена

на заседании Методического Совета

Протокол №_____ от _________________ г.

Председатель_____________ Е.А. Андрошина

« ___ » _________ 2019г.

Содержание

1.

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины………… 4


2.

Содержание учебной дисциплины……………………………………. 5


3.

Тематическое планирование …………………………………………. 7




































  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ



Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение следующих результатов:


личностных:

- использовать достижения современной науки и технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

- самостоятельно добывать новые для себя знания, используя для этого доступные источники информации;

- управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

метапредметных:

-использовать различные виды познавательной деятельности для решения астрономических задач, применять основные методов познания (наблюдения, описания, измерения) для изучения различных сторон окружающей действительности;

-использовать основные интеллектуальные операции: постановка задачи, формулирование гипотез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

- определять средства, необходимые для реализации идеи;

- использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

- анализировать и представлять информацию в различных видах;

- публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии

предметных:

- представлять роль и место астрономии в современной научной картине мира; физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

- владеть основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенно использовать терминологию и символику;

- обнаруживать зависимость между астрономическими физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

- применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


п/п

Тема

Содержание

Введение (1ч)

Предмет астрономии.

Наблюдения-основа астрономии

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.  А.  Гагарина. Достижения современной космонавтики.




Раздел 1. Основы практической астрономии (6ч)


Звезды и созвездия.

Небесные координаты.

Кульминация светил.

Фазы Луны.

Время и календарь

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Раздел II. Строение Солнечной системы (4ч)

Развитие представлений о строении мира.

Конфигурации планет и условия их видимости

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

Раздел III. Законы движения небесных тел (6ч)

Три закона Кеплера. Эллипс.

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.


Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.


Раздел IV. Природа тел Солнечной системы (4ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

Промежуточная аттестация в форме Контрольной работы (2ч)


Раздел V. Солнце и звезды (2ч)

Солнце и солнечная активность.

Физическая природа звезды.

Годичный параллакс и расстояние до звезды.




Переменные звёзды.

Цефеиды — маяки Вселенной

Закон смещения Вина

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.

Раздел VI. Наша Галактика — Млечный Путь (6ч)

Млечный Путь и Галактика. Звездные скопления и ассоциации.

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).

Раздел VII. Строение и эволюция Вселенной (4ч)

Галактика.

Галактики. Основы современной космологии

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение

Раздел VIII. Жизнь и разум во Вселенной (4ч)




Поиск жизни на других планетах

1976 г. Межпланетные станции «Викинг» приступили к поиску жизни на планете Марс. Радиоастрономы США и России исследуют небо – принять разумные сигналы других цивилизаций по программе СИТИ (SETI) – поиск внеземного разума. Звезда Citi (Тау Кита) – кандидат на пристанище внеземной жизни

Мнение биохимиков,

астрономов, физиков

Биохимики считают, что в основе всех живущих на Земле организмов лежит несколько основных молекул, которые могут быть воспроизведены в лабораторных условиях.

Астрономы нашли основные атомы и молекулы жизни на других планетах в звёздах и межзвёздных пылевых облаках. Нашли аминокислоты в каменных метеоритах.

Физики утверждают, что законы природы, которые управляют физическими и химическими процессами на Земле, одинаковы во всей Вселенной.

Дифференцированный зачет - 2 часа




  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока


Введение

Предмет астрономии. Наблюдения – основа астрономии (1ч)

Раздел I. Основы практической астрономии (6ч)

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты (1ч.)

Годичное движение Солнца по небу (1ч)

Кульминация светил. Небесный меридиан (1ч)

Практическая работа Определение времени восхода и захода на нашей широте звезды Альдебаран 10 октября (1ч)

Практическое занятие Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны (1ч)

Практическое занятие Время и календарь. История календаря (1ч)

Раздел II. Строение Солнечной системы (4ч) (дистанционно)

Геоцентрическая система мира Птолемея (1ч)

Гелиоцентрической системы мира Коперника(1ч)

Практическое занятие Законы Кеплера. Скорости движения планет по эллиптическим орбитам (1ч)

Практическое занятие Расстояния и размеры тел в Солнечной системе (1ч)

Раздел III. Законы движения небесных тел (6ч)

Законы Кеплера (1ч)

Определение массы небесных тел (1ч)

Практическое занятие. Скорости движения планет по эллиптическим орбитам (1ч)

Практическое занятие Расстояния и размеры тел в Солнечной системе (1ч)

Промежуточная аттестация в форме Контрольной работы (2ч)

Контрольная работа (1ч.)

Контрольная работа (1ч.)

Раздел IV. Природа тел Солнечной системы (4ч) (дистанционно)

Тема 3.2 Организационная структура Вооруженных Сил.(2ч.)

18

Земля и Луна – двойная планета (1ч.)


19

Природа Меркурия, Венеры и Марса (1ч.)


20

Практическая работа Спутники и кольца планет гигантов (1ч)


21

Практическая работа Астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты (1ч.)


Раздел V. Солнце и звёзды (2ч) (дистанционно)


22

Излучение и температура Солнца (1ч.)

23

Состав и размеры Солнца (1ч.)

Раздел VI. Наша галактика - Млечный Путь (6ч)


24

Размеры и строение Галактики (1ч.)


25

Звёздные скопления. Ядро Галактики (1ч)


26

Существующие типы Галактик и особенности их формы(1ч)


27

Практическая работа Определение скорости удаления Галактик по их спектрам (1ч)


28

Практическая работа Построение диаграммы Герцшпрунга –Рессела и её анализ (1ч)


29

Оценивание возможности наличия жизни на экзопланетах (1ч)


Раздел VII. Строение и эволюция Вселенной (4ч) (дистанционно)


30

Квазары. Основы современной космологии (1ч)


31

Закон Хаббла (1ч)


32

Структура нашей Галактики (1ч)


33

Практическая работа Расчёт лучевой скорости звезды Арктур(1ч)


Раздел VIII. Жизнь и разум во Вселенной (4ч) (дистанционно)


34

Межпланетные станции «Викинг» (1ч)


35

Программа (SETI) – поиск внеземного разума (1ч)


36

Поиски жизни на планете Марс (1ч)

37

Звезда Тау Кита – кандидат на пристанище внеземной жизни (1ч)


38

Дифференцированный зачёт (1ч)


39

Дифференцированный зачёт (1ч)

































Приложение 1


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
АСТРОНОМИЯ

4.1 Учебно-методическое обеспечение


Основные источники:

1.Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия 11 класс» Учебник с электронным приложением — М.: Дрофа, 2018

2. Кондакова Е. В., Чаругин В. М. «Астрономия Тетрадь-практикум» 10-11 классы Учебное пособие для общеобразовательных организаций – М.: «Просвещение» 2018


Дополнительные источники:

1. Котова О. В., Романенко Е.Ю. «Астрономия Сборник проверочных и контрольных работ» 10-11 классы. Учебно - методическое пособие. Легион Ростов-на-Дону 2018

2. Видеоуроки «Астрономия 11 класс» ООО «КОМПЭДУ» 2018



Интернет – ресурсы

1. www.nehudlit.ru - электронная библиотека учебных материалов

2. www.newlibrary.ru - новая электронная библиотека

3. http://school-collection.edu.ru/collection - единая коллекция ЦОР


Материально-техническая база

Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета по

Астрономии

Оборудование учебного кабинета:

  • Рабочее место преподавателя;

  • Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);

  • Раздаточный материал;

  • Учебники;

  • Комплект учебно-методической документации;

Технические средства обучения:

персональный компьютер в сборе, интерактивная доска





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!