Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, вводится стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии, с использованием программы Астрономия. Базовый уровень. 11 класс Е. К. Страут .
Рабочая программа по астрономии для 11 класса разработана на основе нормативных документов и учебно-методического обеспечения реализации программы:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №27З –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089.
Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования МБОУ Жирновская СОШ 10-11 класс 2018-2019 уч.год..
Учебный план МБОУ Жирновской СОШ на 2018-2019 учебный год.
Положение МБОУ Жирновской СОШ о рабочей программе учебного предмета, курса.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне, дает распределение учебных часов по разделам в соответствии с учебным планом 1 учебный час в неделю, 33 часа в год.
Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М. :Дрофа, 2018. – 238.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:
осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
формирование научного мировоззрения;
формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико - математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Учебный предмет «Астрономия» направлен на формирование у учащихся естественнонаучной картины мира, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Он играет важную роль в становлении гражданской позиции и патриотическом воспитании выпускников, так как Россия занимает лидирующие позиции в мире в развитии астрономии, космонавтики и космофизики.
Задача астрономии заключается в формировании у учащихся естественнонаучной грамотности как способности человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, а также в его готовности интересоваться естественнонаучными идеями.
Современный образованный человек должен стремиться участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
научно объяснять явления;
понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для по-
лучения выводов.
Место учебного предмета в учебном плане.
По годовому календарному графику 33 учебных недели.
Курс рассчитан на 1 час в неделю, общее количество учебных часов- 33 часа. По факту 33часа.
Используется учебно-методический комплект:
Автор: Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут
Наименование: Астрономия.
Класс: 11 Издательство: М. :Дрофа, 5-е изд., пересмотр.
Год издания: 2018,238 стр.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
АСТРОНОМИЯ В 11 КЛАССЕ
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен понимать:
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная
величина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического
пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра
Галактики;
Научиться:
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические
причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Астрономия, 11 класс /1 час в неделю/
№ | Наименование раздела | Количество часов | Содержание раздела |
1 | Предмет астрономии | 2 | Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. |
2 | Основы практической астрономии | 5 | Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. |
3 | Строение Солнечной системы Законы движения небесных тел | 7 | Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. |
4 | Природа тел солнечной системы | 8 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность. |
5 | Солнце и звезды | 6 | Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана - Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.* Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина. |
6 | Строение и эволюция Вселенной | 5 | Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существование. |
| Итого | 33 ч | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
АСТРОНОМИЯ 11 КЛАСС, 2018-2019 УЧ.ГОД /1 час в неделю/
№ ур | Дата по плану | Дата по факту | Раздел. Тема урока |
Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 часа) |
1 | 05.09.18 | | Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. |
2 | 12.09.18 | | Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. |
Практические основы астрономии (5 часов) |
3 | 19.09.18 | | Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. |
4 | 26.09.18 | | Практическая работа №1 «Небесные координаты и звездные карты». |
5 | 03.10.18 | | Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. |
6 | 10.10.18 | | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. |
7 | 17.10.18 | | Время и календарь. |
Строение Солнечной системы (7 часов) |
8 | 24.10.18 | | Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. |
9 | 07.11.18 | | Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. |
10 | 14.11.18 | | Законы Кеплера. |
11 | 21.11.18 | | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. |
12 | 28.11.18 | | Практическая работа№2 Сообщения « Солнечная система. Движение небесных тел под действием сил тяготения». |
13 | 05.12.18 | | Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. |
14 | 12.12.18 | | Контрольная работа № 1 по теме «Строение Солнечной системы». |
Природа тел Солнечной системы (8 часов) |
15 | 19.12.18 | | Общая характеристика планет. |
16 | 26.12.18 | | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. |
17 | 16.01.19 | | Система Земля-Луна. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. |
18 | 23.01.19 | | Планеты земной группы. Общая характеристика Меркурия, Венеры и Марса. |
19 | 30.01.19 | | Далекие планеты.Планеты-гиганты, их спутники и кольца. |
20 | 06.02.19 | | Практическая работа №3 «Две группы планет Солнечной системы». |
21 | 13.02.19 | | Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты. |
22 | 20.02.19 | | Контрольная работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной системы». |
Солнце и звезды (6 часов) |
23 | 27.02.19 | | Солнце-ближайшая звезда.Энеогия и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность. |
24 | 06.03.19 | | Расстояния до звезд.Характеристика излучения звезд. |
25 | 13.03.19 | | Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. |
26 | 20.03.19 | | Масса и размеры звезд. Двойные звезды. |
27 | 03.04.19 | | Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы |
28 | 10.04.19 | | Контрольная работа № 3 по теме «Солнце и звезды». |
Строение и эволюция Вселенной (5 часов) |
29 | 17.04.19 | | Наша Галактика. Млечный путь и Галактика. Звездные скопления и ассоциации. |
30 | 24.04.19 | | Межзвездная среда: газ и пыль. Движение звезд в Галактике. ЕЕ вращение. |
31 | 08.05.19 | | Другие звездные системы-галактики. |
32 | 15.05.19 | | Контрольная работа №4 Итоговая контрольная работа. |
33 | 22.05.19 | | Основы современной космологии. Жизнь и разум во Вселенной |
| | Итого: | 33часа; П.р.-3; К.Р.-4 |