СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии для (10) 11 класса.

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по астрономии для (10) 11 класса.  Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне, дает распределение учебных часов по разделам в соответствии с учебным планом  1 учебный час в неделю, 33 часа в год.

     Учебник:  Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М. :Дрофа, 2018. – 238.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии для (10) 11 класса.»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, вводится стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии, с использованием программы Астрономия. Базовый уровень. 11 класс Е. К. Страут .

Рабочая программа по астрономии для 11 класса разработана на основе нормативных документов и учебно-методического обеспечения реализации программы:

        • Федеральный закон от 29.12.2012г. №27З –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

        • Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089.

  • Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования МБОУ Жирновская СОШ 10-11 класс 2018-2019 уч.год..

  • Учебный план МБОУ Жирновской СОШ на 2018-2019 учебный год.

  • Положение МБОУ Жирновской СОШ о рабочей программе учебного предмета, курса.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне, дает распределение учебных часов по разделам в соответствии с учебным планом 1 учебный час в неделю, 33 часа в год.

Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М. :Дрофа, 2018. – 238.


Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:

  • осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

  • приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

  • овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

  • формирование научного мировоззрения;

  • формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико - математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.


Учебный предмет «Астрономия» направлен на формирование у учащихся естественнонаучной картины мира, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Он играет важную роль в становлении гражданской позиции и патриотическом воспитании выпускников, так как Россия занимает лидирующие позиции в мире в развитии астрономии, космонавтики и космофизики.

Задача астрономии заключается в формировании у учащихся естественнонаучной грамотности как способности человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, а также в его готовности интересоваться естественнонаучными идеями.

Современный образованный человек должен стремиться участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

  • научно объяснять явления;

  • понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для по-

лучения выводов.


Место учебного предмета в учебном плане.

По годовому календарному графику 33 учебных недели.

Курс рассчитан на 1 час в неделю, общее количество учебных часов- 33 часа. По факту 33часа.

Используется учебно-методический комплект:

Автор: Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут

Наименование: Астрономия.

Класс: 11 Издательство: М. :Дрофа, 5-е изд., пересмотр.

Год издания: 2018,238 стр.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

АСТРОНОМИЯ В 11 КЛАССЕ


В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен понимать:

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная

величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического

пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра

Галактики;

Научиться:

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические

причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.







































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Астрономия, 11 класс /1 час в неделю/

Наименование раздела

Количество часов

Содержание раздела

1

Предмет астрономии

2

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики.

Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.  А.  Гагарина. Достижения современной космонавтики.

2

Основы практической астрономии

5

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной

сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

3


Строение Солнечной системы

Законы движения небесных тел

7

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

4

Природа тел солнечной системы

8

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы:

астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

5

Солнце и звезды

6

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана - Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.* Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.

6

Строение и эволюция Вселенной

5

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро

Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной.

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существование.


Итого

33 ч






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

АСТРОНОМИЯ 11 КЛАСС, 2018-2019 УЧ.ГОД /1 час в неделю/

ур

Дата по плану

Дата по факту

Раздел. Тема урока

Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 часа)

1

05.09.18


Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной.

2

12.09.18


Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Практические основы астрономии (5 часов)

3

19.09.18


Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы.

4

26.09.18


Практическая работа №1 «Небесные координаты и звездные карты».

5

03.10.18


Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.

6

10.10.18


Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

7

17.10.18


Время и календарь.

Строение Солнечной системы (7 часов)

8

24.10.18


Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира.

9

07.11.18


Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

10

14.11.18


Законы Кеплера.

11

21.11.18


Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс.

12

28.11.18


Практическая работа№2 Сообщения « Солнечная система. Движение небесных тел под действием сил тяготения».

13

05.12.18


Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

14

12.12.18


Контрольная работа № 1 по теме «Строение Солнечной системы».

Природа тел Солнечной системы (8 часов)

15

19.12.18


Общая характеристика планет.

16

26.12.18


Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

17

16.01.19


Система Земля-Луна. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну.

18

23.01.19


Планеты земной группы. Общая характеристика Меркурия, Венеры и Марса.

19

30.01.19


Далекие планеты.Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

20

06.02.19


Практическая работа №3 «Две группы планет Солнечной системы».

21

13.02.19


Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.

22

20.02.19


Контрольная работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной системы».

Солнце и звезды (6 часов)

23

27.02.19


Солнце-ближайшая звезда.Энеогия и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность.

24

06.03.19


Расстояния до звезд.Характеристика излучения звезд.

25

13.03.19


Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд.

26

20.03.19


Масса и размеры звезд. Двойные звезды.

27

03.04.19


Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы

28

10.04.19


Контрольная работа № 3 по теме «Солнце и звезды».

Строение и эволюция Вселенной (5 часов)

29

17.04.19


Наша Галактика. Млечный путь и Галактика. Звездные скопления и ассоциации.

30

24.04.19


Межзвездная среда: газ и пыль. Движение звезд в Галактике. ЕЕ вращение.

31

08.05.19


Другие звездные системы-галактики.

32

15.05.19


Контрольная работа №4 Итоговая контрольная работа.

33

22.05.19


Основы современной космологии. Жизнь и разум во Вселенной



Итого:


33часа; П.р.-3; К.Р.-4