Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
города Ржева Тверской области
имени Воинов 100 и 101 отдельных стрелковых бригад
ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на методическом объединении учителей с заместитель директора по УВР Директор МОУ «СОШ №5»
естествознания
Руководитель ШМО _________________ _______________ Шершакова Н.В. ____________ Ханина И.И.
протокол от «» августа 2020 года № приказ от «» августа 2020 года №
Уровень обучение: среднее (общее) образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет АСТРОНОМИЯ
Классы 11
Всего часов 34
Количество часов в неделю 1
Шагов Сергей Николаевич
учитель физики и астрономии
высшей квалификационной категории
Ржев, 2020-2021 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии (базовый уровень) для 11 класса составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413», письмом Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия», письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1876 «О рабочих программах учебных предметов», на основе примерной программы по предмету «Астрономия» (Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень: учебное пособие для учителей общеобразовательных организаций/под ред. В. М. Чаругина. – М.: Просвещение, 2017).
Рабочая программа по астрономии завершает физико-математическое образование обучающихся 11 класса, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. Рабочая программа ориентирована на использование учебника по астрономии для обучающихся 10-11 классов, В.М.Чаругин, – М.: Просвещение, 2018 год.
В рабочую программу внесены следующие изменения по сравнению с авторской:
Раздел | Количество часов в авторской программе | Количество часов в данной рабочей программе |
Введение в астрономию | 2 | 1 |
Небесная механика | 4 | 3 |
Астрофизика и физика Солнца и звёзд | 9 | 7 |
Строение и эволюция Вселенной | 3 | 2 |
Уменьшение часов по некоторым разделам необходимо для выполнения работ практикума. Рабочая программа по астрономии позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к предмету. Для одарённых детей программой предусмотрены задачи повышенного уровня сложности (олимпиадные задания). Эти задания включены в самостоятельные работы по каждой теме. Для обучающихся, выбравших ГИА в форме ЕГЭ в самостоятельные работы и итоговую контрольную работу включены астрономические задания ЕГЭ.
В соответствии с учебным планом школы на изучение астрономии в 11 классе отводится 1 час в неделю (все часы за счёт части, формируемой участниками образовательных отношений).
Рабочая программа предусматривает обучение по астрономии в 11 классе в объёме 34 часов в течение учебного года. Срок реализации рабочей программы один учебный год.
2.Результаты освоения курса астрономии
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Личностными результатами освоения астрономии являются:
1.Умение управлять своей познавательной деятельностью;
2.Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
3.Умение сотрудничать с взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4.Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;
5.Чувство гордости за отечественную космонавтику, гуманизм;
6.Положительное отношение к труду, целеустремлённость;
7.Экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России, мира и космоса, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование.
Метапредметные результаты обучения по астрономии на старшей ступени образования включают межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. На старшей ступени школьного образования продолжается работа по формирование и развитие основ читательской компетенции. Овладение выпускниками основ читательской компетенции необходимо для осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении астрономии обучающиеся усовершенствуют приобретённые навыки работы с информацией и пополнят их. Они
смогут работать с текстами астрономического содержания, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Универсальные учебные действия (УДД)
Регулятивные УУД
1.Самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
2.Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
3.Споставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
4.Определять несколько путей достижения поставленной цели;
5.Задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
6.Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
7.Осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные УУД
1.Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
2.Распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
3.Использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
4.Осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
5.Искать и находить обобщённые способы решения задач;
6.Приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;
7.Анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
8.Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
9.Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
10.Занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные УУД
1.Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами);
2.При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
3.Развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
4.Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
5.Согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом (решением);
6.Представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
7.Подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
8.Воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
9.Точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты обучения астрономии в средней школе
1.Получить представление о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов.
2.Узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических наблюдений люди научились измерять время и вести календарь.
3.Узнать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, и позднее, закон всемирного тяготения.
4.На примере использования закона всемирного тяготения получить представление о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля-Луна, и эволюцию этой системы в будущем.
5.Узнать о современном представлении в строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астеройдов, комет, метеоройдов и нового класса небесных тел карликовых планет.
6.Получить представление о методах астрофизических исследований и законах физики, которые используются для изучения физических свойств небесных тел.
7.Узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.
8.Узнать, как определяют основные характеристики звёзд и об источниках их энергии; о необычности свойств белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают звёзды.
9.Узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы.
10.Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать, как в звёздах образуются тяжёлые химические элементы.
11.Узнать, как устроена наша Галактика – Млечный путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть сквозь толщу межзвёздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной дыры.
12.Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазарах, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения.
13.Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.
14.Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о нестационарности и расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии.
15.Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и её связь с тёмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения.
16.Узнать об открытии экзопланет – планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.
17.Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца, солнечную активность и её зависимость от времени.
3.Содержание учебного предмета «Астрономия»
11 класс, базовый уровень
Введение в астрономию (1 час)
Строение и масштабы Вселенной, современные наблюдения.
Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.
Лабораторный практикум:
1.Оценивание расстояний и размеров объектов во Вселенной.
Астрометрия (5 часов)
Звёздное небо.
Звёзды и созвездия северного полушария Земли. Небесные координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных координат.
Видимое движение планет и Солнца.
Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике.
Движение Луны и затмения. Фазы луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений.
Время и календарь.
Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования. Юлианский и григорианский календари.
Лабораторный практикум:
2.Построение графических моделей небесной сферы.
3.Исследование суточного видимого движения Солнца.
Небесная механика (3 часа)
Гелиоцентрическая система мира.
Представления о строении Солнечной системы в античные времена и средневековье. Доказательства движения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек.
Законы Кеплера.
Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.
Космические скорости.
Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А.Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.
Межпланетные перелёты.
Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.
Луна и её влияние на Землю.
Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.
Лабораторный практикум:
4.Исследование движения искусственных спутников Земли.
Строение Солнечной системы (7 часов)
Современные представления о Солнечной системе.
Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и пояс Койпера. Размеры тел Солнечной системы.
Планета Земля.
Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли.
Планеты земной группы.
Исследование Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса.
Планеты-гиганты.
Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов.
Планеты-карлики и их свойства.
Малые тела Солнечной системы.
Природа и движение астеройдов. Специфика движения групп астеройдов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов. Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Лабораторный практикум:
5.Изучение вулканической активности на спутнике Юпитера Ио.
Практическая астрофизика и физика Солнца, звёзды (7 часов)
Методы астрофизических исследований.
Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов и радиоинтерферометров.
Солнце.
Основные характеристики Солнца. Определения массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу.
Внутреннее строение Солнца.
Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода. Перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдение потока нейтрино от Солнца.
Основные характеристики звёзд.
Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы. Диаграмма «Спектр-светимость», связь между массой и светимостью звёзд.
Внутреннее строение звёзд.
Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов.
Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры.
Строение звёзд белых карликов и предел на их массу – предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры.
Двойные, кратные и переменные звёзды.
Наблюдение двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций цефеид. Цефеиды – маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик.
Новые и сверхновые звёзды.
Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащими звёзду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды – вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции – вспышка сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд.
Эволюция звёзд, их рождение жизнь и смерть.
Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд. Гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд, проверка теории эволюции звёзд.
Лабораторный практикум:
6.Построение диаграммы Герцшпрунга-Рессела и её анализ.
Млечный путь и другие галактики (6 часов)
Газ и пыль в Галактике.
Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные туманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.
Рассеянные и шаровые звёздные скопления.
Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактике и обнаружение в центре Галактике сверхмассивной чёрной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдение космических лучей и их связь с взрывами сверхновых звёзд.
Галактики.
Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактики. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них.
Закон Хаббла.
Вращение галактик и тёмная материя в них.
Активные галактики и квазары.
Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр в них.
Скопления галактик.
Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения скоплений галактик.
Лабораторный практикум:
7.Оценивание формы Галактики методом «звёздных черпков».
Строение и эволюция Вселенной (2 часа)
Конечность и бесконечность Вселенной – парадоксы классической космологии.
Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрическими свойствами пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.
Расширяющаяся Вселенная.
Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение. Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение – излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.
Лабораторный практикум:
8.Определение скорости удаления галактик по их спектрам.
Современные проблемы астрономии (3 часа)
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия.
Наблюдение сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы всемирного отталкивания.
Обнаружение планет возле других звёзд.
Наблюдения за движением звёзд и определение масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них.
Поиски жизни и разума во Вселенной.
Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.
Лабораторный практикум:
9.Оценивание возможности наличия жизни на экзопланетах.
Наблюдения – внеурочное время (дома)
Наблюдения невооружённым взглядом за звёздным небом, Луной, планетами.
4.Поурочно-тематическое планирование
Предмет «Астрономия» 11 класс (34 часа)
Номер урока | Дата изучения | Тема урока | Количество часов | Содержание | Виды контроля, измерители | ДЗ |
план | факт |
Введение в астрономию, 1 час. |
1 | | | Астрономия наука о Вселенной. | 1 | Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Чем было вызвано развитие астрономии, её основные этапы. Структура и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной. | ЛС | §1, 2; П-1 |
Личностные: формирование мотивации в изучении наук о природе, убеждённости в возможности познания природы, уважения к творцам науки и техники, гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну. Метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять познавательную цель; выделять сходства естественных наук, различия между теоретическими и эмпирическими методами исследования. Предметные: научиться объяснять роль астрономии в жизни человека и её значение в системе естественных наук; уметь формулировать предмет изучения астрономии; знать основные методы изучения Вселенной. |
Тема 1. Астрометрия, 5 часов. |
2 | | | Звёздное небо. | 1 | Звёздное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия и самые яркие звёзды, наблюдаемые в северном полушарии Земли. | ЛС | §3 |
Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, использование приобретённых знаний в повседневной жизни. Метапредметные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что ещё неизвестно; выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, следовать алгоритму деятельности. Предметные: научиться объяснять значения понятий "созвездие", "звёздная величина"; уметь находить звёзды и созвездия на небе с помощью карты звёздного неба. |
3 | | | Небесные координаты. | 1 | Небесный экватор и небесный меридиан. Горизонтальные и экваториальные координаты. Кульминации светил. | ЛС | §4; П-2 |
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование устойчивой мотивации к обучению. Метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; осознавать самого себя как движущую силу, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; системно мыслить, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач. Предметные: уметь изображать основные круги, линии и точки небесной сферы; знать определения понятий «небесная сфера», «кульминация»; уметь формулировать отличия между горизонтальной и экваториальной системами координат. |
4 | | | Видимое движение планет и Солнца. | 1 | Эклиптика. Точка весеннего равноденствия. Движение Солнца по эклиптике. | ЛС | §5; П-3 |
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению, приобретению новых знаний, умений, навыков, способов деятельности. Метапредметные: осознанно планировать и регулировать свою деятельность, выявлять проблемы, владеть устной и письменной речью; формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что ещё неизвестно; самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять различные явления на основе физической теории. Предметные: научиться объяснять значение понятия "эклиптика"; уметь различать прямое и попятное движение планет и формулировать причины такого движения; уметь описывать путь Солнца среди звёзд в течение года. |
5 | | | Движения Луны и затмения. | 1 | Синодический месяц. Узлы лунной орбиты. Затмения и их предсказания. Сарос. | ЛС | §6 |
Личностные: формирование мотивации в изучении наук о природе, убеждённости в возможности познания природы и применимости изучаемых законов к важнейшим областям деятельности человеческого общества. Метапредметные: осознанно планировать и регулировать свою деятельность, выявлять проблемы, владеть устной и письменной речью; формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять различные явления на основе физической теории. Предметные: научиться объяснять значение понятий «фаза Луны», «солнечное затмение», «сарос», «лунное затмение»; научиться формулировать причины солнечных и лунных затмений; уметь объяснять разницу между синодическим и сидерическим месяцем. |
6 | | | Время и календарь. | 1 | Солнечное и звёздное время. Лунный и солнечный календари. Юлианский и григорианский календари. | ЛС, СР «Астрометрия» | §7 |
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; осознавать самого себя как движущую силу, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; системно мыслить, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач. Предметные: уметь формулировать различия между звёздным и солнечным временем; знать устройство лунных и солнечных календарей; научиться объяснять различия между юлианским и григорианским календарём. |
Тема 2. Небесная механика, 3 часа. |
7 | | | Системы мира. | 1 | Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Петлеобразное движение планет. Доказательства движения Земли вокруг Солнца. Годичный параллакс звёзд. | ЛС | §8 |
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, и устойчивого познавательного интереса к изучению естественных наук. Метапредметные: формировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; искать и выделять необходимую информацию, следовать алгоритму деятельности; применять знания из других предметных областей. |
| | | Предметные: научиться объяснять особенности геоцентрической и гелиоцентрической систем мира; уметь доказывать движение Земли вокруг Солнца; научиться объяснять значение понятий «параллакс», «парсек». | | |
8 | | | Законы Кеплера и движение планет. | 1 | Конфигурации планет. Законы Кеплера. Теория возмущений и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел. | ЛС | §9 |
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем; овладение научным подходом к решению различных задач; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выполнять действия по образцу, оценивать и корректировать действия в соответствии с эталоном; искать информацию, формировать смысловое чтение, закреплять и при необходимости корректировать изученные способы действий, понятий и алгоритмов. Предметные: уметь формулировать законы движения планет; записывать условие и решение количественных задач по составленному алгоритму. |
9 | | | Космические скорости и межпланетные перелёты. | 1 | Первая и вторая космические скорости. Оптимальная полуэллиптическая орбита космического аппарата для планеты. Время полёта к планете. | ЛС | §10-11; П-4 |
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем; овладение научным подходом к решению различных задач; формирование мотивации в изучении наук о природе, убеждённости в возможности познания природы, уважения к творцам науки и техники, гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну. Метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выполнять действия по образцу, оценивать и корректировать действия в соответствии с эталоном; искать информацию, формировать смысловое чтение, закреплять и при необходимости корректировать изученные способы действий, понятий и алгоритмов. Предметные: уметь рассчитывать первую и вторую космическую скорости на основе закона всемирного тяготения; научиться объяснять значение понятий «оптимальная траектория полёта», «время полёта к планете». |
Тема 3. Строение Солнечной системы, 7 часов. |
10 | | | Современные представления о составе и строении Солнечной системы. | 1 | Состав Солнечной системы. Отличия планет земной группы и планет-гигантов. Карликовые планеты и малые тела Солнечной системы. Пояс Койпера и облако комет Оорта. | СР «Движение планет», ЛС | §12 |
Личностные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству. Метапредметные: сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее целью; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с взрослыми. Предметные: уметь описывать состав Солнечной системы; уметь объяснять отличия планет земной группы и планет-гигантов; знать, что такое пояс Койпера и облако Оорта и каков их состав. |
11 | | | Планета Земля. | 1 | Форма Земли, её внутреннее строение и атмосфера. Парниковый эффект и его влияние на климат Земли. | ЛС | §13 |
Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, использование приобретённых знаний в повседневной жизни; формирование навыков обобщения и систематизации теоретического материала. Метапредметные: формировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что ещё неизвестно; выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; применять знания из других предметных областей. Предметные: уметь описывать внутреннее строение Земли и состав её атмосферы; научиться объяснять связь смены сезонов года и наклона земной оси, влияние парникового эффекта на климат Земли, роль магнитосферы Земли в защите биосферы от космического излучения. |
12 | | | Луна и её влияние на Землю. | 1 | Формирование поверхности Луны. Приливы и отливы на Земле, их влияние на движение Земли и Луны. Прецессия земной оси вращения и движение точки весеннего равноденствия. | ЛС | §14 |
Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; формирование навыков обобщения и систематизации теоретического материала. Метапредметные: формировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что ещё неизвестно; выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, следовать алгоритму деятельности. Предметные: научиться объяснять природу приливов и отливов на Земле; уметь объяснять значение понятия «прецессия земной оси» и объяснять это явление. |
13 | | | Планеты земной группы. | 1 | Физические свойства Меркурия, Венеры и Марса. Исследование планет земной группы космическими аппаратами. | ЛС | §15 |
Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; формирование навыков обобщения и систематизации теоретического материала. Метапредметные: формировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что ещё неизвестно; выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, следовать алгоритму деятельности. Предметные: уметь описывать особенности физической природы планет земной группы; уметь формулировать сходства и различия планет земной группы и научиться их объяснять. |
14 | | | Планеты-гиганты и планеты-карлики. | 1 | Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов. Планеты-карлики. | ЛС | §16; П-5 |
Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; формирование навыков обобщения и систематизации теоретического материала. |
| | | Метапредметные: формировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что ещё неизвестно; выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, следовать алгоритму деятельности. Предметные: уметь описывать физические свойства планет-гигантов; уметь объяснить природу колец вокруг планет-гигантов; знать, что представляют собой и где находятся планеты-карлики. | | |
15 | | | Малые тела Солнечной системы. | 1 | Физическая природа астеройдов и комет. Пояс Койпера и облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов. | ЛС СР «Планеты» | §17 |
Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; формирование навыков обобщения и систематизации теоретического материала. Метапредметные: формировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что ещё неизвестно; выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, следовать алгоритму деятельности. Предметные: уметь описывать физические свойства астероидов и комет; уметь формулировать разницу между метеорами, метеоройдами, метеоритами и болидами. |
16 | | | Современные представления о происхождении Солнечной системы. | 1 | Теории о происхождении Солнечной системы и её объектов. | ЛС | §18 I п/г |
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование навыков самоанализа и самоконтроля. Метапредметные: слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи. Предметные: научиться объяснять формирование Солнца и планет на основе современных представлений о происхождении Солнечной системы. |
Тема 4. Практическая астрофизика и физика Солнца, звёзды, 7 часов. |
17 | | | Методы астрофизических исследований. | 1 | Принцип действия и устройство телескопов: рефракторов и рефлекторов. Радиотелескопы и радиоинтерферометры. | ЛС | §19 |
Личностные: формирование умения вести диалог с учителем и одноклассниками на основе равноправных отношений и взаимного уважения; осознание ценности научных знаний для объяснения явлений окружающего мира. Метапредметные: выявлять проблему, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; выделять и осознавать то, что уже усвоено в курсе астрономии и что ещё подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения материала; анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, структурировать знания. Предметные: научиться объяснять устройство рефрактора и рефлектора; знать принцип действия радиотелескопа; уметь объяснять значение понятия «разрешающая способность». |
18 | | | Солнце – ближайшая к нам звезда. | 1 | Определение основных характеристик Солнца. Строение солнечной атмосферы. Законы излучения абсолютно чёрного тела. Температура фотосферы и солнечные пятна. Солнечная активность, её влияние на климат и биосферу Земли. | ЛС | §20 |
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; использование приобретённых знаний для объяснения явлений, наблюдаемых в повседневной жизни. Метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, добывать недостающую информацию с помощью вопросов; осознавать самого себя как движущую силу, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, составлять план решения задачи, самостоятельно исправлять ошибки; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, выделять и классифицировать существенные характеристики объекта. Предметные: уметь описывать строение и состав солнечной атмосферы; научиться объяснять значение понятия «солнечная активность» и её влияние на процессы на Земле. |
19 | | | Внутреннее строение и источник энергии Солнца. | 1 | Расчёт температуры внутри Солнца. Термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца. Наблюдения солнечных нейтрино. | ЛС | §21 |
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Метапредметные: использовать адекватные языковые средства для отображения информации в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки; осознавать самого себя как движущую силу, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; объяснять физические процессы, связи и отношения, выявляемые в процессе изучения данной темы. Предметные: уметь описывать внутреннее строение Солнца; знать, что термоядерные реакции являются источником солнечной энергии; научиться объяснять значение исследований солнечных нейтрино. |
20 | | | Основные характеристики звёзд. | 1 | Определение основных характеристик звёзд. Спектральная классификация звёзд. Диаграмма «спектр-светимость» и распределение звёзд на ней. Связь массы со светимостью звёзд главной последовательности. Звёзды: красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики. | ЛС | §22-23; П-6 |
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; осознавать самого себя как движущую силу, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; системно мыслить, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач. Предметные: научиться объяснять связь между звёздной величиной и светимостью звезды; уметь описывать спектральные классы звёзд; уметь пользоваться диаграммой «спектр-светимость»; уметь описывать строение звёзд главной последовательности, гигантов и сверхгигантов. |
21 | | | Различные типы и виды звёзд. | 1 | Особенности строения белых карликов предел Чандрасекара на их массу. Пульсары и нейтронные звёзды. Понятие чёрной дыры. Определение двойных звёзд и определение их масс. Пульсирующие переменные звёзды. Цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них. | ЛС | §24-25 |
Личностные: формирование устойчивой мотивации к приобретению новых знаний и практических умений. Метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планировать и прогнозировать результат; анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, структурировать знания. Предметные: научиться описывать строение белых карликов, нейтронных звёзд, пульсаров и чёрных дыр; уметь формулировать определение понятий «двойные звёзды», «кратные звёзды», «затменно-переменные звёзды», «пульсирующие переменные звёзды». |
22 | | | Новые и сверхновые звёзды. | 1 | Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд. Свойства остатков взрывов сверхновых звёзд. | ЛС | §26 |
Личностные: формирование мотивации в изучении наук о природе, убеждённости в возможности познания природы. Метапредметные: осознанно планировать и регулировать свою деятельность, выявлять проблемы, владеть устной и письменной речью; формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять различные явления на основе физической теории. Предметные: знать определение понятий «новая звезда», «сверхновая звезда»; уметь объяснять причины вспышек новых и сверхновых звёзд; уметь формулировать различия сверхновых первого и второго типа. |
23 | | | Эволюция звёзд. | 1 | Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме «спектр-светимость». Гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды-компаньона. Гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений. | ЛС СР «Солнце и звёзды» | §27 |
Личностные: формирование умения вести диалог с учителем и одноклассниками на основе равноправных отношений и взаимного уважения; осознание ценности научных знаний для объяснения явлений окружающего мира. Метапредметные: выявлять проблему, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; выделять и осознавать то, что уже усвоено в курсе физики и что ещё подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения материала; анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, структурировать знания. Предметные: уметь формулировать определение понятия "протозвезда"; научиться описывать эволюцию звёзд; знать, как определяют возраст звёздного скопления. |
Тема 5. Млечный Путь и другие галактики, 6 часов. |
24 | | | Газ и пыль в галактике. | 1 | Наблюдаемые характеристики диффузных и отражательных туманностей, распределение их вблизи плоскости Галактики. Спиральная структура Галактики. | ЛС | §28 |
Личностные: формирование устойчивого интереса к изучению нового материала. Метапредметные: слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что ещё неизвестно; самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи. Предметные: научиться объяснять причины свечения диффузных туманностей; знать, как образуются отражательные туманности. |
25 | | | Рассеянные и шаровые звёздные скопления. | 1 | Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике. | ЛС | §29 |
Личностные: формирование мотивации в изучении наук о природе, убеждённости в возможности познания природы. Метапредметные: использовать адекватные языковые средства для отображения информации в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки; осознавать самого себя как движущую силу, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в процессе изучения данной темы. Предметные: уметь описывать строение рассеянных и шаровых звёздных скоплений. |
26 | | | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути. | 1 | Наблюдения за движением звёзд в центре Галактики. Оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд. | ЛС, П-7 | §30 |
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Метапредметные: выявлять проблему, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации для её разрешения; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения материала; анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать и обосновывать гипотезы. Предметные: знать, как обнаружили сверхмассивную чёрную дыру в центре Галактики. |
27 | | | Классификация галактик. | 1 | Типы галактик и их свойства. Красное смещение и определение расстояний до галактик. Закон Хаббла. Вращение галактик и содержание тёмной материи в них. | ЛС | §31; П-8 |
Личностные: формирование мотивации в изучении наук о природе, убеждённости в возможности познания природы. Метапредметные: использовать адекватные языковые средства для отображения информации в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки; осознавать самого себя как движущую силу, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в процессе изучения данной темы. Предметные: научиться описывать эллиптические, спиральные и неправильные галактики; уметь формулировать закон Хаббла; знать способы определения массы галактик. |
28 | | | Активные галактики и квазары. | 1 | Природа активности галактик. Природа квазаров. | ЛС | §32 |
Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; формирование навыков обобщения и систематизации теоретического материала. Метапредметные: слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи. Предметные: уметь объяснять природу активности галактик; научиться формулировать значение понятия «квазар» и уметь описывать его физическую природу. |
29 | | | Скопления галактик. | 1 | Природа скоплений галактик и роль тёмной материи в них. Межгалактический газ и рентгеновское излучение от него. Ячеистая структура распределения галактик и скоплений галактик во Вселенной. | ЛС СР «Галактики» | §33 |
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Метапредметные: формировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что ещё неизвестно; выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, следовать алгоритму своей деятельности. Предметные: уметь объяснять природу скоплений галактик, их рентгеновского излучения. |
Тема 6. Строение и эволюция Вселенной, 2 часа. |
30 | | | Вселенная и её расширение. | 1 | Связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс. Необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной. | ЛС | §34-35 |
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование убеждённости в применимости законов астрономии и физики к реальным явлениям. Метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; выполнять действия по образцу, оценивать и корректировать действия в соответствии с эталоном; системно мыслить, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач. Предметные: знать значение понятия «фотометрический парадокс»; уметь объяснять связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; знать необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной. |
31 | | | Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение. | 1 | Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной. Радиус и возраст Вселенной. | ЛС | §36 |
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Метапредметные: выявлять проблему, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации для её разрешения; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения материала; анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать и обосновывать гипотезы. Предметные: научиться формулировать значение понятий «горячая Вселенная», «метагалактика»; уметь описывать космологические модели Вселенной. |
Тема 7. Современные проблемы астрономии, 3 часа. |
32 | | | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. | 1 | Вклад тёмной энергии в массу Вселенной. Наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Природа силы всемирного отталкивания. | ЛС | §37 |
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Метапредметные: выявлять проблему, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации для её разрешения; выделять и осознавать то, что уже усвоено в курсе астрономии и что ещё подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения материала; анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать и обосновывать гипотезы. Предметные: научиться описывать явление ускоренного расширения Вселенной; знать, что учёные понимают под тёмной энергией; знать физический смысл космологической постоянной в уравнении Эйнштейна. |
33 | | | Обнаружение планет возле других звёзд. | 1 | Невидимые спутники у звёзд. Методы обнаружения экзопланет. Экзопланеты с условиями благоприятными для жизни. | ЛС, П-9 | §38 |
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Метапредметные: выявлять проблему, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации для её разрешения; выделять и осознавать то, что уже усвоено в курсе астрономии и что ещё подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения материала; анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать и обосновывать гипотезы. Предметные: уметь описывать методы обнаружения экзопланет. |
34 | | | Поиск жизни и разума во Вселенной. | 1 | Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной. Формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике. Поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им. | ЛС | |
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование навыков самоанализа и самоконтроля. Метапредметные: выявлять проблему, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации для её разрешения; выделять и осознавать то, что уже усвоено в курсе астрономии и что ещё подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения материала; анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать и обосновывать гипотезы. |
| | | Предметные: научиться формулировать проблемы поиска внеземных цивилизаций; уметь объяснять формулу Дрейка. | | |
Сокращения: ЛС – логическая схема урока (конспект); П – практикум.