СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 П.НОВОШАХТИНСКИЙ» МИХАЙЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
|
| «УТВЕРЖДАЮ» Директор ________ Н.В.Кухтинов «_____» _________2021 г. |
БАСКЕТБОЛ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
Возраст учащихся: 10-17 лет
Срок реализации программы: 3 года
Насыкина Анастасия
Григорьевна,
педагог дополнительного
образования
с. Новошахтинский
2021 г.
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы в том, что она направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по баскетболу, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.
Данная программа соответствует потребностям времени, так как учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительное количество желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования к занимающимся в процессе обучения. Программа даёт возможность детям на ранней стадии обучения приобщаться к здоровому образу жизни, обеспечивая тем самым всесторонний подход к воспитанию гармоничного человека средствами баскетбола.
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Уровень освоения - базовый.
Отличительные особенности программы в том, что предварительного отбора для зачисления на обучение не требуется, но обязательным является наличие медицинского заключения о допуске к занятиям. Программа направлена на разностороннее физическое развитие детей, выявление одаренных детей.
Адресат программы – учащиеся 10-17 лет.Особенности организации образовательного процесса
К обучению допускаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Количество обучающихся в группах не должно превышать 20 человек.
Режим занятий: 2 академических часа, 3 раза в неделю.
При отсутствии мест для зачисления в группы первого года обучения допускается прием учащихся на второй или третий год обучения при условии выполнения тестирования.
Срок обучения по программе – 3 года, количество часов в год – 216,
за 3 года обучения – 648.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы:
Физическое воспитание учащихся, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом; формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи программы:
Воспитательные:
Воспитать позитивное отношение к здоровому и безопасному образу жизни.
Воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки.
Воспитать дисциплинированность.
Развивающие:
1. Развить начальные умения и навыки в выполнении физических упражнений.
2. Развить двигательные качества.
3. Развить специальные физические качества, необходимые баскетболисту.
Обучающие:
1. Обучить начальным знаниям в области физической культуры и спорта, в частности баскетболе.
2. Обучить правилам игры в баскетбол.
3. Обучить техническим приемам и тактическим действиям в баскетболе.
1.3 Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика |
| |||
1 | Знакомство с программой | 2 | 1 | 1 |
| |
1.1 | Знакомство с местом проведения занятий | 2 | 1 | 1 | Наблюдение | |
2 | Общая физическая подготовка | 91 | 6 | 85 | Тестирование | |
2.1 | Общеподготовительные упражнения. Строевые упражнения | 11 | 1 | 10 | Наблюдение | |
2.2 | Упражнения для мышц рук и плечевого пояса | 16 | 1 | 15 | Наблюдение | |
2.3 | Упражнения для мышц ног
| 16 | 1 | 15 | Наблюдение | |
2.4 | Упражнения для мышц шеи и туловища | 16 | 1 | 15 | Наблюдение | |
2.5 | Упражнения для всех групп мышц | 16 | 1 | 15 | Наблюдение | |
2.6 | Легкоатлетические упражнения
| 16 | 1 | 15 | Наблюдение | |
3 | Специальная физическая подготовка | 53 | 10 | 43 | Тестирование | |
3.1 | Упражнения для развития силы | 5 | 1 | 4 | Наблюдение | |
3.2 | Упражнения для развития быстроты | 5 | 1 | 4 | Наблюдение | |
3.3 | Упражнения для развития гибкости | 4 | 1 | 3 | Наблюдение | |
3.4 | Упражнения для развития ловкости | 6 | 1 | 5 | Наблюдение | |
3.5 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств | 6 | 1 | 5 | Наблюдение | |
3.6 | Упражнения для развития выносливости | 6 | 1 | 5 | Наблюдение | |
3.7 | Упражнения для развития быстроты в баскетболе | 7 | 1 | 6 | Наблюдение | |
3.8 | Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска | 5 | 1 | 4 | Наблюдение | |
3.9 | Упражнения для развития игровой ловкости | 4 | 1 | 3 | Наблюдение | |
3.10 | Упражнения для развития специальной выносливости | 5 | 1 | 4 | Наблюдение | |
4 | Технико-тактическая подготовка | 70 | 4 | 66 | Наблюдение | |
4.1 | Техническая подготовка | 42 | 2 | 40 | Наблюдение | |
4.2. | Тактическая подготовка | 28 | 2 | 26 | Наблюдение | |
| Итого: | 216 | 17 | 199 |
|
Содержание учебного плана 1 года обучения
Раздел: Знакомство с программой
Тема: Знакомство с местом проведения занятий
Теория. Правила поведения в спортивном зале, техника безопасности на занятиях.
Практика. Формирование группы, введение в программу. Подвижная игра.
Раздел: Общая Физическая подготовка
Тема: Общеподготовительные упражнения. Строевые упражнения
Теория. Значение физической культуры для укрепления здоровья, физического развития. Изучение понятий: шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция.
Практика. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй.
Тема: Упражнения для мышц рук и плечевого пояса
Теория. Гигиенические требования к занимающимся спортом.
Практика. Сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лёжа), а также во время ходьбы и бега.
Тема: Упражнения для мышц ног
Теория. Влияние физических упражнений на организм спортсмена.
Практика. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах, прыжки.
Тема: Упражнения для мышц шеи и туловища
Теория. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте.
Практика. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лёжа на спине; из положения лёжа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лёжа, сидя в положении виса; различные сочетания этих движений.
Тема: Упражнения для всех групп мышц
Теория. Физические упражнения как средство физической культуры.
Практика. Упражнения с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами.
Тема: Легкоатлетические упражнения
Теория. Основные средства легкой атлетики. Виды легкой атлетики.
Практика. Челночный бег, упражнения для развития прыгучести. Упражнения с отягощением (выпрыгивание, приседания, броски набивного мяча)
Раздел: Специальная физическая подготовка
Тема: Упражнения для развития силы
Теория. Изучение упражнений для развития силы.
Практика. Выполнение упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнёра. Переноска и перекладывание груза. Лазание по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке.
Тема: Упражнения для развития быстроты
Теория. Основы техники бега.
Практика. Бег на разные дистанции. Бег за лидером (более быстрый спортсмен). Бег с отягощением с задачей догнать партнёра. Выполнение общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Тема: Упражнения для развития гибкости
Теория. Значение гибкости для опорно-двигательного аппарата.
Практика. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнёра (пассивные наклоны, отведение ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, за спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Тема: Упражнения для развития ловкости
Теория. Виды ловкости.
Практика. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперёд, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперёд в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках ан лыжах с гор. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и не подвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.
Тема: Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
Теория. Понятие скоростно-силовых качеств.
Практика. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.
Тема: Упражнения для развития выносливости
Теория. Причины переутомления.
Практика. Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол.
Тема: Упражнения для развития быстроты в баскетболе
Теория. Средства для развития быстроты.
Практика. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 20 метров из различных положений (сидя, стоя, лёжа) лицом, боком и спиной вперёд. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнёром, в соревновании с партнёром за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперёд, челночный бег, с поворотом).
Тема: Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска
Теория. Виды баскетбольных бросков.
Практика. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лёжа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнёр. Из упора лёжа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Имитация броска с отягощением. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положение лёжа на спине на скамейке. Метание мячей различного веса и объёма (теннисного, хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1 – 5 кг) на точность, дальность, быстроту. Удары по летящему мячу волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через верёвочку на точность попадания в цель. Падение на руки вперёд, в стороны с места и с прыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку.
Тема: Упражнения для развития игровой ловкости
Теория. Значение ловкости в баскетболе.
Практика.Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с падением в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену с последующей ловлей. Ловля мяча от стены после поворота, приседа , прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперёд и вверх с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полёта (сохранить вертикальное положение туловища). Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнёра. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии). Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещение партнёров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.
Тема: Упражнения для развития специальной выносливости
Теория. Средства развития специальной выносливости.
Практика. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлинённым временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).
Раздел: Технико-тактическая подготовка
Тема: Техническая подготовка
Теория. Правила игры в баскетбол. Основные сведения о технике игры.
Практика. Упражнения без мяча. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком. Передвижение в стойке баскетболиста. Прыжок толчком двух ног. Прыжок толчком одной ноги. Повороты вперед, назад.Ловля мяча двумя руками на месте. Передача двумя руками сверху. Передача двумя руками от плеча с (отскоком). Передача двумя руками
с места. Передача одной рукой с места. Ведение мяча с высоким, низким отскоком. Игра с заданными действиями.
Тема: Тактическая подготовка
Теория. Правила игры в баскетбол. Нападение и защита в баскетболе.
Практика. Защитные действия при опеке игрока без мяча. Защитные действия при опеке игрока с мячом. Выход на получение мяча. Противодействие получению мяча. Розыгрыш мяча. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв. Командные действия в защите. Командные действия в нападении. Игра с заданными действиями.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Обучающийся будет относиться к физической культуре, как явлению культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств
У обучающегося будет сформирована коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста.
Метапредметные результаты:
Обучающийся будет знать основы самоконтроля, самооценки.
Обучающийся приобретёт умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в процессе занятий.
Предметныерезультаты:
Обучающийся будет знать основные правила игры в баскетбол.
Обучающийся будет уметьотбирать физические упражнения для самостоятельных занятий.
Обучающийся будет владеть основами технических, тактических действий игры в баскетбол.
Учебный план 2 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика |
| ||
1 | Техника безопасности на занятиях | 2 | 1 | 1 |
|
1.1 | Подвижные игры | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
2 | Общая физическая подготовка | 76 | 4 | 72 |
|
2.1 | Общеподготовительные упражнения. Строевые упражнения | 6 | - | 6 | Наблюдение |
2.2 | Упражнения для мышц рук и плечевого пояса | 14 | 1 | 13 | Наблюдение |
2.3 | Упражнения для мышц ног
| 14 | 1 | 13 | Наблюдение |
2.4 | Упражнения для мышц шеи и туловища | 14 | 1 | 13 | Наблюдение |
2.5 | Упражнения для всех групп мышц | 14 | 1 | 13 | Наблюдение |
2.6 | Легкоатлетические упражнения
| 14 | - | 14 | Наблюдение |
3 | Специальная физическая подготовка | 58 | 10 | 48 |
|
3.1 | Упражнения для развития силы | 6 | 1 | 5 | Наблюдение |
3.2 | Упражнения для развития быстроты | 5 | 1 | 4 | Наблюдение |
3.3 | Упражнения для развития гибкости | 4 | 1 | 3 | Наблюдение |
3.4 | Упражнения для развития ловкости | 6 | 1 | 5 | Наблюдение |
3.5 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств | 7 | 1 | 6 | Наблюдение |
3.6 | Упражнения для развития выносливости | 7 | 1 | 6 | Наблюдение |
3.7 | Упражнения для развития быстроты в баскетболе | 8 | 1 | 7 | Наблюдение |
3.8 | Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска | 5 | 1 | 4 | Наблюдение |
3.9 | Упражнения для развития игровой ловкости | 5 | 1 | 4 | Наблюдение |
3.10 | Упражнения для развития специальной выносливости | 5 | 1 | 4 | Наблюдение |
4 | Технико-тактическая подготовка | 80 | 4 | 76 |
|
4.1 | Техническая подготовка |
|
|
| Наблюдение |
4.2. | Тактическая подготовка | 50 | 2 | 48 | Наблюдение |
| Итого: | 216 | 19 | 197 |
|
Содержание учебного плана 2 года обучения
Раздел: Техника безопасности на занятиях
Тема: Подвижные игры
Теория. Виды подвижных игр.
Практика. Подвижная игра.
Раздел: Общая Физическая подготовка
Тема: Общеподготовительные упражнения. Строевые упражнения
Практика. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчёт по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.
Тема: Упражнения для мышц рук и плечевого пояса
Теория. Техника выполнения упражнений.
Практика.Сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лёжа), а также во время ходьбы и бега.
Тема: Упражнения для мышц ног
Теория. Техника выполнения упражнений.
Практика. Прыжки через линию, на двух ногах. Прыжки через линию на одной ноге. Семенящий бег. Приседы на двух и одной ноге с различными движениями руками. Круговые движения стопой и ногой. Повороты ноги внутрь и наружу. Упражнения в статических положениях, в равновесиях.
2.4 Тема: Упражнения для мышц шеи и туловища
Теория. Техника выполнения упражнений.
Практика. Наклоны вперед, назад, в стороны из различных исходных положений ног, с различными движениями руками. Дополнительные движения туловищем (пружинящие) вперед, в стороны.Круговые движения туловищем.Из положения лежа на животе прогибания в различных условиях опоры.Из положения лежа на спине поднимание туловища, не отрывая ног от пола; поднимание ног и туловища до прямого угла сидя.Наклоны головы вперед, назад, в стороны.Повороты головы налево, направо.Круговые движения головой.
2.5 Тема: Упражнения для всех групп мышц
Теория. Влияние физических упражненийна поддержание здоровой осанки.
Практика. Движения руками с одновременным наклоном туловища вперед, назад, в сторону и выпадом вперед (в сторону, назад).Поднимание рук вперед (вверх, назад) с наклоном вперед и приседанием.Круговое движение туловища с подниманием рук вверх и поочередным сгибанием и разгибанием ног (при наклоне туловища вправо сгибать левую ногу, а при наклоне влево – правую ногу).В упоре лежа сгибание и разгибание рук с одновременным подниманием и опусканием ноги. Волнообразное движение телом (движение начинается руками, затем продолжается туловищем и ногами).Мост из положения лежа на спине и наклоном назад, стоя спиной к гимнастической стенке с помощью партнера и самостоятельно.
2.6 Тема: Легкоатлетические упражнения
Теория.Характеристика легкоатлетических упражнений.
Практика. Ходьба. Бег гладкий (на стадионе), с препятствиями, эстафетный.Легкоатлетические прыжки.
3Раздел: Специальная физическая подготовка
3.1 Тема: Упражнения для развития силы
Теория. Виды упражнений со штангой.
Практика. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. Работа с блинами от штанги.
3.2 Тема: Упражнения для развития быстроты
Теория. Техника бега.
Практика. Повторный бег по дистанции 30 до 100 м., со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег на разные дистанции. Бег за лидером (более быстрый спортсмен). Бег с отягощением с задачей догнать партнёра. Ускорения, рывки на отрезках до 40м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед.
3.3 Тема: Упражнения для развития гибкости
Теория. Виды упражнений для развития гибкости.
Практика. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнёра (пассивные наклоны, отведение ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, за спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
3.4 Тема: Упражнения для развития ловкости
Теория. Игровая ловкость.
Практика. Подбрасывание и ловля теннисного мяча в ходьбе, беге, после поворота, кувырков. Ловля мяча от стены, после поворота, прыжка. Ведение мяча с ударом о скамейку, ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперёд, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. равновесии на гимнастической скамейке, бревне; ведение с перепрыгиванием препятствий. Метание мячей в подвижную и не подвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.
3.5 Тема: Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
Теория. Скоростно-силовые качества.
Практика. Бег с высоким подниманием бедра. Варианты: держа руки за спиной; расставляя ноги широко. Темп средний и быстрый - 3 х 20 м. Старты из упора присев с отставлением ноги назад или в сторону. Вариант: без опоры руками. Выполнять быстро - 3 х 20 м.Бег из различных стартовых положений. Варианты: сидя; сидя со скрещенными ногами; сидя спиной к направлению бега. Выполнять быстро - 2 х 20 м.Бег после касания ногой подвешенного мяча. Варианты: достать в прыжке; бег вправо, влево, назад - 3 х 20 м.Бег приставными шагами. Вариант: высоко поднимая колени. Темп средний и быстрый - 4 х 15 м.Бег скрестными шагами по прямой. Темп средний - 4 х 20 м. Бег "змейкой". Варианты: изменив кривизну поворота; догоняя партнера. Темп средний и быстрый - 3 х 20 м.Догнать партнера, стартующего впереди на 2-3 м, - 3 х 20 м.
3.6. Тема: Упражнения для развития выносливости
Теория. Причины, признаки переутомления.
Практика. Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол.
3.7. Тема: Упражнения для развития быстроты в баскетболе
Теория. Техника выполнения упражнений.
Практика. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 20 метров из различных положений (сидя, стоя, лёжа) лицом, боком и спиной вперёд. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнёром, в соревновании с партнёром за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперёд, челночный бег, с поворотом).
3.8. Тема: Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска
Теория. Виды баскетбольных бросков.
Практика. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лёжа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнёр. Из упора лёжа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Имитация броска с отягощением. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положение лёжа на спине на скамейке. Метание мячей различного веса и объёма (теннисного, хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1 – 5 кг) на точность, дальность, быстроту. Удары по летящему мячу волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через верёвочку на точность попадания в цель. Падение на руки вперёд, в стороны с места и с прыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку.
Тема: Упражнения для развития игровой ловкости
Теория. Комбинированные упражнения.
Практика.Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с падением в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену с последующей ловлей. Ловля мяча от стены после поворота, приседа , прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперёд и вверх с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полёта (сохранить вертикальное положение туловища). Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнёра. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии). Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещение партнёров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.
3.10. Тема: Упражнения для развития специальной выносливости
Теория. Средства развития специальной выносливости.
Практика. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлинённым временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).
4.Раздел: Технико-тактическая подготовка
4.1 Тема: Техническая подготовка
Теория. Приемы игры. Правила игры в баскетбол. Остановка. Ловля мяча. Передача мяча.
Практика. Остановка прыжком. Остановка двумя шагами. Ловля мяча двумя руками в движении, в прыжке, при встречном движении. Ловля мяча одной рукой на месте. Передача двумя руками в движении, в прыжке. Передача одной рукой сверху, от плеча (с отскоком). Передача одной рукой в движении. Ведение мяча на месте, по прямой, по дугам, по кругам, зигзагом.
Тема: Тактическая подготовка
Теория. Правила игры в баскетбол. Защита. Нападение.
Практика. Система личной защиты. Защитные действия при опеке игрока без мяча. Противодействие получению, розыгрышу мяча. Защитные действия при опеке игрока с мячом. Перехват мяча. Быстрый прорыв. Командные действия в защите. Командные действия в нападении. Игра с заданными действиями.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Обучающийся будет относиться к физической культуре, как явлению культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств.
У обучающегося будет сформирована коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста.
Метапредметные результаты:
Обучающийся будет знать основы самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся приобретёт умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в процессе занятий.
Предметные результаты:
Обучающийся будет знать правила игры в баскетбол.
Обучающийся будет уметь отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных занятий.
Обучающийся будет владеть основами технических, тактических действий, приёмами игры баскетбол, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности.
Учебный план 3 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика |
| |||
1 | Техника безопасности на занятиях | 2 | 1 | 1 |
| |
1.1 | Тренировочная игра | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
2 | Общая физическая подготовка | 60 | 3 | 57 | тестирование | |
2.1 | Общеподготовительные упражнения. Строевые упражнения | 3 | - | 3 | наблюдение | |
2.2 | Упражнения для мышц рук и плечевого пояса | 11 | - | 11 | наблюдение | |
2.3 | Упражнения для мышц ног
| 12 | 1 | 11 | наблюдение | |
2.4 | Упражнения для мышц шеи и туловища | 12 | 1 | 11 | наблюдение | |
2.5 | Упражнения для всех групп мышц | 12 | 1 | 11 | наблюдение | |
2.6 | Легкоатлетические упражнения
| 10 | - | 10 | наблюдение | |
3 | Специальная физическая подготовка | 64 | 7 | 57 |
| |
3.1 | Упражнения для развития силы | 7 | 1 | 6 | наблюдение | |
3.2 | Упражнения для развития быстроты | 6 | 1 | 5 | наблюдение | |
3.3 | Упражнения для развития гибкости | 3 | - | 3 | наблюдение | |
3.4 | Упражнения для развития ловкости | 7 | - | 7 | наблюдение | |
3.5 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств | 7 | 1 | 6 | наблюдение | |
3.6 | Упражнения для развития выносливости | 7 | 1 | 6 | наблюдение | |
3.7 | Упражнения для развития быстроты в баскетболе | 8 | 1 | 7 | наблюдение | |
3.8 | Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска | 7 | - | 7 | наблюдение | |
3.9 | Упражнения для развития игровой ловкости | 6 | 1 | 5 | наблюдение | |
3.10 | Упражнения для развития специальной выносливости | 6 | 1 | 5 | наблюдение | |
4 | Технико-тактическая подготовка | 90 | 6 | 84 | тестирование | |
4.1 | Техническая подготовка | 40 | 3 | 37 | наблюдение | |
4.2. | Тактическая подготовка | 50 | 3 | 47 | наблюдение | |
| Итого: | 216 | 17 | 199 |
|
Содержание учебного плана 3 года обучения
Раздел: Техника безопасности на занятиях
Тема: Тренировочная игра
Теория. Правила поведения в спортивном зале, техника безопасности на занятиях.
Практика. Игра с заданными действиями.
Раздел: Общая Физическая подготовка
Тема: Общеподготовительные упражнения. Строевые упражнения
Теория. Разновидности строевых упражнений. Техника выполнения перестроений. Повторение терминологии, определений и элементов.
Практика. Строевые упражнения: построения, строевые приемы на месте, перестроение на месте, способы передвижения, перемена направления движения, перестроение в движении, размыкание и смыкание.
Тема: Упражнения для мышц рук и плечевого пояса
Теория. Изменение в строении и функциях мышц под влиянием занятий спортом.
Практика. Сед, руки в стороны, напряженное поднимание и опускание кистей рук. Сидя, скрестив ноги, мяч в двух руках. Поднять мяч, сгибая руки, опустить за голову, снова поднять и опустить. Стоя, ноги на ширине плеч, мяч у груди держать хватом ладони наружу, локти не опускать. Толкнуть мяч от груди двумя руками. идя, ноги врозь, мяч у груди на согнутых руках. Наклониться вперед к правой (левой) ноге, выпрямляя руки и касаясь мячом носка ноги. Сидя, ноги слегка врозь, мяч между ступнями ног. Ложиться на спину и садиться, не выпуская мяча. Лежа на спине, мяч
в руках за головой. Перекатываться на живот и обратно с мячом в руках.
Тема: Упражнения для мышц ног
Теория. Понятие о процессе спортивной подготовки.
Практика. Приседания на обеих ногах так и на одной ноге. Прыжки со скакалкой на различную высоту и скорость. Прыжки из полного приседа. Запрыгивание на предметы, расположенные на различной высоте. Прыжки
с отягощением. Серийные прыжки с преодолением препятствий.
Тема: Упражнения для мышц шеи и туловища
Теория. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте.
Практика. Упражнения с гантелями. Вис на перекладине, широкий хват. Подтягивание из виса. Подтягивание с отягощение. Поднимание туловища. Поднимание туловища с отягощением.
Тема: Упражнения для всех групп мышц
Теория. Методика воспитания силовых способностей.
Практика. Упражнения с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами. С утяжелителями на руки и ноги. Упражнения со штангой ля юношей.
Тема: Легкоатлетические упражнения
Теория. Легкоатлетические прыжки и их характеристика.
Практика. Прыжки через вертикальные препятствия, где преследуется цель прыгнуть возможно выше. Прыжки через горизонтальные препятствия, где нужно прыгнуть возможно дальше - прыжок в длину и тройной прыжок.
Раздел: Специальная физическая подготовка
Тема: Упражнения для развития силы
Теория. Изучение упражнений для развития силы. Для чего необходимо развивать силу и отчего зависит ее развитие.
Практика. Упражнения с использованием собственного веса (приседания, отжимания) или упражнениями с сопротивлением партнера (противодействие в парах, перетягивание и т. д.), а также с отягощениями.
Тема: Упражнения для развития быстроты
Теория. Основные средства развития быстроты.
Практика. Бег на разные дистанции. Бег за лидером (более быстрый спортсмен). Бег с отягощением с задачей догнать партнёра. Выполнение общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Тема: Упражнения для развития гибкости
Теория. Формы гибкости. Методические рекомендации для развития гибкости.
Практика. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнёра (пассивные наклоны, отведение ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища
с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, за спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Тема: Упражнения для развития ловкости
Теория. Понятие о ловкости, как комплексной способности к освоению техники движений.
Практика. Упражнения с баскетбольным мячом. Упражнения с использованием гимнастической скамейки. Упражнения со скакалкой. Упражнения с выполнением кувырков. Комбинированные упражнения. Ускорения в сочетании с действиями с баскетбольным мячом и т.п.
Тема: Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
Теория. Методика воспитания скоростно-силовых способностей.
Практика. Разнообразные прыжки в длину и вверх с места, а также с короткого разбега; прыжки, выполняемые по сериям; прыжки, выполняемые через гимнастические снаряды, такие как гимнастические скамейки, набивные мячи; прыжки через скакалку различными способами на время;
различные упражнения с отягощениями; подскоки на одной ноге (правой, левой) на месте с продвижением вперёд; то же на двух ногах; прыжки через гимнастическую скамейку: стоя лицом к скамейке перепрыгнуть её на двух ногах; тоже, стоя боком; стоя справа от скамейки, прыжки на правой ноге через скамейку справа-налево и слева-направо с продвижением до конца скамейки; запрыгивание на скамейку толчком двумя ногами, и отталкиваясь одной ногой; выпрыгивание вверх с места из исходного положения полуприсед с доставанием предмета.
Тема: Упражнения для развития выносливости
Теория. Причины, признаки переутомления.
Практика. Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол.
Тема: Упражнения для развития быстроты в баскетболе
Теория. Средства для развития быстроты.
Практика. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 20 метров из различных положений (сидя, стоя, лёжа) лицом, боком и спиной вперёд. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнёром, в соревновании с партнёром за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперёд, челночный бег, с поворотом).
Тема: Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска
Теория. Виды баскетбольных бросков. Способы приобретения навыков стабильного и точного броска.
Практика. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лёжа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнёр. Из упора лёжа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Имитация броска с отягощением. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положение лёжа на спине на скамейке. Метание мячей различного веса и объёма (теннисного, хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1 – 5 кг) на точность, дальность, быстроту. Удары по летящему мячу волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через верёвочку на точность попадания в цель. Падение на руки вперёд, в стороны с места и с прыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку.
Тема: Упражнения для развития игровой ловкости
Теория. Виды проявления игровой ловкости.
Практика. Прыжки на месте с поворотами и ведением одного или двух мячей. Рывок с ведением одного или двух мячей на 5- 6 м, кувырок вперед с мячом в руках и вновь рывок. Передачи мяча у стены в парах со сменой мест. Рывок с ведением мяча от центра поля к линии штрафного броска, кувырок вперед с мячом в руках и бросок по кольцу. Серийные прыжки через барьеры с ведением мяча. Игра в «чехарду» с ведением мяча каждым игроком. Различные виды бега с одновременным ведением двух мячей. Передачи мяча в парах с сопротивлением.
Тема: Упражнения для развития специальной выносливости
Теория. Методика совершенствования специальной выносливости в процессе многолетней подготовки.
Практика. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлинённым временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).
Раздел: Технико-тактическая подготовка
Тема: Техническая подготовка
Теория. Средства и методы технической подготовки.
Практика. Броски в корзину двумя руками от груди, двумя руками снизу, двумя руками с отскоком от щита. Броски в корзину двумя руками с места, в движении. Броски в корзину двумя руками (ближние).Броски в корзину двумя руками прямо перед щитом, под углом к щиту. Броски в корзину одной рукой от плеча. Броски в корзину одной рукой с отскоком от щита. Броски в корзину одной рукой с места. Броски в корзину одной рукой в прыжке. Упражнения без мяча. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком. Передвижение в стойке баскетболиста. Остановка в один шаг после ускорения. Остановка в два шага после ускорения. Повороты на месте. Повороты в движении. Имитация защитных действий против игрока нападения. Ловля и передача мяча. Передача одной рукой от плеча. Передача одной рукой с отскоком от пола. Передача одной рукой снизу от пола. Ловля мяча. Ведение мяча. Игра с заданными действиями.
Тема: Тактическая подготовка
Теория. Правила игры в баскетбол. Нападение и защита в баскетболе.
Практика. Защитные действия при опеке игрока без мяча. Защитные действия при опеке игрока с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв. Командные действия в защите. Командные действия в нападении. Игра с заданными действиями.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Обучающийся будет относиться к физической культуре, как явлению культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств
У обучающегося будет сформирована коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста.
Метапредметные результаты:
Обучающийся будет знать основы самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся приобретёт умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в процессе занятий.
Предметные результаты:
Обучающийся будет знать правила игры в баскетбол.
Обучающийся будет уметь отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных занятий.
Обучающийся будет владеть основами технических, тактических действий, приёмами игры баскетбол, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
- Спортивный зал с разметкой для баскетбола;
- Спортивное оборудование (баскетбольные кольца, щиты);
- Баскетбольные мячи на каждого учащегося;
- Набивные мячи – 6 штук;
- Перекладины для подтягивания в висе – 6 штук;
- Гимнастические скакалки для прыжков на каждого учащегося;
- Гимнастические палки;
- Гимнастические маты;
- Гантели;
- Гимнастические скамейки – 5 штук
- Гимнастическая стенка.
- Штанга.
2.2 Формы аттестации оценочные материалы
В качестве аттестации используется метод тестирования. Критерии оценки результативности определяются по трем уровням результативности: высокий, средний, низкий и не должны противоречить следующим показателям:
высокий уровень – успешное освоение обучающимся более 70% содержания образовательной программы;
средний уровень – успешное освоение воспитанником от 50% до 70% содержания образовательной программы;
низкий уровень – успешное освоение воспитанником менее 50% содержания образовательной программы.
Аттестация (тестирование) обучающихся проводится 2 раза: входной контроль – начало обучения (сентябрь-октябрь), итоговая аттестация – окончание обучения по программе апрель-май.
Проведение входного контроля и итоговой аттестации (тестирования) осуществляется педагогом, данные по каждому обучающемуся заносятся в протокол по каждой учебной группе. Протоколы тестирования хранятся в образовательной организации и в течение всего срока действия образовательной программы.
Содержание тестирования для обучающихся
10 летнего возраста
№ п.п | Контрольные упражнения | показатели | ||||||
мальчики | девочки | |||||||
высокий
| средний | низкий | высокий | средний | низкий | |||
1 | Бег 20 м с высокого старта | 3,8 | 4,1 | 4,4 | 4,1 | 4,3 | 4,5 | |
2 | Бег 60 м (с) | 10,1
| 10,6
| 11,1
| 10,5
| 11,0
| 11,5
| |
3 | Челночный бег 4X10 м (с)
| 11,5 | 12,0 | 12,5 | 11,7 | 12,2 | 12,7 | |
4 | Бег 1500 (мин, с)
| 8,30 | 9,00 | 9,20 | 9,30 | 9,50 | 10,10 | |
5 |
Прыжок в длину с места | 170 | 160 | 150 | 160 | 150 | 145 | |
6 | Метание теннисного мяча (м) | 30 | 27 | 24 | 20 | 18 | 16 | |
7 | Подтягивания на высокой перекладине из виса (раз) | 5 | 3 | 1 |
|
|
| |
8 | Поднимание ног до угла 900 из виса на гимнастической стенке (раз) |
|
|
| 10 | 7 | 4 | |
9 | Угол в висе на гимнастической стенке (с) | 3 | 2 | 1 |
|
|
|
Содержание тестирования для обучающихся 11 летнего возраста
№ п/п | Контрольные упражнения | показатели | ||||||
мальчики | девочки | |||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |||
1 | Бег 20 м с высокого старта | 3,6 | 3,9 | 4,2 | 3,9 | 4,1 | 4,4 | |
2 | Бег 60 м (с) | 9,8
| 10,3
| 10,8
| 10,0
| 10,5
| 11,0
| |
3 | Челночный бег 4X10 м (с)
| 10,9 | 11,4 | 11,9 | 11,2 | 11,7 | 12,2 | |
4 | Бег 1500 (мин, с)
| 8,00 | 8,30 | 9,00 | 8,30 | 9,00 | 9,30 | |
5 |
Прыжок в длину с места, см | 175 | 165 | 155 | 166 | 158 | 150 | |
6 | Метание теннисного мяча (м) | 35 | 30 | 27 | 24 | 21 | 19 | |
7 | Подтягивания на высокой перекладине из виса (раз) | 6 | 4 | 2 |
|
|
| |
8 | Поднимание ног до угла 900 из виса на гимнастической стенке (раз) |
|
|
| 15 | 11 | 8 | |
9 | Угол в висе на гимнастической стенке (с) | 5 | 3 | 1 |
|
|
|
Содержание тестирования для обучающихся 12 летнего возраста
№ п/п | Контрольные упражнения | показатели | ||||||
мальчики | девочки |
| ||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
| ||
1 | Бег 20 м с высокого старта | 3,6 | 3,9 | 4,2 | 3,9 | 4,1 | 4,4 |
|
2 | Бег 60 м (с) | 9,8
| 10,3
| 10,8
| 10,0
| 10,5
| 11,0
|
|
3 | Челночный бег 4X10 м (с)
| 10,9 | 11,4 | 11,9 | 11,2 | 11,7 | 12,2 |
|
4 | Бег 1500 (мин, с)
| 8,00 | 8,30 | 9,00 | 8,30 | 9,00 | 9,30 |
|
5 |
Прыжок в длину с места, см | 175 | 165 | 155 | 166 | 158 | 150 |
|
6 | Метание теннисного мяча (м) | 35 | 30 | 27 | 24 | 21 | 19 |
|
7 | Подтягивания на высокой перекладине из виса (раз) | 6 | 4 | 2 |
|
|
|
|
8 | Поднимание ног до угла 900 из виса на гимнастической стенке (раз) |
|
|
| 15 | 11 | 8 |
|
9 | Угол в висе на гимнастической стенке (с) | 5 | 3 | 1 |
|
|
|
|
Содержание тестирования для обучающихся
13 летнего возраста
№ п/п | Контрольные упражнения | показатели | |||||
мальчики | девочки | ||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||
1 | Бег 20 м с высокого старта | 3,7 | 3,9 | 4,1 | 3,9 | 4,1 | 4,3 |
2 | Бег 60 м (с) | 8,6
| 9,3
| 10,0
| 9,7
| 10,1
| 10,5
|
3 | Челночный бег 6X10 м (с)
| 16,2 | 17,2 | 18,2 | 17,7 | 18,9 | 20,1 |
4 | Кросс 2000 (мин, с) | 8,10 | 9,10 | 10,10 | 10,15 | 11,00 | 11,55 |
5 |
Прыжок в длину с места, см | 205 | 190 | 175 | 175 | 165 | 155 |
6 | Метание гранаты 300/500 г (м) | 31 | 27 | 24 | 19 | 17 | 15 |
7 | Подтягивания на высокой перекладине из виса (раз) | 11 | 8 | 5 |
|
|
|
8 | Поднимание ног до угла 900 из виса на гимнастической стенке (раз) |
|
|
| 13 | 10 | 7 |
9 | Угол в упоре на брусьях (с) | 6,0 | 2,0 | 1,0 |
|
|
|
Содержание тестирования для обучающихся 14 летнего возраста
№ п/п | Контрольные упражнения | показатели |
| ||||
мальчики |
| девочки | |||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||
1 | Бег 20 м с высокого старта | 3,6 | 3,9 | 4,2 | 3,9 | 4,1 | 4,4 |
2 | Бег 60 м (с) | 9,8
| 10,3
| 10,8
| 10,0
| 10,5
| 11,0
|
3 | Челночный бег 4X10 м (с)
| 10,9 | 11,4 | 11,9 | 11,2 | 11,7 | 12,2 |
4 | Бег 1500 (мин, с)
| 8,00 | 8,30 | 9,00 | 8,30 | 9,00 | 9,30 |
5 |
Прыжок в длину с места, см | 175 | 165 | 155 | 166 | 158 | 150 |
6 | Метание теннисного мяча (м) | 35 | 30 | 27 | 24 | 21 | 19 |
7 | Подтягивания на высокой перекладине из виса (раз) | 6 | 4 | 2 |
|
|
|
8 | Поднимание ног до угла 900 из виса на гимнастической стенке (раз) |
|
|
| 15 | 11 | 8 |
9 | Угол в висе на гимнастической стенке (с) | 5 | 3 | 1 |
|
|
|
Содержание тестирования для обучающихся 15 летнего возраста
№ п/п | Контрольные упражнения |
| показатели |
| |||
| мальчики |
| девочки | ||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||
1 | Бег 20 м с высокого старта | 3,5 | 3,7 | 3,9 | 3,8 | 4,1 | 4,4 |
2 | Бег 60 м (с) | 8,8
| 8,9
| 9,0
| 9,7
| 10,1
| 10,5
|
3 | Бег 100 м
| 14,0 | 14,5 | 15,1 | 17,2 | 17,9 | 18,6 |
4 | Челночный бег 10X10 м (с) | 27,2 | 29,0 | 31,0 | 30,5 | 31,7 | 33,0 |
5 | Кросс 2000 (мин, с) | 7,50 | 8,10 | 9,0 | 9,50 | 10,10 | 10,30 |
6 |
Прыжок в длину с места, см | 220 | 210 | 195 | 180 | 170 | 160 |
7 | Метание гранаты 700/500 г (м) | 35 | 32 | 29 | 22 | 19 | 16 |
8 | Подтягивания на высокой перекладине из виса (раз) | 13 | 10 | 7 |
|
|
|
9 | Поднимание ног до угла 900 из виса на гимнастической стенке (раз) |
|
|
| 15 | 12 | 10 |
10 | Угол в упоре на брусьях (с) | 6 | 4 | 2 |
|
|
|
Содержание тестирования для обучающихся 16 летнего возраста
№ п/п | Контрольные упражнения |
| показатели | ||||
| юноши | девушки | |||||
высокие | средние | низкие | высокие | средние | низкие | ||
1 | Бег 20 м с высокого старта | 3,3 | 3,5 | 3,7 | 3,7 | 4,0 | 4,3 |
2 | Бег 100 м
| 13,8 | 14,4 | 15,0 | 16,2 | 16,9 | 17,6 |
3 | Челночный бег 10X10 м (с) | 24,5 | 26,0 | 28,0 | 29,5 | 31,0 | 32,0 |
4 | Кросс 3000/2000 (мин, с)
| 12.30 | 13.30 | 14.30 | 9.00 | 9.50 | 10.2 0 |
5 |
Прыжок в длину с места, см | 230 | 220 | 210 | 186 | 175 | 164 |
6 | Метание гранаты 700 г (м) | 39 | 36 | 33 |
|
|
|
7 | Подтягивания на высокой перекладине из виса (раз) | 15 | 12 | 9 |
|
|
|
8 | Поднимание ног до угла 900 из виса на гимнастической стенке (раз) |
|
|
| 12 | 10 | 8 |
9 | Подъем переворотом в упор из виса (раз) | 8 | 6 | 4 |
|
|
|
Содержание тестирования для обучающихся 17 летнего возраста
№ п/п | Контрольные упражнения |
| показатели | ||||
| юноши | девушки | |||||
высокие | средние | низкие | высокие | средние | низкие | ||
1 | Бег 20 м с высокого старта | 3,2 | 3,4 | 3,6 | 3,7 | 4,0 | 4,4 |
2 | Бег 100 м
| 13,1 | 13,7 | 14,3 | 15,8 | 17,5 | 18,2 |
3 | Челночный бег 10X10 м (с) | 25,0 | 27,0 | 28,5 | 28,6 | 30,0 | 31,0 |
4 | Кросс 3000/2000 (мин, с)
| 12.00 | 12.50 | 13.50 | 8.40 | 9.20 | 10.0 0 |
5 | Прыжок в длину с места, см (с разбега) или в высоту | 240 | 225 | 215 | 185 | 175 | 165 |
6 | Метание гранаты 700 г (м) | 42 | 39 | 36 |
|
|
|
7 | Подтягивания на высокой перекладине из виса (раз) | 16 | 14 | 12 |
|
|
|
8 | Поднимание ног до угла 900 из виса на гимнастической стенке (раз) |
|
|
| 17 | 15 | 12 |
9 | Подъем переворотом в упор из виса (раз) | 8 | 6 | 4 |
|
|
|
10 | Сгибание разгибание рук в упоре на брусьях (раз)
| 16 | 13 | 10 |
|
|
|
2.3 Методические материалы
Программа основана на педагогических технологиях индивидуализации, игрового и группового обучения.
Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных группах, учитывающих индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Образовательная технология разноуровнего обучения направлена на обеспечение равных возможностей получения качественного образования всем обучающимся с учётом разного уровня физической подготовки и физического развития. В основу образовательной технологии, заложена идея внутригрупповой дифференциации, так как группа комплектуется из детей разного уровня развития и неизбежно возникает необходимость индивидуального подхода при разно уровневом обучении.
Каждого обучающегося необходимо сориентировать на доступный и подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться педагогом, товарищами по группе, команде, родителями как успех, как победа ребенка над собой.
Игровые и групповые технологии (технологии игры в группе) занимают важное место во многих учебных дисциплинах, так как сама игровая деятельность – это особая сфера образовательного процесса. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка и отвечает его возрастным особенностям, потребностям и интересам. Игра в группе, в команде формирует типовые навыки социального поведения, систему ценностей личности и группы, ориентирует на групповые и индивидуальные действия, поощряет стремление к успеху. Игры в команде, групповые технологии в тренировочном процессе дают возможность повысить интерес к виду спорта, сдружить коллектив, развить стремление к соревновательности, способствовать воспитанию упорства, смекалки, чувства ответственности, поощряют желание выполнять свое дело хорошо, лучше всех, и желание достичь успеха.
В групповой деятельности, даже в обычной эстафете, так популярной на любых спортивных соревнованиях, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределение ролей, очередности выступления, поощрять творчество и взаимовыручку, находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы. Творческий потенциал ребят во время командной игры в баскетбол вырастает в несколько раз по сравнению с занятиями, ориентированными только на выполнение индивидуальных упражнений. Групповые технологии – это выработка у учащихся острого желания действовать результативно.
Групповые технологии на занятиях баскетболом несут ряд функций: обучающие, воспитательные, развивающие, психотехнические, коммуникативные, развлекательные, релаксационные. Эти технологии позволяют более действенно обеспечить гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общее комфортное состояние человека, дать заряд положительных эмоций, снять негативный настрой, дать общий эффект радости от общения к успешному преодолению трудностей.
Групповые технологии помогают восстановить физические и духовные силы, рождают спортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к победе, чувство гордости за удачно проведенные соревнования.
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | 2 год | 3 год | |||||
Продолжительность учебного года, неделя | 36 | 36 | 36 | |||||
Количество учебных дней | 108 | 108 | 108 | |||||
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 15.09.2021- 31.12.2021 | 15.09.2022- 31.12.2022 | 15.09.2023- 31.12.2023 |
| |||
2 полугодие | 12.01.2022- 31.05.2022 | 12.01.2023- 31.05.2023 | 12.01.2024- 31.05.2024 |
| ||||
Возраст детей, лет | 10-18 | 10-18 | 10-18 | |||||
Продолжительность занятия, час | 2 | 2 | 2 | |||||
Режим занятия | 3 раза/нед | 3 раза/нед | 3 раза/нед | |||||
Годовая учебная нагрузка, час | 216 | 216 | 216 |
2.5 Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Мероприятие | Объем | Сроки проведения |
1 | Беседа «Правила внутреннего распорядка обучающихся»
| 1 час | сентябрь |
2 | Беседа «Правила поведения при угрозе террористического акта"
| 1 час | октябрь |
3 | Беседа «Правила безопасного поведения на дорогах и в транспорте»
| 1 час | ноябрь |
4 | Беседа «Опасность использования пиротехническими средствами и взрывчатыми веществами»
| 1 час | декабрь |
5 | Беседа «Меры предосторожности и правила поведения на льду»
| 1 час | январь |
6 | Спортивное мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества
| 2 часа | февраль |
7 | Беседа о здоровом образе жизни
| 1 час | март |
8 | Всемирный день здоровья
| 2 часа | 7 апреля |
9 | Всемирный день охраны труда
| 1 час | 28 апреля |
10 | Участие в праздничном шествии, посвященном Дню Победы | 2 часа | 9 мая |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ссылки на печатные источники
Билл Гатмен и Том Финнеган «Всё о тренировке юного баскетболиста». Москва АСТ * Астрель 2007 г.
Гатмен, Билл. Все о тренировке юного баскетболиста /Билл, Гатмен, Том Финнеган: АСТ, Астрель, 2006г. - 211, [13] с.: с илл.
Гомельский Е.Я. Энциклопедия баскетбола Гранд Фаир 2002 г.
Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
Использование технологии разноуровневого обучения на уроках физкультуры Санкт – Петербург 2014 год Воробьева В.В.
Костикова Л.В. Баскетбол. Москва: «Физкультура и спорт» 2002.
Методическое пособие Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Издательский центр «Академия», 2008 г.
Портных Ю.И., Лосин Б.Е., Кит Л.С., Луткова Н.В., Минина Л.Н.. Игры в тренировке баскетболистов: Учебно-методическое пособие. /СПб. ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2008. - 62 с.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, - М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
Яхонтов Е.Р. Учебное пособие «Физическая подготовка баскетболистов», СПБ, 2007 г.;
Ссылки на электронные ресурсы
Развитие физических качеств баскетболистов [Электронный ресурс]URL: https://www.art-talant.org/publikacii/11499-razvitie-fizicheskih-kachestv-basketbolistov(дата обращения 14.04.2021).
Тренировка баскетболистов: типовые упражнения, основы техники, особенности обучения [Электронный ресурс]URL: https://fb.ru/article/452517/trenirovka-basketbolistov-tipovyie-uprajneniya-osnovnyie-tehniki-osobennosti-obucheniya(дата обращения 20.04.2021).