СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана на основе:


  1. Закона Российской Федерации «Об образовании»;

  2. Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089);

  3. Приказа Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  4. Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой по биологии на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и на основе программы основного общего образования по биологии 10-11 классов, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова для основной школы, 2010г

  5. В соответствии с Учебным планом МКОУ «Новокаракюринская СОШ» на 2020-2021 учебный год.

Адресат: Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе на базовом уровне. Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 10 класса и специфики классного коллектива.

Объем и сроки исполнения. Согласно учебному плану школы на изучение биологии в 10 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю).

Роль и место дисциплины: Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для общеобразовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности, приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Роль биологии в системе школьного образования обусловлена ее значением в формировании общей культуры подрастающего поколения, воспитании творческой личности, осознании своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле. Изложенные направления обеспечивают целостность биологического образования в средней школе. Их фундамент формировался в начальной школе в курсе окружающего мира.

Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значения биологии в жизни человека и общества. Знание основ организации и функционирования живого, его роли на Земле – необходимый элемент грамотного ведения планетарного хозяйства.

Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей граничные условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека. Вся деятельность людей должна быть ограничена экологическим требованием сохранения основных функций биосферы. Только их соблюдение может устранить угрозу самоистребления человечества.

Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Ведение здорового образа жизни немыслимо вне специальных биологических знаний.

Формирование представления о природе как развивающейся системе. Роль биологии в формировании исторического взгляда на природу многократно возрастает. Школьная биология, как никакая другая учебная дисциплина, позволяет продемонстрировать познавательную силу единства системного, структурно-уровневого и исторического подхода к природным явлениям.

Овладение биологическими основами здорового образа жизни.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как химия, геология, физика, математика. Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику Биология «Общая биология» 10 класс С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин- М.: Дрофа 2009

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 10 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

Возрастные особенности учащихся:

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых сложившихся форм взаимоотношений с людьми.

В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям личности.

Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных существенных признаков объекта.

Значение конкретно - образных компонентов мышления сказывается и в то, что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатлений оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя). В результате происходит неправомерное сужение или расширение того ил иного понятия, когда в его состав привносится яркие, но несущественные признаки. Случайно запечатлевшиеся иллюстрации в учебнике, наглядном пособии, кадры учебного кинофильма.

В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.

Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессовВ подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь. Работать на другом («любимом») уроке.

Общее направление развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно- образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях (у старших подростков).

Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению. Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.

Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.

Особенности программного материала:

Современные требования к организации учебного процесса:

. Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

личностная ориентация содержания образования;

деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

усиление воспитывающего потенциала;

формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Концептуальной основой раздела биологии 10 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Регинальный компонент включён, в основном в темы по изучению местной флоры и фауны. Изучение Красной Книги Бурятии, России.

Характерстика УМК:

В 10 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10 -11 классов.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки - зачеты.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе.

. Работа с таблицами и познавательные задания, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления.

Рабочая программа ориентированна на использование учебника:

С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин « Биология. Общая биология . 10 класс» - М.: Дрофа.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах, и является продолжением ими освоения биологической дисциплины, начатой в 5 классе учебником «Биология Введение в бмологию» А.А. Плешанова и Н.И. Сонина.

Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасносности.

Цель рабочей программы

Рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся:

Количество лабораторных работ по плану - 5

Контроль: фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.



Перечень лабораторных и практических работ

КЛЕТКА

НАЗВАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

НАЗВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

1

Сравнение строения клеток растений и животных


2

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений



ОРГАНИЗМ

3

Выявление признаков сходства заро-дышей человека и других млеко-питающих как доказательство их родства

2

Составление простейших схем скрещивания




3

Решение элементарных генетических задач



4

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм



5

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

ИТОГО: 3 лабораторной работы

ИТОГО: 5 практических работ


В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки – зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.


Перечень учебно-методического обеспечения


Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова - М.: Дрофа, 2009.

Методические пособия для учителя:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы.- М.:Дрофа, 2006.- 138с.

  2. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод пособие к учебнику / В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень» - М.: Дрофа, 2006 – 140с.

Дополнительная литература для учителя:

  • Л.П.Анастасова Самостоятельные работы по общей биологии, М.«Просвещение», 2006

  • Т.А.Козлова, В.С.Кучменко, Биология в таблицах 6 -11 классы, Дрофа,2006

  • В.Ю.Крестьянинов, Г.Б.Вайнер Сборник задач по генетике. Саратов «Лицей», 2010

  • З.С.Киселева, А.Н.Мягкова. Генетика уч. пособие, М. «Просвещение», 2007

  • Б.М.Миркин, Л.Г. Наумова, Экология России, М. «Устойчивый мир» 1999

  • А.С.Батуев, Гуленкова М.А. Биология: большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М. Дрофа, 2004г.

  • Г.И.Легнер. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: «Аквариум», 1998

  • И.Р. Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы. М.: «Вако», 2007г

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик 10 класса должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно)

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).












Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Дата проведения по плану

Дата проведения

фактически

Биология как наука.

Предмет и задачи общей биологии. Методы изучения живой природы.

Краткая история развития биологии


1

Биология как наука. Предмет и задачи общей биологии. Методы изучения живой природы. Краткая история развития биологии.



2

Уровни организации живой материи



3

Критерии живых систем



4

Урок обобщения по теме «Введение в биологию»




Возникновение жизни на Земле


5

История представлений о возникновении жиз -ни. Представления древних и средне- вековых философов.




6

Современные представления о возникновении жизни.

Химические предпосылки возникновения жизни.



7

Теории происхождения протобиополимеров. Эволюция

протобионтов.



8

Начальные этапы биологической эволюции.



9

Урок-зачет




Учение о клетке. Химическая организация клетки


10

Химическая организация клетки.

Неорганические вещества. Вода. Минеральные соли и их биологическая роль




11

Биополимеры. Белки. Строение и свойства. Биологические функции белков.




12

Органические вещества. Углеводы. Жиры и липоиды.



13

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты. ДНК. Редупликация ДНК



14

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты. ДНК. Редупликация ДНК



15

Рибонуклеиновые кислоты. Генетический

код.




Метаболизм основа существования живых организмов


16

Метаболизм основа существования живых организмов

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен

Клеточное дыхание .



17

Автотрофное питание. Фотосинтез.



18

Урок- обобщение по темам «Учение о клетке, Метаболизм основа существования живых организмов»




19

Тестирование по темам Учение о клетке. Химическая организация клетки Метаболизм основа существования живых организмов






Строение и функции клеток


20

Прокариотическая клетка.



21

Эукариотическая клетка. Органоиды эукариотической клетки.



22

Органоиды эукариотической клетки



23

Клеточное ядро. Строение и функции хромосом.



24

Деление клеток



25

Особенности строения растительной клетки



26

Клеточная теория



27

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги.



28

Решение задач по теме: «Биосинтез белка



29

Зачет по теме «Структурно-функциональная организация клеток эукариот»




  1. Размножение организмов.


30

Бесполое размножение. Вегетативное размножение.



31

Половое размножение. Мейоз.



32

Семинар по теме: «Размножение организмов»



33

Зачет по теме «Размножение организмов»




  1. Индивидуальное развитие организмов.

Краткие исторические сведения. Эмбриональный период развития


34

Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез: гаструляция и органогенез.



35

Постэмбриональный период.



36

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция.



37

Развитие организма и окружающая среда.



38

Обобщение по теме Индивидуальное развитие организмов



39

Тестирование по теме Индивидуальное развитие организмов



  1. Основные понятия генетики


40

История развития генетики. Современные представления о структуре гена




  1. Закономерности наследования признаков


41

Первый закон Г. Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения. Анализирующее скрещивание. Урок-практикум:

«Решение генетических задач»



42

Второй закон Г. Менделя – закон расщепления.

Закон чистоты гамет.




43

Второй закон Г. Менделя – закон расщепления.

Закон чистоты гамет. Урок-практикум:

«Решение генетических задач»




44

Неполное доминирование. Множественный аллелизм.



45

Дигибридное и поли- гибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя.



46

Дигибридное и поли- гибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. Урок-практикум:

«Решение генетических задач»



47

Хромосомная теория наследственности.

Сцепленное наследование генов



48

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.



49

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Урок-практикум:

«Решение генетических задач



50

Генотип как целост ная система.

Взаимодействие

генов.



51

Урок-практикум:

«Решение генетических задач»



52

Обобщение по теме Закономерности наследования признаков



53

Тестирование по теме Закономерности наследования признаков.



  1. Закономерности изменчивости

54

Наследственная (генотипическая ) изменчивость



55


Взаимодействие генотипа и среды. Фенотипическая изменчивость.



56

Мутационная изменчивость. Комбинативная изменчивость.




57

Обобщающий урок по теме «Основные законо- мерности наследственности и изменчивости»





  1. Основы селекции


58

Основы селекции.

Селекция, ее задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции



59

Селекция, ее задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции



60

Методы селекции растений.



61

Методы селекции животных.



62

Селекция микроорганизмов.



63

Достижения современной селекции.



64

Достижения современной селекции.



65

Обобщающий урок по теме основы селекции.



66

Итоговое тестирование по теме основы селекции



67

Итоговое повторение за курс 10-го класса



68

Подведение итогов работы за год. Выставление оценок
























10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!