СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс.»

Структура рабочей программы:


1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса……………2.стр..

2.Содержание учебного предмета, курса………………………………………4 стр.

3. Тематическое планирование с указанием часов на освоение каждой темы…………….7 стр.



















  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные:

-реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

-признания ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

-сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.

Метапредметные результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы на базовом уровне являются:

-характеристика содержания биологических теорий; законов Г.Менделя; закономерностей изменчивости; вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки;

-выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов; экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение);

-объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на организмы; нарушение развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;

-приведение доказательств единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

-умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

-решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах;

-описание особей видов по биологическому критерию;

-выявление изменчивости и приспособления организмов к среде обитания. Источников мутагенов в окружающей среде(косвенно), антропогенных изменениях в экосистемах своей местности, изменения в экосистемах на биологических моделях;

-сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.


В результате изучения биологии обучающиеся научатся:

 - основным положениям биологических теорий (клеточная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере;

- сущности законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

- строению биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем;

- сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере;

- вкладу выдающихся ученых в развитие биологической науки;


     Получат возможность научиться:

Знать: биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;

уметь:
      решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.




  1. Содержание учебного предмета, курса

Введение(3ч)

Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, движение, уровни организации жизни; методы изучения биологии.

  1. Клетка – единица живого. Химический состав клетки(12ч)

Химический состав клетки, его постоянство. Неорганические и органические вещества. Вода, ее роль в клетке. Углеводы, жиры, Белки. Аминокислоты ферменты их роль. Нуклеиновые кислоты. АТФ. Основные положения клеточной теории.

  1. Структура и функции клетки (8ч)

Клетка – структурная и функциональная единица живого. Цитоплазма. Клеточная оболочка. Одномембранные органоиды клетки (ЭПР, аппарат Гольджи, лизосомы). Двумембранные и немембранные органоиды (митохондрии, пластиды), (рибосомы, клеточный центр, цитоскелет, миофибриллы). Ядро клетки. Прокариоты и эукариоты, вирусы.

  1. Обеспечение клеток энергией(5ч)

Фотосинтез, хемосинтез, гликолиз, брожение, ассимиляция, диссимиляция. Этапы энергетического обмена: подготовительный этап, неполное бескислородное расщепление, полное кислородное расщепление. Роль АТФ в обмене веществ.

  1. Наследственная информация и реализация ее в клетке(8ч)

Свойства генетического кода, роль ДНК в биосинтезе белка, особенности протекания процесса транскрипции и трансляции; особенности регуляции транскрипции и трансляции в клетке; особенности строения, Биосинтез белков (трансляция). Регуляция транскрипции и трансляции. Достижения биотехнологии на современном этапе развития общества, проблемы, пути решения. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.

  1. Размножение и развитие организмов(7ч)

Формы размножения организмов, бесполое и половое, вегетативное. Деление клеток эукариот, митоз и его фазы. Амитоз. Деление клетки прокариот. Мейоз, его сущность, оплодотворение. Биологическая роль размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Факторы среды и онтогенез.

  1. Основыгенетики и селекции. Основные закономерности явлений наследственности(16ч)

Понятие о наследственности и изменчивости. Эксперименты Г. Менделя. Законы Менделя. Доминантные и рецессивные, алльные гены. Гомозиготы и гетерозиготы Генотип, фенотип. Норма реакции. Схема моногибридного, дигибридного, полигибридного скрещиваний. Сцепленное наследование генов. Полное, неполное сцепление. Закон Т. Моргана. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.

Взаимодействие генов. Полное доминирование. Неполное доминирование. Кодоминирование. Цитоплазматическая наследственность.

  1. Закономерности изменчивости(5ч)

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Наследственная изменчивость человека (генетика человека).

Причины и последствия мутаций для организма, роль и виды мутагенов, меры профилактики мутационной изменчивости. Значение мутаций. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

  1. Селекция(5ч)

Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы селекции растений. Клеточная инженерия. Селекция животных. Основные направления биотехнологии и микробиологии. Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции.






  1. Тематическое планирование

10 класс



Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

план

факт


1

ВВЕДЕНИЕ. Биология – наука о живом мире.

1




2

Уровни организации жизни

1




3

Общие свойства живых организмов

1




КЛЕТКА – ЕДИНИЦА ЖИВОГО.

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ (12 часов)

4

Неорганические соединения

1




5

Биополимеры. Углеводы.

1




6

Биополимеры. Липиды

1




7

Биополимеры. Белки, их строение

1




8

Свойства и функции белков

1




9

Биополимеры. Нуклеиновые кислоты

1




10

АТФ и другие органические соединения клетки

1




11

Урок – Лабораторная работа.

Каталитическая активность ферментов в живых тканях

1




12

Обобщение по теме «Химический состав клетки».

1




СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КЛЕТКИ (8 часов)

13

Клеточная теория

1




14

Урок – Лабораторная работа.

Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток

1




15

Цитоплазма. Клеточная оболочка

1




16

Одномембранныеорганоиды клетки (ЭПР, аппарат Гольджи, лизосомы)

1




17

Двумембранные и немембранные органоиды (митохондрии, пластиды), (рибосомы, клеточный центр, цитоскелет, миофибриллы)

1




18

Ядро клетки. Прокариоты и эукариоты

1




19

Урок – Лабораторная работа.

Плазмолиз и деплазмолиз в клетках лука

1




20

Обобщение по теме «Структура и функции клетки».

1




ОБЕСПЕЧЕНИЕ КЛЕТОК ЭНЕРГИЕЙ (5 часов)

21

Фотосинтез


1




22

Хемосинтез

1




23

Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода (гликолиз)

1




24

Биологическое окисление при участии кислорода

1




25

Обобщение по теме «Обеспечение клеток энергией».

1




НАСЛЕДСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЕЕ В КЛЕТКЕ (8 часов)

26

Генетическая информация. Удвоение (репликация) ДНК

1




27

Образование и-РНК по матрице ДНК (транскрипция).


1




28

Генетический код.

1




29

Биосинтез белков (трансляция).

1




30

Регуляция транскрипции и трансляции

1




31

Вирусы.

1




32

Генная и клеточная инженерия

1




33

Обобщение по теме «Наследственная информация и реализация ее в клетке».

1




РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (7 часов)

34

Деление клетки. Митоз

1




35

Мейоз

1




36

Бесполое и половое размножение

1




37

Образование половых клеток (гаметогенез). Оплодотворение

1




38

Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов.

1




39

Организм как единое целое

1




40

Обобщение по теме «Размножение и развитие организмов».

1




ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЯВЛЕНИЙ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ (16 часов)

41-42

Г.Мендель. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя

2




43

Генотип и фенотип. Аллельные гены. Анализирующее скрещивание

1




44-45

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

2




46-47

Полигибридное скрещивание

Д/з: Записи в тетради

2




48-49

Сцепленное наследование генов.

(Полное, неполное сцепление.

Кроссинговер)

2




50-51

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.

2




52-53

Взаимодействие генов (Полное доминирование. Неполное доминирование. Кодоминирование.).

2




54

Цитоплазматическая наследственность

1




55

Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака.

1




56

Обобщение по теме «Основные закономерности явлений наследственности».

1




ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (6 часов)

57

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость

1




58

Мутационная изменчивость

1




59-60

Наследственная изменчивость человека (генетика человека).

2




61

Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека

1




62

Обобщение по теме «Закономерности изменчивости».

1




ГЕНЕТИКА И СЕЛЕКЦИЯ (6 часов)

63

Селекция. Одомашнивание как начальный этап селекции

1




64

Методы современной селекция растений. Успехи селекции

1




65

Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции.

1




66

Методы современной селекции животных.

1




67

Успехи селекции.

1




68

Обобщение по теме «Генетика и селекция».

1




69

Повторение и обобщение по курсу общей биологии за 10 класс

1




70

Экскурсия в природу.

1









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!