Структура рабочей программы:
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса……………2.стр..
2.Содержание учебного предмета, курса………………………………………4 стр.
3. Тематическое планирование с указанием часов на освоение каждой темы…………….7 стр.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные:
-реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
-признания ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
-сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметные результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы на базовом уровне являются:
-характеристика содержания биологических теорий; законов Г.Менделя; закономерностей изменчивости; вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки;
-выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов; экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение);
-объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на организмы; нарушение развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;
-приведение доказательств единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;
-умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
-решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах;
-описание особей видов по биологическому критерию;
-выявление изменчивости и приспособления организмов к среде обитания. Источников мутагенов в окружающей среде(косвенно), антропогенных изменениях в экосистемах своей местности, изменения в экосистемах на биологических моделях;
-сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.
В результате изучения биологии обучающиеся научатся:
- основным положениям биологических теорий (клеточная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере;
- сущности законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строению биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем;
- сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере;
- вкладу выдающихся ученых в развитие биологической науки;
Получат возможность научиться:
Знать: биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;
уметь:
решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.
Содержание учебного предмета, курса
Введение(3ч)
Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, движение, уровни организации жизни; методы изучения биологии.
Клетка – единица живого. Химический состав клетки(12ч)
Химический состав клетки, его постоянство. Неорганические и органические вещества. Вода, ее роль в клетке. Углеводы, жиры, Белки. Аминокислоты ферменты их роль. Нуклеиновые кислоты. АТФ. Основные положения клеточной теории.
Структура и функции клетки (8ч)
Клетка – структурная и функциональная единица живого. Цитоплазма. Клеточная оболочка. Одномембранные органоиды клетки (ЭПР, аппарат Гольджи, лизосомы). Двумембранные и немембранные органоиды (митохондрии, пластиды), (рибосомы, клеточный центр, цитоскелет, миофибриллы). Ядро клетки. Прокариоты и эукариоты, вирусы.
Обеспечение клеток энергией(5ч)
Фотосинтез, хемосинтез, гликолиз, брожение, ассимиляция, диссимиляция. Этапы энергетического обмена: подготовительный этап, неполное бескислородное расщепление, полное кислородное расщепление. Роль АТФ в обмене веществ.
Наследственная информация и реализация ее в клетке(8ч)
Свойства генетического кода, роль ДНК в биосинтезе белка, особенности протекания процесса транскрипции и трансляции; особенности регуляции транскрипции и трансляции в клетке; особенности строения, Биосинтез белков (трансляция). Регуляция транскрипции и трансляции. Достижения биотехнологии на современном этапе развития общества, проблемы, пути решения. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.
Размножение и развитие организмов(7ч)
Формы размножения организмов, бесполое и половое, вегетативное. Деление клеток эукариот, митоз и его фазы. Амитоз. Деление клетки прокариот. Мейоз, его сущность, оплодотворение. Биологическая роль размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Факторы среды и онтогенез.
Основыгенетики и селекции. Основные закономерности явлений наследственности(16ч)
Понятие о наследственности и изменчивости. Эксперименты Г. Менделя. Законы Менделя. Доминантные и рецессивные, алльные гены. Гомозиготы и гетерозиготы Генотип, фенотип. Норма реакции. Схема моногибридного, дигибридного, полигибридного скрещиваний. Сцепленное наследование генов. Полное, неполное сцепление. Закон Т. Моргана. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.
Взаимодействие генов. Полное доминирование. Неполное доминирование. Кодоминирование. Цитоплазматическая наследственность.
Закономерности изменчивости(5ч)
Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Наследственная изменчивость человека (генетика человека).
Причины и последствия мутаций для организма, роль и виды мутагенов, меры профилактики мутационной изменчивости. Значение мутаций. Использование мутаций для выведения новых форм растений.
Селекция(5ч)
Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы селекции растений. Клеточная инженерия. Селекция животных. Основные направления биотехнологии и микробиологии. Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции.
Тематическое планирование
10 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
план | факт | |
1 | ВВЕДЕНИЕ. Биология – наука о живом мире. | 1 | | | |
2 | Уровни организации жизни | 1 | | | |
3 | Общие свойства живых организмов | 1 | | | |
КЛЕТКА – ЕДИНИЦА ЖИВОГО. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ (12 часов) |
4 | Неорганические соединения | 1 | | | |
5 | Биополимеры. Углеводы. | 1 | | | |
6 | Биополимеры. Липиды | 1 | | | |
7 | Биополимеры. Белки, их строение | 1 | | | |
8 | Свойства и функции белков | 1 | | | |
9 | Биополимеры. Нуклеиновые кислоты | 1 | | | |
10 | АТФ и другие органические соединения клетки | 1 | | | |
11 | Урок – Лабораторная работа. Каталитическая активность ферментов в живых тканях | 1 | | | |
12 | Обобщение по теме «Химический состав клетки». | 1 | | | |
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КЛЕТКИ (8 часов) |
13 | Клеточная теория | 1 | | | |
14 | Урок – Лабораторная работа. Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток | 1 | | | |
15 | Цитоплазма. Клеточная оболочка | 1 | | | |
16 | Одномембранныеорганоиды клетки (ЭПР, аппарат Гольджи, лизосомы) | 1 | | | |
17 | Двумембранные и немембранные органоиды (митохондрии, пластиды), (рибосомы, клеточный центр, цитоскелет, миофибриллы) | 1 | | | |
18 | Ядро клетки. Прокариоты и эукариоты | 1 | | | |
19 | Урок – Лабораторная работа. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках лука | 1 | | | |
20 | Обобщение по теме «Структура и функции клетки». | 1 | | | |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КЛЕТОК ЭНЕРГИЕЙ (5 часов) |
21 | Фотосинтез | 1 | | | |
22 | Хемосинтез | 1 | | | |
23 | Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода (гликолиз) | 1 | | | |
24 | Биологическое окисление при участии кислорода | 1 | | | |
25 | Обобщение по теме «Обеспечение клеток энергией». | 1 | | | |
НАСЛЕДСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЕЕ В КЛЕТКЕ (8 часов) |
26 | Генетическая информация. Удвоение (репликация) ДНК | 1 | | | |
27 | Образование и-РНК по матрице ДНК (транскрипция). | 1 | | | |
28 | Генетический код. | 1 | | | |
29 | Биосинтез белков (трансляция). | 1 | | | |
30 | Регуляция транскрипции и трансляции | 1 | | | |
31 | Вирусы. | 1 | | | |
32 | Генная и клеточная инженерия | 1 | | | |
33 | Обобщение по теме «Наследственная информация и реализация ее в клетке». | 1 | | | |
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (7 часов) |
34 | Деление клетки. Митоз | 1 | | | |
35 | Мейоз | 1 | | | |
36 | Бесполое и половое размножение | 1 | | | |
37 | Образование половых клеток (гаметогенез). Оплодотворение | 1 | | | |
38 | Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. | 1 | | | |
39 | Организм как единое целое | 1 | | | |
40 | Обобщение по теме «Размножение и развитие организмов». | 1 | | | |
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЯВЛЕНИЙ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ (16 часов) |
41-42 | Г.Мендель. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя | 2 | | | |
43 | Генотип и фенотип. Аллельные гены. Анализирующее скрещивание | 1 | | | |
44-45 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя | 2 | | | |
46-47 | Полигибридное скрещивание Д/з: Записи в тетради | 2 | | | |
48-49 | Сцепленное наследование генов. (Полное, неполное сцепление. Кроссинговер) | 2 | | | |
50-51 | Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. | 2 | | | |
52-53 | Взаимодействие генов (Полное доминирование. Неполное доминирование. Кодоминирование.). | 2 | | | |
54 | Цитоплазматическая наследственность | 1 | | | |
55 | Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. | 1 | | | |
56 | Обобщение по теме «Основные закономерности явлений наследственности». | 1 | | | |
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (6 часов) |
57 | Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость | 1 | | | |
58 | Мутационная изменчивость | 1 | | | |
59-60 | Наследственная изменчивость человека (генетика человека). | 2 | | | |
61 | Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека | 1 | | | |
62 | Обобщение по теме «Закономерности изменчивости». | 1 | | | |
ГЕНЕТИКА И СЕЛЕКЦИЯ (6 часов) |
63 | Селекция. Одомашнивание как начальный этап селекции | 1 | | | |
64 | Методы современной селекция растений. Успехи селекции | 1 | | | |
65 | Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции. | 1 | | | |
66 | Методы современной селекции животных. | 1 | | | |
67 | Успехи селекции. | 1 | | | |
68 | Обобщение по теме «Генетика и селекция». | 1 | | | |
69 | Повторение и обобщение по курсу общей биологии за 10 класс | 1 | | | |
70 | Экскурсия в природу. | 1 | | | |