СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс»

Муниципальная казенная общеобразовательная организация

Прибрежненская средняя школа

им. генерал-лейтенанта И.И. Затевахина

муниципального образования «Старомайнский район»

Ульяновской области



Рабочая программа по биологии

для обучающихся 10 класса на 2021 - 2022 учебный год











Рабочую программу составила учитель биологии Шахолатова Светлана Маратовна

Планируемые результаты обучения биологии

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.


Обучающийся научится.

- выделять основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); учения (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере);

- объяснять сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства;); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя;); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

-приводить имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;

- объяснять строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

- объяснять сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора.

Ученик получит возможность научиться:

- видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

-овладеет методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.


Содержание учебного предмета

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания ( 6 часов)

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук

Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук

Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы

Раздел 2. Клетка (20 часов)

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория

Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. Ван Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира

Тема 2.2. Химический состав клетки

Единство элементного химического состава жи­вых организмов как доказательство единства проис­хождения живой природы. Общность живой и нежи­вой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ульт­рамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Во­да как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неоргани­ческих веществ в жизни клетки и организма. Органические вещества — сложные углеродсодер-жащие соединения. Низкомолекулярные и высоко­молекулярные органические вещества. Липиды. Уг­леводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нук­леиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль ор­ганических веществ в клетке и в организме человека

Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основ­ные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лдаосомы, митохондрии, пласти­ды, рибосомы. Функции основных частей и органо­идов клетки. Основные отличия в строении живот­ной и растительной клеток. Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Прокариотическая клетка: форма, размеры. Рас­пространение и значение бактерий в природе. Стро­ение бактериальной клетки

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке

ДНК—носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка

Тема 2.5. Вирусы

Вирусы — неклеточная форма жизни. Особеннос­ти строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распростране­ния вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа

Раздел 3. Организм (36 часов)

Тема 3.1. Организм — единое целое. Многообразие живых организмов

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточ­ных организмов

Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии

Энергетический обмен — совокупность реакций расщепление сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Осо­бенности обмена веществ у животных, расте­ний и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез

Тема 3.3. Размножение

Деление клетки. Митоз — основа роста, регенера­ции, развития и бесполого размножения. Размноже­ние: бесполое и половое. Типы бесполого размноже­ния.

Половое размножение. Образование половых кле­ток. Мейоз. Оплодотворение у животных и расте­ний. Биологическое значение оплодотворения. Ис­кусственное опыление у растений и оплодо­творение у животных

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. По­следствия влияния алкоголя, никотина, наркотиче­ских веществ на развитие зародыша человека. Пе­риоды постэмбрионального развития

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость

Наследственность и изменчивость — свойства ор­ганизма. Генетика — наука о закономерностях на­следственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Законо­мерности наследования, установленные Г. Менде­лем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты га­мет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Мен­деля — закон независимого наследования. Анализи­рующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцеп­ленное наследование признаков. Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутационные факторы. Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика

Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология

Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусст­венный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции. Биотехнология: достижения и перспективы раз­вития. Генная инженерия. Клонирование. Генети­чески модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в био­технологии (клонирование человека)


Тематическое планирование

урока

Наименование раздела, темы

Количество часов


Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания

6

1

Краткая история разви­тия биологии

1

2

Система био­логических наук

1

3

Сущность и основные свойства живого

1

4

Уровни организации живой материи и методы познания природы

1

5

Повторение

1

6

Тест «Биология как наука. Методы научного познания»

1


Раздел 2. Клетка

20

7

История изучения клетки. Клеточная теория. Развитие знаний о клетке

1

8

Решение заданий ЕГЭ по теме "История изучения клетки. Клеточная теория"

1

9

Единство химического состава живых организмов

1

10

Неорганические вещества

1

11

Вода. Минеральные соли

1

12

Органические вещества

1

13

Белки. Липиды

1

14

Уг­леводы

1

15

Нук­леиновые кислоты

1

16

Решение заданий ЕГЭ по теме "Химический состав клетки"

1

17

Эукариотическая клетка.

Основ­ные органоиды клетки

1

18

Строения клеток растений и животных

1

19

Хромосомы

1

20

Кариотип

1

21

Прокариотическая клетка.

Основ­ные органоиды клетки

1

22

Стро­ение бактериальной клетки

1

23

Реализация наследственной информации в клетке.

ДНК—носитель наследственной информации

1

24

Решение заданий ЕГЭ по теме: Реализация наследственной информации в клетке

1

25

Вирусы — неклеточная форма жизни

1

26

Решение заданий ЕГЭ по теме "Вирусы"

1



Раздел 3. Организм

36


27

Организм — единое целое. Многообразие живых организмов

1


28

Решение заданий ЕГЭ части В по теме: Организм — единое целое. Многообразие живых организмов

1


29

Обмен веществ и превращение энергии.

Энергетический обмен

1


30

Пластический обмен

1


31

Типы питания. Фотосинтез

1


32

Решение заданий ЕГЭ по теме: Обмен веществ и превращение энергии

1


33

Размножение.

Деление клетки

1


34

Митоз

1


35

Типы бесполого размноже­ния

1


36

Половое размножение

1


37

Мейоз

1


38

Оплодотворение у животных и расте­ний

1


39

Ис­кусственное опыление у растений и оплодо­творение у животных

1


40

Решение заданий ЕГЭ по теме: Размножение

1


41

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

Основные этапы эмбриогенеза

1


42

Онтогенез человека

1


43

Пе­риоды постэмбрионального развития

1


44

Решения заданий ЕГЭ по теме: Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)»

1


45

Наследственность и изменчивость — свойства ор­ганизма

1


46

Г. Мендель — основоположник генетики

1


47

Моногибридное скрещивание

1


48

Дигибридное скрещивание

1


49

Л/р Составление простейших схем скрещивания

1


50

Хромосомная теория наследственности

1


51

Современные представления о гене и геноме

1


52

Генетика пола

1


53

Наследственная и ненаследственная изменчивость

1


54

Мутации

1


55

Решение генетических задач

1


56

Значение генетики для медицины

1


57

Решение заданий ЕГЭ части А по теме: Наследственность и изменчивость

1


58

Решение заданий ЕГЭ части С по теме: Наследственность и изменчивость

1


59

Основы селекции. Биотехнология

1


60

Решение заданий ЕГЭ по теме: Основы селекции. Биотехнология

1


61

Повторение

1


62

Тест «Организм»

1


63

Повторение по разделу "Биология как наука. Методы научного познания"

1


64

Повторение по разделу "Клетка"

1


65

Повторение по разделу "Организм"

1


66

Экскурсия в природу

1


67

Мир биологии. Обобщение изученного материала.

1


68

Решение заданий ЕГЭ

1


69

Решение заданий ЕГЭ

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!