Муниципальная казенная общеобразовательная организация
Прибрежненская средняя школа
им. генерал-лейтенанта И.И. Затевахина
муниципального образования «Старомайнский район»
Ульяновской области
Рабочая программа по биологии
для обучающихся 10 класса на 2021 - 2022 учебный год
Рабочую программу составила учитель биологии Шахолатова Светлана Маратовна
Планируемые результаты обучения биологии
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Обучающийся научится.
- выделять основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); учения (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере);
- объяснять сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства;); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя;); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
-приводить имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;
- объяснять строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
- объяснять сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора.
Ученик получит возможность научиться:
- видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
-овладеет методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания ( 6 часов)
Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук
Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук
Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы
Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы
Раздел 2. Клетка (20 часов)
Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория
Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. Ван Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира
Тема 2.2. Химический состав клетки
Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма. Органические вещества — сложные углеродсодер-жащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека
Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лдаосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток. Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки
Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке
ДНК—носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка
Тема 2.5. Вирусы
Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа
Раздел 3. Организм (36 часов)
Тема 3.1. Организм — единое целое. Многообразие живых организмов
Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов
Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии
Энергетический обмен — совокупность реакций расщепление сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез
Тема 3.3. Размножение
Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.
Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных
Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития
Тема 3.5. Наследственность и изменчивость
Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутационные факторы. Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика
Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология
Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции. Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)
Тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела, темы | Количество часов |
| Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания | 6 |
1 | Краткая история развития биологии | 1 |
2 | Система биологических наук | 1 |
3 | Сущность и основные свойства живого | 1 |
4 | Уровни организации живой материи и методы познания природы | 1 |
5 | Повторение | 1 |
6 | Тест «Биология как наука. Методы научного познания» | 1 |
| Раздел 2. Клетка | 20 |
7 | История изучения клетки. Клеточная теория. Развитие знаний о клетке | 1 |
8 | Решение заданий ЕГЭ по теме "История изучения клетки. Клеточная теория" | 1 |
9 | Единство химического состава живых организмов | 1 |
10 | Неорганические вещества | 1 |
11 | Вода. Минеральные соли | 1 |
12 | Органические вещества | 1 |
13 | Белки. Липиды | 1 |
14 | Углеводы | 1 |
15 | Нуклеиновые кислоты | 1 |
16 | Решение заданий ЕГЭ по теме "Химический состав клетки" | 1 |
17 | Эукариотическая клетка. Основные органоиды клетки | 1 |
18 | Строения клеток растений и животных | 1 |
19 | Хромосомы | 1 |
20 | Кариотип | 1 |
21 | Прокариотическая клетка. Основные органоиды клетки | 1 |
22 | Строение бактериальной клетки | 1 |
23 | Реализация наследственной информации в клетке. ДНК—носитель наследственной информации | 1 |
24 | Решение заданий ЕГЭ по теме: Реализация наследственной информации в клетке | 1 |
25 | Вирусы — неклеточная форма жизни | 1 |
26 | Решение заданий ЕГЭ по теме "Вирусы" | 1 |
| | Раздел 3. Организм | 36 |
| 27 | Организм — единое целое. Многообразие живых организмов | 1 |
| 28 | Решение заданий ЕГЭ части В по теме: Организм — единое целое. Многообразие живых организмов | 1 |
| 29 | Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен | 1 |
| 30 | Пластический обмен | 1 |
| 31 | Типы питания. Фотосинтез | 1 |
| 32 | Решение заданий ЕГЭ по теме: Обмен веществ и превращение энергии | 1 |
| 33 | Размножение. Деление клетки | 1 |
| 34 | Митоз | 1 |
| 35 | Типы бесполого размножения | 1 |
| 36 | Половое размножение | 1 |
| 37 | Мейоз | 1 |
| 38 | Оплодотворение у животных и растений | 1 |
| 39 | Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных | 1 |
| 40 | Решение заданий ЕГЭ по теме: Размножение | 1 |
| 41 | Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Основные этапы эмбриогенеза | 1 |
| 42 | Онтогенез человека | 1 |
| 43 | Периоды постэмбрионального развития | 1 |
| 44 | Решения заданий ЕГЭ по теме: Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)» | 1 |
| 45 | Наследственность и изменчивость — свойства организма | 1 |
| 46 | Г. Мендель — основоположник генетики | 1 |
| 47 | Моногибридное скрещивание | 1 |
| 48 | Дигибридное скрещивание | 1 |
| 49 | Л/р Составление простейших схем скрещивания | 1 |
| 50 | Хромосомная теория наследственности | 1 |
| 51 | Современные представления о гене и геноме | 1 |
| 52 | Генетика пола | 1 |
| 53 | Наследственная и ненаследственная изменчивость | 1 |
| 54 | Мутации | 1 |
| 55 | Решение генетических задач | 1 |
| 56 | Значение генетики для медицины | 1 |
| 57 | Решение заданий ЕГЭ части А по теме: Наследственность и изменчивость | 1 |
| 58 | Решение заданий ЕГЭ части С по теме: Наследственность и изменчивость | 1 |
| 59 | Основы селекции. Биотехнология | 1 |
| 60 | Решение заданий ЕГЭ по теме: Основы селекции. Биотехнология | 1 |
| 61 | Повторение | 1 |
| 62 | Тест «Организм» | 1 |
| 63 | Повторение по разделу "Биология как наука. Методы научного познания" | 1 |
| 64 | Повторение по разделу "Клетка" | 1 |
| 65 | Повторение по разделу "Организм" | 1 |
| 66 | Экскурсия в природу | 1 |
| 67 | Мир биологии. Обобщение изученного материала. | 1 |
| 68 | Решение заданий ЕГЭ | 1 |
| 69 | Решение заданий ЕГЭ | 1 |