КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20
____________________________________________________________________________
143441 , Московская область, Красногорский район с.п. Отрадненское, д. Путилково Спасо-Тушинский бульвар , д.4
Эл. почта sc20.putilkovo@mail.ru
| УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ №20 _____________ Т.В. Борисова Приказ №8/2 от « » 201 г. |
Рабочая программа
по Биологии
(базовый уровень)
10 класс
Составитель: Батова Александра Сергеевна
учитель биологии
______ квалификационной категории
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей № от « » 201 г. Руководитель МО ___________ | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ « » 201 г. | |
2017
Основное содержание курса биологии 10 класс
1.Введение (1ч).
Биология. Основные признаки живого. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии.
2. Клетка – единица живого (18 ч)
Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли; их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Органические материи. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли; их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки, структура и свойства белков, функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно- и дисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; биологическая роль ДНК; генетический код, свойства кода, РНК; структура и функции.
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Основы систематики; место и роль прокариот в биоценозах.
Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, структурные и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Биологический синтез органических молекул в клетке. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез. Хемосинтез.
3. Размножение и развитие организмов (6 ч)
Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток простейших, спорообразование; почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Эволюционное значение бесполого размножения.
Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения.
Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Наружное и внутреннее оплодотворение.
Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения.
4.Основы генетики и селекции (11 ч)
История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом.
Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Центры происхождения культурных растений и их многообразие. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый отбор). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Планируемые предметные результаты освоения курса биологии за 10 класс
В результате изучения курса биологии ученик должен:
Знать /понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина, учение В.И.Вернадского о биосфере;
сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, биогенетический закон Геккеля и Мюллера;
учение об уровнях организации жизни; закон гомологических рядов Вавилова;
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида, экосистем;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику; характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция.
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
решать: элементарные задачи по генетике, экологии; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды ;
описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Место курса в учебном плане школы: Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 20 на изучение биологии в 10 классе выделяется 1 час в неделю. Нагрузка по учебному плану 35 часов в год.
Учебник: Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М.Дымшиц, Л.Н.Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева, Г.М.Дымшица; - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.: ил.– ISBN 978-5-09-046351-5.
Биология 10 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Приблизительные сроки прохождения |
Введение. Клетка-единица живого |
Глава 1. Химический состав клетки (5 часов) |
1 | Введение. Неорганические соединения клетки | 1 час | 05.09.2017 |
2 | Углеводы. Липиды | 1 час | 11.09.2017 |
3 | Белки. Строение белков | 1 час | 18.09.2017 |
4 | Функции белков. Лабораторная работа 1. Активность каталазы в растительных тканях | 1 час | 25.09.2017 |
5 | Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки | 1 час | 02.10.2017 |
Глава 2. Структура и функции клетки (4 часа) |
6 | Клетка-элементарная единица живого. Контрольная работа на тему «Химический состав клетки» | 1 час | 16.10.2017 |
7 | Цитоплазма. Лабораторная работа 2. Плазмолиз и деплазмолиз клетках кожицы лука | 1 час | 23.10.2017 |
8 | Мембранные органоиды клетки | 1 час | 30.10.2017 |
9 | Ядро. Прокариоты и эукариоты | 1 час | 06.11.2017 |
Глава 3. Обеспечение клеток энергией (3 часа) |
10 | Обмен веществ. Контрольная работа на тему «Клетка» | 1 час | 13.11.2017 |
11 | Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей | 1 час | 27.11.2017 |
12 | Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода | 1 час | 04.12.2017 |
Глава 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (6 часов) |
13 | Генетическая информация. Удвоение ДНК | 1 час | 11.12.2017 |
14 | Синтез РНК по матрице ДНК. Генетический код | 1 час | 18.12.2017 |
15 | Биосинтез белков | 1 час | 25.12.2017 |
16 | Регуляция работы генов у эукариот | 1 час | 15.01.2018 |
17 | Вирусы | 1 час | 22.01.2018 |
18 | Генная и клеточная инженерия | 1 час | 29.01.2018 |
Раздел 2. Размножение и развитие организмов |
Глава 5. Размножение организмов (3 часа) |
19 | Бесполое и половое размножение Деление клетки. Митоз | 1 час | 05.02.2018 |
20 | Мейоз | 1 час | 06.02.2018 |
21 | Образование половых клеток. Оплодотворение | 1 час | 12.02.2018 |
Глава 6. Индивидуальное развитие организма (3 часа) |
22 | Зародышевое развитие организмов. Контрольная работа на тему «Размножение организмов» | 1 час | 26.02.2018 |
23 | Постэмбриональное развитие | 1 час | 05.03.2018 |
24 | Дифференцировка клеток. Развитие взрослого организма | 1 час | 12.03.2018 |
Раздел 3. Основы генетики и селекции |
Глава 7. Основные закономерности наследственности (6 часов) |
25 | Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя | 1 час | 19.03.2018 |
26 | Генотип и фенотип. Решение генетических задач | 1 час | 26.03.2018 |
27 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя | 1 час | 02.04.2018 |
28 | Сцепленное наследование генов | 1 час | 16.04.2018 |
29 | Отношения ген-признак. Внеядерная наследственность | 1 час | 23.04.2018 |
30 | Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Генетические основы поведения | 1 час | 30.04.2018 |
Глава 8. Основные закономерности изменчивости (3 часа) |
31 | Модификационная изменчивость. Комбинативная изменчивость | 1 час | 07.05.2018 |
32 | Мутационная изменчивость | 1 час | 14.05.2018 |
33 | Наследственная изменчивость человека Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека | 1 час | 21.05.2018 |
Глава 9. Генетика и селекция (1 час) |
34 | Одомашнивание как начальный этап селекции Методы селекции. Успехи селекции | 1 час | 28.05.2018 |
35 | Резерв | 1 час | |
| Итого | 35 часов | |
Коррекция планирования
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
план | факт |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |