СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии. 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соотвествии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии. 10 класс»

КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20

____________________________________________________________________________

143441 , Московская область, Красногорский район с.п. Отрадненское, д. Путилково Спасо-Тушинский бульвар , д.4

Эл. почта sc20.putilkovo@mail.ru




УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ №20

_____________ Т.В. Борисова

Приказ №8/2

от « » 201 г.


Рабочая программа

по Биологии

(базовый уровень)

10 класс


Составитель: Батова Александра Сергеевна

учитель биологии

______ квалификационной категории


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей № от « » 201 г.

Руководитель МО ___________



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________

« » 201 г.




2017

Основное содержание курса биологии 10 класс

1.Введение (1ч).

Биология. Основные признаки живого. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии.

2. Клетка – единица живого (18 ч)

Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли; их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Органические материи. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли; их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки, структура и свойства белков, функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно- и дисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; биологическая роль ДНК; генетический код, свойства кода, РНК; структура и функции.

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Основы систематики; место и роль прокариот в биоценозах.

Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, структурные и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Биологический синтез органических молекул в клетке. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез. Хемосинтез.

3. Размножение и развитие организмов (6 ч)

Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток простейших, спорообразование; почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Эволюционное значение бесполого размножения.

Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения.

Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Наружное и внутреннее оплодотворение.

Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения.

4.Основы генетики и селекции (11 ч)

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом.

Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Центры происхождения культурных растений и их многообразие. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый отбор). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.



Планируемые предметные результаты освоения курса биологии за 10 класс

В результате изучения курса биологии ученик должен:

Знать /понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина, учение В.И.Вернадского о биосфере;

  • сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, биогенетический закон Геккеля и Мюллера;

  • учение об уровнях организации жизни; закон гомологических рядов Вавилова;

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида, экосистем;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику; характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция.

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

  • решать: элементарные задачи по генетике, экологии; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды ;

  • описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).







Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Место курса в учебном плане школы: Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 20 на изучение биологии в 10 классе выделяется 1 час в неделю. Нагрузка по учебному плану 35 часов в год.


Учебник: Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М.Дымшиц, Л.Н.Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева, Г.М.Дымшица; - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.: ил.– ISBN 978-5-09-046351-5.


Биология 10 класс


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Приблизительные сроки прохождения

Введение. Клетка-единица живого

Глава 1. Химический состав клетки (5 часов)

1

Введение.

Неорганические соединения клетки

1 час

05.09.2017

2

Углеводы. Липиды

1 час

11.09.2017

3

Белки. Строение белков

1 час

18.09.2017

4

Функции белков.

Лабораторная работа 1. Активность каталазы в растительных тканях

1 час

25.09.2017

5

Нуклеиновые кислоты.

АТФ и другие органические соединения клетки

1 час

02.10.2017

Глава 2. Структура и функции клетки (4 часа)

6

Клетка-элементарная единица живого.

Контрольная работа на тему «Химический состав клетки»

1 час

16.10.2017

7

Цитоплазма.

Лабораторная работа 2. Плазмолиз и деплазмолиз клетках кожицы лука

1 час

23.10.2017

8

Мембранные органоиды клетки

1 час

30.10.2017

9

Ядро. Прокариоты и эукариоты

1 час

06.11.2017

Глава 3. Обеспечение клеток энергией (3 часа)

10

Обмен веществ.

Контрольная работа на тему «Клетка»

1 час

13.11.2017

11

Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей

1 час

27.11.2017

12

Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода

1 час

04.12.2017

Глава 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (6 часов)

13

Генетическая информация. Удвоение ДНК

1 час

11.12.2017

14

Синтез РНК по матрице ДНК. Генетический код

1 час

18.12.2017

15

Биосинтез белков

1 час

25.12.2017

16

Регуляция работы генов у эукариот

1 час

15.01.2018

17

Вирусы

1 час

22.01.2018

18

Генная и клеточная инженерия

1 час

29.01.2018

Раздел 2. Размножение и развитие организмов

Глава 5. Размножение организмов (3 часа)

19

Бесполое и половое размножение

Деление клетки. Митоз

1 час

05.02.2018

20

Мейоз

1 час

06.02.2018

21

Образование половых клеток. Оплодотворение

1 час

12.02.2018

Глава 6. Индивидуальное развитие организма (3 часа)

22

Зародышевое развитие организмов.

Контрольная работа на тему «Размножение организмов»

1 час

26.02.2018

23

Постэмбриональное развитие

1 час

05.03.2018

24

Дифференцировка клеток.

Развитие взрослого организма

1 час

12.03.2018

Раздел 3. Основы генетики и селекции

Глава 7. Основные закономерности наследственности (6 часов)

25

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя

1 час

19.03.2018

26

Генотип и фенотип.

Решение генетических задач

1 час

26.03.2018

27

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

1 час

02.04.2018

28

Сцепленное наследование генов

1 час

16.04.2018

29

Отношения ген-признак. Внеядерная наследственность

1 час

23.04.2018

30

Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака.

Генетические основы поведения

1 час

30.04.2018

Глава 8. Основные закономерности изменчивости (3 часа)

31

Модификационная изменчивость. Комбинативная изменчивость

1 час

07.05.2018

32

Мутационная изменчивость

1 час

14.05.2018

33

Наследственная изменчивость человека

Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека

1 час

21.05.2018

Глава 9. Генетика и селекция (1 час)

34

Одомашнивание как начальный этап селекции

Методы селекции. Успехи селекции

1 час

28.05.2018

35

Резерв

1 час



Итого

35 часов






































Коррекция планирования


№ п/п

Дата

Тема урока

Примечание

план

факт







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!