СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Шахты Ростовской области

«



Средняя общеобразовательная школа №39 имени Героя Советского Союза А.Н. Колесникова»





РАССМОТРЕНО

Заседание педагогического совета

________________________

Протокол №1 от «31» августа 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

________________________

Лукьянченко Е.В.

Протокол №1 от «31» августа 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Баукова Е.И.

Приказ №65 от «31» августа 2023 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Биология»


11 класс


(базовый уровень)








Составитель: учитель биологии

Алейникова Олеся Геннадьевна







2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Рабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ школы №3 ООП СОО, Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденных приказом Минобразования РФ 5 марта 2004г. №1089 с изменениями и дополнениями и на основании авторской программы под руководством Д.К. Беляева, Г.М.Дымшица., программа для общеобразовательных учреждений 10-11 классы, Москва., Просвещение 2011.


Курс рассчитан на 2 часа в неделю, всего 68 часа в год


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

Задачи:


  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Содержание курса соответствует авторской программе с изменениями и дополнениями. В авторскую программу внесены следующие изменения в соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 2 часа в неделю. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 2 часа в неделю. 68 часов. Расширено количество часов на темы:



Свидетельства эволюции (4 ч) ( 6 ч)

Факторы эволюции (9 ч) (14 ч)

Возникновение и развитие жизни на Земле ( 4 ч ) (10 ч )

Происхождение человека (5 ч ) (7 ч )

Организм и окружающая среда (7 ч ) (13 ч )

Биосфера (3 ч ) ( 7 ч )

Биологические основы охраны природы. ( 2 ч ) ( 7 ч )

Повторение - 2ч


Тематический план

Название раздела, темы

Количество часов

Количество контрольных работ (лабораторных, практических или диктантов и т.д.)

1.

Раздел 1:Эволюция

37

3


Глава: Свидетельства эволюции

Глава: Факторы эволюции

Глава: Возникновение и развитие жизни на Земле

Глава: Происхождение человека

6

14

10

7


Л.р. 2



2.

Раздел 2. Экосистемы

29

4


Глава: Организм и окружающая среда

Глава: Биосфера

Глава: Биологические основы охраны природы.

Повторение

13

7

7

2


ПР- 2

ПР-1

ПР -1


6.

Итого

66

7



Теория эволюции (37 ч)

Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч.Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция - элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направление эволюции.

Лабораторные работы:

1.«Морфологические особенности растений различных видов»

2.«Изменчивость организмов»

3.«Приспособленность организма к среде обитания».

Основные понятия. Эволюция. Вид. Популяция. Критерии вида. Борьба за существование. Естественный отбор. Движущий отбор. Стабилизирующий отбор. Волны жизни (популяционные волны). Видообразование. Дрейф генов. Изоляция. Миграции. Гомологичные органы. Рудименты. Атавизмы. Аналогичные органы. Генетический полиморфизм популяций. Аллопатрическое видообразование. Симпатрическое видообразование. Биологический прогресс. Биологический регресс. Ароморфоз. Идиоадаптации. Общая дегенерация. Дивергенция. Конвергенция. Параллелелизм. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства. Синтетическая теория эволюции. Дарвинизм. Приспособленность к среде. Дизруптивный отбор. Необратимость эволюции. Биогеография. Эндемики. Реликты. Палеонтологический ряд. Филетическая эволюция. Филогенез. Популяционная генетика. Биологическая стабилизация. Палеонтология. Ископаемые переходные формы. Движущие силы эволюции.

Развитие жизни на Земле ( 10 ч)

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Многообразие организмов как результат эволюции. Принцип классификации, систематика..Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство

Основные понятия. Палеонтология. Палеонтологическая летопись. Реликты. Палеонтологический ряд. Филогенез. Ископаемые переходные формы. Эра. Период. Антропология. Антропогенез. Австралопитеки. Дриопитеки. Питекантропы. Синантропы. Кроманьонцы. Неандертальцы. Расы. Метисация. Расизм. Движущие силы антропогенеза.

Демонстрация скелетов человека и животных, моделей, таблиц; схем, отражающих основные этапы антропогенеза и происхождение человеческих рас; видеофильмов об основных этапах эволюции человека.

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии вида», «Популяция — структурная единица вида, единица эволюции», «Движущие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Образование новых видов в природе»,«Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира», «Редкие и исчезающие виды»,«Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека», «Происхождение человеческих рас.

Организмы и окружающая среда (9 ч)


Экологические факторы и их влияние на организмы. Приспособления организмов к действию экологических факторов. Экологическая ниша.

Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия деятельности человека на экосистемы. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.

Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговорот веществ в биосфере.

Роль человека в биосфере. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития. Перспективы развития биологических наук.


Демонстрация коллекций, гербариев, живых организмов, моделей, аппликаций; схем, отражающих структуру биосферы и ее отдельные части, круговороты веществ в биосфере; примеров различных видов биотических взаимоотношений; карт, отражающих распространенность основных биомов суши; видеофильмов о структуре сообществ, экосистем и биосферы, приспособленности организмов к среде и действию экологических факторов; о типах биотических взаимоотношений; портретов ученых – экологов и их биографий.

Практические работы:

  1. Оценка влияния температуры воздуха на человека

  2. Аквариум как модель экосистемы

  3. Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем

  4. Определение качества воды водоема


Основные понятия. Экология. Экологический фактор. Экологический спектр вида. Экологическая валентность вида. Биологический оптимум. Биологический пессимум. Синэкология. Аутэкология. Биотические факторы. Абиотические факторы. Антропогенные факторы. Ограничивающие (лимитирующие) факторы. Пойкилотермные организмы. Гомойотермные организмы. Эврибионты. Стенобионты. Фототропизм. Фотопериодизм. Среды жизни. Экологическая ниша. Симбиоз. Кооперация. Мутуализм. Комменсализм. Хищничество. Паразитизм. Конкуренция. Аменсализм. Нейтрализм. Популяция. Структура популяции. Биогеоценоз. Биоценоз. Биологическое сообщество. Экосистема. Трофический уровень. Продуценты. Консументы. Редуценты. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Экологическая пирамида. Биогеохимический цикл. Агроценоз. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество биосферы. Внешняя среда. Сукцессия.

Демонстрация.

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Экологические факторы и их влияние на организмы», «Биологические ритмы», «Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз», «Ярусность растительного сообщества», «Пищевые цепи и сети», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме», «Экосистема», «Агроэкосистема», «Биосфера», «Круговорот углерода в биосфере», «Биоразнообразие»,«Глобальные экологические проблемы», «Последствия деятельности человека в окружающей среде. «Биосфера и человек», «Заповедники и заказники России».


Повторение -2 часа



ТРЕБОВАНИЯ

К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

знать

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;



уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных заболеваний, мутаций;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение




































КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Предмет: Биология

Класс: 11

ФИО учителя-предметника: Алейникова Олеся Геннадьевна

Количество часов в год: 68

Количество часов в неделю: 2

Количество контрольных работ: 0

Количество практических (лабораторных) работ: 6

Учебник: «Общая биология» учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /Д.К. Беляев, Г. М. Дымшиц. – М.: Просвещение, 2008.


уроков

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)


Раздел 1. Эволюция




Глава 1.Свидетельства эволюции-6 ч.



1

Вводный инструктаж. Возникновение и развитие эволюционной биологии

01.09.2023


2

Возникновение и развитие эволюционных представлений

05.09.2023


3

Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов

08.09.2023


4

Доказательства эволюции

12.09.2023


5

Вид. Критерии вида. Популяция

15.09.2023


6

Обобщающий урок: «Доказательства эволюции»

19.09.2023



Глава 2.Механизмы эволюционного процесса -14 ч



7

Роль изменчивости в эволюционном процессе

22.09.2023


8

Л.р.№1 «Морфологические особенности растений различных видов»

26.09.2023


9

Наследственная изменчивость – исходный материал для эволюции

29.09.2023


10

Наследственная изменчивость – исходный материал для эволюции Роль изменчивости в эволюционном процессе

03.10.2023


11

Л.р.№2 «Изменчивость организмов»

06.10.2023


12

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции

10.10.2023


13

Формы естественного отбора в популяциях. Движущий отбор, стабилизирующий отбор

13.10.2023


14

Формы естественного отбора в популяциях. Дизруптивный отбор, половой отбор.

17.10.2023


15

Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. Покровительственная окраска. Предостерегающая окраска

20.10.2023


16

Видообразование : географическое видообразование, экологическое видообразование

24.10.2023


17

Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. Подражающая окраска. Ароморфоз. Идиоадаптация. Биологический прогресс.

27.10.2023


18

Макроэволюция.

07.11.2023


19

Микроэволюция

10.11.2023


20

Обобщающий урок по теме: Факторы эволюции

14.11.2023



Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле.-10 ч



21

Современные представления о возникновении жизни. Абиогенез.

17.11.2023


22

Современные представления о возникновении жизни. Биогенез.

21.11.2023


23

Основные этапы развития жизни .Геохронология. Глобальные катастрофы.

24.11.2023


24

Развитие жизни в криптозое. Первые следы жизни на Земле

28.11.2023


25

Развитие жизни в палеозое. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Эволюция растений. Возникновение позвоночных

01.12.2023


26

Развитие жизни в мезозое

05.12.2023


27

Развитие жизни в кайнозое

08.12.2023


28

Многообразие органического мира.

12.12.2023


29

Многообразие органического мира. Систематика

15.12.2023


30

Обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

19.12.2023



Глава 4. Происхождение человека-7 ч



31

Положение человека в системе живого мира

22.12.2023


32

Предки человека: австралопитеки.

26.12.2023


33

Первые представители рода Ноmо: Человек умелый, Человек прямоходящий

29.12.2023


34

Появление Человека разумного. Неандертальский человек. Человек современного типа.

09.01.2024


35

Факторы эволюции человека. Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека.

12.01.2024


36

Эволюции современного человека . Человеческие расы

16.01.2024


37

Обобщающий урок по теме: Происхождение человека

19.01.2024



Раздел 2.Экосистема




Глава 5. Организмы и окружающая среда -13 ч



38

Взаимоотношения организма и среда. Приспособленность организма

23.01.2024


39

ПР №1 « Оценка влияния температуры воздуха на человека

26.01.2024


40

Популяция в экосистеме.

30.01.2024


41

Сообщества и экосистемы

02.02.2024


42

Поток энергии и цепи питания

06.02.2023


43

Свойства экосистем

09.02.2024


44

Трофические сети.

13.02.2024


45

Трофические сети и экологические пирамиды

16.02.2024


46

Экосистема: устойчивость и динамика.

20.02.2024


47

Экосистема: Консорции. Флуктация. Сукцессия.

27.02.2024


48

ПР №2 Аквариум как модель экосистемы

01.03.2024


49

Биоценоз и биогеоценоз

05.03.2024


50

Влияние человека на экосистемы. Агроэкосистемы

12.03.2024



Глава 6. Биосфера - 7 ч



51

Биосфера и биомы

15.03.2024


52

Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере

19.03.2024


53

Биосфера и человек. Концепция устойчивого развития.

02.04.2024


54

ПР№3 « Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем»

05.04.2024


55

Круговорот химических элементов

09.04.2024


56

Биогеохимические процессы в биосфере

12.04.2024


56

Обобщающий урок по теме: Биосфера

16.04.2024



Глава 7. Биологические основы охраны природы – 7 ч



57

Глобальные экологические проблемы

19.04.2024


58

Охрана видов и популяций. Возможные причины вымирания видов и популяций.

23.04.2024


58

Охрана экосистем

26.04.2024


59

Общество и окружающая среда

03.05.2024


59

Биологический мониторинг

07.05.2024


60

ПР№4 Определение качества воды водоема

14.05.2024


61

Обобщающий урок по теме: Биологические основы охраны природы

17.05.2024



Повторение – 2 ч Подготовка к ЕГЕ



62

Основы селекции и биотехнологии

21.05.2023


63

Изменчивость признаков у организмов. Виды мутаций.

24.05.2024








ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

Основная литература:

  1. Биология 10 -11 классы: рабочая программы для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Г. М. Дымшиц , О.В. Саблина. – М.:Просвещение, 2018.

  2. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО, 2009.

  3. Биология. 11 класс: поурочные планы. – Волгоград6 Учитель, 2009. – 351с.

6 «Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект – центр, 2008.

7. Мухамеджанов И.Р. «Тесты, задачи, блицопросы»: 10 – 11 классы. М.: ВАКО, 2006-09-07

8. П.Н. Ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1993. – 240с.

9 .Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи. – Минск: Юнипресс, 2007. – 816с.

10. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

11. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).

12. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

13. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

14.. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

15.. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

16.. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

17. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.










МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

Примечания

Технические средства обучения и оборудование кабинета



компьютер

1


принтер

1


классная доска

1


стол-кафедра

1


ученические столы 2-х местные с комплектом стульев

15


встроенные шкафы

2


Мультимедийные средства обучения

6















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!