СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  составлена  из  расчета 2 часа  в  неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 11 класс»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Надейковичская средняя школа имени И.П. Гоманкова»



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы

Протокол №1 от 30.08.2017 ______И.И. Гнедкова _____ И.В. Магон

Приказ №78 от 30.08.2017

Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол №1 от 30.08.2017




Рабочая программа

по биологии



Класс: 11

Количество часов в неделю: 2

Учитель: Н.А. Червонцева









2017-2018 уч .год


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Надейковичская СШ имени И.П. Гоманкова»


Планируемые результаты освоения учебного предмета:

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

- основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина; учение В.И. Вернадского о биосфере;

- строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания н умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.


Содержание учебного предмета

РАЗДЕЛ 4 ВИД (35 ч)

Тема 4.1 История эволюционных идей.(4 ч)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании естественнонаучной картины мира.

Тема 4.2 Современное эволюционное учение (17 ч).

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Результаты эволюции.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.

Тема 4.3.Происхождение жизни на Земле (6ч )

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Тема 4.4.Происхождение человека (8 ч)

Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии вида», «Популяция – структурная единица вида, единица эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Образование новых видов в природе», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира», «Редкие и исчезающие виды», «Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека», «Происхождение человеческих рас».

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

РАЗДЕЛ 5

Экосистемы (30 ч)

Тема 5.1.Экологические факторы (9 ч)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Тема 5.2. Структура экосистем (12 ч)

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Тема 5.3. Биосфера – глобальная экосистема (4 ч)

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.

Тема 5.4. Биосфера и человек (5 ч)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ:

«Экологические факторы и их влияние на организмы», «Биологические ритмы», «Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз», «Ярусность растительного сообщества», «Пищевые цепи и сети», «Экологическая пирамида»,

«Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме», «Экосистема»,

«Агроэкосистема», «Биосфера», «Круговорот углерода в биосфере», «Биоразнообразие»,

«Глобальные экологические проблемы», «Последствия деятельности человека в окружающей среде», «Биосфера и человек», «Заповедники и заказники России».

Лабораторные и практические работы

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем своей местности.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Решение экологических задач.

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Экскурсия

Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

Заключение (1 ч)


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Раздел 4. Вид (35ч)

Тема 4.1. История эволюционных идей(4ч)

1.

Развитие эволюционных идей. Система органической природы Карла Линнея.


2.

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.


3.

Эволюционная теория Ч. Дарвина


4.

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.


Тема 4.2. Современное эволюционное учение (17ч)

5.

Вид, его критерии. Лабораторная работа Описание особей вида по морфологическому критерию.


6.

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Лабораторная работа Выявление изменчивости у особей одного вида


7.

Генетический состав популяции. Изменение генофонда популяций.


8.

Формы борьбы за существование


9.

Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции.


10.

Формы естественного отбора.


11.

Возникновение адаптаций и их относительный характер. Лабораторная работа Выявление приспособлений к среде обитания.


12.

Изолирующие механизмы.


13.

Понятие о микроэволюции. Современные представления о видообразовании


14.

Географическое и экологическое видообразование


15.

Понятие о макроэволюции.


16.

Система растений и животных как отображение эволюции.


17.

Типы эволюционных изменений. Гомологичные и аналогичные органы


18.

Главные направления эволюции.


19.

Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных


20.

Биологический прогресс и биологический регресс


21.

Обобщающий урок по теме: «Эволюционное учение».


Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (6ч)

22.

Гипотезы о происхождении жизни. Лабораторная работа Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни


23.

Современные представления о происхождении жизни


24.

Основные этапы развития жизни (архей, протерозой, палеозой).


25.

Основные этапы развития жизни на Земле (мезозой, кайнозой).


26.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции


27.

Обобщающий урок по теме: «Происхождение жизни на Земле»


Тема 4.4. Происхождение человека (8ч)

28.

Место человека в системе органического мира. Лабораторная работа Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека


29

Основные этапы эволюции человека. Древнейшие люди


30.

Древние люди.


31.

Первые современные люди


32.

Движущие силы антропогенеза.


33.

Прародина человечества.


34.

Расы и их происхождение.


35.

Обобщающий урок по теме: «Происхождение человека».


Раздел 5. Экосистемы(30ч)

Тема 5.1. Экологические факторы(9ч)

36.

Роль экологии в современном обществе


37.

Среда обитания организмов и ее факторы.


38.

Абиотические факторы среды. Температура. Свет.


39.

Абиотические факторы среды. Влажность. Ионизирующее излучение


40.

Биотические факторы среды.


41.

Биологические ритмы. Фотопериодизм.


42.

Местообитание и экологические ниши


43.

Типы экологических взаимодействий.


44.

Конкурентные взаимодействия.


Тема 5.2. Структура экосистем (12ч)

45.

Экологические характеристики популяции.


46.

Динамика популяции


47.

Экологические сообщества


48.

Искусственные экосистемы. Лабораторная работа Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.


49.

Структура сообщества


50.

Взаимосвязь организмов в сообществах


51.

Пищевые цепи. Лабораторная работа Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).


52.

Экологические пирамиды.


53.

Экологическая сукцессия. Лабораторная работа Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).


54.

Экскурсия «Естественные и искусственные экосистемы».


55.

Лабораторная работа Решение экологических задач.


56.

Основы рационального природопользования. Лабораторная работа Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.


Тема 5.3. Биосфера – глобальная экосистема (4ч)

57.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.


58.

Живые организмы. Живое вещество


59.

Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере.


60.

Обобщающий урок по теме: «Экосистемы»


Тема 5.4. Биосфера и человек (5ч)

61.

Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере.


62.

Природные ресурсы и их использование


63.

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Лабораторная работа Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения


64.

Промежуточная аттестация


65.

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.


Заключение(1ч)

66.

Заключительный урок по разделу биологии 11 класс






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!