УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ЖУКОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЖУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
имени Героя Советского Союза Бориса Васильевича Белявского
«Рассмотрено» Руководитель МО: _________/_В.А.Расихина_/ Протокол № от «» августа г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР: ______/Т.С Платошина_/ «» августа г. | «Утверждаю» Директор школы _________/_Г.В.Шишкарева_/ Приказ № от «» августа г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Ничепоренко Ольги Александровны, учителя высшей категории
Ф.И.О., категория
по биологии, 11 класс
предмет, класс и т.п.
20 - 20 учебный год
Утверждено решением
педагогического совета
протокол № от
«» августа г.
242700, Брянская обл., г.Жуковка, пер.Школьный , д.9, тел.3-21-71, 3-19-32
факс: 8 - 48334 -3-21-71
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана для обучения в 11 классе. Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Федерального компонента государственного стандарта 2004 г Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" с изменениями и дополнениями от: 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24, 31 января 2012 г., 23 июня 2015 г.
основной образовательной программы основного общего образования 10-11 классов МБОУ Жуковской СОШ №1 им. Б.В. Белявского
примерной программы основного общего образования по биологии Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 (11) класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред. проф. И.Н.Пономаревой (М.: Вентана-Граф, 2008)
учебного плана МБОУ Жуковской СОШ №1 им. Б.В. Белявского
Программа ориентирована на работу с использованием учебника биология 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. Проф. И.Н. Пономаревой (М.: Вентана – Граф, 2010)
Цели реализации программы:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и уменийв повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Место предмета биология в учебном плане школы
В соответствии с учебным планом МБОУ Жуковской СОШ №1 им. Б. В. Белявского на изучение биологии в 11 классе отводится 35 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года (35 недель).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
Знать / понимать
Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;
Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
Уметь
Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции;
Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистеме;
Описывать особей вида по морфологическому критерию;
Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
Сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;
Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, научно-популярных изданиях, компьтерных базах данных, ресурсах Интернета) и практически их использовать
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде;
Оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
Оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии.
3.Содержание учебного курса биологии 11 класса (1 ч в неделю; всего 35ч)
Раздел 1. Организменный уровень жизни (17 ч)
Живой организм как биологическая система.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Гомеостаз. Основные процессы жизнедеятелыюсти одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи организмами: гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, хищники) и автотоофы (хемотрофы и фототрофы). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.
Размножение и развитие организмов.
Воспроизведение организмов, его значение. Типы размножения. Бесполое и половое размножение, его значение. Оплодотворение и его значение. Внешнее и внутреннее оплодотворение у животных. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Жизненные циклы и чередование поколений. Индивидуальное развитие многоклеточного организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушений развития организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Лабораторная работа № 1 «Свойства живых организмов».
Основные закономерности наследования признаков.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Изменчивость признаков организма и её типы. Генетика. Истории развития генетики. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика Основные понятия генетики. Гены и признаки. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. Теория гена. Развитие знаний о генотипе. Генотип как целостная система. Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики. Основные факторы, формирующие здоровье человека. Образ жизни и здоровье человека. Роль творчества в жизни человека и общества.
Практические работы:
№1. Решение элементарных задач по генетике «Моногибридное скрещивание».
№2 . Решение элементарных задач по генетике « Дигибридное скрещивание».
№3. Решение элементарных задач по генетике «Сцепленное наследование».
№4. Решение элементарных задач по генетике «Генетика пола».
№5. Решение элементарных задач по генетике «Неаллельные взаимодействия генов».
Основные закономерности изменчивости.
Изменчивость признаков организма и её типы (наследственная и ненаследственная). Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутации, их материальная основа — изменение генов и хромосом. Виды мутаций и их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.
Лабораторная работа № 2 «Модификационная изменчивость».
Селекция и биотехнология на службе человечества.
Селекция и её задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологически рядов наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных и микроорганизмов.
Биотехнология, её направления. Этические аспекты применения генных технологий. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).
Многообразие организмов в природе.
Царство Вирусы, его разнообразие и значение. Царства прокариотических организмов, их разнообразие и значение в природе. Царства эукариотических организмов, их значение в природе. Царство неклеточных организмов — вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний. Организменный уровень жизни и его роль в природе.
Лабораторная работа № 3 «Вирусные заболевания растений» (на примере культурных растений (гербарий) и по справочной литературе).
Раздел 2. Клеточный уровень организации жизни (8 ч)
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.
Строение живой клетки. Цитология — наука о клетке. Методы изучения клетки. М. Шлейден и Т. Шванн — основоположники клеточной теории. Основные положения клеточной теории. Основные положения современного учения о клетке. Многообразие клеток и тканей. Строение клеток и внутриклеточных образований. Основные части клетки. Поверхностный комплекс клетки, его строение и функции. Цитоплазма, её органоиды; их строение и функции. Ядро, его строение и функции. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Хромосомы, их химический состав, структура и функции. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Особенности клеток прокариот и эукариот. Гипотезы возникновения эукариотической клетки.
Клетка – генетическая единица живого.
Процессы жизнедеятельности клетки. Деление клетки: митоз и мейоз. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходство и различие митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Развитие половых клеток у растений и животных. Клетка — основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов. Клетка — единица роста и развития организмов. Специализация клеток, образование тканей. Многообразие клеток и ткани. Гармония, природосообразность и управление в живой клетке. Научное познание и проблема целесообразности в природе. Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.
Лабораторная работа № 4 «Изучение многообразия в строении клеток»
Лабораторная работа № 5 «Изучение свойств клетки».
Практическая работа № 6 Решение задач «Мейоз, митоз».
Раздел 3. Молекулярный уровень организации жизни (8 ч)
Химический состав живых клеток.
Органические и неорганические вещества в клетке. Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. Их роль в клетке, Основные биополимерные молекулы живой материи. Особенности строения молекул органических веществ: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Белки и нуклеиновые кислоты, взаимосвязь их строения и функций, значение в клетке. Химический состав хромосом. Строение и свойства ДНК как носителя наследственной информации. Репликация ДНК.
Химические процессы в живой клетке.
Биосинтез в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез, его роль в природе. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез и его роль в природе. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.
Преобразование энергии в клетке. Роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов. Сходство химического состава молекул живых систем как доказательство родства разных организмов. Роль естественных и искусственных биополимеров в окружающей среде. Молекулярный уровень жизни и его особенности.
Время экологической культуры.
Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Гуманистическое сознание и благоговение перед жизнью. Экологическая культура — важная задача человечества.
Лабораторная работа № 6 «Органические вещества клетки».
Лабораторная работа №7 «Ферментативные процессы в клетке».
Практическая работа №7 Решение задач «Молекулярная биология».
Заключение (1 ч)
Итоговая контрольная работа (1 ч)
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (11 класс)
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата фактич |
1(1) | Организменный уровень организации жизни (17 часов) Организменный уровень жизни и его роль в природе | | |
2(2) | Организм как биосистема. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов | | |
3(3) | Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов | | |
4(4) | Размножение организмов | | |
5(5) | Оплодотворение и его значение. Развитие организма от зарождения до смерти (онтогенез) | | |
6(6) | Из истории развития генетики | | |
7(7) | Изменчивость признаков организма и ее типы | | |
8(8) | Генетические закономерности, открытые Г. Менделем | | |
9(9) | Дигибридное скрещивание | | |
10(10) | Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции | | |
11(11) | Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека | | |
12(12) | Этические аспекты медицинской генетики | | |
13(13) | Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований | | |
14(14) | Творчество в жизни человека и общества | | |
15(15) | Царство Вирусы и вирусные заболевания | | |
16(16) | Обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации жизни» | | |
17(17) | Контрольная работа по теме «Организменный уровень организации жизни» | | |
18(1) | Клеточный уровень организации жизни (8 часов) Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли | | |
19(2) | Строение клетки | | |
20(3) | Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы | | |
21(4) | Клеточный цикл | | |
22(5) | Деление клетки – митоз и мейоз | | |
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата фактич |
23(6) | Структура и функции хромосом | | |
24(7) | История развития науки о клетке | | |
25(8) | Гармония и целесообразность в живой природе | | |
26(1) | Молекулярный уровень жизни (8 часов) Молекулярный уровень жизни, его роль в природе | | |
27(2) | Основные химические соединения живой материи | | |
28(3) | Структура и функции нуклеиновых кислот | | |
29(4) | Процессы синтеза в живых клетках. Процессы биосинтеза белка | | |
30(5) | Молекулярные процессы расщепления | | |
31(6) | Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема | | |
32(7) | Время экологической культуры | | |
33(8) | Обобщающий урок по темам «Клеточный уровень организации жизни» и «Молекулярный уровень проявления жизни» | | |
34(1) | Зачет по темам «Клеточный уровень организации жизни» и «Молекулярный уровень проявления жизни» | | |
35(1) | Заключение (1 час) | | |