СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ (11 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии разработана для обучения в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ (11 класс)»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ЖУКОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЖУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

имени Героя Советского Союза Бориса Васильевича Белявского



«Рассмотрено»

Руководитель МО:

_________/_В.А.Расихина_/


Протокол № от

«» августа г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР: ______/Т.С Платошина_/


«» августа г.


«Утверждаю»

Директор школы
_________/_Г.В.Шишкарева_/


Приказ № от

«» августа г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Ничепоренко Ольги Александровны, учителя высшей категории

Ф.И.О., категория



по биологии, 11 класс

предмет, класс и т.п.

20 - 20 учебный год





Утверждено решением

педагогического совета

протокол № от

«» августа г.














242700, Брянская обл., г.Жуковка, пер.Школьный , д.9, тел.3-21-71, 3-19-32

факс: 8 - 48334 -3-21-71

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии разработана для обучения в 11 классе. Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального компонента государственного стандарта 2004 г Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" с изменениями и дополнениями от: 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24, 31 января 2012 г., 23 июня 2015 г.

  • основной образовательной  программы основного общего образования 10-11 классов МБОУ Жуковской СОШ №1 им. Б.В. Белявского

  • примерной программы основного общего образования по биологии Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 (11) класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред. проф. И.Н.Пономаревой (М.: Вентана-Граф, 2008)

  • учебного плана МБОУ Жуковской СОШ №1 им. Б.В. Белявского

Программа ориентирована на работу с использованием учебника биология 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. Проф. И.Н. Пономаревой (М.: Вентана – Граф, 2010)

Цели реализации программы:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и уменийв повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Место предмета биология в учебном плане школы

В соответствии с учебным планом МБОУ Жуковской СОШ №1 им. Б. В. Белявского на изучение биологии в 11 классе отводится 35 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года (35 недель).


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

Знать / понимать

  • Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;

  • Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • Биологическую терминологию и символику;

Уметь

  • Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции;

  • Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистеме;

  • Описывать особей вида по морфологическому критерию;

  • Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • Сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;

  • Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, научно-популярных изданиях, компьтерных базах данных, ресурсах Интернета) и практически их использовать

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде;

  • Оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • Оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии.



















3.Содержание учебного курса биологии 11 класса (1 ч в неделю; всего 35ч)

Раздел 1. Организменный уровень жизни (17 ч)

Живой организм как биологическая система.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Гомеостаз. Основные процессы жизнедеятелыюсти одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи организмами: гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, хищники) и автотоофы (хемотрофы и фототрофы). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

Размножение и развитие организмов.

Воспроизве­дение организмов, его значение. Типы размножения. Беспо­лое и половое размножение, его значение. Оплодотворение и его значение. Внешнее и внутреннее оплодотворение у животных. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Жизненные циклы и чередование поколений. Индивидуаль­ное развитие многоклеточного организма (онтогенез). Эм­бриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушений развития организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на раз­витие зародыша человека.

Лабораторная работа № 1 «Свойства живых орга­низмов».

Основные закономерности наследования призна­ков.

Наследственность и изменчивость — свойства организ­мов. Изменчивость признаков организма и её типы. Генетика. Истории развития генетики. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика Основные понятия генетики. Гены и признаки. Закономерности наследо­вания, установленные Г. Менделем, их цитологические осно­вы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономер­ности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана. Взаимо­действие генов. Теория гена. Развитие знаний о генотипе. Генотип как целостная система. Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Генетика пола и наследование, сце­пленное с полом. Наследственные болезни, их профилакти­ка. Этические аспекты медицинской генетики. Основные факторы, формирующие здоровье человека. Образ жизни и здоровье человека. Роль творчества в жизни человека и об­щества.

Практические работы:

№1. Решение элементарных задач по генетике «Моногибридное скрещивание».

№2 . Решение элементарных задач по генетике « Дигибридное скрещивание».

№3. Решение элементарных задач по генетике «Сцепленное наследование».

№4. Решение элементарных задач по генетике «Генетика пола».

№5. Решение элементарных задач по генетике «Неаллельные взаимодействия генов».

Основные закономерности изменчивости.

Измен­чивость признаков организма и её типы (наследственная и не­наследственная). Закономерности изменчивости. Наследст­венная изменчивость: комбинативная и мутационная. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутации, их материальная основа — изменение генов и хромосом. Виды му­таций и их причины. Последствия влияния мутагенов на орга­низм. Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Лабораторная работа № 2 «Модификационная из­менчивость».

Селекция и биотехнология на службе человечест­ва.

Селекция и её задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие се­лекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологически рядов наследст­венной изменчивости. Методы селекции, их генетические ос­новы. Особенности селекции растений, животных и мик­роорганизмов.

Биотехнология, её направления. Этические аспекты применения генных технологий. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование че­ловека, направленное изменение генома).

Многообразие организмов в природе.

Царство Вирусы, его разнообразие и значение. Царства прокариотических организмов, их разнообразие и значение в природе. Царства эукариотических организмов, их значение в природе. Царство неклеточных организмов — вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний. Организменный уровень жизни и его роль в природе.

Лабораторная работа № 3 «Вирусные заболевания растений» (на примере культурных растений (гербарий) и по справочной литературе).


Раздел 2. Клеточный уровень организации жизни (8 ч)

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.

Строение живой клетки. Цитология — наука о клетке. Методы изучения клетки. М. Шлейден и Т. Шванн — основоположники клеточной теории. Основные положения клеточной теории. Основные положения современного учения о клетке. Многообразие клеток и тканей. Строение клеток и внутриклеточных образований. Ос­новные части клетки. Поверхностный комплекс клетки, его строение и функции. Цитоплазма, её органоиды; их строение и функции. Ядро, его строение и функции. Взаимосвязи строе­ния и функций частей и органоидов клетки. Хромосомы, их химический состав, структура и функ­ции. Значение видового постоянства числа, формы и разме­ров хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Особенности клеток прокариот и эукариот. Гипотезы возникновения эукариотической клетки.

Клетка – генетическая единица живого.

Процессы жизнедеятельности клетки. Деление клетки: митоз и мейоз. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходство и различие митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Развитие половых клеток у растений и животных. Клет­ка — основная структурная и функциональная единица жизне­деятельности одноклеточного и многоклеточного организ­мов. Клетка — единица роста и развития организмов. Специа­лизация клеток, образование тканей. Многообразие клеток и ткани. Гармония, природосообразность и управление в живой клетке. Научное познание и проблема целесооб­разности в природе. Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.

Лабораторная работа № 4 «Изучение многообразия в строении клеток»

Лабораторная работа № 5 «Изучение свойств клетки».

Практическая работа № 6 Решение задач «Мейоз, митоз».


Раздел 3. Молекулярный уровень организации жизни (8 ч)

Химический состав живых клеток.

Органические и неорганические вещества в клетке. Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. Их роль в клетке, Основные биополимерные молекулы живой материи. Особенности строения молекул органических веществ: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Белки и нуклеиновые кислоты, взаимосвязь их строения и функций, значение в клетке. Химический состав хромосом. Строение и свойства ДНК как носителя наследственной информации. Репликация ДНК.

Химические процессы в живой клетке.

Биосинтез в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез, его роль в природе. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез и его роль в природе. Мо­лекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.

Преобразование энергии в клетке. Роль фермен­тов как регуляторов биомолекулярных процессов. Сходство химического состава молекул живых систем как доказательст­во родства разных организмов. Роль естественных и искусст­венных биополимеров в окружающей среде. Молекулярный уровень жизни и его особенности.

Время экологической культуры.

Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Осознание человечеством непреходящей ценно­сти жизни. Гуманистическое сознание и благоговение перед жизнью. Экологическая культура — важная задача чело­вечества.

Лабораторная работа № 6 «Органические вещества клетки».

Лабораторная работа №7 «Ферментативные процессы в клетке».

Практическая работа №7 Решение задач «Молекулярная биология».

Заключение (1 ч)

Итоговая контрольная работа (1 ч)



























4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (11 класс)


п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата фактич


1(1)

Организменный уровень организации жизни (17 часов)

Организменный уровень жизни и его роль в природе



2(2)

Организм как биосистема. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов



3(3)

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов



4(4)

Размножение организмов



5(5)

Оплодотворение и его значение. Развитие организма от зарождения до смерти (онтогенез)



6(6)

Из истории развития генетики



7(7)

Изменчивость признаков организма и ее типы



8(8)

Генетические закономерности, открытые Г. Менделем



9(9)

Дигибридное скрещивание



10(10)

Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции



11(11)

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека



12(12)

Этические аспекты медицинской генетики



13(13)

Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований



14(14)

Творчество в жизни человека и общества



15(15)

Царство Вирусы и вирусные заболевания



16(16)

Обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации жизни»



17(17)

Контрольная работа по теме «Организменный уровень организации жизни»




18(1)

Клеточный уровень организации жизни (8 часов)

Клеточный уровень организации живой материи и его роль

в природе. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли



19(2)

Строение клетки



20(3)

Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы



21(4)

Клеточный цикл



22(5)


Деление клетки – митоз и мейоз



п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата фактич

23(6)

Структура и функции хромосом



24(7)

История развития науки о клетке



25(8)

Гармония и целесообразность в живой природе




26(1)

Молекулярный уровень жизни (8 часов)

Молекулярный уровень жизни, его роль в природе



27(2)

Основные химические соединения живой материи



28(3)

Структура и функции нуклеиновых кислот



29(4)

Процессы синтеза в живых клетках. Процессы биосинтеза белка



30(5)

Молекулярные процессы расщепления



31(6)

Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема



32(7)

Время экологической культуры



33(8)

Обобщающий урок по темам «Клеточный уровень организации жизни» и «Молекулярный уровень проявления жизни»



34(1)

Зачет по темам «Клеточный уровень организации жизни» и

«Молекулярный уровень проявления жизни»



35(1)

Заключение (1 час)











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!