СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии рассчитана на базовое изучение предмета, ориентирована на учащихся 11-х общеобразовательных классов.  Для реализации программы выбран учебник  Биология 11 класс. Базовый уровень. /И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский.- Вентана-Граф, 2010 – 2013 г.

На изучение курса отводится 1час в неделю, всего 34 часа в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 11 класс»

АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16

(АОУ ШКОЛА № 16)





«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания ШМО учителей естественно-научного цикла

от __________ № __


«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

________________

Костина Г.А.

«__»____________ 2017 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

и.о. Директора школы

_________________

Алексеева В.В.

«___»_________2017 г.







РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по биологии

11 а класс









Составитель: Реснянская Ирина Петровна

учитель биологии








2017 год


Рабочая программа по биологии рассчитана на базовое изучение предмета, ориентирована на учащихся 11-х общеобразовательных классов.

Для реализации программы выбран учебник Биология 11 класс. Базовый уровень. /И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский.- Вентана-Граф, 2010 – 2013 г. Выбранный учебник является частью УМК, который также включает в себя дидактические материалы и методические пособия

На изучение курса отводится 1час в неделю, всего 34 часа в год. Рабочая программа составлена на основе развёрнутого тематического планирования по программе И.Н.Пономарёвой- О.П.Дудкиной.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате изучения биологии в 11 классе ученик должен знать/понимать:

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;


Ученик должен уметь:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье,

- оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;

- для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА


1.Организменный уровень организации жизни (15ч)

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.

Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).

Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.

Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.

Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.

Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.

Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии


2.Клеточный уровень организации жизни (9ч)

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.

Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.

Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.

Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.







Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.

Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.

Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «целесообразность». Научное познание и проблемы целесообразности.

Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.


3.Молекулярный уровень проявления жизни (9ч)

Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.

Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.

Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.

Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.

Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.

Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза.. Матричное воспроизводство белков в клетке.

Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.

Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.

Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества.


4.Повторение (1ч)

Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.













КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Тема занятия

Кол-во часов

Сроки прохождения программы

по плану

Сроки прохождения программы

фактически


Организменный уровень жизни.


15



1.

Введение. Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.


04.09-08.09


2.

Процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи.


11.09-15.09


3.

Размножение организмов.


18.09-22.09


4.

Оплодотворение и его значение.


25.09-29.09


5.

Развитие организма от зарождения до смерти.


02.10-06.10


6.

Из истории развития генетики.


09.10-13.10


7.

Изменчивость признаков организма и её типы.


16.10-20.10


8.

Генетические закономерности, открытые Г.Менделем.

Практическая работа№1 «Решение задач».


23.10-27.10


9.

Дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов.

Практическая работа№2 «Решение задач».


07.11-10.11


10.

Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции.


13.11-17.11


11.

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

Практическая работа№3 «Решение задач».


20.11-24.11


12.

Наследственные болезни человека. Мутагены. Этические аспекты медицинской генетики.


27.11-01.12


13.

Достижения биотехнологии. Факторы определяющие здоровье человека.


04.12-08.12


14.

Царство Вирусы: разнообразие и значение. Вирусные заболевания.


11.12-15.12


15.

Обобщение темы «Организменный уровень жизни» Сам.работа «Организменный уровень жизни».


18.12-22.12



Клеточный уровень жизни.




9



16.

Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе.


25.12-12.01


17.

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток. Ткани.



15.01-19.01


18.

Строение клетки.


22.01-26.01


19.

Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы. Особенности клеток прокариот и эукариот.


29.01-02.02


20.

Клеточный цикл.


05.02-09.02


21.

Деление клетки- митоз и мейоз. Особенности образования половых клеток.


12.02-16.02


22.

Структура и функции хромосом. Многообразие прокариот и одноклеточных эукариот.


19.02-22.02


23.

История развития науки о клетке. Гармония и целесообразность в живой природе.


26.02-02.03


24.

Обобщение темы «Клеточный уровень жизни».

Сам.работа «Организменный уровень жизни».


05.03-07.03



Молекулярный уровень жизни.

9



25.

Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе.


12.03-16.03


26.

Основные химические соединения живой материи.


19.03-23.03


27.

Структура и функции нуклеиновых кислот.


02.04-06.04


28.

Процессы синтеза в живых клетках.


09.04-13.04


29.

Процессы биосинтеза белка.


16.04-20.04


30.

Молекулярные процессы расщепления. Регуляторы биомолекулярных процессов.


23.04-27.04


31.

Химическое загрязнение окружающей среды. Время экологической культуры.


30.04-04.05


32.

Обобщение разделов: Организменный, клеточный, молекулярный уровень жизни.

Итоговая контрольная работа.


07.05-11.05


33.

Анализ контрольной работы. Заключение: структурные уровни организации живой природы.


14.05-18.05



Повторение.

1



34.

Повторение базовых понятий курса общей биологии.


21.05-25.05








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!