АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16
(АОУ ШКОЛА № 16)
«СОГЛАСОВАНО» Протокол заседания ШМО учителей естественно-научного цикла от __________ № __ | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ________________ Костина Г.А. «__»____________ 2017 г. | «УТВЕРЖДАЮ» и.о. Директора школы _________________ Алексеева В.В. «___»_________2017 г. |
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по биологии
11 а класс
Составитель: Реснянская Ирина Петровна
учитель биологии
2017 год
Рабочая программа по биологии рассчитана на базовое изучение предмета, ориентирована на учащихся 11-х общеобразовательных классов.
Для реализации программы выбран учебник Биология 11 класс. Базовый уровень. /И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский.- Вентана-Граф, 2010 – 2013 г. Выбранный учебник является частью УМК, который также включает в себя дидактические материалы и методические пособия
На изучение курса отводится 1час в неделю, всего 34 часа в год. Рабочая программа составлена на основе развёрнутого тематического планирования по программе И.Н.Пономарёвой- О.П.Дудкиной.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения биологии в 11 классе ученик должен знать/понимать:
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
Ученик должен уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье,
- оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;
- для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1.Организменный уровень организации жизни (15ч)
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.
Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).
Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.
Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.
Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.
Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.
Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии
2.Клеточный уровень организации жизни (9ч)
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.
Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.
Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.
Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.
Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.
Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.
Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «целесообразность». Научное познание и проблемы целесообразности.
Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
3.Молекулярный уровень проявления жизни (9ч)
Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.
Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.
Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.
Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.
Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза.. Матричное воспроизводство белков в клетке.
Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.
Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.
Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества.
4.Повторение (1ч)
Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.
КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема занятия | Кол-во часов | Сроки прохождения программы по плану | Сроки прохождения программы фактически |
| Организменный уровень жизни. | 15 | | |
1. | Введение. Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. | | 04.09-08.09 | |
2. | Процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи. | | 11.09-15.09 | |
3. | Размножение организмов. | | 18.09-22.09 | |
4. | Оплодотворение и его значение. | | 25.09-29.09 | |
5. | Развитие организма от зарождения до смерти. | | 02.10-06.10 | |
6. | Из истории развития генетики. | | 09.10-13.10 | |
7. | Изменчивость признаков организма и её типы. | | 16.10-20.10 | |
8. | Генетические закономерности, открытые Г.Менделем. Практическая работа№1 «Решение задач». | | 23.10-27.10 | |
9. | Дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. Практическая работа№2 «Решение задач». | | 07.11-10.11 | |
10. | Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. | | 13.11-17.11 | |
11. | Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Практическая работа№3 «Решение задач». | | 20.11-24.11 | |
12. | Наследственные болезни человека. Мутагены. Этические аспекты медицинской генетики. | | 27.11-01.12 | |
13. | Достижения биотехнологии. Факторы определяющие здоровье человека. | | 04.12-08.12 | |
14. | Царство Вирусы: разнообразие и значение. Вирусные заболевания. | | 11.12-15.12 | |
15. | Обобщение темы «Организменный уровень жизни» Сам.работа «Организменный уровень жизни». | | 18.12-22.12 | |
| Клеточный уровень жизни. | 9 | | |
16. | Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. | | 25.12-12.01 | |
17. | Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток. Ткани. | | 15.01-19.01 | |
18. | Строение клетки. | | 22.01-26.01 | |
19. | Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы. Особенности клеток прокариот и эукариот. | | 29.01-02.02 | |
20. | Клеточный цикл. | | 05.02-09.02 | |
21. | Деление клетки- митоз и мейоз. Особенности образования половых клеток. | | 12.02-16.02 | |
22. | Структура и функции хромосом. Многообразие прокариот и одноклеточных эукариот. | | 19.02-22.02 | |
23. | История развития науки о клетке. Гармония и целесообразность в живой природе. | | 26.02-02.03 | |
24. | Обобщение темы «Клеточный уровень жизни». Сам.работа «Организменный уровень жизни». | | 05.03-07.03 | |
| Молекулярный уровень жизни. | 9 | | |
25. | Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе. | | 12.03-16.03 | |
26. | Основные химические соединения живой материи. | | 19.03-23.03 | |
27. | Структура и функции нуклеиновых кислот. | | 02.04-06.04 | |
28. | Процессы синтеза в живых клетках. | | 09.04-13.04 | |
29. | Процессы биосинтеза белка. | | 16.04-20.04 | |
30. | Молекулярные процессы расщепления. Регуляторы биомолекулярных процессов. | | 23.04-27.04 | |
31. | Химическое загрязнение окружающей среды. Время экологической культуры. | | 30.04-04.05 | |
32. | Обобщение разделов: Организменный, клеточный, молекулярный уровень жизни. Итоговая контрольная работа. | | 07.05-11.05 | |
33. | Анализ контрольной работы. Заключение: структурные уровни организации живой природы. | | 14.05-18.05 | |
| Повторение. | 1 | | |
34. | Повторение базовых понятий курса общей биологии. | | 21.05-25.05 | |