СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка.
Содержание программы.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Контроль знаний.
Учебно-методический комплекс.
Календарно-тематическое планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, Примерной программы среднего общего образования и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов автора В.В. Пасечника, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.
На изучение биологии отводится 3 часа в неделю 108 часов в год в 10 классе. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии:
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» рабочей программы выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования.
Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к Уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение в биологию. (7часов)
Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология — учебная дисциплина об основных закономерностях возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека.
Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире.
Жизнь как форма существования материи; определение понятия «жизнь». Жизнь и живое вещество; косное, биокосное и биогенное вещество биосферы. Уровни организации живой материи и принципы их выделения; молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого.
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в биологических системах; понятие о гомеостазе как об обязательном условии существования живых систем. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи, их проявления на различных уровнях организации живого. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия (безусловные и условные рефлексы; таксисы, тропизмы и настии). Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их адаптивное значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие крупных систематических групп и основные принципы организации животных, растений, грибов и микроорганизмов.
Демонстрация. Схемы, отражающие структуру царств живой природы, многообразие живых организмов. Схемы и таблицы, характеризующие строение и распространение в биосфере растений, животных, грибов и микроорганизмов.
■ Демонстрация. Схемы, отражающие многоуровневую организацию живого (организменный и биоценотический уровни).
Неорганические и органические молекулы и вещества; клетка, ткань, орган, системы органов. Понятие о целостном организме. Вид и популяция (общие представления). Биогеоценоз. Биосфера.
Умения. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе этапы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза и другие особенности живых систем различного иерархического уровня как результат эволюции живой материи. Характеризовать структуру царств живой природы, объяснять принципы классификации живых организмов.
Межпредметные связи. Ботаника. Основные группы растений; принципы организации растительных организмов, грибов и микроорганизмов.
Зоология. Основные группы животных; отличия животных и растительных организмов.
Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.
Органическая химия. Основные группы органических соединений; биологические полимеры — белки, жиры и нуклеиновые кислоты, углеводы.
Основы цитологии (36 ч.)
Учение о клетке.
Предмет и задачи цитологии. Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений; роль воды в компартментализации и межмолекулярных взаимодействиях, теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные системы клетки и организма.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка, и химические связи, их образующие). Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация; биологический смысл и практическое значение. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моносахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности, двойная спираль (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК. Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.
Определение нуклеотидных последовательностей (секвенирование) геномов растений и животных. Геном человека. Генетическая инженерия; генодиагностика и генотерапия заболеваний человека и животных.
■ Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа.
Строение и функции клеток.
Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.
Царство Прокариоты (Дробянки); систематика и отдельные представители: цианобактерии, бактерии и микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий; особенности реализации наследственной информации. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение, половой процесс у бактерий; рекомбинации. Место и роль прокариот в биоценозах.
Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, морфологические и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Наружная цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы; механизм внутриклеточного пищеварения. Митохондрии — энергетические станции-клетки; механизмы клеточного дыхания. Рибосомы и их участие в процессах трансляции. Клеточный центр. Органоиды движения: жгутики и реснички. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы: сократительные вакуоли и др. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма. Особенности строения растительных клеток; вакуоли и пластиды. Виды пластид; их структура и функциональные особенности. Клеточная стенка. Особенности строения клеток грибов. Включения, значение и роль в метаболизме клеток.
Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин и эухроматин), ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значение для жизнедеятельности ядра. Дифференциальная активность генов; эухроматин. Хромосомы. Структура хромосом в различные периоды жизненного цикла клетки; кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.
Клеточные технологии. Стволовые клетки и перспективы их применения в биологии и медицине. Клонирование растений и животных.
Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии.
Вирусы — внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Вертикальный и горизонтальный тип передачи вирусов. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания, встречающиеся у человека; грипп, гепатит, СПИД. Бактериофаги.
■ Демонстрация. Схемы строения клеток различных прокариот.
Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов.
■ Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
■ Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом.
Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.
■ Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка, многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы, их строение. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Кариотип. Жизненный цикл клетки. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза. Положения клеточной теории строения организмов.
Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и локализовать отдельные их этапы в различных клеточных структурах. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.
Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.
Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики
3 Размножение и развитие организмов. (15 ч)
Размножение организмов.
Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения.
Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза — период подготовки клетки к делению, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом в них. Механизм образования веретена деления и расхождения дочерних хромосом в анафазе. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Понятие о регенерации. Нарушения интенсивности клеточного размножения и заболевания человека и животных', трофические язвы, доброкачественные и злокачественные опухоли и др.
Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза I и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера. Биологическое значение и биологический смысл мейоза. Период формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения.
■Демонстрация. Способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Схемы и рисунки, показывающие почкование дрожжевых грибов и кишечнополостных.
Демонстрация. Микропрепараты яйцеклеток. Схема строения сперматозоидов различных животных. Схемы и рисунки, представляющие разнообразие потомства у одной пары родителей.
■ Демонстрация. Митотическое деление клетки в корешке лука под микроскопом и на схеме. Гистологические препараты различных тканей млекопитающих. Схемы строения растительных и животных клеток различных тканей в процессе деления. Схемы путей регенерации органов и тканей у животных разных систематических групп.
Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Органы половой системы; принципы их строения и гигиена. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Осеменение и оплодотворение.
Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств.
Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка и генетических детерминант. Оболочки яйца; активация оплодотворенных яйцеклеток к развитию. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка. Первичный органогенез (нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; детерминация и эмбриональная индукция. Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов. Управление размножением растений и животных. Искусственное осеменение, осеменение invitro, пересадка зародышей. Клонирование растений и животных; перспективы создания тканей и органов человека.
Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития (личинка, куколка, имаго). Прямое развитие: до-репродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни.
Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмбриональное развитие; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша. Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой и корневой систем. Регуляция развития растений; фитогормоны.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы академика А. Н. Северцова, посвященные эмбриональной изменчивости (изменчивость всех стадий онтогенеза; консервативность ранних стадий эмбрионального развития; возникновение изменений как преобразование стадий развития и полное выпадение предковых признаков).
■ Демонстрация. Сравнительный анализ зародышей позвоночных на разных этапах эмбрионального развития. Модели эмбрионов ланцетника, лягушек или других животных. Таблицы, иллюстрирующие бесполое и половое размножение.
■ Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у членистоногих и позвоночных (жесткокрылые и чешуйчатокрылые, амфибии).
■ Демонстрация. Схемы эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений.
■ Демонстрация. Таблица, отражающая сходство зародышей позвоночных животных. Схемы' преобразования органов и тканей в филогенезе.
Демонстрация. Фотографии, отражающие последствия воздействий факторов среды на развитие организмов. Схемы и статистические таблицы, демонстрирующие последствия употребления алкоголя, наркотиков и табака на характер развития признаков и свойств у потомства.
Основные понятия. Этапы эмбрионального развития растений и животных. Периоды постэмбрионального развития. Биологическая продолжительность жизни. Влияние вредных воздействий курения, употребления наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность жизни
Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Критические периоды развития. Влияние изменений гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсичных веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов развития (врожденные уродства).
Понятие о регенерации; внутриклеточная, клеточная, тканевая и органная регенерация. Эволюция способности к регенерации у позвоночных животных.
Умения. Объяснять процесс развития живых организмов как результат постепенной реализации наследственной информации. Различать и охарактеризовывать различные периоды онтогенеза и указывать факторы, неблагоприятно влияющие на каждый из этапов развития.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств.
Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.
4 Основы генетики (22ч.)
Основные понятия генетики.
Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд.
■ Демонстрация. Биографии виднейших генетиков.
Закономерности наследования признаков
Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, Процессинг иРНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и признаками.
Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования.
Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом.
Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Экспрессивность и пенетрантность гена.
Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.
Основные закономерности изменчивости
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида (кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и дочерних хромосом во втором делении мейоза, оплодотворение). Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием.
■ Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
■ Демонстрация. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
■ Лабораторные и практические работы
■ Составление родословных.
Изучение изменчивости.
Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
5 Генетика человека (10 ч.)
Методы исследования генетики человека: генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический. Генные заболевания, аутосомно-доминантное наследование, сцеплённое с полом наследование, хромосомные болезни.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.
Практическая часть программы
№ п/п | Дата | Название |
1 | 20.10 | Лабораторная работа №1 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука». |
2 | 9.11 | Лабораторная работа №2 «Строение эукариотических и прокариотических клеток». |
3 | 15.11 | Лабораторная работа №3 «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках». |
4 | 15.03 | Лабораторная работа №4 «Описание фенотипа комнатных и сельскохозяйственных растений». |
5 | 16.03 | Лабораторная работа №5 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой». |
6 | 12.04 | Лабораторная работа №6 «Составление родословных». |
7 | 13.12 | Практическая работа №1 Решение задач на биосинтез белка. |
8 | 15.02 | Практическая работа №2 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание». |
9 | 21.02 | Практическая работа №3 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание». |
10 | 2.03 | Практическая работа №4 «Решение задач на генетику пола». |
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя); гипотез (чистоты гамет,); строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских к мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов);
сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов,
современную биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, - законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций,
устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;
решать задачи разной сложности по биологии;
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
•сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,
экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и
позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро-и микро- эволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
грамотного оформления результатов биологических исследований;
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
•оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.
Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения- носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:
выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
отличать научные методы, используемые в биологии;
определять место биологии в системе естественных наук.
доказывать, что организм - единое целое;
обосновывать единство органического мира;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
отличать теорию от гипотезы.
определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
отличать биологические системы от объектов неживой природы.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.
4. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Контроль знаний учащихся планируется провести в форме:
Вид контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Контрольная работа | 2 | 2 | 3 | 3 |
Лабораторная работа | 1 | 2 | 2 | 1 |
Практическая работа | | 1 | 3 | |
Контрольные работы
№ п/п | Дата | Название |
1 | 15.09 | Контрольная работа №1 по теме «Общая биология» |
2 | 15.10 | Контрольная работа №2 по теме «Химическая организация клетки». |
3 | 19.11 | Контрольная работа №3 Строение клетки. |
4 | 15.12 | Контрольная работа №4 по теме «Обмен веществ» |
5 | 21.01 | Контрольная работа № 5 по теме «Размножение организмов» |
6 | 4.02 | Контрольная работа №6 по теме «Развитие организмов» |
7 | 9.03 | Контрольная работа № 7 по теме «Основы генетики» |
8 | 8.04 | Контрольная работа №8 по теме Закономерности изменчивости. |
9 | 22.04 | Контрольная работа №9 Генетика человека. |
10 | 8.06 | Контрольный тест за курс 10 класса |
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 класс. М.: Дрофа, 2014.
2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс.
/Под ред. проф. В.Б. Захарова. - М.: Дрофа, 2004г.
3. Ващенко О.Л. Биология 10 класс Поурочные планы. Волгоград. Изд.
«Учитель», 2009г.
4. Лернер Г.И. Общая биология. Тестовые задания к основным учебникам. 10-11 классы.
М. «Эксмо», 2009г.
5. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11
классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
литература для учителя:
Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21век» «Мир и образование», 2005;
Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
Пименов А. В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
для учащихся:
Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.
Литература, задания в которой рекомендуются в качестве измерителей:
Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. - 240с;
Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное пособие»);
Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Т.В. Иванова, Г. С. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002;
Козлова Т.А. Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. - 96с;
Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2005. -171с;
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
Календарно-тематическое планирование по общей биологии
10 класс, 3 часа в неделю, 108 часов в год
Программа для полной общеобразовательной школы 10-11 классы по биологии.
Составитель В.С. Кучеренко, М.: Дрофа, 2004 год.
Государственные стандарты основного общего и среднего (полного образования)
(Приказ Минобразования РФ №1089от05.03.2004 года)
Учебник: Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В.В.
№ п/п | Разделы, темы, уроки. | Наглядные и практические методы. | Лаборатор, практич. занятия. К. р. | Дата по плану | Фактич. | Знания, умения, навыки. | Задание на дом. |
| 1. Введение (7 ч.) | | | | | | |
1. | Введение в общую биологию. | | | 1.09 | | | |
2. | Краткая история развития биологии. | Портреты учёных-биологов и естествоиспытателей, таблицы и схемы. | | 3.09 | | Биология, жизнь, классическая биология, физико-химическая биология. | Изучить § 1, ответить на вопросы на стр. 8. |
3. | Методы исследования в биологии. | Схема «Основные этапы научного исследования», приборы и схемы для биологических исследований. | | 6.09 | | Научный факт, научный метод, методы биологических наук: описательный, сравнительный, исторический, эксперименталь-ный. | Изучить § 2, выполнить одно из заданий на стр. 12. |
4. | Сущность жизни и свойства живого. | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие некоторые свойства живого. | | 8.09 | | Жизнь, свойства жизни, открытая система, биологическая система. | Изучить § 3. |
5. | Уровни организации живой материи. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие уровни организации живого на Земле, таблицы с изображением различных биогеоценозов. | | 10.09 | | Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. | Изучить § 4, ответить на вопросы на стр. 20. |
6. | Общая биология – наука об изучении общебиологических закономерностей живой природы. (обобщающий урок) | Таблицы и схемы, иллюстрирующие методы биологической науки, свойства живого, уровни организации живой материи, портреты учёных-естествоиспытателей и биологов. | | 13.09 | | Методы исследования, свойства живого, уровни организации живой материи. | Изучить «Краткое содержа-ние главы». |
7. | Контрольная работа №1 по теме «Общая биология» | | К. р. №1 | 15.09 | | | |
| 2. Основы цитологии (36 ч.) | | | | | | |
8. | Методы цитологии. | Таблицы с изображением приборов, используемых в цитологических исследованиях. | | 17.09 | | Цитология. | Изучить § 5, ответить на вопросы на стр. 25. |
9. | Клеточная теория. | Таблицы, иллюстрирующие многообразие и единство клеток. | | 20.09 | | Клетка, основные положения клеточной теории. | |
10. | Особенности химического состава клетки. | Таблицы с важнейшими химическими элементами клетки, перечнем веществ, входящих в состав живых организмов, периодическая таблица химических элементов. | | 22.09 | | Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикро-элементы. | Изучить § 6, подгото-вить ответы на вопросы на стр. 28-29. |
11. | Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. | Таблицы «Вещества, входящие в состав живых организмов», «Строение молекулы воды», периодическая таблица химических элементов. | | 24.09 | | Диполь, водородные связи, гидрофильные и гидрофобные вещества. | Изучить § 7, ответить на вопросы на стр. 31. |
12. | Минеральные вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. | Периодическая таблица химических элементов, таблицы, демонстрирующие недостаток какого-либо элемента в строении, развитии и жизнедеятельности некоторых организмов. | | 27.09 | | Неорганические ионы, буферная система. | Изучить § 8. |
13. | Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение и функции моно- и полисахаридов. | | 29.09 | | Углеводы, моносахариды, полисахариды, монополимеры, биополимеры. | Изучить § 9, ответить на вопросы на стр. 37. |
14. | Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. | Таблицы с изображением строения, функций, местоположения в организме некоторых липидов. | | 1.10 | | Липиды, воска, фосфолипиды. | Изучить § 10. |
15. | Строение и свойства белков. | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение молекул белков. | | 4.10 | | Белки, протеины, протеиды, пептид, пептидная связь, простые и сложные белки; первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков, денатурация. | 40-43. |
16. | Строение и функции белков. | Таблицы, иллюстрирующие строение молекул белков. | | 6.10 | | Белки, протеины, протеиды, пептид, пептидная связь, простые и сложные белки; первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков, денатурация. | Изучить § 11, стр. 43-47. |
17. | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. | Структурная объёмная модель ДНК, таблицы «Строение молекулы ДНК», «Удвоение молекулы ДНК». | | 8.10 | | Нуклеиновая кислота, нуклеотид, дезоксирибонуклеиновая кислота, азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил, транспортная РНК, информационная РНК, рибосомная РНК. | Изучить § 12, ответить на вопросы на стр. 52-53. |
18. | АТФ и другие органические соединения клетки. | Таблица с изображением строения АТФ. | | 11.10 | | Аденозинтрифосфат (АТФ), аденозиндифосфат (АДФ), аденозинмонофосфат (АМФ), макроэргическая связь. | Изучить § 13, ответить на вопросы на стр. 54. |
19. | Обобщение по теме: «Химическая организация клетки». | Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение и функции химических веществ и элементов, входящих в состав клеток. | | 13.10 | | Понятия темы. | Изучить «Краткое содержа-ние главы». |
20. | Контрольная работа №2 по теме «Химическая организация клетки». | | К. р. №2 | 15.10 | | | |
21. | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. | Таблицы, иллюстрирующие строение эукариотической клетки, разборная модель «Строение эукариотической клетки». | | 18.10 | | Цитоплазматическая мембрана, эндоцитоз, экзоцитоз, ядро, хроматин, ядрышки, кариоплазма, кариотип, хромосомы, гомологичные хромосомы, диплоидные и гаплоидные наборы хромосом. | Изучить § 14. |
22. | Лабораторная работа №1 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука». | Таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение цитоплазмы и немембранных органоидов клетки, лабораторное оборудование для проведения лабораторной работы. | Лабораторная работа №1 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука». | 20.10 | | | Повторить § 14, оформить лаборатор-ную работу. |
23. | Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. | Таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение цитоплазмы и немембранных органоидов клетки, микроскопы, микропрепараты. | | 22.10 | | Цитоплазма, гиалоплазма, клеточный центр, центриоли, рибосомы. | Изучить § 15, продол-жить заполне-ние таблицы «Строение и функции органо-идов клетки». |
24. | Строение клетки. Комплекс Гольджи. Эндоплазматическая сеть. Лизосомы. Клеточные включения. | Таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение двумембранных органоидов клетки и органоидов движения. | | 25.10 | | Эндоплазматичес-кая сеть (гладкая, шероховатая), комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения. | Изучить § 16. |
25. | Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. | Таблицы, иллюстрирующие строение бактерий и сине-зелёных, научно-популярная литература по микробиологии, таблица «Прокариоты и эукариоты». | | 27.10 | | Митохондрии, пластиды, тилакоиды, граны, хлоропласты, строма, органоиды движения | Изучить § 17, ответить на вопросы на стр. 71. |
26. | Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток. | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение растительной, животной, грибной клетки, модель-аппликация «Строение клетки». | | 29.10 | | Мезосома, аэробы, анаэробы, споры, плазмида. | Изучить § 18, ответить на вопросы на стр. 75. |
27. | Лабораторная работа №2 «Строение эукариотических и прокариотических клеток». | Микроскопы, микропрепараты, влажные препараты растительных клеток. | Лабораторная работа №2 «Строение эукариотичес-ких и прокариоти-ческих клеток». | 1.11 | | Основные понятия темы. | Повторить § 14-18, оформить лаборатор-ную работу. |
28. | Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение растительной, животной, грибной клетки. | | 3.11 | | Сапротрофы, паразиты, симбионты, гифы | Изучить § 19, ответить на вопросы на стр. 78. |
29. | Лабораторная работа №3 «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках». | Микроскопы, влажные препараты кожицы лука, предметные и покровные стёкла, концентрированный раствор соли. | Лабораторная работа №3 «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках». | 12.11 | | | Повторить § 19, оформить лабораторную работу. |
30. | Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. | Таблицы с изображением вирусов и бактериофагов, научно-популярная литература о вирусах. | | 15.11 | | Вирус, капсид, бактериофаг. | Изучить § 20, ответить на вопросы на стр. 81. |
31. | Строение клетки. Обобщающий урок. | Таблицы, иллюстрирующие строение клетки и её органоидов. | | 17.11 | | Клетка – живая система, цитоплазматическая мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды немембранные (клеточный центр, рибосомы), одномембранные (ЭПС, вакуоли, лизосомы, аппарат Гольджи), двумембранные (пластиды и митохондрии). | Изучить «Краткое содержание главы», повторить § 14, 18, 19. |
32. | Контрольная работа №3 Строение клетки. | | К. р. №3 | 19.11 | | | |
33. | Обмен веществ и энергии в клетке. | Таблицы, иллюстрирующие стадии энергетического обмена. | | 22.11 | | Гомеостаз, пластический обмен, энергетический обмен, метаболизм, фермент. | Изучить § 21, ответить на вопросы на стр. 83. |
34. | Энергетический обмен в клетке. | Схемы энергетического обмена, трёх его этапов. | | 24.11 | | Подготовитель-ный этап (фосфорилирова-ние); бескислородный этап (гликолиз, спиртовое брожение); полное кислородное расщепление, или клеточное дыхание. | Изучить § 22, ответить на вопросы на стр. 87. |
35. | Питание клетки. | Таблицы, иллюстрирующие различные способы питания клеток и организмов; таблицы с изображением зелёных растений, бактерий, одноклеточных и многоклеточных животных, растений симбионтов и паразитов. | | 26.11 | | Питание, автотрофы, гетеротрофы. | Изучить § 23, ознакомиться с текстом на стр. 89. |
36. | Автотрофное питание. Фотосинтез. | Таблицы, иллюстрирующие фотосинтез, гербарные экземпляры растений. | | 29.11 | | Световая и темновая фаза фотосинтеза, фотосистема I, фотосистема II. | Изучить § 24. |
37. | Автотрофное питание. Хемосинтез. | Таблицы по общей биологии, влажный препарат клубеньковых бактерий. | | 1.12 | | Хемосинтез, железобактерии, нитрифицирующие бактерии, серобактерии. | Изучить § 25. |
38. | Генетический код. Транскрипция. | Таблица «Строение ДНК», модель-аппликация синтез белка. | | 3.12 | | Генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодон, полисома. | Изучить § 26, стр. |
39. | Генетический код. Трансляция. | Таблица «Строение ДНК», модель-аппликация синтез белка. | | 6.12 | | Генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодон, полисома. | Изучить § 26, стр. |
40. | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие синтез белка, структуру оперона и его работу. | | 8.12 | | Оперон, структурные гены, оператор, репрессор. | Изучить § 27, вопросы на стр. 105. |
41. | Практическая работа №1 Решение задач на биосинтез белка. | | Практическая работа №1 Решение задач на биосинтез белка. | 10.12 | | | |
42. | Взаимосвязь строения и жизнедеятельности клеток. (обобщающий урок) | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие процессы метаболизма, пластический и энергетический обмен. | | 13.12 | | Основные термины и понятия темы. | Изучить «Краткое содержание главы». |
43. | Контрольная работа №4 по теме «Обмен веществ» | | К. р. №4 | 15.12 | | | |
| 3 Размножение и развитие организмов. (15 ч) |
44. | Жизненный цикл клетки. | Модель ДНК, таблицы «Жизненный цикл клетки», «Удвоение молекулы ДНК», модель-аппликация «Деление клетки». | | 17.12 | | Жизненный цикл клетки, митотический цикл, апоптоз, интерфаза, пресинтетический период, постсинтетичес-кий период, репликация. | Изучить § 28, повторить учебный материал о хромосомах и кариотипе из § 14 (стр. 59-60). |
45. | Митоз и амитоз. | Модель ДНК, таблица, иллюстрирующая фазы митоза, модель-аппликация «Деление клетки». | | 20.12 | | Кариокинез, цитокинез, веретено деления, амитоз. | Изучить § 29, ответить на вопросы на стр. 113. |
46. | Мейоз. | Таблицы, иллюстрирующие стадии митоза. | | 22.12 | | Мейоз, конъюгация, кроссинговер. | Изучить § 30. |
47. | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. | Таблицы, иллюстрирующие бесполое размножение, комнатные растения, фотографии растений. | | 24.12 | | Бесполое и вегетативное размножение. | Изучить § 31, ответить на вопросы на стр. 118. |
48. | Формы размножения организмов. Половое размножение. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие особенности полового размножения и строение половых клеток. | | 27.12 | | Гаметы, гермафродиты, конъюгация, копуляция, яичники, семенники. | Изучить § 32, повторить § 31. |
49. | Развитие половых клеток. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение гамет и процессы гаметогенеза. | | 14.01 | | Гаметогенез, оогенез, сперматогенез, направительные тельца. | Изучить § 33, ответить на вопросы на стр. 124. |
50. | Оплодотворение. | Таблицы, иллюстрирующие процесс оплодотворения у животных, двойного оплодотворения у цветковых растений, модели цветков покрытосеменных | | 17.01 | | Оплодотворение, зигота, зародышевый мешок, двойное оплодотворение цветковых растений, макроспоры, пыльцевое зерно. | Изучить § 34, ознакомиться со статьёй о партеногенезе (стр. 128). |
51. | Обобщение «Размножение организмов» | | | 19.01 | | | |
52. | Контрольная работа № 5 по теме «Размножение организмов» | | К. р. №5 | 21.01 | | | |
53. | Онтогенез – индивидуальное развитие организма. | Таблицы, иллюстрирующие основные стадии онтогенеза, прямое и непрямое развитие у животных, модель-аппликация «Размножение и развитие хордовых». | | 24.01 | | Онтогенез, типы онтогенеза, метаморфоз, плацента. | Изучить § 35, ответить на вопросы на стр. 131. |
54. | Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. | Таблицы, иллюстрирующие стадии эмбрионального развития животных; | | 26.01 | | Морула, бластула, бластоцель, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма. | Изучить § 36, ответить на вопросы на стр. 135 |
55. | Влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона. | | | 28.01 | | эмбриональная индукция. | |
56. | Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие постэмбриональный период развития животных. | | 31.01 | | Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение; прямое и непрямое развитие. | Изучить § 37, ответить на вопросы на стр. 137. |
57. | Закономерности размножения и развития организмов. (обобщающий урок) | Таблицы темы. | | 2.02 | | Понятия и термины темы. | Повторить § 27, вопросы на стр. 137. |
58. | Контрольная работа №6 по теме «Развитие организмов» | | К. р. №6 | 4.02 | | | |
| 4 Основы генетики (22ч.) |
59. | История развития генетики. Гибридологический метод. | Таблицы, иллюстрирующие опыты Г. Менделя; портреты учёных-генетиков. | | 7.02 | | Гибридологический метод, скрещивание, чистые линии. | Изучить § 38, ответить на вопросы на стр. 142. |
60. | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. | Таблица «Моногибридное скрещивание»; модель-аппликация «Законы Менделя». | | 9.02 | | Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные и рецессивные признаки, правило единообразия, правило расщепления. | Изучить § 39. |
61. | Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования. | | | 11.02 | | закон чистоты гамет. | |
62. | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. | Таблицы, схемы, иллюстрирующие проявление наследования. | | 14.02 | | Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование, фенотип, генотип, анализирующее скрещивание, генофонд вида. | Изучить § 40, ответить на вопросы на стр. 149. |
63. | Практическая работа №2 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание». | Таблица «Моногибридное скрещивание» | Практ. работа №2 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание». | 16.02 | | Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные и рецессивные признаки, правило единообразия, правило расщепления, закон чистоты гамет. | Повторить § 38-40, решить задачу в тетради. |
64. | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | Таблицы, иллюстрирующие законы наследственности; модель-аппликация «Законы Менделя». | | 18.02 | | Решётка Пеннета, закон независимого наследования признаков. | § 41, подготовить ответы на вопросы на стр. 150. |
65. | Практическая работа №3 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание». | | Практическая работа №3 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание». | 21.02 | | | |
66. | Хромосомная теория наследственности. | Таблица с основными положениями хромосомной теории наследственности. | | 23.02 | | Закон Моргана, хромосомная теория наследственности, кроссинговер, генетические карты. | Изучить § 42, изучить стр. 154. |
67. | Взаимодействие неаллельных генов. | Таблицы, иллюстрирующие все случаи взаимодействия неаллельных генов. | | 25.02 | | Дополнительное взаимодействие, эпистаз, полимерия, плейотропизм. | Изучить § 43, ответить на вопросы на стр. 157. |
68. | Цитоплазматическая наследственность. | Таблицы, иллюстрирующие проявление нехромосомной наследственности. | | 28.02 | | Цитоплазматическая наследственность. | Изучить § 44, повторить § 17. |
69. | Генетическое определение пола. | Таблица «Генетическое определение пола». | | 2.03 | | Признаки, сцеплённые с полом; аутосомы, половые хромосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол. | Изучить § 45. |
70. | Практическая работа №4 «Решение задач на генетику пола». | | Практическая работа №4 «Решение задач на генетику пола». | 4.03 | | Решётка Пеннета, закон независимого наследования признаков. | Решить задачу в тетради. |
71. | Обобщение по теме «Основы генетики» | | | 7.03 | | | |
72. | Контрольная работа № 7 по теме «Основы генетики» | | К. р. №7 | 9.03 | | | |
73. | Изменчивость. Модификационная изменчивость. | Таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости. | | 11.03 | | Изменчивость, норма реакции, модификационная изменчивость, | Изучить § 46. |
74. | Наследственная изменчивость. | | | 14.03 | | наследственная изменчивость, комбинативная изменчивость, мутационная изменчивость. | |
75. | Лабораторная работа №4 «Описание фенотипа комнатных и сельскохозяйственных растений». | Комнатные растения, гербарные экземпляры растений. | Лабораторная работа №4 «Описание фенотипа комнатных и сельскохозяйственных растений». | 16.03 | | Изменчивость, норма реакции, модификационная изменчивость, наследственная изменчивость, комбинативная изменчивость, мутационная изменчивость. | Повторить § 46. |
76. | Лабораторная работа №5 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой». | Таблица «Вариационный ряд и вариационная кривая», семена различных с/х культур. | Лабораторная работа №5 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой». | 18.03 | | Вариационный ряд, вариационная кривая, узкая и широкая норма реакции. | Оформить лаборатор-ную работу. |
77. | Виды мутаций. | Таблицы, иллюстрирующие виды мутационной изменчивости, фотографии мутантов в живой природе. | | 21.03 | | Генные, хромосомные и геномные мутации; виды хромосомных мутаций: утрата, делеция, дупликация, инверсия, транслокация; полиплоидия. | Изучить § 47, повторить § 46. |
78. | Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие соматические и генеративные мутации, разнообразие мутационных факторов. | | 23.03 | | Мутагенные факторы, соматические и генеративные мутации, летальные, полулетальные, нейтральные и полезные мутации. | Изучить § 48, повторить § 47. |
79. | Закономерности изменчивости. (обобщающий урок) | Таблицы темы, | | 1.04 | | Понятия и термины темы. | Изучить текст на стр. 173-174. |
80. | Контрольная работа №8 по теме Закономерности изменчивости. | | К. р. №8 | 4.04 | | | |
| 5 Генетика человека (10 ч.) |
81. | Методы исследования генетики человека. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие особенности методов, с помощью которых изучаются закономерности наследования признаков человека. | | 6.04 | | Методы исследования генетики человека: генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический. | Изучить § 49. |
82. | Генетика и здоровье человека. | Таблицы, иллюстрирующие проявление генных и хромосомных заболеваний. | | 8.04 | | Генные заболевания, аутосомно-доминантное наследование, сцеплённое с полом наследование, хромосомные болезни. | Изучить § 50, подготовить данные по родословным. |
83. | Лабораторная работа №6 «Составление родословных». | Схема генеалогического дерева. | Лабораторная работа №6 «Составление родословных» | 11.04 | | | Оформить лабораторную работу. |
84. | Проблемы генетической безопасности. | Таблицы, иллюстрирующие доминирование и рецессивность многих признаков человека. | | 13.04 | | Медико-генетическое консультирование | Изучить § 51, стр. 183-184. |
85. | Общебиологические закономерности, обобщающий урок. | Таблицы по общей биологии. | | 15.04 | | Термины и понятия курса общая биология за 10 класс. | |
86. | Контрольная работа №9 Генетика человека. | | К. р. №9 | 18.04 | | | |
87. | Исследовательский проект «уровни организации жизни» | | | 20.04 | | | |
88. | Защита проекта. | | | 22.04 | | | |
89. | Исследовательский проект «Развитие организмов и окружающая среда» | | | 25.04 | | | |
90. | Защита проекта. | | | 27.04 | | | |
Повторение | |
91. | Свойства живого. | | | 29.04 | | | |
92. | Основы цитологии. | | | 2.05 | | | |
93. | Основы цитологии. | | | 4.05 | | | |
94. | Химический состав клетки. | | | 6.05 | | | |
95. | Органические вещества в клетке. | | | 9.05 | | | |
96. | Прокариоты и эукариоты. | | | 11.05 | | | |
97. | Строение клетки. | | | 13.05 | | | |
98. | Обмен веществ и энергии. | | | 16.05 | | | |
99. | Размножение организмов. | | | 18.05 | | | |
100. | Онтогенез. | | | 20.05 | | | |
101. | Основы генетики. | | | 23.05 | | | |
102. | Основы генетики. | | | 25.05 | | | |
103. | Решение задач по генетике. | | | 27.05 | | | |
104. | Решение задач по генетике. | | | 30.05 | | | |
105. | Подготовка к итоговому тесту. | | | 1.06 | | | |
106. | Подготовка к итоговому тесту. | | | 3.06 | | | |
107. | Подготовка к итоговому тесту. | | | 6.06 | | | |
108. | Контрольный тест за курс 10 класса | | №10 тест | 8.06 | | | |