Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, Примерной программы среднего общего образования и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов автора В.В. Пасечника, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся. На изучение биологии отводится 3 часа в неделю 108 часов в год в 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.

  2. Содержание программы.

  3. Требования к уровню подготовки учащихся.

  4. Контроль знаний.

  5. Учебно-методический комплекс.

  6. Календарно-тематическое планирование.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, Примерной программы среднего общего образования и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов автора В.В. Пасечника, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии отводится 3 часа в неделю 108 часов в год в 10 классе. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» рабочей программы выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования.

Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к Уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение в биологию. (7часов)

Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология — учебная дисциплина об основных закономерностях возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека.

Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире.

Жизнь как форма существования материи; определение понятия «жизнь». Жизнь и живое вещество; косное, биокосное и биогенное вещество биосферы. Уровни организации живой материи и принципы их выделения; молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого.

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в биологических системах; понятие о гомеостазе как об обязательном условии существования живых систем. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи, их проявления на различных уровнях организации живого. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия (безусловные и условные рефлексы; таксисы, тропизмы и настии). Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их адаптивное значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие крупных систематических групп и основные принципы организации животных, растений, грибов и микроорганизмов.

Демонстрация. Схемы, отражающие структуру царств живой природы, многообразие живых организмов. Схемы и таблицы, характеризующие строение и распространение в биосфере растений, животных, грибов и микроорганизмов.

■ Демонстрация. Схемы, отражающие многоуровневую организацию живого (организменный и биоценотический уровни).

  • Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира; царства живой природы, естественная система классификации живых организмов.

Неорганические и органические молекулы и вещества; клетка, ткань, орган, системы органов. Понятие о целостном организме. Вид и популяция (общие представления). Биогеоценоз. Биосфера.

  • Умения. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе этапы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза и другие особенности живых систем различного иерархического уровня как результат эволюции живой материи. Характеризовать структуру царств живой природы, объяснять принципы классификации живых организмов.

  • Межпредметные связи. Ботаника. Основные группы растений; принципы организации растительных организмов, грибов и микроорганизмов.

Зоология. Основные группы животных; отличия животных и растительных организмов.

Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.

Органическая химия. Основные группы органических соединений; биологические полиме­ры — белки, жиры и нуклеиновые кислоты, углеводы.

  1. Основы цитологии (36 ч.)

Учение о клетке.

Предмет и задачи цитологии. Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений; роль воды в компартментализации и межмолекулярных взаимодействиях, теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные системы клетки и организма.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка, и химические связи, их образующие). Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация; биологический смысл и практическое значение. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моносахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности, двойная спираль (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК. Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.

Определение нуклеотидных последовательностей (секвенирование) геномов растений и животных. Геном человека. Генетическая инженерия; генодиагностика и генотерапия заболеваний человека и животных.

■ Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа.

  • Демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид и др.).

Строение и функции клеток.

Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.

Царство Прокариоты (Дробянки); систематика и отдельные представители: цианобактерии, бактерии и микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий; особенности реализации наследственной информации. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение, половой процесс у бактерий; рекомбинации. Место и роль прокариот в биоценозах.

Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение био­логической мембраны, морфологические и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Наружная цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы; механизм внутриклеточно­го пищеварения. Митохондрии — энергетические станции-клетки; механизмы клеточного дыхания. Рибосомы и их участие в процессах трансляции. Клеточный центр. Органоиды движения: жгутики и реснички. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы: сократительные вакуоли и др. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма. Особенности строения растительных клеток; вакуоли и пластиды. Виды пластид; их структура и функциональные особенности. Клеточная стенка. Особенности строения клеток грибов. Включения, значение и роль в метаболизме клеток.

Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин и эухроматин), ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значение для жизнедеятельности ядра. Дифференциальная активность генов; эухроматин. Хромосомы. Структура хромосом в различные периоды жизненного цикла клетки; кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.

Клеточные технологии. Стволовые клетки и перспективы их применения в биологии и медицине. Клонирование растений и животных.

Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии.

Вирусы — внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Вертикальный и горизонтальный тип передачи вирусов. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания, встречающиеся у человека; грипп, гепатит, СПИД. Бактериофаги.

■ Демонстрация. Схемы строения клеток различных прокариот.

Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов.

■ Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

■ Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом.

Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.

■ Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка, многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы, их строение. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Кариотип. Жизненный цикл клетки. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

  • Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и локализовать отдельные их этапы в различных клеточных структурах. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.

Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.

Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики


3 Размножение и развитие организмов. (15 ч)

Размножение организмов.

Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения.

Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза — период подготовки клетки к делению, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразова­ния хромосом в них. Механизм образования веретена деления и расхождения дочерних хромосом в анафазе. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Понятие о регенерации. Нарушения интенсивности клеточного размножения и заболевания человека и животных', трофические язвы, доброкачественные и злокачественные опухоли и др.

Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза I и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера. Биологическое значение и биологи­ческий смысл мейоза. Период формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения.

■Демонстрация. Способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Схемы и рисунки, показывающие почкование дрожжевых грибов и кишечнополостных.

Демонстрация. Микропрепараты яйцеклеток. Схема строения сперматозоидов различных животных. Схемы и рисунки, представляющие разнообразие потомства у одной пары родителей.

■ Демонстрация. Митотическое деление клетки в корешке лука под микроскопом и на схеме. Гистологические препараты различных тканей млекопитающих. Схемы строения растительных и животных клеток различных тканей в процессе деления. Схемы путей регенерации органов и тканей у животных разных систематических групп.

  • Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Органы половой системы; принципы их строения и гигиена. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Осеменение и оплодотворение.

  • Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств.

Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка и генетических детерминант. Оболочки яйца; активация оплодотворенных яйцеклеток к развитию. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка. Первичный органогенез (нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; детерминация и эмбриональная ин­дукция. Роль нервной и эндокринной систем в обес­печении эмбрионального развития организмов. Управление размножением растений и животных. Искусственное осеменение, осеменение invitro, пересадка зародышей. Клонирование растений и животных; перспективы создания тканей и органов человека.

Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития (личинка, куколка, имаго). Прямое развитие: до-репродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни.

Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмбриональное развитие; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша. Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой и корневой систем. Регуляция развития растений; фитогормоны.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы академика А. Н. Северцова, посвященные эмбриональной изменчивости (изменчивость всех стадий онтогенеза; консервативность ранних стадий эмбрионального развития; возникновение изменений как преобразование стадий развития и полное выпадение предковых признаков).

■ Демонстрация. Сравнительный анализ зародышей позвоночных на разных этапах эмбрионального развития. Модели эмбрионов ланцетника, лягушек или других животных. Таблицы, иллюстрирующие бесполое и половое размножение.

■ Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у членистоногих и позвоночных (жесткокрылые и чешуйчатокрылые, амфибии).

■ Демонстрация. Схемы эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений.

■ Демонстрация. Таблица, отражающая сходство зародышей позвоночных животных. Схемы' преобразования органов и тканей в филогенезе.

  • Демонстрация. Фотографии, отражающие последствия воздействий факторов среды на развитие организмов. Схемы и статистические таблицы, демонстрирующие последствия употребления алкоголя, наркотиков и табака на характер развития признаков и свойств у потомства.

Основные понятия. Этапы эмбрионального развития растений и животных. Периоды постэмбрионального развития. Биологическая продолжительность жизни. Влияние вредных воздействий курения, употребления наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность жизни

Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Критические периоды развития. Влияние изменений гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсичных веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов развития (врожденные уродства).

Понятие о регенерации; внутриклеточная, клеточная, тканевая и органная регенерация. Эволюция способности к регенерации у позвоночных животных.

  • Умения. Объяснять процесс развития живых организмов как результат постепенной реализации наследственной информации. Различать и охарактеризовывать различные периоды онтогенеза и указывать факторы, неблагоприятно влияющие на каждый из этапов развития.

  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств.

Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.


4 Основы генетики (22ч.)

Основные понятия генетики.

Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд.

■ Демонстрация. Биографии виднейших генетиков.

Закономерности наследования признаков

Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, Процессинг иРНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и признаками.

Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом.

Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Экспрессивность и пенетрантность гена.

Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.

Основные закономерности изменчивости

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида (кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и дочерних хромосом во втором делении мейоза, оплодотворение). Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомо­логических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием.

■ Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

■ Демонстрация. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

■ Лабораторные и практические работы

■ Составление родословных.

Изучение изменчивости.

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).


5 Генетика человека (10 ч.)

Методы исследования генетики человека: генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический. Генные заболевания, аутосомно-доминантное наследование, сцеплённое с полом наследование, хромосомные болезни.


Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.


Практическая часть программы

№ п/п

Дата

Название

1

20.10

Лабораторная работа №1 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука».

2

9.11

Лабораторная работа №2 «Строение эукариотических и прокариотических клеток».

3

15.11

Лабораторная работа №3 «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках».

4

15.03

Лабораторная работа №4 «Описание фенотипа комнатных и сельскохозяйственных растений».

5

16.03

Лабораторная работа №5 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой».

6

12.04

Лабораторная работа №6 «Составление родословных».

7

13.12

Практическая работа №1 Решение задач на биосинтез белка.

8

15.02

Практическая работа №2 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».

9

21.02

Практическая работа №3 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание».

10

2.03

Практическая работа №4 «Решение задач на генетику пола».

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя); гипотез (чистоты гамет,); строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских к мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов);

  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов,

  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, - законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций,

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,

экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и

позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро-и микро- эволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

•оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в фор­мировании научного мировоззрения- носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  • отличать научные методы, используемые в биологии;

  • определять место биологии в системе естественных наук.

  • доказывать, что организм - единое целое;

  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации
    живой природы;

  • обосновывать единство органического мира;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • отличать теорию от гипотезы.

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.


4. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Контроль знаний учащихся планируется провести в форме:


Вид контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Контрольная работа

2

2

3

3

Лабораторная работа

1

2

2

1

Практическая работа


1

3



Контрольные работы

№ п/п

Дата

Название

1

15.09

Контрольная работа №1 по теме «Общая биология»

2

15.10

Контрольная работа №2 по теме «Химическая организация клетки».

3

19.11

Контрольная работа №3 Строение клетки.

4

15.12

Контрольная работа №4 по теме «Обмен веществ»

5

21.01

Контрольная работа № 5 по теме «Размножение организмов»

6

4.02

Контрольная работа №6 по теме «Развитие организмов»

7

9.03

Контрольная работа № 7 по теме «Основы генетики»

8

8.04

Контрольная работа №8 по теме Закономерности изменчивости.

9

22.04

Контрольная работа №9 Генетика человека.

10

8.06

Контрольный тест за курс 10 класса



5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 класс. М.: Дрофа, 2014.

2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс.

/Под ред. проф. В.Б. Захарова. - М.: Дрофа, 2004г.

3. Ващенко О.Л. Биология 10 класс Поурочные планы. Волгоград. Изд.

«Учитель», 2009г.

4. Лернер Г.И. Общая биология. Тестовые задания к основным учебникам. 10-11 классы.

М. «Эксмо», 2009г.

5. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11

классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;



литература для учителя:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

  2. Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21век» «Мир и образование», 2005;

  3. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;

  4. Пименов А. В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

  5. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

для учащихся:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни­ков и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

  2. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.

Литература, задания в которой рекомендуются в качестве измерителей:

  1. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. - 240с;

  2. Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное пособие»);

  3. Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Т.В. Иванова, Г. С. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002;

  4. Козлова Т.А. Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Из­дательский Дом «Генджер», 1997. - 96с;

  5. Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;

  6. Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2005. -171с;

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.





















Календарно-тематическое планирование по общей биологии

10 класс, 3 часа в неделю, 108 часов в год

Программа для полной общеобразовательной школы 10-11 классы по биологии.

Составитель В.С. Кучеренко, М.: Дрофа, 2004 год.

Государственные стандарты основного общего и среднего (полного образования)

(Приказ Минобразования РФ №1089от05.03.2004 года)

Учебник: Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В.В.

№ п/п

Разделы, темы, уроки.

Наглядные и практические методы.

Лаборатор, практич. занятия. К. р.

Дата по плану

Фактич.

Знания, умения, навыки.

Задание на дом.


1. Введение (7 ч.)







1.

Введение в общую биологию.



1.09




2.

Краткая история развития биологии.

Портреты учёных-биологов и естествоиспытателей, таблицы и схемы.


3.09


Биология, жизнь, классическая биология, физико-химическая биология.

Изучить § 1, ответить на вопросы на стр. 8.

3.

Методы исследования в биологии.

Схема «Основные этапы научного исследования», приборы и схемы для биологических исследований.


6.09


Научный факт, научный метод, методы биологических наук: описательный, сравнительный, исторический, эксперименталь-ный.

Изучить § 2, выполнить одно из заданий на стр. 12.

4.

Сущность жизни и свойства живого.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие некоторые свойства живого.


8.09


Жизнь, свойства жизни, открытая система, биологическая система.

Изучить § 3.

5.

Уровни организации живой материи.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие уровни организации живого на Земле, таблицы с изображением различных биогеоценозов.


10.09


Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный.

Изучить § 4, ответить на вопросы на стр. 20.

6.

Общая биология – наука об изучении общебиологических закономерностей живой природы. (обобщающий урок)

Таблицы и схемы, иллюстрирующие методы биологической науки, свойства живого, уровни организации живой материи, портреты учёных-естествоиспытателей и биологов.


13.09


Методы исследования, свойства живого, уровни организации живой материи.

Изучить «Краткое содержа-ние главы».

7.

Контрольная работа №1 по теме «Общая биология»


К. р. №1

15.09





2. Основы цитологии (36 ч.)







8.

Методы цитологии.

Таблицы с изображением приборов, используемых в цитологических исследованиях.


17.09


Цитология.

Изучить § 5, ответить на вопросы на стр. 25.

9.

Клеточная теория.

Таблицы, иллюстрирующие многообразие и единство клеток.


20.09


Клетка, основные положения клеточной теории.


10.

Особенности химического состава клетки.

Таблицы с важнейшими химическими элементами клетки, перечнем веществ, входящих в состав живых организмов, периодическая таблица химических элементов.


22.09


Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикро-элементы.

Изучить § 6, подгото-вить ответы на вопросы на стр. 28-29.

11.

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.

Таблицы «Вещества, входящие в состав живых организмов», «Строение молекулы воды», периодическая таблица химических элементов.



24.09


Диполь, водородные связи, гидрофильные и гидрофобные вещества.

Изучить § 7, ответить на вопросы на стр. 31.

12.

Минеральные вещества и их роль в жизнедеятельности клетки.

Периодическая таблица химических элементов, таблицы, демонстрирующие недостаток какого-либо элемента в строении, развитии и жизнедеятельности некоторых организмов.


27.09


Неорганические ионы, буферная система.

Изучить § 8.

13.

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение и функции моно- и полисахаридов.


29.09


Углеводы, моносахариды, полисахариды, монополимеры, биополимеры.

Изучить § 9, ответить на вопросы на стр. 37.

14.

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

Таблицы с изображением строения, функций, местоположения в организме некоторых липидов.


1.10


Липиды, воска, фосфолипиды.

Изучить § 10.

15.

Строение и свойства белков.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение молекул белков.


4.10


Белки, протеины, протеиды, пептид, пептидная связь, простые и сложные белки; первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков, денатурация.

40-43.

16.

Строение и функции белков.

Таблицы, иллюстрирующие строение молекул белков.


6.10


Белки, протеины, протеиды, пептид, пептидная связь, простые и сложные белки; первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков, денатурация.

Изучить § 11, стр. 43-47.

17.

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

Структурная объёмная модель ДНК, таблицы «Строение молекулы ДНК», «Удвоение молекулы ДНК».


8.10


Нуклеиновая кислота, нуклеотид, дезоксирибонуклеиновая кислота, азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил, транспортная РНК, информационная РНК, рибосомная РНК.

Изучить § 12, ответить на вопросы на стр. 52-53.

18.

АТФ и другие органические соединения клетки.

Таблица с изображением строения АТФ.


11.10


Аденозинтрифосфат (АТФ), аденозиндифосфат (АДФ), аденозинмонофосфат (АМФ), макроэргическая связь.

Изучить § 13, ответить на вопросы на стр. 54.

19.

Обобщение по теме: «Химическая организация клетки».

Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение и функции химических веществ и элементов, входящих в состав клеток.


13.10


Понятия темы.

Изучить «Краткое содержа-ние главы».

20.

Контрольная работа №2 по теме «Химическая организация клетки».


К. р. №2

15.10




21.

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

Таблицы, иллюстрирующие строение эукариотической клетки, разборная модель «Строение эукариотической клетки».


18.10


Цитоплазматическая мембрана, эндоцитоз, экзоцитоз, ядро, хроматин, ядрышки, кариоплазма, кариотип, хромосомы, гомологичные хромосомы, диплоидные и гаплоидные наборы хромосом.

Изучить § 14.

22.

Лабораторная работа №1 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука».

Таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение цитоплазмы и немембранных органоидов клетки, лабораторное оборудование для проведения лабораторной работы.

Лабораторная работа №1 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука».

20.10



Повторить § 14, оформить лаборатор-ную работу.

23.

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

Таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение цитоплазмы и немембранных органоидов клетки, микроскопы, микропрепараты.







22.10


Цитоплазма, гиалоплазма, клеточный центр, центриоли, рибосомы.

Изучить § 15, продол-жить заполне-ние таблицы «Строение и функции органо-идов клетки».

24.

Строение клетки. Комплекс Гольджи. Эндоплазматическая сеть. Лизосомы. Клеточные включения.

Таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение двумембранных органоидов клетки и органоидов движения.


25.10


Эндоплазматичес-кая сеть (гладкая, шероховатая), комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения.

Изучить § 16.

25.

Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

Таблицы, иллюстрирующие строение бактерий и сине-зелёных, научно-популярная литература по микробиологии, таблица «Прокариоты и эукариоты».


27.10


Митохондрии, пластиды, тилакоиды, граны, хлоропласты, строма, органоиды движения

Изучить § 17, ответить на вопросы на стр. 71.

26.

Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение растительной, животной, грибной клетки, модель-аппликация «Строение клетки».


29.10


Мезосома, аэробы, анаэробы, споры, плазмида.

Изучить § 18, ответить на вопросы на стр. 75.

27.

Лабораторная работа №2 «Строение эукариотических и прокариотических клеток».

Микроскопы, микропрепараты, влажные препараты растительных клеток.

Лабораторная работа №2 «Строение эукариотичес-ких и прокариоти-ческих клеток».

1.11


Основные понятия темы.

Повторить § 14-18, оформить лаборатор-ную работу.

28.

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение растительной, животной, грибной клетки.


3.11


Сапротрофы, паразиты, симбионты, гифы

Изучить § 19, ответить на вопросы на стр. 78.

29.

Лабораторная работа №3 «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках».

Микроскопы, влажные препараты кожицы лука, предметные и покровные стёкла, концентрированный раствор соли.

Лабораторная работа №3 «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках».

12.11



Повторить § 19, оформить лабораторную работу.

30.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

Таблицы с изображением вирусов и бактериофагов, научно-популярная литература о вирусах.


15.11


Вирус, капсид, бактериофаг.

Изучить § 20, ответить на вопросы на стр. 81.

31.

Строение клетки. Обобщающий урок.

Таблицы, иллюстрирующие строение клетки и её органоидов.


17.11


Клетка – живая система, цитоплазматическая мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды немембранные (клеточный центр, рибосомы), одномембранные (ЭПС, вакуоли, лизосомы, аппарат Гольджи), двумембранные (пластиды и митохондрии).

Изучить «Краткое содержание главы», повторить § 14, 18, 19.

32.

Контрольная работа №3 Строение клетки.


К. р. №3

19.11




33.

Обмен веществ и энергии в клетке.

Таблицы, иллюстрирующие стадии энергетического обмена.


22.11


Гомеостаз, пластический обмен, энергетический обмен, метаболизм, фермент.

Изучить § 21, ответить на вопросы на стр. 83.

34.

Энергетический обмен в клетке.

Схемы энергетического обмена, трёх его этапов.


24.11


Подготовитель-ный этап (фосфорилирова-ние); бескислородный этап (гликолиз, спиртовое брожение); полное кислородное расщепление, или клеточное дыхание.

Изучить § 22, ответить на вопросы на стр. 87.

35.

Питание клетки.

Таблицы, иллюстрирующие различные способы питания клеток и организмов; таблицы с изображением зелёных растений, бактерий, одноклеточных и многоклеточных животных, растений симбионтов и паразитов.


26.11


Питание, автотрофы, гетеротрофы.

Изучить § 23, ознакомиться с текстом на стр. 89.

36.

Автотрофное питание. Фотосинтез.

Таблицы, иллюстрирующие фотосинтез, гербарные экземпляры растений.


29.11


Световая и темновая фаза фотосинтеза, фотосистема I, фотосистема II.

Изучить § 24.

37.

Автотрофное питание. Хемосинтез.

Таблицы по общей биологии, влажный препарат клубеньковых бактерий.


1.12


Хемосинтез, железобактерии, нитрифицирующие бактерии, серобактерии.

Изучить § 25.

38.

Генетический код. Транскрипция.

Таблица «Строение ДНК», модель-аппликация синтез белка.


3.12


Генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодон, полисома.

Изучить § 26, стр.

39.

Генетический код. Трансляция.

Таблица «Строение ДНК», модель-аппликация синтез белка.


6.12


Генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодон, полисома.

Изучить § 26, стр.

40.

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие синтез белка, структуру оперона и его работу.


8.12


Оперон, структурные гены, оператор, репрессор.

Изучить § 27, вопросы на стр. 105.

41.

Практическая работа №1 Решение задач на биосинтез белка.


Практическая работа №1 Решение задач на биосинтез белка.

10.12




42.

Взаимосвязь строения и жизнедеятельности клеток. (обобщающий урок)

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие процессы метаболизма, пластический и энергетический обмен.


13.12


Основные термины и понятия темы.

Изучить «Краткое содержание главы».

43.

Контрольная работа №4 по теме «Обмен веществ»


К. р. №4

15.12





3 Размножение и развитие организмов. (15 ч)

44.

Жизненный цикл клетки.

Модель ДНК, таблицы «Жизненный цикл клетки», «Удвоение молекулы ДНК», модель-аппликация «Деление клетки».


17.12


Жизненный цикл клетки, митотический цикл, апоптоз, интерфаза, пресинтетический период, постсинтетичес-кий период, репликация.

Изучить § 28, повторить учебный материал о хромосомах и кариотипе из § 14 (стр. 59-60).

45.

Митоз и амитоз.

Модель ДНК, таблица, иллюстрирующая фазы митоза, модель-аппликация «Деление клетки».


20.12


Кариокинез, цитокинез, веретено деления, амитоз.

Изучить § 29, ответить на вопросы на стр. 113.

46.

Мейоз.

Таблицы, иллюстрирующие стадии митоза.


22.12


Мейоз, конъюгация, кроссинговер.

Изучить § 30.

47.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Таблицы, иллюстрирующие бесполое размножение, комнатные растения, фотографии растений.


24.12


Бесполое и вегетативное размножение.

Изучить § 31, ответить на вопросы на стр. 118.

48.

Формы размножения организмов. Половое размножение.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие особенности полового размножения и строение половых клеток.


27.12


Гаметы, гермафродиты, конъюгация, копуляция, яичники, семенники.

Изучить § 32, повторить § 31.

49.

Развитие половых клеток.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение гамет и процессы гаметогенеза.


14.01


Гаметогенез, оогенез, сперматогенез, направительные тельца.

Изучить § 33, ответить на вопросы на стр. 124.

50.

Оплодотворение.

Таблицы, иллюстрирующие процесс оплодотворения у животных, двойного оплодотворения у цветковых растений, модели цветков покрытосеменных


17.01


Оплодотворение, зигота, зародышевый мешок, двойное оплодотворение цветковых растений, макроспоры, пыльцевое зерно.

Изучить § 34, ознакомиться со статьёй о партеногенезе (стр. 128).


51.

Обобщение «Размножение организмов»



19.01




52.

Контрольная работа № 5 по теме «Размножение организмов»


К. р. №5

21.01




53.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма.

Таблицы, иллюстрирующие основные стадии онтогенеза, прямое и непрямое развитие у животных, модель-аппликация «Размножение и развитие хордовых».


24.01


Онтогенез, типы онтогенеза, метаморфоз, плацента.

Изучить § 35, ответить на вопросы на стр. 131.

54.

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.

Таблицы, иллюстрирующие стадии эмбрионального развития животных;


26.01


Морула, бластула, бластоцель, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма.

Изучить § 36, ответить на вопросы на стр. 135

55.

Влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона.




28.01


эмбриональная индукция.


56.

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие постэмбриональный период развития животных.


31.01


Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение; прямое и непрямое развитие.

Изучить § 37, ответить на вопросы на стр. 137.

57.

Закономерности размножения и развития организмов. (обобщающий урок)

Таблицы темы.


2.02


Понятия и термины темы.

Повторить § 27, вопросы на стр. 137.

58.

Контрольная работа №6 по теме «Развитие организмов»


К. р. №6

4.02





4 Основы генетики (22ч.)

59.

История развития генетики. Гибридологический метод.

Таблицы, иллюстрирующие опыты Г. Менделя; портреты учёных-генетиков.


7.02


Гибридологический метод, скрещивание, чистые линии.

Изучить § 38, ответить на вопросы на стр. 142.

60.

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

Таблица «Моногибридное скрещивание»; модель-аппликация «Законы Менделя».


9.02


Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные и рецессивные признаки, правило единообразия, правило расщепления.

Изучить § 39.

61.

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования.



11.02


закон чистоты гамет.


62.

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

Таблицы, схемы, иллюстрирующие проявление наследования.


14.02


Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование, фенотип, генотип, анализирующее скрещивание, генофонд вида.

Изучить § 40, ответить на вопросы на стр. 149.

63.

Практическая работа №2 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».

Таблица «Моногибридное скрещивание»

Практ. работа №2 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».

16.02


Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные и рецессивные признаки, правило единообразия, правило расщепления, закон чистоты гамет.

Повторить § 38-40, решить задачу в тетради.

64.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Таблицы, иллюстрирующие законы наследственности; модель-аппликация «Законы Менделя».


18.02


Решётка Пеннета, закон независимого наследования признаков.

§ 41, подготовить ответы на вопросы на стр. 150.

65.

Практическая работа №3 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание».


Практическая работа №3 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание».

21.02




66.

Хромосомная теория наследственности.

Таблица с основными положениями хромосомной теории наследственности.


23.02


Закон Моргана, хромосомная теория наследственности, кроссинговер, генетические карты.

Изучить § 42, изучить стр. 154.

67.

Взаимодействие неаллельных генов.

Таблицы, иллюстрирующие все случаи взаимодействия неаллельных генов.


25.02


Дополнительное взаимодействие, эпистаз, полимерия, плейотропизм.

Изучить § 43, ответить на вопросы на стр. 157.

68.

Цитоплазматическая наследственность.

Таблицы, иллюстрирующие проявление нехромосомной наследственности.


28.02


Цитоплазматическая наследственность.

Изучить § 44, повторить § 17.

69.

Генетическое определение пола.

Таблица «Генетическое определение пола».


2.03


Признаки, сцеплённые с полом; аутосомы, половые хромосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол.

Изучить § 45.

70.

Практическая работа №4 «Решение задач на генетику пола».


Практическая работа №4 «Решение задач на генетику

пола».

4.03


Решётка Пеннета, закон независимого наследования признаков.

Решить задачу в тетради.

71.

Обобщение по теме «Основы генетики»




7.03




72.

Контрольная работа № 7 по теме «Основы генетики»


К. р. №7

9.03




73.

Изменчивость. Модификационная изменчивость.

Таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости.


11.03


Изменчивость, норма реакции, модификационная изменчивость,

Изучить § 46.

74.

Наследственная изменчивость.



14.03


наследственная изменчивость, комбинативная изменчивость, мутационная изменчивость.


75.

Лабораторная работа №4 «Описание фенотипа комнатных и сельскохозяйственных растений».

Комнатные растения, гербарные экземпляры растений.

Лабораторная работа №4 «Описание фенотипа комнатных и сельскохозяйственных растений».

16.03


Изменчивость, норма реакции, модификационная изменчивость, наследственная изменчивость, комбинативная изменчивость, мутационная изменчивость.

Повторить § 46.

76.

Лабораторная работа №5 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой».

Таблица «Вариационный ряд и вариационная кривая», семена различных с/х культур.

Лабораторная работа №5 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой».

18.03


Вариационный ряд, вариационная кривая, узкая и широкая норма реакции.

Оформить лаборатор-ную работу.

77.

Виды мутаций.

Таблицы, иллюстрирующие виды мутационной изменчивости, фотографии мутантов в живой природе.


21.03


Генные, хромосомные и геномные мутации; виды хромосомных мутаций: утрата, делеция, дупликация, инверсия, транслокация; полиплоидия.

Изучить § 47, повторить § 46.

78.

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие соматические и генеративные мутации, разнообразие мутационных факторов.


23.03


Мутагенные факторы, соматические и генеративные мутации, летальные, полулетальные, нейтральные и полезные мутации.

Изучить § 48, повторить § 47.

79.

Закономерности изменчивости. (обобщающий урок)

Таблицы темы,


1.04


Понятия и термины темы.

Изучить текст на стр. 173-174.

80.

Контрольная работа №8 по теме Закономерности изменчивости.


К. р. №8

4.04





5 Генетика человека (10 ч.)

81.

Методы исследования генетики человека.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие особенности методов, с помощью которых изучаются закономерности наследования признаков человека.


6.04


Методы исследования генетики человека: генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический.

Изучить § 49.

82.

Генетика и здоровье человека.

Таблицы, иллюстрирующие проявление генных и хромосомных заболеваний.


8.04


Генные заболевания, аутосомно-доминантное наследование, сцеплённое с полом наследование, хромосомные болезни.

Изучить § 50, подготовить данные по родословным.

83.

Лабораторная работа №6 «Составление родословных».

Схема генеалогического дерева.

Лабораторная

работа №6 «Составление родословных»

11.04



Оформить лабораторную работу.

84.

Проблемы генетической безопасности.

Таблицы, иллюстрирующие доминирование и рецессивность многих признаков человека.


13.04


Медико-генетическое консультирование

Изучить § 51, стр. 183-184.

85.

Общебиологические закономерности, обобщающий урок.

Таблицы по общей биологии.


15.04


Термины и понятия курса общая биология за 10 класс.


86.

Контрольная работа №9 Генетика человека.


К. р. №9

18.04



87.

Исследовательский проект «уровни организации жизни»



20.04




88.

Защита проекта.



22.04




89.

Исследовательский проект «Развитие организмов и окружающая среда»



25.04




90.

Защита проекта.



27.04




Повторение


91.

Свойства живого.



29.04




92.

Основы цитологии.



2.05




93.

Основы цитологии.



4.05




94.

Химический состав клетки.



6.05




95.

Органические вещества в клетке.



9.05




96.

Прокариоты и эукариоты.



11.05




97.

Строение клетки.



13.05




98.

Обмен веществ и энергии.



16.05




99.

Размножение организмов.



18.05




100.

Онтогенез.



20.05




101.

Основы генетики.



23.05




102.

Основы генетики.



25.05




103.

Решение задач по генетике.



27.05




104.

Решение задач по генетике.



30.05




105.

Подготовка к итоговому тесту.



1.06




106.

Подготовка к итоговому тесту.



3.06




107.

Подготовка к итоговому тесту.



6.06




108.

Контрольный тест за курс 10 класса


№10 тест

8.06






Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас