СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, Примерной программы среднего общего образования по биологии (базовый уровень) 2004 г. и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов автора В.В.Пасечника, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.

В рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся, определенные федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.

  2. Содержание программы.

  3. Требования к уровню подготовки учащихся.

  4. Контроль знаний.

  5. Учебно-методический комплекс.

  6. Календарно-тематическое планирование.

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 11 КЛАССА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, Примерной программы среднего общего образования по биологии (базовый уровень) 2004 г. и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов автора В.В.Пасечника, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.

В рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся, определенные федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:


1. Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) // Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

2. Примерные программы среднего (полного) общего образования по биологии // Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

  1. Приказ Департамента Государственной политики в образовании МО РФ от 23.12.2009 № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».

  2. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

  3. Учебный план на 2017-2018 учебный год.


Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология», который входит в образовательную область «Естествознание» на базовом общеобразовательном уровне.

На изучение курса отведено 102 часа (3 часа в неделю).

Изучение общих биологических закономерностей – задача заключительного раздела курса биологии. Ведущие идеи курса биологии – эволюция органического мира, разноуровневая организация живой природы, взаимосвязи строения и функций живых организмов, биологических систем и природной среды – определяют содержание и структуру школьного курса. Изучение курса основывается на знаниях, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

Изучаются теоретические и прикладные основы общей биологии.


Изучение биологии на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

.

  • Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов и человека, об их индивидуальном и историческом развитии, о системе органического мира, структуре и функционировании экологических систем, об их изменениях под влиянием деятельности человека;

  • Обеспечить понимание научной картины мира, роли и места человека в биосфере, его активной роли как социального существа;

  • Добиться понимания практического значения биологических знаний для сельскохозяйственного производства, биотехнологии, лесной, рыбной промышленности;

  • Обеспечить экологическое образование и воспитание;

  • Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием;

  • Формировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, развития логического мышления школьников, их воспитания.


В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» рабочей программы выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к Уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание изучаемого курса биологии в 11 классе:

1 Основы учения об эволюции (27 ч.)

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая ин­дивидуальная изменчивость и избыточная числен­ность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции (закон Харди — Вайнберга). Генетические процессы в популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяций. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.

Ученик должен знать/понимать: вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки; основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина; строение биологических объектов (вида); сущность действия естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов; биологическую терминологию и символику.

Ученик должен уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни; различные гипотезы происхождения человека; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; родство живых организмов; причины эволюции, изменяемости видов; описывать особей видов по морфологическому критерию; сравнивать биологические объекты (зародышей человека и других млекопитающих), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и критически её оценивать.


2 Основы селекции и биотехнологии (8 ч.)

Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в животноводстве.

Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.


3 Антропогенез (9 ч.)

Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний че­ловек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; челове­ческие расы; расообразование; единство происхож­дения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.

  • Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.

  • Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.


4 Основы экологии (20 ч.)

История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоля­ция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: экотип и биоценоз. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.). Происхождение и эволюция паразитизма. Нейтральные отношения — нейтрализм.


Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.


Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Ученик должен знать/понимать: структуру экосистем; учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; биол. терминологию и символику;

Ученик должен уметь: объяснять влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; решать элементарные биол. задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения; последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биол. моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически её оценивать; использовать приобретённые знания и умения для соблюдения правил поведения в природной среде.


5 Эволюция биосферы и человек. (21 ч.)

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Общая характеристика и систематика вымерших и современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных. Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих.

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.


Обобщение знаний по курсу Общей биологии (17ч)

Методы биологической науки, признаки живого, уровни организации жизни.

Клеточная теория. Многообразие клеток. Строение клетки.

Вирусы – неклеточные формы жизни.

Деление клеток: митоз, мейоз. Воспроизведение организмов.

Онтогенез: эмбриональный и постэмбриональный этапы.

Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез.

Реакции матричнрго синтеза белка.

Основные генетические понятия. Закономерности наследственности и изменчивости.

Задачи по генетике.

Гигиена человека. Факторы здоровья и риска.

Мутагены.

Особенности строения бактерий, вирусов, растений и животных.


3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 11 КЛАССА ПО БИОЛОГИИ

Учащиеся должны знать: движущие силы и результаты эволюции, основные направления эволюции, основные ароморфозы в мире растений и животных, критерии вида, формы борьбы за существование, движущие силы антропогенеза, стадии эволюции человека, доказательства происхождения человека и животных; основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; В. И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Харди – Вайнберга;); закономерностей (основные закономерности эволюции; ); гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека); строение экологических объектов: эры; вида и экосистем (структуры); биосферы; ноосферы; бионики.

сущность биологических процессов и явлений: действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и Биосфере, эволюция биосферы;

современную биологическую терминологию и символику;

Уметь:

  • Характеризовать: вклад Ч. Дарвина в разработку теории эволюции, движущие силы эволюции, популяцию как единицу эволюции, понятия сорта, породы, движущие силы антропогенеза, древнейших, древних, ископаемых людей современного типа, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз, численность популяции и причины ее изменения, экологические факторы, пищевые и генетические связи, правило экологической пирамиды, понятие биосферы, круговорот веществ.

  • Приводить примеры: видов, сортов, пород, ароморфозов, идиоадаптаций цветковых растений, насекомых, птиц и млекопитающих, биологического прогресса и регресса, биогеоценозов, агроценозов, круговорота веществ.

  • Обосновывать: роль наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции, происхождение человека от животных, значение социальных и биологических факторов в эволюции человека, роль организмов-производителей, роль солнечной энергии и растений в круговороте веществ, влияние хозяйственной деятельности на биосферу и меры ее охраны, границы биосферы.

  • Выявлять: относительный характер приспособленности организмов, последствия деятельности человека на биосферу, морфологический критерий вида, родство человеческих рас.

  • Сравнивать: особей одного и разных видов, биогеоценозы и агроценозы, растения разных отделов, классы позвоночных животных и делать выводы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной и авторской программами. При выполнении лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, гербарии, коллекции и т.д. Программа Пасечника В.В. включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.

Практическая часть программы

Темы (разделы) курса

Лабораторные работы

Практические работы

1. Вид



    1. История эволюционных идей

Лабораторная работа №1 «Изучение морфологического критерия вида». 18.09

Практическая работа №1 Сравнение процессов движущего и стабили­зирующего отбора. 2.10

    1. Современное эволюционной учение

Л/р № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида». 21.09

Практ.работа № 2 Сравнение процессов экологического и гео­графического видообразования. 9.10

Практич.работа№3 Выявление ароморфозов у растений и животных. Выявление идиоадаптаций у растений и животных. 28.10 Практич.работа№4 Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции. 30.10

    1. Происхождение жизни на Земле

Л/р №6 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни». 26.02


    1. Происхождение человека


Практич. работа №5 Анализ и оценка различных гипотез возник­новения происхождения человека. 2.12

2. Экосистемы



    1. Экологические факторы

Л/р № 3 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности». 23.12


    1. Структура экосистем

Л/р №4 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности». 27.01

Л/р № 5 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)». 03.02

    1. Биосфера–глобальная экосистема. Биосфера и человек.

Л/р №7 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения». 10.03

Практ. работа № 6 Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота. 15.03

2.4Приспособленность организмов.

Лабораторная работа №8 Выявление приспособлений у организ­мов к среде обитания. 5.04


Итого

8

6



Контрольные работы

Дата проведения

Контрольная работа №1 «Закономерности развития живой природы»

14.10

Контрольная работа №2 по теме «Основы учения об эволюции».

9.11

Контрольная работа №3 Основы селекции и биотехнологии

27.11

Контрольная работа №4 по теме «Антропогенез».

18.12

Контрольная работа №5 по теме «Основы экологии».

17.02

Контрольная работа №6 «Происхождение жизни».

3.03

Контрольная работа №7 Эволюция биосферы.

19.03

Контрольная работа №8 Ноосфера, бионика.

14.04

Контрольная №9 Итоговый тест.

26.05


Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию.


4.КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Контроль знаний учащихся планируется провести в форме:

Вид контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Контрольная работа

1

3

3

2

Практическая работа

4

1

-

1

Лабораторная работа

2

1

4

1



  1. Учебно-методический комплекс. Литература.


  • В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова Общая биология,10-11. Базовый уровень. М., Дрофа, 2008.

  • Общая биология,10-11 / Под ред. Д.К. Беляева и А.О. Рувинского. -4-е изд.-М.: Просвещение, 1995.

  • А. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник Общая биология 10-11 класс М.: Дрофа, 2014.

Дополнительная литература.

  • Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. -Т. 1-3. -М.: Мир, 1987.

  • Биологический энциклопедический словарь. -М.: Советская Энциклопедия,1989.

  • Вилли К., Детье В. Биология. -М.: Мир,1974.

  • Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. -Т. 1-3. -М.: Мир.1990.

  • Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. -М.: Высшая школа, 1989.

  • Кемп П., Армс К. Введение в биологию. -М.: Мир,1988.

  • Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Курс для самообразования. -М.: Просвещение,1992.

  • Мамонтов С.Г. Биология: (для поступающих в вузы). -М.: Высшая школа, 1991.

  • Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология (для средних специальных учебных заведений). -2-е изд.-М.: Высшая школа, 1993.

  • Одум Ю. Экология. -Т. 1-2. -М.: Мир, 1986.

  • Основы общей биологии / Под ред. Э. Либберта. -М.: Мир,1982.

  • Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. -М.: Просвещение, 1993.

  • Флинт Р. Биология в цифрах. -М.: Мир, 1992.

  • Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). -М.: Мир, 1990.

  • Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека. -М.: Прогресс, 1988.

  • Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (Дарвинизм). -3-е изд.-М.: Высшая школа,1989.

Научно-популярная литература:

  • Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. -М.: Мысль, 1985.

  • Акимушкин И.И. Мир животных (млекопитающие или звери). -М.: Мысль, 1988.

  • Акимушкин И.И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). -М.: Мысль. 1992.

  • Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). -М.: Мысль, 1993.

  • Гржимек Б. Дикое животное и человек. -М.: Мысль, 1982.

  • Евсюков В.В. Мифы о вселенной. -Новосибирск: Наука, 1988.

  • Нейфах А.А., Лозовская Е.Р. Гены и развитие организма. -М.: Наука, 1984.

  • Уинфри А.Т. Время по биологическим часам. -М.: Мир,1990.















11класс, 3 часа в неделю, всего 102 часа.

Программа для полной общеобразовательной школы 10-11 классы по биологии.

Составитель В.С. Кучеренко, М.: Дрофа, 2004 год.

Государственные стандарты основного общего и среднего (полного) образования Приказ Минобразования РФ №1089от05.03.2004 года.

Учебник А. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник Общая биология 10-11 класс М.: Дрофа, 2014.

Календарно – тематическое планирование по общей биологии

№ п/п

Разделы, темы, уроки.

Наглядные и практические методы.

Лабораторные и практические занятия.

Знания, умения, навыки.

Дата по плану

Дата факт.

Задание на дом.


I. Основы учения об эволюции. (27ч.)







1.

Введение в общую биологию.




1.09



2.

Развитие эволюционного учения.




4.09


С. 186- 187.

3.

Система органической природы К. Линнея.




6.09


С. 187

4.

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.




8.09


С. 187- 189.

5.

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие систему живой природы; портреты К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина


Эволюция. Систематические категории, закон зародышевого сходства

11.09


Изучить § 52, (стр. 186-190).

6.

Чарльз Дарвин и основные положения его теории.

Географическая карта мира;


Эволюция, наследственная изменчивость, естественный отбор, борьба за существование.

13.09


Изучить § 52, (стр. 191-194).

7.

Вид, его критерии.

Таблицы, иллюстрирующие критерии видов растений и животных, комнатные растения,


Биологический вид, критерии вида: морфологический, физиологический, экологический, географический, исторический.

15.09


Изучить § 53, ответить на вопросы на стр.198.

8.

Лабораторная работа №1 «Изучение морфологического критерия вида».

Гербарий, наглядный материал, таблицы.

Лаб. Раб. №1 «Изучение морфологического критерия вида».


18.09



9.

Популяции. Л/р № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Таблицы, иллюстрирующие популяции и виды, фотографии представителей местной флоры и фауны.

Л/р № 2

Популяции.

20.09


Изучить § 54, подготовить ответы на вопросы на стр. 200.

10.

Генетический состав популяций.

Таблицы, иллюстрирующие примеры популяций и генетические процессы в них, уровневую организацию живой природы.


Генофонд популяции.

22.09


Изучить § 55, подготовить ответы на вопросы на стр.202.

11.

Изменения генофонда популяций.

Кинофильм «Современная теория эволюции».


Генетическое равновесие, случайные изменения состава генофонда, дрейф генов, направленные изменения генофонда.

25.09


Изучить § 56, ответить на вопросы на стр. 205.

12.

Борьба за существование и её формы.

Таблицы и фотографии, иллюстрирующие проявление в органическом мире борьбы за существование.


Борьба за существование, формы борьбы за существование:

внутривидовая,

межвидовая,

борьба с неблагоприятными условиями.

27.09


Изучить § 57, подготовить ответы на вопросы на стр. 207.

13.

Естественный отбор и его формы.

таблица «Естественный отбор», коллекции насекомых.


Естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий,

дизруптивный,

полиморфизм, половой.

29.09


Изучить § 58, (стр. 208-211).

14.

Практическая работа №1 Сравнение процессов движущего и стабили­зирующего отбора. Творческая роль естественного отбора.

таблица «Естественный отбор», коллекции насекомых.

Практическая работа №1

Естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий,

Дизруптивный.

2.10


Изучить § 58, (стр. 211-214).

15.

Изолирующие механизмы.

Таблицы, иллюстрирующие проявления в живой природе основных типов и различных групп изолирующих механизмов.


Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы: предзиготические, постзиготические.

4.10


Изучить § 59, изучить текст на стр. 217.

16.

Видообразование.

Физическая карта Европы и Азии, таблицы «Критерии вида», «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование».


Микроэволюция, аллопатрическое

(географическое) видообразование, симпатрическое

(экологическое)

видообразование.

6.10


Изучить § 60, ответить на вопросы на стр. 222.

17.

Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, Л.Л.Шмальгаузен). Практ. работа № 2 Сравнение процессов экологического и гео­графического видообразования.


Практ. работа № 2


9.10



18.

Обобщение «Закономерности развития живой природы»




11.10



19.

Контрольная работа №1 «Закономерности развития живой природы»


Контрольная работа №1


13.10



20.

Макроэволюция, её доказательства.

коллекции «Гомология плечевого и тазового пояса позвоночных»,

«Гомология строения конечностей позвоночных», «Рудиментарные органы позвоночных», палеонтологические находки.


Макроэволюция, переходные формы,

Филогенетические ряды.

16.10


Изучить § 61, (стр.

222-225).

21.

Макроэволюция, её доказательства.

коллекции «Гомология плечевого и тазового пояса позвоночных»,

«Гомология строения конечностей позвоночных», «Рудиментарные органы позвоночных»,


Макроэволюция, переходные формы,

Филогенетические ряды.

18.10


Изучить § 61, (стр.

225-227).

22.

Система растений и животных – отображение эволюции.

Таблицы, иллюстрирующие систематические группы и общие схемы с изображением родословных древ растений и животных, коллекции насекомых разных видов.


Биноминальное название видов, естественная классификация.

20.10


Изучить § 62, ответить на вопросы на стр. 229.

23.

Типы эволюционных изменений

Кинофильм «Основные направления эволюции», таблицы «Ароморфоз и идиоадаптация растений», «Схемы кровообращения позвоночных животных», «Схемы головного мозга позвоночных», «Развитие органического мира».


Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс.

23.10


Изучить § 63, (стр. 230-232).

24.

Главные направления эволюции органического мира.

таблицы «Ароморфоз и идиоадаптация растений», «Схемы кровообращения позвоночных животных», «Схемы головного мозга позвоночных», «Развитие органического мира».


Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс.

25.10


Изучить § 63, (стр.

232-236),


25.

Практич. работа № 3 Выявление ароморфозов у растений и животных. Выявление идиоадаптаций у растений и животных.


Практ. работа № 3


27.10



26.

Обобщающий урок по теме

«Основы учения об эволюции». Практич. работа №4 Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие движущие силы эволюции, «Биогеоценоз дубравы», «Биосфера»,

Практ. работа №4

Термины и понятия темы

«Основы учения об эволюции».

30.10


Изучить «Краткое содержание главы».

27.

Контрольная работа №2 по теме

«Основы учения об эволюции».

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие движущие силы эволюции, «Биогеоценоз дубравы», Биосфера», диапозитивы «Эволюция органического мира».

Контрольная работа №2

Термины и понятия темы

«Основы учения об эволюции».

1.11


Изучить «Краткое содержание главы».


II. Основы селекции и биотехнологии. ( 8 ч.)







28.

Основные методы селекции и биотехнологии.

Таблицы, иллюстрирующие общие методы селекции, использование клеточной и генной и генной инженерии, альбомы и фотографии сортов растений и пород животных, муляжи плодов некоторых культурных растений.


Селекция, порода, сорт, штамм, аутбридинг, инбридинг, гетерозис, биотехнология, клеточная инженерия; гибридизация близкородственная, неродственная и отдалённая.

3.11


Изучить § 64, ответить на вопросы на стр. 244.

29.

Методы селекции растений.

Таблицы, иллюстрирующие закон гомологических рядов в наследственной изменчивости и центры происхождения культурных растений, муляжи некоторых овощных, плодовых и др. культур.



Центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости, протопласт.

13.11


Изучить § 65, стр. 244-246.

30.

Методы селекции растений. Достижения современной селекции.

Таблицы, иллюстрирующие закон гомологических рядов в наследственной изменчивости и центры происхождения культурных растений, муляжи некоторых овощных, плодовых и др. культур.


Центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости, протопласт.

15.11


Изучить § 65, стр. 246-252.

31.

Методы селекции животных.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие применение различных методов в селекции животных; альбомы и фотографии с изображением разных пород с/х животных.


Полиэмбриония, генетическое клонирование.

17.11


Изучить § 66, ответить на вопросы на стр. 256.

32.

Селекция микроорганизмов.

Таблицы с изображением прокариотических и эукариотических организмов, таблицы и схемы, иллюстрирующие методы селекции микроорганизмов и технологию генной инженерии.


Клон, штамм.

20.11


Изучить § 67, познакомиться со статьёй на стр. 256.

33.

Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие обязательные этапы биотехнологических процессов;


Биологические удобрения, биогумус, культура тканей, экологические виды топлива.

22.11


§ 68, вопросы на стр. 263.

34.

Обобщающий урок по теме

«Основы селекции и биотехнологии».

Таблицы по теме, альбомы с изображением пород с/х животных, муляжи сортов с/х растений.


Термины и понятия уроков темы «Основы селекции и биотехнологии».

24.11


С. 263- 264

35.

Контрольная работа №3 Основы селекции и биотехнологии


Контрольная работа №3


27.11




III. Антропогенез (9 ч.)







36.

Положение человека в системе органического мира.

Таблицы «Родословное древо животного мира», «Приматы», модель «Происхождение человека»,


Антропология, Человек разумный

(Homo sapiens).


29.11


Изучить § 69, ответить на вопросы на стр. 270.

37.

Отличие человека от животных. Практич.работа №5 Анализ и оценка различных гипотез возник­новения происхождения человека.

научно-популярная литература по проблеме происхождения человека.

Практ. работа №5


1.12



38.

Основные стадии антропогенеза.

Таблицы с изображением ландшафта кайнозойской эры, «Стадии эволюции человека», модель «Происхождение человека».


Парапитеки, дриопитеки, палеоантропы, неоантропы, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, человек умелый, человек прямоходящий.

4.12


Изучить § 70, стр. 270-272.

39.

Основные стадии антропогенеза. Современные люди.

Таблицы с изображением ландшафта кайнозойской эры, «Стадии эволюции человека», модель «Происхождение человека».


Парапитеки, дриопитеки, палеоантропы, неоантропы, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, человек умелый, человек прямоходящий.

6.12


Изучить § 70, стр. 272-276, прочитать статью в конце параграфа и изучить рис. 111.

40.

Движущие стадии антропогенеза.

Таблицы с изображением всех предковых форм человека, бюсты древних и современного человека.


Социальные факторы антропогенеза: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

8.12


Изучить § 71, подобрать материал о проблеме происхождения и эволюции человека.

41.

Прародина человека.

Таблицы, иллюстрирующие гипотезы происхождения человека, географическая карта мира.


Прародина человека, молекулярно-генетические методы исследования.

11.12


Изучить § 72.

42.

Расы и их происхождение.

Таблица «Человеческие расы», картины людей различных рас.


Человеческие расы: европеоидная, негроидная, монголоидная, расогенез, расизм.

13.12


Изучить § 73, ответить на вопросы на стр. 289.

43.

Обобщающий урок по теме

«Антропогенез».

Бюсты древних людей и таблица представителей современных рас,


Понятия и термины темы «Антропогенез».

15.12


Изучить «Краткое содержание

44.

Контрольная работа №4 по теме

«Антропогенез».


Контрольная работа №4


18.12


главы».



IV. Основы экологии. (20 ч.)







45.

Что изучает экология.

Таблицы и схемы иллюстрирующие примеры взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой, портрет Э. Геккеля, научно-популярная литература по экологии.


Экология: популяционная, географическая, химическая, промышленная, экология растений , животных, человека, глобальная экология.

20.12


Изучить § 74, выполнить задание на стр. 294.

46.

Среда обитания организмов и её факторы. Л/р № 3 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Таблицы, иллюстрирующие воздействие различных факторов на организмы.

Л/р № 3

Среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные).

22.12


§ 75, стр. 294- 296, вопросы на стр. 299.

47.

Среда обитания организмов и её факторы. Толерантность. Лимитирующие факторы.

Таблицы, иллюстрирующие воздействие различных факторов на организмы.


Среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), толерантность, лимитирующие факторы, закон минимума.

25.12


Изучить § 75, подобрать материал об экологических проблемах нашей местности.

48.

Местообитание и экологические ниши.

Таблицы, иллюстрирующие местообитание и экологические ниши некоторых видов растений, животных, грибов.


Местообитание, экологическая ниша.

27.12


Изучить § 76, выполнить задание на стр. 302.

49.

Основные типы экологических взаимодействий.

Таблицы с изображением основных типов экологических взаимодействий организмов разных видов.


Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз,

15.01


Изучить § 77, стр. 303-305.

50.

Основные типы экологических взаимодействий. Хищничество. Паразитизм.

Таблицы с изображением основных типов экологических взаимодействий организмов разных видов.


Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция.

17.01


Изучить § 77, стр. 305-308.

51.

Конкурентные взаимодействия.

Таблицы, иллюстрирующие распространение в природе конкурентных взаимодействий.


Внутривидовая конкуренция, межвидовая конкуренция.

19.01


Изучить § 78, выполнить задание на стр. 311-312.

52.

Основные экологические характеристики популяции.

Таблицы, иллюстрирующие основные экологические характеристики популяции.


Демографические характеристики: обилие, плотность, рождаемость, смертность; возрастная структура.

22.01


Изучить § 79, выполнить задание на стр. 314-315.

53.

Динамика популяции.

Таблицы, схемы, графики, иллюстрирующие все процессы изменений биологических показателей популяции.


Динамика популяции.

24.01


Изучить § 80, выполнить задание на стр. 317-318.

54.

Экологические сообщества. Естественные экосистемы.

Таблицы и схемы с изображением основных компонентов любой экосистемы, типов экологических сообществ: естественных и искусственных.


Биотические сообщества (биоценозы), экосистема, биогеоценоз, биосфера, искусственные (антропогенные экосистемы), агробиоценоз.

26.01


Изучить § 81, стр. 318-320, выполнить задание на стр. 323.

55.

Экологические сообщества. Искусственные экосистемы. Л/р № 4 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

Таблицы и схемы с изображением основных компонентов любой экосистемы, типов экологических сообществ: естественных и искусственных.

Л/р № 4

Биотические сообщества (биоценозы), экосистема, биогеоценоз, биосфера, искусственные (антропогенные экосистемы), агробиоценоз.

29.01


Изучить § 81, стр. 320-323.

56.

Структура сообщества.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие состав и структуру экосистемы; диафильм «Природные сообщества», таблицы «Сообщество дубравы», «Сообщество водоёма».


Структура сообщества, видовая структура, морфологическая структура, трофическая структура, пищевая сеть.

31.01


Изучить § 72, выполнить задание на стр. 327.

57.

Взаимосвязь организмов в сообществах.

Таблицы и схемы пищевых сетей в некоторых экосистемах.


Пищевая сеть, автотрофные организмы, гетеротрофные организмы, продуценты, консументы, редуценты.

2.02


Изучить § 83, подготовить ответы на вопросы на стр. 328.

58.

Пищевые цепи. Л/р № 5 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)»

Таблицы с изображением обитателей лесов, степей и вод, таблицы, иллюстрирующие пищевые связи и цепи в экосистемах и круговорот веществ и энергии в разных биогеоценозах; гербарные экземпляры растений леса, луга.

Л/р № 5

Детрит, пастбищная пищевая сеть, круговорот веществ, биогенные элементы.

5.02


Изучить § 84, составить схемы передачи вещества и энергии в местных экосистемах леса и водоёма.

59.

Экологические пирамиды.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие примеры экологических пирамид: биомассы, численности, энергии; а также экологических пирамид, типичных для наземных и морских экосистем.


Экологическая пирамида, пирамида биомассы, пирамида численности.

7.02


Изучить § 85, выполнить задание на стр. 334.

60.

Экологические сукцессии.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие смену сообществ и экологических сукцессий; диафильм «Природные сообщества» и «Сезонные изменения в жизни растений».


Сукцессия, общее дыхание сообщества, первичная и вторичная сукцессия.

9.02


Изучить § 86, найти в окружающей местности примеры экологических сукцессий.

61.

Влияние загрязнений на живые организмы.

Таблицы, схемы с изображением путей передачи вредных, токсичных веществ по пищевым цепям; фотографии животных или растений, находящихся под воздействием различных загрязнителей.


Токсичные вещества, диоксины, Предельно допустимая концентрация (ПДК), соли тяжёлых металлов, аллергены.

12.02


Изучить § 87, выполнить задание на стр. 339.

62.

Основы рационального природопользования.

Картины или фотографии иллюстрирующие рациональное природопользование; таблицы с изображением редких и охраняемых видов; Красные книги растений и животных, видеофильм «Охрана природы», «Биосфера и человек».


Природные ресурсы, экологическое сознание.

14.02


Изучить § 88, подготовить ответы на вопросы на стр. 342.

63.

Обобщающий урок по теме

«Основы экологии».

Таблицы, схемы и оборудование темы «Основы экологии».


Понятия и термины темы «Основы экологии».

16.02


Подготовиться к тестированию по изучаемой теме.

64.

Контрольная работа №5 по теме

«Основы экологии».

Таблицы, схемы и оборудование темы «Основы экологии».

Контрольная работа №5

Понятия и термины темы «Основы экологии».

19.02


Изучить «Краткое содержание главы».


V. Эволюция биосферы и человек (21 ч.)







65.

Гипотезы о происхождении жизни.

Таблицы по общей биологии, портреты учёных, научно-популярная литература и статьи по проблеме возникновения жизни на Земле.


Креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза панспермии, ,

21.02


Изучить § 89, выполнить задание на стр. 348.

66.

Гипотеза биохимической эволюции.



Коацерваты, пробионты.

23.02



67.

Современные представления о происхождении жизни.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие этапы происхождения живых существ на Земле, портреты учёных, решающих вопросы происхождения жизни на Земле; кинофильм «Возникновение жизни на Земле».


Гипотеза абиогенного происхождения жизни на Земле.

26.02


Изучить § 90, выполнить задание на стр. 350, изучить текст на стр. 351.

68.

Основные этапы развития жизни на Земле. Л/р №6 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие основные этапы формирования жизни, симбиотического образования эукариотической клетки и др.

Л/р № 6

Гипотеза биопоэза, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органелл путём втягивания клеточной мембраны.

28.02


351-353.

69.

Основные этапы развития жизни на Земле. Гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие основные этапы формирования жизни, симбиотического образования эукариотической клетки и др.


Гипотеза биопоэза, гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органелл путём втягивания клеточной мембраны.

2.03


Изучить § 91, стр. 353-356, изучить текст на стр. 356.

70.

Контрольная работа №6 «Происхождение жизни».


Контрольная работа №6


5.03



71.

Эволюция биосферы. Структура биосферы.

Схемы круговорота углерода на разных этапах эволюции жизни на нашей планете, таблицы и схемы, иллюстрирующие основные этапы развития биосферы, последствия безответственного отношения человека к биосфере.


Биосфера, учение В.И. Вернадского.

7.03


Изучить § 92, выполнить задание на стр. 360.

72.

Эволюция биосферы. Геохронологическая таблица развития жизни на Земле.

Геохронологическая таблица развития жизни на Земле, диапозитивы «Эволюция биосферы».


Эры и периоды развития жизни на Земле.

9.03


Изучить конспект урока.

73.

Антропогенное воздействие на биосферу. Л/р №7 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

Таблицы, иллюстрирующие состав и структуру биосферы, фотографии, показывающие антропогенное воздействие на биосферу.

Л/р № 7

Заповедники, заказники, национальные парки, Конвенция о биоразнообразии.

12.03


§ 93, предложить свой путь выхода из экологического кризиса.

74.

Круговорот веществ в природе.




14.03



75.

Практ. работа № 6 Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота.


Практ. работа № 6


16.03



76.

Обобщающий урок по теме

«Эволюция биосферы и человек».

Таблицы и схемы, иллюстрирующие проблемы происхождения и развития жизни на Земле, многообразие антропогенного воздействия на биосферу.


Основные понятия и термины темы.

19.03


Изучить «Краткое содержание главы».

77.

Контрольная работа №7 Эволюция биосферы


Контрольная работа №7


21.03



78.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат

действия естественного отбора.




23.03



79.

Забота о потомстве.




2.04



80.

Физиологические адаптации. Относительный характер приспособленности.




4.04



81.

Лабораторная работа №8 Выявление приспособлений у организ­мов к среде обитания.


Лабораторная работа №8


6.04



82.

Бионика. Использование человеком принципов организации растений и животных.




9.04


Реферат, доклад.

83.

Формы живого в природе и их промышленные аналоги.




11.04



84.

Контрольная работа №8 Ноосфера, бионика.


Контрольная работа №8


13.04



85.

Итоговый урок по теме «Роль биологии в будущем».

Таблица с перечнем профессий, где необходимы общебиологические знания, таблицы, иллюстрирующие использование общебиологических знаний.



16.04


Повторить тему «Эволюция биосферы и человек».

ПОВТОРЕНИЕ ( 17 ч.)

86.

Повторение темы «Основы цитологии».

Таблицы темы


Основные термины и понятия темы.

18.04


Подготовиться к тестированию по теме.

87.

Повторение темы «Размножение, индивидуальное развитие».

Таблицы темы


Основные термины и понятия темы.

20.04


Подготовиться к тестированию по теме.

88.

Повторение темы «Основы генетики».

Таблицы темы


Основные термины и понятия темы.

23.04


Подготовиться к тестированию по теме.

89.

Решение задач по генетике.

Таблицы темы


Основные термины и понятия темы.

24.04


Подготовиться к тестированию по теме.

90.

Решение задач по генетике.

Таблицы темы


Основные термины и понятия темы.

27.04


Подготовиться к тестированию по теме.

91.

Повторение темы «Основы селекции и биотехнологии».

Таблицы темы


Основные термины и понятия темы.

30.04


Подготовиться к тестированию по теме.

92.

Повторение темы «Антропогенез».

Таблицы темы


Основные термины.

2.05



93.

Повторение темы «Генетика человека».




4.05



94.

Повторение темы « Основы учения об эволюции».




7.05



95.

Уровни организации живой материи.




9.05



96.

Клетка-структурно-функциональная единица живого. Строение и функции клеток.




11.05



97.

Химическая организация клетки.




14.05



98.

Закономерности наследственности и изменчивости.




16.05



99.

Метаболизм.




18.05



100.

Подготовка к итоговому тесту.




21.05



101.

Подготовка к итоговому тесту.




23.05



102.

Контрольная №9 Контрольный тест за курс 11 класса.


Контрольная №9


25.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!