Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, Примерной программы среднего общего образования по биологии (базовый уровень) 2004 г. и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов автора В.В.Пасечника, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.
В рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся, определенные федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования.
1. Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) // Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
2. Примерные программы среднего (полного) общего образования по биологии // Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология», который входит в образовательную область «Естествознание» на базовом общеобразовательном уровне.
На изучение курса отведено 102 часа (3 часа в неделю).
Изучение общих биологических закономерностей – задача заключительного раздела курса биологии. Ведущие идеи курса биологии – эволюция органического мира, разноуровневая организация живой природы, взаимосвязи строения и функций живых организмов, биологических систем и природной среды – определяют содержание и структуру школьного курса. Изучение курса основывается на знаниях, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.
Изучаются теоретические и прикладные основы общей биологии.
.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии:
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» рабочей программы выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к Уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции (закон Харди — Вайнберга). Генетические процессы в популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяций. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.
Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в животноводстве.
Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.
Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.
Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.
История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области.
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: экотип и биоценоз. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.
Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.). Происхождение и эволюция паразитизма. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Общая характеристика и систематика вымерших и современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных. Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.
Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих.
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.
Методы биологической науки, признаки живого, уровни организации жизни.
Клеточная теория. Многообразие клеток. Строение клетки.
Вирусы – неклеточные формы жизни.
Деление клеток: митоз, мейоз. Воспроизведение организмов.
Онтогенез: эмбриональный и постэмбриональный этапы.
Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез.
Реакции матричнрго синтеза белка.
Основные генетические понятия. Закономерности наследственности и изменчивости.
Задачи по генетике.
Гигиена человека. Факторы здоровья и риска.
Мутагены.
Особенности строения бактерий, вирусов, растений и животных.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной и авторской программами. При выполнении лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, гербарии, коллекции и т.д. Программа Пасечника В.В. включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.
Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию.
Дополнительная литература.
Программа для полной общеобразовательной школы 10-11 классы по биологии.
Составитель В.С. Кучеренко, М.: Дрофа, 2004 год.
Государственные стандарты основного общего и среднего (полного) образования Приказ Минобразования РФ №1089от05.03.2004 года.
Учебник А. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник Общая биология 10-11 класс М.: Дрофа, 2014.
№ п/п | Разделы, темы, уроки. | Наглядные и практические методы. | Лабораторные и практические занятия. | Знания, умения, навыки. | Дата по плану | Дата факт. | Задание на дом. |
| I. Основы учения об эволюции. (27ч.) | | | | | | |
1. | Введение в общую биологию. | | | | 1.09 | | |
2. | Развитие эволюционного учения. | | | | 4.09 | | С. 186- 187. |
3. | Система органической природы К. Линнея. | | | | 6.09 | | С. 187 |
4. | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. | | | | 8.09 | | С. 187- 189. |
5. | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие систему живой природы; портреты К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина | | Эволюция. Систематические категории, закон зародышевого сходства | 11.09 | | Изучить § 52, (стр. 186-190). |
6. | Чарльз Дарвин и основные положения его теории. | Географическая карта мира; | | Эволюция, наследственная изменчивость, естественный отбор, борьба за существование. | 13.09 | | Изучить § 52, (стр. 191-194). |
7. | Вид, его критерии. | Таблицы, иллюстрирующие критерии видов растений и животных, комнатные растения, | | Биологический вид, критерии вида: морфологический, физиологический, экологический, географический, исторический. | 15.09 | | Изучить § 53, ответить на вопросы на стр.198. |
8. | Лабораторная работа №1 «Изучение морфологического критерия вида». | Гербарий, наглядный материал, таблицы. | Лаб. Раб. №1 «Изучение морфологического критерия вида». | | 18.09 | | |
9. | Популяции. Л/р № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида» | Таблицы, иллюстрирующие популяции и виды, фотографии представителей местной флоры и фауны. | Л/р № 2 | Популяции. | 20.09 | | Изучить § 54, подготовить ответы на вопросы на стр. 200. |
10. | Генетический состав популяций. | Таблицы, иллюстрирующие примеры популяций и генетические процессы в них, уровневую организацию живой природы. | | Генофонд популяции. | 22.09 | | Изучить § 55, подготовить ответы на вопросы на стр.202. |
11. | Изменения генофонда популяций. | Кинофильм «Современная теория эволюции». | | Генетическое равновесие, случайные изменения состава генофонда, дрейф генов, направленные изменения генофонда. | 25.09 | | Изучить § 56, ответить на вопросы на стр. 205. |
12. | Борьба за существование и её формы. | Таблицы и фотографии, иллюстрирующие проявление в органическом мире борьбы за существование. | | Борьба за существование, формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями. | 27.09 | | Изучить § 57, подготовить ответы на вопросы на стр. 207. |
13. | Естественный отбор и его формы. | таблица «Естественный отбор», коллекции насекомых. | | Естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный, полиморфизм, половой. | 29.09 | | Изучить § 58, (стр. 208-211). |
14. | Практическая работа №1 Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора. Творческая роль естественного отбора. | таблица «Естественный отбор», коллекции насекомых. | Практическая работа №1 | Естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, Дизруптивный. | 2.10 | | Изучить § 58, (стр. 211-214). |
15. | Изолирующие механизмы. | Таблицы, иллюстрирующие проявления в живой природе основных типов и различных групп изолирующих механизмов. | | Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы: предзиготические, постзиготические. | 4.10 | | Изучить § 59, изучить текст на стр. 217. |
16. | Видообразование. | Физическая карта Европы и Азии, таблицы «Критерии вида», «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование». | | Микроэволюция, аллопатрическое (географическое) видообразование, симпатрическое (экологическое) видообразование. | 6.10 | | Изучить § 60, ответить на вопросы на стр. 222. |
17. | Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, Л.Л.Шмальгаузен). Практ. работа № 2 Сравнение процессов экологического и географического видообразования. | | Практ. работа № 2 | | 9.10 | | |
18. | Обобщение «Закономерности развития живой природы» | | | | 11.10 | | |
19. | Контрольная работа №1 «Закономерности развития живой природы» | | Контрольная работа №1 | | 13.10 | | |
20. | Макроэволюция, её доказательства. | коллекции «Гомология плечевого и тазового пояса позвоночных», «Гомология строения конечностей позвоночных», «Рудиментарные органы позвоночных», палеонтологические находки. | | Макроэволюция, переходные формы, Филогенетические ряды. | 16.10 | | Изучить § 61, (стр. 222-225). |
21. | Макроэволюция, её доказательства. | коллекции «Гомология плечевого и тазового пояса позвоночных», «Гомология строения конечностей позвоночных», «Рудиментарные органы позвоночных», | | Макроэволюция, переходные формы, Филогенетические ряды. | 18.10 | | Изучить § 61, (стр. 225-227). |
22. | Система растений и животных – отображение эволюции. | Таблицы, иллюстрирующие систематические группы и общие схемы с изображением родословных древ растений и животных, коллекции насекомых разных видов. | | Биноминальное название видов, естественная классификация. | 20.10 | | Изучить § 62, ответить на вопросы на стр. 229. |
23. | Типы эволюционных изменений | Кинофильм «Основные направления эволюции», таблицы «Ароморфоз и идиоадаптация растений», «Схемы кровообращения позвоночных животных», «Схемы головного мозга позвоночных», «Развитие органического мира». | | Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс. | 23.10 | | Изучить § 63, (стр. 230-232). |
24. | Главные направления эволюции органического мира. | таблицы «Ароморфоз и идиоадаптация растений», «Схемы кровообращения позвоночных животных», «Схемы головного мозга позвоночных», «Развитие органического мира». | | Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс. | 25.10 | | Изучить § 63, (стр. 232-236), |
25. | Практич. работа № 3 Выявление ароморфозов у растений и животных. Выявление идиоадаптаций у растений и животных. | | Практ. работа № 3 | | 27.10 | | |
26. | Обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции». Практич. работа №4 Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции. | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие движущие силы эволюции, «Биогеоценоз дубравы», «Биосфера», | Практ. работа №4 | Термины и понятия темы «Основы учения об эволюции». | 30.10 | | Изучить «Краткое содержание главы». |
27. | Контрольная работа №2 по теме «Основы учения об эволюции». | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие движущие силы эволюции, «Биогеоценоз дубравы», Биосфера», диапозитивы «Эволюция органического мира». | Контрольная работа №2 | Термины и понятия темы «Основы учения об эволюции». | 1.11 | | Изучить «Краткое содержание главы». |
| II. Основы селекции и биотехнологии. ( 8 ч.) | | | | | | |
28. | Основные методы селекции и биотехнологии. | Таблицы, иллюстрирующие общие методы селекции, использование клеточной и генной и генной инженерии, альбомы и фотографии сортов растений и пород животных, муляжи плодов некоторых культурных растений. | | Селекция, порода, сорт, штамм, аутбридинг, инбридинг, гетерозис, биотехнология, клеточная инженерия; гибридизация близкородственная, неродственная и отдалённая. | 3.11 | | Изучить § 64, ответить на вопросы на стр. 244. |
29. | Методы селекции растений. | Таблицы, иллюстрирующие закон гомологических рядов в наследственной изменчивости и центры происхождения культурных растений, муляжи некоторых овощных, плодовых и др. культур. | | Центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости, протопласт. | 13.11 | | Изучить § 65, стр. 244-246. |
30. | Методы селекции растений. Достижения современной селекции. | Таблицы, иллюстрирующие закон гомологических рядов в наследственной изменчивости и центры происхождения культурных растений, муляжи некоторых овощных, плодовых и др. культур. | | Центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости, протопласт. | 15.11 | | Изучить § 65, стр. 246-252. |
31. | Методы селекции животных. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие применение различных методов в селекции животных; альбомы и фотографии с изображением разных пород с/х животных. | | Полиэмбриония, генетическое клонирование. | 17.11 | | Изучить § 66, ответить на вопросы на стр. 256. |
32. | Селекция микроорганизмов. | Таблицы с изображением прокариотических и эукариотических организмов, таблицы и схемы, иллюстрирующие методы селекции микроорганизмов и технологию генной инженерии. | | Клон, штамм. | 20.11 | | Изучить § 67, познакомиться со статьёй на стр. 256. |
33. | Современное состояние и перспективы биотехнологии. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие обязательные этапы биотехнологических процессов; | | Биологические удобрения, биогумус, культура тканей, экологические виды топлива. | 22.11 | | § 68, вопросы на стр. 263. |
34. | Обобщающий урок по теме «Основы селекции и биотехнологии». | Таблицы по теме, альбомы с изображением пород с/х животных, муляжи сортов с/х растений. | | Термины и понятия уроков темы «Основы селекции и биотехнологии». | 24.11 | | С. 263- 264 |
35. | Контрольная работа №3 Основы селекции и биотехнологии | | Контрольная работа №3 | | 27.11 | | |
| III. Антропогенез (9 ч.) | | | | | | |
36. | Положение человека в системе органического мира. | Таблицы «Родословное древо животного мира», «Приматы», модель «Происхождение человека», | | Антропология, Человек разумный (Homo sapiens). | 29.11 | | Изучить § 69, ответить на вопросы на стр. 270. |
37. | Отличие человека от животных. Практич.работа №5 Анализ и оценка различных гипотез возникновения происхождения человека. | научно-популярная литература по проблеме происхождения человека. | Практ. работа №5 | | 1.12 | | |
38. | Основные стадии антропогенеза. | Таблицы с изображением ландшафта кайнозойской эры, «Стадии эволюции человека», модель «Происхождение человека». | | Парапитеки, дриопитеки, палеоантропы, неоантропы, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, человек умелый, человек прямоходящий. | 4.12 | | Изучить § 70, стр. 270-272. |
39. | Основные стадии антропогенеза. Современные люди. | Таблицы с изображением ландшафта кайнозойской эры, «Стадии эволюции человека», модель «Происхождение человека». | | Парапитеки, дриопитеки, палеоантропы, неоантропы, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, человек умелый, человек прямоходящий. | 6.12 | | Изучить § 70, стр. 272-276, прочитать статью в конце параграфа и изучить рис. 111. |
40. | Движущие стадии антропогенеза. | Таблицы с изображением всех предковых форм человека, бюсты древних и современного человека. | | Социальные факторы антропогенеза: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление. | 8.12 | | Изучить § 71, подобрать материал о проблеме происхождения и эволюции человека. |
41. | Прародина человека. | Таблицы, иллюстрирующие гипотезы происхождения человека, географическая карта мира. | | Прародина человека, молекулярно-генетические методы исследования. | 11.12 | | Изучить § 72. |
42. | Расы и их происхождение. | Таблица «Человеческие расы», картины людей различных рас. | | Человеческие расы: европеоидная, негроидная, монголоидная, расогенез, расизм. | 13.12 | | Изучить § 73, ответить на вопросы на стр. 289. |
43. | Обобщающий урок по теме «Антропогенез». | Бюсты древних людей и таблица представителей современных рас, | | Понятия и термины темы «Антропогенез». | 15.12 | | Изучить «Краткое содержание |
44. | Контрольная работа №4 по теме «Антропогенез». | | Контрольная работа №4 | | 18.12 | | главы». |
| IV. Основы экологии. (20 ч.) | | | | | | |
45. | Что изучает экология. | Таблицы и схемы иллюстрирующие примеры взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой, портрет Э. Геккеля, научно-популярная литература по экологии. | | Экология: популяционная, географическая, химическая, промышленная, экология растений , животных, человека, глобальная экология. | 20.12 | | Изучить § 74, выполнить задание на стр. 294. |
46. | Среда обитания организмов и её факторы. Л/р № 3 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» | Таблицы, иллюстрирующие воздействие различных факторов на организмы. | Л/р № 3 | Среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные). | 22.12 | | § 75, стр. 294- 296, вопросы на стр. 299. |
47. | Среда обитания организмов и её факторы. Толерантность. Лимитирующие факторы. | Таблицы, иллюстрирующие воздействие различных факторов на организмы. | | Среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), толерантность, лимитирующие факторы, закон минимума. | 25.12 | | Изучить § 75, подобрать материал об экологических проблемах нашей местности. |
48. | Местообитание и экологические ниши. | Таблицы, иллюстрирующие местообитание и экологические ниши некоторых видов растений, животных, грибов. | | Местообитание, экологическая ниша. | 27.12 | | Изучить § 76, выполнить задание на стр. 302. |
49. | Основные типы экологических взаимодействий. | Таблицы с изображением основных типов экологических взаимодействий организмов разных видов. | | Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, | 15.01 | | Изучить § 77, стр. 303-305. |
50. | Основные типы экологических взаимодействий. Хищничество. Паразитизм. | Таблицы с изображением основных типов экологических взаимодействий организмов разных видов. | | Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция. | 17.01 | | Изучить § 77, стр. 305-308. |
51. | Конкурентные взаимодействия. | Таблицы, иллюстрирующие распространение в природе конкурентных взаимодействий. | | Внутривидовая конкуренция, межвидовая конкуренция. | 19.01 | | Изучить § 78, выполнить задание на стр. 311-312. |
52. | Основные экологические характеристики популяции. | Таблицы, иллюстрирующие основные экологические характеристики популяции. | | Демографические характеристики: обилие, плотность, рождаемость, смертность; возрастная структура. | 22.01 | | Изучить § 79, выполнить задание на стр. 314-315. |
53. | Динамика популяции. | Таблицы, схемы, графики, иллюстрирующие все процессы изменений биологических показателей популяции. | | Динамика популяции. | 24.01 | | Изучить § 80, выполнить задание на стр. 317-318. |
54. | Экологические сообщества. Естественные экосистемы. | Таблицы и схемы с изображением основных компонентов любой экосистемы, типов экологических сообществ: естественных и искусственных. | | Биотические сообщества (биоценозы), экосистема, биогеоценоз, биосфера, искусственные (антропогенные экосистемы), агробиоценоз. | 26.01 | | Изучить § 81, стр. 318-320, выполнить задание на стр. 323. |
55. | Экологические сообщества. Искусственные экосистемы. Л/р № 4 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» | Таблицы и схемы с изображением основных компонентов любой экосистемы, типов экологических сообществ: естественных и искусственных. | Л/р № 4 | Биотические сообщества (биоценозы), экосистема, биогеоценоз, биосфера, искусственные (антропогенные экосистемы), агробиоценоз. | 29.01 | | Изучить § 81, стр. 320-323. |
56. | Структура сообщества. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие состав и структуру экосистемы; диафильм «Природные сообщества», таблицы «Сообщество дубравы», «Сообщество водоёма». | | Структура сообщества, видовая структура, морфологическая структура, трофическая структура, пищевая сеть. | 31.01 | | Изучить § 72, выполнить задание на стр. 327. |
57. | Взаимосвязь организмов в сообществах. | Таблицы и схемы пищевых сетей в некоторых экосистемах. | | Пищевая сеть, автотрофные организмы, гетеротрофные организмы, продуценты, консументы, редуценты. | 2.02 | | Изучить § 83, подготовить ответы на вопросы на стр. 328. |
58. | Пищевые цепи. Л/р № 5 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)» | Таблицы с изображением обитателей лесов, степей и вод, таблицы, иллюстрирующие пищевые связи и цепи в экосистемах и круговорот веществ и энергии в разных биогеоценозах; гербарные экземпляры растений леса, луга. | Л/р № 5 | Детрит, пастбищная пищевая сеть, круговорот веществ, биогенные элементы. | 5.02 | | Изучить § 84, составить схемы передачи вещества и энергии в местных экосистемах леса и водоёма. |
59. | Экологические пирамиды. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие примеры экологических пирамид: биомассы, численности, энергии; а также экологических пирамид, типичных для наземных и морских экосистем. | | Экологическая пирамида, пирамида биомассы, пирамида численности. | 7.02 | | Изучить § 85, выполнить задание на стр. 334. |
60. | Экологические сукцессии. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие смену сообществ и экологических сукцессий; диафильм «Природные сообщества» и «Сезонные изменения в жизни растений». | | Сукцессия, общее дыхание сообщества, первичная и вторичная сукцессия. | 9.02 | | Изучить § 86, найти в окружающей местности примеры экологических сукцессий. |
61. | Влияние загрязнений на живые организмы. | Таблицы, схемы с изображением путей передачи вредных, токсичных веществ по пищевым цепям; фотографии животных или растений, находящихся под воздействием различных загрязнителей. | | Токсичные вещества, диоксины, Предельно допустимая концентрация (ПДК), соли тяжёлых металлов, аллергены. | 12.02 | | Изучить § 87, выполнить задание на стр. 339. |
62. | Основы рационального природопользования. | Картины или фотографии иллюстрирующие рациональное природопользование; таблицы с изображением редких и охраняемых видов; Красные книги растений и животных, видеофильм «Охрана природы», «Биосфера и человек». | | Природные ресурсы, экологическое сознание. | 14.02 | | Изучить § 88, подготовить ответы на вопросы на стр. 342. |
63. | Обобщающий урок по теме «Основы экологии». | Таблицы, схемы и оборудование темы «Основы экологии». | | Понятия и термины темы «Основы экологии». | 16.02 | | Подготовиться к тестированию по изучаемой теме. |
64. | Контрольная работа №5 по теме «Основы экологии». | Таблицы, схемы и оборудование темы «Основы экологии». | Контрольная работа №5 | Понятия и термины темы «Основы экологии». | 19.02 | | Изучить «Краткое содержание главы». |
| V. Эволюция биосферы и человек (21 ч.) | | | | | | |
65. | Гипотезы о происхождении жизни. | Таблицы по общей биологии, портреты учёных, научно-популярная литература и статьи по проблеме возникновения жизни на Земле. | | Креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза панспермии, , | 21.02 | | Изучить § 89, выполнить задание на стр. 348. |
66. | Гипотеза биохимической эволюции. | | | Коацерваты, пробионты. | 23.02 | | |
67. | Современные представления о происхождении жизни. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие этапы происхождения живых существ на Земле, портреты учёных, решающих вопросы происхождения жизни на Земле; кинофильм «Возникновение жизни на Земле». | | Гипотеза абиогенного происхождения жизни на Земле. | 26.02 | | Изучить § 90, выполнить задание на стр. 350, изучить текст на стр. 351. |
68. | Основные этапы развития жизни на Земле. Л/р №6 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие основные этапы формирования жизни, симбиотического образования эукариотической клетки и др. | Л/р № 6 | Гипотеза биопоэза, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органелл путём втягивания клеточной мембраны. | 28.02 | | 351-353. |
69. | Основные этапы развития жизни на Земле. Гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток. | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие основные этапы формирования жизни, симбиотического образования эукариотической клетки и др. | | Гипотеза биопоэза, гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органелл путём втягивания клеточной мембраны. | 2.03 | | Изучить § 91, стр. 353-356, изучить текст на стр. 356. |
70. | Контрольная работа №6 «Происхождение жизни». | | Контрольная работа №6 | | 5.03 | | |
71. | Эволюция биосферы. Структура биосферы. | Схемы круговорота углерода на разных этапах эволюции жизни на нашей планете, таблицы и схемы, иллюстрирующие основные этапы развития биосферы, последствия безответственного отношения человека к биосфере. | | Биосфера, учение В.И. Вернадского. | 7.03 | | Изучить § 92, выполнить задание на стр. 360. |
72. | Эволюция биосферы. Геохронологическая таблица развития жизни на Земле. | Геохронологическая таблица развития жизни на Земле, диапозитивы «Эволюция биосферы». | | Эры и периоды развития жизни на Земле. | 9.03 | | Изучить конспект урока. |
73. | Антропогенное воздействие на биосферу. Л/р №7 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» | Таблицы, иллюстрирующие состав и структуру биосферы, фотографии, показывающие антропогенное воздействие на биосферу. | Л/р № 7 | Заповедники, заказники, национальные парки, Конвенция о биоразнообразии. | 12.03 | | § 93, предложить свой путь выхода из экологического кризиса. |
74. | Круговорот веществ в природе. | | | | 14.03 | | |
75. | Практ. работа № 6 Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота. | | Практ. работа № 6 | | 16.03 | | |
76. | Обобщающий урок по теме «Эволюция биосферы и человек». | Таблицы и схемы, иллюстрирующие проблемы происхождения и развития жизни на Земле, многообразие антропогенного воздействия на биосферу. | | Основные понятия и термины темы. | 19.03 | | Изучить «Краткое содержание главы». |
77. | Контрольная работа №7 Эволюция биосферы | | Контрольная работа №7 | | 21.03 | | |
78. | Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. | | | | 23.03 | | |
79. | Забота о потомстве. | | | | 2.04 | | |
80. | Физиологические адаптации. Относительный характер приспособленности. | | | | 4.04 | | |
81. | Лабораторная работа №8 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания. | | Лабораторная работа №8 | | 6.04 | | |
82. | Бионика. Использование человеком принципов организации растений и животных. | | | | 9.04 | | Реферат, доклад. |
83. | Формы живого в природе и их промышленные аналоги. | | | | 11.04 | | |
84. | Контрольная работа №8 Ноосфера, бионика. | | Контрольная работа №8 | | 13.04 | | |
85. | Итоговый урок по теме «Роль биологии в будущем». | Таблица с перечнем профессий, где необходимы общебиологические знания, таблицы, иллюстрирующие использование общебиологических знаний. | | | 16.04 | | Повторить тему «Эволюция биосферы и человек». |
ПОВТОРЕНИЕ ( 17 ч.) |
86. | Повторение темы «Основы цитологии». | Таблицы темы | | Основные термины и понятия темы. | 18.04 | | Подготовиться к тестированию по теме. |
87. | Повторение темы «Размножение, индивидуальное развитие». | Таблицы темы | | Основные термины и понятия темы. | 20.04 | | Подготовиться к тестированию по теме. |
88. | Повторение темы «Основы генетики». | Таблицы темы | | Основные термины и понятия темы. | 23.04 | | Подготовиться к тестированию по теме. |
89. | Решение задач по генетике. | Таблицы темы | | Основные термины и понятия темы. | 24.04 | | Подготовиться к тестированию по теме. |
90. | Решение задач по генетике. | Таблицы темы | | Основные термины и понятия темы. | 27.04 | | Подготовиться к тестированию по теме. |
91. | Повторение темы «Основы селекции и биотехнологии». | Таблицы темы | | Основные термины и понятия темы. | 30.04 | | Подготовиться к тестированию по теме. |
92. | Повторение темы «Антропогенез». | Таблицы темы | | Основные термины. | 2.05 | | |
93. | Повторение темы «Генетика человека». | | | | 4.05 | | |
94. | Повторение темы « Основы учения об эволюции». | | | | 7.05 | | |
95. | Уровни организации живой материи. | | | | 9.05 | | |
96. | Клетка-структурно-функциональная единица живого. Строение и функции клеток. | | | | 11.05 | | |
97. | Химическая организация клетки. | | | | 14.05 | | |
98. | Закономерности наследственности и изменчивости. | | | | 16.05 | | |
99. | Метаболизм. | | | | 18.05 | | |
100. | Подготовка к итоговому тесту. | | | | 21.05 | | |
101. | Подготовка к итоговому тесту. | | | | 23.05 | | |
102. | Контрольная №9 Контрольный тест за курс 11 класса. | | Контрольная №9 | | 25.05 | | |