СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по биологии по фгос по учебнику Биология .Человек  Д.В.Колесов. Р.Д. Маш

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Каркалайская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено на заседании школьного

методического объединения

«учителей технических наук»

Протокол №

Руководитель ШМО Шишкина Е.Р.


Принято на заседании Педагогического совета

Протокол №

от


Утверждаю

Директор МОУ «Каркалайская СОШ»

Л.Я.Подчезерцева

Приказ №

от







рабочая программа по биологии

8 класс






Составитель

Шишкина Елена Рудольфовна

учитель МОУ «Каркалайская СОШ»


Рецензент

Зам.дир по УВР Минина Л.А.

Программа рекомендована к практическому

использованию








2017-2018 учебный год.



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Науки РФ от 17.12.2010 №1897 и примерной программы основного общего образования. За основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ


ТЕМА РАЗДЕЛА

урока

Поурочное планирование

Содержание программы

Срок

прове-

дения

урока

Основные виды учебной деятельности

Введение ( 1 ч)

1

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его Социальная и природная среда, адаптация к ней человека

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности человека для самопознания и сохранения здоровья. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды

05.09

Определить черты, которые присущи человеку как биосоциальному виду

1. Происхождение человека ( 3 ч.)

2

Систематическое положение человека Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека.

Соблюдение правил поведения в окружающей среде: в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни.

07.09

Определить место человека в системе органического

мира

3

Историческое прошлое людей Сходство человека с животными и отличие от них

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

12.09

Выяснить этапы эволюции человека

4

Расы человека


14.09

Определить причины появления рас

2. Организм человека и его строение

( 5 ч.)



































5

Общий обзор организма человека Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни

Лабораторная работа: «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека» Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов

19.09

Провести анализ конкретных связей между структурами и функциями органов и частей тела

6

Строение и химический состав клетки. Лабораторная работа№1 «Микроскопическое строение кости»

Внешняя и внутренняя среда организма. Стро­ение и функции клетки. Роль ядра в передаче на­следственных свойств организма. Органоиды клет­ки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние физиоло-гического по­коя и возбуждения.


21.09

Провести анализ конкретных связей между структурами и функциями органов и частей тела

7

Физиология клетки Строение и процессы жизнедеятельности организма Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих

26.09

Рассмотреть процессы жизнедеятельности клетки

8

Ткани, органы, системы органов. Типы тканей и их свойства, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, со­единительные, мышечные, нервная ткани. Стро­ение и функция нейрона. Синапс. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Лабораторная работа

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиаль­ной, соединительной, мышечной и нервной тканей.



28.09

Определить принцип строения и функции тканей

9

Контрольно-обобщающий урок по теме « Организм человека»


03.10


3. Опорно-двигательная система

( 7 ч.)

























10

Опора и движение. Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей Лабораторная работа №2» Определению костей человека»

Функции опорно-двигательной системы: опора и движение. Профилактика травматизма

05.10

Рассмотреть строение костей

11

Скелет человека. Осевой скелет

Скелет и мышцы, их функции. Химический со­став костей, их макро- и микростроение, типы кос­тей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соеди­нений костей: неподвижные, полуподвижные, по­движные (суставы).

10.10

Определить особенности скелета человека

12

Скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.


12.10

Определить типы соединения костей

13

Строение мышц Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Лабораторная работа№3 «Мышцы человеческого тела»

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц че­ловеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция.

17.10

Выяснить функции мышц и нервной системы при движении

14

Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа№4 «Утомление при статической работе»

.Изменение мыш­цы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.



19.10

Определить механизм мышечного сокращения

15

Осанка. Предупреждение плоскостопия Профилактика травматизма. Лабораторная работа №5»Осанка и плоскостопие»

Причины нарушения осанки и развития плоско­стопия. Их выявление, предупреждение и исправ­ление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение травматизма.


24.10

Выяснить причины предупреждения плоскостопия

16

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение

Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

• Лабораторные работы

Измерение массы и роста своего организма

Изучение внешнего вида отдельных костей

Микроскопическое строение кости.

Утомление при статической и динамической ра­боте.

Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

Выявление нарушений осанки.

Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.


26.10

Определить меры первой помощи при повреждениях скелета

4. Внутренняя среда организма (3 ч.)






















17

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Группы крови. Переливание

Транспорт веществ. Компоненты внутренней среды: кровь, ткане­вая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функ­ции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокро­вие. Кроветворение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

07.11

Определить состав и функции крови

18

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Антигены и антитела. Специфи­ческий и неспецифический иммунитет. Иммуни­тет клеточный и гуморальный. Иммунная систе­ма. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоци­тоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и перенос­чики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Те­чение инфекционных болезней. Профилактика

09.11

Выяснить виды иммунитета

19

Иммунология на службе здоровья Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета

Иммунология на службе здоровья: вакцины и ле­чебные сыворотки. Естественный и искусствен­ный иммунитет. Активный и пассивный иммуни­тет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.


14.11

Определить состав лечебной сыворотки

5. Кровеносная и лимфатическая система ( 7 ч.)













































20

Транспортные системы организма Транспорт веществ

Лабораторная работа №6 «Наблюдение за состоянием своего организма»

Измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания.

16.11

Определить разновидности транспортных систем организма

21

Круги кровообращения. Кровь. Группы крови Переливание крови. Лабораторная работа №7 «Функция венозных клапанов»

Лабораторная работа

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.



21.11

Выяснить ход движения крови по кругам кровообращения

22

Строение и работа сердца Лабораторная работа №8 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лим­фатических сосудов. Круги кровообращения. Стро­ение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движе­ние крови по сосудам.

23.11

Изучить строение сердца на макетах

23

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа №9 «Движение крови по сосудам»

Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

28.11

Выяснить механизм регуляции кровоснабжения

24

Гигиена сердечно- сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов

Ги­гиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях


30.11

Выявить влияние вредных факторов на работу сердечной мышцы

25

Первая помощь при кровотечениях Артериальное и венозное кровотечение

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по ме­тоду Короткова, приемов остановки кровотечений

05.12

Определить меры оказания первой помощи при кровотечениях

26

Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и лимфатическая система

Лабораторные работы

Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке

Измерение кровяного давления

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяж­ках, затрудняющих кровообращение. Определе­ние скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функци­ональная проба: реакция сердечно-сосудистой сис­темы на дозированную нагрузку.


07.12


6. Дыхание ( 4 ч.)

















































27

Дыхание. Дыхательная система. Заболевания дыхательных путей и их профилактика.

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и ор­ганические заболевания дыхательных путей, мин­далин и околоносовых пазух, профилактика, до­врачебная помощь.

12.12

Определить заболевания дыхательных путей

28

Легкие. Легочное и тканевое дыхание Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Лабораторная работа №10 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гумораль­ная регуляция дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья

14.12

Выяснить сущность легочного и тканевого дыхания

29

Регуляция дыхания Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной сис­темы как показатель здоровья: жизненная емкость легких. Лабораторные работы

Определение частоты дыхания

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задерж­кой дыхания, на вдохе и выдох

19.12

Выяснить сущность легочного и тканевого дыхания

30

Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний.

Соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Флюорография. Туберкулез и рак лег­ких. Первая помощь при отравлении угарным газом, утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.



21.12

Определить приемы первой помощи при нарушении дыхания

7. Пищеварение ( 7 ч.)








.

31

Питание и пищеварение Пищеварительная система Пища как биологическая основа жизни

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные же­лезы..

Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-ки­шечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.


26.12

Определить функции питательных веществ

32

Пищеварение в ротовой полости Роль ферментов в пищеварении

Пищеварение в различных отделах пище­варительного тракта

28.12

Выяснить процессы пищеварения в ротовой полости

33

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Лабораторная работа № 11 «Действие слюны на крахмал»

Самонаблюдения: определение положения слюн­ных желез; движение гортани при глотании

09.01

Выявить роль ферментов в пищеварении

34

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание

Лабораторная работа

Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал

Действие ферментов слюны на крахмал.


11.01

Определить функции тонкого и толстого кишечника

35

Регуляция пищеварения Исследования И.П.Павлова в области пищеварения

Регуляция деятельности пищеварительной системы.

16.01

Определить функции тонкого и толстого кишечника

36

Гигиена органов пищеварения Профилактика кишечных инфекций и гепатита

Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.


18.01

Выяснить гигиенические условия нормального пищеварения

37

Контрольно-обобщающий урок по теме «Пищеварение»

Исследования И.П.Павлова в области пищеварения

23.01


8. Обмен веществ и

энергии ( 3 ч.)


































38

Обмен веществ и превращения энергии

Рациональная организация труда и отдыха• Лабораторные работы

Определение норм рационального питания

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат

25.01

Выяснить особенность обмена веществ

39

Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетиче­ский обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.


30.01

Определить наличие витаминов в продуктах питания

40

Энерготраты человека и пищевой рацион Определение норм рационального питания. Лабораторная работа №12 «Составление рациона питания школьника»

Энерго­траты человека и пищевой рацион. Нормы и ре­жим питания. Основной и общий обмен. Энергети­ческая емкость пищи.типа кожи с помощью бумажной салфетки; опреде­ление совместимости шампуня с особенностями местной воды

01.02

Составить пищевой рацион для школьника

9.Покровные органы. Терморегуляция

(4 ч.)





























41










Покровы тела. Кожа – наружный покровный орган. Укрепление здоровья: аутотренинг, двигательная активность






Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в об­менных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи..

06.02

Соотнести строение с функциями кожи









42

Уход за кожей, волосами, ногями. Гигиена одежды и обуви Уход за волосами и ногтями

Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и па­разитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика

08.02

Определить меры первой помощи при повреждениях кожи

43

Терморегуляция организма.. Закаливание Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни

Тер­морегуляция организма. Закаливание. Доврачеб­ная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

13.02

Определить условий сохранения постоянной температуры тела

44

Выделение Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функ­ции. Строение и работа почек. Нефроны. Первич­ная и конечная моча. Заболевания органов выдели­тельной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.


15.02

Определить пути выведения из организма конечных продуктов обмена веществ

10. Нервная система (6ч.)

















45

Значение нервной системы

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейрон­ные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и испол­нительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лабораторные работы

Самонаблюдение мигательного рефлекса и усло­вия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.



20.02

Изучить строение нервной системы

46

Строение нервной системы. Спинной мозг Познавательная деятельность мозга

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нерв­ные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга.



22.02

Выяснить сложность строения нервной системы

47

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга. Лабораторная работа №13 «Пальценосная проба, связанная с функцией мозжечка»

Строение головного мозга. Функ­ции продолговатого, среднего мозга, моста и моз­жечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции ко­ры больших полушарий головного мозга

27.02

Определить функции отделов головного мозга

48

Функции переднего мозга

Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический под­отделы автономной нервной системы. Их взаимо­действие.


01.03

Определить ведущую роль больших полушарий


49

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

Лабораторные работы

Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи — тест, определяю­щий изменение тонуса симпатической и парасим­патической системы автономной нервной системы при раздражении.


06.03

Определить адаптивную роль двойной вегетативной иннервации органов

50

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Нервная система»


13.03


11. Анализаторы. Органы чувств и их роль в жизни человека

( 5 ч.)












51

Анализаторы

Анализаторы и органы чувств. Значение анали­заторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

15.03

Определить виды анализаторов

52

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

Зрительный анализа­тор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сет­чатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение.

20.03

Выявить причины глазных болезней

53

Зрительный анализатор. Лабораторная работа №14 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»

Гигиена зрения. Преду­преждение глазных болезней, травм глаза. Преду­преждение близорукости и дальнозоркости. Кор­рекция зрения.

22.03

Определить взаимосвязь строения и функций зрительного анализатора




54

Слуховой анализатор

Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слу­ха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреж­дение.


03.04

Изучить строение и функции органов слуха

55

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса

Органы равновесия, кожно-мышечной чувстви­тельности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.



05.04

Определить роль каждого из анализаторов в жизни человека

12. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

( 5 ч.)











56

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности

Психология и поведение человека

Исследования И.М.Сеченова, И.И.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина

Биологическая природа и социальная сущность человека

10.04

Определить роль ученых в разработке учения о высшей нервной деятельности

57

Врожденные и приобретенные программы поведения Условные и безусловные рефлексы. Лабораторная работа №15 «Выработка навыка зеркального письма»

Сознание человека. Условные и безусловные рефлексы, их значение

12.04

Выявить роль врожденных и приобретенных программ поведения

58

Сон и его значение

Ритмы сна

17.04

Определить физиологическую природу сна и сновидений

59

Особенности высшей нервной деятельности человека Особенности психики человека: осмысленность, восприятие, словесно-логическое мышление

Познавательная деятельность мозга. Способность передачи из поколения в поколение информации

19.04

Выявить особенности высшей нервной деятельности человека

60

Воля. Эмоции. Внимание Память, речь, мышление. Сознание человека Психология и поведение человека Лабораторная работа №16 «Измерение колебаний внимания при разных условиях»

Особенности психики человека: осмысленность, восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих, и эстетических потребностей. . цели и мотивы деятельности

24.04

Выяснить разницу между понятиями «эмоциональное состояние» и «эмоциональная реакция!

13. Эндокринная система 2 ч.)

61

Роль эндокринной регуляции


26.04

Изучить роль эндокринной регуляции

62

Железы внутренней и внешней секреции

Гормоны


03.05

Выявить функцию желез внутренней секреции

14. Индивидуальное развитие организма (6ч.)


















63

Жизненные циклы. Размножение и развитие. ВИЧ инфекция и ее профилактика

Наследование признаков у человека Роль генетических знаний в планировании семьи.

08.05

Определить строение систем органов размножения в связи с выполняемой функцией

64

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

Забота о репродуктивном здоровье

10.05

Выяснить режим беременной женщины

65

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем, их причины, предупреждение

Причины наследственных и врожденных заболеваний, их предупреждение. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика.

15.05

Определить различие между врожденными и наследственными заболеваниями

66

Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Роль обучения в воспитании и развитии психики и поведения человека

Индивидуальные особенности личности

17.05

Определить особенность роста и развития ребенка первого года жизни

67

Индивидуальные особенности личности: интересы, склонности, способности, темперамент, характер

Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье.

22.05

Выявить различие между склонностями и способностями

68

Итоговая контрольная работа

Рациональная организация труда и отдыха, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов, определение норм рационального питания. Анализ и оценка факторов влияния окружающей среды, факторов риска на здоровье.факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки.

24.05







Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения предмета биологии в 8 классе учащиеся должны:
знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности поведения;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию об организме человека (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях,
ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.






Список литературы


Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. -Дрофа, 2012. - 336с;

а также методическихпособий для учителя:

1) Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2012;

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. К комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. 5-11 классы.

дополнительной литературы для учителя:

1) Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физио­логии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.

2) Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс - М.: Дрофа. 2003. - 96с: ил.;

3) РохловB.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Про­свещение, 1997. - 240с: ил.

4) Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;

5) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биоло­гия. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

для учащихся:

1) Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учеб­нику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -96с;

2) Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005. -96с.


Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках тре­бований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»

•Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2004

• Интернет-ресурсы


Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

http://bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru- научные новости биологии.

www.edios.ru- Эйдос - центр дистанционного образования.

www.km.ru/education-Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»












Контрольно-измерительные материалы

Биология. Человек 8 класс

Авторы: Д.В.Колесов Р.Д.Маш И.Н.Беляев


Тестовая работа по теме: «Организм человека и его строение»


Вариант1

1. К органическим веществам клетки относятся:

А) вода, белки, углеводы В) вода, минеральные соли

Б) белки, углеводы, жиры Г) АТФ, соли, белки


2. Белки состоят из:

А) гликогена Б) глюкозы В) аминокислот Г) глицерина и

жирных кислот

3. Основной источник энергии клетки:

А) углеводы Б) жиры В) нуклеиновые кислот Г) белки


4. Там в клетке находятся её органоиды

А) митохондрии Б) лизосомы В) ядро Г) цитоплазма


5. Обеспечивает избирательное поступление и выведение веществ :

А) комплекс Гольджи Б) ЭПС В) мембрана Г) цитоплазма


6. Реакции синтеза органических веществ с поглощением энергии

А) обмен веществ В) энергетический обмен

Б) пластический обмен Г) гомеостаз


7. Способность клеток реагировать на внешние или внутренние факторы

А) реактивность Б) рост В) развитие Г) возбудимость


8. Во всех соматических клетках человека содержится хромосом:

А) 23 Б) 92 В) 45 Г) 46

9. Найти соответствие:

Характеристика ткани: Тип ткани:

  1. состоит поверхностный А) нервная

слой кожи

Б) соединителая


2) состоит из волокон со В) эпителиальная

многими ядрами


Г) мышечная


10. Найти соответствие:

Функции: Система органов:

  1. Формирует тело, А) покровная

обеспечивает его опору и

движение, защищает Б) опорно-двигательная

внутренние органы.

В) пищеварительн

Г) кровеносная


  1. Доставляет клеткам вещества Д) дыхательная

и кислород и освобождает их

от конечных продуктов обмена Е) выделительная


Ж) эндокринная


З) нервная


Вариант2

1. К неорганическим веществам клетки относятся:

А) вода, белки, углеводы В) вода, минеральные соли

Б) белки, углеводы, жиры Г) АТФ, соли, белки


2.Углеводы состоят из:

А) гликогена Б) глюкозы В) аминокислот Г) глицерина и жирных кислот

3. Строительный материал клетки:

А) углеводы Б) жиры В) нуклеиновые кислот Г) белки


4. Окисляются органические вещества и синтезируются молекулы АТФ:

А) митохондрии Б) лизосомы В) ядро Г) цитоплазма


5. Осуществляет синтез некоторых веществ и внутриклеточный транспорт:

А) комплекс Гольджи Б) ЭПС В) мембрана Г) цитоплазма


6. Реакции распада органических веществ с выделением энергии

А) обмен веществ В) энергетический обмен

Б) пластический обмен Г) гомеостаз


7. Способность клеток к специфическим реакциям:

А) реактивность Б) рост В) развитие Г) возбудимость


8. Во всех половых клетках человека содержится хромосом:

А) 23 Б) 92 В) 45 Г) 46

9. Найти соответствие:

Характеристика ткани: Тип ткани:

1.образует основную массу А) нервная

головного и спинного мозга


Б) соединительная

2) состоит из межклеточное вещество В) эпителиальная

жидкое

Г) мышечная

10. Найти соответствие:

Функции: Система органов:

3,Вырабатывает и выделяет А) покровная

в кровь гормоны

Б) опорно-двигательная

.

В) пищеварительная


Г) кровеносная



Д) дыхательная

Е) выделительная

4.обеспечивает организм Ж) эндокринная

кислородом и удаляет

углекислый газ З) нервная


Тестовая работа по теме «Опорно-двигательная система


1 вариант


Из перечня (1—13) выберите и зашифруйте наиболее полные ответы на вопросы (I - XIV):


1. Кости стопы

2. Кости голени

3. Кости предплечья

4. Лобная кость

5. Ключицы

6. Кость плеча

7. Ребра

8. Теменная кость

9. Лопатки

10. Бедренная кость

11. Кости кисти

12. Тазовые кости

13. Грудина

I. Какие кости образуют скелет свободной нижней конечности?

II. Какие кости образуют плечевой сустав?

III. Какие кости - длинные трубчатые?

IV. Что относится к мозговому отделу черепа?

V. Какие кости образуют плечевой пояс?

VI. Какие кости образуют тазобедренный сустав?

VII. Какие кости - самые широкие?

VIII. Какие кости образуют пояс нижних конечностей?

IX. Что относится к грудной клетке?

X. Какие кости образуют локтевой сустав?

XI. Какие кости образуют скелет свободной верхней конечности?

XII. Какие кости образуют коленный сустав?

XIII. Какие кости человека особенно развились в связи с прямохождением?

XIV. Какие кости человека особенно развились в связи с трудовой деятельностью?



Ответы:

I-1,2,10

II-6,9

III-2,3,5,6,10

IV-4,8

V-5,9

VI-10,12

VII-4,8,9,12

VIII-12

IX-7,13

X-3,6

XI-3,6

XII-1,2,10

XIII-1,10,12

XIV-1,3,111.

Вариант 2

1 К опорно-двигательному аппарату относятся:

а)   кости, мышцы;

б)   кости, мышцы, связки;

в)   кости, мышцы, связки, кожа;

г)   кожа, мышцы, связки, суставы.

2.  Кость покрыта сверху:

а)  хрящом;           б)   надкостницей;         в)  эпидермисом;         г)   соединительной тканью.

3.  Позвоночник человека имеет изгибов:

а) 1;                       б)   2;                               в)  3;                               г)   4.

4.  Общее число позвонков у человека составляет:

а) 23-28;          б)  28-33;                 в)  33-34;                 г)   34-38:

5.  У человека в шейном отделе позвоночника насчитывается позвонков:

а) 7;                б)   12;                     в)  5;                       г)   4-5.

6.  Позвонок состоит из:

а)   тела, дуги и отходящих от нее отростков;

б)   дуги и отходящих от нее отростков;

в)   тела и отростков;

г)   костного кольца с утолщенной передней частью — телом.

7.  Грудная клетка человека образована:

а)   ребрами, грудиной, ключицами;

б)   грудными позвонками, ребрами, грудиной;

в)   грудными позвонками, ребрами, ключицами;

г)   ребрами, ключицами, лопатками.

8.  К плечевому поясу у человека относятся:

а)   лопатка, ключица;

б)   лопатка, плечевая кость;

в)   лопатка, ключица, плечевая кость;

г)   ключица, плечевая кость.

9.  Самая массивная и длинная трубчатая кость человека:

а)  плечевая;            б)   локтевая;               в)  бедренная;                 г) большеберцовая.

10.  В черепе человека выделяют следующие отделы:

а)   мозговой и лицевой;                    в)  теменной и лицевой;

б)   затылочный и лицевой;               г)   передний и задний.



Контрольная работа по теме: «Кровеносная и лимфатическая системы»

1 вариант

Задание №1. Виды кровеносных сосудов:



Задание №2. Опишите малый круг кровообращения.

Задание №3. Что замедляет работу сердца?

Задание №4. Вставить пропущенные слова:

Давление, под которым кровь находится в сосудах, называется ………, наибольшее давление в …….., наименьшее - в …….., кровь движется из области …….. давления в область ………… давления.


Задание №5. Дайте определения:

инсульт –

гипотония –

вены –

Задание №6.Дополните утверждения:

1.Наука, изучающая функции организма, его отдельных органов и систем, – ...........

2.Группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением, – это ……..

3.Система, участвующая в обеспечении организма кислородом и освобождении его от углекислого газа, – ........

4.Жидкая соединительная ткань – ........

5.Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – .......

6.Человек, дающий свою кровь для переливания, – ..........

7.Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – ........

8.Препарат готовых антител, выделенных из крови животного, которое было специально заражено, – ...

9.К органам кровообращения относятся ……..

10.Путь крови от левого желудочка до правого предсердия – ...


Задание №7

Если в результате травмы у вас повреждена артерия на верхней конечности, что вы должны сделать, прежде чем обратится к врачу? Каким газом насыщена артериальная кровь?


2 вариант

Задание №1. Слои сердца:


Задание №2. Опишите большой круг кровообращения.

Задание №3. Что ускоряет работу сердца?

Задание №4. Вставить пропущенные слова:

Наименьшая скорость крови в ……,это важно для обеспечения …….., распределения ……… веществ и удаления из клеток ………

Задание №5. Дайте определения:

Инфаркт –

Гипертония –

Артерии –

Задание №6. Дополните утверждения:

1.Наука, изучающая строение организма, его органов, тканей и клеток, – ......

2.Элементарная структурная единица организма, –………..

3. От центральной нервной системы ко всем органам нашего тела отходят …….

4. Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, – .........

5. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, – .......

6. Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями, – .........

7. Сужение просвета кровеносных сосудов и повышение кровяного давления вызывает вредное вещество, содержащееся в табаке – .........

8. Четырехкамерный мышечный орган, работающий в течении всей жизни человека –

9. Клетки крови, участвующие в свертывании крови - …….

10. Состояние повышенной чувствительности организма к антигенам - ……

Задание №7

Какую помощь нужно оказать при венозном кровотечении?


Ответы:

1 вариант 2 вариант

№1

1.артерии, вены, капилляры 1.внутренний, средний, наружный

№2.

1. правый желудочек 1. левый желудочек

2. лёгочные артерии 2. аорта

3. капилляры 3. артерии

4. лёгочные вены 4. капилляры

5. левое предсердие 5. вены

6. правое предсердие

№3.

1. блуждающий нерв 1. симпатический нерв

2. соли калия 2. соли кальция

3. адреналин

№4.

1. артериальное 1. капиллярах

2. аорте и артерии 2. кислородом

3. венах 3. питательных

4. высокого 4. углекислого газа

5. низкого 5. продуктов распада.

№5.

1. кровоизлияние в мозг 1. кровоизлияние в сердце

2. стойкое понижение давления 2. стойкое повышение давления

3. сосуды, по которым кровь 3. сосуды, по которым кровь

движется к сердцу движется от сердца

№6.

  1. физиология 1) анатомия

  2. ткани 2) клетка

  3. кровеносная 3) нервы

  4. кровь 4) вакцина

  5. эритроциты 5) артерии

  6. донор 6) капилляры

  7. иммунитет 7) никотин

  8. сыворотка 8) сердце

  9. сердце и сосуды 9)тромбоциты

  10. большой круг кровообращения 10) аллергия

№7.

1.остановить кровотечение 1) смазать края раны йодом

2.наложить жгут(закрутку) 2) антисептический препарат

3. антисептический препарат 3) наложить повязку

4. наложить повязку 4) углекислым газом

  1. записка

  2. кислородом

Оценивание контрольной работы по биологии в 8 классе

«5» - 31 – 27 баллов

«4» - 26 – 22 балла

«3» - 21 – 16 баллов

«2» - 15 баллов


Контрольная работа по теме: «Дыхание и пищеварение в организме человека»

Вариант – I.

I. Без пищи и без воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить даже десять минут. Объясните, почему без воздуха, без дыхания человек жить не может.

II. Из перечня сосудов, тканей, процессов (1-10) выберите правильные ответы на вопросы (1-6) и зашифруйте их: 1. Гемоглобин 6. Межклеточная жидкость 2. Кислород 7. Легочные капилляры 3. Углекислый газ 8. Капилляры в тканях 4. Диффузия 9. Эритроциты 5. Клетки тканей 10. Лейкоциты Вопросы: 1. Что выходит из крови в легкие? 2. Что проникает из крови в ткани? 3.Пигмент крови, переносящий кислород? 4. Потребители кислорода. 5. Клетки – разносчики кислорода. 6. Место образования углекислого газа в организме.

III. Почему пища, введенная шприцом прямо в кровь, вызывает гибель человека, а пройдя через пищеварительную систему, становится безопасной и усваивается клетками?

IV. Из перечня органов пищеварения (1-10) выберите правильные ответы на вопросы (1-5) и зашифруйте их: 1. Пищевод 6. Слепая кишка 2. Аппендикс 7. Прямая кишка 3. Желудок 8. 12-перстная кишка 4. Печень 9. Поджелудочная железа 5. Тонкая кишка 10. Толстая кишка Вопросы: 1. Самая большая железа 2. Начальная часть толстой кишки 3.Отдел, следующий за желудком 4. Проводит пищу в желудок 5. Отдел всасывания продуктов расщепления питательных веществ

V. При вдохе: А – диафрагма расслабляется Б – межреберные мышцы расслабляются В – сокращаются мышцы брюшной стенки и туловища Г – сокращаются межреберные мышцы и мышцы диафрагмы

VI. Питательные вещества выполняют функции: А – строительную Б – энергетическую В- двигательную Г - транспортную

VII. Почему у людей с больными зубами часто заболевает желудок?

VIII. Дыхательный центр расположен в: А – продолговатом мозге Б – коре больших полушарий В – мозжечке Г – спином мозге

IX. Сокоотделительные рефлексы осуществляются: А – пищеварительной системой Б – выделительной системой В – нервной системой Г - мышцами

X. Какие меры гигиены (профилактики) необходимо соблюдать для предупреждения распространения инфекционных заболеваний органов дыхания?

Вариант – II.

I. Без пищи и без воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить даже десять минут. Объясните, в чем заключается функция органов дыхания.

II. Из перечня сосудов, тканей, процессов (1-10) выберите правильные ответы на вопросы (1-6) и зашифруйте их: 1. Гемоглобин 6. Межклеточная жидкость 2. Кислород 7. Легочные капилляры 3. Углекислый газ 8. Капилляры в тканях 4. Диффузия 9. Эритроциты 5. Клетки тканей 10. Лейкоциты Вопросы: 1. Что проникает из легких в кровь? 2. Что поступает из тканей в кровь? 3.Место окисления органических веществ. 4. Физическое явление – причина газообмена в легких. 5. Продукт распада органических веществ. 6. Куда поступает кислород после отделения от эритроцита?

III. Что происходит с пищей в пищеварительной системе человека?

IV. Из перечня органов пищеварения (1-10) выберите правильные ответы на вопросы (1-5) и зашифруйте их: 1. Пищевод 6. Слепая кишка 2. Аппендикс 7. Прямая кишка 3. Желудок 8. 12-перстная кишка 4. Печень 9. Поджелудочная железа 5. Тонкая кишка 10. Толстая кишка Вопросы: 1. Самый длинный орган 2. Кишка в форме подковы («П») 3.Вырабатывает желчь 4. Завершает расщепление питательных веществ 5. Место обитания бактерии – кишечной палочки

V. При выдохе: А – диафрагма расслабляется Б – межреберные мышцы расслабляются В – сокращаются мышцы брюшной стенки и туловища Г – сокращаются межреберные мышцы и мышцы диафрагмы

VI. Слюнные железы принимают участие в расщеплении: А – белков Б – жиров В- углеводов Г – белков и углеводов

VII. Почему вредно принимать за один раз много пищи?

VIII. Возбудителем туберкулеза является: А – ВИЧ Б – палочка Коха

В – сенная палочка Г – канцерогенные вещества

IX. Соляная кислота входит в состав: А – поджелудочного сока Б – желудочного сока

В – слюны Г – кишечного сока

X. Какие меры гигиены (профилактики) необходимо соблюдать для предупреждения распространения инфекционных заболеваний органов пищеварения?

Контрольная работа по теме:

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

Вариант № 1


Блок А: Выберите правильный ответ

  1. Кожа предохраняет глубже лежащие органы и ткани от повреждений, т.к.

А. прочная и упругая

Б. поддерживает постоянство внутренней среды организма

В. водонепроницаемая

Г. содержит много рецепторов

  1. Кожа защищает организм от ультрафиолетовых лучей, т.к.

А. много волокон

Б. есть подкожная жировая клетчатка

В. есть рецепторы

Г. вырабатывают витамин Д

  1. Эпидермис располагается

А. на поверхности кожи

Б. под собственно кожей

В. на поверхности подкожной жировой клетчатки

Г. под подкожной жировой клетчаткой

  1. Собственно кожа образована

А. мышечной тканью

Б. эпителиальной тканью

В. нервной тканью

Г. соединительной тканью

  1. Жир выделяют

А. потовые железы

Б. сальные железы

В. рецепторы

Г. лимфатические сосуды

  1. Соли, воду и мочевину удаляют

А. рецепторы

Б. волосяные сумки

В. сальные железы

Г. потовые железы

  1. Раны на поверхности кожи обрабатывают йодом, чтобы избежать

А. попадания в раны земли

Б. попадание в раны микроорганизмов

В. кровопотери

Г. боли

  1. При понижении температуры окружающей среды сосуды кожи

А. сужаются, к коже притекает больше крови

Б. расширяются, к коже притекает больше крови

В. сужаются, к коже притекает меньше крови

Г. расширяется, к коже притекает меньше крови

  1. Расширение кожных сосудов

А. уменьшает теплоотдачу

Б. изменяет температуру тела

В. увеличивает теплоотдачу

Г. изменяет температуру тела

  1. При тепловом и солнечном ударе нужно

А. устранить сквозняки

Б. смочить лоб раствором питьевой соды

В. расстегнуть одежду и положить на лоб холодный компресс

Г. смазать кожу жиром

  1. При ожоге II степени следует

А. сделать содовую примочку

Б. промыть кожу холодной водой и наложить сухую повязку

В. вскрыть образовавшиеся пузыри

Г. обработать кожу йодом

  1. Конечные продукты распада удаляются из организма

А. только через почки

Б. только через легкие

В. только через кожу

Г. через легкие, кожу, почки

  1. Первичная моча, в отличие от крови

А. жидкая

Б. содержит продукты обмена

В. не содержит форменных элементов

Г. не содержит витаминов


Блок В

В1 Выберите 3 правильных ответа. Структурные элементы почек

А Мочеточник

Б Мочевой пузырь

В Нефрон

Г Лоханка

Д Почечная артерия

Е Почечная капсула


В2 Установите соответствие между слоями кожи и особенностями их строения

Слои кожи

Структура слоев кожи

А) Эпидермис

1. потовые железы

Б) Дерма

2. ороговевший слой кожи

В) Гиподерма

3. сальные железы


4. рецепторы


5. пигментный слой кожи


6. кровеносные сосуды


7. волосяные луковицы


8. жировая ткань


1

2

3

4

5

6

7

8










Блок С


  1. Развитие лихорадочного состояния часто сопровождается дрожью и ощущением холода (ознобом). Объясните эти симптомы на основе представлений о механизме терморегуляции.


Вариант №2


Блок А: Выберите правильный ответ

  1. Кожа принимает участие в обмене веществ

А. она содержит рецепторы

Б. через неё удаляются продукты обмена

В. она прочная и упругая

Г. в ней синтезируется витамин Д

  1. Эпидермис образован

А. мышечной тканью

Б. эпителиальной тканью

В. нервной тканью

Г. соединительной тканью

  1. На поверхности кожи располагаются мертвые роговые клетки, которые

А. участвуют в делении

Б. участвуют в питании кожи

В. защищают кожу

Г. участвуют в выделении пота

  1. Собственно кожа

А. образует ороговевшие клетки

Б. придает коже эластичность

В. задерживает ультрафиолетовые лучи

Г. не пропускает жидкости и газы

  1. Жир, выделяемый сальными железами

А. удаляет мочевину

Б. удаляет избыток воды

В. придает коже несмачиваемость, смягчает её

Г. защищает организм от переохлаждения

  1. Потовые железы участвуют в

А. окислении минеральных веществ

Б. охлаждении организма

В. накоплении органических веществ

Г. удалении органических веществ

  1. Чистота кожи – важнейшее условие здоровья человека, т.к грязь

А. способствует усилению потоотделения

Б. разрушает поверхность кожи

В. закупоривает протоки сальных и потовых желез

Г. способствует проникновению в кожу ядовитых веществ

  1. При повышении температуры окружающей среды сосуды кожи

А. сужаются, к коже притекает больше крови

Б. расширяются, к коже притекает больше крови

В. сужаются, к коже притекает меньше крови

Г. расширяется, к коже притекает меньше крови

  1. Сужение кожных сосудов

А. не влияет на теплоотдачу

Б. уменьшает теплоотдачу

В. увеличивает теплоотдачу

Г. изменяет температуру тела

  1. Тепловой удар чаще всего может произойти в

А. холодную сухую погоду

Б. жаркую влажную погоду

В. жаркую сухую погоду

Г. холодную влажную погоду

  1. При обморожении II степени следует

А. растереть кожу

Б. вскрыть пузыри

В. наложить повязку со стрептоцидовой мазью

Г. обработать рану йодом

  1. Орган выделения

А. почки

Б. желудок

В. печень

Г. сердце

  1. Вторичная моча образуется

А. в почечной лоханке

Б. мочевом пузыре

В. канальце нефрона

Г. почечной капсуле


Блок В

В1 Выберите 3 правильных ответа. Симптомы, по которым можно заподозрить заболевание почек

А) наличие в моче белков

Б) присутствие в моче мочевой кислоты

В) повышенное содержание глюкозы во вторичной моче

Г) пониженное содержание лейкоцитов

Д) повышенное содержание лейкоцитов

Е) повышенное суточное количество выделенной мочи


В2 Установите соответствие между структурами выделительной системы и их функциями

Структура

Функции

А) Почечная капсула

1. сбор мочи из почечных канальцев

Б) Почечный каналец

2. обратное всасывание веществ

В) Мочеточник

3. образование первичной мочи

Г) Мочевой пузырь

4. фильтрация плазмы крови


5. перемещение мочи в мочевой пузырь


6. накопление вторичной мочи


7. образование вторичной мочи


8. выведение мочи во внешнюю среду


1

2

3

4

5

6

7

8










Блок С

  1. Зная о многочисленных функциях кожи, можно сделать вывод о необходимости выполнения ряда гигиенических правил. Перечислите их и аргументируйте.





Контрольная работа по теме: «Высшая нервная деятельность»



Вариант 1

Задание 1.  Выберите один правильный ответ.

1. Принцип рефлекторной работы мозга был открыт:

A. Иваном Михайловичем Сеченовым

Б. Николаем Ивановичем Пироговым

B. Ильей Ильичом Мечниковым

2. Сужение зрачка, слюноотделение можно отнести к:

A. Условным рефлексам

Б. Безусловным рефлексам

B. Приобретенным рефлексам

3. Способность новорожденных к плаванию без предварительного обучения является примером:

A. Безусловного рефлекса

Б. Условного рефлекса

B. Инстинкта

4. В основе приобретенного поведения лежат:

A. Безусловные рефлексы

Б. Условные рефлексы

B. Инстинкты

5. Навыки катания на коньках, на велосипеде, плавание формируются на основе:

A. Динамического стереотипа

Б. Инстинктивных реакций

B. Безусловных реакций

6. Если не подкреплять условный раздражитель безусловным, произойдет:

A. Безусловное торможение

Б. Исчезновение рефлекса

B. Условное торможение

7. Мышление возникает на основе:

A. Инстинкта

Б. Рассудочной деятельности

B. Безусловных рефлексов

8. Сущность образования условных рефлексов, процессов возбуждения и торможения была открыта и подробно изучена:

A. Иваном Михайловичем Сеченовым

Б. Николаем Ивановичем Пироговым

B. Иваном Петровичем Павловым

9. Сон представляет собой:

A. Один из видов торможения коры полушарий большого мозга

Б. Один из особых видов возбуждения коры полушарий большого мозга

B. Временное прекращение деятельности мозга



10. Во время сна клетки мозга:

A. Прекращают свою активность

Б. Восстанавливают свою работоспособность

B. Замедляют свою работоспособность



Задание 2Вставьте пропущенное слово.

1. Безусловные рефлексы являются..., передаются из поколения в поколение и проявляются как... реакции на определенные... раздражители.

2. Примером безусловного рефлекса служит сужение...,... в ротовой полости и более сложные формы врожденного поведения – ...

3. Рефлексы, возникающие в течение жизни, называются..., являются строго... и возникают в ответ на... раздражители.

4. Условные рефлексы лежат в основе... поведения, обеспечивающего адаптацию к окружающему миру, и сложной системы условно-рефлекторных связей в коре полушарий, формирующих... стереотип, лежащий в основе многих привычек и...

5. Со временем с условными рефлексами может произойти... или... торможение при исчезновении условного раздражителя или действии нового... рефлекса.

6. Гипотеза о рефлекторной основе деятельности... мозга принадлежит..., а создателем целостного учения об условных рефлексах является...

7. Для нормальной жизнедеятельности человека необходимо, чтобы период активного бодрствования сменялся..., который Павлов назвал... торможением, восстанавливающим функции... системы.



Задание 3Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Какие рефлексы называют безусловными? В чем их значение?

2. Приведите примеры инстинктивного поведения человека.

3. Что такое условные рефлексы? Как они формируются?

4. Каково значение условных рефлексов?

5. Объясните понятие «динамический стереотип».



Вариант 2

Задание 1.  Выберите один правильный ответ.

1. Люди видят сны в период:

А. Пробуждения

Б. Медленного сна

В. Быстрого сна

2. Взрослый человек должен спать в сутки:

А. 4 часа

Б. 8 часов

В. 10 часов

3. Состояние длительного многолетнего сна называется:

А. Летаргией

Б. Гипнозом

В. Сомнамбулизмом

4. Специфическим условным раздражителем человека является:

А. Действие

Б. Слово

В. Мысль

5. Представление о цвете, форме, поверхности, запахе предмета складываются в:

А. Восприятие

Б. Впечатление

В. Ощущение

6. Установление взаимосвязи между фактами – основа:

A. Логической памяти

Б. Механической памяти

B. Слуховой памяти

7. Способность человека на основе уже имеющихся знаний добывать новую информацию, называется:

А. Познание

Б. Мышление

В. Память

8. Неуравновешенный, легковозбудимый тип темперамента называется:

А. Сангвиник

Б. Флегматик

В. Холерик

9. Уравновешенный, спокойный, инертный тип темперамента называется:

А. Сангвиник

Б. Флегматик

В. Меланхолик

10. Тип темперамента и особенности нервной системы:

A. Наследуются от родителей

Б. Зависят от внешней среды

B. Зависят от наследственности и факторов среды

Задание 2Вставьте пропущенное слово.

1. Человек видит сны в период... сна, который сменяется затем фазой... сна, состоянием глубокого...

2. К расстройствам сна можно отнести длительное болезненное состояние неподвижности – ..., или снохождение – ..., существует также искусственное погружение в частичный сон – ...

3. Основные отличия человека от животных – это:...,... и способность к... деятельности.

4. Любая познавательная деятельность человека начинается с... отдельных качеств предметов, из которых складывается..., фиксирующееся в памяти в виде...

5. Память – сложный психический процесс, складывающийся из запоминания, хранения и... информации; существует механическая,..., зрительная и... память.

6. В основе обучения человека лежит..., то есть способность добывать новую... на основе уже имеющихся сведений; для активизации этого процесса лучше использовать разные виды...

7. По специфическим особенностям нервных процессов в организме психологи выделяют четыре типа... человека: холерики,..., флегматики и...



Задание 3Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. В чем значение сна?

2. Чем характеризуются различные фазы сна?

3. Каковы потребности в продолжительности сна и условия нормального сна?

4. Из чего формируются представления человека о предметах окружающего мира?

5. Что такое память? Какие виды памяти вы знаете?

6. Какие типы темперамента вы знаете? От чего они зависят?



Ответы

Вариант 1

Задание 1.

1 – А; 2 – Б; 3 – В; 4 – Б; 5 – А; 6 – В; 7 – Б; 8 – В; 9 – А; 10 – Б;

Задание 2.

1. Врожденными, постоянные, внешние. 2. Зрачков, слюноотделение, инстинкты. 3. Условными, индивидуальными, определенные. 4. Приобретенного, динамический, навыков. 5. Условное, безусловное, ориентировочного. 6. Головного, И. М. Сеченову, И. П. Павлов. 7. Сном, охранительным, нервной.

Задание 3.

1. Безусловные рефлексы – это врожденные реакции организма на определенные раздражители, передаются по наследству и сохраняются в течение жизни; обеспечивают биологическую целостность организма.

2. Инстинкты – это более сложные формы врожденного поведения, цепь последовательных реакций, обеспечивающих адаптацию к окружающей среде, например, способность новорожденных плавать без предварительного обучения.

3. Условные рефлексы приобретаются в течение жизни, являются индивидуальными для каждого человека. Возникают при длительном сочетании воздействия условного и безусловного раздражителя.

4. Обеспечивают индивидуальное приспособительное поведение, являются основой формирования умений и навыков.

5. Динамический стереотип – это особая система условнорефлекторных связей в головном мозге, лежащая в основе обучения большинства двигательных навыков, которые затем становятся автоматическими, например письмо, игра на рояле, катание на велосипеде, плавание.

Вариант 2

Задание 1

1 – В; 2 – Б; 3 – А; 4 – Б; 5 – В; 6 – А; 7 – Б; 8 – В; 9 – Б; 10 – В.

Задание 2.

1. Быстрого, медленного, покоя (расслабления). 2. Летаргию, сомнамбулизм, гипноз. 3. Сознание, речь, трудовой. 4. Ощущений, восприятие, представлений. 5. Воспроизведения, логическая, слуховая. 6. Мышление, информацию, памяти. 7. Темперамента, сангвиники, меланхолики.

Задание 3.

1. Сон является охранительным торможением нервной системы, защищает ее от перегрузок, восстанавливает функции многих других систем органов, умственную и физическую работоспособность человека.

2. Фаза медленного сна является состоянием глубокого покоя, а во время фазы быстрого сна учащается ритм дыхания и сердечных сокращений, усиливается обмен веществ, человек в это время видит сны.

3. Дети должны спать до 10 часов в сутки, взрослые – 6–8 часов; для полноценного сна необходимо проветрить помещение, подготовить удобное место для сна и избегать сильных внешних раздражителей.

4. Представления об особенностях предмета или явления формируются на основе сочетания ощущений (запаха, вкуса, цвета, текстуры поверхности), возникающих при раздражении рецепторов органов чувств и восприятия целостного образа, возникающего в коре полушарий, а затем фиксируются в памяти человека.

5. Память – это совокупность процессов запоминания, хранения и воспроизведения информации. Существует механическая, логическая, зрительная, слуховая память.

6. У всех людей разные особенности нервных процессов в организме, сочетание подвижности и уравновешенности, эмоциональности и сдержанности. Это врожденные качества, влияющие на возможности общения людей друг с другом, выбор профессии, социальную активность, являющиеся проявлением четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. В чистом виде такие типы темперамента встречаются редко, у большинства окружающих вы обнаружите смешанный темперамент с преобладанием сильного или слабого типа нервной системы, уравновешенности и неуравновешенности, большей и меньшей подвижности нервных реакций.



Контрольная работа по теме «Анализаторы»

Вариант 1

Часть 1. Выберите один правильный и наиболее полный ответ.

  1. Органами чувств являются:

а) органы зрения, слуха, пищеварения;

б) органы пищеварения, слуха, осязания;

в) органы осязания, дыхания, вкуса;

г) органы вкуса, обоняния, зрения.

  1. Внутренне ухо находится в толще кости:

а) теменной; в) лобной;

б) затылочной; г) височной.

  1. Периферический отдел обонятельного анализатора находится:

а) в верхнем отделе носовой полости (или верхней носовой раковине);

б) в среднем отделе носовой полости (или средней носовой раковине);

в) в нижнем отделе носовой полости (или нижней носовой раковине);

г) в ноздрях.

  1. Слуховые косточки в среднем ухе – это:

а) стремечко и молоточек; в) наковальня и стремечко;

б) молоточек и наковальня; г) молоточек, наковальня и стремечко.

  1. Слуховая, или евстахиева, труба соединяет с глоткой:

а) наружное ухо;

б) среднее ухо;

в) улитку внутреннего уха;

г) полукружные канальцы внутреннего уха.

  1. Светочувствительные клетки (палочки и колбочки) находятся:

а) под роговицей; в) в сетчатке;

б) в толще радужной оболочки; г) в стекловидном теле.

Часть 2. Выберите три правильных ответа.

  1. Радужка – это:

а) образование, в клетках которого содержится пигмент, определяющий цвет глаза;

б) часть сосудистой оболочки;

в) часть фиброзной оболочки, или склеры;

г) часть аппарата, определяющего количество света, проникающего внутрь глаза.

  1. Болевые рецепторы располагаются:

а) в коже и мышцах; г) в жёлтом костном мозге;

б) в надкостнице; д) во внутренних органах.

в) в красном костном мозге;

  1. В толще височной кости находятся:

а) среднее ухо; в) вестибулярный аппарат;

б) улитка внутреннего уха; г) ушная раковина.

  1. Ядро глаза покрыто оболочками:

а) фиброзной; г) эпителиальной;

б) хрящевой; д) сетчаткой.

в) сосудистой;

Часть 3. Выберите правильные утверждения.

1) Анализаторы – это сложные анатомо-физиологические системы, обеспечивающие восприятие и анализ раздражителей, действующих на организм.

2) Палочки – это рецепторные клетки глаза, воспринимающие цвет.

3) Колбочки – это рецепторные клетки глаза, воспринимающие цвет.

4) Отёчность и воспаление слизистой носа ограничивают возможность восприятия запаха.

5) Корковый конец зрительного анализатора находится в лобной доле.

Часть 4. Впишите вместо точек нужное слово (или слова).

  1. Широкая вкусовая гамма создаётся из сочетаний четырёх вкусовых ощущений: горького, сладкого, … , … .

  2. Рецепторы слухового анализатора находятся в улитке …. уха.

  3. Рецепторы, воспринимающие свет и преобразующие его в нервные импульсы, находятся в … глаза.

Часть 5. Приведите в соответствие.

Название анализатора: Месторасположение коркового конца

анализатора в полушариях большого мозга.

1) зрительный а) в лобной доле;

б) в теменной доле;

2) слуховой. в) в височной доле;

г) в затылочной доле.

Часть 6. Ответьте на вопрос.

Какие волокна (гладкие или поперечнополосатые) составляют мышцы, приводящие в движение глазное яблоко?

Часть 7. Рассмотрите схему, иллюстрирующую строение глаза. Укажите, что обозначено на ней цифрами 1 – 9.

Вариант 2

Часть 1. Выберите один правильный и наиболее полный ответ.

  1. Роговица – это выпуклая прозрачная пластинка глаза, которая является:

а) частью фиброзной оболочки;

б) частью сосудистой оболочки;

в) частью сетчатки;

г) самостоятельной оболочкой.

  1. Анализатор состоит:

а) из рецептора, воспринимающего раздражение;

б) из проводниковой части, передающей полученную информацию;

в) из участка коры больших полушарий головного мозга;

г) всё верно.

  1. Рецепторы глаза, воспринимающие световое раздражение, находятся:

а) в роговице; в) в сетчатке;

б) на радужке; г) на сосудистой оболочке.

  1. Среднее ухо расположено внутри кости:

а) лобной; в) височной;

б) затылочной; г) теменной.

  1. Рецепторы, воспринимающие звук, расположены:

а) на барабанной перепонке;

б) в слуховой трубе;

в) на стенках перепончатых лабиринтов полукружных каналов;

г) на стенке перепончатого лабиринта улитки.

  1. Наиболее сильное преломление света в глазу происходит:

а) в жидкости за радужкой (задняя камера глаза);

б) в хрусталике;

в) в жидкости между роговицей и радужной (передняя камера глаза);

г) в стекловидном теле.

Часть 2. Выберите три правильных ответа.

  1. В коже есть чувствительные образования – рецепторы, воспринимающие ряд внешних раздражений:

а) давление на кожу; г) свет;

б) холод; д) звук.

в) тепло;

  1. Восприятие вкусовых раздражений у человека обеспечивается наличием рецепторов, которые находятся в эпителии:

а) сосочков языка; г) трахеи;

б) мягкого нёба; д) бронхов.

в) глотки и зева;

  1. Во внутреннем ухе выделяют:

а) слуховые косточки; г) преддверие;

б) улитку; д) полукружные каналы.

в) слуховую трубу;

  1. Рецепторы в коже распределены неравномерно, их много в коже:

а) пальцев рук и ладоней; г) губ и кончика носа;

б) подошв; д) ягодиц.

в) спины;

Часть 3. Выберите правильные утверждения.

  1. Наружное ухо включает ушную раковину и слуховой проход.

  2. Наружное ухо включает только ушную раковину.

  3. При моргании выделившаяся из слёзной железы жидкость смачивает поверхность глаза и очищает её от инородных частиц.

  4. Рецепторы вестибулярного аппарата, или органы равновесия, информируют ЦНС о положении тела и его частей в пространстве.

  5. Дальнозоркость у пожилых людей, как правило, является результатом усиления степени сокращения ресничной мышцы, что приводит к увеличению выпуклости хрусталика.

Часть 4. Впишите вместо точек нужное слово (или слова).

  1. Ощутить запах того или иного вещества возможно в том случае, если оно …. и спокойно … .

  2. Давление, прикосновение к коже человек воспринимает благодаря наличию в ней … рецепторов.

  3. На месте выхода зрительного нерва из глазного яблока зрительных рецепторов нет, и это место называют … … .


Часть 5. Приведите в соответствие.

Части языка (или вкусовые зоны): Вкусовые ощущения

1) кончик; а) кислое и солёное;

2) боковые стороны, или края; б) сладкое и солёное;

2) корень языка. в) горькое.


Часть 6. Ответьте на вопрос.

Каким образом обеспечивается поддержание в среднем ухе давления, равного внешнему (атмосферному)?

Часть 7. Рассмотрите рисунок. Напишите, что обозначено на нём цифрами 1 – 4.


Ответы на тесты по теме «Анализаторы»


Вариант 1

Часть 1: 1 – г 2 – г 3 – д 4 – г 5 – б 6 – в.

Часть 2: 1 – а, б, д. 2 – а, б, д. 3 – а, б, в; 4 – а, в, д.

Часть 3: 1, 3, 4.

Часть 4: 1 – кислого, солёного; 2 – внутреннего; 3 – сетчатке.

Часть 5: 1 – г; 2 – в.

Часть 6: Поперечнополосатые.

Часть 7: 1 – роговица; 2 – радужка; 3 – зрачок; 4 – хрусталик; 5 – стекловидное тело;

6 – склера; 7 – сосудистая оболочка; 8 – сетчатка; 9 – зрительный нерв.

Вариант 2

Часть 1: 1 – а 2 – г 3 – в 4 – в 5 – г 6 – б.

Часть 2: 1 – а, б, в. 2 – а, б, в. 3 – б, г, д. 4 – а, б, г.

Часть 3: 1, 3, 4.

Часть 4: 1 – летучее, растворяться; 2 – осязательных; 3 – слепым пятном..

Часть 5: 1 – б; 2 – а; 3 – в.

Часть 6: Благодаря наличию слуховой, или евстахиевой, трубы, соединяющей полость среднего уха с глоткой и обеспечивающей циркуляцию воздуха. При воспалении слуховой трубы и нарушении (частично или полностью) связи с внешней средой возникает ощущение шума в ушах, понижается слух.

Часть 7: 1 – мышцы, приводящие в движение глазное яблоко; 2 – глазное яблоко; 3 – радужка;


4 – зрачок.

Контрольная работа по теме:

«Индивидуальное развитие организма. Половая система человека».


Вариант 1


А1. Как называется структурный компонент яичника, в ко­тором находится яйцеклетка, окруженная слоем эпители­альных клеток и двумя слоями соединительной ткани?

1) фолликул

2) фурункул

3)зигота

4) сперматозоид

А2. Как называется выход наружу неоплодотворенной яйцеклетки вместе с отделившимся от внутренней стенки матки рыхлым слоем?

1) половой акт

2) поллюция

3) менструация

4) овуляция

A3. Как называется непроизвольное семяизвержение, при котором выводятся накопленные в придатках яичка спер­матозоиды?

1) менструация

2) поллюция

3) коитус

4) овуляция

А4. В каком примерно возрасте у женщин прекращается выработка яйцеклеток?

1) после 30 лет

2) после 35 лет

3) после 45 лет

4) после 60 лет


В1. От чего зависит пол человека?

_________________________________________________________________________


В2. Как называются женские половые клетки?

_________________________________________________________________________


С1. Назовите число хромосом в зиготе.

Вариант 2


А1. Женские половые клетки имеют:

1) по одной Х-хромосоме

2) по две Х-хромосомы

3) по одной Y-хромосоме

4) по две Y-хромосоме

А2. Как называется процесс, в результате которого яйце­клетка попадает в брюшную полость и далее в маточную трубу?

1) менструация

2) овуляция

3) оплодотворение

4) семяизвержение

A3. Где образуются мужские половые клетки?

1) в матке

2) в семявыводящих протоках

3) в предстательной железе

4) в яичках

А4. Куда впадают семявыводящие протоки?

1) в почки

2) в предстательную железу

3) в мочеиспускательный канал

4) в мошонку


В1. Как называется оплодотворенная яйцеклетка?

_________________________________________________________________________


В2. Как называются мужские половые клетки?

_________________________________________________________________________


С1. В чем принципиальное отличие половых клеток от других клеток организма человека?

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!