СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

.    Рабочая программа разработана на основе авторской программы В. В. Пасечника «Уроки биологии. 5—6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк]; под ред. В. В. Пасечника; Рос. акад. наук, Рос.акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение 2018 г. (Линия жизни) и ориентирована на использование учебника: «Биология. 5- 6 классы: учебник для общеобразовательных организаций [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк]; под ред. В. В. Пасечника. – 9-е изд., переработанное – М.: Просвещение, 2019 г. (Линия жизни).  Учебник, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников. (Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года №345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования")

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОДИНЦОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 13



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор гимназии

_______Полякова Л.В.

« » 2020 г

Приказ №



Рабочая программа

учебного предмета «Биология»

5 класс

основное общее образование

(ФГОС ООО)

Составитель: Молибог Е.П.

учитель высшей

квалификационной категории



2020-2021 учебный год

Пояснительная записка:

1. Рабочая программа разработана на основе авторской программы В. В. Пасечника «Уроки биологии. 5—6 классы: пособие для учи-

телей общеобразоват. учреждений [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк]; под ред. В. В. Пасечника; Рос. акад. наук, Рос.

акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение 2018 г. (Линия жизни) и ориентирована на использование учебника: «Биология. 5- 6 классы: учебник для общеобразовательных организаций [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк]; под ред. В. В. Пасечника. – 9-е изд., переработанное – М.: Просвещение, 2019 г. (Линия жизни). Учебник, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников. (Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года №345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования")

В соответствии с учебным планом гимназии на изучение биологии в 5 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю.

Программа общеобразовательная. Составлена согласно:

Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;

Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2014 г.

Соответствует образовательной программе гимназии (ФГОС ООО 5-9), учебному плану и календарному графику гимназии на 2019- 2020 учебный год.


Цели основного общего биологического образования:

Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой. Биологическое образование способствует формированию у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом, раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, вносит большой вклад в формирование научного мировоззрения.


Цели и задачи учебного курса «Биология» в 5 классе:

Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа от­личается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах иссле­дования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значе­нии бактерий, грибов и растений, о значении этих организ­мов в природе и жизни человека.

В курсе предмета расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.

Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.

Изучение биологии по предлагаемой программе предпола­гает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лаборатор­ные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздей­ствовать на личность учащегося: тренировать память, разви­вать наблюдательность, мышление, обучать приёмам само­стоятельной учебной деятельности, способствовать разви­тию любознательности и интереса к предмету.

Содержание курса направлено на формирование уни­версальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследователь­скую деятельность, основу которой составляют такие учеб­ные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопро­сы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать мате­риал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учеб­ную деятельность, где преобладают такие её виды, как уме­ние полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сооб­щать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.


1. Планируемые результаты освоения учебной программы.


Предметные

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

• характеризовать признаки растительных организмов

• характеризовать особенности взаимодействий растений с окружающей живой и неживой природой; использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности при изучении растительных организмов;

• различать типы тканей растительного организма, определять их функцию;

• характеризовать строение и физиологические процессы, свойственные растительным организмам;

• различать основные экологические группы растений по отношению к свету, температурным условиям, наличию влаги;

• регулировать условия освещенности, температурный и водный режим для создания наиболее благоприятных условий развития культурных растений;

• различать растения по способу опыления и распространению плодов и семян;

• определять состав почвы и экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы;

• улучшать состав почвы с помощью зеленых растений;

• находить и анализировать информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических справочниках, электронных источниках информации;


основам рефлексивного чтения биологической литературы;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• под руководством учителя проводить наблюдения и исследования за живыми растениями, ставить биологические эксперименты, объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• выдвигать гипотезы и организовывать исследования с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

• правилам работы в кабинете биологии, с биологическими и химическими приборами и инструментами;

• используя знания о биологических законах, улучшать условия существования отдельных растений и растительных сообществ для повышения их продуктивности;




Личностные

будут сформированы

получат возможность формирования:

  • личностные представления о целостности природы,

  • познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • нравственные чувства и нравственное поведение, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

  • компетентности в общении и сотрудничестве с учителем, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности


  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

  • возможность освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину

  • знания о ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоении правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей



Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)


Познавательные УУД

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.


  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);


Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);


  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.


Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


  • обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;

  • обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.




2. Содержание учебного предмета.


Введение (7 ч)

Биология — наука о живой природе. Методы изучения биологии. Как работают в лаборатории. Разнообразие живой природы. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных».

Итоговое собеседование по теме «Введение».

Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. (8 ч)

Увеличительные приборы. Химический состав клетки. Неорганические вещества. Химический состав клетки. Органические вещества. Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли) Особенности строения клеток. Пластиды. Процессы жизнедеятельности в клетке. Деление и рост клеток.

Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы. Устройство светового микроскопа и приёмы работы с ним».

Лабораторная работа №2 «Обнаружение органических веществ в растениях».

Лабораторная работа №3 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».

Лабораторная работа №4 «Пластиды в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника».

Итоговое собеседование по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов».

Глава 2. Многообразие организмов. (19 ч)

Характеристика царства Бактерии. Роль бактерий в природе и жизни человека. Характеристика царства Растения. Водоросли. Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека. Высшие споровые растения. Моховидные Папоротниковидные. Плауновидные. Хвощевидные. Голосеменные растения. Разнообразие хвойных растений. Покрытосемянные, или Цветковые, растения. Характеристика царства Животные. Характеристика царства Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Грибы – паразиты растений, животных, человека. Лишайники - комплексные симбиотические организмы. Происхождение бактерий, грибов, животных и растений.

Лабораторная работа №5 «Изучение тонких срезов клубеньков на корнях бобовых растений»

Лабораторная работа №6 «Строение зеленых водорослей»

Лабораторная работа №7 «Строение мха»

Лабораторная работа №8 «Строение папоротника»

Лабораторная работа №9 «Строение хвои и шишек хвойных растений»

Лабораторная работа №10 «Строение и разнообразие шляпочных грибов»

Итоговое собеседование по теме «Многообразие организмов».




3. Тематическое планирование.


Разделы программы

Количество часов

В том числе

Практические и лабораторные работы

Контрольные и проверочные работы

Введение

7

-

Итоговое собеседование по теме

Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.

8

4

Итоговое собеседование по теме

Глава 2. Многообразие организмов.

19

6

Итоговое собеседование по теме

Итого

34

10

3

4. Календарно-тематический планирование

п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Домашнее задание

Дата

Приме-

чание

план

факт


Введение


(7 ч)






1

Биология — наука о живой природе.

1

Определяют понятия: «биоло­гия», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологи­ческих знаний в современной жизни. Оценивают роль биологи­ческой науки в жизни общества

В учебнике изучить статью на стр.3 - 4 и § 1 «Биология — наука о живой природе». Ответить на вопросы 1-3 (устно) в конце параграфа.




2

Методы изучения биологии.

1

Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные мето­ды исследования в биологии. Изучают правила техники без­опасности в кабинете биологии.

В учебнике изучить § 2 «Методы изучения биологии». Ответить на вопросы 1 -4 (устно), предложенные в конце параграфа.




3

Как работают в лаборатории.

1

Учащиеся осваивают основные при-

ёмы работы с лабораторным оборудованием и посудой. Осознают необходимость соблю-

дения правил работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами.

В учебнике изучить § 3 «Как работают в лаборатории». Ответить на вопро­сы 1 -2 (устно), предложенные в конце параграфа.




4

Разнообразие живой природы.

1

Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние де­ятельности человека на природу

В учебнике изучить § 4 «Разнообразие живой природы». Ответить на вопросы 1 – 5 (устно), предложенные в конце параграфа.




5

Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

1

Анализируют и сравнивают эко­логические факторы. Отрабаты­вают навыки работы с текстом учебника.

В учебнике изучить § 5

«Среды обитания организмов». Ответить на во­просы 1 – 6 (устно), предложенные в конце параграфа.




6

Экскурсия «Многообразие живых орга­низмов. Осенние явления в жизни растений и жи­вотных».

1

Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических

наблюдений

Оформить отчет по экскурсии.




7

Обобщающий урок по теме «Введение».

1

Участвуют в Итоговое собеседование по теме «Введение».

Проработать текст «Выводы» на стр. 22





Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.

(8 ч)






8

Увеличительные приборы.

1

Учащиеся знакомятся с устройством

увеличительных приборов, учатся работать с ними; узнают историю создания светового микроскопа и открытия клеточного строения организмов. Выполняют: Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы. Устройство светового микроскопа и приёмы работы с ним»


В учебнике изучить § 6 «Увеличительные приборы.» Ответить на вопросы 1 – 4 (устно), предложенные в конце параграфа.




9

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

1

Учащиеся знакомятся с химическим

составом клетки, с неорганическими веществами и их ролью в клетке. Учатся устанавливать

общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава.


В учебнике изучить § 7 «Химический состав клетки». До органических веществ. Стр. 28 Ответить на вопросы 1 – 3 (устно), предложенные в конце параграфа.




10

Химический состав клетки. Органические вещества.

1

Учащиеся знакомятся с органическими

веществами и их ролью в клетке. Учатся доказывать единство живой природы на основании установления сходства химического состава клеток. Выполняют: Лабораторная работа №2 «Обнаружение органических веществ в растениях»


В учебнике изучить § 7 «Химический состав клетки». До конца. Ответить на вопросы 4 – 6 (устно), предложенные в конце параграфа.




11

Строение клетки

(оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)

1

У учащихся формируются понятия о строении клетки; Учащиеся учатся выполнять лабораторную работу по инструктивной карточке и оформлять её результаты. Выполняют: Лабораторная работа №3 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».




В учебнике изучить § 8 «Строение клетки». Ответить на вопросы 1 – 2 (устно), предложенные в конце параграфа.








12

Особенности строения клеток.

Пластиды.

1

У учащихся формируются понятия о пластидах и хлоропластах; школьники учатся готовить

микропрепараты, рассматривать их в микроскоп. Выполняют: Лабораторная работа №4 «Пластиды в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника».

В учебнике повторить § 8 «Строение клетки». Ответить на вопросы 3 – 4 (устно), предложенные в конце параграфа.





13

Процессы жизнедеятельности

в клетке.

1

У учащихся формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки. Учащиеся учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетке.

В учебнике изучить § 9 «Жизнедеятельность клетки». До деления клетки Стр.38 Ответить на вопросы 1 – 2 (устно), предложенные в конце параграфа.





14

Деление и рост клеток.

1

У учащихся формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении

клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов.

В учебнике повторить § 9 «Жизнедеятельность клетки». До конца. Ответить на вопрос 3 (устно), в конце параграфа.




15

Обобщающий урок по теме: «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов».

1

Участвуют в Итоговое собеседование по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов».

Проработать текст «Вывод к главе 1» на с. 42





Глава 2. Многообразие организмов.

(19ч)






16

Характеристика царства Бактерии.

1

Учащиеся знакомятся с особенностями

строения бактерий и их многообразием.

Учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты


В учебнике изучить § 10 «Характеристика царства Бактерии.». Ответить на вопросы 1 – 5 (устно), предложенные в конце параграфа.




17

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

Учащиеся знакомятся с ролью бактерий

в природе и жизни человека, с размножением бактерий. Выполняют: Лабораторная работа №5 «Изучение тонких срезов клубеньков на корнях бобовых растений»


В учебнике изучить § 11 «Роль бактерий в природе и жизни человека». Ответить на вопросы 1 – 5 (устно), предложенные в конце параграфа.




18

Характеристика царства Растения.

1

Учащиеся учатся выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, сравнивать представителей низших и высших растений.

В учебнике изучить § 12 «Характеристика царства Растения.». Ответить на вопросы 1 – 3 (устно), в конце параграфа.




19

Водоросли.

1

Учащиеся узнают о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках, развивают представление о систематике организмов.

В учебнике изучить § 13 «Водоросли». Ответить на вопросы 1 – 4 (устно), предложенные в конце параграфа.




20

Многообразие водорослей.

1

Учащиеся учатся выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относят водоросли к низшим растениям. Выполняют: Лабораторная работа №6 «Строение зеленых водорослей»

В учебнике изучить § 14 «Многообразие водорослей». Ответить на вопросы 1 – 5 (устно), предложенные в конце параграфа.




21

Роль водорослей в природе и жизни человека.

1

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей.

В учебнике изучить § 15 «Многообразие водорослей». Ответить на вопросы 1 – 3 (устно), предложенные в конце параграфа.




22

Высшие споровые растения.

1

Учащиеся учатся выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относят мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям.

В учебнике изучить § 16 «Высшие споровые растения». Ответить на вопросы 1 – 5 (устно), предложенные в конце параграфа.




23

Моховидные

1

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека. Выполняют: Лабораторная работа №7 «Строение мха»


В учебнике изучить § 17 «Моховидные». Ответить на вопросы 1 – 5 (устно), предложенные в конце параграфа.




24

Папоротниковидные.

Плауновидные. Хвощевидные.

1

Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека. Выполняют: Лабораторная работа №8 «Строение папоротника»


В учебнике изучить § 18 «Папоротниковидные.

Плауновидные. Хвощевидные». Ответить на вопросы 1 – 6 (устно), предложенные в конце параграфа.




25

Голосеменные растения.

1

Учащиеся узнают о характерных признаках и многообразии голосеменных растений; формируется понятие «семенные растения».

В учебнике изучить § 19 «Голосеменные растения». Ответить на вопросы 1 – 4 (устно), предложенные в конце параграфа.




26

Разнообразие хвойных растений.

1

Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов. Выполняют: Лабораторная работа №9 «Строение хвои и шишек хвойных растений»


В учебнике изучить § 20 «Разнообразие хвойных растений». Ответить на вопросы 1 – 3 (устно), предложенные в конце параграфа.




27

Покрытосемянные, или Цветковые, растения.

1

Учащиеся учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений

В учебнике изучить § 21 «Покрытосемянные, или Цветковые, растения». Ответить на вопросы 1 – 3 (устно), предложенные в конце параграфа.




28

Характеристика царства Животные.

1

Учащиеся знакомятся с общей характеристикой царства Животные, разнообразием животного

мира; учатся выделять существенные признаки животных, различать животных среди биологических объектов.

В учебнике изучить § 22 «Покрытосемянные, или Цветковые, растения». Ответить на вопросы 1 – 5 (устно), предложенные в конце параграфа.




29

Характеристика царства Грибы.

1

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.


В учебнике изучить § 23 «Характеристика царства Грибы». Ответить на вопросы 1 – 4 (устно), предложенные в конце параграфа.




30

Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека.

1

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Выполняют: Лабораторная работа №10 «Строение и разнообразие шляпочных грибов»

В учебнике изучить § 24 «Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека». Ответить на вопросы 1 – 5 (устно), предложенные в конце параграфа.




31

Грибы – паразиты растений, животных, человека.

1

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

В учебнике изучить § 25 «Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека». Ответить на вопросы 1 – 4 (устно), предложенные в конце параграфа.




32

Лишайники - комплексные симбиотические организмы.

1

Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе.

В учебнике изучить § 26 «Лишайники - комплексные симбиотические организмы». Ответить на вопросы 1 – 5 (устно), предложенные в конце параграфа.




33

Происхождение бактерий, грибов, животных и растений.

1

Сравнивают представителей различных царств живой природы. Отмечают их характерные черты.

В учебнике изучить § 27 «Происхождение бактерий, грибов, животных и растений». Ответить на вопросы 1 – 6 (устно), предложенные в конце параграфа




34

Обобщающий урок по теме: «Многообразие организмов».

1

Участвуют Итоговое собеседование по теме «Многообразие организмов».

Проработать текст «Вывод к главе 2» на с. 116






Виды деятельности учащихся

Виды учебно-познавательной деятельности:

  • Работа с книгой

  • Наблюдение

  • Эксперимент

  • Систематизация знаний

  • Решение познавательных задач (проблем)

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  • Слушание объяснений учителя.

  • Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

  • Самостоятельная работа с учебником.

  • Работа с научно-популярной литературой;

  • Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

  • Систематизация учебного материала.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  • Наблюдение за демонстрациями учителя.

  • Просмотр учебных фильмов.

  • Объяснение наблюдаемых явлений.

  • Анализ проблемных ситуаций.

Виды деятельности с практической (опытной) основой:

  • Работа с раздаточным материалом.

  • Сбор и классификация коллекционного материала.

  • Постановка опытов для демонстрации классу.

  • Выполнение работ практикума.

  • Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

  • Проведение исследовательского эксперимента.


5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Методические пособия для учителя:

1. «Биология. 5- 6 классы: учебник для общеобразовательных организаций [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк]; под ред. В. В. Пасечника. – 9-е изд., переработанное – М.: Просвещение, 2019 - (Линия жизни).

2. В. В. Пасечника Биология. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Биология. 5- 6 классы: учебник для общеобразовательных организаций [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк]; под ред. В. В. Пасечника - М Просвещение, 2019 г.


3. В. В. Пасечника «Уроки биологии. 5—6 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк]; под ред. В. В. Пасечника ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение 2018 г

4. Электронное приложение к учебнику «Биология. 5- 6 классы: учебник для общеобразовательных организаций [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк]; под ред. В. В. Пасечника. – 9-е изд., переработанное – М. : Просвещение, 2019 - (Линия жизни).


Интернет ресурсы.

  • www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  • www.luzhok.ru/encyclop/garden/annual/ - Энциклопедия растений

  • www.roomplants.virtualave.net/ - справочник комнатных растений

  • www.floranimal.ru/ - Портал о растениях и животных

  • www.plant.geoman.ru/ - Занимательно о ботанике. Жизнь растений

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


Учебное оборудование.

Таблицы по биологии.

Компьютер. Интерактивная доска.


Средства обучения

Объекты натуральные

  • набор муляжей плодов и корнеплодов,

  • плодовые тела съедобных и ядовитых грибов (муляжи).







6. Формы промежуточной аттестации:

Лабораторные работы (10). Итоговые собеседования по темам (3). Защиты мини-проектов.

Тема

Форма промежуточной аттестации

Сроки проведения

«Введение».

Итоговое собеседование по теме «Клеточное строение организмов».


Глава 1. «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»

Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы. Устройство светового микроскопа и приёмы работы с ним»


Лабораторная работа №2 «Обнаружение органических веществ в растениях»


Лабораторная работа №3 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».


Лабораторная работа №4 «Пластиды в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника».


Итоговое собеседование по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов ».


Глава 2. «Многообразие организмов»

Лабораторная работа №5 «Изучение тонких срезов клубеньков на корнях бобовых растений»


Лабораторная работа №6 «Строение зеленых водорослей»


Лабораторная работа №7 «Строение мха»



Лабораторная работа №8 «Строение папоротника»


Лабораторная работа №9 «Строение хвои и шишек хвойных растений»


Лабораторная работа №10 «Строение и разнообразие шляпочных грибов»


Итоговое собеседование по теме «Многообразие организмов».


7. Темы исследовательских работ и мини-проектов по биологии в 5 классе:

«Загадки лишайников»

«Грибы - польза и вред»

«Пластиды в клетках растений»















«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

Протокол № от « » __08__ 2020 г.

Руководитель ШМО

_____ Никифорова Н.В.

« » __08__ 2020 г.





«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

_______ Молибог Е. П.

«___» ____ 2020 г.


16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!