МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОДИНЦОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 13
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор гимназии
_______Полякова Л.В.
« » 2020 г
Приказ №
Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
5 класс
основное общее образование
(ФГОС ООО)
Составитель: Молибог Е.П.
учитель высшей
квалификационной категории
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка:
1. Рабочая программа разработана на основе авторской программы В. В. Пасечника «Уроки биологии. 5—6 классы: пособие для учи-
телей общеобразоват. учреждений [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк]; под ред. В. В. Пасечника; Рос. акад. наук, Рос.
акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение 2018 г. (Линия жизни) и ориентирована на использование учебника: «Биология. 5- 6 классы: учебник для общеобразовательных организаций [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк]; под ред. В. В. Пасечника. – 9-е изд., переработанное – М.: Просвещение, 2019 г. (Линия жизни). Учебник, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников. (Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года №345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования")
В соответствии с учебным планом гимназии на изучение биологии в 5 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю.
Программа общеобразовательная. Составлена согласно:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2014 г.
Соответствует образовательной программе гимназии (ФГОС ООО 5-9), учебному плану и календарному графику гимназии на 2019- 2020 учебный год.
Цели основного общего биологического образования:
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой. Биологическое образование способствует формированию у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом, раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, вносит большой вклад в формирование научного мировоззрения.
Цели и задачи учебного курса «Биология» в 5 классе:
Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
В курсе предмета расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.
Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.
1. Планируемые результаты освоения учебной программы.
Предметные |
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
• характеризовать признаки растительных организмов • характеризовать особенности взаимодействий растений с окружающей живой и неживой природой; использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности при изучении растительных организмов; • различать типы тканей растительного организма, определять их функцию; • характеризовать строение и физиологические процессы, свойственные растительным организмам; • различать основные экологические группы растений по отношению к свету, температурным условиям, наличию влаги; • регулировать условия освещенности, температурный и водный режим для создания наиболее благоприятных условий развития культурных растений; • различать растения по способу опыления и распространению плодов и семян; • определять состав почвы и экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы; • улучшать состав почвы с помощью зеленых растений; • находить и анализировать информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических справочниках, электронных источниках информации; | основам рефлексивного чтения биологической литературы; • ставить проблему, аргументировать её актуальность; • под руководством учителя проводить наблюдения и исследования за живыми растениями, ставить биологические эксперименты, объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; • выдвигать гипотезы и организовывать исследования с целью проверки гипотез; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации; • правилам работы в кабинете биологии, с биологическими и химическими приборами и инструментами; • используя знания о биологических законах, улучшать условия существования отдельных растений и растительных сообществ для повышения их продуктивности; |
Личностные |
будут сформированы | получат возможность формирования: |
личностные представления о целостности природы, познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; нравственные чувства и нравственное поведение, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, компетентности в общении и сотрудничестве с учителем, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности | формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; возможность освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину знания о ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоении правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей |
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Познавательные УУД |
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; Выявлять причины и следствия простых явлений; Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.) Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст); |
Регулятивные УУД |
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД; Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. |
Коммуникативные УУД |
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом); В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории); Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе; обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе. |
2. Содержание учебного предмета.
Введение (7 ч)
Биология — наука о живой природе. Методы изучения биологии. Как работают в лаборатории. Разнообразие живой природы. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных».
Итоговое собеседование по теме «Введение».
Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. (8 ч)
Увеличительные приборы. Химический состав клетки. Неорганические вещества. Химический состав клетки. Органические вещества. Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли) Особенности строения клеток. Пластиды. Процессы жизнедеятельности в клетке. Деление и рост клеток.
Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы. Устройство светового микроскопа и приёмы работы с ним».
Лабораторная работа №2 «Обнаружение органических веществ в растениях».
Лабораторная работа №3 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».
Лабораторная работа №4 «Пластиды в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника».
Итоговое собеседование по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов».
Глава 2. Многообразие организмов. (19 ч)
Характеристика царства Бактерии. Роль бактерий в природе и жизни человека. Характеристика царства Растения. Водоросли. Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека. Высшие споровые растения. Моховидные Папоротниковидные. Плауновидные. Хвощевидные. Голосеменные растения. Разнообразие хвойных растений. Покрытосемянные, или Цветковые, растения. Характеристика царства Животные. Характеристика царства Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Грибы – паразиты растений, животных, человека. Лишайники - комплексные симбиотические организмы. Происхождение бактерий, грибов, животных и растений.
Лабораторная работа №5 «Изучение тонких срезов клубеньков на корнях бобовых растений»
Лабораторная работа №6 «Строение зеленых водорослей»
Лабораторная работа №7 «Строение мха»
Лабораторная работа №8 «Строение папоротника»
Лабораторная работа №9 «Строение хвои и шишек хвойных растений»
Лабораторная работа №10 «Строение и разнообразие шляпочных грибов»
Итоговое собеседование по теме «Многообразие организмов».
3. Тематическое планирование.
Разделы программы | Количество часов | В том числе |
Практические и лабораторные работы | Контрольные и проверочные работы |
Введение | 7 | - | Итоговое собеседование по теме |
Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. | 8 | 4 | Итоговое собеседование по теме |
Глава 2. Многообразие организмов. | 19 | 6 | Итоговое собеседование по теме |
Итого | 34 | 10 | 3 |
4. Календарно-тематический планирование
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата | Приме- чание |
план | факт |
| Введение | (7 ч) | | | | | |
1 | Биология — наука о живой природе. | 1 | Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества | В учебнике изучить статью на стр.3 - 4 и § 1 «Биология — наука о живой природе». Ответить на вопросы 1-3 (устно) в конце параграфа. | | | |
2 | Методы изучения биологии. | 1 | Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. | В учебнике изучить § 2 «Методы изучения биологии». Ответить на вопросы 1 -4 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
3 | Как работают в лаборатории. | 1 | Учащиеся осваивают основные при- ёмы работы с лабораторным оборудованием и посудой. Осознают необходимость соблю- дения правил работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами. | В учебнике изучить § 3 «Как работают в лаборатории». Ответить на вопросы 1 -2 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
4 | Разнообразие живой природы. | 1 | Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | В учебнике изучить § 4 «Разнообразие живой природы». Ответить на вопросы 1 – 5 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
5 | Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | 1 | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. | В учебнике изучить § 5 «Среды обитания организмов». Ответить на вопросы 1 – 6 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
6 | Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных». | 1 | Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений | Оформить отчет по экскурсии. | | | |
7 | Обобщающий урок по теме «Введение». | 1 | Участвуют в Итоговое собеседование по теме «Введение». | Проработать текст «Выводы» на стр. 22 | | | |
| Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. | (8 ч) | | | | | |
8 | Увеличительные приборы. | 1 | Учащиеся знакомятся с устройством увеличительных приборов, учатся работать с ними; узнают историю создания светового микроскопа и открытия клеточного строения организмов. Выполняют: Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы. Устройство светового микроскопа и приёмы работы с ним» | В учебнике изучить § 6 «Увеличительные приборы.» Ответить на вопросы 1 – 4 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
9 | Химический состав клетки. Неорганические вещества. | 1 | Учащиеся знакомятся с химическим составом клетки, с неорганическими веществами и их ролью в клетке. Учатся устанавливать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава. | В учебнике изучить § 7 «Химический состав клетки». До органических веществ. Стр. 28 Ответить на вопросы 1 – 3 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
10 | Химический состав клетки. Органические вещества. | 1 | Учащиеся знакомятся с органическими веществами и их ролью в клетке. Учатся доказывать единство живой природы на основании установления сходства химического состава клеток. Выполняют: Лабораторная работа №2 «Обнаружение органических веществ в растениях» | В учебнике изучить § 7 «Химический состав клетки». До конца. Ответить на вопросы 4 – 6 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
11 | Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли) | 1 | У учащихся формируются понятия о строении клетки; Учащиеся учатся выполнять лабораторную работу по инструктивной карточке и оформлять её результаты. Выполняют: Лабораторная работа №3 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». | В учебнике изучить § 8 «Строение клетки». Ответить на вопросы 1 – 2 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
12 | Особенности строения клеток. Пластиды. | 1 | У учащихся формируются понятия о пластидах и хлоропластах; школьники учатся готовить микропрепараты, рассматривать их в микроскоп. Выполняют: Лабораторная работа №4 «Пластиды в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника». | В учебнике повторить § 8 «Строение клетки». Ответить на вопросы 3 – 4 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
13 | Процессы жизнедеятельности в клетке. | 1 | У учащихся формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки. Учащиеся учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетке. | В учебнике изучить § 9 «Жизнедеятельность клетки». До деления клетки Стр.38 Ответить на вопросы 1 – 2 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
14 | Деление и рост клеток. | 1 | У учащихся формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов. | В учебнике повторить § 9 «Жизнедеятельность клетки». До конца. Ответить на вопрос 3 (устно), в конце параграфа. | | | |
15 | Обобщающий урок по теме: «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов». | 1 | Участвуют в Итоговое собеседование по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов». | Проработать текст «Вывод к главе 1» на с. 42 | | | |
| Глава 2. Многообразие организмов. | (19ч) | | | | | |
16 | Характеристика царства Бактерии. | 1 | Учащиеся знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообразием. Учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты | В учебнике изучить § 10 «Характеристика царства Бактерии.». Ответить на вопросы 1 – 5 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
17 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 | Учащиеся знакомятся с ролью бактерий в природе и жизни человека, с размножением бактерий. Выполняют: Лабораторная работа №5 «Изучение тонких срезов клубеньков на корнях бобовых растений» | В учебнике изучить § 11 «Роль бактерий в природе и жизни человека». Ответить на вопросы 1 – 5 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
18 | Характеристика царства Растения. | 1 | Учащиеся учатся выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, сравнивать представителей низших и высших растений. | В учебнике изучить § 12 «Характеристика царства Растения.». Ответить на вопросы 1 – 3 (устно), в конце параграфа. | | | |
19 | Водоросли. | 1 | Учащиеся узнают о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках, развивают представление о систематике организмов. | В учебнике изучить § 13 «Водоросли». Ответить на вопросы 1 – 4 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
20 | Многообразие водорослей. | 1 | Учащиеся учатся выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относят водоросли к низшим растениям. Выполняют: Лабораторная работа №6 «Строение зеленых водорослей» | В учебнике изучить § 14 «Многообразие водорослей». Ответить на вопросы 1 – 5 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
21 | Роль водорослей в природе и жизни человека. | 1 | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей. | В учебнике изучить § 15 «Многообразие водорослей». Ответить на вопросы 1 – 3 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
22 | Высшие споровые растения. | 1 | Учащиеся учатся выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относят мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям. | В учебнике изучить § 16 «Высшие споровые растения». Ответить на вопросы 1 – 5 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
23 | Моховидные | 1 | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека. Выполняют: Лабораторная работа №7 «Строение мха» | В учебнике изучить § 17 «Моховидные». Ответить на вопросы 1 – 5 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
24 | Папоротниковидные. Плауновидные. Хвощевидные. | 1 | Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека. Выполняют: Лабораторная работа №8 «Строение папоротника» | В учебнике изучить § 18 «Папоротниковидные. Плауновидные. Хвощевидные». Ответить на вопросы 1 – 6 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
25 | Голосеменные растения. | 1 | Учащиеся узнают о характерных признаках и многообразии голосеменных растений; формируется понятие «семенные растения». | В учебнике изучить § 19 «Голосеменные растения». Ответить на вопросы 1 – 4 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
26 | Разнообразие хвойных растений. | 1 | Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов. Выполняют: Лабораторная работа №9 «Строение хвои и шишек хвойных растений» | В учебнике изучить § 20 «Разнообразие хвойных растений». Ответить на вопросы 1 – 3 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
27 | Покрытосемянные, или Цветковые, растения. | 1 | Учащиеся учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений | В учебнике изучить § 21 «Покрытосемянные, или Цветковые, растения». Ответить на вопросы 1 – 3 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
28 | Характеристика царства Животные. | 1 | Учащиеся знакомятся с общей характеристикой царства Животные, разнообразием животного мира; учатся выделять существенные признаки животных, различать животных среди биологических объектов. | В учебнике изучить § 22 «Покрытосемянные, или Цветковые, растения». Ответить на вопросы 1 – 5 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
29 | Характеристика царства Грибы. | 1 | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. | В учебнике изучить § 23 «Характеристика царства Грибы». Ответить на вопросы 1 – 4 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
30 | Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. | 1 | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Выполняют: Лабораторная работа №10 «Строение и разнообразие шляпочных грибов» | В учебнике изучить § 24 «Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека». Ответить на вопросы 1 – 5 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
31 | Грибы – паразиты растений, животных, человека. | 1 | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | В учебнике изучить § 25 «Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека». Ответить на вопросы 1 – 4 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
32 | Лишайники - комплексные симбиотические организмы. | 1 | Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе. | В учебнике изучить § 26 «Лишайники - комплексные симбиотические организмы». Ответить на вопросы 1 – 5 (устно), предложенные в конце параграфа. | | | |
33 | Происхождение бактерий, грибов, животных и растений. | 1 | Сравнивают представителей различных царств живой природы. Отмечают их характерные черты. | В учебнике изучить § 27 «Происхождение бактерий, грибов, животных и растений». Ответить на вопросы 1 – 6 (устно), предложенные в конце параграфа | | | |
34 | Обобщающий урок по теме: «Многообразие организмов». | 1 | Участвуют Итоговое собеседование по теме «Многообразие организмов». | Проработать текст «Вывод к главе 2» на с. 116 | | | |
Виды деятельности учащихся
Виды учебно-познавательной деятельности:
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с учебником.
Работа с научно-популярной литературой;
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Систематизация учебного материала.
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Просмотр учебных фильмов.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Анализ проблемных ситуаций.
Виды деятельности с практической (опытной) основой:
Работа с раздаточным материалом.
Сбор и классификация коллекционного материала.
Постановка опытов для демонстрации классу.
Выполнение работ практикума.
Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
Проведение исследовательского эксперимента.
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Методические пособия для учителя:
1. «Биология. 5- 6 классы: учебник для общеобразовательных организаций [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк]; под ред. В. В. Пасечника. – 9-е изд., переработанное – М.: Просвещение, 2019 - (Линия жизни).
2. В. В. Пасечника Биология. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Биология. 5- 6 классы: учебник для общеобразовательных организаций [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк]; под ред. В. В. Пасечника - М Просвещение, 2019 г.
3. В. В. Пасечника «Уроки биологии. 5—6 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк]; под ред. В. В. Пасечника ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение 2018 г
4. Электронное приложение к учебнику «Биология. 5- 6 классы: учебник для общеобразовательных организаций [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк]; под ред. В. В. Пасечника. – 9-е изд., переработанное – М. : Просвещение, 2019 - (Линия жизни).
Интернет ресурсы.
www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
www.luzhok.ru/encyclop/garden/annual/ - Энциклопедия растений
www.roomplants.virtualave.net/ - справочник комнатных растений
www.floranimal.ru/ - Портал о растениях и животных
www.plant.geoman.ru/ - Занимательно о ботанике. Жизнь растений
http://school-collection.edu.ru/catalog/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Учебное оборудование.
Таблицы по биологии.
Компьютер. Интерактивная доска.
Средства обучения
Объекты натуральные
набор муляжей плодов и корнеплодов,
плодовые тела съедобных и ядовитых грибов (муляжи).
6. Формы промежуточной аттестации:
Лабораторные работы (10). Итоговые собеседования по темам (3). Защиты мини-проектов.
Тема | Форма промежуточной аттестации | Сроки проведения |
«Введение». | Итоговое собеседование по теме «Клеточное строение организмов». | |
Глава 1. «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов» | Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы. Устройство светового микроскопа и приёмы работы с ним» | |
Лабораторная работа №2 «Обнаружение органических веществ в растениях» | |
Лабораторная работа №3 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». | |
Лабораторная работа №4 «Пластиды в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника». | |
Итоговое собеседование по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов ». | |
Глава 2. «Многообразие организмов» | Лабораторная работа №5 «Изучение тонких срезов клубеньков на корнях бобовых растений» | |
Лабораторная работа №6 «Строение зеленых водорослей» | |
Лабораторная работа №7 «Строение мха» | |
Лабораторная работа №8 «Строение папоротника» | |
Лабораторная работа №9 «Строение хвои и шишек хвойных растений» | |
Лабораторная работа №10 «Строение и разнообразие шляпочных грибов» | |
Итоговое собеседование по теме «Многообразие организмов». | |
7. Темы исследовательских работ и мини-проектов по биологии в 5 классе:
«Загадки лишайников»
«Грибы - польза и вред»
«Пластиды в клетках растений»
«РАССМОТРЕНО»
на заседании ШМО
Протокол № от « » __08__ 2020 г.
Руководитель ШМО
_____ Никифорова Н.В.
« » __08__ 2020 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
_______ Молибог Е. П.
«___» ____ 2020 г.
16