СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»

Планируемые результаты


1 Личностными результатами являются следующие умения:

  • сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и здоровью человека;

  • осознание значения здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой;

  • овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

1. Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

3. Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

3 Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

  1. определять роль в природе различных групп организмов;

  2. объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

  3. приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  4. находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

  5. объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

  6. объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

  7. перечислять отличительные свойства живого;

  8. различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

  9. определять основные органы растений (части клетки);

  10. объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

  11. понимать смысл биологических терминов;

  12. характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

  13. проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

  14. использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

  15. различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.


Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников;

  • последствия деятельности человека в природе.

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;

  • выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Содержание тем учебного предмета


Содержание разделов программы

Основное содержание по темам рабочей программы

Тема 1. Биология — наука о живом мире

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей

Наука о живой природе. Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе — биология

Отличительные признаки живых организмов

Свойства живого. Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Методы изучения природы. Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях

Увеличительные приборы. Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Первое применение микроскопа Р. Гуком. Усовершенствование микроскопа А. Ван Левенгуком. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом. Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов»

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Строение клетки. Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных клеток. Назначение частей клетки. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме

Химический состав клетки. Химические вещества клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки

Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение.

Процессы жизнедеятельности клетки. Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки — процесс размножения (увеличения числа клеток). Новые клетки — только от клетки. Деление клеток, обеспечивающее передачу наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность.

Биология как наука.

Великие естествоиспытатели. Рассказ учителя о великих учёных-естествоиспытателях (Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов). Самостоятельная работа учеников с текстом учебника и электронными носителями информации в парах и малых группах

Тема 2. Многообразие живых организмов

Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы

Царства живой природы. Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.

Бактерии. Многообразие бактерий.

Бактерии: строение и жизнедеятельность. Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии — примитивные одноклеточные организмы, различные по форме, выносливые, обитают повсеместно, размножаются делением клетки надвое. Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка, отсутствуют оформленное ядро и вакуоли. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах.


Значение бактерий в природе и для человека. Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии — поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс жизнедеятельности бактерий — брожение. Полезные бактерии: их использование при создании пищевых продуктов, изготовлении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания человека и животных. Разработка средств борьбы с болезнетворными бактериями.

Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека.

Растения. Флора — исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле. Отличительное свойство практически всех растений — автотрофность благодаря наличию в клетках хлорофилла. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий: растения — эукариоты, бактерии — прокариоты. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Покрытосеменные и голосеменные растения. Их основное различие. Размножение цветковых и голосеменных растений семенами, остальных групп растений — спорами. Роль цветковых растений в жизни человека.

Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».

Животные. Строение животных Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека.

Животные. Фауна — совокупность всех видов животных. Особенности животных — гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, почва, суша и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных».

Грибы. Многообразие грибов

Грибы. Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза)

Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами

Многообразие и значение грибов. Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляп ка и ножка). Плесневые грибы. Их использование в здравоохранении. Антибиотик пенициллин. Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы — наносят большой урон урожаю культурных растений. Роль грибов в природе: участие в круговороте веществ, образование симбиозов, употреблении в пищу животными и человеком

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Лишайники. Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха.

Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека.

Значение живых организмов в природе и жизни человека. Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сорные растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животные, и грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Многообразие условий обитания на планете. Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно- воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни

Влияние экологических факторов на организмы.

Экологические факторы среды. Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Приспособления организмов к жизни в природе. Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.

Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии.

Природные сообщества. Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые организмы — пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество — совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания.

Природные зоны России. Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны

Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания.

Жизнь организмов на разных материках. Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Жизнь организмов в морях и океанах. Условия жизни организмов в водной среде — на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитатели мелководий — скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикреплённые организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Тема 4. Человек на планете Земля

Место человека в системе органического мира. Природная и социальная среда обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление.

Как появился человек на Земле. Введение в тему: когда и где появился человек? Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня. Биологические особенности со- временного человека: большой объём головного мозга, общение с по- мощью речи, творческая и мысли тельная деятельность. Земледелие и скотоводство. Деятельность человека в природе в наши дни.

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.

Как человек изменял природу. Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих растений как причины освоения человеком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы — необходимое условие её сохранения от негативных последствий деятельности человека.

Последствия деятельности человека в экосистемах.

Важность охраны живого мира планеты. Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.

Сохраним богатство живого мира. Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности от дельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение эксперимент.

Экскурсия №1 «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира».


Обсуждение заданий на лето.


Тематическое планирование


п/п

Темы разделов программы, темы уроков, лабораторные работы, экскурсия, цели уроков

Кол-во часов


Биология – наука о живом мире

9

1

Наука о живой природе.

1

2

Свойства живого.

1

3

Методы изучения природы.

1

4

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа № 1.

«Изучение устройства увеличительных приборов».

1

5

Строение клетки. Ткани.

Лабораторная работа № 2.

«Знакомство с клетками растений».

1

6

Химический состав клетки.

1

7

Процессы жизнедеятельности клетки.

1

8

Великие естествоиспытатели.

1

9

Обобщающий урок по теме «Биология – наука о живом мире».

1


Многообразие живых организмов

10

10

Царства живой природы.

1

11

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

1

12

Значение бактерий в природе и для человека.

1

13

Растения.

Лабораторная работа № 3.

«Знакомство с внешним строением побегов растения».

1

14

Животные.

Лабораторная работа №4.

«Наблюдение за передвижением животных».

1

15

Грибы.

1

16

Многообразие и значение грибов.

1

17

Лишайники.

1

18

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

1

19

Обобщающий урок по теме «Многообразие живых организмов».

1


Жизнь организмов на планете Земля

8

20

Среды жизни планеты Земля.

1

21

Экологические факторы среды.

1

22

Приспособленность организмов к жизни в природе.

1

23

Природные сообщества.

1

24

Природные зоны России.

1

25

Жизнь организмов на разных материках.

1

26

Жизнь организмов в морях и океанах.

1

27

Обобщающий урок по теме «Жизнь организмов на планете Земля».

1


Человек на планете Земля

5

28

Как появился человек на Земле.

1

29

Как человек изменял природу.

1

30

Важность охраны живого мира планеты.

1

31

Сохраним богатство живого мира.

1

32

Обобщающий урок по теме «Человек на планете Земля».

1

33

Промежуточная аттестация. Проверочная работа

1

34

Экскурсия в природу «Многообразие живого мира».

Обсуждение заданий на лето.

1

35

Итоговый урок по курсу 5 класса «Живой мир»

1


































Приложение 1.


Количество контрольных, лабораторных работ, экскурсий


Тема

Кол-во часов

Л\р

к\р

Экскурсии

1

Биология—наука о живом мире

9

2



2

Многообразие живых организмов

10

2



3

Жизнь организмов на планете Земля

8

0



4

Человек на планете Земля

5

0

0


5

Промежуточная аттестация. Проверочная работа

1


1


6

Экскурсия в природу «Многообразие живого мира».

1

0

0

1

7

Итоговый урок по курсу 5 класса «Живой мир»

1

0

0

0


Итого:

35 ч

4

1

1





























Приложение 2.


Аннотация к рабочей программе по биологии для 5 класса


  1. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе основной образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ №9 п. Известковый, с учебным планом школы на 2020/2021 учебный год, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по биологии (авторы: И. Н. Понамарева, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова, А. Г. Драгомилов, Т. С. Сухова).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (авторы: И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова Биология 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. — М. : Вентана-Граф, 2015 г.).

  1. Цели и задачи программы:

  • формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

  • овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • создание условий для овладения обучающимися ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни

  1. Срок реализации программы – 1 год. Общее количество часов: 35 часов,

  2. Содержание программы представлено следующими темами:

Биология—наука о живом мире – 9 часов

Многообразие живых организмов – 10 часов

Жизнь организмов на планете Земля – 8 часов

Человек на планете Земля – 5 часов

В авторской программе резервное время - 3 часа, которые в рабочей программе 1 час отводится на промежуточную аттестацию, 1 час – на экскурсию и 1 час – на итоговый урок за курс 5 класса.

  1. Формы текущего контроля

Контроль и учѐт достижений учащихся ведѐтся по оценочной системе.

Знания и умения учащихся по биологии оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, лабораторных работ, тестов, проектных работ.

Количество контрольных работ – 1, лабораторных работ – 4.

Форма промежуточной аттестации: Проверочная работа (оценивается по результатам Всероссийских проверочных работ)

  1. Список учебников и Интернет-ресурсов, используемых для реализации программы.

Учебник: авторы И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова Биология 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. — М. :Вентана-Граф, 2015.

Свободные образовательные Интернет-ресурсы:

ДЛЯ УЧЕНИКА

  1. Государственный дарвиновский музей. http://www.darwin.museum.ru

  2. Конкурс им. Вернадского (http://vernadsky.dnttm.ru/);

  3. Научная сеть. www.nature.ru Достоверная научная информация по основным разделам биологии. Аннотации книжных новинок, научные статьи, биографии ученых.

  4. Программа «Юниор – старт в науку»(http://www.abitu.ru/start/about.esp);

  5. Программа «Шаг в будущее (http://www.step-into-the-future.ru/);

  6. Тропинка в загадочный мир. www.biodan.narod.ru Размещена информация по ботанике. зоологии, антропологии, юриспруденции в биологии.

  7. Электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа» http://www.livt.net/

  8. Экзотическая зоология. www.aib.ru/~loki/zoolog/zoo.htm Информация о мифических и мистических существах, в которых никто не верит, но все о них говорят.

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Интернет технологии в образовании http://www.curator.ru/e-books/

  2. Информация об УМК на сайте «Всё об учебниках федерального перечня» http://fp.edu.ru/asp

  3. Новаторство в образовании http://www.intel.com/cd/corporate/education/emea/rus/index.htm

  4. Портал “Информационно-коммуникационные технологии в образовании” http://www.ict.edu.ru/

  5. Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru

  6. Учитель.ru http://teacher.fio.ru

  7. www.posobie.ru Содержит каталог учебного оборудования, перечень учебного оборудования РАО с комментариями, минимальный перечень учебного оборудования;

  8. www.uroki.ru Содержит тематические планы, поурочные планы, также разделы: методическая копилка, информационные технологии в школе;

  9. http://learnware.ru/intro/На сайте представлены программы для создания мультимедийных обучающих продуктов и дистанционного обучения.

  10. school-collection.edu.ru/collection

  11. http://bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

















Приложение 3.


Требования к оцениванию знаний и умений учащихся по биологии


Знания и умения учащихся по биологии оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, лабораторных работ, тестов, проектных работ.

Оценка знаний учащихся по биологии

Отметка «5»: полно раскрыто содержание материала в объѐме программы и учебника; чѐтко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретѐнные знания.

Отметка «4»: раскрыто основное содержание материала; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»: усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно чѐткие; не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»: основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка практических умений учащихся по биологии

Отметка «5»: правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»: правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования и объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки; в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»: правильно определена цель опыта; подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.

Отметка «2»: не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

















Приложение 4.

Инструктивные карты для лабораторных работ по биологии


Лабораторная работа № 1 “Изучение строения увеличительных приборов”

Цель: изучить устройство и научиться работать с увеличительными приборами.

Оборудование: лупа ручная, микроскоп, ткани плода арбуза, готовый микропрепарат листа камелии.

Ход работы

Задание 1

1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части её (рис. 1). Подпишите их название.

Рис. 1. Строение ручной лупы.


Задание 2

1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части (рис. 2). Подпишите их название.

2. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом (с. 18 учебника).

Рис. 2. Строение микроскопа


2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа камелии. Отработайте основные этапы работы с микроскопом.

3. Сделайте вывод о значении увеличительных приборов.


Задание 3

1. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива.

Увеличение окуляра

Увеличение объектива

Общее увеличение микроскопа

х10

х8

 

х15

Х20

 

2. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.


Лабораторная работа № 2 “Знакомство с клетками растений”

Цель: изучить строение растительной клетки.

Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная игла, часть луковицы, готовый микропрепарат листа камелии.

Ход работы

Задание 1

  1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 1). Для того, чтобы приготовить микропрепарат, познакомьтесь с инструкцией на с. 23 учебника.


Рис. 1. Приготовление микропрепарата кожицы лука


2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.


3. Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на рисунке основные части растительной клетки (рис. 2).

1. Клеточная стенка

2. Цитоплазма

3. Вакуоли

4. Ядро

Рис. 2. Клетки кожицы лука


4. Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?


Задание 2*

Сравните клетки кожицы лука и клетки листа комнатного растения. Объясните, с чем связаны отличия в строении этих клеток.


Вывод: в ходе лабораторной работы, я ....






Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением растения».

Цель: Изучить внешнее строение цветкового и хвойного растения.

Оборудование: побеги растений (березы, клена, сирени, сосны)

Ход работы.

1. Рассмотрите цветковое растение

2. Найдите у него корень и побег, определите надземный вегетативный орган и генеративный орган, подземный вегетативный орган. Подпишите их.





3.Подпишите части побега.

4.Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размеры

5.Сделайте вывод о характерных признаках цветковых растений._____________


Лабораторная работа № 4 "Наблюдение за передвижением животных"


Цель: познакомиться со способами движения животных.

Оборудование: видео "Инфузории", микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетка, комочек ваты, культура с водными микроскопическими организмами.


Ход работы

  1. Приготовьте микропрепарат с культурой микроорганизмов. На предметное стекло положите несколько (10-15) волокон ваты, которые будут замедлять движение организмов. Капните на вату каплю воды с культурой микроорганизмов и накройте покровным стеклом. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите живые организмы. Зарисуйте общий вид тела одной инфузории, которую вы наблюдали под микроскопом.

  2. Пронаблюдайте за их движением. Отметьте направление и скорость движения. Инфузории движутся в ________________________. Они осуществляют _________________ движения. Движутся с ___________ скоростью. Для передвижения имеют _________________.

  3. Сделайте вывод о значении движения в жизни животных. Животные передвигаются для того, чтобы ________________________.

  4. Сделайте общий вывод о движении животных. 

В ходе лабораторной работы, я .... Благодаря _______________ животные способны ....


Этапы приготовления временного микропрепарата


Инфузория туфелька







Приложение 5.


Демострационный вариант промежуточной аттестации. Проверочная работа (оценивается по результатам ВПР)


  1. Рассмотрите фотографии с изображением представителей различных объектов природы.

    1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: вирусы, растения, животные.

А. _____________________________ Б. _____________________________



В. _____________________________

    1. Два из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.

    1. В приведённом ниже списке даны характеристики объектов живой природы. Все они, за исключением одной, относятся к характеристикам объкта, изображённого в задании 1.1 над буквой В. Выпишите эту характеристику, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор.

Неограниченный рост, активный образ жизни, клеточное строение, половое размножение

  1. 2.1. У смородины ранней весной появляются молодые стебли с листьями. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса.

Дыхание, питание, рост, плодоношение.

2.2. В чём заключается значение этого процесса в жизни растения?

3. 3.1. Выберите из приведённого ниже списка два примера оборудования, которые следует использовать для наблюдения за амурским тигром в природе. Список приборов:

      1. фотоловушка

      2. секатор

      3. комнатный термометр

      4. бинокль

      5. ботаническая папка



Запишите в таблицу номера выбранных примеров оборудования.

3.2. Знаниями в области какой биологической науки вы воспользуетесь, проводя такое наблюдение?

4.

    1. О льга на уроке изучала устройство микроскопа и делала соответствующие подписи к рисунку. Какую деталь микроскопа на рисунке она обозначила буквой А?

    1. Какую функцию выполняет эта часть микроскопа при работе с ним?

    1. Ольга рассмотрела кожицу лука под микроскопом, на котором было указано:

      1. увеличение окуляра – 10;

      2. увеличение объектива – 40.

Какое общее увеличение даёт данный микроскоп?

  1. А нна и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии.

Список слов:

    1. Покрытосеменные (цветковые)

    2. Ромашка аптечная Ромашка аптечная

    3. Ромашки

    4. Растения

Царство

Отдел

Род

Вид






  1. На графике показан рост древесного растения умеренного климата в течение нескольких лет.

Время,годы


6.1. Определите максимальную высоту растения на третий год жизни.

6.2. Как можно объяснить наличие периодов в жизни растения, когда процесс его роста в высоту резко замедлялся?

ИЛИ

На карте Земли показаны территории обитания серого волка.

6.1. На каком материке восточного полушария обитает серый волк?

6.2. Как можно объяснить ограничение массового распространения серого волка южнее указанных на карте границ?

7. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Лисица обыкновенная – хищное животное, широко распространённое на территории Евразии, Северной Америки. (2)Лисица – зверь среднего размера, массой до 10 кг, с изящным туловищем на невысоких тонких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. (3)Самки лисицы рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. (4)Мех у лисицы густой, длинный, рыжего цвета, хорошо удерживающий тепло, поэтому зверь издавна был объектом мехового промысла. (5)Лисицы, в отличие от волков, охотятся на мелких животных, в основном на мышей, однако вблизи человеческого жилья могут нападать на домашнюю птицу. (6)В дикой природе лисицы редко живут более семи лет.

7.1. В каких предложениях текста описываются признаки внешнего строения лисицы обыкновенной? Запишите номера выбранных предложений.

7 .2. Сделайте описание волка серого по следующему плану.

А) Какую среду обитания освоил волк?

Б) Какой признак внешнего строения волка указывает на его приспособленность к жизни в условиях этой среды? Ответ поясните.

В) Какие отношения складываются между лисицей и волком в природе?




8. Заполните пустые ячейки на схеме, выбрав необходимые слова из приведённого списка.

Верблюд, тайга, саксаул, песец, ель, тундра, дуб, глухарь, степь.






  1. К ак Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком?

Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.


  1. Н а фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией.

Определите эту профессию.

Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?



Система оценивания выполнения всей работы

Максимальный балл за выполнение работы − 28.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0–11

12–17

18–23

24–28




















22




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей