КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20
____________________________________________________________________________
143441 , Московская область, Красногорский район с.п. Отрадненское, д. Путилково Спасо-Тушинский бульвар , д.4
Эл. почта sc20.putilkovo@mail.ru
| УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ №20 _____________ Т.В. Борисова Приказ №8/2 от « » 2017 г. |
Рабочая программа
по Биологии
(базовый уровень)
5-6 класс
Составитель: Батова Александра Сергеевна
учитель биологии
______ квалификационной категории
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей № от « » 2018 г. Руководитель МО ___________ | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ « » 2018 г. | |
2018
Содержание учебного курса по биологии 5 класс
Введение. Биология как наука (5 ч.)
Что изучает биология? Значение биологии. Методы изучения. Лабораторное оборудование, правила работы с ним. Разнообразие живой природы. Среды жизни.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности живых организмов (6 ч.)
Устройство увеличительных приборов и работа с ними. Химический состав и строение клетки, жизнедеятельность клетки. Лабораторные работы.
Многообразие организмов (21 ч.)
Строение и многообразие бактерий, грибов. Характеристика царства растений. Водоросли. Лишайники. Мхи, папоротники, плауны, хвощи. Семенные растения. Царство Животные. Подцарство Одноклеточные. Подцарство Многоклеточные: беспозвоночные, позвоночные животные. Охрана природы. Лабораторные работы. Экскурсия.
Резервное время (2 ч.)
Содержание курса биологии в 5 классе нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности, присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, взаимодействие с окружающей средой. Лабораторные и практические работы, включенные в рабочую программу, необходимы для приобретения практических навыков учащихся, повышения уровня знаний предмета и интереса к нему. Нумерация лабораторных работа дана по порядку их проведения. Некоторые лабораторные работы включены в урок, а некоторые проводятся отдельным уроком. Оцениваются лабораторные работы учителем выборочно по его усмотрению. Ведущие идеи курса отражены в его содержании, которое направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных качеств личности обучающихся. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, которая развивает у них такие учебные действия, как умение видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, защищать свои идеи и т.д.
Содержание учебного курса биологии в 6 классе
Жизнедеятельность организмов (15 ч.)
Обмен веществ. Почвенное питание растений. Удобрения. Фотосинтез. Гетеротрофное и автотрофное питание. Питание бактерий и грибов. Питание животных. Разные группы животных по способу питания. Дыхание. Дыхание как компонент обмена веществ. Дыхание животных и растений. Передвижение веществ у растений. Передвижение веществ у животных. Выделение у растений и у животных. Лабораторные работы.
Размножение, рост и развитие организмов (7 ч.)
Размножение организмов, его значение. Половое размножение. Рост и развитие – свойства живых организмов. Развитие животных с превращением и без превращения. Влияние вредных привычек на развитие человека.
Регуляция жизнедеятельности организмов (8 ч.)
Раздражимость – свойство живых организмов. Гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Нейрогуморальная регуляция. Поведение врожденное. Безусловные рефлексы. Приобретенное поведение. Условные рефлексы. Поведение человека. Движение – свойство живых организмов. Движение растений и одноклеточных организмов. Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания. Организм как единое целое.
Резервное время (4 ч.)
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Данная программа направлена на достижение обучающимися личностных результатов:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;
способность ставить цели и строить жизненные планы;
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
формирование познавательных интересов и мотивов изучения живой природы;
эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения биологии являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
умение работать с различными источниками биологической информации (находить, анализировать, преобразовывать);
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе и к своему здоровью;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать свою точку зрения с другими, отстаивать свою позицию;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметными результатами являются:
в познавательной сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
классификация живых организмов;
описание строения и функций основных групп живых организмов;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
различение на таблицах и рисунках разных частей живых организмов;
сравнение биологических объектов;
овладение методами биологической науки.
2) в ценностно-ориентационной сфере:
3)в сфере трудовой деятельности:
в сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма.
в эстетической сфере:
Для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, а также для реализации системно-деятельностного подхода, будут использованы различные образовательные технологии: технология проблемного обучения; проектная деятельность, игровые, ИКТ; технология развития критического мышления. Формы и методы обучения, также, будут различными: проблемно-поисковые, наглядно-иллюстративные, практические, исследовательские, групповые, коллективные, индивидуальные, программированные.
Выпускник научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Биология 5-6 класс.
Планирование составлено на основе авторской рабочей программы по биологии «Линия жизни» В.В. Пасечник.
Место курса в учебном плане школы: Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 20 на изучение биологии в 5 и 6 классе выделяется 1 час в неделю. Нагрузка по учебному плану 68 часов в год (34 ч. – в 5 кл., 34 ч. – в 6 кл.).
Учебник: Биология 5 – 6 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций / [В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк]; под ред. В.В. Пасечника. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.: ил. – (Линия жизни). – ISBN 978-5-09-037736-2.
Биология 5 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Приблизительные сроки прохождения |
Введение. Биология как наука (5 часов) |
1 | Биология- наука о живой природе | 1 час | 04.09.2018 |
2 | Методы изучения биологии | 1 час | 13.09. 2018 |
3 | Как работают в лаборатории | 1 час | 20.09. 2018 |
4 | Разнообразие живой природы | 1 час | 27.09. 2018 |
5 | Среды обитания организмов | 1 час | 04.10. 2018 |
Глава 1. Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов (6 часов) |
6 | Увеличительные приборы. Химический состав клетки Лабораторная работа «Изучение устройства увеличительных приборов» | 1 час | 18.10. 2018 |
7 | Строение клетки | 1 час | 25.10. 2018 |
8 | Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука» Лабораторная работа «Пластиды в клетках листа элодеи» | 1 час | 01.11. 2018 |
9 | Жизнедеятельность клетки | 1 час | 08.11. 2018 |
10 | Обобщающий урок по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма» | 1 час | 15.11. 2018 |
11 | Контрольная работа по изученному материалу | 1 час | 29.11. 2018 |
Глава 2. Многообразие организмов (21 час) |
10 | Классификация организмов | 1 час | 06.12. 2018 |
11 | Строение и многообразие бактерий | 2 часа | 13.12.2018 20.12.2018 |
12 | Строение и многообразие грибов | 1 час | 27.12.2018 |
13 | Лабораторная работа «Особенности строения мукора и дрожжей» | 1 час | 10.01.2019 |
14 | Характеристика царства растения | 1 час | 17.01.2019 |
15 | Водоросли | 1 час | 24.01.2019 |
16 | Лишайники | 1 час | 31.01.2019 |
17 | Мхи, папоротники, плауны, хвощи | 1 час | 07.02.2019 |
18 | Семенные растения | 1 час | 14.02.2019 |
19 | Контрольная работа по теме «Царство Растения» | 1 час | 28.02.2019 |
20 | Царство Животные | 1 час | 07.03.2019 |
21 | Подцарство Одноклеточные | 1 час | 14.03.2019 |
22 | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные | 1 час | 21.03.2019 |
23 | Урок-семинар на тему «Беспозвоночные» | 1 час | 28.03.2019 |
24 | Позвоночные животные | 1 час | 04.04.2019 |
25 | Урок-семинар на тему «Позвоночные» | 1 час | 18.04.2019 |
26 | Многообразие живой природы. Охрана природы | 1 час | 25.04.2019 |
27 | Контрольная работа по теме «Царство Животные» | 1 час | 02.05.2019 |
28 | Повторение основных вопросов курса | 1 час | 09.05.2019 |
29 | Повторение основных вопросов курса | 1 час | 16.05.2019 |
30 | Экскурсия «Многообразие живой природы» | | 23.05.2019 |
31 | Резерв | 2 часа | |
| Итого | 34 часа | |
Биология 6 класс
Глава 3. Жизнедеятельность организмов (15 часов) |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Приблизительные сроки прохождения |
1 | Обмен веществ-главный признак жизни | 1 час | 04.09.2017 |
2 | Почвенное питание растений | 1 час | 15.09.2017 |
3 | Удобрения | 1 час | 22.09.2017 |
4 | Фотосинтез | 1 час | 29.09.2017 |
5 | Лабораторная работа «Образование крахмала в листьях зеленых растений» | 1 час | 06.10.2017 |
6 | Питание бактерий и грибов | 1 час | 20.10.2017 |
7 | Гетеротрофное питание | 1 час | 27.10.2017 |
8 | Урок-семинар на тему «Гетеротрофное питание» | 1 час | 03.11.2017 |
9 | Промежуточное тестирование по пройденному материалу | 1 час | 10.11.2017 |
10 | Дыхание растений и животных | 1 час | 17.11.2017 |
11 | Передвижение веществ у растений | 1 час | 01.12.2018 |
12 | Лабораторная работа «Передвижение веществ по побегу растения» | 1 час | 08.12.2018 |
13 | Передвижение веществ у животных | 1 час | 15.12.2018 |
14 | Выделение у растений и животных | 1 час | 22.12.2018 |
15 | Контрольная работа на тему «Жизнедеятельность организмов» | 1 час | 29.12.2018 |
Глава 4. Размножение, рост и развитие организмов (7 часов) |
16 | Размножение организмов, его значение | 1 час | 12.01.2018 |
17 | Лабораторный опыт «Вегетативное размножение» | 1 час | 19.01.2018 |
18 | Половое размножение | 1 час | 26.01.2018 |
19 | Рост и развитие-свойства живых организмов Лабораторный опыт «Определение возраста деревьев по спилу» | 1 час | 02.02.2018 |
20 | Развитие животных с превращением и без превращения. Подготовить проекты. | 1 час | 09.02.2018 |
21 | Развитие животных с превращением и без превращения. Защита проектов | 1 час | 16.02.2018 |
22 | Контрольная работа на тему «Размножение, рост и развитие организмов» | 1 час | 02.03.2018 |
Глава 5. Регуляция жизнедеятельности организмов (8 часов) |
23 | Раздражимость-свойство живых организмов | 1 час | 09.03.2018 |
24 | Гуморальная регуляция | 1 час | 16.03.2018 |
25 | Нейрогуморальная регуляция | 1 час | 23.03.2018 |
26 | Урок-семинар «Ориентация в пространстве различных животных» | 1 час | 30.03.2018 |
27 | Поведение | 1 час | 06.04.2018 |
28 | Движение организмов | 1 час | 20.04.2018 |
29 | Организм-единое целое | 1 час | 27.04.2018 |
30 | Контрольная работа на тему «Регуляция жизнедеятельности организмов» | 1 час | 04.05.2018 |
31 | Резерв | 4 часа | |
| Итого | 34 часа | |
Коррекция планирования
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
план | факт |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |