СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии. 5-6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соотвествии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии. 5-6 класс»

КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20

____________________________________________________________________________

143441 , Московская область, Красногорский район с.п. Отрадненское, д. Путилково Спасо-Тушинский бульвар , д.4

Эл. почта sc20.putilkovo@mail.ru




УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ №20

_____________ Т.В. Борисова

Приказ №8/2

от « » 2017 г.


Рабочая программа

по Биологии

(базовый уровень)

5-6 класс


Составитель: Батова Александра Сергеевна

учитель биологии

______ квалификационной категории


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей № от « » 2018 г.

Руководитель МО ___________



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________

« » 2018 г.




2018

Содержание учебного курса по биологии 5 класс


Введение. Биология как наука (5 ч.)

Что изучает биология? Значение биологии. Методы изучения. Лабораторное оборудование, правила работы с ним. Разнообразие живой природы. Среды жизни.


Клетка – основа строения и жизнедеятельности живых организмов (6 ч.)

Устройство увеличительных приборов и работа с ними. Химический состав и строение клетки, жизнедеятельность клетки. Лабораторные работы.


Многообразие организмов (21 ч.)

Строение и многообразие бактерий, грибов. Характеристика царства растений. Водоросли. Лишайники. Мхи, папоротники, плауны, хвощи. Семенные растения. Царство Животные. Подцарство Одноклеточные. Подцарство Многоклеточные: беспозвоночные, позвоночные животные. Охрана природы. Лабораторные работы. Экскурсия.

Резервное время (2 ч.)

Содержание курса биологии в 5 классе нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности, присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, взаимодействие с окружающей средой. Лабораторные и практические работы, включенные в рабочую программу, необходимы для приобретения практических навыков учащихся, повышения уровня знаний предмета и интереса к нему. Нумерация лабораторных работа дана по порядку их проведения. Некоторые лабораторные работы включены в урок, а некоторые проводятся отдельным уроком. Оцениваются лабораторные работы учителем выборочно по его усмотрению. Ведущие идеи курса отражены в его содержании, которое направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных качеств личности обучающихся. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, которая развивает у них такие учебные действия, как умение видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, защищать свои идеи и т.д.



Содержание учебного курса биологии в 6 классе


Жизнедеятельность организмов (15 ч.)

Обмен веществ. Почвенное питание растений. Удобрения. Фотосинтез. Гетеротрофное и автотрофное питание. Питание бактерий и грибов. Питание животных. Разные группы животных по способу питания. Дыхание. Дыхание как компонент обмена веществ. Дыхание животных и растений. Передвижение веществ у растений. Передвижение веществ у животных. Выделение у растений и у животных. Лабораторные работы.


Размножение, рост и развитие организмов (7 ч.)

Размножение организмов, его значение. Половое размножение. Рост и развитие – свойства живых организмов. Развитие животных с превращением и без превращения. Влияние вредных привычек на развитие человека.


Регуляция жизнедеятельности организмов (8 ч.)

Раздражимость – свойство живых организмов. Гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Нейрогуморальная регуляция. Поведение врожденное. Безусловные рефлексы. Приобретенное поведение. Условные рефлексы. Поведение человека. Движение – свойство живых организмов. Движение растений и одноклеточных организмов. Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания. Организм как единое целое.

Резервное время (4 ч.)


















































Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Данная программа направлена на достижение обучающимися личностных результатов:


  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

  • сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;

  • способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • формирование познавательных интересов и мотивов изучения живой природы;

  • эстетического отношения к живым объектам.


Метапредметными результатами освоения биологии являются:


  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;

  • умение работать с различными источниками биологической информации (находить, анализировать, преобразовывать);

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе и к своему здоровью;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать свою точку зрения с другими, отстаивать свою позицию;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметными результатами являются:


  1. в познавательной сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

  • классификация живых организмов;

  • описание строения и функций основных групп живых организмов;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

  • различение на таблицах и рисунках разных частей живых организмов;

  • сравнение биологических объектов;

  • овладение методами биологической науки.


2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ ЗОЖ;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.


3)в сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил поведения в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическим оборудованием и инструментами.


  1. в сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма.


  1. в эстетической сфере:


  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, а также для реализации системно-деятельностного подхода, будут использованы различные образовательные технологии: технология проблемного обучения; проектная деятельность, игровые, ИКТ; технология развития критического мышления. Формы и методы обучения, также, будут различными: проблемно-поисковые, наглядно-иллюстративные, практические, исследовательские, групповые, коллективные, индивидуальные, программированные.


Выпускник научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.


Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе














































Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Биология 5-6 класс.

Планирование составлено на основе авторской рабочей программы по биологии «Линия жизни» В.В. Пасечник.


Место курса в учебном плане школы: Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 20 на изучение биологии в 5 и 6 классе выделяется 1 час в неделю. Нагрузка по учебному плану 68 часов в год (34 ч. – в 5 кл., 34 ч. – в 6 кл.).


Учебник: Биология 5 – 6 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций / [В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк]; под ред. В.В. Пасечника. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.: ил. – (Линия жизни). – ISBN 978-5-09-037736-2.


Биология 5 класс


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Приблизительные сроки прохождения

Введение. Биология как наука (5 часов)

1

Биология- наука о живой природе

1 час

04.09.2018

2

Методы изучения биологии

1 час

13.09. 2018

3

Как работают в лаборатории

1 час

20.09. 2018

4

Разнообразие живой природы

1 час

27.09. 2018

5

Среды обитания организмов

1 час

04.10. 2018


Глава 1. Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов (6 часов)

6

Увеличительные приборы. Химический состав клетки

Лабораторная работа «Изучение устройства увеличительных приборов»

1 час

18.10. 2018

7

Строение клетки

1 час

25.10. 2018

8

Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Лабораторная работа «Пластиды в клетках листа элодеи»

1 час

01.11. 2018

9

Жизнедеятельность клетки

1 час

08.11. 2018

10

Обобщающий урок по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма»

1 час

15.11. 2018

11

Контрольная работа по изученному материалу

1 час

29.11. 2018


Глава 2. Многообразие организмов (21 час)

10

Классификация организмов

1 час

06.12. 2018

11

Строение и многообразие бактерий

2 часа

13.12.2018 20.12.2018

12

Строение и многообразие грибов

1 час

27.12.2018

13

Лабораторная работа «Особенности строения мукора и дрожжей»

1 час

10.01.2019

14

Характеристика царства растения

1 час

17.01.2019

15

Водоросли

1 час

24.01.2019

16

Лишайники

1 час

31.01.2019

17

Мхи, папоротники, плауны, хвощи

1 час

07.02.2019

18

Семенные растения

1 час

14.02.2019

19

Контрольная работа по теме «Царство Растения»

1 час

28.02.2019

20

Царство Животные

1 час

07.03.2019

21

Подцарство Одноклеточные

1 час

14.03.2019

22

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные

1 час

21.03.2019

23

Урок-семинар на тему «Беспозвоночные»

1 час

28.03.2019

24

Позвоночные животные

1 час

04.04.2019

25

Урок-семинар на тему «Позвоночные»

1 час

18.04.2019

26

Многообразие живой природы. Охрана природы

1 час

25.04.2019

27

Контрольная работа по теме «Царство Животные»

1 час

02.05.2019

28

Повторение основных вопросов курса

1 час

09.05.2019

29

Повторение основных вопросов курса

1 час

16.05.2019

30

Экскурсия «Многообразие живой природы»


23.05.2019

31

Резерв

2 часа



Итого

34 часа





Биология 6 класс


Глава 3. Жизнедеятельность организмов (15 часов)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Приблизительные сроки прохождения

1

Обмен веществ-главный признак жизни

1 час

04.09.2017

2

Почвенное питание растений

1 час

15.09.2017

3

Удобрения

1 час

22.09.2017

4

Фотосинтез

1 час

29.09.2017

5

Лабораторная работа «Образование крахмала в листьях зеленых растений»

1 час

06.10.2017

6

Питание бактерий и грибов

1 час

20.10.2017

7

Гетеротрофное питание

1 час

27.10.2017

8

Урок-семинар на тему «Гетеротрофное питание»

1 час

03.11.2017

9

Промежуточное тестирование по пройденному материалу

1 час

10.11.2017

10

Дыхание растений и животных

1 час

17.11.2017

11

Передвижение веществ у растений

1 час

01.12.2018

12

Лабораторная работа «Передвижение веществ по побегу растения»

1 час

08.12.2018

13

Передвижение веществ у животных

1 час

15.12.2018

14

Выделение у растений и животных

1 час

22.12.2018

15

Контрольная работа на тему «Жизнедеятельность организмов»

1 час

29.12.2018

Глава 4. Размножение, рост и развитие организмов (7 часов)

16

Размножение организмов, его значение

1 час

12.01.2018

17

Лабораторный опыт «Вегетативное размножение»

1 час

19.01.2018

18

Половое размножение

1 час

26.01.2018

19

Рост и развитие-свойства живых организмов

Лабораторный опыт «Определение возраста деревьев по спилу»

1 час

02.02.2018

20

Развитие животных с превращением и без превращения. Подготовить проекты.

1 час

09.02.2018

21

Развитие животных с превращением и без превращения. Защита проектов

1 час

16.02.2018

22

Контрольная работа на тему «Размножение, рост и развитие организмов»

1 час

02.03.2018

Глава 5. Регуляция жизнедеятельности организмов (8 часов)

23

Раздражимость-свойство живых организмов

1 час

09.03.2018

24

Гуморальная регуляция

1 час

16.03.2018

25

Нейрогуморальная регуляция

1 час

23.03.2018

26

Урок-семинар «Ориентация в пространстве различных животных»

1 час

30.03.2018

27

Поведение

1 час

06.04.2018

28

Движение организмов

1 час

20.04.2018

29

Организм-единое целое

1 час

27.04.2018

30

Контрольная работа на тему «Регуляция жизнедеятельности организмов»

1 час

04.05.2018

31

Резерв

4 часа



Итого

34 часа

















Коррекция планирования


№ п/п

Дата

Тема урока

Примечание

план

факт







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!