СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии (5-9 классы)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии (5-9 классы)»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ВАХРУШЕВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №2 «БЕРЕГИНЯ»




УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГОУ ЛНР «ВУВК№2 «Берегиня»

________________И.М. Левко

31.08.2020 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

базовый уровень

5-9 классы





Составитель рабочей программы:

Илюхина Елена Леонидовна













2020-2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по учебному предмету «Биология» (5-9 классы, базовый уровень) для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики, утвержденной МОН ЛНР (приказ № 483 от 27.12.2016). Составители: Анисимов В.С., Бершадский А.Н., Володина И.В., Коваленко С.И., Конотоп Л.И., Приемец Е.А., Ткачева Л.И..

Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями:

Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк]; под ред. В.В. Пасечника; – 3-е изд. – М.: Просвещение. – 160 с.: ил.

Биология. 7 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк]; под ред. В.В. Пасечника; – 3-е изд. – М.: Просвещение. – 256 с.: ил.

Биология. 8 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов]; под ред. В.В. Пасечника; – 3-е изд. – М.: Просвещение. – 255 с.

Биология. 9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов]; под ред. В.В. Пасечника; – 3-е изд. – М.: Просвещение. – 208 с.

Изучение предмета «Биология» в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

- проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

- проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

- осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

- овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);

- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности;

- формирование у учащихся навыков поисково-исследовательской работы, сбор, обработка и систематизация материала.

МЕСТО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно примерному учебному плану основного общего образования образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики на изучение предмета «Биология» в основной школе выделяется 238 часов, из них в 5 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), в 6 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), в 7 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), в 8 классе 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели), в 9 классе 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностными результатами изучения предмета «Биология»

являются:

—испытывать чувство гордости за отечественную биологическую науку;

— следить за соблюдением правил поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

—понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;

— признавать ценность жизни во всех ее проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— осознавать значение семьи в жизни человека и общества;

— принимать ценности семейной жизни;

— уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;

— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Метапредметными результатами изучения предмета «Биология» являются:

— определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;

— классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;

— самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;

— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;

— формулировать выводы;

—устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;

— заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты;

— применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— владеть приемами смыслового чтения, составлять тезисы и план-конспекты по результатам чтения;

— организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

— использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;

— демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.

Предметными результатами изучения предмета «Биология»

являются:

- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей, роль различных организмов в жизни человека;

- выделять существенные признаки живых организмов;

- использовать методы изучения живых организмов (наблюдение, эксперимент, описание, измерение);

- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии;

- работать с увеличительными приборами;

- наблюдать микрообъекты и процессы; делать рисунки микропрепаратов, фиксировать результаты наблюдений;

- устанавливать связь строения частей клетки с выполняемыми функциями;

- делать выводы о единстве строения клеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложное строение;

- выделять существенные признаки строения клеток разных царств;

- раскрывать сущность процессов жизнедеятельности клеток (питания, дыхания, обмена веществ, роста, размножения);

- устанавливать взаимосвязи между строением и функциями тканей живых организмов;

- выделять существенные признаки царств живой природы;

- сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения;

- осуществлять классификацию биологических объектов на основе их принадлежности к определенной систематической группе;

- выделять основные признаки царства растений;

- устанавливать связь строения органов цветкового растения и их функций;

- выявлять особенности сред обитания;

- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособления организмов к среде обитания;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям части и органоиды растительной клетки (клеточная стенка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль);

- выделять существенные признаки представителей царства растения;

- различать на живых объектах и иллюстративном материале органы растений и их видоизменения;

- сравнивать органы растений, делать выводы на основе сравнения;

- выявлять клеточное строение органов растений (корня, стебля, листа);

- наблюдать части растительной клетки под микроскопом и описывать их;

- раскрывать сущность и роль процессов жизнедеятельности цветковых растений (питание, дыхание, обмен веществ, размножение, развитие);

- сравнивать процессы жизнедеятельности растений и животных;

- применять приемы размножения растений на практике;

- выявлять признаки крупных систематических групп растений (зеленые водоросли, бурые водоросли, красные водоросли, мохообразные,

папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные);

- различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям растения крупных систематических групп;

- выявлять признаки классов однодольных и двудольных отдела покрытосеменных растений, различать по внешнему виду, изображениям,

схемам и описаниям растения этих классов;

- выявлять отличительные признаки семейств покрытосеменных растений, различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям

растения этих семейств;

- объяснять роль различных растений в природе и жизни человека;

- выделять основные признаки царства бактерий, различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям представителей царства бактерий;

- раскрывать роль бактерий в природе и жизни человека;

- аргументировать и приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями;

- выделять существенные признаки царства грибов, различать по внешнему виду, изображению, схемам и описаниям представителей царства грибов;

- доказывать необходимость соблюдать правила сбора грибов и меры профилактики отравления ядовитыми грибами;

- выделять основные признаки царства животных, различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям представителей царства животных;

- сравнивать строение и процессы жизнедеятельности животных и растений, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- различать представителей простейших на микропрепаратах и иллюстративном материале;

- сравнивать представителей разных типов простейших, делать выводы на основе сравнения;

- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых простейшими, паразитическими червями;

- выделять основные признаки типов многоклеточных животных (кишечнополостных, плоских червей, круглых червей, кольчатых червей,

моллюсков, членистоногих, хордовых), различать представителей этих типов по внешнему виду, схемам и описаниям;

- выделять основные признаки классов моллюсков, членистоногих, хордовых, различать представителей этих классов по внешнему виду, схемам и описаниям;

- выделять основные признаки отрядов (классов насекомых, земноводных, пресмыкающихся, хордовых), различать представителей этих

отрядов по внешнему виду, схемам и описаниям;

- объяснять роль различных животных в природе и в жизни человека;

- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

- описывать и использовать приемы ухода за домашними животными;

- приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от окружающей среды;

- приводить доказательства родства человека с животными;

- приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стресса, вредных привычек, нарушения осанки, плоскостопия, слуха, зрения; инфекционных и простудных заболеваний;

- сравнивать клетки и ткани организма человека, находить сходства и различия;

- находить связь строения и функций клеток разных тканей;

- различать на микропрепаратах, изображениях и по описанию ткани человека; устанавливать связь строения и функций тканей;

- выделять существенные признаки органов и систем органов человека;

- различать на иллюстративном материале и по описанию органы и системы органов человека;

- устанавливать связь строения и функций органов и систем органов;

- различать на иллюстративном материале и по описанию части рефлекторной дуги;

- сравнивать процессы нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, делать выводы на основе сравнения;

- на основе наблюдения определять гармоничность физического развития, нарушения осанки и плоскостопия;

- сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы на основе сравнения;

- определять нормы рационального питания;

- сравнивать стороны обмена веществ в организме, делать выводы на основе сравнения;

- объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний, сущность процессов наследственности и изменчивости у человека;

- сравнивать безусловные и условные рефлексы, делать выводы на основе сравнения;

- сравнивать психическую деятельность человека и млекопитающих, делать выводы на основе сравнения;

- раскрывать сущность процессов жизнедеятельности (кровообращения, дыхания, газообмена в легких и тканях, пищеварения, образования и отделения мочи, терморегуляции, индивидуального развития);

- выделять существенные признаки уровней организации живой природы и описывать процессы, происходящие на каждом уровне;

- сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения;

- объяснять механизмы наследственности и изменчивости; сравнивать наследственность и изменчивость, делать выводы на основе сравнения;

- доказывать родство организмов на основе клеточного строения живых организмов;

- сравнивать половое и бесполое размножение, делать выводы на основе сравнения;

- выделять существенные признаки вида;

- объяснять причины многообразия видов;

- описывать приспособленность организмов к действию экологических факторов;

- выделять существенные признаки экосистемы, характеризовать роль редуцентов, продуцентов, консументов в экосистеме составлять схемы цепей питания;

- приводить примеры разных типов взаимоотношений организмов в экосистеме;

- аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

- анализировать и оценивать влияние деятельности человека на биосферу.


Предметные результаты для 5 класса:

В результате изучения предмета «Биология» обучающийся 5 класса должен:

знать/понимать

–основные биологические и экологические понятия,

-- общие признаки живого организма,

-- иметь представление о биологии как науке,

-- названия, описание и различия, изученных царств живых организмов,

-- строение клетки, еѐ химический состав и жизнедеятельность,

-- способы питания и дыхания животных и растений,

-- причины и результаты эволюции,

-- разнообразие живых организмов и взаимосвязь их друг с другом и средой обитания,

-основные признаки царства Бактерий,

-признаки царства Грибов, различие по внешнему виду,

-- правила техники безопасности в биологическом кабинете, правила безопасного поведения при проведении наблюдений и экскурсий на природе.

уметь:

–- выделять существенные признаки царств живой природы;

- сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения;

- отличать живые организмы от неживых;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- выявлять особенности сред обитания;

- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособления организмов

к среде обитания;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям части и органоиды растительной клетки (клеточная стенка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль);

- наблюдать части растительной клетки под микроскопом и описывать их;

- распознавать различные виды тканей;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

- различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям растения крупных систематических групп.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;

--выявление эстетических достоинств объектов живой природы;

--выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Предметные результаты для 6 класса:

В результате изучения предмета «Биология» обучающийся 6 класса должен:

знать/понимать

– признаки биологических объектов:   клеток и организмов растений,   грибов и бактерий;    растений   и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,   регуляция жизнедеятельности организма;

- признаки крупных систематических групп растений (зеленые водоросли, бурые водоросли, красные водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные);

-основные признаки царства Бактерий;

-признаки царства Грибов, различать по внешнему виду.

уметь:

- выделять основные признаки царства Растений;

- устанавливать связь строения органов цветкового растения и их функций;

- выделять существенные признаки представителей царства растения;

- различать на живых объектах и иллюстративном материале органы растений и их видоизменения;

- сравнивать органы растений, делать выводы на основе сравнения;

- выявлять клеточное строение органов растений (корня, стебля, листа);

- раскрывать сущность и роль процессов жизнедеятельности цветковых;

- выявлять признаки классов однодольных и двудольных отдела покрытосеменных растений, различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям растения этих классов;

- выявлять отличительные признаки семейств покрытосеменных

растений, различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям растения этих семейств;

– объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;

- изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,   растения разных отделов; наиболее распространенные растения   своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

-различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям представителей царства Бактерий;

-выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- доказывать необходимость соблюдать правила сбора грибов и меры профилактики отравления ядовитыми грибами;

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,   бактериями и  грибами;

-оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

-рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

-выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.

Предметные результаты для 7 класса:

В результате изучения предмета «Биология» обучающийся 7 класса должен:

знать/понимать

- строение, жизнедеятельность и многообразие животных, принципы их классификации;

- эволюцию строения живых организмов, взаимосвязь строения и функций органов и их систем, индивидуальное развитие и эволюцию животных.

- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; животных своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- практическое значение биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

уметь:

– ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;

- сравнивать строение и процессы жизнедеятельности животных и растений, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- различать представителей простейших на микропрепаратах и иллюстративном материале;

- сравнивать представителей разных типов простейших, делать выводы на основе сравнения;

- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых простейшими, паразитическими червями;

- выделять основные признаки типов многоклеточных животных (кишечнополостных, плоских червей, круглых червей, кольчатых червей, моллюсков, членистоногих, хордовых), различать представителей этих типов по внешнему виду, схемам и описаниям;

- выделять основные признаки отрядов (классов насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих), различать представителей этих отрядов по внешнему виду, схемам и описаниям;

- объяснять роль различных животных в природе и в жизни человека;

- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

- объяснять роль биологии в практической деятельности людей; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- описывать и использовать приемы ухода за домашними животными.

Предметные результаты для 8 класса:

В результате изучения предмета «Биология» обучающийся 8 класса должен:

знать/понимать

– фундаментальные понятия биологии;

- строение и основные процессы жизнедеятельности клетки;

-строение и функции органов, систем органов, их нейрогуморальную регуляцию;

- топографию органов в организме человека;

- особенности строения организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямо хождением, социальным образом жизни;

- особенности внутренней среды организма, иммунитета, обмена веществ, терморегуляции, рационального питания;

- особенности роста и развития человеческого организма;

- влияние факторов внешней среды на химическое, физическое и соматическое здоровье человека;

- приемы оказания первой неотложной помощи при несчастных случаях;

- влияние физической и умственной нагрузки на организм, факторы укрепляющие, сохраняющие здоровье;

- влияние образа жизни и вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания), ВИЧ-инфекция на организм человека.

уметь:

–приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стресса, вредных привычек, нарушения осанки, плоскостопия, слуха, зрения; инфекционных и простудных заболеваний;

- сравнивать клетки и ткани организма человека, находить сходства и различия;

- находить связь строения и функций клеток разных тканей;

- различать на микропрепаратах, изображениях и по описанию ткани человека; устанавливать связь строения и функций тканей;

- выделять существенные признаки органов и систем органов человека;

- различать на иллюстративном материале и по описанию органы и системы органов человека;

-устанавливать связь строения и функций органов и систем органов;

- различать на иллюстративном материале и по описанию части рефлекторной дуги;

- сравнивать процессы нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, делать выводы на основе сравнения;

- на основе наблюдения определять гармоничность физического развития, нарушения осанки и плоскостопия;

- сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы на основе сравнения;

- определять нормы рационального питания;

сравнивать стороны обмена веществ в организме, делать выводы на основе сравнения;

- объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний, сущность процессов наследственности и изменчивости у человека;

- сравнивать безусловные и условные рефлексы, делать выводы на основе сравнения;

- сравнивать психическую деятельность человека и млекопитающих, делать выводы на основе сравнения;

- раскрывать сущность процессов жизнедеятельности (кровообращения, дыхания, газообмена в легких и тканях, пищеварения, образования и отделения мочи, терморегуляции, индивидуального развития);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма- применять приемы оказания первой помощи при кровотечениях, при отравлении угарным газом, спасении утопающих, простудных заболеваниях. Соблюдать меры профилактики нарушений обмена веществ и развития авитаминозов, заболеваний, передающихся половым путем, СПИДа, нарушений работы органов чувств, вредных привычек соблюдать принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха.

Предметные результаты для 9 класса:

В результате изучения предмета «Биология» обучающийся 9 класса должен:

знать/понимать

– особенности жизни как формы существования материи;

- роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

- фундаментальные понятия биологии;

- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

- основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

- соотношение социального и биологического в эволюции человека;

- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;


уметь:

– выделять существенные признаки уровней организации живой природы и описывать процессы, происходящие на каждом уровне;

- сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения;

- объяснять механизмы наследственности и изменчивости; сравнивать наследственность и изменчивость, делать выводы на основе сравнения;

- доказывать родство организмов на основе клеточного строения живых организмов;

- сравнивать половое и бесполое размножение, делать выводы на основе сравнения;

- выделять существенные признаки вида;

- объяснять причины многообразия видов;

- описывать приспособленность организмов к действию экологических факторов;

- выделять существенные признаки экосистемы, характеризовать роль редуцентов, продуцентов, консументов в экосистеме составлять схемы цепей питания;

- приводить примеры разных типов взаимоотношений организмов в экосистеме;

- аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

- анализировать и оценивать влияние деятельности человека на биосферу.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни;

-выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье;

-оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей;

-соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни;

-профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции;

- формулировать и задавать вопросы по биологической тематике.

Для более рационального использования учебников по биологии рекомендуется следующее распределение тем в 5 -7 классах.

В 5 классе используется учебник: Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк]; под ред. В.В. Пасечника; – 3-е изд. – М.: Просвещение. – 160 с.: ил.

При изучении тем раздела «Жизнедеятельность организмов» больше акцентировать внимание на жизнедеятельность растительного организма.


В 6 классе при изучении раздела Покрытосеменные, или Цветковые (темы «Органы цветкового растения», «Жизнедеятельность цветковых растений») рекомендуется использование учебника «Биология. 7 класс».

Во втором семестре – при изучении разделов «Бактерии», «Грибы», «Лишайники», «Многообразие растительного мира» учебника «Биология. 5-6 классы».

Биология. 7 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк]; под ред. В.В. Пасечника; – 3-е изд. – М.: Просвещение. – 256 с.: ил.

В 7 классе в первом семестре при изучении раздела «Общие сведения о животном мире» и первых тем раздела «Многообразие животного мира» («Подцарство Простейшие», «Подцарство Многоклеточные») рекомендуется использование учебника «Биология. 5 – 6 классы»: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк]; под ред. В.В. Пасечника; – 3-е изд. – М.: Просвещение. – 160 с.: ил.

Во втором семестре при изучении разделов «Тип Членистоногие», «Тип Хордовые» рекомендуется использование учебника «Биология. 7 класс»: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк]; под ред. В.В. Пасечника; – 3-е изд. – М.: Просвещение. – 256 с.: ил.



Содержание программы

по биологии

Класс: 5



Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы

1.

Введение

6

2.

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов

7

3.

Многообразие организмов

5

4.

Жизнедеятельность организмов

10

5.

Размножение, рост и развитие организмов

3

6.

Среды жизни

3


Всего

34

Содержание программы

по биологии

Класс: 6



Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы

1.

Введение

1

2.

Покрытосеменные, или Цветковые. Органы цветкового растения. Жизнедеятельность цветковых растений

13

3.

Многообразие цветковых растений

2

4.

Бактерии, грибы, лишайники

5

5.

Многообразие растительного мира

9

6.

Эволюция растений. Экосистемы

4


Всего

34









Содержание программы

по биологии

Класс: 7



Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы

1.

Общие сведения о животном мире

6

2.

Многообразие животного мира. Подцарство Простейшие

2

3.

Подцарство Многоклеточные

23

4.

Эволюция растений и животных, их охрана. Экосистемы.

3


Всего

34



Содержание программы

по биологии

Класс: 8



Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы

1.

Введение в науки о человеке

3

2.

Общие свойства организма человека и уровни его организации

3

3.

Опора и движение

5

4.

Внутренняя среда организма

4

5.

Кровообращение и лимфообращение

4

6.

Дыхание

4

7.

Питание

6

8.

Обмен веществ и превращение энергии

4

9.

Выделение продуктов обмена

2

10.

Покровы тела человека

3

11.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

7

12.

Органы чувств. Анализаторы

4

13.

Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность

6

14.

Размножение и развитие человека

4

15.

Здоровье человека и его охрана. Основы физиологии труда

4

16.

Обобщающее повторение

5


Всего

68

Содержание программы

по биологии

Класс: 9



Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы

1.

Введение

2

2.

Основы цитологии

12

3.

Размножение и индивидуальное развитие организмов

7

4.

Основы генетики

14

5.

Основы селекции и биотехнологии

5

6.

Эволюционное учение

12

7.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

16


Всего

68






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс 5


п/п

урока

в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечание




по плану

по факту

Введение (6 ч)

1

1

Вводный инструктаж. Биология – наука о живых организмах

07.09



2

2

Методы изучения биологии

14.09



3

3

Работа в лаборатории

21.09



4

4

Разнообразие живой природы

28.09



5

5

Среды обитания организмов


05.10



6

6

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Экскурсия №1. Инструктаж по ТБ Тема


12.10



Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов (7 ч)

7

1

Устройство увеличительных приборов


19.10



8

2

Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.

Лабораторная работа №1.

Инструктаж по ТБ.


02.11



9

3

Химический состав клетки

09.11



10

4

Строение клетки


16.11



11

5

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Лабораторная работа №2.

Инструктаж по ТБ




12

6

Жизнедеятельность клетки

23.11



13

7

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов

Контрольная работа №1 Тема


30.11



Многообразие организмов (5 ч)

14

1

Классификация организмов

07.12



15

2

Характеристика царства Растения

14.12



16

3

Строение цветкового растения. Изучение вегетативных и генеративных органов цветкового растения

Лабораторная работа №3

Инструктаж по ТБ Тема

21.12



17

4

Характеристика царства Животные

11.01



18

5

Изучение строения позвоночного животного

Лабораторная работа №4

Инструктаж по ТБ

18.01



Жизнедеятельность организмов (10)

19

1

Обмен веществ – главный признак жизни

25.01



20

2

Питание организмов. Почвенное питание растений

01.02



21

3

Удобрения



22

4

Фотосинтез

08.02



23

5

Дыхание организмов

15.02



24

6

Передвижение веществ у растений

22.02



25

7

Выделение

01.03



26

8

Раздражимость – свойство живых организмов

15.03



27

9

Движение

29.03



28

10

Жизнедеятельность организмов.

Контрольная работа № 2 Тема

05.04



Размножение, рост и развитие организмов.(3 ч)

29

1

Размножение организмов, его значение.

12.04



30

2

Размножение растений

31

3

Рост и развитие – свойства живых организмов.

19.04



Среды жизни (3 ч)


32

1

Приспособления организмов к среде обитания


26.04



33

2

Организм – единое целое.

Многообразие растений, весенние явления в жизни растений

Экскурсия №2

Инструктаж по ТБ


17.05



34

3

Обобщение и систематизация знаний за курс 5 класса Тема

24.05







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс 6



п/п


№ урока

в

теме

Тема урока

Дата проведения

При

меча

ние




по плану

по факту

Введение. 1 час

1


1


Многообразие организмов, их классификация. Вид – основная единица систематики. Инструктаж по ТБ и правилам поведения в кабинете биологии

07.09




Покрытосеменные, или Цветковые. Органы цветкового растения.

Жизнедеятельность цветковых растений (13 ч)


2

1

Покрытосеменные, или Цветковые.

Изучение внешнего строения покрытосеменных растений.

Л.Р. №1 Инструктаж по ТБ

14.09




3

2

Строение семян.

Изучение строение семян однодольных и двудольных растений.

Л.Р. №2 Инструктаж по ТБ


21.09




4

3

Виды корней и типы корневых систем

28.09




5

4

Видоизменения корней

05.10




6

5

Побег и почки

12.10




7

6

Строение стебля. Передвижение воды и питательных веществ по древесине.

Л.Р. №3

Инструктаж по ТБ

19.10



8

7

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа Тема

02 .11





9

8

Видоизменения побегов

09.11




10

9

Строение и разнообразие цветков

16.11




11

10

Соцветия


12

11

Плоды

23.11




13

12

Размножение покрытосеменных растений.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Практическая работа №1 Инструктаж по ТБ


30.11




14

13

Особенности строения и жизнедеятельности цветковых растений.

Контрольная работа №1 Тема

07.12




Многообразие цветковых растений (2 ч)

15

1

Классификация покрытосеменных.

Класс Двудольные. Определение признаков класса и семейства в строении растений.

Л.Р. №4

Инструктаж по ТБ


14.12





16

2

Класс Однодольные. Определение до рода и вида нескольких травянистых растений одного семейства.

Практическая работа №2

Инструктаж по ТБ Тема

21.12




Бактерии, грибы, лишайники (5 ч)

17

1

Бактерии - доядерные организмы



11.01




18

2

Роль бактерий в природе и жизни человека

18.01




19

3

Грибы - царство живой природы

25.01




20

4

Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Изучение строения плесневых грибов.

Л.Р. №5 Инструктаж по ТБ


01.02




21

5

Лишайники - комплексные симбиотические организмы Тема

08.02




Многообразие растительного мира (9 ч)

22

1

Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей.

Изучение строения водорослей.

Л.Р. №6

Инструктаж по ТБ

15.02




23

2

Значение водорослей в природе и жизни человека


24

3

Высшие споровые растения. Моховидные.

Изучение строения мхов (на местных видах). Л.Р. №7

Инструктаж по ТБ


22.02




25

4

Папоротниковидные.

Изучение строения папоротника. Л.Р. №8

Инструктаж по ТБ

01.03




26

5

Плауновидные. Хвощевидные

15.03




27

6

Голосеменные - отдел семенных растений

29.03



28

7

Разнообразие хвойных растений. Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений.

Л.Р. №9

Инструктаж по ТБ

29

8

Значение мхов, папоротников, голосеменных в природе и жизни человека

05.04




30

9

Многообразие растительного мира. Контрольная работа № 2 Тема

12.04




Эволюция растений. Экосистемы (4 ч)

31

1

Этапы эволюции растительного мира. Освоение суши растениями.

19.04



32

2

Экосистемы. Экологические факторы

26.04



33


3


Многообразие живой природы. Охрана природы

17.05



34

4

Растительный мир Донбасса.

Природные сообщества и человек

Экскурсия № 1

Инструктаж по ТБ Тема

24.05














КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс 7


п/п

№ урока

в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечание




по плану

по факту

7

7

Общие сведения о животном мире (6 ч)

1

1

Вводный инструктаж. Общие сведения о животном мире. Царство животные. Классификация животных


02.09



2

2

Обмен веществ – главный признак

09.09



3

3

Процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, выделение, передвижение веществ у животных

16.09



4

4

Процессы жизнедеятельности: размножение, рост, развитие

23.09



5

5

Раздражимость. Гуморальная регуляция. Нейрогуморальная регуляция

30.09



6

6

Поведение. Движение. Тема

07.10



Многообразие животного мира.

Подцарство Простейшие (2 ч)

7

1

Одноклеточные животные или Простейшие. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных. Л.Р. №1

Инструктаж по ТБ

14.10



8

2

Паразитические простейшие. Значение простейших

21.10



Подцарство Многоклеточные (23 ч)

9

1

Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных

11.11



10

2

Тип Кишечнополостные

18.11



11

3

Многообразие кишечнополостных. Тема


12

4

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви

25.11



13

5

Тип Кольчатые черви. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения. Л.Р. № 2

Инструктаж по ТБ

02.12



14

6

Класс Брюхоногие. Класс Двустворчатые моллюски

09.12



15

7

Класс Головоногие моллюски.

Изучение строения раковин моллюсков. Л.Р. № 3

Инструктаж по ТБ

16.12



16

8

Особенности жизнедеятельности, многообразие и значение беспозвоночных.

Контрольная работа №1

Тема

23.12



17

9

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные

13.01



18

10

Класс Паукообразные

20.01



19

11

Класс Насекомые.

Изучение внешнего строения насекомого.

Л. Р. №4 Инструктаж по ТБ

27.01



20

12

Многообразие насекомых.

Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.

Л.Р. №5 Инструктаж по ТБ Тема

03.02



21

13

Тип Хордовые

10.02



22

14

Надкласс Рыбы. Строение и жизнедеятельность рыб.

Изучение внешнего строения и передвижения рыб. Л.Р. №6

Инструктаж по ТБ

17.02



23

15

Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб

24.02



24

16

Класс Земноводные

03.03



25

17

Класс Пресмыкающиеся

10.03



26

18

Класс Птицы.

Изучение строения и перьевого покрова птиц. Л.Р. №7

Инструктаж по ТБ

17.03



27

19

Многообразие птиц и их значение. Птицеводство.

Изучение строения яйца птицы. Л.Р.№8

Инструктаж по ТБ Тема

31.03



28

20

Класс Млекопитающие, или Звери. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих. Л.Р. №9

Инструктаж по ТБ

07.04



29

21

Многообразие зверей

14.04



30

22

Домашние млекопитающие

21.04



31

23

Особенности жизнедеятельности, многообразие и значение позвоночных. Контрольная работа №2

28.04



Эволюция растений и животных, их охрана. Экосистемы (3 ч)

32

1

Этапы эволюции органического мира. Освоение суши животными


05.05



33

2

Экосистема. Среда обитания организмов. Экологические факторы.


34

3

Искусственные экосистемы. Охрана животного мира Тема

19.05













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс 8


п/п

№ урока

в теме

Тема урока

Дата проведения

Приме

чание




по плану

по факту

8

8

Введение в науки о человеке ( 3ч)

1

1

Вводный инструктаж. Науки о человеке и их методы

03.09




2

2

Биологическая природа человека. Расы человека

07.09




3

3

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез

10.09




Общие свойства организма человека и уровни его организации (3 ч)

4.

1

Строение организма человека.

Л.Р. №1. Изучение микроскопического строения тканей. Инструктаж по ТБ

14.09




5

2

Органы и ткани

17.09



6

3

Регуляция процессов жизнедеятельности.

21.09




Опора и движение (5 ч)

7

1

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей

24.09




8

2

Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы

28.09




9

3

Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов.

П.Р. № 1.Изучение внешнего вида отдельных костей. Инструктаж по ТБ

01.10




10

4

Строение и функции скелетных мышц

05.10




11

5

Работа мышц и её регуляция. Нарушения опорно-двигательной системы. П.Р. № 2. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц. Инструктаж по ТБ

08.10




Внутренняя среда организма (4 ч)

12

1

Состав внутренней среды организма и её функции

12.10




13

2

Состав крови. Постоянство внутренней среды. Л.р.№2 Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки). Инструктаж по ТБ

15.10




14

3

Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови

19.10




15

4

Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация

22.10




Кровообращение и лимфообращение ( 4 ч)

16

1

Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Л.Р. № 3 Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке. Инструктаж по ТБ

02.11




17

2

Сосудистая система.

П.р.№3 Измерение кровяного давления. Инструктаж по ТБ

05.11




18

3

Лимфообращение

09.11



19

4

Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. П.р.№4. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений. Инструктаж по ТБ

12.11




Дыхание (4 ч)

20

1

Дыхание и его значение. Органы дыхания

16.11




21

2

Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких

19.11




22

3


Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

П.Р. № 5 Определение частоты дыхания. Инструктаж по ТБ

23.11




23

4

Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация

26.11




Питание ( 6 ч)

24

1

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции

30.11




25

2

Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод. Л.Р. №4. Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал. Инструктаж по ТБ

03.12




26

3

Пищеварение в желудке и кишечнике

07.12




27

4

Всасывание питательных веществ в кровь



28

5

Регуляция пищеварения. Гигиена питания

10.12




29

6

Контрольная работа № 1

14.12




Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)

30

1

Пластический и энергетический обмен. П.Р. № 6. Измерение массы и роста своего организма. Инструктаж по ТБ

17.12




31

2

Ферменты и их роль в организме человека

21.12




32

3

Витамины и их роль в организме человека

24.12




33

4

Нормы и режим питания. Нарушения обмен веществ.

П.Р. № 7. Определение норм рационального питания. Инструктаж по ТБ

11.01




Выделение продуктов обмена (2 ч)

34

1

Выделение и его значение. Органы мочевыделения

14.01




35

2

Заболевания органов мочевыделения

18.01




Покровы тела человека (3 ч)

36

1

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи

21.01




37

2

Болезни и травмы кожи

25.01




38

3

Гигиена кожных покровов

28.01




Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (7 ч)

39

1

Железы внутренней секреции и их функции

01.02




40

2

Работа эндокринной системы и её нарушения

04.02




41

3

Строение нервной системы и её значение

08.02




42

4

Спинной мозг

11.02




43

5

Головной мозг.

Л.Р. № 5 Изучение строения головного мозга человека (по муляжам). Инструктаж по ТБ

15.02




44

6

Вегетативная нервная система

18.02




45

7

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение

Органы чувств. Анализаторы (4 ч)

46

1

Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор.

Л.Р. № 6 Изучение изменения размера зрачка. Инструктаж по ТБ

22.02




47

2

Слуховой анализатор

25.02




48

3

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание

01.03




49

4

Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль

04.03




Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (6 ч)

50

1

Высшая нервная деятельность. Рефлексы

11.03




51

2

Память и обучение

15.03




52

3

Врождённое и приобретённое поведение

18.03



53

4

Сон и бодрствование

29.03



54

5

Особенности высшей нервной деятельности человека

01.04




55

6

История и перспективы изучения ВНД человека

05.04




Размножение и развитие человека (4 ч)

56

1

Особенности размножения человека

08.04



57

2

Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение


58

3

Беременность и роды

12.04




59

4

Рост и развитие ребёнка после рождения

15.04




Здоровье человека и его охрана. Основы физиологии труда (4 ч)

60

1

Социальная и природная среда человека

19.04




61

2

Окружающая среда и здоровье человека

22.04




62

3

Л.Р. № 7. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Инструктаж по ТБ

26.04



63

4

Контрольная работа №2

29.04



Обобщающее повторение (5ч)

64

1

Опора и движение

06.05



65

2

Внутренняя среда организма. Кровообращение и лимфообращение. Дыхание

13.05




66

3

Питание. Обмен веществ и превращение энергии

17.05




67

4

Выделение продуктов обмена. Покровы тела человека

20.05




68

5

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Органы чувств. Анализаторы. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность

24.05












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс 9


п/п

урока

в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечание




по плану

по факту

Введение (2 ч)

1

1

Вводный инструктаж. Биология как наука

02.09



2

2

Методы биологических исследований. Значение биологии

07.09



Тема 1. Основы цитологии (12 ч)

3

1

Цитология – наука о клетке

09.09



4

2

Клеточная теория

14.09



5

3

Химический состав клетки

16.09



6-7

4-5

Строение клетки. Клеточные органоиды. Л.Р. № 1. «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом». Инструктаж по ТБ

21.09

23.09



8

6

Особенности клеточного строения организмов. Строение прокариотических и эукариотических клеток

28.09



9

7

Вирусы

30.09



10

8

Обмен веществ и энергии в клетке

05.10



11

9

Фотосинтез

07.10



12

10

Биосинтез белков

12.10



13

11

Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке

14.10



14

12

Обобщение знаний по теме 1

19.10



Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (7 ч)

15

1

Формы размножения организмов. Бесполое размножение

21.10



16

2

Митоз

02.11



17

3

Половое размножение

09.11




18

4

Мейоз

19

5

Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

11.11



20

6

Влияние факторов внешней среды на онтогенез

16.11



21

7

Обобщение знаний по теме 2. Тема

18.11



Тема 3. Основы генетики (14 ч)

22

1

Генетика как отрасль биологической науки

23.11



23

2

Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип

25.11



24

3

Закономерности наследования

30.11



25

4

Закон чистоты гамет

02.12



26

5

Решение генетических задач

07.12



27

6

П.Р. №1 Составление простейших схем скрещивания. Инструктаж по ТБ

09.12



28

7

Контрольная работа № 1

14.12



29

8

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола

16.12



30

9

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость


31

10

Комбинативная изменчивость

21.12



32

11

Фенотипическая изменчивость. Л.Р. № 2. «Изменчивость организмов». Инструктаж по ТБ

23.12



33

12

Генотип и здоровье человека

11.01



34

13

Методы изучения наследственности человека

13.01



35

14

Обобщение знаний по теме 3

18.01



Тема 4. Основы селекции и биотехнологии (5 ч)

36

1

Селекция как изменение человеком культурных форм организмов

20.01




37

2

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

25.01



38

3

Достижения мировой и отечественной селекции

27.01



39

4

Биотехнология: достижения и перспективы развития

01.02



40

5

Использование бактерий и грибов в биотехнологии

03.02



Тема 5. Эволюционное учение (12 ч)

41

1

Учение об эволюции органического мира

08.02



42

2

Вид. Критерии вида.

Л.Р. № 3. «Изучение морфологического критерия вида». Инструктаж по ТБ

10.02



43

3

Популяционная структура вида

15.02



44

4

Видообразование


45

5

Борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции.

17.02



46

6

Адаптации как результат естественного отбора

22.02



47

7

Современные проблемы теории эволюции

24.02



48

8

Взгляды, гипотезы и теории происхождении жизни.

01.03



49

9

Органический мир как результат эволюции

03.03



50

10

История развития органического мира

10.03



51

11

Урок-семинар «Происхождение жизни на Земле»

52

12

Обобщение и систематизация знаний по темам 4 и 5. Тема

15.03



Тема 6. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (16 ч)

53

1

Экология как наука

17.03



54

2

Влияние экологических факторов на организмы

29.03



55

3

Экологическая ниша

31.03



56

4

Структура популяций

05.04



57

5

Типы взаимодействия популяций разных видов


58

6

Экосистемная организация природы. Компоненты экосистем

07.04



59

7

Структура экосистем

12.04




60

8

Поток энергии и пищевые цепи.

П.Р. № 2. Составление пищевых цепей. Инструктаж по ТБ

14.04



61

9

Искусственные экосистемы

19.04



62

10

П.Р. № 3. Выявление типов взаимодействия разных видов в экосистеме своей местности. Инструктаж по ТБ

21.04



63

11

П.Р. № 4. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Инструктаж по ТБ

26.04



64

12

Экологические проблемы современности

28.04



65

13

Контрольная работа №2.

05.05



66

14

Конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

17.05



67

15

Обобщение знаний по теме 6

19.05



68

16

Экскурсия «Сезонные изменения в живой природе». Инструктаж по ТБ

24.05




РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

кафедры естественно-математических дисциплин

от «27» августа 2020 г. № __

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________Л.Д. Величко

«28» августа 2020 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!