ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ВАХРУШЕВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №2 «БЕРЕГИНЯ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГОУ ЛНР «ВУВК№2 «Берегиня»
________________И.М. Левко
31.08.2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
базовый уровень
5-9 классы
Составитель рабочей программы:
Илюхина Елена Леонидовна
2020-2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по учебному предмету «Биология» (5-9 классы, базовый уровень) для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики, утвержденной МОН ЛНР (приказ № 483 от 27.12.2016). Составители: Анисимов В.С., Бершадский А.Н., Володина И.В., Коваленко С.И., Конотоп Л.И., Приемец Е.А., Ткачева Л.И..
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями:
Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк]; под ред. В.В. Пасечника; – 3-е изд. – М.: Просвещение. – 160 с.: ил.
Биология. 7 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк]; под ред. В.В. Пасечника; – 3-е изд. – М.: Просвещение. – 256 с.: ил.
Биология. 8 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов]; под ред. В.В. Пасечника; – 3-е изд. – М.: Просвещение. – 255 с.
Биология. 9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов]; под ред. В.В. Пасечника; – 3-е изд. – М.: Просвещение. – 208 с.
Изучение предмета «Биология» в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
- проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
- осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
- овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности;
- формирование у учащихся навыков поисково-исследовательской работы, сбор, обработка и систематизация материала.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно примерному учебному плану основного общего образования образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики на изучение предмета «Биология» в основной школе выделяется 238 часов, из них в 5 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), в 6 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), в 7 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), в 8 классе 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели), в 9 классе 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностными результатами изучения предмета «Биология»
являются:
—испытывать чувство гордости за отечественную биологическую науку;
— следить за соблюдением правил поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
—понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
— признавать ценность жизни во всех ее проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— осознавать значение семьи в жизни человека и общества;
— принимать ценности семейной жизни;
— уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метапредметными результатами изучения предмета «Биология» являются:
— определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
— классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
— самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;
— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
— формулировать выводы;
—устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;
— заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты;
— применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— владеть приемами смыслового чтения, составлять тезисы и план-конспекты по результатам чтения;
— организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
— использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;
— демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.
Предметными результатами изучения предмета «Биология»
являются:
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей, роль различных организмов в жизни человека;
- выделять существенные признаки живых организмов;
- использовать методы изучения живых организмов (наблюдение, эксперимент, описание, измерение);
- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии;
- работать с увеличительными приборами;
- наблюдать микрообъекты и процессы; делать рисунки микропрепаратов, фиксировать результаты наблюдений;
- устанавливать связь строения частей клетки с выполняемыми функциями;
- делать выводы о единстве строения клеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложное строение;
- выделять существенные признаки строения клеток разных царств;
- раскрывать сущность процессов жизнедеятельности клеток (питания, дыхания, обмена веществ, роста, размножения);
- устанавливать взаимосвязи между строением и функциями тканей живых организмов;
- выделять существенные признаки царств живой природы;
- сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения;
- осуществлять классификацию биологических объектов на основе их принадлежности к определенной систематической группе;
- выделять основные признаки царства растений;
- устанавливать связь строения органов цветкового растения и их функций;
- выявлять особенности сред обитания;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособления организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям части и органоиды растительной клетки (клеточная стенка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль);
- выделять существенные признаки представителей царства растения;
- различать на живых объектах и иллюстративном материале органы растений и их видоизменения;
- сравнивать органы растений, делать выводы на основе сравнения;
- выявлять клеточное строение органов растений (корня, стебля, листа);
- наблюдать части растительной клетки под микроскопом и описывать их;
- раскрывать сущность и роль процессов жизнедеятельности цветковых растений (питание, дыхание, обмен веществ, размножение, развитие);
- сравнивать процессы жизнедеятельности растений и животных;
- применять приемы размножения растений на практике;
- выявлять признаки крупных систематических групп растений (зеленые водоросли, бурые водоросли, красные водоросли, мохообразные,
папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные);
- различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям растения крупных систематических групп;
- выявлять признаки классов однодольных и двудольных отдела покрытосеменных растений, различать по внешнему виду, изображениям,
схемам и описаниям растения этих классов;
- выявлять отличительные признаки семейств покрытосеменных растений, различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям
растения этих семейств;
- объяснять роль различных растений в природе и жизни человека;
- выделять основные признаки царства бактерий, различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям представителей царства бактерий;
- раскрывать роль бактерий в природе и жизни человека;
- аргументировать и приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями;
- выделять существенные признаки царства грибов, различать по внешнему виду, изображению, схемам и описаниям представителей царства грибов;
- доказывать необходимость соблюдать правила сбора грибов и меры профилактики отравления ядовитыми грибами;
- выделять основные признаки царства животных, различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям представителей царства животных;
- сравнивать строение и процессы жизнедеятельности животных и растений, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- различать представителей простейших на микропрепаратах и иллюстративном материале;
- сравнивать представителей разных типов простейших, делать выводы на основе сравнения;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых простейшими, паразитическими червями;
- выделять основные признаки типов многоклеточных животных (кишечнополостных, плоских червей, круглых червей, кольчатых червей,
моллюсков, членистоногих, хордовых), различать представителей этих типов по внешнему виду, схемам и описаниям;
- выделять основные признаки классов моллюсков, членистоногих, хордовых, различать представителей этих классов по внешнему виду, схемам и описаниям;
- выделять основные признаки отрядов (классов насекомых, земноводных, пресмыкающихся, хордовых), различать представителей этих
отрядов по внешнему виду, схемам и описаниям;
- объяснять роль различных животных в природе и в жизни человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
- описывать и использовать приемы ухода за домашними животными;
- приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от окружающей среды;
- приводить доказательства родства человека с животными;
- приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стресса, вредных привычек, нарушения осанки, плоскостопия, слуха, зрения; инфекционных и простудных заболеваний;
- сравнивать клетки и ткани организма человека, находить сходства и различия;
- находить связь строения и функций клеток разных тканей;
- различать на микропрепаратах, изображениях и по описанию ткани человека; устанавливать связь строения и функций тканей;
- выделять существенные признаки органов и систем органов человека;
- различать на иллюстративном материале и по описанию органы и системы органов человека;
- устанавливать связь строения и функций органов и систем органов;
- различать на иллюстративном материале и по описанию части рефлекторной дуги;
- сравнивать процессы нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, делать выводы на основе сравнения;
- на основе наблюдения определять гармоничность физического развития, нарушения осанки и плоскостопия;
- сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы на основе сравнения;
- определять нормы рационального питания;
- сравнивать стороны обмена веществ в организме, делать выводы на основе сравнения;
- объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний, сущность процессов наследственности и изменчивости у человека;
- сравнивать безусловные и условные рефлексы, делать выводы на основе сравнения;
- сравнивать психическую деятельность человека и млекопитающих, делать выводы на основе сравнения;
- раскрывать сущность процессов жизнедеятельности (кровообращения, дыхания, газообмена в легких и тканях, пищеварения, образования и отделения мочи, терморегуляции, индивидуального развития);
- выделять существенные признаки уровней организации живой природы и описывать процессы, происходящие на каждом уровне;
- сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения;
- объяснять механизмы наследственности и изменчивости; сравнивать наследственность и изменчивость, делать выводы на основе сравнения;
- доказывать родство организмов на основе клеточного строения живых организмов;
- сравнивать половое и бесполое размножение, делать выводы на основе сравнения;
- выделять существенные признаки вида;
- объяснять причины многообразия видов;
- описывать приспособленность организмов к действию экологических факторов;
- выделять существенные признаки экосистемы, характеризовать роль редуцентов, продуцентов, консументов в экосистеме составлять схемы цепей питания;
- приводить примеры разных типов взаимоотношений организмов в экосистеме;
- аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- анализировать и оценивать влияние деятельности человека на биосферу.
Предметные результаты для 5 класса:
В результате изучения предмета «Биология» обучающийся 5 класса должен:
знать/понимать
–основные биологические и экологические понятия,
-- общие признаки живого организма,
-- иметь представление о биологии как науке,
-- названия, описание и различия, изученных царств живых организмов,
-- строение клетки, еѐ химический состав и жизнедеятельность,
-- способы питания и дыхания животных и растений,
-- причины и результаты эволюции,
-- разнообразие живых организмов и взаимосвязь их друг с другом и средой обитания,
-основные признаки царства Бактерий,
-признаки царства Грибов, различие по внешнему виду,
-- правила техники безопасности в биологическом кабинете, правила безопасного поведения при проведении наблюдений и экскурсий на природе.
уметь:
–- выделять существенные признаки царств живой природы;
- сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения;
- отличать живые организмы от неживых;
- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
- выявлять особенности сред обитания;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособления организмов
к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям части и органоиды растительной клетки (клеточная стенка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль);
- наблюдать части растительной клетки под микроскопом и описывать их;
- распознавать различные виды тканей;
- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
- различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям растения крупных систематических групп.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;
--выявление эстетических достоинств объектов живой природы;
--выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Предметные результаты для 6 класса:
В результате изучения предмета «Биология» обучающийся 6 класса должен:
знать/понимать
– признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
- признаки крупных систематических групп растений (зеленые водоросли, бурые водоросли, красные водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные);
-основные признаки царства Бактерий;
-признаки царства Грибов, различать по внешнему виду.
уметь:
- выделять основные признаки царства Растений;
- устанавливать связь строения органов цветкового растения и их функций;
- выделять существенные признаки представителей царства растения;
- различать на живых объектах и иллюстративном материале органы растений и их видоизменения;
- сравнивать органы растений, делать выводы на основе сравнения;
- выявлять клеточное строение органов растений (корня, стебля, листа);
- раскрывать сущность и роль процессов жизнедеятельности цветковых;
- выявлять признаки классов однодольных и двудольных отдела покрытосеменных растений, различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям растения этих классов;
- выявлять отличительные признаки семейств покрытосеменных
растений, различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям растения этих семейств;
– объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
-различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям представителей царства Бактерий;
-выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- доказывать необходимость соблюдать правила сбора грибов и меры профилактики отравления ядовитыми грибами;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;
-оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
-рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.
Предметные результаты для 7 класса:
В результате изучения предмета «Биология» обучающийся 7 класса должен:
знать/понимать
- строение, жизнедеятельность и многообразие животных, принципы их классификации;
- эволюцию строения живых организмов, взаимосвязь строения и функций органов и их систем, индивидуальное развитие и эволюцию животных.
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; животных своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- практическое значение биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
уметь:
– ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;
- сравнивать строение и процессы жизнедеятельности животных и растений, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- различать представителей простейших на микропрепаратах и иллюстративном материале;
- сравнивать представителей разных типов простейших, делать выводы на основе сравнения;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых простейшими, паразитическими червями;
- выделять основные признаки типов многоклеточных животных (кишечнополостных, плоских червей, круглых червей, кольчатых червей, моллюсков, членистоногих, хордовых), различать представителей этих типов по внешнему виду, схемам и описаниям;
- выделять основные признаки отрядов (классов насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих), различать представителей этих отрядов по внешнему виду, схемам и описаниям;
- объяснять роль различных животных в природе и в жизни человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
- объяснять роль биологии в практической деятельности людей; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- описывать и использовать приемы ухода за домашними животными.
Предметные результаты для 8 класса:
В результате изучения предмета «Биология» обучающийся 8 класса должен:
знать/понимать
– фундаментальные понятия биологии;
- строение и основные процессы жизнедеятельности клетки;
-строение и функции органов, систем органов, их нейрогуморальную регуляцию;
- топографию органов в организме человека;
- особенности строения организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямо хождением, социальным образом жизни;
- особенности внутренней среды организма, иммунитета, обмена веществ, терморегуляции, рационального питания;
- особенности роста и развития человеческого организма;
- влияние факторов внешней среды на химическое, физическое и соматическое здоровье человека;
- приемы оказания первой неотложной помощи при несчастных случаях;
- влияние физической и умственной нагрузки на организм, факторы укрепляющие, сохраняющие здоровье;
- влияние образа жизни и вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания), ВИЧ-инфекция на организм человека.
уметь:
–приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стресса, вредных привычек, нарушения осанки, плоскостопия, слуха, зрения; инфекционных и простудных заболеваний;
- сравнивать клетки и ткани организма человека, находить сходства и различия;
- находить связь строения и функций клеток разных тканей;
- различать на микропрепаратах, изображениях и по описанию ткани человека; устанавливать связь строения и функций тканей;
- выделять существенные признаки органов и систем органов человека;
- различать на иллюстративном материале и по описанию органы и системы органов человека;
-устанавливать связь строения и функций органов и систем органов;
- различать на иллюстративном материале и по описанию части рефлекторной дуги;
- сравнивать процессы нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, делать выводы на основе сравнения;
- на основе наблюдения определять гармоничность физического развития, нарушения осанки и плоскостопия;
- сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы на основе сравнения;
- определять нормы рационального питания;
сравнивать стороны обмена веществ в организме, делать выводы на основе сравнения;
- объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний, сущность процессов наследственности и изменчивости у человека;
- сравнивать безусловные и условные рефлексы, делать выводы на основе сравнения;
- сравнивать психическую деятельность человека и млекопитающих, делать выводы на основе сравнения;
- раскрывать сущность процессов жизнедеятельности (кровообращения, дыхания, газообмена в легких и тканях, пищеварения, образования и отделения мочи, терморегуляции, индивидуального развития);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма- применять приемы оказания первой помощи при кровотечениях, при отравлении угарным газом, спасении утопающих, простудных заболеваниях. Соблюдать меры профилактики нарушений обмена веществ и развития авитаминозов, заболеваний, передающихся половым путем, СПИДа, нарушений работы органов чувств, вредных привычек соблюдать принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха.
Предметные результаты для 9 класса:
В результате изучения предмета «Биология» обучающийся 9 класса должен:
знать/понимать
– особенности жизни как формы существования материи;
- роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
- фундаментальные понятия биологии;
- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
- основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
- соотношение социального и биологического в эволюции человека;
- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь:
– выделять существенные признаки уровней организации живой природы и описывать процессы, происходящие на каждом уровне;
- сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения;
- объяснять механизмы наследственности и изменчивости; сравнивать наследственность и изменчивость, делать выводы на основе сравнения;
- доказывать родство организмов на основе клеточного строения живых организмов;
- сравнивать половое и бесполое размножение, делать выводы на основе сравнения;
- выделять существенные признаки вида;
- объяснять причины многообразия видов;
- описывать приспособленность организмов к действию экологических факторов;
- выделять существенные признаки экосистемы, характеризовать роль редуцентов, продуцентов, консументов в экосистеме составлять схемы цепей питания;
- приводить примеры разных типов взаимоотношений организмов в экосистеме;
- аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- анализировать и оценивать влияние деятельности человека на биосферу.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни;
-выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье;
-оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей;
-соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни;
-профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции;
- формулировать и задавать вопросы по биологической тематике.
Для более рационального использования учебников по биологии рекомендуется следующее распределение тем в 5 -7 классах.
В 5 классе используется учебник: Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк]; под ред. В.В. Пасечника; – 3-е изд. – М.: Просвещение. – 160 с.: ил.
При изучении тем раздела «Жизнедеятельность организмов» больше акцентировать внимание на жизнедеятельность растительного организма.
В 6 классе при изучении раздела Покрытосеменные, или Цветковые (темы «Органы цветкового растения», «Жизнедеятельность цветковых растений») рекомендуется использование учебника «Биология. 7 класс».
Во втором семестре – при изучении разделов «Бактерии», «Грибы», «Лишайники», «Многообразие растительного мира» учебника «Биология. 5-6 классы».
Биология. 7 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк]; под ред. В.В. Пасечника; – 3-е изд. – М.: Просвещение. – 256 с.: ил.
В 7 классе в первом семестре при изучении раздела «Общие сведения о животном мире» и первых тем раздела «Многообразие животного мира» («Подцарство Простейшие», «Подцарство Многоклеточные») рекомендуется использование учебника «Биология. 5 – 6 классы»: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк]; под ред. В.В. Пасечника; – 3-е изд. – М.: Просвещение. – 160 с.: ил.
Во втором семестре при изучении разделов «Тип Членистоногие», «Тип Хордовые» рекомендуется использование учебника «Биология. 7 класс»: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк]; под ред. В.В. Пасечника; – 3-е изд. – М.: Просвещение. – 256 с.: ил.
Содержание программы
по биологии
Класс: 5
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы |
1. | Введение | 6 |
2. | Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов | 7 |
3. | Многообразие организмов | 5 |
4. | Жизнедеятельность организмов | 10 |
5. | Размножение, рост и развитие организмов | 3 |
6. | Среды жизни | 3 |
| Всего | 34 |
Содержание программы
по биологии
Класс: 6
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы |
1. | Введение | 1 |
2. | Покрытосеменные, или Цветковые. Органы цветкового растения. Жизнедеятельность цветковых растений | 13 |
3. | Многообразие цветковых растений | 2 |
4. | Бактерии, грибы, лишайники | 5 |
5. | Многообразие растительного мира | 9 |
6. | Эволюция растений. Экосистемы | 4 |
| Всего | 34 |
Содержание программы
по биологии
Класс: 7
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы |
1. | Общие сведения о животном мире | 6 |
2. | Многообразие животного мира. Подцарство Простейшие | 2 |
3. | Подцарство Многоклеточные | 23 |
4. | Эволюция растений и животных, их охрана. Экосистемы. | 3 |
| Всего | 34 |
Содержание программы
по биологии
Класс: 8
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы |
1. | Введение в науки о человеке | 3 |
2. | Общие свойства организма человека и уровни его организации | 3 |
3. | Опора и движение | 5 |
4. | Внутренняя среда организма | 4 |
5. | Кровообращение и лимфообращение | 4 |
6. | Дыхание | 4 |
7. | Питание | 6 |
8. | Обмен веществ и превращение энергии | 4 |
9. | Выделение продуктов обмена | 2 |
10. | Покровы тела человека | 3 |
11. | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности | 7 |
12. | Органы чувств. Анализаторы | 4 |
13. | Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность | 6 |
14. | Размножение и развитие человека | 4 |
15. | Здоровье человека и его охрана. Основы физиологии труда | 4 |
16. | Обобщающее повторение | 5 |
| Всего | 68 |
Содержание программы
по биологии
Класс: 9
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы |
1. | Введение | 2 |
2. | Основы цитологии | 12 |
3. | Размножение и индивидуальное развитие организмов | 7 |
4. | Основы генетики | 14 |
5. | Основы селекции и биотехнологии | 5 |
6. | Эволюционное учение | 12 |
7. | Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 16 |
| Всего | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 5
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
| по плану | по факту |
Введение (6 ч) |
1 | 1 | Вводный инструктаж. Биология – наука о живых организмах | 07.09 | | |
2 | 2 | Методы изучения биологии | 14.09 | | |
3 | 3 | Работа в лаборатории | 21.09 | | |
4 | 4 | Разнообразие живой природы | 28.09 | | |
5 | 5 | Среды обитания организмов | 05.10 | | |
6 | 6 | Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Экскурсия №1. Инструктаж по ТБ Тема | 12.10 | | |
Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов (7 ч) |
7 | 1 | Устройство увеличительных приборов | 19.10 | | |
8 | 2 | Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Лабораторная работа №1. Инструктаж по ТБ. | 02.11 | | |
9 | 3 | Химический состав клетки | 09.11 | | |
10 | 4 | Строение клетки | 16.11 | | |
11 | 5 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Лабораторная работа №2. Инструктаж по ТБ | | |
12 | 6 | Жизнедеятельность клетки | 23.11 | | |
13 | 7 | Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов Контрольная работа №1 Тема | 30.11 | | |
Многообразие организмов (5 ч) |
14 | 1 | Классификация организмов | 07.12 | | |
15 | 2 | Характеристика царства Растения | 14.12 | | |
16 | 3 | Строение цветкового растения. Изучение вегетативных и генеративных органов цветкового растения Лабораторная работа №3 Инструктаж по ТБ Тема | 21.12 | | |
17 | 4 | Характеристика царства Животные | 11.01 | | |
18 | 5 | Изучение строения позвоночного животного Лабораторная работа №4 Инструктаж по ТБ | 18.01 | | |
Жизнедеятельность организмов (10) |
19 | 1 | Обмен веществ – главный признак жизни | 25.01 | | |
20 | 2 | Питание организмов. Почвенное питание растений | 01.02 | | |
21 | 3 | Удобрения | | |
22 | 4 | Фотосинтез | 08.02 | | |
23 | 5 | Дыхание организмов | 15.02 | | |
24 | 6 | Передвижение веществ у растений | 22.02 | | |
25 | 7 | Выделение | 01.03 | | |
26 | 8 | Раздражимость – свойство живых организмов | 15.03 | | |
27 | 9 | Движение | 29.03 | | |
28 | 10 | Жизнедеятельность организмов. Контрольная работа № 2 Тема | 05.04 | | |
Размножение, рост и развитие организмов.(3 ч) |
29 | 1 | Размножение организмов, его значение. | 12.04 | | |
30 | 2 | Размножение растений |
31 | 3 | Рост и развитие – свойства живых организмов. | 19.04 | | |
Среды жизни (3 ч) | |
32 | 1 | Приспособления организмов к среде обитания | 26.04 | | |
33 | 2 | Организм – единое целое. Многообразие растений, весенние явления в жизни растений Экскурсия №2 Инструктаж по ТБ | 17.05 | | |
34 | 3 | Обобщение и систематизация знаний за курс 5 класса Тема | 24.05 | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 6
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | При меча ние |
| по плану | по факту |
Введение. 1 час |
1 | 1 | Многообразие организмов, их классификация. Вид – основная единица систематики. Инструктаж по ТБ и правилам поведения в кабинете биологии | 07.09 | | |
Покрытосеменные, или Цветковые. Органы цветкового растения. Жизнедеятельность цветковых растений (13 ч) | |
2 | 1 | Покрытосеменные, или Цветковые. Изучение внешнего строения покрытосеменных растений. Л.Р. №1 Инструктаж по ТБ | 14.09 | | |
3 | 2 | Строение семян. Изучение строение семян однодольных и двудольных растений. Л.Р. №2 Инструктаж по ТБ | 21.09 | | |
4 | 3 | Виды корней и типы корневых систем | 28.09 | | |
5 | 4 | Видоизменения корней | 05.10 | | |
6 | 5 | Побег и почки | 12.10 | | |
7 | 6 | Строение стебля. Передвижение воды и питательных веществ по древесине. Л.Р. №3 Инструктаж по ТБ | 19.10 | | |
8 | 7 | Внешнее строение листа. Клеточное строение листа Тема | 02 .11 | | | |
9 | 8 | Видоизменения побегов | 09.11 | | | |
10 | 9 | Строение и разнообразие цветков | 16.11 | | |
11 | 10 | Соцветия | |
12 | 11 | Плоды | 23.11 | | |
13 | 12 | Размножение покрытосеменных растений. Вегетативное размножение комнатных растений. Практическая работа №1 Инструктаж по ТБ | 30.11 | | |
14 | 13 | Особенности строения и жизнедеятельности цветковых растений. Контрольная работа №1 Тема | 07.12 | | |
Многообразие цветковых растений (2 ч) |
15 | 1 | Классификация покрытосеменных. Класс Двудольные. Определение признаков класса и семейства в строении растений. Л.Р. №4 Инструктаж по ТБ | 14.12 | | |
16 | 2 | Класс Однодольные. Определение до рода и вида нескольких травянистых растений одного семейства. Практическая работа №2 Инструктаж по ТБ Тема | 21.12 | | |
Бактерии, грибы, лишайники (5 ч) |
17 | 1 | Бактерии - доядерные организмы | 11.01 | | |
18 | 2 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 18.01 | | |
19 | 3 | Грибы - царство живой природы | 25.01 | | |
20 | 4 | Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Изучение строения плесневых грибов. Л.Р. №5 Инструктаж по ТБ | 01.02 | | |
21 | 5 | Лишайники - комплексные симбиотические организмы Тема | 08.02 | | |
Многообразие растительного мира (9 ч) |
22 | 1 | Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей. Изучение строения водорослей. Л.Р. №6 Инструктаж по ТБ | 15.02 | | | |
23 | 2 | Значение водорослей в природе и жизни человека | |
24 | 3 | Высшие споровые растения. Моховидные. Изучение строения мхов (на местных видах). Л.Р. №7 Инструктаж по ТБ | 22.02 | | |
25 | 4 | Папоротниковидные. Изучение строения папоротника. Л.Р. №8 Инструктаж по ТБ | 01.03 | | | |
26 | 5 | Плауновидные. Хвощевидные | 15.03 | | | |
27 | 6 | Голосеменные - отдел семенных растений | 29.03 | | |
28 | 7 | Разнообразие хвойных растений. Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений. Л.Р. №9 Инструктаж по ТБ |
29 | 8 | Значение мхов, папоротников, голосеменных в природе и жизни человека | 05.04 | | | |
30 | 9 | Многообразие растительного мира. Контрольная работа № 2 Тема | 12.04 | | | |
Эволюция растений. Экосистемы (4 ч) |
31 | 1 | Этапы эволюции растительного мира. Освоение суши растениями. | 19.04 | | |
32 | 2 | Экосистемы. Экологические факторы | 26.04 | | |
33 | 3 | Многообразие живой природы. Охрана природы | 17.05 | | |
34 | 4 | Растительный мир Донбасса. Природные сообщества и человек Экскурсия № 1 Инструктаж по ТБ Тема | 24.05 | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 7
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
| по плану | по факту |
7 | 7 |
Общие сведения о животном мире (6 ч) |
1 | 1 | Вводный инструктаж. Общие сведения о животном мире. Царство животные. Классификация животных | 02.09 | | |
2 | 2 | Обмен веществ – главный признак | 09.09 | | |
3 | 3 | Процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, выделение, передвижение веществ у животных | 16.09 | | |
4 | 4 | Процессы жизнедеятельности: размножение, рост, развитие | 23.09 | | |
5 | 5 | Раздражимость. Гуморальная регуляция. Нейрогуморальная регуляция | 30.09 | | |
6 | 6 | Поведение. Движение. Тема | 07.10 | | |
Многообразие животного мира. Подцарство Простейшие (2 ч) |
7 | 1 | Одноклеточные животные или Простейшие. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных. Л.Р. №1 Инструктаж по ТБ | 14.10 | | |
8 | 2 | Паразитические простейшие. Значение простейших | 21.10 | | |
Подцарство Многоклеточные (23 ч) |
9 | 1 | Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных | 11.11 | | |
10 | 2 | Тип Кишечнополостные | 18.11 | | |
11 | 3 | Многообразие кишечнополостных. Тема | |
12 | 4 | Общая характеристика червей. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви | 25.11 | | |
13 | 5 | Тип Кольчатые черви. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения. Л.Р. № 2 Инструктаж по ТБ | 02.12 | | |
14 | 6 | Класс Брюхоногие. Класс Двустворчатые моллюски | 09.12 | | |
15 | 7 | Класс Головоногие моллюски. Изучение строения раковин моллюсков. Л.Р. № 3 Инструктаж по ТБ | 16.12 | | |
16 | 8 | Особенности жизнедеятельности, многообразие и значение беспозвоночных. Контрольная работа №1 Тема | 23.12 | | |
17 | 9 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные | 13.01 | | |
18 | 10 | Класс Паукообразные | 20.01 | | |
19 | 11 | Класс Насекомые. Изучение внешнего строения насекомого. Л. Р. №4 Инструктаж по ТБ | 27.01 | | |
20 | 12 | Многообразие насекомых. Изучение многообразия членистоногих по коллекциям. Л.Р. №5 Инструктаж по ТБ Тема | 03.02 | | |
21 | 13 | Тип Хордовые | 10.02 | | |
22 | 14 | Надкласс Рыбы. Строение и жизнедеятельность рыб. Изучение внешнего строения и передвижения рыб. Л.Р. №6 Инструктаж по ТБ | 17.02 | | |
23 | 15 | Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб | 24.02 | | |
24 | 16 | Класс Земноводные | 03.03 | | |
25 | 17 | Класс Пресмыкающиеся | 10.03 | | |
26 | 18 | Класс Птицы. Изучение строения и перьевого покрова птиц. Л.Р. №7 Инструктаж по ТБ | 17.03 | | |
27 | 19 | Многообразие птиц и их значение. Птицеводство. Изучение строения яйца птицы. Л.Р.№8 Инструктаж по ТБ Тема | 31.03 | | |
28 | 20 | Класс Млекопитающие, или Звери. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих. Л.Р. №9 Инструктаж по ТБ | 07.04 | | |
29 | 21 | Многообразие зверей | 14.04 | | |
30 | 22 | Домашние млекопитающие | 21.04 | | |
31 | 23 | Особенности жизнедеятельности, многообразие и значение позвоночных. Контрольная работа №2 | 28.04 | | |
Эволюция растений и животных, их охрана. Экосистемы (3 ч) |
32 | 1 | Этапы эволюции органического мира. Освоение суши животными | | 05.05 | | |
33 | 2 | Экосистема. Среда обитания организмов. Экологические факторы. | |
34 | 3 | Искусственные экосистемы. Охрана животного мира Тема | 19.05 | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 8
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Приме чание |
| по плану | по факту |
8 | 8 |
Введение в науки о человеке ( 3ч) |
1 | 1 | Вводный инструктаж. Науки о человеке и их методы | 03.09 | | |
2 | 2 | Биологическая природа человека. Расы человека | 07.09 | | |
3 | 3 | Происхождение и эволюция человека. Антропогенез | 10.09 | | |
Общие свойства организма человека и уровни его организации (3 ч) |
4. | 1 | Строение организма человека. Л.Р. №1. Изучение микроскопического строения тканей. Инструктаж по ТБ | 14.09 | | |
5 | 2 | Органы и ткани | 17.09 | | |
6 | 3 | Регуляция процессов жизнедеятельности. | 21.09 | | |
Опора и движение (5 ч) |
7 | 1 | Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей | 24.09 | | |
8 | 2 | Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы | 28.09 | | |
9 | 3 | Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. П.Р. № 1.Изучение внешнего вида отдельных костей. Инструктаж по ТБ | 01.10 | | |
10 | 4 | Строение и функции скелетных мышц | 05.10 | | |
11 | 5 | Работа мышц и её регуляция. Нарушения опорно-двигательной системы. П.Р. № 2. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц. Инструктаж по ТБ | 08.10 | | |
Внутренняя среда организма (4 ч) |
12 | 1 | Состав внутренней среды организма и её функции | 12.10 | | |
13 | 2 | Состав крови. Постоянство внутренней среды. Л.р.№2 Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки). Инструктаж по ТБ | 15.10 | | |
14 | 3 | Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови | 19.10 | | |
15 | 4 | Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация | 22.10 | | |
Кровообращение и лимфообращение ( 4 ч) |
16 | 1 | Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Л.Р. № 3 Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке. Инструктаж по ТБ | 02.11 | | |
17 | 2 | Сосудистая система. П.р.№3 Измерение кровяного давления. Инструктаж по ТБ | 05.11 | | |
18 | 3 | Лимфообращение | 09.11 | | |
19 | 4 | Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. П.р.№4. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений. Инструктаж по ТБ | 12.11 | | |
Дыхание (4 ч) |
20 | 1 | Дыхание и его значение. Органы дыхания | 16.11 | | |
21 | 2 | Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких | 19.11 | | |
22 | 3 | Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды П.Р. № 5 Определение частоты дыхания. Инструктаж по ТБ | 23.11 | | |
23 | 4 | Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация | 26.11 | | |
Питание ( 6 ч) |
24 | 1 | Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции | 30.11 | | |
25 | 2 | Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод. Л.Р. №4. Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал. Инструктаж по ТБ | 03.12 | | |
26 | 3 | Пищеварение в желудке и кишечнике | 07.12 | | |
27 | 4 | Всасывание питательных веществ в кровь | | |
28 | 5 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания | 10.12 | | |
29 | 6 | Контрольная работа № 1 | 14.12 | | |
Обмен веществ и превращение энергии (4 ч) |
30 | 1 | Пластический и энергетический обмен. П.Р. № 6. Измерение массы и роста своего организма. Инструктаж по ТБ | 17.12 | | |
31 | 2 | Ферменты и их роль в организме человека | 21.12 | | |
32 | 3 | Витамины и их роль в организме человека | 24.12 | | |
33 | 4 | Нормы и режим питания. Нарушения обмен веществ. П.Р. № 7. Определение норм рационального питания. Инструктаж по ТБ | 11.01 | | |
Выделение продуктов обмена (2 ч) |
34 | 1 | Выделение и его значение. Органы мочевыделения | 14.01 | | |
35 | 2 | Заболевания органов мочевыделения | 18.01 | | |
Покровы тела человека (3 ч) |
36 | 1 | Наружные покровы тела. Строение и функции кожи | 21.01 | | |
37 | 2 | Болезни и травмы кожи | 25.01 | | |
38 | 3 | Гигиена кожных покровов | 28.01 | | |
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (7 ч) |
39 | 1 | Железы внутренней секреции и их функции | 01.02 | | |
40 | 2 | Работа эндокринной системы и её нарушения | 04.02 | | |
41 | 3 | Строение нервной системы и её значение | 08.02 | | |
42 | 4 | Спинной мозг | 11.02 | | |
43 | 5 | Головной мозг. Л.Р. № 5 Изучение строения головного мозга человека (по муляжам). Инструктаж по ТБ | 15.02 | | |
44 | 6 | Вегетативная нервная система | 18.02 | | |
45 | 7 | Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение |
Органы чувств. Анализаторы (4 ч) |
46 | 1 | Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Л.Р. № 6 Изучение изменения размера зрачка. Инструктаж по ТБ | 22.02 | | |
47 | 2 | Слуховой анализатор | 25.02 | | |
48 | 3 | Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание | 01.03 | | |
49 | 4 | Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль | 04.03 | | |
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (6 ч) |
50 | 1 | Высшая нервная деятельность. Рефлексы | 11.03 | | |
51 | 2 | Память и обучение | 15.03 | | |
52 | 3 | Врождённое и приобретённое поведение | 18.03 | | |
53 | 4 | Сон и бодрствование | 29.03 | | |
54 | 5 | Особенности высшей нервной деятельности человека | 01.04 | | |
55 | 6 | История и перспективы изучения ВНД человека | 05.04 | | |
Размножение и развитие человека (4 ч) |
56 | 1 | Особенности размножения человека | 08.04 | | |
57 | 2 | Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение | |
58 | 3 | Беременность и роды | 12.04 | | |
59 | 4 | Рост и развитие ребёнка после рождения | 15.04 | | |
Здоровье человека и его охрана. Основы физиологии труда (4 ч) |
60 | 1 | Социальная и природная среда человека | 19.04 | | |
61 | 2 | Окружающая среда и здоровье человека | 22.04 | | |
62 | 3 | Л.Р. № 7. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Инструктаж по ТБ | 26.04 | | |
63 | 4 | Контрольная работа №2 | 29.04 | | |
Обобщающее повторение (5ч) |
64 | 1 | Опора и движение | 06.05 | | |
65 | 2 | Внутренняя среда организма. Кровообращение и лимфообращение. Дыхание | 13.05 | | |
66 | 3 | Питание. Обмен веществ и превращение энергии | 17.05 | | |
67 | 4 | Выделение продуктов обмена. Покровы тела человека | 20.05 | | |
68 | 5 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Органы чувств. Анализаторы. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность | 24.05 | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 9
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
| по плану | по факту |
Введение (2 ч) |
1 | 1 | Вводный инструктаж. Биология как наука | 02.09 | | |
2 | 2 | Методы биологических исследований. Значение биологии | 07.09 | | |
Тема 1. Основы цитологии (12 ч) |
3 | 1 | Цитология – наука о клетке | 09.09 | | |
4 | 2 | Клеточная теория | 14.09 | | |
5 | 3 | Химический состав клетки | 16.09 | | |
6-7 | 4-5 | Строение клетки. Клеточные органоиды. Л.Р. № 1. «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом». Инструктаж по ТБ | 21.09 23.09 | | |
8 | 6 | Особенности клеточного строения организмов. Строение прокариотических и эукариотических клеток | 28.09 | | |
9 | 7 | Вирусы | 30.09 | | |
10 | 8 | Обмен веществ и энергии в клетке | 05.10 | | |
11 | 9 | Фотосинтез | 07.10 | | |
12 | 10 | Биосинтез белков | 12.10 | | |
13 | 11 | Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке | 14.10 | | |
14 | 12 | Обобщение знаний по теме 1 | 19.10 | | |
Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (7 ч) |
15 | 1 | Формы размножения организмов. Бесполое размножение | 21.10 | | |
16 | 2 | Митоз | 02.11 | | |
17 | 3 | Половое размножение | 09.11 | | |
18 | 4 | Мейоз |
19 | 5 | Индивидуальное развитие организма (онтогенез) | 11.11 | | |
20 | 6 | Влияние факторов внешней среды на онтогенез | 16.11 | | |
21 | 7 | Обобщение знаний по теме 2. Тема | 18.11 | | |
Тема 3. Основы генетики (14 ч) |
22 | 1 | Генетика как отрасль биологической науки | 23.11 | | |
23 | 2 | Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип | 25.11 | | |
24 | 3 | Закономерности наследования | 30.11 | | |
25 | 4 | Закон чистоты гамет | 02.12 | | |
26 | 5 | Решение генетических задач | 07.12 | | |
27 | 6 | П.Р. №1 Составление простейших схем скрещивания. Инструктаж по ТБ | 09.12 | | |
28 | 7 | Контрольная работа № 1 | 14.12 | | |
29 | 8 | Хромосомная теория наследственности. Генетика пола | 16.12 | | |
30 | 9 | Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость | |
31 | 10 | Комбинативная изменчивость | 21.12 | | |
32 | 11 | Фенотипическая изменчивость. Л.Р. № 2. «Изменчивость организмов». Инструктаж по ТБ | 23.12 | | |
33 | 12 | Генотип и здоровье человека | 11.01 | | |
34 | 13 | Методы изучения наследственности человека | 13.01 | | |
35 | 14 | Обобщение знаний по теме 3 | 18.01 | | |
Тема 4. Основы селекции и биотехнологии (5 ч) |
36 | 1 | Селекция как изменение человеком культурных форм организмов | 20.01 | | |
37 | 2 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов | 25.01 | | |
38 | 3 | Достижения мировой и отечественной селекции | 27.01 | | |
39 | 4 | Биотехнология: достижения и перспективы развития | 01.02 | | |
40 | 5 | Использование бактерий и грибов в биотехнологии | 03.02 | | |
Тема 5. Эволюционное учение (12 ч) |
41 | 1 | Учение об эволюции органического мира | 08.02 | | |
42 | 2 | Вид. Критерии вида. Л.Р. № 3. «Изучение морфологического критерия вида». Инструктаж по ТБ | 10.02 | | |
43 | 3 | Популяционная структура вида | 15.02 | | |
44 | 4 | Видообразование | |
45 | 5 | Борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции. | 17.02 | | |
46 | 6 | Адаптации как результат естественного отбора | 22.02 | | |
47 | 7 | Современные проблемы теории эволюции | 24.02 | | |
48 | 8 | Взгляды, гипотезы и теории происхождении жизни. | 01.03 | | |
49 | 9 | Органический мир как результат эволюции | 03.03 | | |
50 | 10 | История развития органического мира | 10.03 | | |
51 | 11 | Урок-семинар «Происхождение жизни на Земле» |
52 | 12 | Обобщение и систематизация знаний по темам 4 и 5. Тема | 15.03 | | |
Тема 6. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (16 ч) |
53 | 1 | Экология как наука | 17.03 | | |
54 | 2 | Влияние экологических факторов на организмы | 29.03 | | |
55 | 3 | Экологическая ниша | 31.03 | | |
56 | 4 | Структура популяций | 05.04 | | |
57 | 5 | Типы взаимодействия популяций разных видов | |
58 | 6 | Экосистемная организация природы. Компоненты экосистем | 07.04 | | |
59 | 7 | Структура экосистем | 12.04 | | |
60 | 8 | Поток энергии и пищевые цепи. П.Р. № 2. Составление пищевых цепей. Инструктаж по ТБ | 14.04 | | |
61 | 9 | Искусственные экосистемы | 19.04 | | |
62 | 10 | П.Р. № 3. Выявление типов взаимодействия разных видов в экосистеме своей местности. Инструктаж по ТБ | 21.04 | | |
63 | 11 | П.Р. № 4. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Инструктаж по ТБ | 26.04 | | |
64 | 12 | Экологические проблемы современности | 28.04 | | |
65 | 13 | Контрольная работа №2. | 05.05 | | |
66 | 14 | Конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» | 17.05 | | |
67 | 15 | Обобщение знаний по теме 6 | 19.05 | | |
68 | 16 | Экскурсия «Сезонные изменения в живой природе». Инструктаж по ТБ | 24.05 | | |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
кафедры естественно-математических дисциплин
от «27» августа 2020 г. № __
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________Л.Д. Величко
«28» августа 2020 г.