РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС (ФГОС)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 5 классе разработана в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы, на основе программы основного общего образования по биологии 5-9 классов, авторы В. В. Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г. Швецов (Рабочие программы: Биология. 5—9 классы учебно-методическое пособие/ сост. Г. М. Пальдяева. - 4-е изд., М. «Дрофа» 2015) и учебного плана МБОУ «Тирянская ОШ» на 2018-2019 учебный год.
Предметная область: «Естественно-научные предметы»
Место курса. На изучение биологии в 5 классе в учебном плане школы отведен 1 час в неделю, 34 часа в год (недель-34)
Характеристика курса
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, и воспитания личности.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмет
Цели изучения биологии:
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;
- умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);
- соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;
- классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;
- различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;
- сравнение биологических объектов , умение делать выводы на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания;
- владение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
Задача базового биологического образования является обеспечение выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Тематическое планирование
В разделе 3 вместо 9 часов запланировано 12 часов (добавлен 1 час на изучение «Происхождение растений» и 2 часа запланированы на «обобщение курса» и промежуточную аттестацию)
| Название разделов | Количество часов | Лабораторные и практические работы | Экскурсии |
| Введение | 6 | 1-пр | 1 |
| Раздел 1 Клеточное строение растений | 8 | 5 л. р. + 1 пр.р. | |
| Раздел 2. Царство Бактерий. Царство Грибы | 8 | 3 л. р | |
| Раздел 3 Царство Растений | 12 | 5 л. р | |
| ИТОГО | 34 | 13 л. р + 2 пр.р. | 1 |
Содержание программы Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс
(34 часов, 1 час в неделю)
Введение (6ч)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- о многообразии живой природы;
- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения,
Животные;
- основные методы исследования в биологии:
наблюдение, эксперимент, измерение;
- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
- экологические факторы;
- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
- правила работы с микроскопом;
- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
- отличать живые организмы от неживых;
- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
- характеризовать среды обитания организмов;
- характеризовать экологические факторы;
- проводить фенологические наблюдения;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- составлять план текста;
- владеть таким видом изложения текста, как повествование;
- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
- получать биологическую информацию из различных источников;
- определять отношения объекта с другими объектами;
- определять существенные признаки объекта.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (8ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- строение клетки;
- химический состав клетки;
- основные процессы жизнедеятельности клетки;
- характерные признаки различных растительных
тканей.
Учащиеся должны уметь:
Определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микропрепараты и рассматривать микроскопом;
- распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- анализировать объекты под микроскопом;
- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
- работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (8ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
- разнообразие и распространение бактерий и грибов;
- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику бактериям и грибам;
- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
- отличать съедобные грибы от ядовитых;
- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Раздел 3. Царство Растения (12ч)
Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные методы изучения растений;
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
- роль растений в биосфере и жизни человека;
- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику растительного царства;
- объяснять роль растений биосфере;
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
- испытывать любовь к природе;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
Календарно-тематический план по предмету биология (5 класс )
«Бактерии. Грибы. Растения» (34 часа, 1 час в неделю)
№ | Дата | Тема | Содержание Лабораторные (практические) работы | Характеристика видов деятельности ученика. | Планируемые предметные результаты | Домашнее задание |
| Введение (6 часов) |
1 | | Биология – наука о живой природе | Биология — наука о живой природе | Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знании в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Объясняют необходимость бережного отношения к растениям. | Знают: о многообразии живой природы, роли растений в природе, жизни человека, правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. Умеют определять понятие биология, соблюдать правила техники безопасности. | §1, подготовить подборку загадок о растениях |
2 | | Стартовая работа. Методы исследования в биологии | Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии | Учащиеся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в биологическом кабинете. Получают практический опыт в проведении экспериментов, измерений и наблюдений. | §2 |
3 | | Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» | Практическая работа: «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе» | Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений | Учащиеся знают начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; умеют использовать навыки правильного поведения в природе. | Отчет, дневник наблюдений |
4 | | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение | Определяют понятия «царство Бактерии», царство Грибы», Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа | Учащиеся знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы. Умеют отличать свойства живых организмов от тел неживой природы, вести дневник наблюдений, находить информацию. | §3, |
5 | | Среды обитания живых организмов. | Водная среда. Наземно- воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания». Анализируют связь организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | Учащиеся умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности. Формируется умение определять приспособленность растений и животных к жизни в разных средах обитания. Формируется умение выполнять несложные практические задания. | §4, подготовить презентацию по средам обитания. |
6 | | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Повторение по теме «Отличительные признаки живого» | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | Учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы. Умение планировать самостоятельную работу. | §5 |
| Раздел 1. Клеточное строение организмов (8 часов) |
7 | | Устройство увеличительных приборов | Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. Лабораторная работа: «Устройство лупы и светового микроскопа правила работы с ним» | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | Знают устройство светового микроскопа, умеют работать с микроскопом и лупой, соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами. | §6 |
8 | | Строение клетки | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли Лабораторная работа: «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их. | Называют основные органоиды клетки; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимают строение живой клетки (главные части), умеют соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами. | §7, с.34-37 |
9 | | Строение клетки. Пластиды. | Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты. Лабораторная работа «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи томата, рябины, шиповника» | Выделять существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. | Знают строение клетки, определение хлоропласт, хлорофилл, хромопласт, лейкопласт., Умеют называть пластиды, различать их на таблице, выявлять их строение и функции, объяснять изменение окраски листьев осенью. | §7, до конца. Вопросы к §7. |
10 | | Химический состав клетки | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль. Практическая работа: «Химический состав клетки» | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав летки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | Называют основные органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки, объясняют роль органических и минеральных веществ в клетке. | §8 |
11 | | Жизнедеятельность клетки, её деление и рост | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). Лабораторная работа: «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Знают: состав и функции цитоплазмы, значение межклеточного вещества, значение процессов жизнедеятельности, о делении клеток. Умеют находить на микропрепаратах органоиды и части клеток, обобщать знания о клетке. | §9 |
12 | | Ткани | Ткань. Демонстрация. Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторная работа: «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | Определяют понятие «ткань» Выделяют признаки характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах «Ткань». | Знают: понятие клетки как открытой биологической системы; определение и значение термина ткань; основные виды тканей растительного организма. Умеют различать типы тканей на рисунках и микропрепаратах, определяют локализацию тканей в растении | §10 |
13 | | Повторение по теме: «Клеточное строение организмов» | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты работать с микроскопом. | Умеют: применять знания о строении клетки живых организмов для решения практических задач, принимать коллективное решение в процессе совместной деятельности, оценивать уровень своего познавательного интереса, устанавливать причинно-следственные связи. | Повт. §§ 1-10 |
14 | | Административная работа (комплексная работа) | | | | |
| Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (8 часов) |
15 | | Строение и жизнедеятельность бактерий | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение | Выделяют существенные признаки бактерий | Знают строение бактериальной клетки, формы бактерий, формы распространения на планете, способы питания и существования, основные отличия от растительной клетки. | §11 |
16 | | Роль бактерий в природе и жизни человека | Роль бактерий природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека. | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. | Знают о значении почвенных, азотофиксирующих, молочнокислых бактерий, заболевания, вызываемые болезнетворными бактериями. Умеют объяснять сущность симбиоза, различать понятия эпидемия и пандемия. | §12 |
17 | | Повторение по теме: «Царство Бактерии» | Систематизация и обобщение понятий темы. | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Формулируют и решают проблемы. | Знают методы биологической науки. Умеют использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты, экологический мониторинг в окружающей среде. | |
18 | | Общая характеристика грибов | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. | Знают особенности строения грибов, способы их питания, значение грибов. Умеют различать грибы-сапрофиты и грибы-паразиты, выделять признаки грибов как представителей самостоятельного царства. | §13 |
Шляпочные грибы | Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Лабораторная работа: «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Знают строение шляпочных грибов, названия распространенных съедобных и ядовитых грибов, способы из размножения. Умеют узнавать на рисунках, среди муляжей и живых объектов съедобные и ядовитые грибы, оперировать понятиями: спора, мицелий, микориза, симбиоз, соблюдать правила сбора грибов. | §14 |
19 | | Плесневые грибы и дрожжи | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа: «Строение плесневого гриба мукора». Лабораторная работа: «Строение дрожжей» | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение дрожжей и мукора. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением. | Знают особенности строения плесневых грибов, условия и особенности среды их обитания, историю получения пенициллина, значение в жизни человека. Умеют различать грибы мукор и пеницилл, закладывать опыты и проводить наблюдения за развитием плесневых грибов | §15, сообщения |
20 | | Грибы-паразиты | Грибы-паразиты. Роль грибов- паразитов в природе и жизни человека Демонстрация: Муляжи плодовых тел грибов- паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.) | Определяют понятие «грибы- паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. | Знают особенности строения и жизнедеятельности грибов-паразитов, представителей, паразитирующих на растениях, животных, заболевания человека, вызываемые грибами-паразитами. Умеют называть и различать возбудителей грибковых заболеваний растений. | §16, сообщения |
21 | | Повторение по теме «Царство Грибы» | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами. | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе человека». | Умеют применять методы биологической науки, наблюдать и описывать биологические объекты и процессы, проводить эксперименты и объяснять их результаты. | |
| РАЗДЕЛ 3. Царство Растения (12 часов) |
22 | | Разнообразие, распространение и значение растений | Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. Демонстрация: гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы. | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки. | Знают места обитания растений, многообразие, значение в природе, в жизни человека, меры по охране растений. Умеют различать низшие и высшие растения, называть их признаки, оперировать понятиями: слоевище, таллом. | §17 |
23 | | Зеленые водоросли | Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей. Лабораторная работа: «Строение зеленых водорослей» | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом. | Знают: водоросли самые древние , низшие растения, особенности строения и размножения одноклеточных водорослей, роль в природе и деятельности человека. | §18, с. 93-97 |
24 | | Красные и бурые водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человека | Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей. | Знают: строение, способы питания, размножения, распространения, условия существования многоклеточных водорослей, роль в природе и жизни человека. Умеют: различать многоклеточные водоросли, называть их характерные признаки. | §18, до конца |
25 | | Лишайники | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. | Определяют понятия «кустистые лишайники»,«листовые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе. | Знают: строение слоевища, способы размножения и роль лишайников. Умеют: различать кустистые, листовые, накипные лишайники; объяснять явление симбиоза, фразу «Лишайники – индикаторы чистоты воздуха» | §19 |
26 | | Мхи | Высшие споровые растения. Мхи, отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторная работа: «Строение мха» (на местных видах) | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека | Знают: условия жизни мхов, признаки, свойственные высшим растениям, особенности строения, размножения кукушкина льна, значение мхов в природе и жизни человека. Уметь различать зеленые и белые мхи, называть отличия между высшими и низшими растениями. | §20 |
27 | | Плауны. Хвощи. Папоротники | Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторная работа: «Строение спороносящего хвоща» Лабораторная работа: «Строение спороносящего папоротника» | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека споровых. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят представителей на таблицах и гербарных образцах. | Знают: условия, необходимые для жизни плаунов, хвощей, папоротников, их строение, размножение и циклы развития, роль в природе и жизни человека. | §21, сообщение о каменном угле. |
28 | | Голосеменные растения | Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. Лабораторная работа: «Строение хвои и шишек хвойных» (на примере местных видов) | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, гербарных Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека. | Знают: особенности строения голосеменных, цикл развития хвойных растений, строение хвои и шишек голосеменных, роль в природе и жизни человека. Умеют различать виды хвойных растений, называть характерные признаки голосеменных. | §22 |
29 | | Промежуточная аттестация (ВПР) | | | | |
30 | | Покрытосеменные, или цветковые | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают роль покрытосеменных в природе и жизни человека. | Знают: цветок- орган семенного размножения, семена покрытосеменных защищены плодом, органы покрытосеменных, их строение и функции, приспособительные признаки цветковых, вегетативное размножение, роль в природе и жизни человека, способы охраны цветковых, различия между культурными и дикорастущими растениями. | §23 |
31 | | Происхождение растений | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. | Знают: методы изучения вымерших растений, причины изменения растительного мира, разницу между споровыми и семенными растениями. Умеют называть признаки растений отделов: Покрытосеменные, Голосеменные, Папоротниковидные, Моховидные, Водоросли; определять принадлежность растений к низшим споровым и к высшим. | §24, с. 132-136 |
32 | | Основные этапы развития растительного мира | Основные этапы развития растительного мира. Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают ее. | Знают: основные этапы развития растительного мира, причины выхода растений на сушу, особенности строения первых наземных растений, происхождение высших споровых и семенных растений. | §24, до конца. |
33 34 | | Обобщающий урок | Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания. | | Умеют обобщать полученные знания, устанавливать причинно-следственные связи | |
Приложение
Лист корректировки