СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС (ФГОС)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии в 5 классе разработана в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы, на основе программы основного общего образования по биологии 5-9 классов, авторы В. В. Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г. Швецов (Рабочие программы: Биология. 5—9 классы учебно-методическое пособие/ сост. Г. М. Пальдяева. - 4-е изд., М. «Дрофа» 2015) и учебного плана МБОУ «Тирянская ОШ» на 2018-2019 учебный год.


Предметная область: «Естественно-научные предметы»


Место курса. На изучение биологии в 5 классе в учебном плане школы отведен 1 час в неделю, 34 часа в год (недель-34)

Характеристика курса

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, и воспитания личности.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмет

Цели изучения биологии:

- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;

- умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;

- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);

- соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;

- классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;

- различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;

- сравнение биологических объектов , умение делать выводы на основе сравнения;

- выявление приспособлений организмов к среде обитания;

- владение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

Задача базового биологического образования является обеспечение выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Выпускник научится:

      • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

      • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

      • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

      • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

      • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

      • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

      • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

      • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

      • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

      • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

      • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

      • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

      • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

      • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

      • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

      • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

      • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;

      • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

      • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

      • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

      • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Тематическое планирование

В разделе 3 вместо 9 часов запланировано 12 часов (добавлен 1 час на изучение «Происхождение растений» и 2 часа запланированы на «обобщение курса» и промежуточную аттестацию)


Название разделов

Количество часов

Лабораторные и практические работы

Экскурсии


Введение

6

1-пр

1


Раздел 1 Клеточное строение растений

8

5 л. р. + 1 пр.р.



Раздел 2. Царство Бактерий. Царство Грибы

8

3 л. р



Раздел 3 Царство Растений

12

5 л. р



ИТОГО

34

13 л. р + 2 пр.р.

1


Содержание программы Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс

(34 часов, 1 час в неделю)

Введение (6ч)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения,

Животные;

- основные методы исследования в биологии:

наблюдение, эксперимент, измерение;

- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

- правила работы с микроскопом;

- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

- отличать живые организмы от неживых;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- характеризовать среды обитания организмов;

- характеризовать экологические факторы;

- проводить фенологические наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- составлять план текста;

- владеть таким видом изложения текста, как повествование;

- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

- получать биологическую информацию из различных источников;

- определять отношения объекта с другими объектами;

- определять существенные признаки объекта.


Раздел 1. Клеточное строение организмов (8ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- химический состав клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

- характерные признаки различных растительных

тканей.

Учащиеся должны уметь:

Определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- анализировать объекты под микроскопом;

- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.


Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (8ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

- разнообразие и распространение бактерий и грибов;

- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику бактериям и грибам;

- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.


Раздел 3. Царство Растения (12ч)

Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

- роль растений в биосфере и жизни человека;

- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику растительного царства;

- объяснять роль растений биосфере;

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.


Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- знать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

- испытывать любовь к природе;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение.


















Календарно-тематический план по предмету биология (5 класс )

«Бактерии. Грибы. Растения» (34 часа, 1 час в неделю)


Дата

Тема

Содержание

Лабораторные (практические) работы

Характеристика видов деятельности ученика.

Планируемые предметные результаты

Домашнее задание


Введение (6 часов)

1


Биология – наука о живой природе

Биология — наука о живой природе

Определяют понятия:

«биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знании в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Объясняют необходимость бережного отношения к растениям.

Знают: о многообразии живой природы, роли растений в природе, жизни человека, правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. Умеют определять понятие биология, соблюдать правила техники безопасности.

§1, подготовить подборку загадок о растениях

2


Стартовая работа.

Методы исследования в биологии

Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

Учащиеся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в биологическом кабинете. Получают практический опыт в проведении экспериментов, измерений и наблюдений.

§2

3


Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»

Практическая работа: «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»

Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений

Учащиеся знают начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; умеют использовать навыки правильного поведения в природе.

Отчет, дневник наблюдений

4


Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение

Определяют понятия «царство Бактерии», царство Грибы», Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

Учащиеся знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы. Умеют отличать свойства живых организмов от тел неживой природы, вести дневник наблюдений, находить информацию.

§3,

5


Среды обитания живых организмов.

Водная среда. Наземно- воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания». Анализируют связь организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

Учащиеся умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности.

Формируется умение определять приспособленность растений и животных к жизни в разных средах обитания. Формируется умение выполнять несложные практические задания.

§4, подготовить презентацию по средам обитания.

6


Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Повторение по теме «Отличительные признаки живого»

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

Учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы. Умение планировать самостоятельную работу.

§5


Раздел 1. Клеточное строение организмов (8 часов)

7


Устройство увеличительных приборов

Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа: «Устройство лупы и светового микроскопа правила работы с ним»

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

Знают устройство светового микроскопа, умеют работать с микроскопом и лупой, соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

§6

8


Строение клетки


Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Лабораторная работа: «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их.

Называют основные органоиды клетки; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимают строение живой клетки (главные части), умеют соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

§7, с.34-37

9


Строение клетки. Пластиды.

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты.

Лабораторная работа «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи томата, рябины, шиповника»

Выделять существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

Знают строение клетки, определение хлоропласт, хлорофилл, хромопласт, лейкопласт., Умеют называть пластиды, различать их на таблице, выявлять их строение и функции, объяснять изменение окраски листьев осенью.

§7, до конца. Вопросы к §7.

10


Химический состав клетки

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль.

Практическая работа: «Химический состав клетки»

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав летки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

Называют основные органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки, объясняют роль органических и минеральных веществ в клетке.

§8

11


Жизнедеятельность клетки, её деление и рост

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). Лабораторная работа: «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Знают: состав и функции цитоплазмы, значение межклеточного вещества, значение процессов жизнедеятельности, о делении клеток. Умеют находить на микропрепаратах органоиды и части клеток, обобщать знания о клетке.

§9

12


Ткани

Ткань. Демонстрация. Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторная работа: «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

Определяют понятие «ткань» Выделяют признаки характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах «Ткань».

Знают: понятие клетки как открытой биологической системы; определение и значение термина ткань; основные виды тканей растительного организма. Умеют различать типы тканей на рисунках и микропрепаратах, определяют локализацию тканей в растении

§10

13


Повторение по теме: «Клеточное строение организмов»

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты работать с микроскопом.

Умеют: применять знания о строении клетки живых организмов для решения практических задач, принимать коллективное решение в процессе совместной деятельности, оценивать уровень своего познавательного интереса, устанавливать причинно-следственные связи.

Повт. §§ 1-10

14


Административная работа (комплексная работа)






Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (8 часов)

15


Строение и жизнедеятельность бактерий

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение

Выделяют существенные признаки бактерий

Знают строение бактериальной клетки, формы бактерий, формы распространения на планете, способы питания и существования, основные отличия от растительной клетки.

§11

16


Роль бактерий в природе и жизни человека

Роль бактерий природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека.

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

Знают о значении почвенных, азотофиксирующих, молочнокислых бактерий, заболевания, вызываемые болезнетворными бактериями. Умеют объяснять сущность симбиоза, различать понятия эпидемия и пандемия.

§12

17


Повторение по теме: «Царство Бактерии»

Систематизация и обобщение понятий темы.

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Формулируют и решают проблемы.

Знают методы биологической науки. Умеют использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты, экологический мониторинг в окружающей среде.


18


Общая характеристика грибов

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.

Знают особенности строения грибов, способы их питания, значение грибов. Умеют различать грибы-сапрофиты и грибы-паразиты, выделять признаки грибов как представителей самостоятельного царства.

§13

Шляпочные грибы

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Лабораторная работа: «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Знают строение шляпочных грибов, названия распространенных съедобных и ядовитых грибов, способы из размножения. Умеют узнавать на рисунках, среди муляжей и живых объектов съедобные и ядовитые грибы, оперировать понятиями: спора, мицелий, микориза, симбиоз, соблюдать правила сбора грибов.

§14

19


Плесневые грибы и дрожжи

Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторная работа: «Строение плесневого гриба мукора».

Лабораторная работа: «Строение дрожжей»

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение дрожжей и мукора. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением.

Знают особенности строения плесневых грибов, условия и особенности среды их обитания, историю получения пенициллина, значение в жизни человека. Умеют различать грибы мукор и пеницилл, закладывать опыты и проводить наблюдения за развитием плесневых грибов

§15, сообщения

20


Грибы-паразиты

Грибы-паразиты. Роль грибов- паразитов в природе и жизни человека Демонстрация: Муляжи плодовых тел грибов- паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)

Определяют понятие «грибы- паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека.

Знают особенности строения и жизнедеятельности грибов-паразитов, представителей, паразитирующих на растениях, животных, заболевания человека, вызываемые грибами-паразитами. Умеют называть и различать возбудителей грибковых заболеваний растений.

§16, сообщения

21


Повторение по теме «Царство Грибы»

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами.

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе человека».

Умеют применять методы биологической науки, наблюдать и описывать биологические объекты и процессы, проводить эксперименты и объяснять их результаты.



РАЗДЕЛ 3. Царство Растения (12 часов)

22


Разнообразие, распространение и значение растений

Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. Демонстрация: гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки.


Знают места обитания растений, многообразие, значение в природе, в жизни человека, меры по охране растений. Умеют различать низшие и высшие растения, называть их признаки, оперировать понятиями: слоевище, таллом.

§17

23


Зеленые водоросли

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.

Лабораторная работа: «Строение зеленых водорослей»

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом.

Знают: водоросли самые древние , низшие растения, особенности строения и размножения одноклеточных водорослей, роль в природе и деятельности человека.

§18, с. 93-97

24


Красные и бурые водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человека

Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей.

Знают: строение, способы питания, размножения, распространения, условия существования многоклеточных водорослей, роль в природе и жизни человека. Умеют: различать многоклеточные водоросли, называть их характерные признаки.

§18, до конца

25


Лишайники

Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека.

Определяют понятия «кустистые лишайники»,«листовые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе.

Знают: строение слоевища, способы размножения и роль лишайников. Умеют: различать кустистые, листовые, накипные лишайники; объяснять явление симбиоза, фразу «Лишайники – индикаторы чистоты воздуха»

§19

26


Мхи

Высшие споровые растения. Мхи, отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторная работа: «Строение мха» (на местных видах)

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека

Знают: условия жизни мхов, признаки, свойственные высшим растениям, особенности строения, размножения кукушкина льна, значение мхов в природе и жизни человека. Уметь различать зеленые и белые мхи, называть отличия между высшими и низшими растениями.

§20

27


Плауны. Хвощи. Папоротники

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Лабораторная работа: «Строение спороносящего хвоща»

Лабораторная работа: «Строение спороносящего папоротника»

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки

Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека споровых. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят представителей на таблицах и гербарных образцах.

Знают: условия, необходимые для жизни плаунов, хвощей, папоротников, их строение, размножение и циклы развития, роль в природе и жизни человека.

§21, сообщение о каменном угле.

28


Голосеменные растения

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.

Лабораторная работа: «Строение хвои и шишек хвойных» (на примере местных видов)

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, гербарных Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека.

Знают: особенности строения голосеменных, цикл развития хвойных растений, строение хвои и шишек голосеменных, роль в природе и жизни человека. Умеют различать виды хвойных растений, называть характерные признаки голосеменных.

§22

29


Промежуточная аттестация (ВПР)





30


Покрытосеменные, или цветковые

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека.

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают роль покрытосеменных в природе и жизни человека.

Знают: цветок- орган семенного размножения, семена покрытосеменных защищены плодом, органы покрытосеменных, их строение и функции, приспособительные признаки цветковых, вегетативное размножение, роль в природе и жизни человека, способы охраны цветковых, различия между культурными и дикорастущими растениями.

§23

31


Происхождение растений

Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира.

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира.

Знают: методы изучения вымерших растений, причины изменения растительного мира, разницу между споровыми и семенными растениями. Умеют называть признаки растений отделов: Покрытосеменные, Голосеменные, Папоротниковидные, Моховидные, Водоросли; определять принадлежность растений к низшим споровым и к высшим.

§24, с. 132-136

32


Основные этапы развития растительного мира

Основные этапы развития растительного мира. Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

Сравнивают представителей

разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают ее.

Знают: основные этапы развития растительного мира, причины выхода растений на сушу, особенности строения первых наземных растений, происхождение высших споровых и семенных растений.

§24, до конца.

33

34


Обобщающий урок


Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания.


Умеют обобщать полученные знания, устанавливать причинно-следственные связи



Приложение

Лист корректировки

Дата

Тема





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!