СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии - 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии - 5 класс»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по биологии (Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов) построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Цели: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными; формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культурного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.

На изучение программы отводится 2 часа в неделю ( 68 часов в год).


2. Минимум содержания образования по разделам.

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Устройство увеличительных приборов (лупа, светового микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана.

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Мхи. Хвощи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные. Эволюция растений.


3.Содержание курса.

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы. Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Лабораторные и практические работы.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение

растений. Основные этапы развития растительного мира.


4. Критерии оценивания.


За устный ответ.

"5" ставится, если обучающийся:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя.

"4" ставится, если обучающийся:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

"3" ставится, если обучающийся:

1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

"2" ставится, если обучающийся:

1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные , письменные и контрольные работы.

«5» ставится, если обучающийся:

1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

«4» ставится, если ученик:

1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

«3» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет не менее половины работы.

2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

«2» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.

2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание. — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

«5» ставится, если обучающийся:

1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.

2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

«4» ставится, если обучающийся:

1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

«3» ставится, если обучающийся:

1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

"2" ставится, если обучающийся:

1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.


5. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны знать:

о многообразии живой природы; царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; экологические факторы;

основные среды обитания живых организмов: водная ,наземно-воздушная, почвенная , организменная ; правила работы с микроскопом; правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; разнообразие и распространение бактерий и грибов; роль бактерий и грибов в природе и жизни человека основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие особенности строения и жизнедеятельности лишайников роль растений в биосфере и жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Обучающиеся должны уметь:

давать общую характеристику растительного царства; объяснять роль растений в биосфере; давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира .определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения;

—соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. давать общую характеристику бактерий и грибов; отличать бактерии и грибы от других живых организмов; отличать съедобные грибы от ядовитых; объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.















































6. Календарно - тематический план.


в году

в теме

Название разделов

Тема уроков


Часы

Планируемые результаты

Дата

по

плану

Дата

по

факту



1. Обобщение понятия в биологии.





1

1

Биология - наука о живой природе

1

Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого;

умение составлять план текста; владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; получать биологическую информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта;

знать о многообразии живой природы;

царства живой природы;

основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; признаки живого; экологические факторы;

основные среды обитания живых организмов;

Мправила работы с микроскопом; правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии; уметь определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; характеризовать среды обитания организмов;

характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.



2-3

2-3

Методы исследования в биологии

2



4-6

4-6

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

3



7

7

Среды обитания живых организмов.

1



8-9

8-9

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

2



10-11

10-11

Организмы и среда

2





Устройство увеличительных приборов

2

умение оценивать свою работу и работу одноклассников;

соблюдать правила поведения в природе;

понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике;

осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

уметь анализировать объекты под микроскопом;
сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

работать с текстом и иллюстрациями учебника.

знать строение клетки;

химический состав клетки;

основные процессы жизнедеятельности клетки;

характерные признаки различных растительных тканей;

уметь определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли»,«пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»; работать с лупой и микроскопом;

готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

распознавать различные виды тканей.





Строение клетки

1





Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

1





Пластиды

1





Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

2





Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

1





Процессы жизнедеятельности клетки: рост, развитие

1





Деление клетки

1





Понятие «ткань»

1





Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов»

1





Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

3

уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей

знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

разнообразие и распространение бактерий;





Роль бактерий в природе и жизни человека

Л/р " Сроение бактерий".

2





Общая характеристика грибов.

1

испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; соблюдать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся

к саморазвитию и самообразованию

работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Знать строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

разнообразие и распространение грибов;

роль грибов в природе и жизни человека; уметь давать общую характеристику грибов;

отличать грибы от других живых организмов; отличать съедобные грибы от ядовитых; объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.






Шляпочные грибы

Л/р " Шляпочные грибы".

2





Плесневые грибы и дрожжи

Л/р" Плесневые грибы и дрожжи".

2





Грибы-паразиты


1





Мир грибов

1





Разнообразие,

распространение и значение растений

2

воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку; знание правил поведения в природе; понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; умение реализовывать теоретические познания на практике; понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией; воспитание в учащихся любви к природе; признание права каждого на собственное мнение; готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия; умение слушать и слышать другое мнение.

уметь выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

знать основные методы изучения растений;

основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

особенности строения и жизнедеятельности лишайников; роль растений в биосфере и жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

уметь давать общую характеристику растительного царства;

объяснять роль растений в биосфере;

давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.






Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Л/р " Строение водорослей"

5





Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей.

1





Лишайники

Л/р " Строение лишайников"

2





Мхи

Л/р " Строение мхов"

2





Папоротники, хвощи, плауны

Л/р" Папоротники, хвощи и планы.

4





Голосеменные растения

Л/р "Ель. Сосна."

2





Покрытосеменные растения

Л/р" Цветковые растения"


2





Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

3





Экскурсия «Раннецветущие растения»

Отчет об экскурсии

2







Обобщающее уроки

4





Заключительные уроки по курсу «Биология. 5 класс»

4







7. Контрольно - измерительные и дидактические материалы.

1. Биология – наука о живой природе - 5 баллов Часть А - 3 балла Часть С – 2 балл

2. Методы исследования в биологии – 5 баллов Часть А - 3 балла Часть В - 2 балла

3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого – 8 баллов

Часть А - 4 балла Часть В - 4 балла (по 2 балла за каждое задание)

4. Среды обитания организмов – 5 баллов Часть А - 3 балла Часть В - 2 балла

5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы – 6 баллов Часть А - 3 балла Часть С – 3 балла

Глава 1. Клеточное строение организмов 1. Устройство увеличительных приборов – 6 баллов

Часть А - 2 балла Часть В - 4 балла (по 2 балла за каждое задание)

2. Строение клетки – 13 баллов Часть А - 3 балла Часть С – 10 баллов

3. Химический состав клетки – 6 баллов Часть А - 3 балла Часть С – 3 балла

4. Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост – 6 баллов Часть А - 3 балла Часть С – 3 балла

5. Ткани – 6 баллов Часть А - 1 балл Часть В – 5 баллов Часть А. Прочитай внимательно задание. В каждом задании А1-А3 выбери только один правильный ответ.

А1. Ботаника наука о: 1) растениях 2) животны 3) бактериях 4) жизни.

А2. К какому царству относится организм, представленный на рисунке 1: 1) растения 2) животные 3) бактерии 4) грибы

А3. Укажите объект живой природы:

1) камень 2) планета 3) человек 4) Луна


Часть С. Приведите два примера иллюстрирующих значение биологии в жизни человека.

Вариант 2 Часть А. Прочитай внимательно задание. В каждом задании А1-А3 выбери только один правильный ответ.

А1. Биология это наука о: 1) растениях 2) животных 3) бактериях 4) жизни.

А2. К какому царству относится организм, представленный на рисунке 1: 1) растения 2) животны е 3) бактерии 4) грибы

А3. Укажите объект живой природы:

1) ромашка 2) вода 3) гора 4) Марс

Часть С. Приведите два примера иллюстрирующих значение биологии в жизни человека.

Часть А. В заданиях А1-А3 выберите только один правильный ответ:

А1. Ученик положил семена редиса в сырую почву, семена салата - в сухую почву, семена огурца на мокрую тряпицу в миску, а семена арбуза – в керосин. Через 5 дней он решил посмотреть на результат своей работы и определить проросли ли семена растений. Какой метод использовал ученик в своей работе: 1) опыт 2) наблюдение 3) сравнение 4) описание

А2. Английский ученый Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя. Многие люди видели до этого таких червей, но у них не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин наблюдая за поведением червей обнаружил, что они разрыхляют почву, тем самым улучшая ее плодородие. Какой метод использовал ученый: 1) опыт 2) наблюдение 3) сравнение 4) описание

А3. Метод изучения природных объектов в специально созданных и контролируемых условиях

1) эксперимент 2) измерение 3) наблюдение 4) описание


8. Информационно - методическое обеспечение.

Учебник В.В.Пасечник « Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс», издательство ООО «Дрофа», 2015 г.

Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс», издательство ООО «Дрофа», 2013

Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. «Ботаника для учителя в двух частях». Москва, «Просвещение», 1996 год.

Богоявленская А.Е. «Активные формы и методы обучения биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Москва, «Просвещение», 1996 год.

«Я иду на урок биологии. Ботаника. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.

Смелова В.Г. «Игры на обобщающих уроках ботаники. Методическое пособие». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.

Парфилова Л.Д. «Тематические игры по ботанике». Москва, «Сфера», 2002 год.

«Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Дидактические карточки». Москва, «ВЛАДОС», 2001 год.

Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии. 6 – 8 классы». Москва, «Дрофа», 1997 год.

Реймерс Н.Ф. «Краткий словарь биологических терминов». Москва, «Просвещение» 1995 год.

«Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000 год.

«Тестовый контроль знаний учащихся по биологии». Москва, «Просвещение», 1997 год.

Сухова Т.С. «Биология. Тесты. 6 -11 классы». Москва, «Дрофа», 2000 год.

Машанова О.Г., Евстафьев В.В. «Биология. Тесты, вопросы и задания». Москва, «Московский Лицей», 1997 год.

В.В.Балабанова « Открытые уроки. Биология», издательство « Учитель», Волгоград, 2001г

В. В. Резникова « Зачеты по биологии», издательство « Лист», М., 1999 г.

А.И. Акимушкин «Занимательная биология» М.: «Молодая гвардия», 1972

Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта +», 1994.

Б.Н.Головкин «О чём говорят названия растений», М.: Колос, 1992.

Н.Ф.Золотницкий «Цветы в легендах и преданиях». М.: Дрофа, 2002.

Multimedia – поддержка курса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана – Граф», 2007

Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Ботаника 6 класс «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

диски «Грибы Ростовской области», «Виртуальный гербарий Ростовской области», «Лекарственные и ядовитые растения Ростовской области.

http://fcior.edu.ru/ _ЦОРы

http://school-collection.edu.ru/-ЭОРы

Видеофильмы: Жизнь растений Разнообразие растений и их место обитания Размножение растений Растительные сообщества Сезонные изменения в жизни растений






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!