СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

планирование составлено в соответствии с фгос

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа « Биология. Введение в биологию» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010), Основной образовательной программы ООО МКОУ «Вяткинская СОШ», Биология. 5-9кл: Рабочие программы: учебно-методическое пособие /сост. Г.М. Пальдаева.-4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015. – 382(2) с.


Цель и задачи биологического образования

Цель -приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Задачи:

- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.


Место учебного предмета в учебном плане

Преподавание предмета «Биология» представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием предметной области «Естественно-научные предметы» ФГОС основного общего образования. Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «Биология» в 5 классе в объеме 35 часов (1 час в неделю), но согласно учебного плана и с учётом годового графика филиала МКОУ «Вяткинская СОШ» - «Беловская ООШ» продолжительность учебного года составляет 34 недели, исходя из этого, рабочая программа рассчитана на 34 часа. Планирование преподавания и структура учебного содержания соответствуют содержанию и структуре УМК «Биология» для 5 класса А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. Рабочая программа предполагает соотношение освоения обучающимися теоретического материала и практического применения знаний.

В тематическое планирование внесены изменения за счёт резервного времени:

1 час запланирован на защиту исследовательского проекта «Есть ли экологические проблемы в нашем крае?»


Планируемые результаты освоения учебного предмета « Биология»

В процессе освоения содержания программы учебного предмета достигаются следующие образовательные результаты:

Личностные :

—Формирование ответственного отношения к обучению;

—формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

—формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

—осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

—формирование основ экологической культуры

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

—проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

—ставить учебную задачу под руководством учителя;

—систематизировать и обобщать разные виды информации;

—составлять план выполнения учебной задачи.

—строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

—выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

—основные признаки живой природы;

—устройство светового микроскопа;

—основные органоиды клетки;

—основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

—ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Учащиеся должны уметь:

—объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

—характеризовать методы биологических исследований;

—работать с лупой и световым микроскопом;

—узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

—объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

—соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч.)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы.

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Строение клеток кожицы чешуи лука*.

Определение состава семян пшеницы.

Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч.)

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

.Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч.)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы

Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Раздел 4. Человек на Земле (5 ч.)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Демонстрация

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы

Измерение своего роста и массы тела.

Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.


Информационно –образовательный ресурс

Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса:

  • ФГОС основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО».

  • Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МКОУ «Вяткинская СОШ», утверждено приказом № 29-а от 25.05.2016 г.

  • Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС) МКОУ «Вяткинская СОШ» (утверждена приказом директора школы № 28-а от 31.08.2018 г.).

  • Учебный план филиала МКОУ «Вяткинская СОШ» - «Беловская ООШ».

  • Годовой календарный учебный график

филиала МКОУ «Вяткинская СОШ» - «Беловская ООШ».

Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса

1.Программы основного общего образования «Биология. 5-9 классы. Линейный курс» (авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров). М.:Дрофа .2015г.

2.Учебник «Биология .Введение в биологию»,А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, М.:Дрофа ,2015г

2.Методическое пособие к учебникуА.А.Плешакова, Н.И.Сонина. Биология. Введение в биологию. М.:Дрофа, 2015 г.

3.Тетрадь для оценки качества знаний к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.:Дрофа.2015г.

4.Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. Биология. Введение в биологию.5 класс. М.:Дрофа.2015г

5.Тесты к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. Биология. Введение в биологию. 5 класс М.:Дрофа.2016г

  • Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

1. Доска,

2. Проектор,

3. Световой микроскоп

4. Микропрепараты.

5. Демонстрационные таблицы.

6. Электронное приложение к УМК.

7. Электронно-образовательные ресурсы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Кол- во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч.)

1

Введение. Живой организм.

1

формируют понятие «живой организм»..Определяют и называют основные признаки живой природы, объясняют значение биологических знаний в повседневной жизни; сравнивают разные живые организмы

2

Наука о живой природе. Л.р. 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований"

1

работают с лупой, световым микроскопом и др.оборудованием для исследований

3

Методы изучения природы. Л.р. 2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений в целях конкретизации знаний о методах изучения природы»

1

характеризуют методы биологических исследований; соблюдают правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии

4

Увеличительные приборы. Л.р. 3 «Устройство ручной лупы и светового микроскопа»

1

учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовят микропрепарат, рассказывают строение светового микроскопа,

5

Живые клетки. Л.р. 4 «Строение кожицы чешуи лука»

1

демонстрируют приготовление микропрепарата,

6

Химический состав клетки

Л.Р 5. «Определение состава семян. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»»

1

объясняют роль органических и минеральных веществ в клетке; с помощью опыта доказывают их наличие в клетке называют основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;


7

Вещества и явления в окружающем мире.

1

вещества в окружающем мире и их роль

8

Великие естествоиспытатели

1

запоминают имена ученых, ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы, самостоятельно находят ответы на вопросы

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч.)

9

Как развивалась жизнь на Земле.

1

работают с текстом учебника, находят и используют нужную информацию; выдвигают версии решения проблемы

10

Разнообразие живых организмов.

1

определяют принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; делаю выводы на основе сравнения, приводят примеры основных представителей царств живой природы

11

Бактерии.

1

называют существенные  признаки представителей царств живой природы; различать изученные объекты в природе, на таблицах ;пользуясь текстом параграфа учащиеся составляют опорный план-конспект

12

Грибы.

1

устанавливают черты приспособленности организмов к среде обитания; различать изученные объекты в природе, на таблицах, самостоятельно находят ответы на вопросы, сравнивают строение шляпочных и плесневых грибов.

.

13

Водоросли.

1

устанавливают черты сходства и различия у представителей основных царств; .

14

Зеленые листостебельные мхи.

1

устанавливают черты сходства и различия у представителей основных царств; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; сравнивают строение водорослей и мхов.


 


15

Папоротники.

1

различать изученные объекты в природе, на таблицах, работать с дополнительными источниками информации. делают рисунки и подписи к ним

16

Голосеменные растения..

1

.Применяют знания о движущих силах эволюции; работают с гербарным материалом

17

Покрытосеменные (цветковые) растения.

1

выявляют черты более высокой организации у покрытосеменных чем у голосеменных.

называют и сравнивают представителей разных классов покрытосеменных растений устанавливают черты приспособленности организмов к среде обитания; работать с гербарным материалом

18

Значение растений в природе и жизни человека

1

объясняют роль представителей царств живой природы в жизни человека. различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений

19

Животные. Простейшие.

1

самостоятельно находят ответы на вопросы, пользуясь текстом параграфа отличают простейших друг от друга; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

20


Беспозвоночные..


1

слушают учителя и затем отрабатывают новые понятия, приводят пример; различают на живых объектах (муляжи), таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных

21

Позвоночные

1

наблюдать за живыми организмами,

знать их значение в природе и жизни человека.


22

Значение животных в природе и жизни человека.


объясняют роль представителей царств живой природы в жизни человека. различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды животных

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч.)

23

Среды обитания живых организмов.

1

выявляют приспособления организмов к среде обитания;

характеризуют условия жизни в различных средах обитания; сравнивают различные среды обитания;


24

Жизнь на разных материках.

1

находят материки на карте. Систематизируют информацию о многообразии растительного и животного мира материков в связи с природными условиями.




25

Природные зоны Земли.

1

находят природные зоны нашей планеты на карте, их обитателей. Сравнивают условия обитания животных и растений в различных природных зонах


26

Жизнь в морях и океанах. Л.р. 5 «Определение наиболее распространенных растений и животных»

1

выявляют особенности строения обитателей морей и океанов; объясняют их взаимосвязь со средой обитания ,приводят примеры обитателей морей и океанов;

27

Практическая работа 1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения»

1

выявляют черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; наблюдать за живыми организмами.

28

Что мы узнали о живой природе. Жизнь на Земле

1


составляют таблицу о среде обитания живых организмов, приводить примеры обитателей морей и океанов

Раздел 4. Человек на Земле 5 часов

29

Как человек появился на Земле. Л.р. 6 «Измерение своего роста и массы тела»

1


приводят примеры положительной и отрицательной деятельности человека в природе. Доказывают необходимость активной природоохранной работы.

называют предков человека, их характерные черты, образ жизни;

30

Как человек изменил Землю.

1

анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе;

определяют основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством

31

Жизнь под угрозой

1


понимание необратимости процесса опустынивания земель в результате неправильной хозяйственной деятельности человека.

обосновывают причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

32

Не станет ли Земля пустыней?


1




формируют представления о живых организмах, которые могут причинить вред здоровью человека и способах защиты от них.

овладеть простейшими способами оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.; вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

33

Здоровье человека и безопасность жизни.

Л.р. 7 «Овладение простейшими способами оказание первой доврачебной помощи»


1

объяснять роль растений и животных в жизни человека;

обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;


34

Исследовательский проект «Есть ли экологические проблемы в нашем крае?»

1

Защита проекта

35

Резерв

1
































Лист внесения изменений в программу



Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту



















































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!