ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа « Биология. Введение в биологию» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010), Основной образовательной программы ООО МКОУ «Вяткинская СОШ», Биология. 5-9кл: Рабочие программы: учебно-методическое пособие /сост. Г.М. Пальдаева.-4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015. – 382(2) с.
Цель и задачи биологического образования
Цель -приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Задачи:
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Место учебного предмета в учебном плане
Преподавание предмета «Биология» представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием предметной области «Естественно-научные предметы» ФГОС основного общего образования. Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «Биология» в 5 классе в объеме 35 часов (1 час в неделю), но согласно учебного плана и с учётом годового графика филиала МКОУ «Вяткинская СОШ» - «Беловская ООШ» продолжительность учебного года составляет 34 недели, исходя из этого, рабочая программа рассчитана на 34 часа. Планирование преподавания и структура учебного содержания соответствуют содержанию и структуре УМК «Биология» для 5 класса А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. Рабочая программа предполагает соотношение освоения обучающимися теоретического материала и практического применения знаний.
В тематическое планирование внесены изменения за счёт резервного времени:
1 час запланирован на защиту исследовательского проекта «Есть ли экологические проблемы в нашем крае?»
Планируемые результаты освоения учебного предмета « Биология»
В процессе освоения содержания программы учебного предмета достигаются следующие образовательные результаты:
Личностные :
—Формирование ответственного отношения к обучению;
—формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
—формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
—осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
—формирование основ экологической культуры
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
—проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
—ставить учебную задачу под руководством учителя;
—систематизировать и обобщать разные виды информации;
—составлять план выполнения учебной задачи.
—строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
—выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
—основные признаки живой природы;
—устройство светового микроскопа;
—основные органоиды клетки;
—основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
—ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
—характеризовать методы биологических исследований;
—работать с лупой и световым микроскопом;
—узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
—объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
—соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч.)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы.
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч.)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
.Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч.)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Раздел 4. Человек на Земле (5 ч.)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрация
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Информационно –образовательный ресурс
● Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса:
ФГОС основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО».
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МКОУ «Вяткинская СОШ», утверждено приказом № 29-а от 25.05.2016 г.
Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС) МКОУ «Вяткинская СОШ» (утверждена приказом директора школы № 28-а от 31.08.2018 г.).
Учебный план филиала МКОУ «Вяткинская СОШ» - «Беловская ООШ».
Годовой календарный учебный график
филиала МКОУ «Вяткинская СОШ» - «Беловская ООШ».
●Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
1.Программы основного общего образования «Биология. 5-9 классы. Линейный курс» (авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров). М.:Дрофа .2015г.
2.Учебник «Биология .Введение в биологию»,А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, М.:Дрофа ,2015г
2.Методическое пособие к учебникуА.А.Плешакова, Н.И.Сонина. Биология. Введение в биологию. М.:Дрофа, 2015 г.
3.Тетрадь для оценки качества знаний к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.:Дрофа.2015г.
4.Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. Биология. Введение в биологию.5 класс. М.:Дрофа.2015г
5.Тесты к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. Биология. Введение в биологию. 5 класс М.:Дрофа.2016г
1. Доска,
2. Проектор,
3. Световой микроскоп
4. Микропрепараты.
5. Демонстрационные таблицы.
6. Электронное приложение к УМК.
7. Электронно-образовательные ресурсы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол- во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч.) |
1 | Введение. Живой организм. | 1 | формируют понятие «живой организм»..Определяют и называют основные признаки живой природы, объясняют значение биологических знаний в повседневной жизни; сравнивают разные живые организмы |
2 | Наука о живой природе. Л.р. 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований" | 1 | работают с лупой, световым микроскопом и др.оборудованием для исследований |
3 | Методы изучения природы. Л.р. 2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений в целях конкретизации знаний о методах изучения природы» | 1 | характеризуют методы биологических исследований; соблюдают правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии |
4 | Увеличительные приборы. Л.р. 3 «Устройство ручной лупы и светового микроскопа» | 1 | учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовят микропрепарат, рассказывают строение светового микроскопа, |
5 | Живые клетки. Л.р. 4 «Строение кожицы чешуи лука» | 1 | демонстрируют приготовление микропрепарата, |
6 | Химический состав клетки Л.Р 5. «Определение состава семян. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»» | 1 | объясняют роль органических и минеральных веществ в клетке; с помощью опыта доказывают их наличие в клетке называют основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; |
7 | Вещества и явления в окружающем мире. | 1 | вещества в окружающем мире и их роль |
8 | Великие естествоиспытатели | 1 | запоминают имена ученых, ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы, самостоятельно находят ответы на вопросы |
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч.) |
9 | Как развивалась жизнь на Земле. | 1 | работают с текстом учебника, находят и используют нужную информацию; выдвигают версии решения проблемы |
10 | Разнообразие живых организмов. | 1 | определяют принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; делаю выводы на основе сравнения, приводят примеры основных представителей царств живой природы |
11 | Бактерии. | 1 | называют существенные признаки представителей царств живой природы; различать изученные объекты в природе, на таблицах ;пользуясь текстом параграфа учащиеся составляют опорный план-конспект |
12 | Грибы. | 1 | устанавливают черты приспособленности организмов к среде обитания; различать изученные объекты в природе, на таблицах, самостоятельно находят ответы на вопросы, сравнивают строение шляпочных и плесневых грибов. . |
13 | Водоросли. | 1 | устанавливают черты сходства и различия у представителей основных царств; . |
14 | Зеленые листостебельные мхи. | 1 | устанавливают черты сходства и различия у представителей основных царств; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; сравнивают строение водорослей и мхов. |
15 | Папоротники. | 1 | различать изученные объекты в природе, на таблицах, работать с дополнительными источниками информации. делают рисунки и подписи к ним |
16 | Голосеменные растения.. | 1 | .Применяют знания о движущих силах эволюции; работают с гербарным материалом |
17 | Покрытосеменные (цветковые) растения. | 1 | выявляют черты более высокой организации у покрытосеменных чем у голосеменных. называют и сравнивают представителей разных классов покрытосеменных растений устанавливают черты приспособленности организмов к среде обитания; работать с гербарным материалом |
18 | Значение растений в природе и жизни человека | 1 | объясняют роль представителей царств живой природы в жизни человека. различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений |
19 | Животные. Простейшие. | 1 | самостоятельно находят ответы на вопросы, пользуясь текстом параграфа отличают простейших друг от друга; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; |
20 | Беспозвоночные.. | 1 | слушают учителя и затем отрабатывают новые понятия, приводят пример; различают на живых объектах (муляжи), таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных |
21 | Позвоночные | 1 | наблюдать за живыми организмами, знать их значение в природе и жизни человека. |
22 | Значение животных в природе и жизни человека. | | объясняют роль представителей царств живой природы в жизни человека. различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды животных |
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч.) |
23 | Среды обитания живых организмов. | 1 | выявляют приспособления организмов к среде обитания; характеризуют условия жизни в различных средах обитания; сравнивают различные среды обитания; |
24 | Жизнь на разных материках. | 1 | находят материки на карте. Систематизируют информацию о многообразии растительного и животного мира материков в связи с природными условиями. |
25 | Природные зоны Земли. | 1 | находят природные зоны нашей планеты на карте, их обитателей. Сравнивают условия обитания животных и растений в различных природных зонах |
26 | Жизнь в морях и океанах. Л.р. 5 «Определение наиболее распространенных растений и животных» | 1 | выявляют особенности строения обитателей морей и океанов; объясняют их взаимосвязь со средой обитания ,приводят примеры обитателей морей и океанов; |
27 | Практическая работа 1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения» | 1 | выявляют черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; наблюдать за живыми организмами. |
28 | Что мы узнали о живой природе. Жизнь на Земле | 1 | составляют таблицу о среде обитания живых организмов, приводить примеры обитателей морей и океанов |
Раздел 4. Человек на Земле 5 часов |
29 | Как человек появился на Земле. Л.р. 6 «Измерение своего роста и массы тела» | 1 | приводят примеры положительной и отрицательной деятельности человека в природе. Доказывают необходимость активной природоохранной работы. называют предков человека, их характерные черты, образ жизни; |
30 | Как человек изменил Землю. | 1 | анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе; определяют основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством |
31 | Жизнь под угрозой | 1 | понимание необратимости процесса опустынивания земель в результате неправильной хозяйственной деятельности человека. обосновывают причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; |
32 | Не станет ли Земля пустыней? | 1 | формируют представления о живых организмах, которые могут причинить вред здоровью человека и способах защиты от них. овладеть простейшими способами оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.; вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. |
33 | Здоровье человека и безопасность жизни. Л.р. 7 «Овладение простейшими способами оказание первой доврачебной помощи» | 1 | объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; |
34 | Исследовательский проект «Есть ли экологические проблемы в нашем крае?» | 1 | Защита проекта |
35 | Резерв | 1 | |
Лист внесения изменений в программу
Название темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |