СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии. 5 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе основной образовательной программы основного общего образования Базовой общеобразовательной школы Филиала СГПИ в г. Железноводске, примерной программы основного общего образования по учебному предмету «Биология», программы по биологии для 5-9 классов Н.И. Сонина, Б.В. Захарова (М.: Дрофа, 2014 г.)

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю в течение 35 учебных недель).


  1. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (10 ч.)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы по 1 разделу.

Лабораторная работа «Определение органического состава клубней картофеля».

Практическая работа «Методы биологии».

Раздел 2. Многообразие живых организмов (12 ч.)

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (8 ч.)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Раздел 4. Человек на Земле (4 ч.)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Обобщение (1 ч.)

Здоровый образ жизни. Правила безопасности при действии природных стихий. Оказание первой помощи при кровотечениях. Животные, опасные для человека. Растения, ядовитые для человека.

  1. Планируемые результаты освоения биологии в 5 классе

В результате изучения биологии в 5классе программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

  1. предметные;

  2. личностные;

  3. метапредметные.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

      • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

      • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

      • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы на основе сравнения;

      • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;

      • знать основные правила поведения в природе;

      • оценивать последствия деятельности человека в природе;

      • описывать и использовать приёмы выращивания культурных растений, ухода за ними;

      • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе;

  • использовать элементарные приёмы работы с определителями растений;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации.

Личностные результаты

У обучающегося сформируются:

  • готовность обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению;

  • нравственные чувства и нравственное поведение;

  • ответственное отношение к учению;

  • основы целостного мировоззрения;

  • доброжелательное отношение к другому человеку;

  • основы экологической культуры;

  • готовность к исследованию природы, к художественно-эстетическому отражению природы.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • готовности к самообразованию;

  • позитивной самооценки и Я-концепции;

  • основ морального сознания.

Метапредметными результатами изучения биологии является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • самостоятельно определять цели деятельности;

  • ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления;

  • составлять план решения задачи;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям;

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • устанавливать связь между полученными результатами и заявленными;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • при планировании достижения целей учитывать условия и средства их достижения;

  • адекватно оценивать свои действия;

  • преодолению трудностей и препятствий на пути достижения целей.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • определять понятия;

  • создавать обобщения;

  • устанавливать аналогии;

  • классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
    определять свое отношение к природной среде.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проводить исследование на основе применения методов наблюдения;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий объектов;

  • делать умозаключения и выводы.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого;

  • строить позитивные отношения в процессе совместной деятельности;

  • отстаивать свою точку зрения;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы;

  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;

  • вступать в диалог;

  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы.

  1. Календарно – тематическое планирование


Даты

Тема урока

Содержание учебного предмета

Планируемые результаты

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Предметные

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (10 ч.)

1.



Что такое живой организм.

Роль биологических знаний в жизни человека. Признаки живых организмов. Основные методы биологических исследований.

Знать,

что изучает биология, что такое живой организм, характеристики живых организмов.

Выделять существенные признаки живых организмов.

Определять основные методы биологических исследований.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления.

Познавательные: определять понятия; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; определять свое отношение к природной среде.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Формирование и развитие:

нравственных чувств и нравственного поведения;

ответственного отношения к учению;

готовности к исследованию природы.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль.

Составление схемы по тексту учебника, §1.

2.



Наука о живой природе.

Знакомство с многообразием наук, входящих в науку биологию и смежных с нею.

Знать,

какие науки входят в состав науки биологии.

Уметь

сравнивать разные биологические науки, определять этимологию их названий.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления.

Познавательные: определять понятия; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого.

Формирование и развитие:

нравственных чувств и нравственного поведения;

ответственного отношения к учению;

готовности к исследованию природы.

Урок рефлексии.


Индивидуальная, фронтальная работа, работа с учебником, дополнительной литературой.


3.



Методы изучения природы.

Разнообразие методов изучения природы.

Знать

методы изучения природы, особенности их применения.

Уметь

работать с лупой.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления.

Познавательные: определять понятия; классифицировать; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; определять свое отношение к природной среде.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого.

Формирование и развитие:

нравственных чувств и нравственного поведения;

ответственного отношения к учению; основ целостного мировоззрения;

основ экологической культуры.


Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Фронтальная работа, работа с учебником, дополнительной литературой.

4.



Увеличительные приборы.

Различать:

лупу, микроскоп.

Знать:

устройство микроскопа, правило определение увеличения микроскопа.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления.

Познавательные: определять понятия; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого.

Формирование и развитие:

нравственных чувств и нравственного поведения;

ответственного отношения к учению;

готовности к исследованию природы.

Урок рефлексии.


Индивидуальная, фронтальная работа, работа с учебником, схемой устройства микроскопа.

Отработка типового задания ВПР – увеличение микроскопа.


5.



Клетка.

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение.

Знать:

клетка –элементарная единица живого; безъядерные и ядерные клетки.


Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления.

Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Формирование и развитие:

ответственного отношения к учению; основ целостного мировоззрения;

готовности к исследованию природы.


Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

6.



Живые клетки.

Изучение главных органоидов клетки.

Знать:

строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов; хромосомы.

Определять назначение органоидов, их роль в клетке.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления.

Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Формирование и развитие:

ответственного отношения к учению; основ целостного мировоззрения.


Урок рефлексии.

Фронтальная, индивидуальная работа по сборникам ВПР.

Н.В. Котикова,

В.Б. Саленко

«Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 1-8,11-12,14 задание 4.

7.



Контрольная работа в форме ВПР

Предъявлять знания, полученные по разделу «Живой организм: строение и изучение».

Регулятивные:

составлять план решения задачи;

осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

устанавливать связь между полученными результатами и заявленными;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха. Познавательные:

определять понятия;

классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Формирование и развитие:

ответственного отношения к учению; основ целостного мировоззрения.


Урок развивающего контроля.

Индивидуальная работа по вопросам теста.

8.



Химический состав клетки. Лабораторная работа «Определение органического состава клубней картофеля»

Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Знать

содержание химических элементов в клетке, виды органических веществ клетки.

Определять роль воды и органических веществ в жизни клетки, опытным путём определять углеводный (крахмал) состав картофельных клубней.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления; составлять план решения задачи;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Формирование и развитие:

основ целостного мировоззрения;

готовности к исследованию природы.

Урок систематизации знаний.

Практическая работа «Описание и сравнение признаков различных веществ».

Демонстрация /опыты по обнаружению воды и органических веществ в семенах.

9.



Вещества и явления в окружающей среде. Великие естествоиспытатели.

Состояние веществ в природе, элементарные физические частицы вещества. Химические природные явления, превращения веществ.

Вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук.

Выявлять состояния веществ в природе.

Объяснять физические и химические природные явления, превращения веществ.

Объяснять

вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук.


Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления.

Познавательные: определять понятия; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; определять свое отношение к природной среде.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого.

Формирование и развитие:

ответственного отношения к учению; основ целостного мировоззрения;

готовности к исследованию природы.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником.

10.



Практическая работа «Методы биологии».

Уметь

отвечать на вопросы теста о применении методов наблюдения и эксперимента.

Регулятивные:

составлять план решения задачи;

осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

устанавливать связь между полученными результатами и заявленными;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха. Познавательные:

определять понятия;

классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Формирование и развитие:

ответственного отношения к учению; основ целостного мировоззрения.


Урок развивающего контроля.

Индивидуальная работа: подготовка к ВПР.

Н.В. Котикова,

В.Б. Саленко

«Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 1-15

задание 5.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (12 ч.)

11.



Как развивалась жизнь на Земле.

Основные этапы в развитии жизни на Земле. Предмет изучения систематики.

Называть

основные этапы в развитии жизни на Земле.

Определять предмет изучения систематики.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления;

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Формирование и развитие:

основ экологической культуры;

готовности к исследованию природы.


Урок-исследование.

Эвристическая беседа

Работа с учебником.

Индивидуальная работа: подготовка к ВПР.

Н.В. Котикова,

В.Б. Саленко

«Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 1-15

задание 9.

12.



Бактерии. Грибы.

Роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий и грибов.

Объяснять

роль живых организмов в природе и жизни человека.

Различать изученные объекты в природе, таблицах.

Выявлять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов.

Формулировать выводы на основе наблюдений.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления;

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. Д.).

Формирование и развитие:

нравственных чувств и нравственного поведения;

ответственного отношения к учению;

готовности к исследованию природы.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Индивидуальная работа: подготовка к ВПР.

Н.В. Котикова,

В.Б. Саленко

«Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 9-10

задания 1,2,4;

вариант 13 задания

1,4,6; вариант 15

задание 4.

13.



Водоросли. Мхи. Папоротники.

Роль водорослей в природе и жизни человека. Существенные признаки строения и жизнедеятельности водорослей. Классификация организмов. Вид. Царство. Роль мхов и папоротников в природе и жизни человека. Существенные признаки строения и жизнедеятельности мхов и папоротников.


Объяснять роль живых организмов в природе и жизни человека.

Различать изученные объекты в природе, таблицах.

Выявлять, почему водоросли относятся к низшим растениям.

Формулировать выводы на основе наблюдений. Объяснять роль живых организмов в природе и жизни человека.

Различать изученные объекты в природе, таблицах.

Выявлять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов.

Формулировать выводы на основе наблюдений.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления;

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Формирование и развитие:

нравственных чувств и нравственного поведения;

ответственного отношения к учению;

готовности к исследованию природы.

Урок рефлексии.


Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, взаимоконтроль.

Н.В. Котикова,

В.Б. Саленко

«Биология. ВПР. Типовые задания»: вариант 13 задание7, вариант15 задание1.

14.



Голосеменные растения.

Роль голосеменных растений в природе и жизни человека. Существенные признаки строения и жизнедеятельности голосеменных растений.

Уметь

работать с гербарием.

Знать отличие существенных признаков от несущественных при определении растения.

Уметь самостоятельно определять части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена).

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления;

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. Д.).

Формирование и развитие:

нравственных чувств и нравственного поведения;

ответственного отношения к учению;

готовности к исследованию природы.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Работа с учебником, беседа. Индивидуальная работа по сборникам ВПР.

Н.В. Котикова,

В.Б. Саленко

«Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 1,4,7,10,11,12,14,15 задание 6.

.

15.



Контрольная работа в форме ВПР

Предъявлять знания, полученные по разделам «Живой организм: строение и изучение», «Многообразие живых организмов».

Регулятивные:

составлять план решения задачи;

осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

устанавливать связь между полученными результатами и заявленными;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха. Познавательные:

определять понятия;

классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Формирование и развитие:

ответственного отношения к учению; основ целостного мировоззрения.


Урок развивающего контроля.

Индивидуальная работа по вопросам теста.

16.



Покрытосеменные (цветковые) растения. Растения

и человек.

Роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Существенные признаки строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений.

Знать

названия растений. Уметь

устанавливать простейшие причинно-следственные связи; приводить характеристику условий, необходимых для жизни растений (свет, влага, тепло); сравнивать и приводить различие разнообразных групп растений.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления;

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. Д.).

Формирование и развитие:

нравственных чувств и нравственного поведения;

ответственного отношения к учению;

готовности к исследованию природы.

Урок рефлексии.


Фронтальная, индивидуальная работа по сборникам ВПР.

Н.В. Котикова,

В.Б. Саленко

«Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 1,2,3,4,5,6, задание 1.

17.



Значение растений в природе и жизни человека.

Роль растений в жизни человека, их влияние на природу в целом.

Характеризовать роль растений в жизни человека; их значение в природе.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления;

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Формирование и развитие:

готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению;

основ экологической культуры;

готовности к исследованию природы.


Урок рефлексии.

Фронтальная, индивидуальная работа по сборникам ВПР.

Н.В. Котикова,

В.Б. Саленко

«Биология. ВПР. Типовые задания»:

варианты 1-7

задание 3.

18.



Разнообразие растений.

Разнообразие животного мира на планете.

Различать существенные и несущественные признаки животных.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления;

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Формирование и развитие:

нравственных чувств и нравственного поведения;

ответственного отношения к учению;

готовности к исследованию природы.

Урок рефлексии.

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа по сборникам ВПР. Н.В. Котикова, В.Б. Саленко

«Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 7,8,11,12,14 задание 1; варианты 8-15 задание 3.

19.



Простейшие.

Роль простейших в природе и жизни человека. Существенные признаки строения и жизнедеятельности простейших.

Объяснять

роль живых организмов в природе и жизни человека.

Различать изученные объекты в природе, таблицах.

Выявлять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов.

Формулировать выводы на основе наблюдений.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления;

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Формирование и развитие:

нравственных чувств и нравственного поведения;

ответственного отношения к учению;

готовности к исследованию природы.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, беседа, сообщения учащихся.

Работа в парах.

20.



Беспозвоночные животные.

Роль беспозвоночных в природе и жизни человека. Существенные признаки строения и жизнедеятельности беспозвоночных.

Объяснять

роль живых организмов в природе и жизни человека.

Различать изученные объекты в природе, таблицах.

Выявлять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов.

Формулировать выводы на основе наблюдений.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления;

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. Д.).

Формирование и развитие:

нравственных чувств и нравственного поведения;

ответственного отношения к учению;

готовности к исследованию природы.

Урок рефлексии.


Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, взаимоконтроль.

Н.В. Котикова,

В.Б. Саленко

«Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 3,6, 15

задание 7.

.

21.



Позвоночные животные.

Роль позвоночных в природе и жизни человека. Существенные признаки строения и жизнедеятельности позвоночных.

Объяснять

роль живых организмов в природе и жизни человека.

Различать изученные объекты в природе, таблицах.

Выявлять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов.

Формулировать выводы на основе наблюдений.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления;

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. Д.).

Формирование и развитие:

нравственных чувств и нравственного поведения;

ответственного отношения к учению;

готовности к исследованию природы.

Урок рефлексии.


Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, взаимоконтроль.

Н.В. Котикова,

В.Б. Саленко

«Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 1,2,4,5,7,8,9,10,11,12,14 задание 7.

.

22.



Значение животных в природе и жизни человека.

Определять значение животных в природе, жизни человека; отвечать на вопросы теста.

Регулятивные:

составлять план решения задачи;

осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

устанавливать связь между полученными результатами и заявленными;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха. Познавательные:

определять понятия;

классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Формирование и развитие:

ответственного отношения к учению; основ целостного мировоззрения.


Урок развивающего контроля.

Индивидуальная работа по сборникам ВПР.

Н.В. Котикова,

В.Б. Саленко

«Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 2,3,5,6,8,9 задание 6.

.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (8 ч.)

23.



Контрольная работа в форме ВПР

Предъявлять знания, полученные по разделам «Живой организм: строение и изучение», «Многообразие живых организмов»,

Среда обитания живых организмов».

Регулятивные:

составлять план решения задачи;

осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

устанавливать связь между полученными результатами и заявленными;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха. Познавательные:

определять понятия;

классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Формирование и развитие:

ответственного отношения к учению; основ целостного мировоззрения.


Урок развивающего контроля.

Индивидуальная работа по вопросам теста.

24.



Три среды обитания живых организмов. Приспособленность организмов к разным средам обитания.

Водная, наземно-воздушная, почвенная среды обитания.

Виды и способы приспособления живых организмов к условиям среды обитания.

Знать

основные среды обитания организмов.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи между особенностями жизнедеятельности растений и животных и временами года.

Проводить классификацию изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров.

Уметь принимать участие в беседе, формулировать вопросы.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления;

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Формирование и развитие:

нравственных чувств и нравственного поведения;

ответственного отношения к учению;

готовности к исследованию природы.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, беседа, сообщения учащихся.

Работа в парах.

25.



Природные зоны Земли. Тундра. Тайга.

Ознакомление с глобусом. Форма Земли. Экватор. Полюс. Материк. Океан. Природная зона.


Познакомиться с глобусом.

Знать понятия форма Земли, экватор, полюс, материк, природная зона.

Уметь

работать с готовыми моделями (глобус, физическая карта); показывать на глобусе материки и океаны.

Понимать,

с чем связано развитие таких приспособлений животных, растений к условиям существования в данной природной зоне.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления;

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Формирование и развитие:

нравственных чувств и нравственного поведения;

ответственного отношения к учению;

готовности к исследованию природы.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Фронтальная работа, индивидуальная работа по сборникам ВПР.

Н.В. Котикова, В.Б. Саленко «Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 1,2,3,4,8 задание 8.



26.



Природные зоны земли. Смешанные, широколиственные леса. Влажные тропические и экваториальные леса.

Знать приспособления животных, растений к условиям существования в данной природной зоне.

Понимать,

с чем связано развитие таких приспособлений.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления;

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Формирование и развитие:

нравственных чувств и нравственного поведения;

ответственного отношения к учению;

готовности к исследованию природы.

Урок рефлексии.

Фронтальная работа, индивидуальная работа по сборникам ВПР.

Н.В. Котикова,

В.Б. Саленко

«Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 5,15

задание 8.



27.



Природные зоны земли. Степи, лесостепи. Субтропики.

Прерии в Северной Америке. Пампасы в Южной Америке. Саванны в Африке и в Австралии.

Знать приспособления животных, растений к условиям существования в данной природной зоне.

Понимать,

с чем связано развитие таких приспособлений.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления;

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное

взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. Д.).

Формирование и развитие:

нравственных чувств и нравственного поведения;

ответственного отношения к учению;

готовности к исследованию природы.

Урок рефлексии.

Фронтальная работа, индивидуальная работа по сборникам ВПР.

Н.В. Котикова,

В.Б. Саленко

«Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 7,10,11

задание 8.



28.



Всероссийская проверочная работа.

Предъявлять знания, полученные по разделам: «Живой организм», «Многообразие живых организмов», «Среды обитания живых организмов».

Регулятивные:

составлять план решения задачи;

осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

устанавливать связь между полученными результатами и заявленными;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха. Познавательные:

определять понятия;

классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Формирование и развитие:

ответственного отношения к учению; основ целостного мировоззрения.


Урок развивающего контроля.

Индивидуальная работа по вопросам теста.

29.



Природные зоны земли. Полупустыни, пустыни. Тропики.

Знать приспособления животных, растений к условиям существования в данной природной зоне.

Понимать,

с чем связано развитие таких приспособлений.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления;

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Формирование и развитие:

нравственных чувств и нравственного поведения;

ответственного отношения к учению;

готовности к исследованию природы.

Урок рефлексии.

Фронтальная работа, индивидуальная работа по сборникам ВПР.

Н.В. Котикова,

В.Б. Саленко

«Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 6,12,14

задание 8.



30.



Жизнь на разных материках. Растительный и животный мир континентов.

Тест «Среда обитания живых организмов»


Знать, с чем связано разнообразие растительного и животного мира, какие растения и животные населяют данные материки.

Уметь

отвечать на вопросы теста о средах обитания живых организмов, их приспособленности к данной среде.



Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления;

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в

группе (определять

общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Формирование и развитие:

нравственных чувств и нравственного поведения;

ответственного отношения к учению;

готовности к исследованию природы.

Урок развивающего контроля.

Индивидуальная работа по вопросам теста.

Раздел 4. Человек на Земле (4 ч.)

31.



Как человек появился на Земле?

Предки современных людей, родство человека с приматами.

Знать,

каких существ ученые считают предками человекообразных обезьян, каковы сходства и отличия человекообразных обезьян, древних людей и современных людей.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления;

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Формирование и развитие:

нравственных чувств и нравственного поведения;

ответственного отношения к учению;

готовности к исследованию природы.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, эвристическая беседа.

32.



Как человек изменил Землю?

Положительное и отрицательное влияние человека на окружающую среду.

Знать положительное и отрицательное влияние человека на окружающую среду.

Понимать, каковы способы решения экологических проблем.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления;

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. Д.).

Формирование и развитие:

нравственных чувств и нравственного поведения;

ответственного отношения к учению;

готовности к исследованию природы.

Урок рефлексии.


Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, взаимоконтроль.

33.



Жизнь под угрозой.

Биологическое разнообразие. Исчезновение многих видов растений и животных.



Знать,

что такое биологическое разнообразие, с чем связано исчезновение некоторых видов растений и животных, грибов.

Понимать, что такое опустынивание, какие действия людей способствуют опустыниванию земель.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления;

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Формирование и развитие:

готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению;

основ экологической культуры;

готовности к исследованию природы.


Урок- конференция.

Групповые выступления учащихся с презентациями.

34.



Не станет ли Земля пустыней?

Опустынивание. Влияние человека на этот процесс.


Понимать, что такое опустынивание, какие действия людей способствуют опустыниванию земель.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления;

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Формирование и развитие:

готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению;

основ экологической культуры;

готовности к исследованию природы.


Урок- конференция.

Групповые выступления учащихся с презентациями.

Обобщение (1 ч.)

35.



Здоровье человека и безопасность жизни.


Знать,

что такое здоровый образ жизни, какие правила безопасности нужно соблюдать при действии природных стихий; как оказать первую помощь при кровотечениях, какие животные опасные для человека, какие растения ядовитые для человека.

Регулятивные: определять цели деятельности;

ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления.

Познавательные: определять понятия; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; определять свое отношение к природной среде.

Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого.

Формирование и развитие:

основ целостного мировоззрения.


Урок рефлексии.

Индивидуальная работа. Работа в группах. Сообщения учащихся, диспут.



  1. Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса


Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Сивоглазов В.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. Учебник. 5 класс. М.: Дрофа, 2019.

Биология: программа. 5-9 классы для общеобразовательных учреждений/

Н.И.Сонин, Б.В.Захаров (М.: Дрофа, 2014 г.)


Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи

плодов растений, грибов.

Учебно-практическое оборудование: увеличительные приборы,

измерительные приборы, лабораторное оборудование.


Демонстрационные таблицы:

клетка бактерий;

растительная клетка;

животная клетка;

уровни жизни.


Каталог электронных образовательных ресурсов

http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76534/?

http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76535/?

http://files.school-ollection.edu.ru/dlrstore/e984c07cda8cdc9a66/03_02_01_05.swf

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ab8c-11db-c9a66/76556/?Interface

=pupil&class=47&subject=27

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76557/?interface

=pupil&class=47&subject=27

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76559/?Interface

=pupil&class=47&subject=27

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76567/?interface

=pupil&class=47&subject=27


Технические средства обучения: экран, проектор, ноутбук.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!