Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе основной образовательной программы основного общего образования Базовой общеобразовательной школы Филиала СГПИ в г. Железноводске, примерной программы основного общего образования по учебному предмету «Биология», программы по биологии для 5-9 классов Н.И. Сонина, Б.В. Захарова (М.: Дрофа, 2014 г.)
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю в течение 35 учебных недель).
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (10 ч.)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы по 1 разделу.
Лабораторная работа «Определение органического состава клубней картофеля».
Практическая работа «Методы биологии».
Раздел 2. Многообразие живых организмов (12 ч.)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (8 ч.)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Раздел 4. Человек на Земле (4 ч.)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Здоровый образ жизни. Правила безопасности при действии природных стихий. Оказание первой помощи при кровотечениях. Животные, опасные для человека. Растения, ядовитые для человека.
В результате изучения биологии в 5классе программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
№ | Даты | Тема урока Содержание учебного предмета | Планируемые результаты | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
5А | 5Б | Предметные | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (10 ч.) |
1. | | | Что такое живой организм. Роль биологических знаний в жизни человека. Признаки живых организмов. Основные методы биологических исследований. | Знать, что изучает биология, что такое живой организм, характеристики живых организмов. Выделять существенные признаки живых организмов. Определять основные методы биологических исследований. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления. Познавательные: определять понятия; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; определять свое отношение к природной среде. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). | Формирование и развитие: нравственных чувств и нравственного поведения; ответственного отношения к учению; готовности к исследованию природы. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль. Составление схемы по тексту учебника, §1. |
2. | | | Наука о живой природе. Знакомство с многообразием наук, входящих в науку биологию и смежных с нею. | Знать, какие науки входят в состав науки биологии. Уметь сравнивать разные биологические науки, определять этимологию их названий. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления. Познавательные: определять понятия; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого. | Формирование и развитие: нравственных чувств и нравственного поведения; ответственного отношения к учению; готовности к исследованию природы. | Урок рефлексии. | Индивидуальная, фронтальная работа, работа с учебником, дополнительной литературой. |
3. | | | Методы изучения природы. Разнообразие методов изучения природы. | Знать методы изучения природы, особенности их применения. Уметь работать с лупой. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления. Познавательные: определять понятия; классифицировать; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; определять свое отношение к природной среде. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого. | Формирование и развитие: нравственных чувств и нравственного поведения; ответственного отношения к учению; основ целостного мировоззрения; основ экологической культуры. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Фронтальная работа, работа с учебником, дополнительной литературой. |
4. | | | Увеличительные приборы. | Различать: лупу, микроскоп. Знать: устройство микроскопа, правило определение увеличения микроскопа. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления. Познавательные: определять понятия; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого. | Формирование и развитие: нравственных чувств и нравственного поведения; ответственного отношения к учению; готовности к исследованию природы. | Урок рефлексии. | Индивидуальная, фронтальная работа, работа с учебником, схемой устройства микроскопа. Отработка типового задания ВПР – увеличение микроскопа. |
5. | | | Клетка. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. | Знать: клетка –элементарная единица живого; безъядерные и ядерные клетки. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления. Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). | Формирование и развитие: ответственного отношения к учению; основ целостного мировоззрения; готовности к исследованию природы. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах. |
6. | | | Живые клетки. Изучение главных органоидов клетки. | Знать: строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов; хромосомы. Определять назначение органоидов, их роль в клетке. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления. Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). | Формирование и развитие: ответственного отношения к учению; основ целостного мировоззрения. | Урок рефлексии. | Фронтальная, индивидуальная работа по сборникам ВПР. Н.В. Котикова, В.Б. Саленко «Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 1-8,11-12,14 задание 4. |
7. | | | Контрольная работа в форме ВПР | Предъявлять знания, полученные по разделу «Живой организм: строение и изучение». | Регулятивные: составлять план решения задачи; осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; устанавливать связь между полученными результатами и заявленными; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха. Познавательные: определять понятия; классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. | Формирование и развитие: ответственного отношения к учению; основ целостного мировоззрения. | Урок развивающего контроля. | Индивидуальная работа по вопросам теста. |
8. | | | Химический состав клетки. Лабораторная работа «Определение органического состава клубней картофеля» Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. | Знать содержание химических элементов в клетке, виды органических веществ клетки. Определять роль воды и органических веществ в жизни клетки, опытным путём определять углеводный (крахмал) состав картофельных клубней. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления; составлять план решения задачи; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. | Формирование и развитие: основ целостного мировоззрения; готовности к исследованию природы. | Урок систематизации знаний. | Практическая работа «Описание и сравнение признаков различных веществ». Демонстрация /опыты по обнаружению воды и органических веществ в семенах. |
9. | | | Вещества и явления в окружающей среде. Великие естествоиспытатели. Состояние веществ в природе, элементарные физические частицы вещества. Химические природные явления, превращения веществ. Вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук. | Выявлять состояния веществ в природе. Объяснять физические и химические природные явления, превращения веществ. Объяснять вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления. Познавательные: определять понятия; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; определять свое отношение к природной среде. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого. | Формирование и развитие: ответственного отношения к учению; основ целостного мировоззрения; готовности к исследованию природы. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником. |
10. | | | Практическая работа «Методы биологии». | Уметь отвечать на вопросы теста о применении методов наблюдения и эксперимента. | Регулятивные: составлять план решения задачи; осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; устанавливать связь между полученными результатами и заявленными; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха. Познавательные: определять понятия; классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. | Формирование и развитие: ответственного отношения к учению; основ целостного мировоззрения. | Урок развивающего контроля. | Индивидуальная работа: подготовка к ВПР. Н.В. Котикова, В.Б. Саленко «Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 1-15 задание 5. |
Раздел 2. Многообразие живых организмов (12 ч.) |
11. | | | Как развивалась жизнь на Земле. Основные этапы в развитии жизни на Земле. Предмет изучения систематики. | Называть основные этапы в развитии жизни на Земле. Определять предмет изучения систематики. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). | Формирование и развитие: основ экологической культуры; готовности к исследованию природы. | Урок-исследование. | Эвристическая беседа Работа с учебником. Индивидуальная работа: подготовка к ВПР. Н.В. Котикова, В.Б. Саленко «Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 1-15 задание 9. |
12. | | | Бактерии. Грибы. Роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий и грибов. | Объяснять роль живых организмов в природе и жизни человека. Различать изученные объекты в природе, таблицах. Выявлять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Формулировать выводы на основе наблюдений. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. Д.). | Формирование и развитие: нравственных чувств и нравственного поведения; ответственного отношения к учению; готовности к исследованию природы. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Индивидуальная работа: подготовка к ВПР. Н.В. Котикова, В.Б. Саленко «Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 9-10 задания 1,2,4; вариант 13 задания 1,4,6; вариант 15 задание 4. |
13. | | | Водоросли. Мхи. Папоротники. Роль водорослей в природе и жизни человека. Существенные признаки строения и жизнедеятельности водорослей. Классификация организмов. Вид. Царство. Роль мхов и папоротников в природе и жизни человека. Существенные признаки строения и жизнедеятельности мхов и папоротников. | Объяснять роль живых организмов в природе и жизни человека. Различать изученные объекты в природе, таблицах. Выявлять, почему водоросли относятся к низшим растениям. Формулировать выводы на основе наблюдений. Объяснять роль живых организмов в природе и жизни человека. Различать изученные объекты в природе, таблицах. Выявлять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Формулировать выводы на основе наблюдений. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). | Формирование и развитие: нравственных чувств и нравственного поведения; ответственного отношения к учению; готовности к исследованию природы. | Урок рефлексии. | Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, взаимоконтроль. Н.В. Котикова, В.Б. Саленко «Биология. ВПР. Типовые задания»: вариант 13 задание7, вариант15 задание1. |
14. | | | Голосеменные растения. Роль голосеменных растений в природе и жизни человека. Существенные признаки строения и жизнедеятельности голосеменных растений. | Уметь работать с гербарием. Знать отличие существенных признаков от несущественных при определении растения. Уметь самостоятельно определять части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. Д.). | Формирование и развитие: нравственных чувств и нравственного поведения; ответственного отношения к учению; готовности к исследованию природы. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Работа с учебником, беседа. Индивидуальная работа по сборникам ВПР. Н.В. Котикова, В.Б. Саленко «Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 1,4,7,10,11,12,14,15 задание 6. . |
15. | | | Контрольная работа в форме ВПР | Предъявлять знания, полученные по разделам «Живой организм: строение и изучение», «Многообразие живых организмов». | Регулятивные: составлять план решения задачи; осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; устанавливать связь между полученными результатами и заявленными; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха. Познавательные: определять понятия; классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. | Формирование и развитие: ответственного отношения к учению; основ целостного мировоззрения. | Урок развивающего контроля. | Индивидуальная работа по вопросам теста. |
16. | | | Покрытосеменные (цветковые) растения. Растения и человек. Роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Существенные признаки строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений. | Знать названия растений. Уметь устанавливать простейшие причинно-следственные связи; приводить характеристику условий, необходимых для жизни растений (свет, влага, тепло); сравнивать и приводить различие разнообразных групп растений. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. Д.). | Формирование и развитие: нравственных чувств и нравственного поведения; ответственного отношения к учению; готовности к исследованию природы. | Урок рефлексии. | Фронтальная, индивидуальная работа по сборникам ВПР. Н.В. Котикова, В.Б. Саленко «Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 1,2,3,4,5,6, задание 1. |
17. | | | Значение растений в природе и жизни человека. Роль растений в жизни человека, их влияние на природу в целом. | Характеризовать роль растений в жизни человека; их значение в природе. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; основ экологической культуры; готовности к исследованию природы. | Урок рефлексии. | Фронтальная, индивидуальная работа по сборникам ВПР. Н.В. Котикова, В.Б. Саленко «Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 1-7 задание 3. |
18. | | | Разнообразие растений. Разнообразие животного мира на планете. | Различать существенные и несущественные признаки животных. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). | Формирование и развитие: нравственных чувств и нравственного поведения; ответственного отношения к учению; готовности к исследованию природы. | Урок рефлексии. | Фронтальная работа. Индивидуальная работа по сборникам ВПР. Н.В. Котикова, В.Б. Саленко «Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 7,8,11,12,14 задание 1; варианты 8-15 задание 3. |
19. | | | Простейшие. Роль простейших в природе и жизни человека. Существенные признаки строения и жизнедеятельности простейших. | Объяснять роль живых организмов в природе и жизни человека. Различать изученные объекты в природе, таблицах. Выявлять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Формулировать выводы на основе наблюдений. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). | Формирование и развитие: нравственных чувств и нравственного поведения; ответственного отношения к учению; готовности к исследованию природы. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, беседа, сообщения учащихся. Работа в парах. |
20. | | | Беспозвоночные животные. Роль беспозвоночных в природе и жизни человека. Существенные признаки строения и жизнедеятельности беспозвоночных. | Объяснять роль живых организмов в природе и жизни человека. Различать изученные объекты в природе, таблицах. Выявлять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Формулировать выводы на основе наблюдений. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. Д.). | Формирование и развитие: нравственных чувств и нравственного поведения; ответственного отношения к учению; готовности к исследованию природы. | Урок рефлексии. | Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, взаимоконтроль. Н.В. Котикова, В.Б. Саленко «Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 3,6, 15 задание 7. . |
21. | | | Позвоночные животные. Роль позвоночных в природе и жизни человека. Существенные признаки строения и жизнедеятельности позвоночных. | Объяснять роль живых организмов в природе и жизни человека. Различать изученные объекты в природе, таблицах. Выявлять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Формулировать выводы на основе наблюдений. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. Д.). | Формирование и развитие: нравственных чувств и нравственного поведения; ответственного отношения к учению; готовности к исследованию природы. | Урок рефлексии. | Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, взаимоконтроль. Н.В. Котикова, В.Б. Саленко «Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 1,2,4,5,7,8,9,10,11,12,14 задание 7. . |
22. | | | Значение животных в природе и жизни человека. | Определять значение животных в природе, жизни человека; отвечать на вопросы теста. | Регулятивные: составлять план решения задачи; осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; устанавливать связь между полученными результатами и заявленными; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха. Познавательные: определять понятия; классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. | Формирование и развитие: ответственного отношения к учению; основ целостного мировоззрения. | Урок развивающего контроля. | Индивидуальная работа по сборникам ВПР. Н.В. Котикова, В.Б. Саленко «Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 2,3,5,6,8,9 задание 6. . |
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (8 ч.) |
23. | | | Контрольная работа в форме ВПР | Предъявлять знания, полученные по разделам «Живой организм: строение и изучение», «Многообразие живых организмов», Среда обитания живых организмов». | Регулятивные: составлять план решения задачи; осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; устанавливать связь между полученными результатами и заявленными; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха. Познавательные: определять понятия; классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. | Формирование и развитие: ответственного отношения к учению; основ целостного мировоззрения. | Урок развивающего контроля. | Индивидуальная работа по вопросам теста. |
24. | | | Три среды обитания живых организмов. Приспособленность организмов к разным средам обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная среды обитания. Виды и способы приспособления живых организмов к условиям среды обитания. | Знать основные среды обитания организмов. Уметь устанавливать причинно-следственные связи между особенностями жизнедеятельности растений и животных и временами года. Проводить классификацию изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров. Уметь принимать участие в беседе, формулировать вопросы. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). | Формирование и развитие: нравственных чувств и нравственного поведения; ответственного отношения к учению; готовности к исследованию природы. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, беседа, сообщения учащихся. Работа в парах. |
25. | | | Природные зоны Земли. Тундра. Тайга. Ознакомление с глобусом. Форма Земли. Экватор. Полюс. Материк. Океан. Природная зона. | Познакомиться с глобусом. Знать понятия форма Земли, экватор, полюс, материк, природная зона. Уметь работать с готовыми моделями (глобус, физическая карта); показывать на глобусе материки и океаны. Понимать, с чем связано развитие таких приспособлений животных, растений к условиям существования в данной природной зоне. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). | Формирование и развитие: нравственных чувств и нравственного поведения; ответственного отношения к учению; готовности к исследованию природы. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Фронтальная работа, индивидуальная работа по сборникам ВПР. Н.В. Котикова, В.Б. Саленко «Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 1,2,3,4,8 задание 8. |
26. | | | Природные зоны земли. Смешанные, широколиственные леса. Влажные тропические и экваториальные леса. | Знать приспособления животных, растений к условиям существования в данной природной зоне. Понимать, с чем связано развитие таких приспособлений. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). | Формирование и развитие: нравственных чувств и нравственного поведения; ответственного отношения к учению; готовности к исследованию природы. | Урок рефлексии. | Фронтальная работа, индивидуальная работа по сборникам ВПР. Н.В. Котикова, В.Б. Саленко «Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 5,15 задание 8. |
27. | | | Природные зоны земли. Степи, лесостепи. Субтропики. Прерии в Северной Америке. Пампасы в Южной Америке. Саванны в Африке и в Австралии. | Знать приспособления животных, растений к условиям существования в данной природной зоне. Понимать, с чем связано развитие таких приспособлений. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. Д.). | Формирование и развитие: нравственных чувств и нравственного поведения; ответственного отношения к учению; готовности к исследованию природы. | Урок рефлексии. | Фронтальная работа, индивидуальная работа по сборникам ВПР. Н.В. Котикова, В.Б. Саленко «Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 7,10,11 задание 8. |
28. | | | Всероссийская проверочная работа. | Предъявлять знания, полученные по разделам: «Живой организм», «Многообразие живых организмов», «Среды обитания живых организмов». | Регулятивные: составлять план решения задачи; осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; устанавливать связь между полученными результатами и заявленными; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха. Познавательные: определять понятия; классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. | Формирование и развитие: ответственного отношения к учению; основ целостного мировоззрения. | Урок развивающего контроля. | Индивидуальная работа по вопросам теста. |
29. | | | Природные зоны земли. Полупустыни, пустыни. Тропики. | Знать приспособления животных, растений к условиям существования в данной природной зоне. Понимать, с чем связано развитие таких приспособлений. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). | Формирование и развитие: нравственных чувств и нравственного поведения; ответственного отношения к учению; готовности к исследованию природы. | Урок рефлексии. | Фронтальная работа, индивидуальная работа по сборникам ВПР. Н.В. Котикова, В.Б. Саленко «Биология. ВПР. Типовые задания»: варианты 6,12,14 задание 8. |
30. | | | Жизнь на разных материках. Растительный и животный мир континентов. Тест «Среда обитания живых организмов» | Знать, с чем связано разнообразие растительного и животного мира, какие растения и животные населяют данные материки. Уметь отвечать на вопросы теста о средах обитания живых организмов, их приспособленности к данной среде. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). | Формирование и развитие: нравственных чувств и нравственного поведения; ответственного отношения к учению; готовности к исследованию природы. | Урок развивающего контроля. | Индивидуальная работа по вопросам теста. |
Раздел 4. Человек на Земле (4 ч.) |
31. | | | Как человек появился на Земле? Предки современных людей, родство человека с приматами. | Знать, каких существ ученые считают предками человекообразных обезьян, каковы сходства и отличия человекообразных обезьян, древних людей и современных людей. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). | Формирование и развитие: нравственных чувств и нравственного поведения; ответственного отношения к учению; готовности к исследованию природы. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. | Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, эвристическая беседа. |
32. | | | Как человек изменил Землю? Положительное и отрицательное влияние человека на окружающую среду. | Знать положительное и отрицательное влияние человека на окружающую среду. Понимать, каковы способы решения экологических проблем. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. Д.). | Формирование и развитие: нравственных чувств и нравственного поведения; ответственного отношения к учению; готовности к исследованию природы. | Урок рефлексии. | Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, взаимоконтроль. |
33. | | | Жизнь под угрозой. Биологическое разнообразие. Исчезновение многих видов растений и животных. | Знать, что такое биологическое разнообразие, с чем связано исчезновение некоторых видов растений и животных, грибов. Понимать, что такое опустынивание, какие действия людей способствуют опустыниванию земель. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; основ экологической культуры; готовности к исследованию природы. | Урок- конференция. | Групповые выступления учащихся с презентациями. |
34. | | | Не станет ли Земля пустыней? Опустынивание. Влияние человека на этот процесс. | Понимать, что такое опустынивание, какие действия людей способствуют опустыниванию земель. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. Познавательные: определять понятия; классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). | Формирование и развитие: готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению; основ экологической культуры; готовности к исследованию природы. | Урок- конференция. | Групповые выступления учащихся с презентациями. |
Обобщение (1 ч.) |
35. | | | Здоровье человека и безопасность жизни. | Знать, что такое здоровый образ жизни, какие правила безопасности нужно соблюдать при действии природных стихий; как оказать первую помощь при кровотечениях, какие животные опасные для человека, какие растения ядовитые для человека. | Регулятивные: определять цели деятельности; ставить новые задачи в познавательной деятельности и планировать пути их осуществления. Познавательные: определять понятия; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; определять свое отношение к природной среде. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого. | Формирование и развитие: основ целостного мировоззрения. | Урок рефлексии. | Индивидуальная работа. Работа в группах. Сообщения учащихся, диспут. |
плодов растений, грибов.
измерительные приборы, лабораторное оборудование.
уровни жизни.
http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76534/?
http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76535/?
http://files.school-ollection.edu.ru/dlrstore/e984c07cda8cdc9a66/03_02_01_05.swf
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76559/?Interface
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ab8c-11db-bc9a66/76567/?interface