СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии, 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии разработана на основе ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии, 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жемчугская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрена

на заседании методического объединения естественно-математического цикла

протокол №1 от

«28» августа 2020 г.

Согласована

Заместитель директора по УВР

С.Г. Бильдакова

«28» августа 2020 г.

________________

(подпись)

Утверждаю

Директор МБОУ

«Жемчугская СОШ»

О.Э.Маланова

приказ №68 п.1 от

«28» августа 2020 г.

________________

(подпись)




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА




Предмет: биология

Класс: 5

ФИО учителя: Тарбаева Мария Дашиевна












с. Жемчуг

2020-2021

Введение


Рабочая программа по предмету «Биология. Введение в биологию» для 5 класса средней общеобразовательной школы разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта, а также на основании следующих нормативных документов:

- Закона Российской Федерации « Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

- Федерального  перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2020 - 2021 учебный год;

- Учебного плана МБОУ «Жемчугская СОШ» на 2020 – 2021 учебный год;

- Положения о рабочей программе МБОУ «Жемчугская СОШ».

Программа реализована в учебнике «Биология. Введение в биологию». 5 кл. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественно-научные предметы» и является обязательным для изучения учебным предметом на уровне основного общего образования. Учебное содержание курса включает 34 часа, 1 час в неделю.

























Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»


Личностными результатами являются следующие умения:

-Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

-Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

-Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

-Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

-Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

-Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

- Вычитывать все уровни текстовой информации.

-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

-определять роль в природе различных групп организмов;

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

-приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

-находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

-объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

-объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

-перечислять отличительные свойства живого;

-различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

-определять основные органы растений (части клетки);

-объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

-понимать смысл биологических терминов;

-характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

-проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

-использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

-различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.








Содержание учебного предмета «Биология»

Введение- 1 час

Инструктаж по технике безопасности при работе в кабинете. Правила пожарной безопасности. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Вводная диагностика.

Часть 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные работы:

-Знакомство с оборудованием для научных исследований.

-Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними

-Строение клеток кожицы чешуи лука.

Контрольная работа №1 «Живой организм: строение и изучение»

Часть 2. Многообразие живых организмов (15 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека на примере Республики Бурятия. Значение животных в природе и жизни человека на примере Республики Бурятия.

Контрольная работа №2 «Многообразие живых организмов»

Часть 3. Среда обитания живых организмов (5 ч)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Природные зоны на примере Республики Бурятия. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Контрольная работа №3 «Среда обитания живых организмов»

Часть 4. Человек на Земле (5 ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Практическая работа №1:

-Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Итоговая контрольная работа №4 по курсу 5 класса.

















Тематическое планирование по предмету «Биология»


п/п

Название разделов

Кол-во часов

Кол-во

лаб/

работ

Кол-во

практ/

работ

Кол-во

контр/

работ

НРК

1

Введение

1





2

Живой организм: строение и изучение

8

3


1


3

Многообразие живых организмов

15



1

2

4

Среда обитания живых организмов

5



1

1

5

Человек на Земле

5


1

1



ИТОГО

34

3

1

4

3









































Аннотация к рабочей программе по биологии для 5 класса


Рабочая программа по предмету «Биология. Введение в биологию» для 5 класса средней общеобразовательной школы разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта, а также на основании следующих нормативных документов:

- Закона Российской Федерации « Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

- Федерального  перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2020 - 2021 учебный год;

- Учебного плана МБОУ «Жемчугская СОШ» на 2020 – 2021 учебный год;

- Положения о рабочей программе МБОУ «Жемчугская СОШ».

Компоненты УМК

Программа реализована в учебнике «Биология. Введение в биологию». 5 кл. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

Место в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).

Цели и задачи обучения:

1) Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

2) Ориентация в системе моральных норм и ценностей: призвание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  1. Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  2. Формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности и эстетической культуры как способности к эмоционально – ценностному отношению к объектам живой природы;

  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  4. Развитие умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;


  1. Воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.

Содержание рабочей программы:

- введение;

- планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»;

- содержание учебного предмета «Биология»;

- тематическое планирование по предмету «Биология».

Содержание курса:

- введение;

- живой организм: строение и изучение;

- многообразие живых организмов;

- среда обитания живых организмов;

- человек на Земле.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей