Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жемчугская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании методического объединения естественно-математического цикла протокол №1 от «28» августа 2020 г. | Согласована Заместитель директора по УВР С.Г. Бильдакова «28» августа 2020 г. ________________ (подпись) | Утверждаю Директор МБОУ «Жемчугская СОШ» О.Э.Маланова приказ №68 п.1 от «28» августа 2020 г. ________________ (подпись) |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Предмет: биология
Класс: 5
ФИО учителя: Тарбаева Мария Дашиевна
с. Жемчуг
2020-2021
Введение
Рабочая программа по предмету «Биология. Введение в биологию» для 5 класса средней общеобразовательной школы разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта, а также на основании следующих нормативных документов:
- Закона Российской Федерации « Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2020 - 2021 учебный год;
- Учебного плана МБОУ «Жемчугская СОШ» на 2020 – 2021 учебный год;
- Положения о рабочей программе МБОУ «Жемчугская СОШ».
Программа реализована в учебнике «Биология. Введение в биологию». 5 кл. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественно-научные предметы» и является обязательным для изучения учебным предметом на уровне основного общего образования. Учебное содержание курса включает 34 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
Личностными результатами являются следующие умения:
-Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
-Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
-Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
-Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
-Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
-Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
-определять роль в природе различных групп организмов;
объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
-приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
-находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
-объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
-объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
-перечислять отличительные свойства живого;
-различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
-определять основные органы растений (части клетки);
-объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
-понимать смысл биологических терминов;
-характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
-проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
-использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
-различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Содержание учебного предмета «Биология»
Введение- 1 час
Инструктаж по технике безопасности при работе в кабинете. Правила пожарной безопасности. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Вводная диагностика.
Часть 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные работы:
-Знакомство с оборудованием для научных исследований.
-Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними
-Строение клеток кожицы чешуи лука.
Контрольная работа №1 «Живой организм: строение и изучение»
Часть 2. Многообразие живых организмов (15 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека на примере Республики Бурятия. Значение животных в природе и жизни человека на примере Республики Бурятия.
Контрольная работа №2 «Многообразие живых организмов»
Часть 3. Среда обитания живых организмов (5 ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Природные зоны на примере Республики Бурятия. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Контрольная работа №3 «Среда обитания живых организмов»
Часть 4. Человек на Земле (5 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Практическая работа №1:
-Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Итоговая контрольная работа №4 по курсу 5 класса.
Тематическое планирование по предмету «Биология»
№ п/п | Название разделов | Кол-во часов | Кол-во лаб/ работ | Кол-во практ/ работ | Кол-во контр/ работ | НРК |
1 | Введение | 1 | | | | |
2 | Живой организм: строение и изучение | 8 | 3 | | 1 | |
3 | Многообразие живых организмов | 15 | | | 1 | 2 |
4 | Среда обитания живых организмов | 5 | | | 1 | 1 |
5 | Человек на Земле | 5 | | 1 | 1 | |
| ИТОГО | 34 | 3 | 1 | 4 | 3 |
Аннотация к рабочей программе по биологии для 5 класса
Рабочая программа по предмету «Биология. Введение в биологию» для 5 класса средней общеобразовательной школы разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта, а также на основании следующих нормативных документов:
- Закона Российской Федерации « Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2020 - 2021 учебный год;
- Учебного плана МБОУ «Жемчугская СОШ» на 2020 – 2021 учебный год;
- Положения о рабочей программе МБОУ «Жемчугская СОШ».
Компоненты УМК
Программа реализована в учебнике «Биология. Введение в биологию». 5 кл. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
Место в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Цели и задачи обучения:
1) Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
2) Ориентация в системе моральных норм и ценностей: призвание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
Формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности и эстетической культуры как способности к эмоционально – ценностному отношению к объектам живой природы;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Развитие умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
Воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
Содержание рабочей программы:
- введение;
- планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»;
- содержание учебного предмета «Биология»;
- тематическое планирование по предмету «Биология».
Содержание курса:
- введение; - живой организм: строение и изучение; - многообразие живых организмов; - среда обитания живых организмов; - человек на Земле. |