СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 5 класс, Пономарёв

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»



Аннотация

(5-9 классы)

Настоящая рабочая программа по предмету «Биология» для 5 класса составлена на основе следующих нормативных актов и учебно-методических документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Минобрнауки РФ 29.12.2014года № 1644, от 31.12.2015 года;

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189;

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31 марта 2014 года № 253 с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2015 № 1529, от 08.06.2015 № 576

  5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СШ №15 г. Ульяновска. (Приказ МБОУ СШ №15 №______ от ____ августа 2019 года «Об утверждении основной образовательной программы основного общего образования»)

  6. Программа общеобразовательных учреждений Биология: И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова, А. Г. Драгомилов, Т. С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304

  7. Биология. 5 класс, авт. Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А., М.: Вентана- Граф, 2012 г. – 128 с.;

Цель курса биологии: формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

Для достижения этой цели необходимо организовать с учётом специфики предмета учебную деятельность учащихся, направленную на решение следующих задач:

1) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

2) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

3) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

4) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

5) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.







  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются:


Тема 1. Биология – наука о живом мире


Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:


Учащиеся должны знать:

- устройство лупы и микроскопа;

- строение клетки;

- химический состав клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества», «ядро», «ядрышко», «хромосомы», «ткань»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

Учащиеся могут узнать:

- историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки;

- клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;

- макро- и микроэлементы,

- космическую роль зеленых растений

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты», «основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»;

- объяснять отличия молодой клетки от старой,

- доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма;

- находить отличительные особенности строения различных типов растительных тканей;

Тема 2. Многообразие живых организмов

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

- правила работы с микроскопом;

- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»;

- отличать живые организмы от неживых;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- характеризовать среды обитания организмов;

- характеризовать экологические факторы;

- проводить фенологические наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

- разнообразие и распространение бактерий и грибов;

- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику бактериям и грибам;

- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся могут узнать:

- науки, изучающие живую природу; отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия флора, фауна, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный;

Учащиеся могут узнать:

- значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;

- жизнедеятельность грибов-хищников

Учащиеся смогут научиться:

- выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку;

- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными.

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения;

— основные группы живых организмов;

— особенности строения и жизнедеятельности;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику живых организмовтва;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

Учащиеся могут узнать:

- значение живых организмов

- жизнедеятельность живых организмов

Учащиеся смогут научиться:

- определять значение живых организмов


Тема 4. Человек на планете Земля

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Учащиеся должны знать:

- Как появился человек на Земле

— основные методы изучения;

— основные группы живых организмов;

— значение человека в природе

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику человеку

- выявлять связь человека и природы

Учащиеся могут узнать:

- значение человека в системе животного мира,

- о круговороте веществ

- редкие и охраняемые виды

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выявлять значение человека

- выявлять приспособления живых организмов к среде обитания.



  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»

Тема 1. Биология – наука о живом мире (9 ч.)

  1. Наука о живой природе. Человек и природа. Живые организмы – часть природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология.

  2. Свойства живого. Отличие живых тел от неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

  3. Методы изучения природы. Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения живой природы: наблюдение, сравнение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

  4. Увеличительные приборы. Необходимость использования увеличительных приборов для изучения объектов живой природы. Увеличительные приборы: ручная и штативная лупы, микроскоп. Роберт Гук и Антони ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа №1. «Изучение устройства увеличительных приборов».

  1. Строение клетки. Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их названия. Понятие о ткани. Ткани растений и животных, их функции.

  2. Лабораторная работа №2. «Строение клеток кожицы чешуи лука»

  3. Химический состав клетки. Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.

  4. Процессы жизнедеятельности клетки. Основные процессы, присущие клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обуславливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы.

  5. Великие естествоиспытатели. Великие учёные – естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К.Линней, Ч.Дарвин, В.И.Вернадский, К.А.Тимирязев, Н.И.Вавилов.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология – наука о живой природе».


Тема 2. Многообразие живых организмов (12 ч.)

  1. Царства живой природы. Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: Бактерии, Растения, Грибы, животные. Вирусы – неклеточные формы жизни, их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

  2. Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Бактерии – примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.

  3. Значение бактерий в природе и в жизни человека. Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.

  4. Лабораторная работа №3 «Строение бактерий и их жизнедеятельность»

  5. Растения. Представление о флоре. Отличительные свойства растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, цветковые (покрытосеменные). Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия голосеменных и покрытосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

  6. Лабораторная работа №4. «Знакомство с внешним строением побега растения».

  7. Животные. Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

  8. Лабораторная работа №5. «Наблюдение за передвижением животных».

  9. Грибы. Общая характеристика грибов. Одноклеточные и многоклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение грибов спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза).

  10. Многообразие и значение грибов. Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи, их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и жизни человека.

  11. Лишайники. Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение лишайников. Роль лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.

  12. Значение живых организмов в природе и жизни человека. Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

  13. Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов». Контроль знаний.


Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч.)

  1. Среды жизни планеты Земля. Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни.

  2. Экологические факторы среды. Условия, влияющие на жизнь организмов в природе экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.

  3. Приспособления организмов к жизни в природе. Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.

  4. Природные сообщества. Потоки веществ между живой и наживой природой. Взаимодействия живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ. Грибы, бактерии – разрушители органических веществ. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.

  5. Природные зоны России. Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

  6. Жизнь организмов на разных материках. Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, северной Америки, Евразии, Антарктиды.

  7. Жизнь организмов в морях и океанах. Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

  8. Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля».

Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч.)

  1. Как появился человек на Земле. Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.

  2. Как человек изменил природу. Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.

  3. Важность охраны живого мира планеты. Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

  4. Сохраним богатство живого мира. Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

5-6.Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»









ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Раздел. Тема.

Количество часов.

1

Биология – наука о живом мире

9

2

Многообразие живых организмов

12

3

Жизнь организмов на планете Земля

8

4

Человек на планете Земля

6




класс

Кол-во часов в год

Кол-во часов по четвертям.

Кол-во лабораторных работ по четвертям.

5


1

2

3

4

1

2

3

4

год


35 ч.

8

8

11

7

2

3

-

-

5





























  1. Тематическое планирование


дата

№ урока

Тема раздела, урока

Количество часов

Тип урока

Форма контроля

По плану

фактически

Биология – наука о живом мире (9 часов)



Наука о живой природе.

1

Урок формирования знаний и умений

Индивидуальная.



Свойства живого.

1

комплексное применение знаний и способов действий

Индивидуальная.




Методы изучения природы

1

комплексное применение знаний и способов действий

Индивидуальная.




Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов».


1

Урок формирование знаний и умений

Индивидуальная




Строение клетки. Ткани.

1

Урок формирование знаний и умений

Индивидуальная, фронтальная



Знакомство с клетками растений. Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

1

Контроль и оценка знаний

Итоговая

Контрольная работа



Химический состав клетки.

1

Урок формирование знаний и умений

Фронтальная




Процессы жизнедеятельности клетки.

1

Урок формирование знаний и умений

Фронтальная




Великие естествоиспытатели. Обобщение знаний.

1

Урок формирование знаний и умений

Фронтальная


Многообразие живых организмов (12 ч)



  1. 1

Царства живой природы. Вирусы

1

Урок формирования знаний и умений

Фронтальная



  1. 2

Царство Бактерии, особенности их строение и жизнедеятельности.

1

закрепление знаний

Индивидуальная.




  1. 3

Значение бактерий в природе и в жизни человека. Лабораторная работа №3 «Строение бактерий и их жизнедеятельность»

1

изучение нового материала


Индивидуальная.

Лабораторная работа




  1. 4

Растения, их особенности.

Сравнение клеток бактерий и растений.


1

Урок формирования знаний и умений

Индивидуальная.



  1. 5

Лабораторная работа №4 «Знакомство с внешним строением побегов растений».

1

комплексное применение знаний и способов действий

Индивидуальная.




  1. 6

Животные, их особенности.

1

Урок формирования знаний и умений

Индивидуальная.




  1. 8

Лабораторная работа №5 «Наблюдение за передвижением животных».

1

закрепление знаний

Групповая



  1. 9

Грибы, их особенности.

1

закрепление знаний

Индивидуальная.

Самостоятельная работа



  1. 10

Многообразие и значение грибов.


1

изучение нового материала

Индивидуальная.




  1. 11

Лишайники

1

Урок формирования знаний и умений

Индивидуальная.




Значение живых организмов в природе и жизни человека.

1

Урок формирования знаний и умений

Фронтальная



Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов».

1

закрепление знаний

Индивидуальная.


Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)



  1. 21

Среды жизни планеты Земля.

1

Урок формирования знаний и умений

Индивидуальная.




  1. 22

Экологические факторы среды.

1

закрепление знаний

Индивидуальная.

Лабораторная



  1. 23

Приспособления организмов к жизни в природе.

1

открытие

новых знаний

Индивидуальная.




  1. 24

Природные сообщества.

1

комплексное применение знаний и способов действий

Групповая



  1. 25

Природные зоны России.

1

Урок формирования знаний и умений

Индивидуальная.

Тест




  1. 27

Жизнь организмов на разных материках.

1

Урок формирования знаний и умений

Индивидуальная.

Тестирование



Жизнь организмов в морях и океанах.

1





  1. 28

Обобщение и систематизация знаний по теме

1

комплексное применение знаний и способов действий

Итоговая

Контрольная работа

Человек на планете Земля (6 ч)



  1. 54

Как появился человек на Земле.

1

изучение нового материала

Индивидуальная.




  1. 55


Как человек изменял природу.

1

Урок формирования знаний и умений

Фронтальная




  1. 56

Важность охраны живого мира планеты.

1

Урок применения знаний на практике

Индивидуальная.

Тест



  1. 57

Сохраним богатство живого мира.

1

Урок формирования знаний и умений

Индивидуальная.

Самостоятельная работа



  1. 58

«Человек на планете Земля».



1

Урок формирования знаний и умений

Индивидуальная.

Устный опрос по карточкам



Резерв


Закрепление знаний

Фронтальная




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!