СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Пономарёвой И.Н. Биология 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»

ГБОУ "Дятьковская кадетская школа имени Героя Советского Союза И.А.Кашина"

Рассмотрено/принято на заседании МО учителей

_______________________

_______________________

Руководитель МО

_______________________

Протокол № __ от _______

Согласовано

Зам. директора по УР

_________ Ю.М.Волкова


_________

Утверждено

Директор

________ И.М. Никольская


__________________________

__________________________







Рабочая программа

по биологии

для 5 класса на 2021-2022 учебный год







Составитель: Прусакова Т.Ю, учитель

(ФИО, должность, квалификационная категория)











г.Дятьково

2021




Аннотация к рабочей программе по биологии в 5-9 классе

2021-2022 учебный год

Нормативные документы, на основе которых составлена рабочая программа

Программа по учебному предмету «Биология» для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

  • ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020г «442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.11.2020 г.№655 «О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г №442»;

  • Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (с действующими изменениями и дополнениями);

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

  • Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ «Дятьковская кадетская школа» на 2020-2025 гг.;

  • Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-9 классы [Текст]. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. – 75 с. -- (Стандарты второго поколения).

  • Учебный план ГБОУ «Дятьковская кадетская школа имени Героя Советского Союза И.А. Кашина» на 2021-2022 учебный год;

  • Годовой календарный график ГБОУ «Дятьковская кадетская школа» на 2021-2022 учебный год;

  • Устав ГБОУ «Дятьковская кадетская школа».

  • на основе примерной программы основного общего образования по биологии с учетом учебника

УМК, используемый в учебном процессе

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Пономарёвой И.Н. Биология 5 класс.

Цели учебного предмета

  • социализация кадет как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.


Задачи

  • обеспечить  развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • обеспечить  овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

  • обеспечить ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;

  • обеспечить формирование у кадет познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе и человеку;

  • обеспечить  формирование экологического сознания;


Количество часов на изучение предмета

На изучение предмета «Биология» в учебном плане ГБОУ

«Дятьковская кадетская школа » на 2021-2022 учебный год отводится 1,5 часа в неделю, что составляет 53 ч. (из них: 4 ч.- лабораторные работы) 3 часа предусмотрены на резервные уроки, в т. ч. уроки отработки умений и рефлексии)

Основное содержание предмета

Биология – наука о живом мире

Многообразие живых организмов

Жизнь организмов на планете Земля

Человек на планете Земля

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

Устный опрос

Практикумы Тесты

Контрольный срез знаний (в конце первого полугодия) Промежуточная аттестация (в конце года)















































Рабочая программа

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в 5 классе дает возможность достичь следующих личностных результатов:

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности кадет к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные результататы:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Предметные результаты:

  • формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно- научных представлений о картине мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

  • формирование основ  экологической  грамотности:  способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

  • формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  • освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

В данной рабочей программе результаты изучения предмета в основной школе в соответствии с требованиями стандарта также разделены на предметные, метапредметные и личностные. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.








































Содержание учебного предмета

53ч

Тема 1. Биология – наука о живом мире

Наука о живой природе

Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология

Свойства живого

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как  единого целого.

Методы изучения природы

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Увеличительные приборы

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р.Гук, А.Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Строение клетки. Ткани

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

Химический состав клетки

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы

Великие естествоиспытатели

Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Лабораторная работа № 1.«Изучение устройства увеличительных приборов».

Лабораторная работа № 2«Знакомство с клетками растений».

 

Тема 2. Многообразие живых организмов

Царства живой природы

Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.

Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.

Значение бактерий в природеи для человека

Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.

Растения

Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений  на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.

Строение растений. Корень  и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

Животные

Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Грибы

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и  животных. Строение  тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза).

Многообразие и значение грибов

Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни  человека.

Лишайники

Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и  жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

 

Лабораторная работа № 3.«Знакомство с внешним строением побегом растения».

 

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля

Среды жизни планеты Земля

Многообразие условий обитания на  планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни.

Экологические факторы среды

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.

Приспособления организмов к жизни в природе

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.

Природные сообщества

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители  органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.

 

 

Природные зоны России

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Жизнь организмов на разных материках

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Жизнь организмов в морях и океанах

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

 

Тема 4. Человек на планете Земля

Как появился человек на Земле

Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.

Как человек изменял природу

Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.

Важность охраны живого мира планеты

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством  заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

Сохраним богатство живого мира

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

 






















Учебно – тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

контрольные работы

1

Биология – наука о живом мире

13

11

2

2

Многообразие живых организмов

14

12

2

3

Жизнь организмов на планете Земля

12

11

1

4

Человек на планете Земля

14

13

1

Итого









































Тематическое планирование



№ урока

Тема урока

Количество часов

Домашнее задание

Дата проведения




План

Факт




Биология – наука о живом мире.




1

Наука о живой природе

1

§1




2

Свойства живого

1

§2






3

Методы изучения природы

1

§3






4

Увеличительные приборы

1

§4






5

Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

1

§4






6

Строение клетки.

1

§5






7

Ткани растений. Ткани животных

1

§5






8

Контрольная работа.

1







9

Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

1

§5






10

Химический состав клетки

1

§6






11

Процессы жизнедеятельности

1

§7






12

Великие естествоиспытатели

1

§7






13

Контрольная работа по главе «Биология – наука о живом мире»

1







Многообразие живых организмов




14

Царства живой природы

1

§8






15

Бактерии: строение и жизнедеятельность

1

§9






16

Значение бактерий в природе и для человека

1

§10






17

Растения.

1

§11






18

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений»

1

§11






19

Контрольный срез знаний за I полугодие

1







20

Животные.

1

§12






21

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

1

§12






22

Значение растений и животных в природе и для человека

1

§11,12






23

Грибы

1

§13






24

Многообразие и значение грибов

1

§14






25

Лишайники

1

§15






26

Значение живых организмов в природе и жизни человека

1

§16






27

Контрольная работа по главе «Многообразие живых организмов»

1







Жизнь организмов на планете Земля



§

28

Понятие об экологии

1

§17






29

Среды жизни планеты Земля

1

§17






30

Экологические факторы среды

1

§18






31

Антропогенный фактор

1

§19






32

Приспособления организмов к жизни в природе

1

§19






33

Природные сообщества

1

§20






34

Экологические группы животных

1

§20






35

Природные зоны России

1

§21






36

Жизнь организмов на разных материках

1

§22






37

Жизнь организмов на разных материках

1

§22






38

Жизнь организмов в морях и океанах

1

§23






39

Контрольная работа по главе «Жизнь организмов на планете Земля»

1







Человек на планете Земля



§

40

Гипотезы происхождения жизни

1

§24






41

Как появился человек на Земле

1

§24






42

Как человек изменял природу

1

§25






43

Понятие о биоритмах

1

§25






44

Важность охраны живого мира планеты

1

§26






45

Земля – наш общий дом

1

§26






46

Сохраним богатство живого мира

1

§27






47

Контрольный срез знаний за II полугодие

1







48

Красная книга

1

§27






49

Выполнение тестов

1

§27






50

Обобщающий урок по главе «Человек на планете Земля»

1







51-53

Резерв

3














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!