СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС).

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 5 класса соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС).»


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования по учебному предмету, Биология 5-9классы. М.: Дрофа, 2013 г. Федерального перечня учебников на 2017 – 2018 учебный год. Данная программа ориентирована на использование учебника Биология. Бактерии, грибы растения. 5 класс. Авторы: В.В.Пасечник, М.: Дрофа, 2015.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

  Изучение биологии направлено на достижение следующих целей и задач:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


Общая характеристика учебного предмета

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Место учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Зазерской средней общеобразовательной школы. Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 35 (1ч в неделю). В связи с праздничным днями программа будет выдана за 33 часа за счёт уплотнения тем.


Планируемые результаты освоения учебного курса.


Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.


Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.


Содержание учебного предмета Биология. Бактерии, грибы, растения.

Введение (6 часов)

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань»

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы.

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 3. Царство Грибы (5 часов) 

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы – паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Раздел 4. Царство Растения (9 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека., охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрации

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы.

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Повторение (1 час)




Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Характеристика видов деятельности учащихся

лабораторно-практические

работы

контрольные работы

Введение (6 часов)

1.

Биология – наука о живой природе.

1



Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

2.

Методы исследования в биологии

1



Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.

3.

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого.

1



Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», царство «Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа.

4.

Среды обитании живых организмов.

1



Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу.

5.

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

1



Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника.

6.

Контрольная работа по теме: «Введение».

1

1

1

Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

7.

Устройство увеличительных приборов.

1

1


Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом.

8.

Строение клетки

1



Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

9.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

1

1


Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом., описывают и схематически изображают их.

10.

Пластиды.

1

1


Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

11.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.

1



Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают неорганические и органические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием.

12.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание).

1

1


Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.

13.

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие.

1



Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты.

14.

Деление клетки.

1



Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки.

15.

Понятие «ткань»

1

1


Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах.

16.

Контрольная работа по теме «Клеточное строение организмов».

1


1

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.

Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа).

17.

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

1


Выделяют существенные признаки бактерий.

18.

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1



Определяют понятия «клубеньковые бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

Раздел 3. Царство Грибы (5 часов)

19.

Грибы. Их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

1



Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.

20.

Шляпочные грибы.

1



Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

21.

Плесневые грибы и дрожжи.

1

1


Готовят микропрепараты и рассматривают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением.

22.

Грибы – паразиты.

1



Определяют понятие «грибы – паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека.

23.

Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии. Царство Грибы».

1


1

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы).

Раздел 4. Царство Растения (9 часов)

24.

Ботаника – наука о растениях

1



Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием.

25.

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания.

1

1


Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяют представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом.

26.

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.

1



Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей.

27.

Лишайники.

1



Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе.

28.

Мхи. Папоротники. Хвощи. Плауны.

1

1


Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека.

29.

Голосеменные растения.

1

1


Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных растений в природе и жизни человека.

30.

Покрытосеменные растения

1

1


Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

31.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

1



Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира.

32.

Контрольная работа по теме «Царство Растения».

1


1

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую.

33

Повторение

1




Итого

33

11

4




Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; 

- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

- правила работы с микроскопом;

- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся могут узнать:

науки, изучающие живую природу; отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;

Учащиеся должны уметь: 

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»;

- отличать живые организмы от неживых;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- характеризовать среды обитания организмов;

- характеризовать экологические факторы;

- проводить фенологические наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия  флора, фауна, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный.













Критерии и нормы оценивания различных видов работ:


Отметка

Критерии оценки

«5»

-  полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:

-  четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины;

-  для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов:

-  ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

«4»

-  раскрыто основное содержание материала;

-  в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

-  ответ самостоятельный;

-  определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов

«3»

-  усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

-  определения понятий недостаточно четкие;

-  не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий

«2»

-  Основное содержание учебного материала не раскрыто;

-  не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии

Критерии оценки устного ответа:

Отметка

Критерии оценки

«5»

- Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.

- Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Ответ полностью самостоятельный.

«4»

- Конкретный ответ на поставленный вопрос.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.

«3»

- Ответ неконкретный, излишне пространный.

-  Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя.
-  Допущены две существенные ошибки.

«2»

- Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.





Критерии оценки лабораторных работ:

 

Отметка

Критерии оценки

«5»

- ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов. Соблюдает требования правил безопасного труда.

«4»

- ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

«3»

- ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки;

«2»

- ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно;

 Оценка практических умений учащихся

    Оценка умений проводить  опыты

Отметка

Критерии оценки

«5»

-  правильно определена цель опыта;

-  самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:

-  научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

«4»

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки:

- в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;

- в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы не полные.

«3»

-  правильно определена цель опыта;

-  самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:

-  научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

«2»

- не определена самостоятельно цель;

- не подготовлено нужное оборудование;

- допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

Оценка умений проводить наблюдения

Отметка

Критерии оценки

«5»

- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

- выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

- логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

«4»

-правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;

- допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

«3»

- допущены неточности 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса)
выделены лишь некоторые;

- допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

«2»

- допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Критерии оценки проектов по биологии:

  • четкость поставленной цели и задач;

  • тематическая актуальность и объем использованной литературы;

  • обоснованность выбранных методик для проведения исследований;

  • полнота раскрытия выбранной темы проекта;

  • обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам;

  • уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости);

  • анализ полученных данных;

  • наличие в работе вывода или практических рекомендаций;

  • качество оформления работы (наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, гербарных материалов к проектам по ботанике и т.д.).

Критерии оценки выступления докладчика по защите проекта:

  • обоснованность структуры доклада;

  • вычленение главного;

  • полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;

  • использование наглядно-иллюстративного материала;

  • компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы, задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией);

  • уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме


Критерии оценивания проектов

Критерий 1. Постановка цели, планирование путей её достижения

(максимум 3 балла)


Цель не сформулирована

0

Цель определена, но план её достижения отсутствует

1

Цель определена, дан краткий план её достижения

2

Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения

3

Критерий 2. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла)


Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной про­граммы

2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий 3. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования(максимум 3 балла)


Использована неподходящая информация

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объём подходящей информации из огра­ниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источ­ников

3

Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе (максимум 3 балла)


Работа шаблонная, показывающая формальное отношение к ней автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, не продемонстри­ровал самостоятельность в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора; предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отно­шением автора к идее проекта

3

Критерий 5. Соответствие требованиям оформления письменной части(максимум 3 балла)


Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части отсутствуют установленные правилами порядок и чёт­кая структура, допущены серьёзные ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

2

Работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Критерий 6. Качество проведения презентации (максимум 3 балла)


Презентация не проведена

0

Материал изложен с учётом регламента, однако автору не удалось заинте­ресовать аудиторию

1

Автору Удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регла­мента

2

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

3

Критерий 7. Качество проектного продукта (максимум 3 балла)


Проектный продукт отсутствует

0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удоб­ство использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3

  • Оценка выполнения проекта.

  • 0-7 баллов- «2»

  • 7-11 баллов – «3»

  • 12-16 баллов – «4»

  • 17-21 балл – «5»

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса

1. Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.

2. Учебника Биология. Бактерии, грибы растения. 5 класс. Авторы: В.В.Пасечник, М.: Дрофа, 2015.

3. В. В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» - М.: Дрофа, 2014.

4. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2015 г.

4. Электронное приложение для 5 класса (www.drofa.ru)

5. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

6. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

7. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс (электронное учебное издание), ООО «Кириллл и Мефодий», 2004

8.Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 классы. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2004

9. Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 1. Отдел Моховидные. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Отдел папоротниковидные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006

10. Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 2. Отдел Голосеменные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006

11. Биология 6-9 класс (электронная библиотека)






















Календарно-тематический план


п/п

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Требования к результату

Планируемые результаты

Материально-техническое обеспечение, ЦОРы

Виды контроля


план

факт

Предметные


Метапредметные

Личностные



Введение (6 часов)

1.

04.09


Биология – наука о живой природе.

1

Определяют понятия

«биология», «биосфера»,

«экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

Учащиеся должны знать о многообразии живой природы;

царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

Учащиеся должны уметь: 

определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. 

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. 

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии 

Электр. приложение

табл. «Многообразие организмов»

Фронтальная беседа


2.

11.09


Методы исследования в биологии

Пр. р.

«Фенологические наблюдения за природой»

1

Определяют понятия: «методы исследования» «наблюдение», «эксперимент»,

«измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают

Правила техники безопасности в кабинете биологии.

Учащиеся должны знать:

основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; 

Учащиеся должны уметь: 

определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение», пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

 Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. 

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух

Понимание значимости научного исследования природы

Электр. приложение

Приборы и и

оборудование.

Взаимоконтроль, терминологический диктант.

3.

18.09


Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого.

1

Определяют понятия:

«царство Бактерии»,

«царство Грибы»,

«царство Растения» и

«царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное

строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа.

Учащиеся должны знать: о многообразии живой природы;

царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

Учащиеся должны уметь: 

определять понятия «царства живой природы», «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные»»;

отличать живые организмы от неживых;

Познавательные УУДумение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Понимание научного значения классификации живых организмов

Электр. приложение

Презентация

Фронтальная беседа

4.

25.09


Среды обитания живых организмов.

1

Определяют понятия:

«водная среда»,

«наземно- воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания».

Анализируют связи

организмов со средой обитания.

Характеризуют влияние деятельности человека на природу.

Учащиеся должны знать:

о многообразии живой природы;

основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

Учащиеся должны уметь: 

определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «среда обитания», «место обитания»

характеризовать среды обитания организмов;

Познавательные УУДумение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУДумение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают.

Электр. приложение

кинофрагмент

Проверка тетрадей, фронтальная беседа, взаимоконтроль

5.

02.10


Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

1

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки

работы с текстом учебника.

Учащиеся должны знать:

о многообразии живой природы;

экологические факторы;

основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

Учащиеся должны уметь: 

определять понятия «биология», «экология», «экологические факторы»;

характеризовать экологические факторы;

 

Познавательные УУДумение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУДумение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

Осознание влияния факторов среды на живые организмы

Электр. приложение

Видеофильм «Природные сообщества»

фронтальная беседа


6.

09.10


Контрольная работа по теме «Введение». Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных».

1


Готовят отчёт по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений.

Учащиеся должны знать:

о многообразии живой природы; основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; 

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь: 

определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения;

соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя

Познавательный интерес к естественным наукам

Электр. приложение

Отчёты об экскурсии, коллекции, сообщения Тематический тест

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

7.

16.10


Устройство увеличительных приборов.

Л.р.

«Устройство лупы и светового микроскопа, правила работы с ними. Рассматривание строения растения с помощью лупы».

1

Определяют понятия:

«клетка», «лупа»,

«микроскоп», «тубус»,

«окуляр», «объектив»,

«штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

Учащиеся должны знать:

- устройство лупы и микроскопа.

Учащиеся должны уметь: 

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Признавать право каждого на собственное мнение;

уметь слушать и слышать другое мнение.

Электр. приложение

Лупы, микроскопы (МК), препараты (МП).

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР.

Фронтальная беседа


8.

23.10


Строение клетки.

1

Выделяют существенные признаки

строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Учащиеся должны знать:

строение клетки;

Учащиеся должны уметь: 

определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро»,

работать с лупой и микроскопом;

готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

Электр. Приложение

Таблица «Строение растительной клетки»

Фронтальный опрос.

9.

13.11


Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Л. Р. «Строение клеток кожицы чешуи лука».

1

Учатся готовить микропрепараты.

Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

Учащиеся должны знать:

строение клетки;

Учащиеся должны уметь: 

определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

работать с лупой и микроскопом;

готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

 распознавать различные части клетки.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

Электр. Приложение

МК, лук, вода, стёкла. Пипетки, пр. иглы

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР.


10.

20.11


Пластиды. Л.Р «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника».

1

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Учащиеся должны знать:

строение клетки;

Учащиеся должны уметь: 

определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

работать с лупой и микроскопом;

готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

распознавать различные части клетки.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выдлять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

Лупы, МК, стекла, вода. Арбуз,томат

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР игра «Найди ошибки».


11.

27.11


Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.

1


Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки.

Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

Учащиеся должны знать:

химический состав клетки;

Учащиеся должны уметь: 

определять понятия: «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества», 

Познавательные УУДумение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУДумение слушать учителя, высказывать свое мнение

Представление о единстве живой природы на основании знаний о химическом составе  клетки.

Электр. приложение

Крахмал, мука, Иод, посуда, марля, спиртовка, спички.

Фронтальная беседа


12.

04.12


Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Л.р. «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи».

1

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты

по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Учащиеся должны знать:

строение клетки; основные процессы жизнедеятельности клетки;

Учащиеся должны уметь: 

определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», 

работать с лупой и микроскопом;

готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

Познавательные УУДумение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. 

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

Понимание сложности строения живых организмов,

осмысление важности для живых организмов процессов дыхания и питания.

Электр. приложение

Листья элодеи, МК, пр.стёкла, проростки

Индивидуальный опрос


13.

11.12


Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

1

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

Учащиеся должны знать:

строение клетки; основные процессы жизнедеятельности клетки;

Учащиеся должны уметь:  определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли»,

Познавательные УУДумение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, 

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

Понимание сложности строения живых организмов,

осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития.

Электр. приложение

фрагмент видеофильма «Процессы жизнедеятельности клетки»,проростки пшеницы

Фронтальная беседа


14.

18.12


Деление клетки

1

Выделяют существенные признаки

процессов жизнедеятельности клетки

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

Учащиеся должны уметь: 

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «хромосомы»;

Познавательные УУДумение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУДумение слушать учителя, высказывать свое мнение

Понимание сложности строения живых организмов,

осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития.

Электр. приложение

презентация видеоматериалы о делении клетки

Индивидуальный опрос

Фронтальный опрос

игра «Найди ошибки».


15.

25.12


Понятие «ткань». Л.р. «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

1

Определяют понятие

«ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани

на микропрепаратах

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь: 

- определять понятия: «клетка», «ткань»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

Познавательные УУДумение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУДумение слушать учителя, высказывать свое мнение

Понимание сложности строения живых организмов

Электр. приложение

Индивидуальная работа с дидактическими карточками о строении и жизнедеятельности клетки


16.

15.01


Контрольная работа по теме «Клеточное строение организмов».

1


Работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.

Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты

и работать с микроскопом

Учащиеся должны знать:

- устройство лупы и микроскопа;

- строение клетки;

- химический состав клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь: 

- определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества», «ядро», «ядрышко», «хромосомы», «ткань»;

- работать с лупой и микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя

Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления

о единстве живого.

Электр. приложение

Тест

Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа).

17.

22.01


Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

1

Выделяют существенные признаки бактерий

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

- разнообразие и распространение бактерий;

Учащиеся должны уметь: 

- давать общую характеристику бактериям;

- отличать бактерии от других живых организмов;

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. 

.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУДумение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий

Электр. приложение

презентация

Индивидуальный опрос

Фронтальный опрос

взаимоконтроль в группах.


18.

29.01


Роль бактерий в природе и жизни человека

1

Определяют понятия: «клубеньковые

(азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль

бактерий в природе и жизни человека

Учащиеся должны знать:

- разнообразие и распространение бактерий;

- роль бактерий в в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: 

- объяснять роль бактерий  в природе и жизни человека.

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУДумение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий

Электр. приложение

Биологический диктант.

Раздел 3. Царство Грибы (5 часов)

19.

05.02


Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

1

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: 

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. 

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами

Электр. приложение

муляжи, коллекции, фрагмент видеофильма «Грибы»

Фронтальный опрос


20.

12.02


Шляпочные грибы.

Л.р. «Строение тел шляпочных грибов».

1

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми

грибами

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: 

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами

Электр. приложение

Муляжи плодовых тел грибов.

Презентация, фотографии

Фронтальный опрос


21.

19.02


Плесневые грибы и дрожжи. Л.р. «Особенности строения мукора и дрожжей».

1

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей.

Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: 

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека

Электр. приложение

фильм «Плесневые грибы»

Фронтальный опрос

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР.

22.

26.02


Грибы-паразиты

1

Определяют понятие

«грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов

в природе и жизни человека

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: 

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека

Электр. приложение

презентация Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)

Индивидуальный опрос

Фронтальный опрос

Игра «Найди ошибки».


23.

05.03


Контрольная работа по теме «Царство Бактерии. Царство Грибы»

1

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты иработать с микроскопом. Готовят сообщение

«Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника

и дополнительной литературы)

Учащиеся должны знать:

строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

разнообразие и распространение бактерий и грибов;

роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: 

давать общую характеристику бактериям и грибам; отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

отличать съедобные грибы от ядовитых; объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя

формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы.


Электр. приложение

Табл., муляжи, микроскопы

Фронтальный опрос Индивидуальная работа с дидактическими карточками

Раздел 4. Царство Растения (9 часов)

24.

12.03


Ботаника — наука о растениях

 

1

Определяют понятия:

«ботаника», «низшие растения», «высшие растения»,«слоевище»,

«таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений.

Выявляют взаимосвязи между строением

растений и их местообитанием.

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые;

- роль растений в биосфере и жизни человека;

Учащиеся должны уметь: 

- давать общую характеристику растительного царства;

- объяснять роль растений биосфере; ,

Познавательные УУДумение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУДумение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Осознание важности растений в природе и жизни человека

Электр. приложение

Гербарные экземпляры растений

Фронтальный опрос


25.

19.03


Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Л.р. «Строение зеленых водорослей».

1

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят

микропрепараты и работают с микроскопом

Учащиеся должны знать:

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

Учащиеся должны уметь: 

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

Развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям

Формируется  познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы

Электр. приложение

Видеоролик «Водоросли»

Фронтальный опрос

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР


26.

09.04


Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

1

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

Учащиеся должны знать:

- роль водорослей жизни человека;

Учащиеся должны уметь: 

- объяснять роль водорослей биосфере;

- давать характеристику основным группам водорослей;

Развивается умение работать

с текстом и иллюстрациями учебника

Формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной

деятельности

Электр. приложение

Индивидуальный опрос

Фронтальный опрос


27.

16.04


Лишайники

1

Определяют понятия:

«кустистые лишайники»,

«листоватые лишайники»,

«накипные лишайники». Находят лишайники в природе

Учащиеся должны знать:

- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

Учащиеся должны уметь: 

- давать характеристику лишайникам;

Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы

Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода

о состоянии окружающей среды

Электр. приложение

фото лишайников, видеоролик

Биологический диктант, игра «Найди ошибки».


28.

23.04


Мхи. Папортники. Хвощи. Плауны. Л.р. «Строение мха. Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника».

1

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений, находят их представителей на таблицах и гербарных образцах.

Объясняют роль мхов в природе и жизни человека

Учащиеся должны знать:

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

Учащиеся должны уметь: 

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); .

Развивается умение выделять

существенные признаки высших споровых растений

и на этом основании относить мхи к высшим споровым

растениям.

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении

Электр. приложение

презентация, коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»

Индивидуальная работа с дидактическим материалом Фронтальный опрос


29.

30.04


Голосеменные растения. Л.р. «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)».

1

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают

представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

Учащиеся должны знать:

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

Учащиеся должны уметь: 

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); Учащиеся могут узнать:

- жизненный цикл сосны, 

- редкие и охраняемые растения ЯНАО

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,

- различать лекарственные и ядовитые растения.

Развитие умения выделять

существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших

растений и установления усложнений в их строении

Электр. приложение

презентация Для ЛР: ветви и шишки, лупы, фото

Индивидуальная работа с дидактическим материалом Фронтальный опрос


30.

07.05


Покрытосеменные растения. Л.Р. «Строение цветкового растения».

1

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.

Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

Учащиеся должны знать:

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

Учащиеся должны уметь: 

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

Развивается умение выделять

существенные признаки покрытосеменных растений

и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их

строении.

Электр. приложение

Фильм «Покрытосеменные растения» фото, гербарии

Фронтальный опрос

31.

14.05


Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

1

Определяют понятия:

«палеонтология»,

«палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения растений;

- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь: 

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся могут узнать:

- древовидные папоротники, 

-покрытосеменные – господствующая группа растений,

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши

Развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции)

Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития

растительного мира и установления усложнений в

строении растений в процессе эволюции.

Электр. приложение

Фронтальная беседа


32.

21.05


Контрольная работа по теме «Царство Растения».

1

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и

оценивают её, переводят из одной формы в другую

Определять роль в природе различных групп организмов.

Уметь строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.


Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Электр. приложение

Тематический тест

33

28.05


Повторение изученного

1









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!