СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс по линии И.Н.Пономаревой

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование разработано по одночасовой программе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс по линии И.Н.Пономаревой»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 5класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта ООО, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по биологии, авторской программы И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой. Биология: 5-9 классы. - М.: Вентана — Граф, 2012.

УМК: Учебник Биология 5-6 классы. Авторы: Т.С. Сухов, В.А. Строганов. – М.: Издательство «Вентана-Граф» 2012.

Рабочая программа по биологии для 5 класса рассчитана на 35 часов учебного времени (1 час в неделю). Запланировано: 5 лабораторных работ, 4 практические работы, 1 экскурсия.

Основная задача курса — формирование у учащихся представлений о единстве и системности материального мира. Поэтому внимание в курсе сосредоточено не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира с опорой на наиболее общие понятия, применяемые как к живой, так и неживой природе.


Учебное содержание курса представлено блоками знаний, построенных на сравнении объектов живой и неживой природы. Блоки завершаются обобщающими уроками.

Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса. Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создаёт условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учёт возрастных особенностей учащихся — их конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным способностям и возможностям учеников — задания по выбору, опыту и наблюдения в домашних условиях.

Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира.

При изучении явлений в живой природе значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи и взаимозависимости в природе, т.е. Единство материального мира.

С целью формирования умений проводить наблюдения в природе предусмотрены летние задания, а также опыты в лабораторных и домашних условиях.

Предлагаемый курс биологии в 5 классе, раскрывающий уникальность жизни на нашей планете, позволит убедить учащихся на только в необходимости изучать природу, но и в том, что каждого и в целом на Земле зависит от того, как каждый из нас распорядится этими знаниями.


Целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.


Задачи:

  • формировать систему биологических знаний как компонента целостности научной картины мира;

  • овладеть научным подходом к решению различных задач;

  • овладеть умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладеть умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитать ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формировать умения безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.


Планируемые результаты изучения курса биологии.


  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость.

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы.

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе;

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами;

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусами животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Результаты основного курса биологии.

Требования к результатам основного курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознания своей этнической принадлежности; усвоения гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • знание основных принципов и правил к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;


  • освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование понимания ценности здоровья и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества;

  • принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • овладение составляющей исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиями, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в разных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение создавать, применять преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • умение организовывать сотрудничество совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально ив группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).


Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

  • овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

  • формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  • освоение приёмов первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивание и размножение культурных и домашних животных, ухода за ними.














C

Содержание разделов примерной программы

Основное содержание по темам рабочей программы

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

1

2

3

Раздел 1. Строение и жизнедеятельность живых организмов

Тема 1. Отличие живого от неживого (5 ч)

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.

Методы изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение. Лабораторное оборудование и измерительные приборы, Знакомство с увеличительными приборами.

Ознакомится с аппаратом ориентировки учебника , его структурой. Работать с рисунками учебника как источниками информации. Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Отличительные признаки живых организмов

Различают ли тела живой и неживой природы?

Общие признаки тел живой и неживой природы: масса, форма, цвет, размер. Наличие в телах живой и неживой природы сходных веществ. Выявление опытным путем органических веществ — обугливание при горении.

Выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы. Проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу.

Обосновывать свою точку зрения.

Особенности химического состава живых организмов: органические и неорганические вещества: их роль в организме.








Какие вещества содержатся в живых организмах?

Белки, жиры, углеводы — важнейшие органические вещества, необходимые для жизни. Вода — необходимое условие для жизни. Содержание воды и минеральных солей в живых организмах. Источники органических веществ и минеральных солей для различных живых организмов.

Анализировать содержание демонстрационных опытов, определять цель, ход и результат каждого опыта.

Формировать выводы.

Применять полученные опытным путем результаты в повседневной жизни.

Работать с рисунком как источником информации.

Обмен веществ и превращение энергии — признак живых организмов. Рост и развитие организмов. Размножение. Раздражимость. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Биология как наука. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.


Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы?

Свойства живых организмов- обмен веществ (дыхание, питание, выделение), рост, развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость. Биология — наука о живом.

Опыт в домашних условиях

«Выявление свойств живых организмов в процессе прорастания семян».

Выделять в тексте базовые понятия, необходимые для формирования системного мышления.

Решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства.

Давать определение науке биологии.

Развивать навыки исследовательской работы при проведении самостоятельного опыта по прорастанию семян в домашних условиях

Содержание разделов примерной программы

Основное содержание по темам рабочей программы

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Методы изучения живых организмов: наблюдения, измерение, эксперимент.

Практическая работа.

«Изучение состояние деревьев и кустарников на пришкольном участке»

Объяснять отличия опыта от наблюдения.

Описывать опыты и наблюдения, проведенные с растениями в 5 классе самостоятельно.

Оценивать ответы одноклассников, объясняющих цель, ход и результаты проведенных ими опытов с растениями.

Использовать знания о растительном мире, приобретенные в 5 классе.

Называть представителей растений.

Грибы. Многообразие грибов., их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Примеры оказания первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека

Царство Грибы

Общая характеристика царства Грибы.

Одноклеточные и многоклеточные грибы, их роль в природе и жизни человека. Ядовитые и съедобные грибы своей местности. Понятия о лишайниках.

Выделять общие признаки представителей царства Грибы.

Дополнять предложенное в тексте описание грибов, используя собственные исследования в ходе лабораторной работы № 3 (§ 9) и проведение опыта по выращиванию плесени на хлебе (§ 11).

Приводить примеры разных способов добывания грибами готовых органических веществ.

Характеризовать ядовитые и съедобные грибы своей местности.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Многообразие животных. Роль животных в природе и жизни человека.

Царство Животные

Многообразие видов животных, Разнообразие размеров и способов передвижения. Одноклеточные и многоклеточные животные. Общие признаки царства Животные. Значение животных в природе и жизни человека.

Выявлять существенные признаки представителей царства.

Преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в устную речь.

Дополнять текст, вписывая в него недостающую информацию.

Изучение клеток животных на готовых микропрепаратах и их описание.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Одноклеточные животные под микроскопом

Лабораторная работа №6

«Рассматривание простейших под микроскопом»




Соблюдать правила работы с микроскопом.

Фиксировать результаты исследований.

Представлять полученную информацию в виде рисунков.

Проводить сравнение клеток-организмов, делать выводы из проведенного сравнения.

Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с

Содержание разделов примерной программы

Основное содержание по темам рабочей программы

Характеристика основных видов деятельности обучающегося



лабораторным оборудованием

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания вызываемые вирусами, меры их профилактики.

Царство Вирусы

Вирусы — неклеточные формы жизни. Отличие вирусов от представителей других царств. Вирусы, поражающие бактерии, растения, животных и человека. Пути передачи вирусных инфекций. Вирус СПИДа. Профилактика заболевания гриппом. Понятие о вирусологии.

Характеризовать вирусы — неклеточные формы жизни. Определять понятия «паразит», «вирусология». Приводить примеры вирусных заболеваний. Называть пути передачи вирусных инфекций


Подведём итоги. Как можно различить представителей разных царств живой природы?

Называть условия, необходимые для жизни.

Приводить примеры приспособленности организмов к разным условиям обитания.

Выделять и характеризовать крупные систематические группы -царства.

Объяснять значение понятия «систематика», знать принцип объединения живых организмов в одну систематическую группу. Распределять перечисленные организмы по царствам живой природы.

Называть представителей разных царств живой природы.

Тема 5. Взаимосвязь организмов со средой обитания (10 ч)

Среда — источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Роль человека в биосфере

Среда обитания Факторы среды

Понятие о среде обитания. Факторы среды:

факторы неживой природы, факторы живой природы, антропогенный фактор. Воздействие человека на окружающею его среду. Экологические факторы. Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.

Высказывать предположения, заполняя в таблице пропущенные строки.

Давать определение понятий: «среда обитания»,»факторы среды», «экология».

Приводить примеры влияния факторов живой природы на организмы.

Использовать знание основных понятий урока для заполнения таблицы.


Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Результаты эволюции:

Среды жизни освоенные обитателями нашей планеты

Характеризовать разные среды жизни живых организмов. Приводить примеры организмов,

Содержание разделов примерной программы

Основное содержание по темам рабочей программы

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Разнообразие организмов.

Наземно-воздушная среда, водная среда, почва и живой организм. Разнообразие обитателей разных сред обитания.

обитающих в разных средах, используя личные наблюдения в природе и ранее полученные знания

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Почему всем хватает места на Земле?

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к сохранению потомства. Причины гибели организмов.

Опыт в домашних условиях.

«Проращивание семян».


Высказывать свои предположения о том, почему всем хватает места на Земле.

Называть причины гибли организмов. Доказывать экспериментальным путем влияние неблагоприятных факторов на прорастание семян.

Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

Фиксировать результаты исследования. Формировать личностные качества, необходимые исследователю: внимание, терпение, объективность в оценке результатов своей работы.

Экосистемная организация живой природы.

Взаимодействия разных видов в экосистеме (хищничество, паразитизм).

Значение растений в жизни животных и человека

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?

Приспособленность живых организмов к неблагоприятным условиям среды.

Взаимоотношения между живыми организмами.

Роль отношений «хищник — жертва» и «паразит — хозяин» в регуляции численности организмов. Роль растений в жизни животных и человека.

Закреплять знания о благоприятных и неблагоприятных для жизни условиях, заполняя таблицу.

Решать поисковые задачи, объясняя предложенные в рисунке «загадки природы».

Доказывать значение биологического разнообразия, пользуясь схемой цепи питания.

Конструировать схему, поясняющую зависимость жизни человека от других живых организмов.

Участвовать в разработке проекта «Способы ловли рыбы,наносящие наименьший вред природе» (применительно к условиям своей местности).

Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Приспособления к различным средам обитания.

Кто живет в воде?

Вода — первая среда обитания живых организмов на Земле. Характерные особенности водной среды. Приспособленность организмов к обитанию в воде (планктон, активно плавающие организмы, обитатели дна)



Выявлять черты сходства у представителей разных систематических групп, живущих в водной среде.

Доказывать приспособленность обитателей воды к разным условиям водной среды.

Формировать систему работы с текстом: выделять базовые понятия; находить в тексте ответы на вопросы опережающего характера, использовать текст для заполнения таблицы.

Содержание разделов примерной программы

Основное содержание по темам рабочей программы

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Влияние экологических факторов на организмы.

Приспособление к различным средам обитания.


Обитатели наземно-воздушной среды.

Важнейшие экологические факторы для наземных организмов: свет, температур, влажность.

Теневыносливые и светолюбивые растения. Свет в жизни наземных животных. Морозостойкие и теплолюбивые организмы. Приспособленность организмов к получению и сохранению влаги.

Называть важнейшие экологические факторы, влияющие на наземные организмы.

Приводить примеры приспособленности обитателей наземно-воздушной среды к изменению температуры окружающей среды (на примере своей местности).

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Экскурсия

«Живые организмы зимой»

Наблюдать способы приспособления живых организмов к зимним условиям. Соблюдать правила поведения в природе.

Результаты эволюции:

многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Кто живет в почве?

Особенности почвы как среды обитания. Обитатели почвы — представители разных царств живой природы. Постоянные «жильцы» и «квартиранты». Взаимосвязь обитателей почвы: растений, животных, грибов, бактерий.

Выделять особенности почвы как среды обитания.

Приводить примеры организмов, приспособленных к обитанию в почве.

Называть особенности строения и жизнедеятельности организмов, позволяющие им жить в условиях, характерной для данной среды

Организм как среда обитания

Полезные для организма обитатели

Взаимоотношения «паразит — хозяин». Примеры — представителей разных царств живой природы. Особенности строения и жизнедеятельности паразитов. Роль организма- хозяина в жизни паразитических организмов. Источники возможного заражения человека паразитами

Называть полезных обитателей живого организма. Определять понятие «паразит».

Выделять характерные признаки паразитов, используя полученные ранее знания об организмах — паразитах разных царств живой природы.

Фиксировать в тетради информацию об источниках возможного заражения человека паразитами, необходимую в повседневной жизни


Подведем итоги. Какие среды жизни освоили обитатели нашей планеты?






Определять понятие «среда обитания». Называть среды обитания и приводить примеры обитателей этих сред. Приводить доказательства влияния факторов неживой природы на сезонные изменения

Содержание разделов примерной программы

Основное содержание по темам рабочей программы

Характеристика основных видов деятельности обучающегося



в жизни растений и животных ( с привлечением материалов отчета об экскурсии в природу)

Применять знания о влиянии света, температуры и влажности на живые организмы при уходе за комнатными растениями и обитателями аквариума.

Тема 6. Природное сообщество. Экосистема (7 ч)

Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Пищевые связи в экосистеме. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Что такое природное сообщество?

Понятие о растительном сообществе. Взаимосвязи растений, животных, грибов и бактерий в природном сообществе, или биоценозе. Пищевые цепи — цепи передачи веществ и энергии.

Экскурсия «живые организмы весной»

Определять понятия: «растительное сообщество», «природное сообщество», (или «биоценоз»), «пищевая цепь».

Использовать ранее изученный материал о средах обитания для характеристики природного сообщества.

Составлять схемы пищевых связей в одном из природных сообществ своей местности.

Излагать свое отношение к природе родного края в виде сочинения, короткого рассказа.

Соблюдать правила поведения в природе.

Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)

Как живут организмы в природном сообществе?

Характер взаимоотношений живых организмов в природном сообществе: взаимовыгодные отношения, отношения «хозяин — паразит», «хищник — жертва», конкуренция.

Проводить самоконтроль, проверяя знания понятий «хищник», «паразит».

Приводить примеры взаимовыгодных отношений грибы и дерева, используя личные наблюдения в природе.

Приводить примеры полезных, вредных и нейтральных взаимоотношений организмов.

Экосистемная организация живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Круговорот веществ и превращение энергии.

Что такое экосистема?

Система как целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Влияние факторов неживой природы на живые организмы природного сообщества. Понятие об экосистеме. Экспериментальные доказательства роли растений в экосистеме. Участие живых организмов в круговороте веществ. Единство природы.



Оценивать роль растений на Земле. Анализировать результаты опытов Дж. Пристли и демонстрационного опыта «Выделение кислорода листьями на свету». Определять понятия «круговорот веществ». «экоситема».

Формировать систему в работе, используя предложенный ранее алгоритм описания проводимого эксперимента.

Формировать мировоззренческие позиции о единстве живого и неживого, о природе как едином целом.


Содержание разделов примерной программы

Основное содержание по темам рабочей программы

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Методы изучения живых организмов:

наблюдение, измерение, эксперимент.

Человек — часть живой природы

отличие человека от животных (речь, труд, мышление). Человек — биологическое существо. Потребность человека в воде, пище, воздухе, энергии. Зависимость состояния здоровья от качества окружающей среды. Проблема охраны окружающей среды.


Экскурсия

«Красота и гармония в природе»

Практическая работа

«Наблюдение за расходом электроэнергии в школе и в семье».

Называть свойства человека как живого организма. Выделять признаки отличия человека от животных.

Выявлять факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека.

Участвовать в разработке проекта по улучшению экологической обстановки в своей местности.

Соблюдать правила поведения в природе

Оценивать расход электроэнергии.


Подведем итоги. Существует ли взаимосвязь живых организмов и окружающей среды?

Определять понятия «растительное сообщество», «природное сообщество», «экосистема».

Объяснять космическую роль растений на Земле

Проверять свое умение пользоваться алгоритмом описания опыта, отрабатываемым в течение года.

Доказывать, что аквариум — модель экосистемы.

Делать практические выводы о правилах содержания аквариума как экологической системы.

Приводить примеры изменений в окружающей среде своей местности.

Тема 7. Биосфера — глобальная экосистема (6 ч)

Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Влияние человека на биосферу

Понятие о биосфере. В.И. Вернадский — создатель учения о биосфере. Влияние человека на биосферу в разные этапы развития человечества. Примеры строительного воздействия человека на биосферу. Проблема охраны окружающей среды. Охраняемые территории.





Определять понятия: «система», «экосистема», «биосфера».

Приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, в том числе в своей местности.

Анализировать результаты практических работ по наблюдению за расходом воды и электроэнергии в школе и дома.



Содержание разделов примерной программы

Основное содержание по темам рабочей программы

Характеристика основных видов деятельности обучающегося


Новые безотходные технологии, поиск энергии и др.

Оценивать проведение своей исследовательской работы и работы одноклассников

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей

Всё ли мы узнали о жизни на Земле?

Роль биологических наук в сохранении многообразия живых организмов и условий , необходимых для жизни на Земле. Понятие о биологии как комплексной науке. Участие физиков, химиков, архитекторов и др. в изучении строения и жизнедеятельности организмов.

Приводить доказательства единства живой и неживой природы.

Называть свойства живого, используя личный опыт исследований объектов живой природы в ходе лабораторных, практических работ и опытов,проведенных самостоятельно в домашних условиях. Оценивать результаты своей исследовательской работы и работы одноклассников.


Итоговый контроль

Обсуждение основных положений курса:

• доказательства единства живой и неживой природы;

• системная организация живого: клетка — ткани — органы — единый организм;

• свойства живых организмов;

• способы размножения, питания, передвижения. Дыхание как процесс получения энергии;

• Солнце -источник энергии на Земле.

Космическая роль растений. Передача вещества и энергии через пищевые цепи. Вода — условие жизни на Земле;

• роль человека на Земле. Проблема охраны окружающей среды

Обсуждать материалы, собранные в ходе экскурсии в природу.

Находить с помощью аппарата ориентировки рисунки для приведения доказательств.

Давать определения базовых понятий, необходимых для изучения целостного школьного курса биологии.


Задания на лето (1 ч)

Обсуждение содержания заданий и формы подготовки отчета о проведенной работе. Разработка «кодекса поведения» в природе (с учетом местных условий)

Планировать собственную деятельность по изучению природы.

Проводить самостоятельные исследования, фиксировать их результаты.

Воспитывать в себе качества, необходимые исследователю природы: наблюдательность, терпение, настойчивость, объективность.

содержание учебного курса


Содержание разделов примерной программы

Основное содержание по темам рабочей программы

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

1

2

3

Раздел 1. Строение и жизнедеятельность живых организмов

Тема 1. Отличие живого от неживого (5 ч)

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.

Методы изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение. Лабораторное оборудование и измерительные приборы, Знакомство с увеличительными приборами.

Ознакомится с аппаратом ориентировки учебника , его структурой. Работать с рисунками учебника как источниками информации. Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Отличительные признаки живых организмов

Различают ли тела живой и неживой природы?

Общие признаки тел живой и неживой природы: масса, форма, цвет, размер. Наличие в телах живой и неживой природы сходных веществ. Выявление опытным путем органических веществ — обугливание при горении.

Выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы. Проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу.

Обосновывать свою точку зрения.

Особенности химического состава живых организмов: органические и неорганические вещества: их роль в организме.








Какие вещества содержатся в живых организмах?

Белки, жиры, углеводы — важнейшие органические вещества, необходимые для жизни. Вода — необходимое условие для жизни. Содержание воды и минеральных солей в живых организмах. Источники органических веществ и минеральных солей для различных живых организмов.




Анализировать содержание демонстрационных опытов, определять цель, ход и результат каждого опыта.

Формировать выводы.

Применять полученные опытным путем результаты в повседневной жизни.

Работать с рисунком как источником информации.

1

2

3

Обмен веществ и превращение энергии — признак живых организмов. Рост и развитие организмов. Размножение. Раздражимость. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Биология как наука. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.


Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы?

Свойства живых организмов- обмен веществ (дыхание, питание, выделение), рост, развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость. Биология — наука о живом.

Опыт в домашних условиях

«Выявление свойств живых организмов в процессе прорастания семян».

Выделять в тексте базовые понятия, необходимые для формирования системного мышления.

Решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства.

Давать определение науке биологии.

Развивать навыки исследовательской работы при проведении самостоятельного опыта по прорастанию семян в домашних условиях


Обобщающий урок «Как можно отличить живое от неживого?»

Подтверждать свою точку зрения авторским рисунком.

Определять методы биологических исследований.

Использовать рисунок как источник информации.

Формировать системное мышление, выделяя общебиологические (системообразующие) понятия: «живой организм», «свойства живого организма», «биология».

Обмениваться с одноклассниками информацией, обсуждать результаты собственных исследований.

Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Экскурсия

«Живая и неживая природа»

(Предлагаемые в программе экскурсии и практические работы проводятся за счёт резервного времени).

Сравнивать объекты живой и неживой природы.

Наблюдать за живыми организмами, выделяя свойства живого.

Делать выводы о различиях тел живой и неживой природы.

Оформлять отчёт о своих наблюдениях в ходе экскурсии.

Соблюдать правила поведения в природе.


1

2

3

Тема 2. Клеточное строение организмов (5 ч).

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы.

Клеточное строение — общий признак живых организмов.

Клеточное строение бактерий, грибов, растений, животных, человека. Вирусы — неклеточная форма жизни. Строение растительной и животной клеток, их сходства и различие. Функции клеточной мембраны цитоплазмы и ядра. Понятие об органоидах клетки. Взаимосвязь строения растительной и животной клеток со способами питания растений и животных. Пластиды — органоиды растительной клетки. Роль хлоропластов.

Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки.

Сравнивать строение растительной и живой клетки.

Выделять в тексте базовые понятия, объяснять их содержание.

Устанавливать взаимосвязь строения растительной и живой клеток и разных способов питания растений и животных.

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Прибор, открывающий невидимое.

Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа № 1

«Знакомство с микроскопом»

Научиться работать с микроскопом, изучить его устройство.

Соблюдать правила работы с микроскопом.

Проверять правильность подготовки микроскопа к работе.

Проводить самооценку и взаимооценку правильности настройки микроскопа.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращение с лабораторным оборудованием.

Приготовление микропрепаратов. Изучение клеток растений на микропрепаратах и их описание. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом.


Лабораторная работа № 2

«Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зелёного листа растения»




Научиться готовить микропрепарат. Соблюдать правила приготовления микропрепарата, проводить взаимооценку правильности его приготовления. Находить в клетках листа хлоропласты. Объяснить роль хлорофилла для жизни на Земле. Формировать систему в организации учебного труда, выполняя правила подготовки рабочего места для исследования. Соблюдать правила работы в кабинете, обращение с лабораторным оборудованием.

Содержание разделов примерной программы

Основное содержание по темам рабочей программы

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

1

2

3

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Клетки, ткани, органы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом

Клетка одноклеточного организма — самостоятельное живое существо.

Разделение клеток многоклеточного организма по функциям. Взаимосвязь строения клеток с выполняемой ими функцией. Понятие о ткани.

Лабораторная работа № 3

«Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».

Опыт в домашних условиях.

«Приготовление теста с использованием одноклеточных грибов — дрожжей».

Сравнивать функции клеток одноклеточного и многоклеточного организмов.

Доказывать, что клетка одноклеточного организма - самостоятельное живое существо.

Называть признаки живого.

Использовать рисунки учебника и собственные исследования для доказательства взаимосвязи строения клеток и тканей с выполняемой ими функцией.

Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Использовать биологические знания в повседневной жизни.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.


Обобщающий урок «Что ты знаешь о клеточном строении живых организмов?»

Доказывать, что клеточное строение — общий признак живых организмов, использовать для аргументации ответа результаты собственных исследований.

Применять ранее полученные знания в новой ситуации.

Проверять знания в ходе заполнения схем.

Оценивать результаты опыта, проведенного одноклассниками в домашних условиях.

Проводить совместное обсуждение правильности приведённых ответов.






Содержание разделов примерной программы

Основное содержание по темам рабочей программы

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

1

2

3

Тема 3. Жизнедеятельность организмов (18 ч)

Рост и развитие организмов. Размножение. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Как идёт жизнь на Земле?

Продолжительность жизни разных организмов. Экспериментальные доказательства появления живого от неживого. Опыты Ф. Реди и ван Гельмонта.


Опыт в домашних условиях

«Выращивание плесени на хлебе».

Использовать рисунок как источник информации при решении поисковой задачи.

Высказывать свою точку зрения при анализе результатов опытов, описанных в тексте учебника.

Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Знакомиться с качествами, необходимыми исследователю природы.

Проводить самоанализ своей готовности к проведению опыта.

Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Как размножаются живые организмы?

Половое и бесполое размножение. Мужские и женские гаметы. Образование зиготы. Развитие зародыша. Появление нового организма. Сочетание у потомков признаков обоих родителей при половом размножении. Появление точных копий материнского организма при бесполом размножении.

Приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию.

Давать определение базовых понятий: «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «гамета», «зигота», «зародыш».

Использовать символические обозначения мужских и женских гамет.

Проверять знания при поиске «запланированной» ошибки на рисунке учебника.

Животные. Размножение, рост и развитие. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Как размножаются животные?

Бесполое и половое размножение у животных. Клетки, участвующие в половом и бесполом размножении животных. Половое и бесполое размножение гидры. Обоеполые организмы. Дождевой червь и виноградная улитка — гермафродиты. Миф о Гермафродите.

Использовать знания о животных, приобретенные в повседневной жизни (в том числе при уходе за аквариумом).

Развивать общеучебные навыки, используя таблицы и рисунки учебника для проверки знаний о различиях полового и бесполого размножения.

Пополнять свой словарный запас, работая с новыми терминами.

Практическая работа.

«Уход за аквариумными рыбками».

Проводить наблюдения за ростом и развитием животных в ходе выполнения практической работы.

Растения. Рост, развитие и размножение. Половое размножение. Изучение органов цветкового растения. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Как размножаются растения?

Цветок, плод, семя — органы, служащие для размножения растений. Понятие о половом размножении цветковых растений. Строение семени, несущего зародыш нового растения.

Лабораторная работа № 4

«Изучение строения семени фасоли (гороха)»

Применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке.

Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Научится работать с лупой.

Находить части зародыша семени.

Делать выводы полученных результатов исследования.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращение с лабораторным оборудованием.

Растения. Рост, развитие и размножение. Бесполое размножение. Вегетативное размножение комнатных растений.

Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

Бесполое размножение растений: частями стебля, корня, листьями, усами и др. Знакомство с комнатными растениями, размножающимися без помощи семян.


Практическая работа

«Уход за комнатными растениями».

Объяснять особенности размножения растений частями тела.

Приводить примеры комнатных, дикорастущих и декоративных растений, в том числе своей местности, размножающихся частями тела.

*Вырастить растения для кабинета биологии без помощи семян.

Использовать на практике полученные знания при уходе за комнатными растениями.

Обобщающий урок «Как живые организмы производят потомство?»

Доказывать, что размножение — общее свойство живого.

Давать определение понятий: «размножение», «гамета», «зигота».

Строить схему, поясняющую образование зиготы.

Объяснять значение символов мужских и женских гамет.

Приводить примеры полового и бесполого размножения растений и животных.

Развивать умение находить на рисунке информацию, нужную для обоснованного ответа.

1

2

3

Растения. Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез. Взаимосвязь организмов и окружающей среды.

Только ли лист кормит растение?

Роль корней в жизни растений. Корень — орган минерального питания. Экспериментальной доказательство содержания в почве минеральных солей. Растения хищники.


Лабораторная работа № 5

«Рассматривание корней растений»

Объяснять значение корней в жизни растения.

Фиксировать результаты собственных исследований, использовать их для аргументированного ответа.

Объяснять значение корней в жизни растения.

Фиксировать результат своих исследований.

Использовать результаты собственных исследований для аргументированного ответа.

Развивать навыки работы с источниками дополнительной информации.

Воспитывать чувство своего бережного отношения к природе.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Животные. Питание животных. Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Как питаются разные животные?

Питание животных и человека готовыми органическими веществами. Понятие о растительноядных, хищниках и паразитах. Разнообразие приспособлений у животных, питающихся разной пищей. Наблюдение за питанием домашних животных.


Практическая работа

«Подкармливание птиц зимой»

Определять по рисунку кто чем питается. Объяснять значение понятий: «хищник», «паразит», «растительноядное животное».

Выделять общий признак всех животных и человека — питание готовыми органическими веществами.

Проводить наблюдение за объектами живой природы. Высказывать личную точку зрения, комментируя результаты наблюдений.

Оказывать практическую помощь животным, подкармливая птиц зимой.

Соблюдать правила поведения в природе.


Приспособление живых организмов к различным средам обитания.

Как питаются паразиты?

Многообразие паразитов. Приспособленность паразитов к обитанию в организме хозяина. Паразитизм как способ питания. Общие признаки паразитов. Роль паразитов в регулировании численности других организмов.

Давать определение понятиям: «паразит», «паразит-хозяин».

Работать с рисунком как с источником информации о многообразии паразитов.

Выделять общие признаки паразитов.

Развивать умение анализировать примеры, приведенные из дополнительных источников.


Обобщающий урок «Одинаково ли питаются разные животные организмы?»

Объяснять роль зеленого листа и корня, в питании растений.

Называть способы питания животных.

Обосновывать значение хлорофилла для жизни на Земле.

Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений.

Роль питания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Нужны ли минеральные соли животным и человеку?

Пути поступления минеральных солей в организме растений, животных и человека. Минеральные соли необходимые человеку. Борьба с загрязнением почвы, воды, продуктов питания. Понятие о нитритах, их отрицательном влиянии на организм.

Использовать ранее полученные знания о минеральном питании растений.

Доказывать зависимость жизнедеятельности организмов от состояния окружающей среды.

Применять знание о нитритах в повседневной жизни при использовании овощей в пищу.

Осваивать элементы проектной деятельности, предлагая авторские схемы путей поступления загрязняющих веществ в организм человека.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Можно ли жить без воды?

Вода — необходимое условие жизни, составная часть всех живых организмов. Экспериментальные доказательства наличия воды в живых организмах. Вода — растворитель веществ, входящих в состав живого организма. Испарение воды листьями. Значение процесса испарения в жизни живых организмов. Приспособленность живых организмов к добыванию и сохранению воды. Охрана воды — условие сохранения жизни на Земле.


Опыт в домашних условиях

«Изучение испарения воды листьями»


Практическая работа

«Наблюдение за расходом воды в школе и в семье».

Находить нужную информацию, работая с «немым» рисунком.

Составлять план ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов.

Анализировать результаты проведенных демонстрационных опытов, делать выводы.

Планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований.

Оценивать отчеты одноклассников о проведенном опыте.

Объяснять необходимость охраны воды, используя доказательства, полученные на уроке.

Содержание разделов примерной программы

Основное содержание по темам рабочей программы

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

1

2

3

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Пищевые связи в экосистеме.

Можно ли жить не питаясь?

Пища — источник энергии, необходимо для жизни. Растения — преобразователи энергии Солнца, создатели органического вещества богатого энергией. Растительная пища — источник энергии для растительноядных животных. Растительноядные как источник энергии для хищника. Процесс питания как процесс получения энергии.

Использовать ранее полученное знание понятий: «хищник», «паразит», «растительноядный».

Объяснять значение растений, осуществляющих связь «Земля — космос».

Устанавливать пищевые связи между живыми организмами.

Использовать полученные знания в новой ситуации, применимой в повседневной жизни.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Как можно добыть энергию для жизни?

Взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни. Активное передвижение — свойство животных. Разнообразие способов передвижения животных. Движение органов растения. Активное передвижение как способ добывания пищи — источника энергии, необходимой для жизни. Сравнительная характеристика свободно живущего червя и червя — паразита. Наблюдение за движением домашних животных.


Опыт в домашних условиях

«Изучение направления роста корня».

Сопоставлять подвижный образ жизни животного и человека с возможностью растения жить и питаться «не сходя с места».

Использовать рисунок как источник информации.

Проводить сравнение биологических объектов, используя ранее полученные значения.

Проводить наблюдения за движением домашних животных.

Планировать собственную деятельность при подготовке и проведении опыта в домашних условиях.

Фиксировать результаты эксперимента, делать выводы.

Среда — источник веществ и энергии. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, фотосинтез. Рост и развитие организмов.

Зачем живые организмы запасают питательные вещества?

Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности организма. Зависимость расхода энергии от образа жизни. Активный и пассивный отдых. Расход питательных веществ в процессе роста и развития организма. Понятие о росте организма за счет деления клеток Потребность каждой живой клетки в питательных веществах — источниках энергии.

Объяснять значение пищи как источника энергии.

Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.

Комментировать содержание рисунка, направленного на использование имеющихся знаний в новой ситуации.

Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма.

Можно ли жить и не дышать?

Дыхание — общее свойство живого. Понятие о газообмене. Роль органов дыхания в обеспечении процесса газообмена. Экспериментальное доказательство отличия состава вдыхаемого воздуха. Приспособленность животных и растений к получению необходимого для их жизни кислорода. Дыхание как способ добывания энергии. Расход клетками кислорода и питательных веществ. Практическое применение знаний о взаимосвязи процессов питания и дыхания с движением организма.

Давать определение понятия «газообмен».

Объяснять роль органов дыхания в обеспечении газообмена.

Комментировать результаты опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Приводить примеры приспособлений живых организмов к получению кислорода, необходимого для добывания клеткой энергии.


Обобщающий урок «Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов?»

Называть общие свойства живых организмов.

Проводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома.

Подтверждать приводимое доказательство рисунками. Завершать предлагаемый текст, вписывая в него соответствующие понятия.

Составлять схемы, иллюстрирующие способы размножения живых организмов.

Строить модель пищевых связей живых организмов.

Объяснять значение биологического разнообразия на Земле.

Задания на лето

Составление и обсуждение «кодекса поведения» в природе (с учетом местных условий). Обсуждение содержания заданий и форм подготовки отчета о проведенной работе.

(По усмотрению учителя задания на лето даются вариативно: в конце курса 5 класса за счет резервного времени или в 6 классе при завершении всего практического курса).

Планировать собственную деятельность.

Проводить самостоятельные исследования.

Фиксировать результаты летних наблюдений.






















Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Примечание

Отличие живого от неживого (6 часов)

1

Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.

1




2

Различие тел живой и неживой природы.

1




3

Органические и неорганические вещества живых организмов.

1




4

Свойства живых организмов, их отличия от тел неживой природы.

1




5

Экскурсия №1 «Живая и неживая природа»

1




6

Подведение итогов. Отличия живого от неживого.

1




Клеточное строение живых организмов (7 часов)

7

Клеточное строение – общий признак живых организмов.

1




8

Прибор, открывающий невидимое. Л.р. №1 «Знакомство с микроскопом»

1




9

Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом. Л.р. №2 «Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха»

1




10

Л.р. №3 «Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа»

1




11

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.

1




12

Л.р. №4 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов»

1




13

Подведение итогов. Клеточное строении живых организмов.

1




Размножение живых организмов (6 часов)

14

Жизнь на Земле.

1




15

Размножение живых организмов.

1




16

Размножение животных.

1




17

Размножение растений. Л.р.№5. «Изучение строения семени фасоли (гороха)»

1




18

Размножение растений без помощи семян.

1




19

Подведение итогов. Размножение живых организмов.

1




Питание организмов. (6 часов)

20

Питание растений.

1




21

Органы питания растений. Л.р.№6. «Рассматривание корней растений»

1




22

Питание животных.

1




23

Практическая работа №1 «Уход за комнатными растениями и аквариумными рыбками»

1




24

Питание паразитов.

1




25

Подведение итогов. Питание разных живых организмов.

1




Жизнедеятельность живых организмов (8 часов)

26

Значение минеральных солей для животных и человека.

1




27

Значение воды для живых организмов.

1




28

Практическая работа №3. «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе»

1




29

Значение питания для живых организмов.

1




30

Получение энергии для жизни.

1




31

Запасание питательных веществ.

1




32

Значение дыхания для живых организмов.

1




33

Подведение итогов. Строение и жизнедеятельность живых организмов.

1




34-35

Резервные уроки

2






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!