СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии. 5класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В. Пасечника): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.

Просмотр содержимого документа
«КТП(био-5кл) ФГОС 2018-19»

Приложение.

Календарно – тематическое планирование.

«Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс».

2018-2019 учебный год


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения

Примечание

по плану

факт

1

2

3

4

5

6

1.Введение (6 часов)

1/1

Биология - наука о живой природе.

1

6.09.



2/2

Методы исследования в биологии.

1

13.09.



3/3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого.

1

20.09.



4/4

Среды обитания живых организмов.

1

27.09.



5/5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

1

4.10.



6/6

Экскурсия: «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»

1

11.10.



Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

7/1

Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа: «Устройство увеличительных приборов»

1

18.10.



8/2

Строение клетки. Обобщение по теме.

1

25.10.









9/3

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Лабораторная работа: «Строение клеток кожицы чешуи лука»

1

8.11.



10/4

Пластиды. Лабораторная работа: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника»

1

15.11.



11/5

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

1

22.11.



12/6

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Лабораторная работа: «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

1

29.11.



13/7

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие.

1

6.12.



14/8

Деление клетки.

1

13.12.



15/9

Обобщающий урок «Клеточное строение организмов»

1

20.12.









16/10

Понятие «ткань». Лабораторная работа: «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

1

10.01.



Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа)

17/3

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

1

17.01.



18/4

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

24.01.



РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы (5 часов)

19/5

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

1

31.01.



20/6

Шляпочные грибы.

1

7.02.



21/7

Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа: «Особенности строения мукора и дрожжей

1

14.02.



22/8

Грибы-паразиты.

1

21.02.



23/9

Обобщающий урок «Царство грибы»

1

28.02.



РАЗДЕЛ 4. Царство Растения (12 часов)

24/10

Ботаника — наука о растениях.

1

7.03.



25/6

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторная работа: «Строение зеленых водорослей»

1

14.03.



26/7

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей. Обобщение по теме.

1

21.03.









27/8

Лишайники.

1

4.04.



28/9

Мхи, папоротники, хвощи, плауны.

Лабораторные работы: «Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника».

1

11.04.



29/10

Голосеменные растения. Лабораторная работа: «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

1

18.04.



30/11

Покрытосеменные растения. Лабораторная работа: «Строение цветкового растения»

1

25.04.



31/1

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

1

2.05.



32/2

Презентация проектов. Охрана растений в республике Татарстан.

1

9.05.



33/3

Обобщающий урок: «Многообразие растений, весенние явления в жизни растений»

1

16.05.



34/4

Обобщающий урок «Царство Растений»

1

23.05.



35/5

Заключительный урок.

1

30.05.



Итого: 35 часов


Просмотр содержимого документа
«КР(био-5кл) ФГОС 2018-19»

Контрольная работа

Тема «Биология – наука о живой природе

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А1. Биология — это наука, изучающая

  1. космические тела

  2. живые организмы

  3. строение Земли

  4. минералы

А2. Отношения организмов между собой и с окружающей средой изучает наука

  1. генетика

  2. цитология

  3. зоология

  4. экология

A3. Растения изучает наука

  1. зоология

  2. микробиология

  3. ботаника

  4. экология

А4. Сезонные периодические явления в жизни растений и животных изучает наука

  1. фенология 3) бактериология

  2. вирусология 4) физиология

А5. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли, которая называется

  1. биосферой 3) литосферой

  2. гидросферой 4) стратосферой

А6. Метод исследования, который позволяет выявить влияние определённых контролируемых условий на изучаемый объект, называют

  1. экспериментом 3) опытом

  2. наблюдением 4) измерением

А7. Свойство организма реагировать на воздействие окружающей среды изменением своего состояния называется

  1. обменом веществ 3) развитием

  2. раздражимостью 4) саморегуляцией

А8. Наиболее сложные и разнообразные условия жизни по сравнению с другими средами характерны для

  1. водной среды

  2. наземно-воздушной среды

  3. почвы

  4. живого организма как среды

А9. Среди перечисленных экологических факторов нельзя отнести к группе абиотических

1) влажность

2) свет

  1. конкуренцию за пищу

  2. температуру

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных

В1. Экологические факторы делят на

  1. абиотические

  2. природные 3)биотические

  1. антропогенные

  2. климатические

  3. сезонные

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В2. Распределите организмы в соответствии с характерной для них средой обитания

ОРГАНИЗМЫ:

А) медведь

Б) щука

В) акула

Г) крот

Д) заяц

Е) ель

Ж) землеройка

3) дождевой червь

И) паразиты в кишечнике человека

К) простейшие в желудке коровы

СРЕДЫ ОБИТАНИЯ:

1) наземно-воздушная

2)водная

  1. почва

  2. другие организмы как среда

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

3

И

К











ВЗ. Распределите организмы в соответствии с принадлежностью к царствам живой природы.

ОРГАНИЗМЫ:

А) азотобактерии

Б) берёза

В) лось

Г) дельфин

Д) паук

Е) одуванчик

Ж) опёнок

3) подберёзовик

И) сосна

К) цианобактерии

ЦАРСТВА:

  1. Бактерии

  2. Грибы

  3. Растения

  4. Животные

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

3

И

К















































Контрольная работа

Тема «Клеточное строение организма»

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ А

Выберите один правильный ответ из четырёх предло-

А1. Хлоропласты имеют окраску

  1. жёлтую 3) красную

  2. зелёную 4) бесцветную

А2. Увеличение изображения, обеспечиваемое световым микроскопом, соответствует

  1. сумме увеличений объектива и окуляра

  2. увеличению, которое обеспечивается окуляром

  3. произведению увеличений объектива и окуляра

  4. увеличению, которое обеспечивается объективом

A3. В растительной клетке пластиды находятся в

  1. ядре 3) клеточном соке

  2. цитоплазме 4) вакуолях

А4. В растительной клетке вакуоли находятся в

  1. ядре 3) клеточном соке

  2. цитоплазме 4) пластидах

А5. В растительной клетке хромосомы находятся в

  1. ядре 3) клеточном соке

  2. цитоплазме 4)вакуолях

А6. Хромосомы

  1. переносят питательные вещества в клетке

  2. накапливают питательные вещества

  3. образуют органические вещества

  4. передают наследственные признаки

А7. Ткань — это

  1. группа клеток, расположенных рядом в теле растений

  2. совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определённые функции

  3. все клетки, образующие данный орган растения

  4. вещество, выделяемое клетками для защиты растения

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Пластиды могут быть

  1. синими

  2. белыми

  3. чёрными

  4. зелёными

  5. бесцветными

  6. красными, жёлтыми или оранжевыми

В2. К растительным тканям, в состав которых входят только живые клетки, относятся

  1. основные 4) проводящие

  2. покровные 5) механические

  3. запасающие 6) образовательные

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В3. Укажите последовательность процессов, происходящих в клетке при её делении.

  1. удвоение хромосом

Б) деление клетки на две дочерние

  1. ядерная оболочка разрушается, хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки

Г) хромосомы расходятся к полюсам клетки

Д) оформляются два ядра

В3. Положительная роль грибов



  1. продукты питания

  2. связывание атмосферного азота

  3. возбудители заболеваний человека

  4. источник получения антибиотиков

  5. синтез атмосферного кислорода

  6. участие в круговороте веществ в природе

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ:

1) бактерии

2) грибы


В4. Установите соответствие между группами организмов и их характерными чертами.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ:

А) клетки безъядерные

Б) наличие ядра в клетках

В) размножаются спорами

Г) размножаются вегетативно

Д) некоторые могут образовывать микоризу

Е) некоторые способны связывать атмосферный азот

А

Б

В

Г

Д

Е































































Контрольная работа

Тема «Царство Грибы»

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А1. Клетки бактерий, в отличие от растительных клеток, не имеют

Г) ядра 3) оболочки

2) вакуолей 4) цитоплазмы

А2. Бактерии размножаются

  1. только спорами

  2. только вегетативно

  3. делением клетки и некоторые — спорами

  4. особыми половыми клетками

A3. Клубеньковые бактерии живут и размножаются в

  1. воде

  2. почве

  3. пищевых продуктах

  4. клетках корней растений

А4. В клетках грибов отсутствует(ют)

1) ядро 3)хлоропласты

2) цитоплазма 4) клеточная оболочка

А5. Плодовые тела шляпочных грибов служат для

  1. образования спор

  2. вегетативного размножения

  3. накопления питательных веществ

  4. переживания неблагоприятных условий

А6. Из перечисленных грибов на деревьях паразитирует(ют)

1)головня

  1. спорынья

  2. трутовики

  3. фитофтора

А7. Грибы из корней деревьев получают

  1. воду

  2. витамины

  3. минеральные вещества

  4. органические вещества

А8. К ядовитым грибам относятся

  1. лисички, рыжики, маслята

  2. сыроежки, сморчки, строчки

  3. белые грибы, грузди, желчный гриб

  4. бледная поганка, мухомор, сатанинский гриб

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В

Выберите три правильных ответа из шести предло­женных.

В1.Болезнетворными бактериями являются

  1. синезелёные

  2. дифтерийные

  3. клубеньковые

  4. туберкулёзные

  5. дизентерийные

  6. молочнокислые

В2. Положительная роль бактерий

  1. возбуждение болезней

  2. разрушение сена в стогах

  3. гниение продуктов питания

  4. связывание атмосферного азота

  5. получение молочнокислых продуктов

  6. разложение в природе сложных веществ отмерших организмов

В3. Положительная роль грибов



1)продукты питания

2)связывание атмосферного азота

3)возбудители заболеваний человека

4)источник получения антибиотиков

5)синтез атмосферного кислорода

6)участие в круговороте веществ в природе

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

84. Установите соответствие между группами организмов и их характерными чертами.

ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ:

1) бактерии

2) грибы


ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ:

А) клетки безъядерные

Б) наличие ядра в клетках

В) размножаются спорами

Г) размножаются вегетативно

Д) некоторые могут образовывать микоризу

Е) некоторые способны связывать атмосферный азот

А

Б

В

Г

Д

Е




























































Контрольная работа

Тема «Царство Растения

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А1. Хлорофилл в клетках водорослей находится в

  1. хлоропластах

  2. хромопластах

  3. хроматофорах

  4. лейкопластах

А2. Лишайники представляют собой результат симбиоза

1)бактерий и водорослей

  1. грибов и высших растений

  2. бактерий и высших растений

  3. грибов и цианобактерий или водорослей

A3. Отсутствие лишайников в данной местности (городе, посёлке, парке) свидетельствует о

  1. недостатке воды

  2. загрязнении воздуха

  3. недостатке минеральных веществ

  4. недостатке органических веществ

А4. Мхи, в отличие от других высших растений, не имеют

1) корня 3) листьев

2)стебля 4) цветка

А5. Вайи — это



  1. побеги плауна

  2. листья папоротника

  3. листостебельные мхи

  4. перезимовавшие побеги хвоща

А6. Голосеменные, в отличие от высших споровых растений, имеют

1) корень

2) листья

3) стебель

4) семена

А7. Цветки характерны для

  1. хвощей

  2. папоротников

  3. голосеменных

  4. покрытосеменных

А8. Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является

1)наличие цветка

  1. развитие из спор

  2. развитие из семени

  3. исключительно наземные растения

А9. Наука, изучающая вымершие организмы, их смену во времени и в пространстве, называется

  1. генетикой

  2. экологией

  3. космологией

  4. палеонтологией

А10.Первыми наземными растениями были

  1. риниофиты

  2. моховидные

  3. плауновидные

4)папоротниковидные

А11.В настоящее время господствующей группой растений на нашей планете являются

  1. моховидные

  2. голосеменные

3) папоротниковидные

4) покрытосеменные

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных:

В1. Тело водорослей может быть представлено

  1. мицелием

  2. одной клеткой

  3. плодовым телом

  4. корнем и побегами

  5. группой (колонией) клеток

  6. многоклеточным слоевищем

В2. По содержанию пигментов водоросли подразделяют на

  1. бурые

  2. синие

  3. зелёные

  4. красные

  5. фиолетовые

  6. одноклеточные

В3. К зелёным водорослям относятся

  1. порфира 4) ламинария

  2. хлорелла 5) спирогира

  3. цистозейра 6) хламидомонада

В4. По форме слоевища различают лишайники

  1. древовидные

  2. травянистые

  3. листоватые

  4. кустистые

  5. накипные

  6. бурые

В5. Значение лишайников

  1. разрушают горные породы

  2. связывают атмосферный азот

  3. служат кормом для животных

  4. участвуют в почвообразовании

  5. являются сырьём для получения агар-агара

  6. являются сырьём для получения антибиотиков

В6. Для риниофитов было характерно
1)наличие ризоидов

  1. наличие настоящих корней

  2. отсутствие покровной ткани

  3. наличие проводящей системы

  4. наличие настоящих стеблей и листьев

  5. отсутствие настоящих стеблей, листьев и корней

Установите соответствие между содержанием перво­го и второго столбцов.

В7. Установите соответствие между характеристиками и группой растений, к которой они относятся.

ХАРАКТЕРИСТИКИ: ГРУППА

А) являются высшими растениями РАСТЕНИЙ:

Б) являются низшими растениями 1) водоросли

В) тело расчленено на органы 2) покрытосеменные

Г) одноклеточные и многоклеточные

организмы

Д) размножаются спорами

Е) размножаются семенами

А

Б

В

Г

Д

Е







Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В8. Установите последовательность событий, связанных с развитием растительного мира.

А)появление простейших одноклеточных организмов

Б) появление первых наземных растений

В)появление процесса фотосинтеза

Г) накопление в атмосфере кислорода

Д) появление одноклеточных водорослей

Е) появление многоклеточных водорослей

Ж) появление высших споровых растений

3) появление голосеменных растений

И) появление покрытосеменных растений

К) появление семенных папоротников

Л) появление полового процесса





Просмотр содержимого документа
«ПЗ(био-5кл) ФГОС 2018-19»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Биология. 5кл» составлена на основе нормативных документов, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основного общего образования:

  • Ф.З. - № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. №68 – ЗРТ «Об Образовании»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897)

  • Учебного плана МБОУ «Малосуньская ООШ» Мамадышского муниципального района РТ на 2018-2019 учебный год;

  • Положение «О рабочих программах» МБОУ «Малосуньская ООШ» Мамадышского муниципального района РТ, утвержденное приказом, от 1.09.2015 г. №76/15;

  • Примерной программы основного общего образования по биологии. VI-IX классы. Авт. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.

  • Сборника нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. -М.: Дрофа

  • Образовательной программы МБОУ «Малосуньская ООШ» Мамадышского муниципального района РТ;

В соответствии ст.58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ в 5- 9 классах проводится Промежуточная аттестация в виде итоговых контрольных работ согласно «Положению о промежуточной аттестации обучающихся».

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В. Пасечника): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 час в неделю, всего 35 часов.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях:

Глобальном: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;

Метапредметном:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;

умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;

умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;

Предметном:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);

соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;

классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;

различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;

сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения;

выявление приспособлений организмов к среде обитания;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

Данная программа составлена для реализации курса биология в 5 классе, который является частью предметной области естественнонаучных дисциплин.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы: 8 предусмотренных Примерной программой и 4- авторской (отмечены*). Большая часть лабораторных и практических работ являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены в конце каждой темы обобщающие уроки.

Из резервного времени в теме «Клеточное строение организмов» добавлен 1 час на итоговый контроль за I полугодие, в теме «Царство растений» добавлено 2 часа, один из которых на итоговый контроль.

Новизна данной программы определяется тем, что перед каждой темой дано краткое содержание уроков по теме, прописаны требования к предметным и метапредметным результатам, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке. В конце каждой темы определены универсальные учебные действия (УУД), которые формируются у учащихся при изучении данной темы.

Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности.

При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления, сейс-технология, учебно-исследовательская и проектная деятельность, проблемные уроки. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: экскурсии, индивидуально - групповые занятия.



Требования к уровню освоения обучающимися программы биология

В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по биологии в 5 классе отражают достижения:

Личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Метапредметных результатов:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Предметных результатов:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);

• приведение доказательств (аргументация) зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, простудных заболеваниях;

5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.— определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.


Содержание учебного курса

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы: Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии: Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации: Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы: Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация: Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы: Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 3. Царство Растения (12 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы: Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения:

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.


Учебно-тематический план 5 класс


п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

лабораторно-практические работы

контрольные

работы

1

Тема 1: «Введение»

6

1

1

2

Тема 2: «Клеточное строение организмов»

10

4

1

3

Тема 3: «Царство Бактерии»

2



4

Тема 4: «Царство Грибы»

5

1


5

Тема 5. «Царство Растения»

12

4

1


Итого

35

10

3


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.

1) Рабочая программа ориентирована на использование учебника : В.В.ПАСЕЧНИК :БИОЛОГИЯ .БАКТЕРИИ.ГРИБЫ.РАСТЕНИЯ. 5класс Учебник для общеобразовательных учреждений М -Издательство «Дрофа»-2015

2) МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ: А.А.КАЛИНИНА ,ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ БАКТЕРИИ ГРИБЫ ЛИШАЙНИКИ, М – издательство» ВАКО»-2011. В.В.ПАСЕЧНИК.

3) РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для 5 класса Биология .Растения. Бактерии .Лишайники. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений М- Издательство «Дрофа» 2015

4) Д.И.ТРАЙТАК - Книга для чтения по БОТАНИКЕ :Пособие для общеобразовательных учреждений , для учащихся 5-6 классов –М -2001- издательство «Просвещение».


Просмотр содержимого документа
«ТЛ(био-5кл) ФГОС 2018-19»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малосуньская основная общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района РТ


Рассмотрено:

Руководитель ШМО:

____________/Яруллина Л.Ш./

Протокол №1

от«27» августа 2018г

Согласовано:

Зам. директора по уч. работе:

____________/Нигматуллина Э.Э./

«1» сентября 2018г


Утверждено:

Директор школы:

____________/Сайфуллина Т.М./

Приказ №45/18

от«1» сентября 2018г







Рабочая программа

по учебному предмету «Биология»

для 5 класса

учителя биологии и химии I-квалификационной категории

Мухаметзянова Рустема Фазылзяновича









Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №1

от«29» августа 2018г.





2018–2019 учебный год


Скачать

© 2018 229 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!