СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии предназначена для учителей биологии, работающих по автору В.В.Пасечник.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Степанщинская средняя общеобразовательная школа»







УТВЕРЖДЕНА

приказом от _________________












Рабочая программа

учебного предмета «Биология»

(базовый уровень)

для 6 класса













Составитель

Конова Антонина Дмитриевна

учитель биологии и химии

высшей квалификационной категории





г. Воскресенск

2018 г

Рабочая программа по учебному предмету биология для 6 класса составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. №1644, от 31 декабря 2015г. №1577);

  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Степанщинская СОШ» (Приказ №97/4 от 30. 08 2016 г.);

  • Авторская программа Пасечник В.В., Латюшин В.В., Швецов Г.Г. «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы», Дрофа, 2015;

  • Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского района Московской области, утвержденных решением коллегии МУ «Управления образования Воскресенского муниципального района Московской области», протокол №1 от 08.04.2016г.

Обучение проходит в рамках завершенной линии учебников, включенных в Федеральный перечень учебников на данный учебный год: В.В.Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. – М.: Дрофа, 2015 г

В соответствии с учебным планом МОУ «Степанщинская СОШ» на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Данная рабочая программа направлена на обеспечение усвоения базового уровня курса предмета биологии в 6 классе.





















































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

  • ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

  • знания основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • толерантность и миролюбие; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

  • коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

  • основы экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;



Обучающийся получит возможность для формирования:

  • знаний основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;

  • реализации установок здорового образа жизни;

  • познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

  • эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные:

Обучающийся научится:

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы в учебе и познавательной деятельности;

  • знакомиться с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;

  • формировать умения работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию;

  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

  • формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

  • формировать умения осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • овладевать составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.

  • работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.

  • способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.

  • умению использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные:

Обучающийся научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности растений как пред­ставителей самостоятельного царства Растения;

  • применять методы биологической науки для изучения растений — проводить наблюдения за растениями, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять полученные результаты;

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растительных организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей — оценивать информацию о растительных организмах, получаемую из разных источников; практическую значимость растений в природе и жизни человека; последствия деятельности человека в природе.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; работать с определителем растений;

  • выделять эстетические достоинства растительных организмов и растительных сообществ;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях, бактериях, грибах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

  • работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • проводить наблюдения за растениями, грибами; выращивать и размножать культурные растения; фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

  • составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;

  • различать с помощью таблиц и микропрепаратов части и органоиды клетки, типы растительных и животных тканей, органы цветковых растений, называть их функции;

  • выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в растениях и грибах (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);

  • обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

  • участвовать в групповой работе;

  • составлять план работы и план ответа;

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;

Содержание учебного предмета


Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Многообразие двудольных растений родного края. Многообразие однодольных растений родного края. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.


Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.


Лабораторные работы:

  1. Строение семян двудольных растений

  2. Строение зерновки пшеницы

  3. Стержневая и мочковатая корневые системы

  4. Корневой чехлик и корневые волоски

  5. Строение почек. Расположение почек на стебле.

  6. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.

  7. Строение кожицы листа.

  8. Клеточное строение листа

  9. Внутреннее строение ветки дерева.

  10. Строение клубня.

  11. Строение луковицы

  12. Строение цветка

  13. Соцветия

  14. Классификация плодов

Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.


Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.


Лабораторные работы:

  1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.


Раздел 3. Классификация растений (6 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Многообразие растений семейства Крестоцветные и Розоцветные родного края. Семейства Пасленовые и Бобовые. Сложноцветные. Многообразие растений семейства Пасленовые и Бобовые родного края.

Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Семейства Злаковые и Лилейные

Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Важнейшие сельскохозяйственные растения родного края. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные работы:

  1. Строение пшеницы.


Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)

Природные сообщества.

Растительные сообщества родного края. Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ.

Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Охрана растений родного края.


Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

















Календарно – тематический план

по учебному предмету «биология»

на 2018-2019 учебный год

Номера уроков по порядку

№ урока в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Раздел 1.Строение и многообразие покрытосеменных растений(15 ч)

1.

1.

Вводный инструктаж по охране труда в кабинете биологии. ИОТ-009.Строение семян двудольных растений. Л.р.№1 «Строение семян двудольных растений».

Многообразие двудольных растений родного края.

03.09-07.09


2.

2.

Строение семян однодольных растений. Л.р.№2 «Строение зерновки пшеницы». ИОТ-011

Многообразие однодольных растений родного края.

10.09-14.09.





3.

3.

Виды корней. Типы корневых систем. Л.р.№3 «Стержневая и мочковатая корневые системы» ИОТ-011

17.09.-21.09


4.

4.

Зоны корня. Л.р.4 «Корневой чехлик и корневые волоски»

ИОТ-011

24.09.-28.09


5.

5.

Условия произрастания и видоизменения корней.

01.10.-05.10



6.

6.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Л.р.№5 «Строение почек. Расположение почек на стебле» ИОТ-011.

08.10.-10.10.



7.

7.

Внешнее строение листа. Л.р.№6. «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» ИОТ-011.

15.10.-19.10.


8.

8.

Клеточное строение листа. Л.р.№7 «Строение кожицы листа». Л.р.№ 8 «Клеточное строение листа». ИОТ-011.

22.10.-26.10.



9.

9.

Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев.

29.10.-02.11.


10.

10.

Строение стебля. Разнообразие стеблей. Л.р.№9 «Внутреннее строение ветки дерева».ИОТ-011.

05.11.-09.11.




11.

11.

Видоизменения побегов. Л.р.№ 10 «Строение клубня». Л.р.№11 «Строение луковицы». ИОТ-011.

12.11.-16.11.




12.

12.

Цветок. Строение цветка. Л.р.№12 «Строение цветка». ИОТ-011.

26.11.-30.11.


13.

13.

Соцветия.

Л.р.№ 13 «Соцветия». ИОТ-011.

03.12.-07.12.



14.

14.

Плоды и их классификация. Распространение плодов. Л.р.№14 «Классификация плодов».

ИОТ-011

10.12.-14.12


15.

15.

Повторение и обобщение темы «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

17.12.-21.12.


Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)

16.

1.

Минеральное питание растений

24.12.-28.12


17.

2.

Повторный инструктаж по охране труда в кабинете биологии. Фотосинтез.

09.01.-15.01


18.

3.

Дыхание растений

16.01.-22.01.


19.

4.

Испарение воды растениями. Листопад.

23.01.-29.01.



20.

5.

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Л.р.№15 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». ИОТ-011.

30.01.-05.02.


21.

6.

Прорастание семян.

06.02.-12.02.


22.

7.

Способы размножения растений.

13.02.-20.02.


23.

8.

Размножение споровых растений.

25.02.-01.03.


24.

9.

Размножение семенных растений

04.03.-08.03.


25.

10.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

11.03.-15.03.


Раздел 3. Классификация растений ( 6 ч )

26.

1.

Основы систематики растений

18.03.-22.03.

27.

2.

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. Многообразие растений семейства Крестоцветные и Розоцветные родного края.

25.03.-29.03.



28.

3.

Семейства Пасленовые и Бобовые. Сложноцветные. Многообразие растений семейства Пасленовые и Бобовые родного края.

01.04.-05.04.


29.

4.

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные

Л.р.№ 16 «Строение пшеницы (ржи, ячменя)».ИОТ-011.

15.04.-19.04.



30.

5.

Культурные растения.

Важнейшие сельскохозяйственные растения родного края.


22.04.-26.04.


31.

6.

Повторение и обобщение темы «Классификация растений»

29.04.-03.05



Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)

32.

1.

Природные сообщества.

Растительные сообщества родного края.

06.05.-10.05.



33.

2.

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений родного края.


13.05.-17.05



34.

3.

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. Экскурсия.

20.05.-27.05.


Итого

часов

В том числе

Уроков повторения

Контрольных работ

Практических (лабораторных) работ

По программе

34

2

-

16

Выполнено









СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР ______________/Еремеева Е.А./

«_____»_____________2018 г.



СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению

Протокол № ___ от «_____» ___________2018 г.

Руководитель ШМО _____________/Конышева Н.С./

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!