Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса построена на основе:
- закона ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС второго поколения;
- примерной программы Министерства образования и науки РФ, созданная на основе федерального государственного образовательного стандарта;
- авторской программы, созданной на основе примерных программ Министерства образования и науки РФ;
-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации -Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ;
Рабочая программа разработана на 70 часов в год из расчета 2 часа в неделю.
Цель программы:
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике биологии «Многообразие покрытосеменных растений» и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.
В 6классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Содержание программы
Строение и многообразие покрытосеменных растений (24 часа)
Покрытосеменные. Разнообразие, распространение, значение.
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микроскопическое строение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные работы
Строение семян двудольных растений. Строение зерновки пшеницы. Виды корней. Изучение внутреннего и внешнего строения корня. Изучение строение почек. Изучение строения листа. Изучение микроскопическое строения стебля. Изучение видоизмененных побегов. Изучение строения цветка. Ознакомление с разными видами соцветий. Сухие и сочные плоды.
Жизнь растений (17часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Классификация растений (11 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Природные сообщества (8 часов)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Лабораторные работы
Изучение особенностей растений различных экологических групп
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Развитие растительного мира (8 часов)
Многообразие растений. Происхождение растений. Основные этапы растительного мира.
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир
Основные знания и умения
Строение и многообразие покрытосеменных растений
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Жизнь растений
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Классификация растений
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
Природные сообщества
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Литература
-
Учебник В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2015г.
-
Электронное приложение к учебнику
-
Рабочая тетрадь к учебнику_В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2017г.
4. Тайны Живой природы. Перевод с англ. А.М.Голова.-М., «РОСМЭН» 1999
5.Хочу все знать. Про все на свете. Справочник для детей. «Ридерз Дайджест» 2001.
Для учителя:
6.А.А. Калинина Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М.: «Вако». 2011
7. Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, В.В.Пасечника, И.Н. Пономаревой. Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип.- М.:Глобус, 2008
8. Интернет – ресурсы
9.И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кумченко. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. М.:Вентана-Граф. 2001
-
Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»
Календарно-тематическое планирование
Биология. Многообразие покрытосеменных растений.
6 класс ( 70 часов 2 часа в неделю ).
№ п/п | количество часов | Тема урока | .Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | 1 | Разнообразие, распространение и значение растений | Научиться определять понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализировать признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. |
2 | 1 | Покрытосеменные | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменых растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека |
3 | 1 | Строение семян двудольных растений Лабораторная работа Строение семян двудольных растений. | Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле» . Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа |
4 | 1 | Строение семян однодольных растений Лабораторная работа Строение семян однодольных растений. | Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян |
5 | 1 | Виды корней и типы корневых систем Лабораторная работа Виды корней. | Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем |
6 | 1 | Строение корня Лабораторная работа Изучение внутреннего и внешнего строения корня. | Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня |
7 | 1 | Видоизменения корней | Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней |
8 | 1 | Побег почки. | Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». |
9 | 1 | Побег почки. Лабораторная работа Строение почек. | Закрепляют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». |
10 | 1 | Внешнее строение листа. Лабораторная работа Изучение строения листа. | Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев |
11 | 1 | Клеточное строение листа. Лабораторная работа Клеточное строение листа. | Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», |
12 | 1 | Видоизменение листьев | Определяют понятия «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». |
13 | 1 | Осенние явления в жизни растений | Научиться видеть прекрасное, гармонию в жизни растений. |
14 | 1 | Строение стебля. | Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель» |
15 | 1 | Строение стебля Лабораторная работа Изучение микроскопического строения стебля. | Определяют понятия «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты |
16 | 1 | Видоизменение побегов. Лабораторная работа Изучение видоизменных побегов. | Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты |
17 | 1 | Строение цветка Лабораторная работа Изучение строения цветка | Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник»,. Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты |
18 | 1 | Строение цветка | Определяют понятия «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения» |
19 | 1 | Соцветия Лабораторная работа Ознакомление с различными видами соцветий | Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой |
20 | 1 | Плоды | Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». |
21 | 1 | Плоды Лабораторная работа Сухие и сочные плоды | Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы |
22 | 1 | Распространение плодов и семян | Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений» |
23 | 1 | Повторение по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | Повторить и закрепить знания по теме: «Покрыто семенные растения». |
24 | 1 | Обобщающий урок по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | Обобщить знания по теме: «Многообразие покрытосеменные растения». |
25 | 1 | Химический состав растений | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием |
26 | 1 | Минеральное питание растений | Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе |
27 | 1 | Фотосинтез | Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека |
28 | 1 | Дыхание растений | Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза |
29 | 1 | Испарение воды растениями. | Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений |
30 | 1 | Передвижение воды и питательных веществ в растении Лабораторная работа Передвижение воды и минеральных вещесв по древесине | Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений |
31 | 1 | Прорастание семян | Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ |
32 | 1 | Растительный организм как единое целое | |
33 | 1 | Зимние явления в жизни растений. Экскурсия | Научиться писать отчет об проведенной экскурсии. |
34 | 1 | Способы размножения растений | Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира |
35 | 1 | Размножение споровых растений | Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений |
36 | | Размножение голосеменных растений | Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», |
37 | 1 | Способы опыления у покрытосеменных растений | Сравнивают различные способы опыления и их роли. |
38 | 1 | Половое размножение покрытосеменных растений | Определение понятий«двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. |
39 | 1 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком |
40 | 1 | Повторение по теме «Жизнь растений» | |
41 | 1 | Обобщающий урок по теме «Жизнь растений» | Обобщить знания по теме: «Жизнь растений». |
42 | 1 | Основы классификации растений | Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений |
43 | 1 | Семейство Крестоцветные | Выделяют основные особенности растений семейства Крестоцветные Знакомятся с определительными карточками |
44 | 1 | Семейство Розоцветные | Выделяют основные особенности растений семейства Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками |
45 | 1 | Семейство Пасленовые | Выделяют основные особенности растений семейства Пасленовые. Определяют растения по карточкам |
46 | 1 | Семейство Бобовые | Выделяют основные особенности растений семейства Бобовые. Определяют растения по карточкам |
47 | 1 | Семейство Сложноцветные | Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам |
48 | 1 | Класс Однодольные. Семейство Лилейные | Выделяют основные особенности растений семейств Лилейные. Определяют растения по карточкам |
49 | 1 | Семейство Злаковые | Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые Определяют растения по карточкам |
50 | 1 | Важнейшие сельскохозяйственные растения | об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников |
51 | 1 | Повторение по теме «Классификация растений» | |
52 | 1 | Обобщающий урок по теме «Классификация растений» | Обобщить знания по теме: «Классификация растений» |
53 | 1 | Основные экологические факторы | Выделяют основные особенности растений по отношению к различным экологическим факторам |
54 | 1 | Характеристика основных экологических групп растений Лабораторная работа Изучение особенностей растений различных экологических групп | Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета, характеризуют растения разных групп |
55 | 1 | Растительные сообщества. | Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе |
56 | 1 | Взаимосвязи растений в сообществе | Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе |
57 | 1 | Экскурсия «Природное сообщество и человек | |
58 | 1 | Природные сообщества и человек | Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии. |
59 | 1 | Повторение по теме «Природные сообщества» | Закрепить знания по теме: «Природные сообщества.» |
60 | 1 | Обобщающий урок по теме «Природные сообщества» | Научиться обобщять полученные знания и применять их. |
61 | 1 | Многообразие растений и их происхождение | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира |
62 | 1 | Основные этапы развития растительного мира | Уметь давать сравнительную характеристику основным этапам развития растительного мира. |
63 | 1 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. | Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии. Выбирают задание на лето |
64 | 1 | Обобщающий урок по теме «Развитие растительного мира» | Применение знаний при обобщении по теме «Развитие растительного мира» |
65 | 1 | Повторение по теме «Жизнь растений» | Закрепление знаний по теме «Жизнь растений» |
66 | 1 | Повторение по теме «Царство растения» | Применение знаний при повторений темы «Царство растений» |
67 | 1 | Повторение по теме «Царства Бактерии. Грибы» | Применение знаний при повторение темы «Царства Бактерий. Грибы» |
68 | 1 | Повторение по теме «Классификация растений» | Закрепление знаний по теме «Классификация растений» |
69 | 1 | Экскурсия-тема « Приспособления растений к среде обитания». | Отчет по проведенной экскурсии. |
70 | 1 | Итоговый тест. Летние задания. | |