СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биолог для 7 класса ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии

                                                                         для 7 класса

                                                                                                               уровень: общеобразовательный     

     

 

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы  для общеобразовательных школ по биологии  5- 9 классы, авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов.

К учебнику Биология: Животные. 7 кл.  В. В. Латюшин , В.А.Шапкин. – М.: Дрофа, 2014.-304с.

 

                                   

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по биологии  под редакцией В.В. Пасечника, УМК «Биология 5-9 кл.» В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова; Министерства образования и науки Российской  федерации. Программа предназначена для учащихся 7 классов. Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением в 7 классе курса «Животные». В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю)

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биолог для 7 класса ФГОС»






Рабочая программа по биологии

для 7 класса

уровень: общеобразовательный



Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы для общеобразовательных школ по биологии 5- 9 классы, авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов.

К учебнику Биология: Животные. 7 кл. В. В. Латюшин , В.А.Шапкин. – М.: Дрофа, 2014.-304с.







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе примерной программы по биологии под редакцией В.В. Пасечника, УМК «Биология 5-9 кл.» В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова; Министерства образования и науки Российской федерации. Программа предназначена для учащихся 7 классов. Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением в 7 классе курса «Животные». В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю)





Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы



  • Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

  • Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.

  • Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

  • Областной закон «Об образовании в Ростовской области».

  • Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.





Цель:

  • Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю. знакомство учащихся с зоологией – наукой о животных, этапами её развития,

  • раскрытие роли животных в природе и их значения для человека.


Задачи:

  • развитие познавательного интереса к изучению природы,

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к животному миру,

  • формирование понятия о необходимости охраны животных.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Согласно действующему в школе учебному плану и с учетом направленности классов рабочая программа предусматривает в 7-х классах  обучение биологии в объеме 2 часов в неделю (всего за год 68 часов)

На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии в 7-х классах, реализуется базисный и продвинутый уровни преподавания биологии, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков и формирование познавательной и информационных компетентностей учащихся пролицея.

Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, принципах классификации, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

В контексте деятельностного подхода к обучению биологии изучение тем включает в себя три уровня освоения учебной информации: воспроизведение и описание учебной информации; интеллектуальный уровень; творческий уровень.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой). Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Данная программа по биологии составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования к учебнику  «Биология. Животные» // В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. М. – Дрофа, 2014г.



2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ



Учащиеся 7 класса должны уметь называть:

-общие признаки живого организма;

-основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы

 подцарств, типов и классов животных;

-причины и результаты эволюции.



Учащиеся 7класса должны уметь приводить примеры:

-усложнения животных в процессе эволюции;

-природных и искусственных сообществ;

-изменчивости, наследственности и приспособленности животных к среде

обитания;

-наиболее распространенных видов и пород животных.



Учащиеся 7класса должны уметь характеризовать:

-строение, функции клеток животных;

-деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства

органического  мира;

-строение и жизнедеятельность животного организмов;

-обмен веществ и превращение энергии;

-особенности питания гетеротрофных организмов (паразитов, симбионтов);

-дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

-размножение, рост и развитие животных, особенности размножения;

-среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические,

биотические, антропогенные);

-природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность

организмов к жизни в сообществе;

-искусственные сообщества, роль человека в продуктивности

искусственных сообществ.



Учащиеся 7класса должны уметь обосновывать:

-взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и

среды;

-родство млекопитающих животных и человека;

-роль биологического разнообразия, регулирования численности видов,

охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.



Учащиеся 7класса должны уметь распознавать:

-организмы животных;

-клетки, ткани, органы и системы органов животных; наиболее распространенные виды животных своего региона; животных разных классов и типов.



 уметь сравнивать:

строение и функции клеток животных; организмы эукариоты, гетеротрофы;

семейства, классы, типы животных, классы хордовых, царства живой

природы.



 применять знания:

-о строении и жизнедеятельности животных для обоснования приемов их

выращивания, мер охраны; о видах, популяциях, природных сообществах для

обоснования мер их охраны;

-о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов:

приспособленности организмов и многообразия видов.



 делать выводы:

-о клеточном строении организмов всех царств живой природы;

-о родстве и единстве органического мира;

-об усложнении животного мира в процессе эволюции, о происхождении

человека от животных.



 уметь наблюдать:

-сезонные изменения в жизни животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;

-результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.



 соблюдать правила:

-приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

-наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных, поведением аквариумных рыб, домашних сельскохозяйственных животных,

-изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

проведения простейших опытов изучения поведения животных;

-бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам,

поведения в природе;



 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО  КУРСА

Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

1. Простейшие животные (2ч)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Лабораторная работа

Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.

2.Многоклеточные животные( 34 часа)

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с многообразием круглых червей.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Внешнее строение дождевого червя.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Изучение представителей отрядов насекомых.

. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Изучение внешнего строения птиц.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

3. Эволюция строения и функций органов и их систем. (14 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работы

Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.

Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторная работа

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. (4часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.


Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

5. Биоценозы (6 ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6ч)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга.

5.Учебно-методическое обеспечение



1). Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Латюшина, В,А, Шапкина /авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2009

2). Дидактические карточки-задания по биологии: животные / Бровкина, Е. Т., Белых, В. И. -М.: Издательский Дом «Генджер», 2009. - 56 с.

 3). В.В.Латюшин, В,А, Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009.

 4). Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. -М.: Дрофа, 2011.- 192 с.

 5). Латюшин, В. В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учителя. - М: Дрофа, 2010.-160 с

6). Никишов, А. И., Теремов, А. В. Дидактический материал по зоологии. -  2009

7). Парфилова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии: 7 класс: к учебнику В.В.Латюшина, В,А, Шапкина. Биология. Животные. 7 класс,       учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009. Метод, пособие./Л.Д.Парфилова. – М: Издательство «Экзамен», 2009


8). Шарова, И. X. Зоология беспозвоночных: кн. для учителя- 2010



9) Учебник Биология: Животные. 7 кл. В. В. Латюшин , В.А.Шапкин. – М.: Дрофа, 2014.-304с.





                          Дополнительная литература для учащихся:

1. Глаголев, С. М., Беркинблит, М. Б.: Учебные материалы для учащихся УП-УШ классов. В 2 ч. - М.: МИРОС, 1997. - 432 с: ил.

2. Дольник, В. Р., Козлов, М. А. Зоология: учебник. - СПб.: Специальная литература, 1996. -240 с: ил.

3. Животные ( пер. с англ. М. Я. Беньковский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. - 624 с: ил.

4. Красная книга Республики Татарстан - Казань Издательство «Идел-Пресс», 2006. - 832 с.

5. Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с: ил.









































УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМЫ УРОКА

ЗУН

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

ПО ПЛАНУ

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

ПО ФАКТУ



1

Введение (2 часа)


Правила ТБ на уроках биологии. История развития зоологии


Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний. Урок - беседа

Уметь определять понятия: «Красная книга», «этология», «зоогеография», «энтомология», «ихтиология», «орнитология», «эволюция животных



2

Современная зоология

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний. Урок - беседа

Уметь определять понятия: «Красная книга», «этология», «зоогеография»,






3

Простейшие (2часа)


Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики


Постановка проблемы, организация работы с учебником. Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний. Урок - беседа

с использованием учебного кинофильма


Определять понятия: «простейшие», «корненожки», «радиолярии», «солнечники», «споровики», «циста», «раковина». Сравнивать простейших с растениями. Систематизировать знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений»



4

Простейшие: жгутиконосцы, инфузории.

Л/р №1 «Знакомство с многообразием водных простейших»

Постановка проблемы, организация работы с учебником, с микроскопом объяснение. Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний. Урок – лабораторная работа



Систематизировать знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений»






5

Многоклеточные животные. (34 часа)


Тип Губки.

Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные



Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения


Урок - беседа

с использованием учебного кинофильма


Называть способы защиты от врагов. Распознавать и описывать строение слоев тела губки. Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими Доказывать, что губки многоклеточные организмы. Характеризовать значение губок



6

Тип Кишечнополостные.

Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые

+

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний.


Давать определение основным понятиям. Знать характеристику основных классов типа.



7

Тип Плоские черви.

Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний.


Распознавать и описывать животных типа Выделять особенности внешнего строения Сравнивать строение. Давать определения терминам:.



8

Тип Круглые черви.

Л/р №2 «Знакомство с многообразием круглых червей»

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний. Урок – лабораторная работа.


Узнавать по рисункам представителей круглых червей. Описывать значение их в природе. Объяснять приспособления к среде обитания.



9

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы.

Класс Многощетинковые

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок – практическая работа


Узнавать по рисункам представителей кольчатых червей. Описывать значение их в природе. Объяснять приспособления к среде обитания.



10

Классы: Малощетинковые, и Пиявки. Л/р №3 «Внешнее строение дождевого червя»

Постановка проблемы, организация  обсуждения результатов,

работа с учебником


Урок изучения новых знаний. Урок – лабораторная работа.




Применять знания о строении и жизнедеятельности животных в жизни. Знать правила гигиены.



11

Тип Моллюски.

Л/р №4 «Особенности строения и жизни моллюсков»

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний. Урок – лабораторная работа


Давать определение основным понятиям. Знать характеристику основных классов типа моллюски




12

Тип Моллюски.

Классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие


Постановка проблемы, организация наблюдения опыта, обсуждения результатов

Урок - беседа

с использованием учебного кинофильма


Определять принадлежность моллюсков к классам. Анализировать содержание демонстрационной таблицы. Объяснять приспособление моллюсков к среде обитания.



13

Тип Иглокожие.

Классы: Морские лилии, Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры

Беседа, организация работы с учебником, компьютером

Урок изучения новых знаний.

Урок - беседа


Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Распознавать и описывать внешнее строение. Выделять особенности строения в связи со средой обитания



14

Тип Членистоногие.

Классы: Ракообразные, Паукообразные.

Л/р №5 «Знакомство с разнообразием ракообразных»

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок - беседа

с использованием учебного кинофильма


Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Выделять особенности строения.



15

. Тип Членистоногие. Класс Насекомые.

Л/р №6 «Внешнее строение насекомого»

Постановка проблемы, организация работы с учебником, с микроскопом объяснение. Организация выполнения лабораторной работы

Урок – лабораторная работа с использованием учебного кинофильма


Распознавать и описывать внешнее строение членистоногих. Выявлять приспособления внешнего строения членистоногих к средам обитания.



16

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний.

Урок - беседа


Распознавать и описывать представителей класса. Объяснять роль в природе и жизни человека.



17

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы

Постановка проблемы, орга-низация работы с учебником, обсуждения, сравнения

Урок изучения новых знаний.

Урок - беседа


Распознавать и описывать внешнее строение насекомых. Выявлять приспособления внешнего строения насекомых к средам обитания.



18

Отряды насекомых: Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи

Беседа, организация работы с учебником, компьютером

Урок - беседа

с использованием учебного кинофильма


Распознавать и описывать внешнее строение насекомых. Выявлять приспособления внешнего строения насекомых к средам обитания.



19

Отряды насекомых: Перепончатокрылые

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок - беседа


Применять знания о строении и жизнедеятельности животных в жизни. Знать правила гигиены. Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни.



20

Обобщающий урок по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные»

воспроизведение знаний

Урок контроля и оценки

Применять знания о строении и жизнедеятельности животных .



21

Тип Хордовые.

Подтипы Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные

Постановка проблемы, орга-низация работы с учебником, обсуждения, сравнения

Урок изучения новых знаний.

Урок - беседа


Распознавать животных типа Хордовые., рассказывать их строение Выделять особенности строения и приспособлений ланцетника для жизни воде. Объяснять роль в природе и жизни человека. Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями. Давать определения терминам: Хорда, череп, позвоночные



22

Классы рыб: Хрящевые, Костные.

Л/р №7 «Внешнее строение и передвижение рыб»

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний. Урок - лабораторная работа

Урок - беседа

с использованием учебного кинофильма

Распознавать животных типа Хордовые., Выделять особенности строения и приспособлений рыб к жизни в воде



23

Класс Хрящевые рыбы.

Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний.

Урок - беседа


Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Распознавать и описывать внешнее строение. Выделять особенности строения в связи со средой обитания.



24

Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний. Урок - беседа

с использованием учебного кинофильма

Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Распознавать и описывать внешнее строение. Выделять особенности строения в связи со средой обитания



25

Класс Земноводные, или Амфибии.

Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний.

Урок - беседа


Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Распознавать и описывать внешнее строение. Выделять особенности строения в связи со средой обитания



26

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

Отряд Чешуйчатые

Постановка проблемы, орга-низация работы с учебником, обсуждения, сравнения

Урок - беседа

с использованием учебного кинофильма

Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Выделять особенности строения. Доказывать, что пресмыкающиеся – более высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными



27

Класс Пресмыкающиеся.

Отряды: Черепахи и Крокодилы

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний.

Урок - беседа


Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Выделять особенности строения. Доказывать, что пресмыкающиеся – более высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными



28

Класс Птицы. Отряд Пингвины.

Л/р №8 «Внешнее строение птиц»

Постановка проблемы, орга-низация работы с учебником, обсуждения, сравнения

Урок изучения новых знаний. Урок

лабораторная работа


Распознавать и описывать внешнее строение птиц. Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц



29

Класс Птицы. Отряды: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные


Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок - беседа

с использованием учебного кинофильма

Распознавать и описывать внешнее строение птиц. Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полету.



30

Класс Птицы.

Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные

Постановка проблемы, организация работы с учебником, с микроскопом объяснение. Организация выполнения лабораторной работы

Урок изучения новых знаний.

Урок - беседа


Распознавать и описывать внешнее строение птиц. Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полету.



31

Класс Птицы.

Отряды: Воробьинообразные, Голенастые

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний.

Урок - беседа


Распознавать и описывать внешнее строение птиц. Выявлять приспособления птиц к разным средам обитания. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями.



32

Контрольная работа по теме: «Строение птиц.»

воспроизведение знаний

Урок контроля и оценки

Применять знания о строении и жизнедеятельности животных в жизни. Знать правила гигиены.



33

Класс Млекопитающие

Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний.

Урок - беседа


Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека



34

Класс Млекопитающие.

Отряды: Грызуны, Зайцеобразные

Постановка проблемы, организация работы с учебником объяснение. Организация выполнения лабораторной работы

Урок изучения новых знаний.

Урок - беседа


Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека; меры по охране. Выявлять приспособления



35

Класс Млекопитающие.

Отряды: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний.

Урок - беседа


Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека; меры по охране. Выявлять приспособления



36

Класс Млекопитающие.

Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные

Постановка проблемы, организация работы с учебником, с микроскопом объяснение. Организация выполнения лабораторной работы

Урок изучения новых знаний.

Урок - беседа


Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса. Объяснять роль в природе и жизни человека; меры по охране. Выявлять приспособления



37

Класс Млекопитающие.

Отряды: Приматы

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний.

Урок - беседа


Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса. Объяснять роль в природе и жизни человека; меры по охране.



38

Обобщающий урок по теме «Хордовые животные»

воспроизведение знаний

Урок контроля и оценки

Применять знания о строении и жизнедеятельности животных в жизни.










39

Эволюция строения и функций органов и их систем. (14 часов)




Покровы тела.

Л/р №9 «Особенности покровов тела»







Постановка проблемы, организация работы с учебником, с микроскопом объяснение. Организация выполнения лабораторной работы








Урок изучения новых знаний. Урок

лабораторная работа







Соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом.







40

Опорно-двигательная система.

Л/р №10 «Особенности скелетов»

Постановка проблемы, организация работы с учебником, с микроскопом объяснение. Организация выполнения лабораторной работы

Урок изучения новых знаний. Урок

лабораторная работа


Соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом




41

Способы передвижения животных. Полости тела

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний. Урок - беседа

с использованием учебного кинофильма


Соблюдать приводить примеры животных, имеющих разные полости тела. Давать определения терминам. Распознавать и описывать способы передвижения



42

Органы дыхания и газообмен

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний. Урок - беседа


Называть пути поступления кислорода в организм животных .Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы дыхания.



43

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии

Постановка проблемы, орга-низация работы с учебником, обсуждения, сравнения

Урок изучения новых знаний. Урок - беседа


Называть функции органов пищеварения. Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварения.

Сравнивать органы пищеварения у разных животных.



44

Кровеносная система. Кровь

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний. Урок - беседа


Называть функции кровеносной системы. Сравнивать органы кровеносной системы у разных животных.



45

Органы выделения

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний. Урок - беседа


Называть функции органов выделения.



46

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний. Урок - беседа


Называть функции нервной системы. Распознавать нервную систему у разных животных, сравнивая их.



47

Органы чувств. Регуляция деятельности организма

Постановка проблемы, орга-низация работы с учебником, обсуждения, сравнения

Урок изучения новых знаний. Урок - беседа


Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы чувств. Выявлять приспособления организмов к среде обитания благодаря органам чувств.



48

Продление рода. Органы размножения

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний. Урок - беседа


Отличать бесполое и половое размножение. Доказывать эволюционное совершенство внутреннего оплодотворения



49

Способы размножения животных. Оплодотворение.

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний. Урок - беседа


Доказывать эволюционное совершенство внутреннего оплодотворения



50

Развитие животных с превращением и без превращения. Л.р №11 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста

Постановка проблемы, организация работы с учебником, с микроскопом объяснение. Организация выполнения лабораторной работы

Урок - лабораторная работа


Приводить примеры животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза. Сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза



51

Периодизация и продолжительность жизни животных.

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок - беседа

с использованием учебного кинофильма


Называть периоды в жизни животных. Характеризовать возрастные периоды домашних животных.



52

Контрольная работа по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем

воспроизведение знаний

Урок контроля и оценки









53

Развитие и закономерности размещения животных на Земле. (4часа)



Доказательства эволюции животных.




Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения




Урок с использованием учебного кинофильма


Приводить примеры палеонтологических, эмбриологических и сравнительно- анатомических доказательств эволюции



54

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Беседа, организация работы с учебником, компьютером

Урок изучения новых знаний.

Урок - беседа


Приводить примеры палеонтологических, эмбриологических и сравнительно- анатомических доказательств эволюции



55

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

Постановка проблемы, организация  обсуждения результатов,

работа с учебником


Урок - беседа

с использованием учебного кинофильма


Приводить примеры палеонтологических, эмбриологических и сравнительно- анатомических доказательств эволюции



56

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Постановка проблемы, организация  обсуждения результатов,

работа с учебником


Урок изучения новых знаний.

Урок - беседа

с использованием учебного кинофильма


Объяснять условия существования для жизнедеятельности животных





57

Биоценозы (6 часов)



Естественные и искусственные биоценозы.





Постановка проблемы, организация  обсуждения результатов,

работа с учебником




Урок - беседа

с использованием учебного кинофильма


Приводить примеры различных биоценозов Описывать структуру биоценоза водоема и леса Находить различия между естественными и искусственными биоценозами



58

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний.

Урок - беседа


Приводить примеры различных биоценозов Описывать структуру биоценоза водоема и леса Находить различия между естественными и искусственными биоценозами



59

Цепи питания и поток энергии.

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок с использованием учебного кинофильма


Давать определение понятию цепь питания. Приводить примеры цепей питания



60

Взаимосвязь компонентов биоценоза.

Беседа, показ, демонстрация

Урок изучения новых знаний.

Урок - беседа


Давать определение понятию цепь питания. Приводить примеры цепей питания. Приводить примеры взаимосвязей компонентов биоценоза Давать определение понятиям



61

Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами природы»

Урок- экскурсия

Закрепление знаний на практике

Находить в природе примеры взаимосвязей компонентов биоценоза



62

Обобщающий урок по теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»

Воспроизведение знаний

Урок контроля и оценки









63

Животный мир и хозяйственная деятельность человека. (6 часов)


 Воздействие человека и его деятельности на животных.





Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения





Урок с использованием учебного кинофильма


Приводить примеры воздействия человека на окружающую среду. Распознавать и описывать домашних животных Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных.



64

Одомашнивание животных

Постановка проблемы, организация  обсуждения результатов,

работа с учебником


Урок - беседа

с использованием учебного кинофильма


Приводить примеры направленности отбора домашних животных Доказывать продуктивность домашних животных по сравнению с дикими. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков



65

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга

Беседа, организация работы с учебником, компьютером

Урок - беседа

с использованием учебного кинофильма


Приводить примеры редких и охраняемых животных. Объяснять меры по охране животных.



66

Охраняемые территории. Красная книга

Постановка проблемы, организация  обсуждения результатов,

работа с рефератами.


Урок- конференция

Приводить примеры редких и охраняемых животных.

Объяснять меры по охране животных. Уметь определять понятия: «Красная книга», «этология», «зоогеография»,



67

Охрана и рациональное использование животного мира.

Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения

Урок изучения новых знаний.

Урок - беседа


Объяснять способы и меры по охране животных. Приводить примеры редких и охраняемых животных



68

Итоговая контрольная работа

воспроизведение знаний

Урок контроля и оценки





ИТОГО: 68 часов







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!