Рабочая программа по биологии
для 7 класса
уровень: общеобразовательный
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы для общеобразовательных школ по биологии 5- 9 классы, авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов.
К учебнику Биология: Животные. 7 кл. В. В. Латюшин , В.А.Шапкин. – М.: Дрофа, 2014.-304с.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по биологии под редакцией В.В. Пасечника, УМК «Биология 5-9 кл.» В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова; Министерства образования и науки Российской федерации. Программа предназначена для учащихся 7 классов. Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением в 7 классе курса «Животные». В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю)
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
Областной закон «Об образовании в Ростовской области».
Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
Цель:
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю. знакомство учащихся с зоологией – наукой о животных, этапами её развития,
раскрытие роли животных в природе и их значения для человека.
Задачи:
развитие познавательного интереса к изучению природы,
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к животному миру,
формирование понятия о необходимости охраны животных.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Согласно действующему в школе учебному плану и с учетом направленности классов рабочая программа предусматривает в 7-х классах обучение биологии в объеме 2 часов в неделю (всего за год 68 часов)
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии в 7-х классах, реализуется базисный и продвинутый уровни преподавания биологии, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков и формирование познавательной и информационных компетентностей учащихся пролицея.
Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, принципах классификации, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
В контексте деятельностного подхода к обучению биологии изучение тем включает в себя три уровня освоения учебной информации: воспроизведение и описание учебной информации; интеллектуальный уровень; творческий уровень.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой). Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Данная программа по биологии составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования к учебнику «Биология. Животные» // В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. М. – Дрофа, 2014г.
2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся 7 класса должны уметь называть:
-общие признаки живого организма;
-основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы
подцарств, типов и классов животных;
-причины и результаты эволюции.
Учащиеся 7класса должны уметь приводить примеры:
-усложнения животных в процессе эволюции;
-природных и искусственных сообществ;
-изменчивости, наследственности и приспособленности животных к среде
обитания;
-наиболее распространенных видов и пород животных.
Учащиеся 7класса должны уметь характеризовать:
-строение, функции клеток животных;
-деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства
органического мира;
-строение и жизнедеятельность животного организмов;
-обмен веществ и превращение энергии;
-особенности питания гетеротрофных организмов (паразитов, симбионтов);
-дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
-размножение, рост и развитие животных, особенности размножения;
-среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические,
биотические, антропогенные);
-природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность
организмов к жизни в сообществе;
-искусственные сообщества, роль человека в продуктивности
искусственных сообществ.
Учащиеся 7класса должны уметь обосновывать:
-взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и
среды;
-родство млекопитающих животных и человека;
-роль биологического разнообразия, регулирования численности видов,
охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.
Учащиеся 7класса должны уметь распознавать:
-организмы животных;
-клетки, ткани, органы и системы органов животных; наиболее распространенные виды животных своего региона; животных разных классов и типов.
уметь сравнивать:
строение и функции клеток животных; организмы эукариоты, гетеротрофы;
семейства, классы, типы животных, классы хордовых, царства живой
природы.
применять знания:
-о строении и жизнедеятельности животных для обоснования приемов их
выращивания, мер охраны; о видах, популяциях, природных сообществах для
обоснования мер их охраны;
-о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов:
приспособленности организмов и многообразия видов.
делать выводы:
-о клеточном строении организмов всех царств живой природы;
-о родстве и единстве органического мира;
-об усложнении животного мира в процессе эволюции, о происхождении
человека от животных.
уметь наблюдать:
-сезонные изменения в жизни животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;
-результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.
соблюдать правила:
-приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
-наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных, поведением аквариумных рыб, домашних сельскохозяйственных животных,
-изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
проведения простейших опытов изучения поведения животных;
-бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам,
поведения в природе;
3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
1. Простейшие животные (2ч)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Лабораторная работа
Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.
2.Многоклеточные животные( 34 часа)
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с многообразием круглых червей.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Внешнее строение дождевого червя.
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Изучение представителей отрядов насекомых.
. Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения птиц.
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
3. Эволюция строения и функций органов и их систем. (14 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторные работы
Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.
Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа
Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. (4часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
5. Биоценозы (6 ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6ч)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга.
5.Учебно-методическое обеспечение
1). Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Латюшина, В,А, Шапкина /авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2009
2). Дидактические карточки-задания по биологии: животные / Бровкина, Е. Т., Белых, В. И. -М.: Издательский Дом «Генджер», 2009. - 56 с.
3). В.В.Латюшин, В,А, Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009.
4). Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. -М.: Дрофа, 2011.- 192 с.
5). Латюшин, В. В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учителя. - М: Дрофа, 2010.-160 с
6). Никишов, А. И., Теремов, А. В. Дидактический материал по зоологии. - 2009
7). Парфилова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии: 7 класс: к учебнику В.В.Латюшина, В,А, Шапкина. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009. Метод, пособие./Л.Д.Парфилова. – М: Издательство «Экзамен», 2009
8). Шарова, И. X. Зоология беспозвоночных: кн. для учителя- 2010
9) Учебник Биология: Животные. 7 кл. В. В. Латюшин , В.А.Шапкин. – М.: Дрофа, 2014.-304с.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Глаголев, С. М., Беркинблит, М. Б.: Учебные материалы для учащихся УП-УШ классов. В 2 ч. - М.: МИРОС, 1997. - 432 с: ил.
2. Дольник, В. Р., Козлов, М. А. Зоология: учебник. - СПб.: Специальная литература, 1996. -240 с: ил.
3. Животные ( пер. с англ. М. Я. Беньковский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. - 624 с: ил.
4. Красная книга Республики Татарстан - Казань Издательство «Идел-Пресс», 2006. - 832 с.
5. Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с: ил.
№ УРОКА | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС | ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ФОРМЫ УРОКА | ЗУН | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ПО ПЛАНУ | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ПО ФАКТУ |
1 | Введение (2 часа) Правила ТБ на уроках биологии. История развития зоологии | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Уметь определять понятия: «Красная книга», «этология», «зоогеография», «энтомология», «ихтиология», «орнитология», «эволюция животных | | |
2 | Современная зоология | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Уметь определять понятия: «Красная книга», «этология», «зоогеография», | | |
3 | Простейшие (2часа) Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики | Постановка проблемы, организация работы с учебником. Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа с использованием учебного кинофильма | Определять понятия: «простейшие», «корненожки», «радиолярии», «солнечники», «споровики», «циста», «раковина». Сравнивать простейших с растениями. Систематизировать знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений» | | |
4 | Простейшие: жгутиконосцы, инфузории. Л/р №1 «Знакомство с многообразием водных простейших» | Постановка проблемы, организация работы с учебником, с микроскопом объяснение. Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок – лабораторная работа | Систематизировать знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений» | | |
5 | Многоклеточные животные. (34 часа) Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок - беседа с использованием учебного кинофильма | Называть способы защиты от врагов. Распознавать и описывать строение слоев тела губки. Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими Доказывать, что губки многоклеточные организмы. Характеризовать значение губок | | |
6 | Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые + | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. | Давать определение основным понятиям. Знать характеристику основных классов типа. | | |
7 | Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. | Распознавать и описывать животных типа Выделять особенности внешнего строения Сравнивать строение. Давать определения терминам:. | | |
8 | Тип Круглые черви. Л/р №2 «Знакомство с многообразием круглых червей» | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок – лабораторная работа. | Узнавать по рисункам представителей круглых червей. Описывать значение их в природе. Объяснять приспособления к среде обитания. | | |
9 | Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок – практическая работа | Узнавать по рисункам представителей кольчатых червей. Описывать значение их в природе. Объяснять приспособления к среде обитания. | | |
10 | Классы: Малощетинковые, и Пиявки. Л/р №3 «Внешнее строение дождевого червя» | Постановка проблемы, организация обсуждения результатов, работа с учебником | Урок изучения новых знаний. Урок – лабораторная работа. | Применять знания о строении и жизнедеятельности животных в жизни. Знать правила гигиены. | | |
11 | Тип Моллюски. Л/р №4 «Особенности строения и жизни моллюсков» | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок – лабораторная работа | Давать определение основным понятиям. Знать характеристику основных классов типа моллюски | | |
12 | Тип Моллюски. Классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие | Постановка проблемы, организация наблюдения опыта, обсуждения результатов | Урок - беседа с использованием учебного кинофильма | Определять принадлежность моллюсков к классам. Анализировать содержание демонстрационной таблицы. Объяснять приспособление моллюсков к среде обитания. | | |
13 | Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры | Беседа, организация работы с учебником, компьютером | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Распознавать и описывать внешнее строение. Выделять особенности строения в связи со средой обитания | | |
14 | Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные. Л/р №5 «Знакомство с разнообразием ракообразных» | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок - беседа с использованием учебного кинофильма | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Выделять особенности строения. | | |
15 | . Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Л/р №6 «Внешнее строение насекомого» | Постановка проблемы, организация работы с учебником, с микроскопом объяснение. Организация выполнения лабораторной работы | Урок – лабораторная работа с использованием учебного кинофильма | Распознавать и описывать внешнее строение членистоногих. Выявлять приспособления внешнего строения членистоногих к средам обитания. | | |
16 | Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Распознавать и описывать представителей класса. Объяснять роль в природе и жизни человека. | | |
17 | Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы | Постановка проблемы, орга-низация работы с учебником, обсуждения, сравнения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Распознавать и описывать внешнее строение насекомых. Выявлять приспособления внешнего строения насекомых к средам обитания. | | |
18 | Отряды насекомых: Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи | Беседа, организация работы с учебником, компьютером | Урок - беседа с использованием учебного кинофильма | Распознавать и описывать внешнее строение насекомых. Выявлять приспособления внешнего строения насекомых к средам обитания. | | |
19 | Отряды насекомых: Перепончатокрылые | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок - беседа | Применять знания о строении и жизнедеятельности животных в жизни. Знать правила гигиены. Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни. | | |
20 | Обобщающий урок по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные» | воспроизведение знаний | Урок контроля и оценки | Применять знания о строении и жизнедеятельности животных . | | |
21 | Тип Хордовые. Подтипы Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные | Постановка проблемы, орга-низация работы с учебником, обсуждения, сравнения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Распознавать животных типа Хордовые., рассказывать их строение Выделять особенности строения и приспособлений ланцетника для жизни воде. Объяснять роль в природе и жизни человека. Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями. Давать определения терминам: Хорда, череп, позвоночные | | |
22 | Классы рыб: Хрящевые, Костные. Л/р №7 «Внешнее строение и передвижение рыб» | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок - лабораторная работа Урок - беседа с использованием учебного кинофильма | Распознавать животных типа Хордовые., Выделять особенности строения и приспособлений рыб к жизни в воде | | |
23 | Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Распознавать и описывать внешнее строение. Выделять особенности строения в связи со средой обитания. | | |
24 | Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа с использованием учебного кинофильма | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Распознавать и описывать внешнее строение. Выделять особенности строения в связи со средой обитания | | |
25 | Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Распознавать и описывать внешнее строение. Выделять особенности строения в связи со средой обитания | | |
26 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые | Постановка проблемы, орга-низация работы с учебником, обсуждения, сравнения | Урок - беседа с использованием учебного кинофильма | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Выделять особенности строения. Доказывать, что пресмыкающиеся – более высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными | | |
27 | Класс Пресмыкающиеся. Отряды: Черепахи и Крокодилы | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Выделять особенности строения. Доказывать, что пресмыкающиеся – более высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными | | |
28 | Класс Птицы. Отряд Пингвины. Л/р №8 «Внешнее строение птиц» | Постановка проблемы, орга-низация работы с учебником, обсуждения, сравнения | Урок изучения новых знаний. Урок лабораторная работа | Распознавать и описывать внешнее строение птиц. Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц | | |
29 | Класс Птицы. Отряды: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок - беседа с использованием учебного кинофильма | Распознавать и описывать внешнее строение птиц. Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полету. | | |
30 | Класс Птицы. Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные | Постановка проблемы, организация работы с учебником, с микроскопом объяснение. Организация выполнения лабораторной работы | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Распознавать и описывать внешнее строение птиц. Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полету. | | |
31 | Класс Птицы. Отряды: Воробьинообразные, Голенастые | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Распознавать и описывать внешнее строение птиц. Выявлять приспособления птиц к разным средам обитания. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. | | |
32 | Контрольная работа по теме: «Строение птиц.» | воспроизведение знаний | Урок контроля и оценки | Применять знания о строении и жизнедеятельности животных в жизни. Знать правила гигиены. | | |
33 | Класс Млекопитающие Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека | | |
34 | Класс Млекопитающие. Отряды: Грызуны, Зайцеобразные | Постановка проблемы, организация работы с учебником объяснение. Организация выполнения лабораторной работы | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека; меры по охране. Выявлять приспособления | | |
35 | Класс Млекопитающие. Отряды: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека; меры по охране. Выявлять приспособления | | |
36 | Класс Млекопитающие. Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные | Постановка проблемы, организация работы с учебником, с микроскопом объяснение. Организация выполнения лабораторной работы | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса. Объяснять роль в природе и жизни человека; меры по охране. Выявлять приспособления | | |
37 | Класс Млекопитающие. Отряды: Приматы | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса. Объяснять роль в природе и жизни человека; меры по охране. | | |
38 | Обобщающий урок по теме «Хордовые животные» | воспроизведение знаний | Урок контроля и оценки | Применять знания о строении и жизнедеятельности животных в жизни. | | |
39 | Эволюция строения и функций органов и их систем. (14 часов) Покровы тела. Л/р №9 «Особенности покровов тела» | Постановка проблемы, организация работы с учебником, с микроскопом объяснение. Организация выполнения лабораторной работы | Урок изучения новых знаний. Урок лабораторная работа | Соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом. | | |
40 | Опорно-двигательная система. Л/р №10 «Особенности скелетов» | Постановка проблемы, организация работы с учебником, с микроскопом объяснение. Организация выполнения лабораторной работы | Урок изучения новых знаний. Урок лабораторная работа | Соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом | | |
41 | Способы передвижения животных. Полости тела | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа с использованием учебного кинофильма | Соблюдать приводить примеры животных, имеющих разные полости тела. Давать определения терминам. Распознавать и описывать способы передвижения | | |
42 | Органы дыхания и газообмен | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Называть пути поступления кислорода в организм животных .Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы дыхания. | | |
43 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии | Постановка проблемы, орга-низация работы с учебником, обсуждения, сравнения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Называть функции органов пищеварения. Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварения. Сравнивать органы пищеварения у разных животных. | | |
44 | Кровеносная система. Кровь | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Называть функции кровеносной системы. Сравнивать органы кровеносной системы у разных животных. | | |
45 | Органы выделения | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Называть функции органов выделения. | | |
46 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Называть функции нервной системы. Распознавать нервную систему у разных животных, сравнивая их. | | |
47 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма | Постановка проблемы, орга-низация работы с учебником, обсуждения, сравнения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы чувств. Выявлять приспособления организмов к среде обитания благодаря органам чувств. | | |
48 | Продление рода. Органы размножения | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Отличать бесполое и половое размножение. Доказывать эволюционное совершенство внутреннего оплодотворения | | |
49 | Способы размножения животных. Оплодотворение. | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Доказывать эволюционное совершенство внутреннего оплодотворения | | |
50 | Развитие животных с превращением и без превращения. Л.р №11 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста.» | Постановка проблемы, организация работы с учебником, с микроскопом объяснение. Организация выполнения лабораторной работы | Урок - лабораторная работа | Приводить примеры животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза. Сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза | | |
51 | Периодизация и продолжительность жизни животных. | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок - беседа с использованием учебного кинофильма | Называть периоды в жизни животных. Характеризовать возрастные периоды домашних животных. | | |
52 | Контрольная работа по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем | воспроизведение знаний | Урок контроля и оценки | | | |
53 | Развитие и закономерности размещения животных на Земле. (4часа) Доказательства эволюции животных. | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок с использованием учебного кинофильма | Приводить примеры палеонтологических, эмбриологических и сравнительно- анатомических доказательств эволюции | | |
54 | Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | Беседа, организация работы с учебником, компьютером | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Приводить примеры палеонтологических, эмбриологических и сравнительно- анатомических доказательств эволюции | | |
55 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. | Постановка проблемы, организация обсуждения результатов, работа с учебником | Урок - беседа с использованием учебного кинофильма | Приводить примеры палеонтологических, эмбриологических и сравнительно- анатомических доказательств эволюции | | |
56 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | Постановка проблемы, организация обсуждения результатов, работа с учебником | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа с использованием учебного кинофильма | Объяснять условия существования для жизнедеятельности животных | | |
57 | Биоценозы (6 часов) Естественные и искусственные биоценозы. |
Постановка проблемы, организация обсуждения результатов, работа с учебником | Урок - беседа с использованием учебного кинофильма | Приводить примеры различных биоценозов Описывать структуру биоценоза водоема и леса Находить различия между естественными и искусственными биоценозами | | |
58 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Приводить примеры различных биоценозов Описывать структуру биоценоза водоема и леса Находить различия между естественными и искусственными биоценозами | | |
59 | Цепи питания и поток энергии. | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок с использованием учебного кинофильма | Давать определение понятию цепь питания. Приводить примеры цепей питания | | |
60 | Взаимосвязь компонентов биоценоза. | Беседа, показ, демонстрация | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Давать определение понятию цепь питания. Приводить примеры цепей питания. Приводить примеры взаимосвязей компонентов биоценоза Давать определение понятиям | | |
61 | Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами природы» | Урок- экскурсия | Закрепление знаний на практике | Находить в природе примеры взаимосвязей компонентов биоценоза | | |
62 | Обобщающий урок по теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы» | Воспроизведение знаний | Урок контроля и оценки | | | |
63 | Животный мир и хозяйственная деятельность человека. (6 часов) Воздействие человека и его деятельности на животных. | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок с использованием учебного кинофильма | Приводить примеры воздействия человека на окружающую среду. Распознавать и описывать домашних животных Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных. | | |
64 | Одомашнивание животных | Постановка проблемы, организация обсуждения результатов, работа с учебником | Урок - беседа с использованием учебного кинофильма | Приводить примеры направленности отбора домашних животных Доказывать продуктивность домашних животных по сравнению с дикими. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков | | |
65 | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга | Беседа, организация работы с учебником, компьютером | Урок - беседа с использованием учебного кинофильма | Приводить примеры редких и охраняемых животных. Объяснять меры по охране животных. | | |
66 | Охраняемые территории. Красная книга | Постановка проблемы, организация обсуждения результатов, работа с рефератами. | Урок- конференция | Приводить примеры редких и охраняемых животных. Объяснять меры по охране животных. Уметь определять понятия: «Красная книга», «этология», «зоогеография», | | |
67 | Охрана и рациональное использование животного мира. | Беседа, показ, демонстрация, организация наблюдения и обсуждения | Урок изучения новых знаний. Урок - беседа | Объяснять способы и меры по охране животных. Приводить примеры редких и охраняемых животных | | |
68 | Итоговая контрольная работа | воспроизведение знаний | Урок контроля и оценки | | | |
ИТОГО: 68 часов