СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа биология, 5 класс, ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа биология, 5 класс, ФГОС»

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №57" Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №57" .

В основе программы лежат следующие законодательные акты и нормативно-правовые документы:

  • Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г №273-Ф3

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования

  • Примерная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /сост. Е.С. Савинов – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)

Рабочая программа по биологии – 5 класс "Биология. Бактерии, грибы, растения" построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с программами начального образования.

Рабочая программа по биологии разработана в русле теории и методики обучения биологии с учетом возрастных особенностей пятиклассников. Для обучающихся данной возрастной группы характерно формирование теоретического и рефлексивного видов мышления, развитие учебной и познавательной деятельности на основе саморазвития и самообразования личности. Содержание рабочей программы представляет собой педагогически адаптированную систему знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. В содержание программы заложен принцип "нового синтеза" — синтеза всех знаний человечества о природе, в том числе знаний по сохранению здоровья человека, охране и оптимизации природной среды. Интеграция всех элементов содержания курса биологии —знаний, видов деятельности, ценностей, а также интеграция биологических знаний с другими естественно-научными знаниями является основой для формирования у учащихся универсальных учебных действий, где ведущую роль играют познавательная деятельность и, соответственно, познавательные учебные действия.

Программа разработана для учащихся специального (коррекционного) класса IV вида с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей и эмоционально-волевой сферы. Дети с нарушением зрения изучают биологию по программе общеобразовательного учреждения, поэтому в учебно-воспитательный процесс вводится дозированная зрительная нагрузка при обучении(просмотр видеоинформации, работа в тетради на печатной основе и др.). Одновременно с образовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Все занятия носят индивидуальный, дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка. Для преодоления гиподинамии у учащихся с нарушением зрения на уроке проводятся дополнительные физкультминутки и специальные упражнения для снятия нагрузки на глаза.

В соответствии с требованиями ФГОС, преподавание уроков биологии в 5-м классе проводится на деятельностной основе, т.е. теоретические выводы вытекают из практической деятельности. В связи с этим в программе предусмотрено выполнение лабораторных работ, практических работ, экскурсий.

Учитывая положение ФГОС о том, что предметом оценки освое­ния обучающимися основной образовательной программы основно­го общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые результаты обучения биологии находят отражение в тематичес­ком планировании в виде конкретных учебных действий, которы­ми учащиеся овладевают в процессе освоения предметного содер­жания.


Общая характеристика учебного предмета.

Рабочая программа по биологии для 5 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК " Вертикаль" изд-во Дрофа, 2012 г. под ред. профессора, доктора пед. наук В.В.Пасечника из расчета часов, указанных в базисном учебном плане с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы.

Биологическое образование, как и образование в целом, выступая промежуточным звеном между наукой и человеком, отражает процесс освоения личностью системы знаний, умений, навыков, опыта практической, познавательной и творческой деятельности, а также процесс формирования ценностных отношений, взглядов и убеждений. Биологическое образование школьников, помимо традиционных функций — обучающей, развивающей и воспитательной, в настоящее время выполняет такие важные функции, как мировоззренческая, культуротворческая, интегративная, экологическая.

Мировоззренческая функция биологического образования связана с формированием у учащихся научного мировоззрения как системы взглядов, отношений, идеалов, убеждений, определяющих направление и характер деятельности в реальной действительности. В данной программе заложены основы для развития у школьников глобально ориентированного мировоззрения, при котором акцент переносится на понимание эволюционного развития живой и неживой природы в их взаимосвязи, на осознание места и роли человека в природе.

Культуротворческая функция биологического образования проявляется в формировании у школьников культуры,в том числе её экологической составляющей, посредством передачи социального опыта и культуры человечества в сфере взаимодействия с природой. Программа ориентирует учащихся на многосторонность познания мира на основе усвоения универсальных культурных ценностей прошлого и настоящего. Эта функция реализуется в создании условий для осмысления учащимися взаимосвязи человека и природы, понимания природы как абсолютной ценности и как объекта материально-производственной деятельности людей.

Интегративная функция биологического образования проявляется в синтезе и интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний.

В программе превалируют различные виды деятельности, непосредственно связанные с целями, требованиями к результатам обучения и основным видам деятельности.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях. Реализация целей осуществляется в соответствии с требованиями к результатам освоения содержания курса биологии.

В основе формирования глобальных целей биологического образования лежат их социальная обусловленность, идея

рассмотрения биологии как источника формирования у учащихся научного мировоззрения, идея системной организации живой природы, интеграция естественно-научного и гуманитарного знания.

Глобальными выступают следующие цели биологического образования:

социализация личности ученика посредством освоения практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой (эта цель согласуется с идеалом воспитания личности, способной жить в гармонии с обществом и природой. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности, когда происходит понимание сущности природных закономерностей и причин противоречий и конфликтов в системе «природа — общество».);

приобщение к культуре познания на основе формирования ценностных отношений и ориентаций, отражающих объективную целостность и ценность природы, науки и образования;

ориентация в системе моральных норм и ценностей на основе развития у школьников познавательного, эмоционального и эстетического восприятия природы;

развитие познавательных мотивов и потребностей школьников в биологическом образовании, интереса к учеб-

ной и исследовательской деятельности, тенденций к проявлению гуманистической позиции в общении с природой

и людьми;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми,

коммуникативными;

формирование научного мировоззрения на основе интеграции знаний о природе и обществе.

Система биологических знаний (основные закономерности, понятия, научные факты) представляет собой накопленную человечеством информацию о живой природе, взаимосвязях в природе, об основных закономерностях функционирования живых систем во взаимосвязи с окружающей средой. Биологические знания обусловливают ориентацию личности в окружающей её действительности и в системе общечеловеческих ценностей.

Способы предметной деятельности, включённые в содержание курса, усвоенные индивидом и ставшие его умениями и навыками, обусловливают его готовность к пониманию научной картины мира, его реальному участию в познании и сохранении природы и воспроизводстве культуры. Компонент содержания, отражающий опыт творческой деятельности, в зависимости от степени его усвоения обеспечивает овладение человеком средствами преобразования действительности на качественно новом уровне. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к своей деятельности и своему месту в мире стимулирует социальную активность, содействует активному усвоению ценностей, норм и правил в восприятии природы и взаимоотношений человека с природой. Усвоение содержания курса биологии содействует интеллектуальному развитию личности ученика, формированию у него научного мировоззрения и экологической культуры.

При организации занятий с детьми 5 классов по биологии используются различные методы и средства обучения с тем, чтобы достичь наибольшего педагогического эффекта.

В обучении параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);

  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);

  • проблемное обучение;

  • метод проектов.

В рамках урока биологии используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся.

Место учебного предмета, курса в учебном плане.

Учебный предмет "Биология" является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части БУПа и в учебном плане МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №57". В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс естествознания (Окружающий мир), включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии и географии. По отношению к курсу биологии в 5 классе данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.

Опираясь на эти представления, в 5 классе можно приступить к изучению многообразия живой природы и методам биологической науки. В 5 классе обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получат общие представления о структуре биологических наук, ее истории и методах исследования. Познакомятся с царствами живой природы, средами жизни, нравственными нормами и принципами отношения людей к природе. Обучающиеся получат сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, расширят знания об их условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений.

На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год – 35 часов. Срок реализации программы учебного предмета "Биология. Бактерии. Грибы. Растения. " – один учебный год.



Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета Биология, курса «Бактерии, грибы, растения»


Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

  • овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

  • сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.

К метапредметным результатам обучения относятся:

  • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;

  • освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

  • формирование приемов работы с разными источниками информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами обучения являются:

  • В ценностно-ориентационной сфере – формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества.

  • В познавательной сфере:

– расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, выделение существенных признаков живых организмов и процессов;

- определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе, сравнение биологических объектов и процессов;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе, роли организмов в жизни человека;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов растений, съедобных и ядовитых грибов;

- формирование элементарных исследовательских умений, применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи.

  • В ценностно-ориентационной сфере – знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

  • В сфере трудовой деятельности – знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы), формирование навыков ухода за комнатными и культурными растениями.

  • В сфере физической деятельности – освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при простудных заболеваниях.

  • В эстетической сфере – овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы









Основное содержание учебного курса.

Биология. Бактерии, грибы, растения.

Введение (6 часов)

Биология – наука о живой природе. Методы исследования биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, охрана природы.

Практические работы: Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии: Многообразие живых организмов, осенние явления в природе.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— сформировать ответственное отношение к учению;

— сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.


Раздел 1. Клеточное строение организмов (9 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации: микропрепаратов растительных тканей.

Лабораторные и практические работы:

1.Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними.

2.Приготовление препарата кожицы чешуи лука.

3.Приготовление микропрепарата пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов.

4.Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— сформировать ответственное отношение к учению;

— сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.

—владеть умением строить рассуждения, сравнивать, делать выводы.

Раздел 2.Царство Бактерии (3 часа)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

— разнообразие и распространение бактерий;

— роль бактерий в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям;

— отличать бактерии от других живых организмов;

— объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— сформировать ответственное отношение к учению;

— сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.

—владеть умением строить рассуждения, сравнивать, делать выводы.

Раздел 2.Царство Грибы (5 часов)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация. Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (плодовые тела трутовиков, ржавчины, головни, спорыньи).

Лабораторные и практические работы:

  1. Строение плесневого гриба мукора.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

—уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— сформировать ответственное отношение к учению;

— сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.

—владеть умением строить рассуждения, сравнивать, делать выводы.

Раздел 2.Царство Растения(12часов)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений: водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые растения. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Обобщение знаний по курсу " Бактерии. Грибы. Растения". Летние задания.

Демонстрация. Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы:

  1. Изучение строения водорослей.

  2. Изучение внешнего строения мхов.

  3. Изучение внешнего строения папоротника.

  4. Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений.

  5. Изучение органов цветкового растения



Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.


Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

урока

Тема урока, кол-во часов

Тип урока

Целевая установка урока

Виды деятельности

Основные понятия

Планируемые результаты(в соответствии с ФГОС)

Контроль

Домашнее задание

Дата проведения

(план/

факт)

Предметные результаты

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)

Личностные результаты

Введение (6ч)

1.

Биология – наука о живой природе.

Вводный

Сформировать представление о биологии как науке, изучающей живые организмы. Раскрыть роль живых организмов в природе и жизни человека. . Формировать умений самостоятельно приобретать знания, работать с учебником.

Работа с учебником, словарём и другими компонентами учебно-

методического комплекта

Определяют понятия: "биология", "биосфера", "экология". Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.


.

Биосфера, экология, биология.

Иметь представление о ботанике, о многообразии растений и их значении. Знать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии

Познавательные УУД: уметь работать с разными источниками информации

Регулятивные УУД:

умение заполнять таблицу или составлять схему по заданному содержанию

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы учителя, вести диалог

Личностные УУД: восприятие красоты и гармонии в природе.

Уметь объяснять необходимость знаний о роль растений в жизни человека и собственной деятельности, необходимость их охраны

Вводный

§1, в.1-5.



2.

Методы исследования в биологии. Техника безопасности на уроках биологии.



Комплексное применение знаний и способов деятельности

Сформировать знания об основных методах изучения биологии. Познакомить с приборами и инструментами, с техникой безопасности в биологическом кабинете.

Работают с учебником,

словарем,

с инструкциями по технике безопасности при работе с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Определение понятия: "методы исследования", "наблюдение", "эксперимент", "измерение". Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.

Метод, наблюдение, эксперимент, измерения, научный факт.

Иметь представление о методах исследования в биологии, технике безопасности в биологическом кабинете

Познавательные УУД:

ознакомиться с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов.

Регулятивные УУД:

умение заполнять таблицу или составлять схему по заданному содержанию

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы учителя, вести диалог

Личностные УУД: восприятие красоты и гармонии в природе.

Уметь объяснять необходимость знаний о методах исследования в биологии и правилах техники безопасности в кабинете биологии для познания окружающего мира и сохранения собственного здоровья.

Текущий.

§ 2, в.1-3, з.9р.т


3.

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Сформировать знания о царствах живой природы. Установить черты сходства и различия мжду живыми организмами и объектами неживой природы

Работают с учебником,

словарем, определяют понятия: царств "Бактерии", "Грибы", "Растения" и "Животные". Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа учебника

Царства живых организмов, признаки живого: рост, питание, дыхание, размножение, обмен веществ и энергии

Иметь представление о разнообразии живой природы, о царствах живых организмов. Уметь выделять отличительные признаки живого и неживого.


Познавательные УУД: работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной и письменной речи

Регулятивные УУД:

заполнять таблицу или составлять схему по заданному содержанию

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя, вести диалог

Личностные УУД: применять полученные знания на практике.

Уметь объяснять необходимость знаний о разнообразии царств живой природы для понимания

Текущий

§ 3, в.1-3, з.13 р.т.


4.

Среды обитания живых организмов.

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Сформировать знания о средах обитания организмов. Показать взаимосвязь живых организмов со средой обитания.

Формировать умение работать с источниками информации.

Работают с учебником, словарем.

Определяют понятия: "водная среда", "наземно -воздушная среда", "почва как среда обитания", "организм как среда обитания". Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу.

Среда обитания.

Иметь представление о средах обитания живых организмов, взаимосвязи организмов в природе.

Познавательные УУД: структурировать учебный материал и давать определение понятиям

Регулятивные УУД:

планировать этапы работы, определять ее цель

Коммуникативные УУД: воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы

Личностные УУД: применять полученные знания на практике.

Уметь объяснять необходимость знаний о средах обитания живых организмов для понимания взаимосвязи организмов со средой обитания.

Текущий

§ 4, з 16, 17 р.т.


5.

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Сформировать понятие об экологических факторах. Показать влияние экологических факторов на живые организмы. Подвести к выводу о взаимосвязях в природе.

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный.

Иметь представление об экологических факторах и их влиянии на организмы.

Познавательные УУД: структурировать учебный материал и давать определение понятиям

Регулятивные УУД: работать с инструктивными карточками, выполнять здания по алгоритму.

Коммуникативные УУД: воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы

Личностные УУД: применять полученные знания на практике.

Формирование экологической культуры.

Текущий.

§5,

з. 20 р.т.


6.

Экскурсия №1. "Осенние явления в жизни растений и животных".

Практическая работа №1 "Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе".


Закрепление знаний и способов деятельности

Показать многообразие живых организмов, их взаимосвязь с окружающей средой. Ознакомить с осенними явлениями в жизни растений и животных. Формировать умение вести фенологические наблюдения.

Обсуждают план экскурсии. Проводят наблюдения. Готовят отчет по результатам практической работы и экскурсии. Заводят дневник наблюдений.

Условия среды. Фенологические наблюдения

Иметь представление о многообразии живых организмов, их взаимосвязи со средой обитания. Знать правила поведения в природе.

Познавательные УУД: проводить наблюдения в живой природе. Фиксировать и оформлять их результаты.

Регулятивные УУД:

работать с инструктивными карточками, выполнять здания по алгоритму

Коммуникативные УУД: работать в малых группах, эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.

Личностные УУД: применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы.

Формирование любви и бережного отношения к родной природе, элементов экологической культуры.

Промежуточный

Отчет об экскурсии


Клеточное строение организмов(9 часов)

7

Устройство увеличительных приборов

Лабораторная работа №1

"Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с приборами"

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Познакомить с устройством лупы и светового микроскопа. Сформировать понятие о клетке и клеточном строении организмов

Знакомятся с устройством увеличительных приборов, правилами работы. Выполняют лабораторные работы, анализируют, сравнивают, делают выводы. Соблюдают правила поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием



Клетка. Лупа. Микроскоп: тубус, окуляр, объектив.

Иметь представление о разнообразии увеличительных приборов.

Знать строение лабораторной лупы и микроскопа. Знать правила работы с увеличительными приборами и правила техники безопасности.

.

Познавательные УУД: работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью; делать выводы на основе полученной информации

Регулятивные УУД: работать с инструктивными карточками, выполнять

задания по алгоритму

Коммуникативные УУД: эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы

Личностные УУД: применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей работы

Уметь объяснять роль технического прогресса для изучения живой природы.


Текущий

§6,

з.23 р.т.


8

Строение клетки. Лабораторная работа

№ 2 "Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука."

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Сформировать понятие об органоидах клетки. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, находить основные части клетки на таблицах, микропрепаратах.

Выделяют существенные признаки строения клетки. Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают и различают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их. Закрепляют знания последовательности этапов приготовления микропрепаратов. Соблюдают правила при работе с лабораторным оборудованием.

Оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли, пласт иды.

Иметь представление об

особенностях строения растительной клетки. Знать правила работы с увеличительными приборами и правила техники безопасности.



Познавательные УУД: структурировать учебный материал и давать определение понятиям

Регулятивные УУД:

выполнять задания по алгоритму

Коммуникативные УУД: воспринимать устную и письменную форму информации

Личностные УУД: потребность в объективной оценки своей работы

Уметь объяснять необходимость знаний о клетке для понимания единства строения растительных организмов

Текущий

§7, с.34-36


9

Пластиды. Лабораторная работа № 3

"Приготовление микропрепарата пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов"


Комплексное применение знаний и способов деятельности

Сформировать понятие "пластиды" и

"хлоропласты" . Раскрыть их роль в жизнедеятельности клетки. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты.

Готовят микропрепараты. Наблюдают пластиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их. Закрепляют знания последовательности этапов приготовления микропрепаратов. Соблюдают правила при работе с лабораторным оборудованием.

Хлоропласты, лейкопласты, хромопласты, пигмент, хлорофилл.

Иметь представление о пластидах и их функциях. Знать правила работы с увеличительными приборами и правила техники безопасности.

Познавательные УУД: делать выводы на основе полученной информации

Регулятивные УУД: работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму

Коммуникативные УУД: работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму, эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.

Личностные УУД: формирование познавательного мотива на основе интереса к изучению новых объектов.

Уметь объяснять необходимость знаний о пластидах для понимания роли растений в природе.

Текущий

§7, с.37-38, з. 28 р.т.


10

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Познакомить с химическим составом клеток. Сформировать понятие «органические» и «неорганические « вещества, показать роль веществ в клетке.

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучении. Химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

Неорганические вещества, органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Иметь представление о химическом составе клетки, органических, неорганических веществах.


Познавательные УУД: структурировать информацию в виде схемы и таблицы, готовить сообщения и представлять результаты работы клас

Регулятивные УУД:

публично представлять результаты своей деятельности

Коммуникативные УУД: воспринимать устную форму информации, задавать вопросы и формулировать на них ответы

Личностные УУД: потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих

Уметь объяснять роль растений как одного из важнейших источников питания человека.


Текущий

§8, в1-4 уст., зад.

с. 42


11

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие.

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Сформировать знания о процессах жизнедеятельности клетки. Продолжить формирование умений проводить наблюдения, фиксировать результаты, делать выводы

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки, существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.

Межклетники, межклеточное вещество, движение цитоплазмы, хромосомы.

Иметь представление о процессах жизнедеятельности клетки: поступлении, росте и развитии, делении.

Познавательные УУД: работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной речи, структурировать материал.

Регулятивные УУД: организовать выполнение заданий

учителя, развитие навыков самоанализа

Коммуникативные УУД: осуществлять эффективное взаимодействие с одноклассниками при совместном выполнении работы

Личностные УУД: с уважением относится к одноклассникам и учителю.

Уметь объяснять необходимость знаний о процессах жизнедеятельности клетки для понимания процессов роста и развития организма


Текущий

§9,

с.42-44, в.1-5 устно


12

Деление клетки.

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Сформировать знания о процессе деления клетки

Знакомятся с особенностями процесса деления клетки. Устанавливают взаимосвязь между процессами деления клеток и роста организма.

Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

Иметь представление о процессе деления клетки

Познавательные УУД: работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной речи, структурировать материал.

Регулятивные УУД: организовать выполнение заданий

учителя, развитие навыков самоанализа

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, учиться эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Личностные УУД: развивать навыки самоанализа и самоконтроля.

Уметь объяснять необходимость знаний о процессе деления клетки для роста организма.


§9,

с.44-45,

в.5-10


13

Ткани растительного организма.

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Дать первоначальные представления о тканях растительного организма, их функциях. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Определяют понятие "ткань". Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Устанавливают взаимосвязь между строением и функциями тканей.

Ткань. Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные.

Иметь представление о тканях растений, их разновидностях, выполняемых ими функций


Познавательные УУД: структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов; работать с понятийным аппаратом.

Регулятивные УУД: воспринимать устную информацию и правильно формулировать вопросы

Коммуникативные УУД: воспринимать устную информацию и правильно формулировать вопросы

Личностные УУД : потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих

Уметь объяснять необходимость знаний о тканях для понимания целостности растительного организма

Текущий

§10, в1-4, з. 39 р.т.


14

Лабораторная работа № 4 "Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей"

Закрепление знаний и способов деятельности

Продолжить формирование представления о тканях растительного организма, их функциях; умений устанавливать взаимосвязь между строением и функциями, работы с микроскопом.

Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах.

Ткань. Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные.

Уметь определять различные виды растительных тканей под микроскопом.

Познавательные УУД: применять полученные знания на практике, соблюдать правила поведения на уроке

Регулятивные УУД: планировать этапы работы, определять ее цель

Коммуникативные УУД: взаимодействовать с одноклассниками при совместной работе

Личностные УУД : применение полученных знаний в практической деятельности


Уметь объяснять необходимость знаний о тканях растительного организма и применять знания в практической деятельности.

Пов.

§10



15

Обобщение по теме "Клеточное строение организмов"

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Систематизировать и обобщить знания о строении, химическом составе, процессах жизнедеятельности, протекающих в клетках. Закрепить умения работать с увеличительными приборами, находить основные части клетки на микропрепаратах, таблицах, схематически изображать строение клетки.

Работают с рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Находят основные части клетки на микропрепаратах, таблицах, схематически изображают строение клетки.



Увеличительные приборы, клетка, процессы жизнедеятельности, ткани.

Иметь представление об особенностях строения растительной клетки и тканей, процессах жизнедеятельности клетки. Знать устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.


Познавательные УУД: работать с понятийным аппаратом; строить логическую цепь рассуждений; делать выводы на основе полученной информации; развитие навыков устной и письменной речи

Регулятивные УУД: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, учиться эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Личностные УУД: развивать навыки самоанализа и самоконтроля

Уметь объяснять необходимость знаний о строении клетки, процессах жизнедеятельности для понимания единства строения живых организмов.

Текущий

Пов. §8-10


Царство Бактерии (3 ч)

16

Строение и многообразие бактерий.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Сформировать знания об особенностях строения бактерий и их многообразием.

Изучают особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение. Исследуют скорость размножения бактерий.

Бактерии. Синезеленые, или цианобактерии. Сапротрофы. Паразиты.

Иметь представление о строении бактериальной клетки и процессах жизнедеятельности, их многообразии.

Познавательные УУД: структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы

Регулятивные УУД:

организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки

Коммуникативные УУД: воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы

Личностные УУД: потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих

Уметь объяснять необходимость знаний о бактериях для понимания их роли в природе и жизни человека

Текущий.

§11, в.1-5 уст.,

Инд. исл. и инф. проекты


17

Роль бактерий в природе

Закрепление знаний и способов деятельности.

Сформировать знания о роли бактерий в природе. Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации.

Определяют понятия: "клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии ", "симбиоз". Объясняют роль бактерий в природе

Клубеньковые, или азотфиксирующие бактерии. Симбиоз

Иметь представление о разных формах взаимодействия бактерий с другими живыми организмами.

Знать значение азотофиксирующих бактерий в жизнедеятельности растений, роль фотосинтезирующих бактерий в эволюции живой природы

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму

Коммуникативные УУД: работать в малых группах, эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.

Личностные УУД: применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы

Уметь объяснять необходимость знаний о роли бактерий в природе для понимания закономерностей существования биосферы

Текущий.

§12, с.

в.1,2


18

Роль бактерий в жизни человека

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Сформировать знания о болезнетворных бактериях и бактериях - друзьях человека. Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации

Определяют понятия: " "болезнетворные бактерии", "эпидемия". Объясняют роль бактерий в жизни человека, изучают правила личной гигиены. Работают с различными источниками информации.

Болезнетворные бактерии. Эпидемия

Иметь представление о болезнетворных бактериях и бактериальных болезнях, значении бактерий в хозяйственной деятельности человека.

Познавательные УУД: структурировать учебный материал и давать определение понятиям

Регулятивные УУД: работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму

Коммуникативные УУД: воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы

Личностные УУД: применение полученных знаний в практической деятельности

Уметь объяснять необходимость знаний о бактериальных заболеваниях для сохранения здоровья.

Текущий.

§12,

с.


Царство Грибы (5 ч)

19

Общая характеристика грибов


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Сформировать знания об особенностях строения грибов, их ролью в природе и жизни человека.

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.

Грибница, или мицелий.

Иметь представление о грибах как отдельном царстве живой природы. Знать строение и значение шляпочных грибов.

Познавательные УУД: структурировать учебный материал и давать определение понятиям

Регулятивные УУД:

планировать этапы работы, определять ее цель

Коммуникативные УУД: воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы

Личностные УУД: развивать навыки самоанализа и самоконтроля

Уметь объяснять необходимость знаний о строении и значении грибов для понимания их роли в природе и жизни человека.

Текущий

§13,в.1-4 уст, з.51 р.т.


20

Шляпочные грибы.

Закрепление знаний и способов деятельности.

Изучить особенности строения шляпочных грибов. Сформировать знания о съедобных и ядовитых грибах, правилах сбора.

Выделяют особенности строения шляпочных грибов. Различают на муляжах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Составляют и обсуждают памятку "Начинающему грибнику". Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Шляпочные грибы. Микориза. Симбиоз

Иметь представление о строении шляпочных грибов, их роли в природе и жизни человека. Знать отличие съедобных и ядовитых грибов, правила сбора грибов и способы оказания первой помощи при отравлении грибами.

Познавательные УУД: структурировать учебный материал и давать определение понятиям

Регулятивные УУД:

планировать этапы работы, определять ее цель.

Коммуникативные УУД: воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы

Личностные УУД: развивать навыки самоанализа и самоконтроля


Уметь объяснять необходимость знаний о многообразии грибов для понимания их роли в природе и использовании человеком

Текущий

§14, в.1-6 уст, з.51 р.т. инд. инф. проекты.


21

Плесневые грибы и дрожжи

Лабораторная работа

№ 5

"Изучение строения плесневых грибов"


Комплексное применение знаний и способов деятельности

Познакомить с особенностями строения, питания и размножения плесневых грибов и дрожжей, их ролью в природе и жизни человека.

Знакомятся с особенностями строения и процессов жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, их ролью в природе и жизни человека Готовят микропрепараты и изучают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением.

Плесневые грибы. Дрожжи. Мукор. Пеницилл. Спорангии.

Иметь представление о строении, способах питания и размножения плесневых грибов и дрожжей. Знать значение плесневых и дрожжевых грибов в жизни человека. Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ в кабинете биологии

Познавательные УУД: работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации.

Регулятивные УУД: работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму.

Коммуникативные УУД: работать в малых группах ; эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы; воспринимать различные формы информации.

Личностные УУД: применять полученные знания на практике; потребность в объективной оценке своей работы.

Уметь объяснять необходимость знаний о способах питания и размножения грибов, экологических группах грибов для их использования в хозяйственной деятельности человека

Текущий

§15,в.1-6 уст.


22

Грибы -паразиты

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Сформировать знания о грибах - паразитах, их роли в природе и жизни человека.

Определяют понятие "грибы-паразиты". Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. Работают с наглядными пособиями, проводят сравнение, делают выводы на основе полученной информации.

Грибы - паразиты. Головня. Спорынья. Трутовик.

Иметь представление о грибах - паразитах, их роли в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: работать с понятийным аппаратом, гербарными образцами, наглядными пособиями; проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации.

Регулятивные УУД: организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самоанализа.

Коммуникативные УУД: осуществлять эффективное взаимодействие с одноклассниками при совместном выполнении работы

Личностные УУД: применять полученные знания на практике, соблюдать правила поведения на уроке.

Уметь объяснять необходимость знаний о грибах - паразитах для понимания их роли в природе и жизни человека.

Текущий

§16, в.1-5, инд. инф.

проект


23

Обобщение по темам "Царство Бактерии." "Царство Грибы"

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Обобщить и систематизировать знания об особенностях

строения клеток живых организмов, относящихся к разным царствам природы, роли грибов и бактерий в природе и жизни человека.

Составляют схему " Живые организмы". Заслушивают и обсуждают сообщения, выполняют тестовые задания.

Безъядерные и ядерные живые организмы.

Обобщение и систематизация знаний о строении и роли бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: работать с понятийным аппаратом; строить логическую цепь рассуждений; делать выводы на основе полученной информации; развитие навыков устной и письменной речи

Регулятивные УУД: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД: воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения.

Личностные УУД: развитие навыков самооценки

Уметь объяснять необходимость знаний о грибах и бактериях для понимания их роли в природе и жизни человека.

Промежуточный

Пов.§14-16


Царство Растения (12 ч).

24

Разнообразие, распространение, значение растений.


Комплексное применение знаний и способов деятельности

Познакомить с многообразием царства растений, их характерными признаками и местами обитания. Сформировать понятие о высших и низших растениях.

Знакомятся с многообразием растений, их характерными признаками, местами обитания. Выделяют признаки высших и низших растений.

Ботаника. Низшие растения. высшие растения. Слоевище. Таллом.

Иметь представление о разнообразии, распространении и значении растений.


Познавательные УУД: структурировать учебный материал и давать определение понятиям.

Регулятивные УУД: планировать этапы работы, определять ее цель.

Коммуникативные УУД: воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы.

Личностные УУД: строить рассуждения, сравнивать, делать выводы.

Уметь объяснять необходимость знаний о разнообразии растений для понимания их роли в природе и жизни человека.

Текущий

§17,

в.1-6, з.38 р.т., инд. инф. проект


25

Водоросли. Лабораторная работа

№ 6 "Изучение строения водорослей".

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Познакомить с многообразием и особенностями строения

водорослей. Продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием, различными источниками информации.

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом. Выполняют лабораторную работу, делают выводы.

Одноклеточные водоросли. Хроматофор. Хлорелла. Хламидомонада.

Иметь представление о водорослях, их разнообразии, строении и жизнедеятельности.


Познавательные УУД: работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации

Регулятивные УУД: планировать этапы работы, определять ее цель.

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, учиться эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Личностные УУД: потребность в объективной оценки своей работы


Уметь объяснять необходимость изучения водорослей для понимания многообразия живой природы.

Текущий

§18, с.93-96,

в.1-4,


26

Многообразие и роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Продолжить формирование знаний о многообразии водорослей, особенностях их строения. Раскрыть роль в природе и жизни человека; необходимости их охраны.

Знакомятся с многообразием водорослей, объясняют их роль в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей.

Многоклеточные зеленые, бурые, красные водоросли. Ламинария.

Иметь представление о многообразии и роли водорослей в природе , жизни человека.


Познавательные УУД: структурировать учебный материал и давать определение понятиям

Регулятивные УУД: планировать этапы работы, определять ее цель.

Коммуникативные УУД: воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы

Личностные УУД: применение полученных знаний в практической деятельности.

Уметь объяснять необходимость знаний о многообразии водорослей для их охраны и использовании в жизни человека

Текущий

§18, с.96-101, в. 4-11


27

Лишайники.

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Сформировать знания о лишайниках как симбиотических организмах; познакомить с их многообразием и ролью в природе и жизни человека.

Выявляют особенности строения лишайников. Определяют понятия "лишайники ", "накипные лишайники", "листоватые лишайники", "кустистые лишайники". Объясняют роль лишайников в природе и жизни человека.

Кустистые, листоватые и накипные лишайники.

Иметь представление о лишайниках как симбиотической группе организмов. Знать значение лишайников в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы.

Регулятивные УУД: организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки.

Коммуникативные УУД: воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы

Личностные УУД: потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих.

Уметь объяснять необходимость знаний о строении, размножении и особенностях лишайников для понимания их роли в природе и деятельности человека

Текущий

§19, в.1-7, з.67

р.т


28

Мхи.

Лабораторная работа №7

"Изучение внешнего строения мхов."


Комплексное применение знаний и способов деятельности

Сформировать знания о строении и многообразии мхов, их роли в природе и жизни человека. Продолжить формирование понятий высшие и низшие споровые растения. высших споровых растений

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Объясняют роль мхов, в природе и жизни человека

Мох. Спора. Высшее споровое растение. Сперматозоид. Яйцеклетка.

Иметь представление о особенностях строения и многообразии мхов. Знать значение мхов в природе и жизни человека. Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ в кабинете биологии.

Познавательные УУД: работать с различными видами лабораторного оборудования, гербарными образцами, изобразительной наглядностью. Проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации.

Регулятивные УУД: работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму.

Коммуникативные УУД: работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.

Личностные УУД: применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы


Уметь объяснять необходимость знаний о многообразии мхов и их свойствах для их охраны и рациональном использовании в хозяйственной деятельности

Текущий

§20, в.1-5, з.70 р.т.


29

Папоротники, хвощи, плауны. Лабораторная работа № 8

"Изучение внешнего строения папоротника"


Комплексное применение знаний и способов деятельности

Познакомить с особенностями строения папоротников, хвощей и плаунов, с признаками их более высокой организации по сравнению с мхами, с ролью в природе, практическим значением в жизни человека, их охраной.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека. Объясняют необходимость природоохранных мероприятий.

Вайи. Корневище. Спорангии. Плаун. Хвощ. Папоротник.

Иметь представление о строении папоротников ,о многообразии высших споровых растений. Знать значение споровых растений в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую.

Регулятивные УУД: организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки.

Коммуникативные УУД: воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы.

Личностные УУД: потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих


Уметь объяснять необходимость знаний о строении и многообразии папоротников, хвощей и плаунов для их охраны и практическом использовании.

Текущий

§ 21,

в.1-5


30

Голосеменные растения.

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Сформировать знания о голосеменных как высших семенных растениях. Познакомить с характерными особенностями, многообразием, роль в природе и практической деятельности человека.

Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека.

Голосеменные. Семя. Высшие семенные растения. Хвойные. женская шишка. Мужская шишка. Фитонциды.

Иметь представление о строении и многообразии голосеменных растений и их классификации. Знать значение голосеменных растений в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: структурировать учебный материал и давать определение понятиям

Регулятивные УУД: планировать этапы работы, определять ее цель.

Коммуникативные УУД: эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы, воспринимать устную форму информации

Личностные УУД: применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы


Уметь объяснять необходимость знаний о строении и многообразии голосеменных растений для их охраны и практическом использовании.

Текущий

§22, в.1-6


31

Голосеменные растения. Лабораторная работа

№ 9 "Изучение внешнего строения хвои, шишек хвойных"

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Закрепить знания о голосеменных как высших семенных растениях.

Изучить особенности внешнего строения хвои, шишек хвойных. Продолжить формировать умения работать с лабораторным оборудованием.

Выполняют лабораторную работу. Знакомятся с особенностями внешнего строения хвои, шишек хвойных растений. Сравнивают, делают выводы на основе сравнения.

Голосеменные. Семя. Высшие семенные растения. Хвойные. женская шишка. Мужская шишка.

Иметь представление о многообразии голосеменных растений, особенностях внешнего строения хвои, шишек хвойных растений.

Познавательные УУД: работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации.

Регулятивные УУД: работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму.

Коммуникативные УУД: работать в малых группах, эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.

Личностные УУД: применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы


Уметь объяснять необходимость знаний о строении и многообразии голосеменных растений для их охраны и практическом использовании.

Текущий

Пов.

§22


32

Покрытосеменные растения. Лабораторная работа

№ 10 "Изучение органов цветкового растения"

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Сформировать знания о покрытосеменных как самостоятельной высокоорганизованной и господствующей в настоящее время на Земле группе растений. Раскрыть роль в природе и жизни человека.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека.

Покрытосеменные или цветковые растения. Цветок. Плод. Кустарники. Травы. Однолетние, двулетние, многолетние растения.

Иметь представление об особенностях строения покрытосеменных, многообразии, роли в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов; работать с понятийным аппаратом; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы

Регулятивные УУД: планировать этапы работы, определять ее цель.

Коммуникативные УУД: воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы

Личностные УУД: уважительное отношение к одноклассникам и учителю.

Уметь объяснять необходимость знаний о многообразии покрытосеменных и особенностях их строения для понимания причин их широкого распространения и господства в растительном мире.

Текущий

§23, в.1-3, з.77 р.т.


33

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Познакомить с методами изучения древних растений, основными этапами развития растительного мира. Подвести к выводу об изменении и развитии растительного мира.

Определяют понятия: "палеонтология", "палеоботаника", "риниофиты". Характеризуют основные этапы развития растительного мира. Приводят доказательства того, что многообразие растительного мира - результат длительного исторического развития.

Палеонтология. Палеоботаника. Риниофиты

Иметь представление об основных этапах эволюции растительного мира на Земле, об усложнении организации растений в процессе их эволюции. Знать роль древних Папоротникообразных в образовании каменного угля.

Познавательные УУД: работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую.

Регулятивные УУД: организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки.

Коммуникативные УУД: воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы.

Личностные УУД: потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих.

Уметь объяснять необходимость знаний об эволюции растительного мира для понимания особенностей современного состояния растительности и ее рационального использования.

Текущий

§24, в.1-7


34

Обобщающий урок по теме "Царство Растения"

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Обобщить и систематизировать знания многообразии растений, особенностях их строения, роли в природе и жизни человека.

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, сети Интернет, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую.

Высшие и низшие растения. Споровые и семенные.

Знать особенности строения и характерные признаки низших и высших растений, роль в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Коммуникативные УУД: осуществлять само - и взаимоконтроль.

Личностные УУД: осознание качества и уровня усвоения.

Уметь объяснять необходимость знаний о многообразии царств живой природы для понимания в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Промежуточный


35

Обобщение знаний по курсу

" Бактерии. Грибы Растения"

Летние задания.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обобщённых понятий . Познакомить с заданиями на лето, правилами выполнения и оформления заданий

Сравнивают представителей разных царств организмов, устанавливают черты сходства и различия, делают выводы на основе сравнения. Знакомятся с летними заданиями.

Царство Бактерий. Царство Грибов. Царство растений.

Знать царства живой природы; особенности строения и многообразие представителей различных царств, их роль в природе и жизни человека. Уметь сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения.

Познавательные УУД: структурировать найденную информацию в нужной форме.

Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий

Коммуникативные УУД: коллективное обсуждение, продуктивное взаимодействие и  сотрудничество.

Личностные УУД: формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения

Уметь объяснять необходимость знаний о многообразии царств живой природы для понимания в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Текущий

Летние задания.





Планируемые результаты изучения учебного курса.

В результате обучения биологии в 5 классе ученик научится:

  • составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

  • выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

  • оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;

  • под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

  • получать биологическую информацию из разных источников;

  • определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;

  • анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;

  • сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;

  • оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.

  • определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «Экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

  • характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

  • определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды»;

  • работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей;

  • давать общую характеристику царствам Бактерии и Грибы;

  • отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

  • находить отличия съедобных грибов и ядовитых;

  • объяснять роль бактерий и грибов и растений в природе и жизни человека.

  • давать общую характеристику растительного царства;

  • давать характеристику основных группам растений;

  • объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Ученик получит возможность учиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

• выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценно-

сти жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках,

анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

• выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой

ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой при

роды);

• находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках,

анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

•  выполнять творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Кабинет биологии оснащен с учётом содержания современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе. Кабинет биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, устройства для хранения учебного оборудования. Кабинет имеет паспорт, каталог оборудования, оснащен современными технические средствами обучения (интерактивная доска, DVD-плеер, видеомагнитофон, телевизор). В кабинете имеются средства обучения, которые используются в соответствии с действующими учебниками и программами: таблицы, альбомы, раздаточный материал, DVD-диски, компакт-диски, кассеты с видеофильмами, компьютерные программы. Создан банк дидактических и методических материалов, мультимедийных приложений, разработанных учителем и обучающимися. Кабинет имеет книжный фонд, содержащий учебники, хрестоматии, книги для чтения, сборники вопросов и заданий по отдельным курсам биологии; методические руководства; литературу справочного характера: словари, научно-популярную литературу, энциклопедии. Имеются картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, тематическая картотека, содержащая индивидуальные и групповые задания.

Учебное оборудование по биологии включает: натуральные объекты (живые растения и препарированные животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии); приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, приборы по физиологии, посуда и принадлежности); средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал); муляжи и модели (объёмные, рельефные, модели-аппликации); экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия и пр.); технические средства обучения — проекционную аппаратуру (интерактивная доска, видеомагнитофон, телевизор); учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты и др.).

Специфика курса биологии требует использования оборудования для ознакомления учащихся с живой природой, методами биологической науки. Поэтому лабораторный инструментарий, оборудование для проведения наблюдений и постановки опытов присутствуют в кабинете биологии.

Использование ТСО на уроках регламентируется гигиеническими нормативами. Так, продолжительность демонстрации экранных средств обучения на уроке не должна превышать 20—30 мин, а в течение недели таких уроков может быть не более шести.

Каждое средство обучения обладает определёнными возможностями и дополняет другие средства, не заменяя их полностью. Сочетание комплексных средств обучения усиливает всестороннее воздействие на обучающихся, способствует созданию проблемной ситуации и исследовательскому поиску её решения, развитию умственной деятельности учащихся, самостоятельности, выработке необходимых умений и навыков.


Список методической литературы по предмету


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



1.Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание

после 2012 г. ;

2.Пасечник В В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

3.Пасечник ВВ. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

4.Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. — М.: Дрофа, любое издание.

Литература для учителя


1.Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание

после 2012 г. ;

2.Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

3.Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

4.Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. — М.: Дрофа, любое издание.

5.Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М.В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. — М., Дрофа, 2012г

6. Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике. – М.: Творческий центр, 2000.

7. Биология. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г. – М.: Центр тестирования Минобразо

вания России, 2005.

8. Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. Биология. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007.

9. ЕГЭ 2011 – 2012: Биология: реальные варианты / авт.-сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

10. Сборник тестов с разноуровневыми заданиями по разделу биологии «Растения». – Тамбов: ТОИПКРО, 1996.

11. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике: для учащихся 5 – 6 классов. – М.: Просвещение, 1985.

12.Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7 класс.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.:Дрофа,2010

13.Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991

14.Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 5 кл) М., Экзамен, 2010.

15.Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1999.

16. Интернет ресурсы.

Литература для обучающихся

  1. Журнал «Биология для школьников».

  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах: Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера – 2-е изд. Стереотип. – М.; Мир, 1996.

  3. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"

  4. Чебышев Н.В. и др. Биология: Пособие для поступающих в ВУЗы. Том 1, 2. – М.: ООО "Издательство Новая Волна", 1998. –

413 с.

  1. Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 3 – М., Аванта +, 1997

  2. Ярыгин В.Н. Биология.- М.: Издательство "Медицина" 1987.- 446 с.

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик

РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  1. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов.

ООО «Меридиа

  1. CD «Биология. Живой организм: Электронное приложение.5 класс»

  2. СD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» – М.: Просвещение, 2001.

8. Интернет – ресурсы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!