Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №57" Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №57" .
В основе программы лежат следующие законодательные акты и нормативно-правовые документы:
Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г №273-Ф3
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования
Примерная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /сост. Е.С. Савинов – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
Рабочая программа по биологии – 5 класс "Биология. Бактерии, грибы, растения" построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с программами начального образования.
Рабочая программа по биологии разработана в русле теории и методики обучения биологии с учетом возрастных особенностей пятиклассников. Для обучающихся данной возрастной группы характерно формирование теоретического и рефлексивного видов мышления, развитие учебной и познавательной деятельности на основе саморазвития и самообразования личности. Содержание рабочей программы представляет собой педагогически адаптированную систему знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. В содержание программы заложен принцип "нового синтеза" — синтеза всех знаний человечества о природе, в том числе знаний по сохранению здоровья человека, охране и оптимизации природной среды. Интеграция всех элементов содержания курса биологии —знаний, видов деятельности, ценностей, а также интеграция биологических знаний с другими естественно-научными знаниями является основой для формирования у учащихся универсальных учебных действий, где ведущую роль играют познавательная деятельность и, соответственно, познавательные учебные действия.
Программа разработана для учащихся специального (коррекционного) класса IV вида с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей и эмоционально-волевой сферы. Дети с нарушением зрения изучают биологию по программе общеобразовательного учреждения, поэтому в учебно-воспитательный процесс вводится дозированная зрительная нагрузка при обучении(просмотр видеоинформации, работа в тетради на печатной основе и др.). Одновременно с образовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Все занятия носят индивидуальный, дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка. Для преодоления гиподинамии у учащихся с нарушением зрения на уроке проводятся дополнительные физкультминутки и специальные упражнения для снятия нагрузки на глаза.
В соответствии с требованиями ФГОС, преподавание уроков биологии в 5-м классе проводится на деятельностной основе, т.е. теоретические выводы вытекают из практической деятельности. В связи с этим в программе предусмотрено выполнение лабораторных работ, практических работ, экскурсий.
Учитывая положение ФГОС о том, что предметом оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые результаты обучения биологии находят отражение в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий, которыми учащиеся овладевают в процессе освоения предметного содержания.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа по биологии для 5 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК " Вертикаль" изд-во Дрофа, 2012 г. под ред. профессора, доктора пед. наук В.В.Пасечника из расчета часов, указанных в базисном учебном плане с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы.
Биологическое образование, как и образование в целом, выступая промежуточным звеном между наукой и человеком, отражает процесс освоения личностью системы знаний, умений, навыков, опыта практической, познавательной и творческой деятельности, а также процесс формирования ценностных отношений, взглядов и убеждений. Биологическое образование школьников, помимо традиционных функций — обучающей, развивающей и воспитательной, в настоящее время выполняет такие важные функции, как мировоззренческая, культуротворческая, интегративная, экологическая.
Мировоззренческая функция биологического образования связана с формированием у учащихся научного мировоззрения как системы взглядов, отношений, идеалов, убеждений, определяющих направление и характер деятельности в реальной действительности. В данной программе заложены основы для развития у школьников глобально ориентированного мировоззрения, при котором акцент переносится на понимание эволюционного развития живой и неживой природы в их взаимосвязи, на осознание места и роли человека в природе.
Культуротворческая функция биологического образования проявляется в формировании у школьников культуры,в том числе её экологической составляющей, посредством передачи социального опыта и культуры человечества в сфере взаимодействия с природой. Программа ориентирует учащихся на многосторонность познания мира на основе усвоения универсальных культурных ценностей прошлого и настоящего. Эта функция реализуется в создании условий для осмысления учащимися взаимосвязи человека и природы, понимания природы как абсолютной ценности и как объекта материально-производственной деятельности людей.
Интегративная функция биологического образования проявляется в синтезе и интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний.
В программе превалируют различные виды деятельности, непосредственно связанные с целями, требованиями к результатам обучения и основным видам деятельности.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях. Реализация целей осуществляется в соответствии с требованиями к результатам освоения содержания курса биологии.
В основе формирования глобальных целей биологического образования лежат их социальная обусловленность, идея
рассмотрения биологии как источника формирования у учащихся научного мировоззрения, идея системной организации живой природы, интеграция естественно-научного и гуманитарного знания.
Глобальными выступают следующие цели биологического образования:
социализация личности ученика посредством освоения практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой (эта цель согласуется с идеалом воспитания личности, способной жить в гармонии с обществом и природой. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности, когда происходит понимание сущности природных закономерностей и причин противоречий и конфликтов в системе «природа — общество».);
приобщение к культуре познания на основе формирования ценностных отношений и ориентаций, отражающих объективную целостность и ценность природы, науки и образования;
ориентация в системе моральных норм и ценностей на основе развития у школьников познавательного, эмоционального и эстетического восприятия природы;
развитие познавательных мотивов и потребностей школьников в биологическом образовании, интереса к учеб-
ной и исследовательской деятельности, тенденций к проявлению гуманистической позиции в общении с природой
и людьми;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми,
коммуникативными;
формирование научного мировоззрения на основе интеграции знаний о природе и обществе.
Система биологических знаний (основные закономерности, понятия, научные факты) представляет собой накопленную человечеством информацию о живой природе, взаимосвязях в природе, об основных закономерностях функционирования живых систем во взаимосвязи с окружающей средой. Биологические знания обусловливают ориентацию личности в окружающей её действительности и в системе общечеловеческих ценностей.
Способы предметной деятельности, включённые в содержание курса, усвоенные индивидом и ставшие его умениями и навыками, обусловливают его готовность к пониманию научной картины мира, его реальному участию в познании и сохранении природы и воспроизводстве культуры. Компонент содержания, отражающий опыт творческой деятельности, в зависимости от степени его усвоения обеспечивает овладение человеком средствами преобразования действительности на качественно новом уровне. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к своей деятельности и своему месту в мире стимулирует социальную активность, содействует активному усвоению ценностей, норм и правил в восприятии природы и взаимоотношений человека с природой. Усвоение содержания курса биологии содействует интеллектуальному развитию личности ученика, формированию у него научного мировоззрения и экологической культуры.
При организации занятий с детьми 5 классов по биологии используются различные методы и средства обучения с тем, чтобы достичь наибольшего педагогического эффекта.
В обучении параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
проблемное обучение;
метод проектов.
В рамках урока биологии используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся.
Место учебного предмета, курса в учебном плане.
Учебный предмет "Биология" является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части БУПа и в учебном плане МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №57". В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс естествознания (Окружающий мир), включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии и географии. По отношению к курсу биологии в 5 классе данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.
Опираясь на эти представления, в 5 классе можно приступить к изучению многообразия живой природы и методам биологической науки. В 5 классе обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получат общие представления о структуре биологических наук, ее истории и методах исследования. Познакомятся с царствами живой природы, средами жизни, нравственными нормами и принципами отношения людей к природе. Обучающиеся получат сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, расширят знания об их условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений.
На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год – 35 часов. Срок реализации программы учебного предмета "Биология. Бактерии. Грибы. Растения. " – один учебный год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета Биология, курса «Бактерии, грибы, растения»
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,
овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.
К метапредметным результатам обучения относятся:
овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;
освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приемов работы с разными источниками информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами обучения являются:
– расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, выделение существенных признаков живых организмов и процессов;
- определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе, сравнение биологических объектов и процессов;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе, роли организмов в жизни человека;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов растений, съедобных и ядовитых грибов;
- формирование элементарных исследовательских умений, применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи.
В ценностно-ориентационной сфере – знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности – знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы), формирование навыков ухода за комнатными и культурными растениями.
В сфере физической деятельности – освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при простудных заболеваниях.
В эстетической сфере – овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Основное содержание учебного курса.
Биология. Бактерии, грибы, растения.
Введение (6 часов)
Биология – наука о живой природе. Методы исследования биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, охрана природы.
Практические работы: Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии: Многообразие живых организмов, осенние явления в природе.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— сформировать ответственное отношение к учению;
— сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (9 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации: микропрепаратов растительных тканей.
Лабораторные и практические работы:
1.Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними.
2.Приготовление препарата кожицы чешуи лука.
3.Приготовление микропрепарата пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов.
4.Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— сформировать ответственное отношение к учению;
— сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.
—владеть умением строить рассуждения, сравнивать, делать выводы.
Раздел 2.Царство Бактерии (3 часа)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
— разнообразие и распространение бактерий;
— роль бактерий в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям;
— отличать бактерии от других живых организмов;
— объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— сформировать ответственное отношение к учению;
— сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.
—владеть умением строить рассуждения, сравнивать, делать выводы.
Раздел 2.Царство Грибы (5 часов)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация. Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (плодовые тела трутовиков, ржавчины, головни, спорыньи).
Лабораторные и практические работы:
Строение плесневого гриба мукора.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
—уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— сформировать ответственное отношение к учению;
— сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.
—владеть умением строить рассуждения, сравнивать, делать выводы.
Раздел 2.Царство Растения(12часов)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений: водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые растения. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Обобщение знаний по курсу " Бактерии. Грибы. Растения". Летние задания.
Демонстрация. Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы:
Изучение строения водорослей.
Изучение внешнего строения мхов.
Изучение внешнего строения папоротника.
Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений.
Изучение органов цветкового растения
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п урока | Тема урока, кол-во часов | Тип урока | Целевая установка урока | Виды деятельности | Основные понятия | Планируемые результаты(в соответствии с ФГОС) | Контроль | Домашнее задание | Дата проведения (план/ факт) |
Предметные результаты | Метапредметные результаты (универсальные учебные действия) | Личностные результаты |
Введение (6ч) |
1. | Биология – наука о живой природе. | Вводный | Сформировать представление о биологии как науке, изучающей живые организмы. Раскрыть роль живых организмов в природе и жизни человека. . Формировать умений самостоятельно приобретать знания, работать с учебником. | Работа с учебником, словарём и другими компонентами учебно- методического комплекта Определяют понятия: "биология", "биосфера", "экология". Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. . | Биосфера, экология, биология. | Иметь представление о ботанике, о многообразии растений и их значении. Знать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии | Познавательные УУД: уметь работать с разными источниками информации Регулятивные УУД: умение заполнять таблицу или составлять схему по заданному содержанию Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы учителя, вести диалог Личностные УУД: восприятие красоты и гармонии в природе. | Уметь объяснять необходимость знаний о роль растений в жизни человека и собственной деятельности, необходимость их охраны | Вводный | §1, в.1-5. | |
2. | Методы исследования в биологии. Техника безопасности на уроках биологии. | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Сформировать знания об основных методах изучения биологии. Познакомить с приборами и инструментами, с техникой безопасности в биологическом кабинете. | Работают с учебником, словарем, с инструкциями по технике безопасности при работе с приборами и инструментами в кабинете биологии. Определение понятия: "методы исследования", "наблюдение", "эксперимент", "измерение". Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. | Метод, наблюдение, эксперимент, измерения, научный факт. | Иметь представление о методах исследования в биологии, технике безопасности в биологическом кабинете | Познавательные УУД: ознакомиться с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов. Регулятивные УУД: умение заполнять таблицу или составлять схему по заданному содержанию Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы учителя, вести диалог Личностные УУД: восприятие красоты и гармонии в природе. | Уметь объяснять необходимость знаний о методах исследования в биологии и правилах техники безопасности в кабинете биологии для познания окружающего мира и сохранения собственного здоровья. | Текущий. | § 2, в.1-3, з.9р.т | |
3. | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Сформировать знания о царствах живой природы. Установить черты сходства и различия мжду живыми организмами и объектами неживой природы | Работают с учебником, словарем, определяют понятия: царств "Бактерии", "Грибы", "Растения" и "Животные". Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа учебника | Царства живых организмов, признаки живого: рост, питание, дыхание, размножение, обмен веществ и энергии | Иметь представление о разнообразии живой природы, о царствах живых организмов. Уметь выделять отличительные признаки живого и неживого. | Познавательные УУД: работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной и письменной речи Регулятивные УУД: заполнять таблицу или составлять схему по заданному содержанию Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя, вести диалог Личностные УУД: применять полученные знания на практике. | Уметь объяснять необходимость знаний о разнообразии царств живой природы для понимания | Текущий | § 3, в.1-3, з.13 р.т. | |
4. | Среды обитания живых организмов. | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Сформировать знания о средах обитания организмов. Показать взаимосвязь живых организмов со средой обитания. Формировать умение работать с источниками информации. | Работают с учебником, словарем. Определяют понятия: "водная среда", "наземно -воздушная среда", "почва как среда обитания", "организм как среда обитания". Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу. | Среда обитания. | Иметь представление о средах обитания живых организмов, взаимосвязи организмов в природе. | Познавательные УУД: структурировать учебный материал и давать определение понятиям Регулятивные УУД: планировать этапы работы, определять ее цель Коммуникативные УУД: воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы Личностные УУД: применять полученные знания на практике. | Уметь объяснять необходимость знаний о средах обитания живых организмов для понимания взаимосвязи организмов со средой обитания. | Текущий | § 4, з 16, 17 р.т. | |
5. | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Сформировать понятие об экологических факторах. Показать влияние экологических факторов на живые организмы. Подвести к выводу о взаимосвязях в природе. | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. | Иметь представление об экологических факторах и их влиянии на организмы. | Познавательные УУД: структурировать учебный материал и давать определение понятиям Регулятивные УУД: работать с инструктивными карточками, выполнять здания по алгоритму. Коммуникативные УУД: воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы Личностные УУД: применять полученные знания на практике. | Формирование экологической культуры. | Текущий. | §5, з. 20 р.т. | |
6. | Экскурсия №1. "Осенние явления в жизни растений и животных". Практическая работа №1 "Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе". | Закрепление знаний и способов деятельности | Показать многообразие живых организмов, их взаимосвязь с окружающей средой. Ознакомить с осенними явлениями в жизни растений и животных. Формировать умение вести фенологические наблюдения. | Обсуждают план экскурсии. Проводят наблюдения. Готовят отчет по результатам практической работы и экскурсии. Заводят дневник наблюдений. | Условия среды. Фенологические наблюдения | Иметь представление о многообразии живых организмов, их взаимосвязи со средой обитания. Знать правила поведения в природе. | Познавательные УУД: проводить наблюдения в живой природе. Фиксировать и оформлять их результаты. Регулятивные УУД: работать с инструктивными карточками, выполнять здания по алгоритму Коммуникативные УУД: работать в малых группах, эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Личностные УУД: применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы. | Формирование любви и бережного отношения к родной природе, элементов экологической культуры. | Промежуточный | Отчет об экскурсии | |
Клеточное строение организмов(9 часов) |
7 | Устройство увеличительных приборов Лабораторная работа №1 "Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с приборами" | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Познакомить с устройством лупы и светового микроскопа. Сформировать понятие о клетке и клеточном строении организмов | Знакомятся с устройством увеличительных приборов, правилами работы. Выполняют лабораторные работы, анализируют, сравнивают, делают выводы. Соблюдают правила поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Клетка. Лупа. Микроскоп: тубус, окуляр, объектив. | Иметь представление о разнообразии увеличительных приборов. Знать строение лабораторной лупы и микроскопа. Знать правила работы с увеличительными приборами и правила техники безопасности. . | Познавательные УУД: работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью; делать выводы на основе полученной информации Регулятивные УУД: работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму Коммуникативные УУД: эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы Личностные УУД: применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей работы | Уметь объяснять роль технического прогресса для изучения живой природы. | Текущий | §6, з.23 р.т. | |
8 | Строение клетки. Лабораторная работа № 2 "Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука." | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Сформировать понятие об органоидах клетки. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, находить основные части клетки на таблицах, микропрепаратах. | Выделяют существенные признаки строения клетки. Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают и различают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их. Закрепляют знания последовательности этапов приготовления микропрепаратов. Соблюдают правила при работе с лабораторным оборудованием. | Оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли, пласт иды. | Иметь представление об особенностях строения растительной клетки. Знать правила работы с увеличительными приборами и правила техники безопасности. | Познавательные УУД: структурировать учебный материал и давать определение понятиям Регулятивные УУД: выполнять задания по алгоритму Коммуникативные УУД: воспринимать устную и письменную форму информации Личностные УУД: потребность в объективной оценки своей работы | Уметь объяснять необходимость знаний о клетке для понимания единства строения растительных организмов | Текущий | §7, с.34-36 | |
9 | Пластиды. Лабораторная работа № 3 "Приготовление микропрепарата пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов" | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Сформировать понятие "пластиды" и "хлоропласты" . Раскрыть их роль в жизнедеятельности клетки. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты. | Готовят микропрепараты. Наблюдают пластиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их. Закрепляют знания последовательности этапов приготовления микропрепаратов. Соблюдают правила при работе с лабораторным оборудованием. | Хлоропласты, лейкопласты, хромопласты, пигмент, хлорофилл. | Иметь представление о пластидах и их функциях. Знать правила работы с увеличительными приборами и правила техники безопасности. | Познавательные УУД: делать выводы на основе полученной информации Регулятивные УУД: работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму Коммуникативные УУД: работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму, эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Личностные УУД: формирование познавательного мотива на основе интереса к изучению новых объектов. | Уметь объяснять необходимость знаний о пластидах для понимания роли растений в природе. | Текущий | §7, с.37-38, з. 28 р.т. | |
10 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Познакомить с химическим составом клеток. Сформировать понятие «органические» и «неорганические « вещества, показать роль веществ в клетке. | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучении. Химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | Неорганические вещества, органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. | Иметь представление о химическом составе клетки, органических, неорганических веществах. | Познавательные УУД: структурировать информацию в виде схемы и таблицы, готовить сообщения и представлять результаты работы клас Регулятивные УУД: публично представлять результаты своей деятельности Коммуникативные УУД: воспринимать устную форму информации, задавать вопросы и формулировать на них ответы Личностные УУД: потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих | Уметь объяснять роль растений как одного из важнейших источников питания человека. | Текущий | §8, в1-4 уст., зад. с. 42 | |
11 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие. | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Сформировать знания о процессах жизнедеятельности клетки. Продолжить формирование умений проводить наблюдения, фиксировать результаты, делать выводы | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки, существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. | Межклетники, межклеточное вещество, движение цитоплазмы, хромосомы. | Иметь представление о процессах жизнедеятельности клетки: поступлении, росте и развитии, делении. | Познавательные УУД: работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной речи, структурировать материал. Регулятивные УУД: организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самоанализа Коммуникативные УУД: осуществлять эффективное взаимодействие с одноклассниками при совместном выполнении работы Личностные УУД: с уважением относится к одноклассникам и учителю. | Уметь объяснять необходимость знаний о процессах жизнедеятельности клетки для понимания процессов роста и развития организма | Текущий | §9, с.42-44, в.1-5 устно | |
12 | Деление клетки. | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Сформировать знания о процессе деления клетки | Знакомятся с особенностями процесса деления клетки. Устанавливают взаимосвязь между процессами деления клеток и роста организма. | Генетический аппарат, ядро, хромосомы. | Иметь представление о процессе деления клетки | Познавательные УУД: работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной речи, структурировать материал. Регулятивные УУД: организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самоанализа Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, учиться эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Личностные УУД: развивать навыки самоанализа и самоконтроля. | Уметь объяснять необходимость знаний о процессе деления клетки для роста организма. | | §9, с.44-45, в.5-10 | |
13 | Ткани растительного организма. | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Дать первоначальные представления о тканях растительного организма, их функциях. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи. | Определяют понятие "ткань". Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Устанавливают взаимосвязь между строением и функциями тканей. | Ткань. Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные. | Иметь представление о тканях растений, их разновидностях, выполняемых ими функций | Познавательные УУД: структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов; работать с понятийным аппаратом. Регулятивные УУД: воспринимать устную информацию и правильно формулировать вопросы Коммуникативные УУД: воспринимать устную информацию и правильно формулировать вопросы Личностные УУД : потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих | Уметь объяснять необходимость знаний о тканях для понимания целостности растительного организма | Текущий | §10, в1-4, з. 39 р.т. | |
14 | Лабораторная работа № 4 "Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей" | Закрепление знаний и способов деятельности | Продолжить формирование представления о тканях растительного организма, их функциях; умений устанавливать взаимосвязь между строением и функциями, работы с микроскопом. | Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах. | Ткань. Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные. | Уметь определять различные виды растительных тканей под микроскопом. | Познавательные УУД: применять полученные знания на практике, соблюдать правила поведения на уроке Регулятивные УУД: планировать этапы работы, определять ее цель Коммуникативные УУД: взаимодействовать с одноклассниками при совместной работе Личностные УУД : применение полученных знаний в практической деятельности | Уметь объяснять необходимость знаний о тканях растительного организма и применять знания в практической деятельности. | Пов. §10 | | |
15 | Обобщение по теме "Клеточное строение организмов" | Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности | Систематизировать и обобщить знания о строении, химическом составе, процессах жизнедеятельности, протекающих в клетках. Закрепить умения работать с увеличительными приборами, находить основные части клетки на микропрепаратах, таблицах, схематически изображать строение клетки. | Работают с рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Находят основные части клетки на микропрепаратах, таблицах, схематически изображают строение клетки. | Увеличительные приборы, клетка, процессы жизнедеятельности, ткани. | Иметь представление об особенностях строения растительной клетки и тканей, процессах жизнедеятельности клетки. Знать устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. | Познавательные УУД: работать с понятийным аппаратом; строить логическую цепь рассуждений; делать выводы на основе полученной информации; развитие навыков устной и письменной речи Регулятивные УУД: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, учиться эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Личностные УУД: развивать навыки самоанализа и самоконтроля | Уметь объяснять необходимость знаний о строении клетки, процессах жизнедеятельности для понимания единства строения живых организмов. | Текущий | Пов. §8-10 | |
Царство Бактерии (3 ч) |
16 | Строение и многообразие бактерий. | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Сформировать знания об особенностях строения бактерий и их многообразием. | Изучают особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение. Исследуют скорость размножения бактерий. | Бактерии. Синезеленые, или цианобактерии. Сапротрофы. Паразиты. | Иметь представление о строении бактериальной клетки и процессах жизнедеятельности, их многообразии. | Познавательные УУД: структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы Регулятивные УУД: организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки Коммуникативные УУД: воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы Личностные УУД: потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих | Уметь объяснять необходимость знаний о бактериях для понимания их роли в природе и жизни человека | Текущий. | §11, в.1-5 уст., Инд. исл. и инф. проекты | |
17 | Роль бактерий в природе | Закрепление знаний и способов деятельности. | Сформировать знания о роли бактерий в природе. Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации. | Определяют понятия: "клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии ", "симбиоз". Объясняют роль бактерий в природе | Клубеньковые, или азотфиксирующие бактерии. Симбиоз | Иметь представление о разных формах взаимодействия бактерий с другими живыми организмами. Знать значение азотофиксирующих бактерий в жизнедеятельности растений, роль фотосинтезирующих бактерий в эволюции живой природы | Познавательные УУД: Регулятивные УУД: работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму Коммуникативные УУД: работать в малых группах, эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Личностные УУД: применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы | Уметь объяснять необходимость знаний о роли бактерий в природе для понимания закономерностей существования биосферы | Текущий. | §12, с. в.1,2 | |
18 | Роль бактерий в жизни человека | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Сформировать знания о болезнетворных бактериях и бактериях - друзьях человека. Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации | Определяют понятия: " "болезнетворные бактерии", "эпидемия". Объясняют роль бактерий в жизни человека, изучают правила личной гигиены. Работают с различными источниками информации. | Болезнетворные бактерии. Эпидемия | Иметь представление о болезнетворных бактериях и бактериальных болезнях, значении бактерий в хозяйственной деятельности человека. | Познавательные УУД: структурировать учебный материал и давать определение понятиям Регулятивные УУД: работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму Коммуникативные УУД: воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы Личностные УУД: применение полученных знаний в практической деятельности | Уметь объяснять необходимость знаний о бактериальных заболеваниях для сохранения здоровья. | Текущий. | §12, с. | |
Царство Грибы (5 ч) |
19 | Общая характеристика грибов | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Сформировать знания об особенностях строения грибов, их ролью в природе и жизни человека. | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. | Грибница, или мицелий. | Иметь представление о грибах как отдельном царстве живой природы. Знать строение и значение шляпочных грибов. | Познавательные УУД: структурировать учебный материал и давать определение понятиям Регулятивные УУД: планировать этапы работы, определять ее цель Коммуникативные УУД: воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы Личностные УУД: развивать навыки самоанализа и самоконтроля | Уметь объяснять необходимость знаний о строении и значении грибов для понимания их роли в природе и жизни человека. | Текущий | §13,в.1-4 уст, з.51 р.т. | |
20 | Шляпочные грибы. | Закрепление знаний и способов деятельности. | Изучить особенности строения шляпочных грибов. Сформировать знания о съедобных и ядовитых грибах, правилах сбора. | Выделяют особенности строения шляпочных грибов. Различают на муляжах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Составляют и обсуждают памятку "Начинающему грибнику". Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | Шляпочные грибы. Микориза. Симбиоз | Иметь представление о строении шляпочных грибов, их роли в природе и жизни человека. Знать отличие съедобных и ядовитых грибов, правила сбора грибов и способы оказания первой помощи при отравлении грибами. | Познавательные УУД: структурировать учебный материал и давать определение понятиям Регулятивные УУД: планировать этапы работы, определять ее цель. Коммуникативные УУД: воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы Личностные УУД: развивать навыки самоанализа и самоконтроля | Уметь объяснять необходимость знаний о многообразии грибов для понимания их роли в природе и использовании человеком | Текущий | §14, в.1-6 уст, з.51 р.т. инд. инф. проекты. | |
21 | Плесневые грибы и дрожжи Лабораторная работа № 5 "Изучение строения плесневых грибов" | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Познакомить с особенностями строения, питания и размножения плесневых грибов и дрожжей, их ролью в природе и жизни человека. | Знакомятся с особенностями строения и процессов жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, их ролью в природе и жизни человека Готовят микропрепараты и изучают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. | Плесневые грибы. Дрожжи. Мукор. Пеницилл. Спорангии. | Иметь представление о строении, способах питания и размножения плесневых грибов и дрожжей. Знать значение плесневых и дрожжевых грибов в жизни человека. Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ в кабинете биологии | Познавательные УУД: работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации. Регулятивные УУД: работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму. Коммуникативные УУД: работать в малых группах ; эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы; воспринимать различные формы информации. Личностные УУД: применять полученные знания на практике; потребность в объективной оценке своей работы. | Уметь объяснять необходимость знаний о способах питания и размножения грибов, экологических группах грибов для их использования в хозяйственной деятельности человека | Текущий | §15,в.1-6 уст. | |
22 | Грибы -паразиты | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Сформировать знания о грибах - паразитах, их роли в природе и жизни человека. | Определяют понятие "грибы-паразиты". Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. Работают с наглядными пособиями, проводят сравнение, делают выводы на основе полученной информации. | Грибы - паразиты. Головня. Спорынья. Трутовик. | Иметь представление о грибах - паразитах, их роли в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: работать с понятийным аппаратом, гербарными образцами, наглядными пособиями; проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации. Регулятивные УУД: организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самоанализа. Коммуникативные УУД: осуществлять эффективное взаимодействие с одноклассниками при совместном выполнении работы Личностные УУД: применять полученные знания на практике, соблюдать правила поведения на уроке. | Уметь объяснять необходимость знаний о грибах - паразитах для понимания их роли в природе и жизни человека. | Текущий | §16, в.1-5, инд. инф. проект | |
23 | Обобщение по темам "Царство Бактерии." "Царство Грибы" | Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности | Обобщить и систематизировать знания об особенностях строения клеток живых организмов, относящихся к разным царствам природы, роли грибов и бактерий в природе и жизни человека. | Составляют схему " Живые организмы". Заслушивают и обсуждают сообщения, выполняют тестовые задания. | Безъядерные и ядерные живые организмы. | Обобщение и систематизация знаний о строении и роли бактерий и грибов в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: работать с понятийным аппаратом; строить логическую цепь рассуждений; делать выводы на основе полученной информации; развитие навыков устной и письменной речи Регулятивные УУД: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные УУД: воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения. Личностные УУД: развитие навыков самооценки | Уметь объяснять необходимость знаний о грибах и бактериях для понимания их роли в природе и жизни человека. | Промежуточный | Пов.§14-16 | |
Царство Растения (12 ч). |
24 | Разнообразие, распространение, значение растений. | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Познакомить с многообразием царства растений, их характерными признаками и местами обитания. Сформировать понятие о высших и низших растениях. | Знакомятся с многообразием растений, их характерными признаками, местами обитания. Выделяют признаки высших и низших растений. | Ботаника. Низшие растения. высшие растения. Слоевище. Таллом. | Иметь представление о разнообразии, распространении и значении растений. | Познавательные УУД: структурировать учебный материал и давать определение понятиям. Регулятивные УУД: планировать этапы работы, определять ее цель. Коммуникативные УУД: воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы. Личностные УУД: строить рассуждения, сравнивать, делать выводы. | Уметь объяснять необходимость знаний о разнообразии растений для понимания их роли в природе и жизни человека. | Текущий | §17, в.1-6, з.38 р.т., инд. инф. проект | |
25 | Водоросли. Лабораторная работа № 6 "Изучение строения водорослей". | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Познакомить с многообразием и особенностями строения водорослей. Продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием, различными источниками информации. | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом. Выполняют лабораторную работу, делают выводы. | Одноклеточные водоросли. Хроматофор. Хлорелла. Хламидомонада. | Иметь представление о водорослях, их разнообразии, строении и жизнедеятельности. | Познавательные УУД: работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации Регулятивные УУД: планировать этапы работы, определять ее цель. Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, учиться эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Личностные УУД: потребность в объективной оценки своей работы | Уметь объяснять необходимость изучения водорослей для понимания многообразия живой природы. | Текущий | §18, с.93-96, в.1-4, | |
26 | Многообразие и роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Продолжить формирование знаний о многообразии водорослей, особенностях их строения. Раскрыть роль в природе и жизни человека; необходимости их охраны. | Знакомятся с многообразием водорослей, объясняют их роль в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей. | Многоклеточные зеленые, бурые, красные водоросли. Ламинария. | Иметь представление о многообразии и роли водорослей в природе , жизни человека. | Познавательные УУД: структурировать учебный материал и давать определение понятиям Регулятивные УУД: планировать этапы работы, определять ее цель. Коммуникативные УУД: воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы Личностные УУД: применение полученных знаний в практической деятельности. | Уметь объяснять необходимость знаний о многообразии водорослей для их охраны и использовании в жизни человека | Текущий | §18, с.96-101, в. 4-11 | |
27 | Лишайники. | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Сформировать знания о лишайниках как симбиотических организмах; познакомить с их многообразием и ролью в природе и жизни человека. | Выявляют особенности строения лишайников. Определяют понятия "лишайники ", "накипные лишайники", "листоватые лишайники", "кустистые лишайники". Объясняют роль лишайников в природе и жизни человека. | Кустистые, листоватые и накипные лишайники. | Иметь представление о лишайниках как симбиотической группе организмов. Знать значение лишайников в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы. Регулятивные УУД: организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки. Коммуникативные УУД: воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы Личностные УУД: потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих. | Уметь объяснять необходимость знаний о строении, размножении и особенностях лишайников для понимания их роли в природе и деятельности человека | Текущий | §19, в.1-7, з.67 р.т | |
28 | Мхи. Лабораторная работа №7 "Изучение внешнего строения мхов." | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Сформировать знания о строении и многообразии мхов, их роли в природе и жизни человека. Продолжить формирование понятий высшие и низшие споровые растения. высших споровых растений | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Объясняют роль мхов, в природе и жизни человека | Мох. Спора. Высшее споровое растение. Сперматозоид. Яйцеклетка. | Иметь представление о особенностях строения и многообразии мхов. Знать значение мхов в природе и жизни человека. Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ в кабинете биологии. | Познавательные УУД: работать с различными видами лабораторного оборудования, гербарными образцами, изобразительной наглядностью. Проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации. Регулятивные УУД: работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму. Коммуникативные УУД: работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Личностные УУД: применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы | Уметь объяснять необходимость знаний о многообразии мхов и их свойствах для их охраны и рациональном использовании в хозяйственной деятельности | Текущий | §20, в.1-5, з.70 р.т. | |
29 | Папоротники, хвощи, плауны. Лабораторная работа № 8 "Изучение внешнего строения папоротника" | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Познакомить с особенностями строения папоротников, хвощей и плаунов, с признаками их более высокой организации по сравнению с мхами, с ролью в природе, практическим значением в жизни человека, их охраной. | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека. Объясняют необходимость природоохранных мероприятий. | Вайи. Корневище. Спорангии. Плаун. Хвощ. Папоротник. | Иметь представление о строении папоротников ,о многообразии высших споровых растений. Знать значение споровых растений в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. Регулятивные УУД: организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки. Коммуникативные УУД: воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы. Личностные УУД: потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих | Уметь объяснять необходимость знаний о строении и многообразии папоротников, хвощей и плаунов для их охраны и практическом использовании. | Текущий | § 21, в.1-5 | |
30 | Голосеменные растения. | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Сформировать знания о голосеменных как высших семенных растениях. Познакомить с характерными особенностями, многообразием, роль в природе и практической деятельности человека. | Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека. | Голосеменные. Семя. Высшие семенные растения. Хвойные. женская шишка. Мужская шишка. Фитонциды. | Иметь представление о строении и многообразии голосеменных растений и их классификации. Знать значение голосеменных растений в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: структурировать учебный материал и давать определение понятиям Регулятивные УУД: планировать этапы работы, определять ее цель. Коммуникативные УУД: эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы, воспринимать устную форму информации Личностные УУД: применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы | Уметь объяснять необходимость знаний о строении и многообразии голосеменных растений для их охраны и практическом использовании. | Текущий | §22, в.1-6 | |
31 | Голосеменные растения. Лабораторная работа № 9 "Изучение внешнего строения хвои, шишек хвойных" | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Закрепить знания о голосеменных как высших семенных растениях. Изучить особенности внешнего строения хвои, шишек хвойных. Продолжить формировать умения работать с лабораторным оборудованием. | Выполняют лабораторную работу. Знакомятся с особенностями внешнего строения хвои, шишек хвойных растений. Сравнивают, делают выводы на основе сравнения. | Голосеменные. Семя. Высшие семенные растения. Хвойные. женская шишка. Мужская шишка. | Иметь представление о многообразии голосеменных растений, особенностях внешнего строения хвои, шишек хвойных растений. | Познавательные УУД: работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации. Регулятивные УУД: работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму. Коммуникативные УУД: работать в малых группах, эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Личностные УУД: применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы | Уметь объяснять необходимость знаний о строении и многообразии голосеменных растений для их охраны и практическом использовании. | Текущий | Пов. §22 | |
32 | Покрытосеменные растения. Лабораторная работа № 10 "Изучение органов цветкового растения" | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Сформировать знания о покрытосеменных как самостоятельной высокоорганизованной и господствующей в настоящее время на Земле группе растений. Раскрыть роль в природе и жизни человека. | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека. | Покрытосеменные или цветковые растения. Цветок. Плод. Кустарники. Травы. Однолетние, двулетние, многолетние растения. | Иметь представление об особенностях строения покрытосеменных, многообразии, роли в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов; работать с понятийным аппаратом; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы Регулятивные УУД: планировать этапы работы, определять ее цель. Коммуникативные УУД: воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы Личностные УУД: уважительное отношение к одноклассникам и учителю. | Уметь объяснять необходимость знаний о многообразии покрытосеменных и особенностях их строения для понимания причин их широкого распространения и господства в растительном мире. | Текущий | §23, в.1-3, з.77 р.т. | |
33 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Познакомить с методами изучения древних растений, основными этапами развития растительного мира. Подвести к выводу об изменении и развитии растительного мира. | Определяют понятия: "палеонтология", "палеоботаника", "риниофиты". Характеризуют основные этапы развития растительного мира. Приводят доказательства того, что многообразие растительного мира - результат длительного исторического развития. | Палеонтология. Палеоботаника. Риниофиты | Иметь представление об основных этапах эволюции растительного мира на Земле, об усложнении организации растений в процессе их эволюции. Знать роль древних Папоротникообразных в образовании каменного угля. | Познавательные УУД: работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. Регулятивные УУД: организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки. Коммуникативные УУД: воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы. Личностные УУД: потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих. | Уметь объяснять необходимость знаний об эволюции растительного мира для понимания особенностей современного состояния растительности и ее рационального использования. | Текущий | §24, в.1-7 | |
34 | Обобщающий урок по теме "Царство Растения" | Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности | Обобщить и систематизировать знания многообразии растений, особенностях их строения, роли в природе и жизни человека. | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, сети Интернет, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую. | Высшие и низшие растения. Споровые и семенные. | Знать особенности строения и характерные признаки низших и высших растений, роль в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Коммуникативные УУД: осуществлять само - и взаимоконтроль. Личностные УУД: осознание качества и уровня усвоения. | Уметь объяснять необходимость знаний о многообразии царств живой природы для понимания в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. | Промежуточный | | |
35 | Обобщение знаний по курсу " Бактерии. Грибы Растения" Летние задания. | Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности | Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обобщённых понятий . Познакомить с заданиями на лето, правилами выполнения и оформления заданий | Сравнивают представителей разных царств организмов, устанавливают черты сходства и различия, делают выводы на основе сравнения. Знакомятся с летними заданиями. | Царство Бактерий. Царство Грибов. Царство растений. | Знать царства живой природы; особенности строения и многообразие представителей различных царств, их роль в природе и жизни человека. Уметь сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения. | Познавательные УУД: структурировать найденную информацию в нужной форме. Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий Коммуникативные УУД: коллективное обсуждение, продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Личностные УУД: формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения | Уметь объяснять необходимость знаний о многообразии царств живой природы для понимания в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. | Текущий | Летние задания. | |
Планируемые результаты изучения учебного курса.
В результате обучения биологии в 5 классе ученик научится:
составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
получать биологическую информацию из разных источников;
определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;
анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;
сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;
оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.
определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «Экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды»;
работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей;
давать общую характеристику царствам Бактерии и Грибы;
отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
находить отличия съедобных грибов и ядовитых;
объяснять роль бактерий и грибов и растений в природе и жизни человека.
давать общую характеристику растительного царства;
давать характеристику основных группам растений;
объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Ученик получит возможность учиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
• выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценно-
сти жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках,
анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
• выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой
ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой при
роды);
• находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках,
анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
• выполнять творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Кабинет биологии оснащен с учётом содержания современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе. Кабинет биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, устройства для хранения учебного оборудования. Кабинет имеет паспорт, каталог оборудования, оснащен современными технические средствами обучения (интерактивная доска, DVD-плеер, видеомагнитофон, телевизор). В кабинете имеются средства обучения, которые используются в соответствии с действующими учебниками и программами: таблицы, альбомы, раздаточный материал, DVD-диски, компакт-диски, кассеты с видеофильмами, компьютерные программы. Создан банк дидактических и методических материалов, мультимедийных приложений, разработанных учителем и обучающимися. Кабинет имеет книжный фонд, содержащий учебники, хрестоматии, книги для чтения, сборники вопросов и заданий по отдельным курсам биологии; методические руководства; литературу справочного характера: словари, научно-популярную литературу, энциклопедии. Имеются картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, тематическая картотека, содержащая индивидуальные и групповые задания.
Учебное оборудование по биологии включает: натуральные объекты (живые растения и препарированные животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии); приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, приборы по физиологии, посуда и принадлежности); средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал); муляжи и модели (объёмные, рельефные, модели-аппликации); экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия и пр.); технические средства обучения — проекционную аппаратуру (интерактивная доска, видеомагнитофон, телевизор); учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты и др.).
Специфика курса биологии требует использования оборудования для ознакомления учащихся с живой природой, методами биологической науки. Поэтому лабораторный инструментарий, оборудование для проведения наблюдений и постановки опытов присутствуют в кабинете биологии.
Использование ТСО на уроках регламентируется гигиеническими нормативами. Так, продолжительность демонстрации экранных средств обучения на уроке не должна превышать 20—30 мин, а в течение недели таких уроков может быть не более шести.
Каждое средство обучения обладает определёнными возможностями и дополняет другие средства, не заменяя их полностью. Сочетание комплексных средств обучения усиливает всестороннее воздействие на обучающихся, способствует созданию проблемной ситуации и исследовательскому поиску её решения, развитию умственной деятельности учащихся, самостоятельности, выработке необходимых умений и навыков.
Список методической литературы по предмету
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание
после 2012 г. ;
2.Пасечник В В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
3.Пасечник ВВ. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
4.Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. — М.: Дрофа, любое издание.
Литература для учителя
1.Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание
после 2012 г. ;
2.Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
3.Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
4.Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. — М.: Дрофа, любое издание.
5.Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М.В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. — М., Дрофа, 2012г
6. Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике. – М.: Творческий центр, 2000.
7. Биология. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г. – М.: Центр тестирования Минобразо
вания России, 2005.
8. Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. Биология. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007.
9. ЕГЭ 2011 – 2012: Биология: реальные варианты / авт.-сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
10. Сборник тестов с разноуровневыми заданиями по разделу биологии «Растения». – Тамбов: ТОИПКРО, 1996.
11. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике: для учащихся 5 – 6 классов. – М.: Просвещение, 1985.
12.Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7 класс.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.:Дрофа,2010
13.Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991
14.Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 5 кл) М., Экзамен, 2010.
15.Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1999.
16. Интернет ресурсы.
Литература для обучающихся
Журнал «Биология для школьников».
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах: Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера – 2-е изд. Стереотип. – М.; Мир, 1996.
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"
Чебышев Н.В. и др. Биология: Пособие для поступающих в ВУЗы. Том 1, 2. – М.: ООО "Издательство Новая Волна", 1998. –
413 с.
Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 3 – М., Аванта +, 1997
Ярыгин В.Н. Биология.- М.: Издательство "Медицина" 1987.- 446 с.
Электронные издания:
Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик
РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов.
ООО «Меридиа
CD «Биология. Живой организм: Электронное приложение.5 класс»
СD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» – М.: Просвещение, 2001.
8. Интернет – ресурсы.