Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы основного общего образования по биологии , учебного плана школы на 2016-2017 у.г. , и программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник /М. Дрофа. 2016
Место курса «Биология» 6 класс в учебном плане.
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МОУ «СОШ № 99»».
Данная программа рассчитана на 1 год – 6 класс. Общее число учебных часов в 6 классе - 34 часа (1ч в неделю).
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 6 классе.
Деятельность школы в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих результатов:
Личностные результаты:
-
воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
-
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
-
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
-
формирование личностных представлений о целостности природы,
-
формирование толерантности и миролюбия;
-
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
-
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
-
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
-
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты:
-
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
-
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами являются:
-
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
-
выделение существенных признаков биологических объектов;
-
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
-
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
-
различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;; опасных для человека растений;
-
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
-
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
-
знание основных правил поведения в природе;
-
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
-
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
-
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере:
Ученик научится:
-
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
-
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
-
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
-
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
-
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
-
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
-
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
-
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
-
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
-
• находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
-
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС»
(34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений (12часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Раздел 3. Классификация растений (5 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Раздел 4. Природные сообщества (2 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Резерв времени — 1 час.
Календарно-тематическое планирование |
Номер п/п | Дата планируемая | Дата фактическая | Наименование раздела темы и тема урока | Кол-во часов | Лабораторные работы, практические работы, экскурсии |
| | | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 14 | |
1 | | | Строение семян двудольных растений. | | Л/р №1. «Изучение строение семян двудольных растений». Л/р №2. «Изучение строение семян однодольных растений». |
2 | | | Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. | | Л/р № 3«Виды корней. Типы корневых систем». |
3 | | | Зоны корня | | Л/р № 4«Корневой чехлик и корневые волоски». |
4 | | | Условия произрастания и видоизменение корней. | | |
5 | | | Побег и почки. Рост и развитие побега. | | Л/р № 5«Строение почек. Расположение почек на стебле» |
6 | | | Внешнее строение листа. | | |
7 | | | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. | | |
8 | | | Строение стебля. Многообразие стеблей. | | Л/р № 6«Внутреннее строение ветки дерева». |
9 | | | Видоизменённые побеги. | | Л/р № 7«Изучение видоизменённых побегов (корневище, клубень, луковица) |
10 | | | Строение цветка. | | Л/р № 8 «Строение цветка. Различные виды соцветий». |
11 | | | Соцветия. | | Л/р № 9 «Строение цветка. Различные виды соцветий». |
12 | | | Плоды и их классификация. | | Л/р № 10 «Ознакомление с сухими и сочными плодами». |
13 | | | Распространение плодов и семян | | |
14 | | | Обобщение по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | | |
| | | Жизнь растений | 12 | |
15 | | | Минеральное питание растений. | | |
16 | | | Фотосинтез. | | |
17 | | | Дыхание растений. | | |
18 | | | Испарение воды. Листопад. | | |
19 | | | Передвижение воды и питательных веществ в растении. | | Л/р №11. «Передвижение воды и минеральных веществ по побегу растения |
20 | | | Прорастание семян. | | Л/р №12. «Определение всхожести семян растений и их посев». |
21 | | | Способы размножения растений. | | |
22 | | | Размножение споровых растений. | | |
23 | | | Размножение голосеменных растений. | | |
24 | | | Размножение покрытосеменных растений. | | |
25 | | | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. | | Л/р №13. «Вегетативное размножение комнатных растений». |
26 | | | Обобщающий урок по теме «Жизнь растений» | | |
| | | Классификация растений | 5 | |
27 | | | Систематика покрытосеменных растений. | | |
28 | | | Класс двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. | | Л/р №13. «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений». |
29 | | | Семейства Паслёновые и Мотыльковые, Сложноцветные (Астровые). | | |
30 | | | Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые). | | |
31 | | | Важнейшие сельскохозяйственные растения. | | |
| | | Природные сообщества | 2 | |
32 | | | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. | | |
33 | | | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. | | |
34 | | Резерв | | | |