СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка календаро- тематического планирования по биологии для 6 класса к линии учебников"Линия жизни".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 6 а класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы Пасечника В.В и др. Биология, 6 класс - М.: Просвещение, 2018 в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Разработанная рабочая программа реализуется по учебникам: Пасечник В. В, Суматохин С. В, Калинова Г. С, Гапонюк З. Г. Биология. 5-6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / под. ред. В. В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2018; Пасечник В. В, Суматохин С. В, Калинова Г. С, Биология. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / под. ред. В. В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2018, рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю) и направлена на базовый (общеобразовательный) уровень изучения предмета.

Согласно основной образовательной программе основного общего образования и учебному плану образовательной организации, на изучение учебного предмета «Биологии» в 7 классе отведён 1 час. Для полного прохождения программы в 7 классе, учитывая меньший объём материала в 6 классе, часть учебного материала 7 класса изучается в 6 классе.

В целях улучшения знаний, умений и навыков в практической деятельности учащихся в программу были внесены изменения за счёт использования резервного времени:

В разделе ««Жизнедеятельность организмов» добавлена тема:

Лабораторная работа № 1. «Вегетативное размножение комнатных растений».

В разделе «Строение и многообразие покрытосеменных растений» добавлены темы:

Лабораторная работа №2 «Строение семян двудольных и однодольных растений».

Лабораторная работа №7 «Строение клубня, корневища и луковицы».


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные:

  • формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

  • формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Личностные:

  • Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

  • Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  • Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях


К концу 6 класса в результате освоения программы ученик научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

  • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

  • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.


Ученик получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
















Содержание учебного предмета

Биология, 6А класс


Жизнедеятельность организмов (17 часов)


Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ. Составные компоненты обмена веществ. Использование энергии организмами.

Питание. Способы питания организмов. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Почвенное питание растений. Корень, его строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Удобрения минеральные и органические. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Меры охраны природной среды.

Фотосинтез Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха.

Гетеротрофное питание. Питание животных. Способы добычи пищи животными. Растительноядные животные. Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и добывания пищи. Хищные растения.

Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Значение кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных. Газообмен между организмом и средой.

Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Применение знаний о дыхании при выращивании и хранении растений.

Передвижение веществ у растений. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ. Запасание веществ. Защита растений от повреждений.

Передвижение веществ у животных. Кровь, её состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы.

Образование конечных продуктов обмена веществ. Выделение из организма продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений. Листопад. Удаление продуктов обмена веществ у животного через жабры, кожу. Лёгкие, почки.

Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Способы размножения. Бесполое размножение растений и животных. Особенности полового размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок – орган полового размножения растений. Его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития.

Рост и развитие – свойство живых организмов. Индивидуальное развитие. Причины роста организмов.

Демонстрации: Таблицы и модели: «Методы познания живой природы», «Строение и функции корня», «Бактерии», «Грибы» «Растительноядные животные», «Хищные животные», «Хищные растения», «Строение листа», «Фотосинтез», «Дыхание растений», «Дыхание животных», «Передвижение веществ по стеблю», «Строение кровеносной системы животных», «Строение сердца», «Выделительная система животных». Таблицы и модели: «Бесполое (вегетативное) размножение», «Половое размножение», «Рост и развитие растений»,

Лабораторная работа № 1. «Вегетативное размножение комнатных растений»

Строение и многообразие покрытосеменных растений (18 часов)

       Разнообразие и строение семени. Особенности строения семени однодольного и двудольного растения. Биологическая роль семени

Функции корня. Виды корней. Строение корня, зоны корня. Влияние условий среды на рост и развитие корня. Видоизменения корней.

Побег. Листорасположение. Значение побега в жизни растений. Виды и строение почек. Рост и развитие побега. Управление ростом и развитием побега. Видоизменение побегов: корневище, клубень, луковица.

Стебель как часть побега. Строение стебля. Разнообразие стеблей. Значение стебля.

Основные функции листа. Разнообразие листьев по величине, форме, окраски. Внешнее строение листа: форма, расположение н стебле, жилкование. Строение кожицы листа и её функции. Строение и роль устьиц. Видоизменение листьев.

Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.

      Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений; культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания.
Таблицы и модели: « Строение семени двудольного растения». «Строение семени однодольного растения», «Строение генеративной и вегетативной почки», «Строение кожицы листа», «Цветок вишни», «Цветок капусты», «Цветок пшеницы».

Лабораторная работа № 2. «Строение семян двудольных и однодольных растений».

Лабораторная работа № 3 «Стержневая и мочковатая корневые системы».

Лабораторная работа № 4 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

Лабораторная работа № 5 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».

Лабораторная работа №6 «Строение кожицы листа».

Лабораторная работа №7 «Строение клубня, корневища и луковицы».

Лабораторная работа №8 «Классификация плодов».

Систематизация и обобщение понятий изученного курса. Подведение итогов за год. Летние задания.















Тематическое планирование

урока

Изучаемая тема

Характеристика деятельности учащихся

Универсальные учебные действия


Жизнедеятельность организмов (17 часов)

Обмен веществ – главный признак жизни.

Выделяют существенные признаков обмена веществ. Обосновывают значения энергии для живых организмов. Составляют схемы «Обмен веществ». Доказывают родство и единство органического мира

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью.

Познавательные: вычитывать все уровни текстовой информации, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текста в схему)

Питание бактерий, грибов и животных.

Выделяют существенные признаки питания организмов. Объясняют роль питания в процессах обмена веществ.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы.

Регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя; работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: определять возможные источники необходимых сведений.

Питание бактерий и грибов.

Выделяют существенные признаки питания грибов и бактерий. Объясняют роль бактерий и грибов в природе.

Коммуникативные: формировать навыки интегрирования в группу сверстников и строить взаимодействие с одноклассниками.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, работать по плану.

Познавательные: выделять качественные характеристики объектов, преобразовывать текстовую информацию в форму таблицы.

Питание животных. Растительн6оядные животные.

Определяют особенности питания и способов добычи пищи растительноядными животными.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действия с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; формулировать выводы, адекватные полученным результатам.

Плотоядные и всеядные животные.

Определяют особенности питания и способов добычи пищи плотоядными и всеядными животными. Различают животных по способам добывания пищи.

Коммуникативные: формировать навыки интегрирования в группу сверстников и строить взаимодействие с одноклассниками.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, работать по плану.

Познавательные: выделять качественные характеристики объектов, преобразовывать текстовую информацию в форму таблицы

Почвенное питание растений. Удобрения.

Работают с учебником и электронным приложением, работают с терминами, проводят лабораторный опыт «Поглощение воды корнем». Объясняют необходимости пополнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.

Коммуникативные: формировать навыки эффективного сотрудничества, продуктивной кооперации.

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью.

Познавательные: анализировать, выделять основную и второстепенную информацию; выделять существенные и несущественные признаки.


Фотосинтез.

Работают с учебником и электронным приложением. Выявляют приспособления у растений и условий протекания фотосинтеза. Составляют схему «Фотосинтез». Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной и групповой работы; осуществлять исследовательскую деятельность.

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью.

Познавательные: сравнивать, анализировать, преобразовывать информацию в форму схемы

Дыхание растений.

Выделяют существенные признаков дыхания. Определяют значение дыхания в жизни организмов. Ставят биологический эксперимент по изучению процесса дыхания растений и объясняют его результат.

Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности, распределять роли в группе.

Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, работать по плану.

Познавательные: составлять рассказ по алгоритму рассуждения, обобщать, сравнивать, классифицировать

Дыхание животных.

Объясняют роль дыхания в обмене веществ. Определяют роль кислорода в процессе дыхания. Определяют черты сходства и различия в процессах дыхания у растительных и животных организмов.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы.

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью.

Познавательные: анализировать, сравнивать, выявлять причины и следствия простых явлений.

Передвижение веществ у растений.

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях.

Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности, распределять роли в группе.

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью.

Познавательные: составлять рассказ по алгоритму рассуждения, сравнивать, классифицировать, делать выводы

Передвижение веществ у животных.


Объясняют особенности передвижения веществ в организме животных. Определяют значение передвижения веществ в жизни организмов.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, работать по плану.

Познавательные: определять источники возможных сведений, составлять рассказ по алгоритму рассуждения, преобразовывать текст в схему.

Выделение у растений.


Определяют существенные признаки выделения. Объясняют роль выделения в процессе обмена веществ. Определяют значение выделения в жизни организмов.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, работать по плану.

Познавательные: составлять рассказ по алгоритму рассуждения, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

Выделение у животных.


Определяют существенные признаки выделения. Объясняют роль выделения в процессе обмена веществ.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы.

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью.

Познавательные: составлять рассказ по алгоритму рассуждения, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение


Определяют значение размножения в жизни организмов. Объясняют роль бесполого размножения. Составляют схему «Виды бесполого размножения»

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы.

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану.

Познавательные: сравнивать, классифицировать, делать выводы, преобразовывать информацию из текста в схему

Лабораторная работа № 1. «Вегетативное размножение комнатных растений»


Проводят биологические исследования и объясняют их результаты. Соблюдают правила техники безопасности при выполнении работы.

Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности, формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью.

Познавательные: составлять рассказ по алгоритму рассуждения, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

Половое размножение.

Определяют значение размножения в жизни организмов. Определяют особенности и преимущества полого размножения.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы.

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану.

Познавательные: сравнивать, классифицировать, делать выводы, преобразовывать информацию в рисунок

Рост и развитие - свойства живых организмов.

Объясняют особенности процессов роста и развития у растительных и животных организмов. Определяют возраст деревьев по годичным кольцам.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы.

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану.

Познавательные: сравнивать, классифицировать, делать выводы, преобразовывать текст в таблицу.



Строение и многообразие покрытосеменных растений (18часов)


Строение семян.


Изучение особенностей строения семян, выявление общих и отличительных признаков в строении семян.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной и групповой работы;

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью.

Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты.

Лабораторная работа №2

«Строение семян двудольных и однодольных растений».


Проводят биологические исследования и объясняют их результаты.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действия с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; формулировать выводы, адекватные полученным результатам.

Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа № 3 «Стержневая и мочковатая корневые системы».

Определяют виды корней, типы корневых систем и видоизменения корней; выявляют взаимосвязь особенностей строения клеток различных зон корня с выполняемой функцией. Проводят биологические исследования и объясняют их результаты.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной и групповой работы;

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью.

Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; самостоятельно работать с иллюстрациями учебника

Видоизменения корней.

Изучают видоизменения корней; объясняют взаимосвязь типа корневой системы и видоизменениями корней с условиями среды.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной и групповой работы;

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью.

Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; самостоятельно работать с иллюстрациями учебника.

Побег и почки. Лабораторная работа № 4

«Строение почек. Расположение почек на стебле».

Изучают понятия: «побег», «почки вегетативные и генеративные»; знакомятся с типами листорасположения; объясняют, как распознавать вегетативные и генеративные почки, их расположение на стебле; на основе наблюдений за развитием побега раскрывают сущность процессов роста и развития. Проводят биологические исследования и объясняют их результаты.

Коммуникативные: выявлять проблему, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации для её разрешения.

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану.

Познавательные:

анализировать и синтезировать знания, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать и обосновывать гипотезы, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы.

Строение стебля.

Приводят примеры разнообразных видов стеблей. Устанавливают взаимосвязь особенностей строения стебля в связи с выполняемыми им функциями.

Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности, распределять роли в группе.

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану.

Познавательные: сравнивать, классифицировать, делать выводы.

Внешнее строение листа. Лабораторная работа № 5 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».

Распознают листья по форме. Определяют тип жилкования. Различают простые и сложные листья, черешковые и сидячие, листорасположение. Проводят биологические исследования и объясняют их результаты.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действия с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; формулировать выводы, адекватные полученным результатам.

Клеточное строение листа.

Лабораторная работа №6

«Строение кожицы листа».

Устанавливают и объясняют связь особенностей строения клеток с выполняемой ими функцией. Проводят биологические исследования и объясняют их результаты. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённом в учебнике изображением.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной и групповой работы; проявлять интерес к исследовательской деятельности.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью.

Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; самостоятельно работать с иллюстрациями учебника

Видоизменения побегов.

Определяют особенности видоизменения побегов. Сравнивают увиденное с приведённым в учебнике изображениями. Делают выводы.

Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности, распределять роли в группе.

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану.

Познавательные: сравнивать, классифицировать, делать выводы

Лабораторная работа №7 «Строение клубня, корневища и луковицы».

Проводят биологические исследования и объясняют их результаты.

Коммуникативные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, уметь слушать, обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью.

Познавательные: анализировать, сравнивать, производить измерения и вычисления, преобразовывать информацию.

Строение и разнообразие цветков.

Изучают цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений; выявляют биологического значения главных частей цветка – пестика и тычинки; знакомятся с наиболее распространенными соцветиями и плодами.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной и групповой работы;

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью.

Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; самостоятельно работать с иллюстрациями учебника

Соцветия.

Определяют виды соцветий. Различают на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. Сравнивают увиденное с приведённым в учебнике изображении.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы.

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану.

Познавательные: сравнивать, делать выводы, логически рассуждать.

Плоды. Лабораторная работа №8 «Классификация плодов».

Определяют типы плодов. Объяснять взаимосвязь типа плодов со способом распространения плодов и семян.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной и групповой работы;

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью.

Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; самостоятельно работать с иллюстрациями учебника

Размножение покрытосеменных растений.

Изучают особенностей полового размножения покрытосеменных растений и образования у них семян и плодов

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной и групповой работы;

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью.

Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; самостоятельно работать с иллюстрациями учебника

Классификация покрытосеменных растений.

Выделяют признаки двудольных и однодольных растений. Сравнивают представителей разных групп растений, определяют черты сходства и различий, делают выводы на основе сравнений.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, работать по плану.

Познавательные: составлять рассказ по алгоритму рассуждения, сравнивать, классифицировать, делать выводы

Класс Двудольные.

Выявляют отличительные признаки растений семейств крестоцветных, розоцветных, паслёновых, мотыльковых, бобовых, сложноцветных; определяют хозяйственное значение изученных растений.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной и групповой работы;

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью.

Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; самостоятельно работать с иллюстрациями учебника

Класс Однодольные.

Знакомятся с отличительными признаками и многообразием растений семейств лилейных и злаков, их биологическими особенностями; выясняют хозяйственное значение изученных растений.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной и групповой работы;

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; работать по плану, сверять свои действия с целью.

Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; самостоятельно работать с иллюстрациями учебника

Обобщающий урок – проект.

Находят информацию о видовом разнообразии живой природы, используя различные источники, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе индивидуальной работы.

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности, работать по плану.

Познавательные: сравнивать, делать выводы, логически рассуждать.







Приложение №2





Контрольно – измерительные материалы

Лабораторный практикум.

Лабораторная работа № 1. «Вегетативное размножение комнатных растений»

Лабораторная работа № 2. «Строение семян двудольных и однодольных растений».

Лабораторная работа № 3 «Стержневая и мочковатая корневые системы».

Лабораторная работа № 4 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

Лабораторная работа № 5 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».

Лабораторная работа №6 «Строение кожицы листа».

Лабораторная работа №7 «Строение клубня, корневища и луковицы».

Лабораторная работа №8 «Классификация плодов».
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!