СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа составлена в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»

Календарно- тематическое планирование


п/п

Раздел/тема


Количество

часов


Вид деятельности


Дата проведения

по плану по факту

Введение (1 ч)

1

Организм — единое целое.

1

Устанавливать взаимосвязь клеток и тканей.

Называть и определять органы и системы органов растительного и животного организмов.

Приводить примеры взаимосвязи органов и систем органов в организме. Высказывать предположения о последствиях нарушения целостности организма, повреждения тканей и органов, взаимосвязи органов и систем органов растений и животных



Органы и системы органов живых организмов (11 ч)

2

Органы и системы органов растений. Побег.

1

Называть составные части побега. Описывать строение побега и почек. Сравнивать вегетативные и генеративные почки.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения побега и его функциями



3

Строение побега и почек. Лабораторная работа №1 «Строение побега и почек»

1

Исследовать строение побега на натуральных объектах.

Распознавать части побега, вегетативные и генеративные почки.

Устанавливать связь строения вегетативных и генеративных почек с их функциями.

Делать выводы о значении побега, роли почек в жизни растения.

Использовать ресурсы электронного приложения для извлечения необходимой информации.

Демонстрировать умение пользоваться лупой в процессе лаборатор- ной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием



4

Строение и функции стебля. Лабораторная работа №2 «Строение и функции стебля»

1

Описывать внутреннее строение стебля, его функции.

Определять возраст дерева по спилу. Объяснять причины образования годичных колец и роста стебля в длину, толщину.

Прогнозировать последствия обрезки деревьев, повреждения коры плодовых деревьев.

Высказывать своё мнение о бережном отношении к деревьям.

Исследовать строение стебля в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием



5

Внешнее строение листа. Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение листа.»

1

Называть и определять части листа.

Различать простые и сложные листья.

Характеризовать типы листорасположения.

Определять типы листорасположения на натуральных объектах.

Анализировать, сравнивать строение листа, используя натуральные объекты.

Проводить наблюдения с помощью увеличительных приборов в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием



6

Клеточное строение листа.

1

Описывать строение кожицы и мякоти листа.

Объяснять взаимосвязь строения клеток и выполняемых ими функций.

Различать световые и теневые листья.

Исследовать строение кожицы листа на микропрепаратах.

Фиксировать результаты наблюдений



7

Строение и функции корня. Лабораторная работа № 4 «. Строение и функции корня.»

1

Называть зоны корня, их функции.

Распознавать типы корневых систем, боковые и придаточные корни.

Устанавливать связь строения и функций зон корня.

Применять на практике знания о зонах корня, корневых волосках. Исследовать зоны корня на микропрепаратах в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием



8

Видоизменения надземных побегов.

1

Называть видоизменённые надземные побеги, приводить примеры.

Устанавливать причины разнообразия побегов на основе наблюдений взаимосвязи строения надземных побегов с условиями среды обитания. Использовать гербарные экземпляры, живые объекты, дополнительные источники информации при подготовке сообщения о разнообразии побегов. Оценивать значение разнообразия растений для сохранения природы родного края



9

Видоизменения подземных побегов и корней. Лабораторная работа № 5 «Видоизменения подземных по¬бегов и корней»

1

Называть видоизменения подземных побегов и корней.

Устанавливать признаки сходства надземных и подземных побегов.

Наблюдать видоизменённые побеги и корни.

Объяснять особенности их строения в связи с приспособленностью к условиям среды обитания.

Определять видоизменённые подземные побеги на натуральных объектах в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием



10-11

Органы и системы органов животных.

2

Называть системы органов животных.

Определять функции систем органов.

Обосновывать важность взаимосвязи всех систем органов для обеспечения целостности организма.

Объяснять наличие наружного и внутреннего скелетов, замкнутой и незамкнутой кровеносных систем, примитивное и сложное строение нервной системы с позиций идеи об эволюции органического мира



12

Обобщающий урок.

1

Сравнивать и классифицировать листья, корневые системы, видоизменённые побеги.

Связывать строение листа, стебля, корня, органов и систем органов животных с выполняемыми функциями. Обосновывать значение органов и систем органов для обеспечения процессов жизнедеятельности многоклеточного организма.

Доказывать единство растительного и животного мира, используя информацию разных источников



Строение и жизнедеятельность живых организмов (23 ч)

13

Движение живых организмов.

1

Называть и описывать способы передвижения некоторых одноклеточных организмов.

Приводить примеры движения органов растений.

Обосновывать необходимость передвижения животных в пространстве. Наблюдать за движением листьев к свету у комнатных растений, способами перемещения животных в различных средах.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о приспособленности органов движения животных к жизни в определённой среде



14

Почвенное питание растений.

1

Определять сущность почвенного питания растений.

Приводить примеры плотоядных и паразитических видов растений.

Объяснять явления, обусловленные корневым давлением, зависимость почвенного питания от условий внешней среды.

Доказывать с помощью эксперимента роль корневого давления в передвижении воды с минеральными веществами



15-16

Фотосинтез — воздушное питание растений.

1

Называть и описывать условия и результаты процесса фотосинтеза. Ставить биологический эксперимент, доказывающий образование крахмала в зелёных листьях на свету, выделение кислорода.

Обосновывать космическую роль зелёных растений.

Выдвигать предположения об условиях, способствующих эффективности фотосинтеза и повышению урожайности растений.

Извлекать и анализировать информацию о фотосинтезе из различных источников



17

Испарение воды листьями. Листопад.

1

Описывать сущность процесса испарения воды листьями.

Выявлять условия, влияющие на интенсивность испарения воды листьями.

Приводить доказательства роли листьев в испарении растений.

Распознавать листопадные и вечнозелёные растения, приводить примеры, используя гербарные экземпляры, рисунки



18

Питание животных.

1

Называть и описывать отделы пищеварительной системы животных. Выявлять существенные признаки растительноядных, хищных, паразитических животных, приводить примеры.

Обосновывать связь кровеносной и дыхательной систем с процессом пищеварения



19

Питание бактерий и грибов.

1

Называть и описывать способы питания бактерий и грибов, приводить примеры.

Объяснять роль в природе бактерий и грибов как разрушителей органического вещества.

Сравнивать автотрофные и гетеротрофные, сапротрофные и паразитические формы среди бактерий и грибов.

Обосновывать биосферное значение цианобактерий, бактерий-азотфиксаторов, раскрывать роль микоризы



20

Дыхание растений, бактерий и грибов.

1

Определять сущность процесса дыхания.

Сравнивать дыхание и фотосинтез, дыхание и брожение, устанавливать взаимосвязь этих процессов.

Обосновывать значение знаний о процессах дыхания и брожения для практической деятельности человека



21

Дыхание и кровообращение животных.

1

Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и кровообращения у животных.

Описывать круги кровообращения, строение органов дыхания животных в связи со средой обитания.

Приводить примеры животных, органы дыхания которых представлены жабрами, трахеями, лёгкими



22

Транспорт веществ в организме.

1

Сравнивать проводящую систему растений и кровеносную систему животных, делать выводы о при- чинах их сходства.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций проводящей системы растений и транспортной системы животных.

Доказывать с помощью биологического эксперимента передвижение воды и минеральных веществ по сосудам древесины, а органических веществ — по ситовидным трубкам коры.

Приводить примеры холоднокровных и теплокровных животных



23

Выделение. Обмен веществ.

1

Выявлять существенные особенности процесса выделения и обмена веществ.

Устанавливать взаимосвязь пищеварительной, дыхательной, выделительной систем в процессе обмена веществ.

Делать выводы об обмене веществ как характерном признаке живых организмов, зависимости интенсивности обмена веществ от прогрессивного развития кровеносной и дыхательной систем.

Приводить примеры органов выделения животных



24

Размножение организмов. Бесполое размножение.

1

Выявлять существенные отличия бесполого размножения от полового. Называть и описывать различные способы бесполого размножения, приводить их примеры.

Делать выводы о биологическом значении бесполого размножения



25

Вегетативное размножение растений.

1

Называть, описывать и сравнивать разные способы вегетативного размножения растений.

Применять знания в практических ситуациях: размножать растения черенками, луковицами, почками, усами.

Делать выводы о значении вегетативного размножения в природе и жизни человека.

Фиксировать результаты практической работы.

Соблюдать правила поведения в теплице, кабинете биологии



26

Половое размножение растений. Строение цветка. Лабораторная работа № 6 « Строение цветка, завязи»

1

Называть и определять части цветка, соцветия, тычиночные и пестичные цветки, однодомные и двудомные растения.

Выделять главные и второстепенные части цветка, цветки с простым и двойным околоцветником, иллюстрировать их примерами.

Делать выводы о биологическом значении цветка в жизни растения.

Исследовать строение цветка в процессе лабораторной работы, фиксировать её результаты в форме схематических рисунков.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии



27

Опыление.

1

Называть и описывать различные типы опыления, приводить примеры растений, у которых они встречаются, части семени и плода.

Сравнивать строение цветков, пыльцу насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Делать выводы о значении опыления, неразрывной связи растений с их опылителями — животными.

Выявлять основные особенности оплодотворения у цветковых растений. Прогнозировать опасность сокращения численности пчёл, шмелей, других насекомых-опылителей, птиц



28

Оплодотворение у цветковых растений. Плоды и семена. Лабораторная работа № 7 «Разнообразие плодов»

1

Описывать основные особенности оплодотворения у цветковых растений. Сравнивать и классифицировать сочные и сухие, односемянные и многосемянные плоды.

Устанавливать взаимосвязь между цветением, опылением и оплодотворением.

Определять сочные и сухие плоды в процессе выполнения лабораторной работы.

Фиксировать результаты в виде таблиц, рисунков.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии



29

Размножение многоклеточные животных.

1

Описывать способы бесполого размножения животных.

Сравнивать бесполое размножение животных с половым, приводить примеры.

Выявлять основные закономерности развития животных, используя иллюстрации и электронное приложение.

Делать вывод об эволюционном преимуществе животных с внутриутробным развитием



30

Индивидуальное развитие растений.

1

Описывать периоды индивидуального развития растений.

Объяснять роль зародыша семени в развитии растений.

Сравнивать процессы роста и развития растений.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием



31

Индивидуальное развитие животных.

1

Описывать периоды индивидуального развития животных.

Выявлять особенности эмбрионального развития животных.

Сравнивать непрямое и прямое развитие, развитие с полным и неполным превращением



32

Расселение и распространение живых организмов.

1

Описывать различные способы расселения и распространения живых организмов.

Выяснять особенности распространения растений.

Объяснять способность к расселению и освоению новых территорий как общее свойство живых организмов. Понимать причины и значение миграций для животных.

Прогнозировать последствия изменений в природе для распространения живых организмов



33

Сезонные изменения в природе и жизнедеятельность организмов.

1

Устанавливать взаимосвязь между длиной светового дня и приспособительными реакциями живых организмов.

Обосновывать значение листопада, видоизменённых надземных и под- земных побегов, корней для перенесения растениями неблагоприятных сезонных изменений; значение явлений анабиоза, зимнего сна в жизни животных.

Понимать практическое значение фенологических наблюдений.

Наблюдать за сезонными изменениями в природе, описывать, делать выводы



34

Обобщающий урок.

1

Устанавливать взаимосвязь дыхания, фотосинтеза и почвенного питания растений.

Обосновывать участие процессов питания, дыхания, выделения в обмене веществ.

Понимать роль процесса деления клеток для роста и развития организма.

Находить черты сходства в размножении и развитии растений, животных.

Делать выводы о средообразующей роли живых организмов, единстве живого мира



35

Итоговый контроль. Контрольная работа

1

Сравнивать дыхание и фотосинтез, транспорт веществ у растений и животных, способы полового и бесполого размножения.

Понимать сущность и значение опыления и оплодотворения растений.

Обосновывать универсальность для всех живых организмов процессов дыхания, пищеварения, выделения, размножения, развития.

Применять знания о процессах жизнедеятельности живых организмов в практических ситуациях




Итого :

35





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Биология» для 6 класса составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции от 31 декабря 2015 №1577;

  • Федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  • Примерной программы по биологии: Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. — М. : Просвещение, 2011. — 144 с. — ISBN 978-5-09-024748-1


Место предмета в учебном плане

Рабочая программа разработана на 35 часов в год из расчета 1 час в неделю, количество недель – 35 .

Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав которого входит учебник: Учебник. Сухорукова Л.Н. Биология. Живой организм. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.


Цели и задачи курса биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации вызывают определенные особенности развития современных подростков).

Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной


Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и самоопределению личности. Способности к целенаправленной и мотивированной познавательной деятельности.

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

3. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

4. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

5. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

6. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

5. Совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

6. Преобразовывать информацию из одного в другое.

7. Вычитывать все уровни текстовой информации.

8. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

2. Формулировать выводы по теме урока.

3. Взаимодействовать с учителем на уроке

4. Оценивать работу одноклассников

5. Делать сообщения по теме урока

Предметные результаты включают умения специфические для данной области знаний.

1.Определять роль в природе различных групп организмов; 2. Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

3. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания и объяснять причины возникновения приспособлений.

4. Уметь использовать биологические знания в быту.

5. Различать основные группы живых организмов.

6. Определять основные органы растений.

7. Соблюдать и объяснять правила поведения в природе.

8. Различать съедобные и ядовитые цветковые растения и грибы своей местности.

9. Объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.

10. Различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений.


Содержание программы 6 класс 35 часов.

  1. Введение (1 ч)

Растения. Процессы жиз­недеятельности: обмен ве­ществ и превращение энер­гии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продук­тов обмена, транспорт ве­ществ. Животные. Процессы жизнедеятель­ности и их регуляции у животных.


  1. Органы и системы органов живых организмов (11 ч)



Растения. Клетки. Ткани и органы растения. Методы изучения живых организ­мов: наблюдение, измере­ние, эксперимент. Рост, развитие. Результаты эволюции: приспо­собленность организмов к среде обитания. Животные. Строение жи­вотных.


Лабораторная работа №1 «Строение побега и почек»

Лабораторная работа №2 «Строение и функции стебля»

Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение листа.»

Лабораторная работа № 4 «. Строение и функции корня.»

Лабораторная работа № №5 «Видоизменения подземных по­бегов и корней»


  1. Строение и жизнедеятельность живых организмов (23 ч)


Движение растений. При­способления животных к различным средам обита­ния. Растения. Процессы жиз­недеятельности: питание, фотосинтез. Методы изуче­ния живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Животные. Процессы жиз­недеятельности и их регу­ляции у животных. Приспособленным к различным средам обитания. Роль пи­тания в жизнедеятельности клетки и организма. Круго­ворот веществ и превраще­ния энергии. Роль транспорта в жизнеде­ятельности клетки и орга­низма. Роль удаления продуктов обмена веществ в жизне­деятельности клетки и ор­ганизма. Обмен веществ и превращения энергии — признаки живых организ­мов. Размножение организмов. Бесполое размножение. Половое размножение. По­ловые клетки. Оплодотво­рение.


Лабораторная работа № 6 « Строение цветка, завязи»

Лабораторная работа № 7 «Разнообразие плодов»

Контрольная работа


Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся соответствует оцениванию устных ответов учащихся.






















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование темы/раздела

Всего часов

В том числе

Лабораторные работы

Экскурсии

Контрольные работы

1

Введение

1




2

Органы и системы органов живых организмов

11

5



3

Строение и жизнедеятельность живых организмов

23

2


1

4

Итого :

35

7


1









































Лист корректировки

Дата

Тема урока

Содержание и форма коррекции (уплотнение материала, др.)

Причина коррекции (болезнь, курсы, праздничные дни, отмена занятий по приказу)

Основание внесенных изменений (№ приказа)

Контроль

Урока, который требует коррекции

Дата урока, который содержит коррекцию



























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!