СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит метапредметные результаты, которые должны достигнуть в процессе обучения учащиеся. Также указаны источники для составления конспектов уроков.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение “Смольненская основная общеобразовательная школа”

Ичалковского района Республики Мордовия



Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО

“_____” _______________ 2017г.

Утверждена руководителем Образовательного учреждения ______________ М. С. Дьякова

“____” ___________ 2017г.







Рабочая программа

Учебного предмета

“Биология”

6 класс






Составитель: Платонова Светлана Павловна




2017-2018 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена на основе:

Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»);

Программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.);

Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.

Приказа Министерства образования и науки «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 – 2017 учебный год» с изменениями.

Учебного плана МОБУ «Смольненская ООШ» на 2017-2018 учебный год.

Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам МОБУ «Смольненская ООШ»

Согласно федеральному базисному учебному плану и учебному плану МОБУ «Смольненская ООШ» на 2017-2018 учебный год на изучение биологии в 6-ом классе отводится 34 часов за учебный год из расчета1 часа в неделю.

Согласно учебного плана МОБУ «Смольненская ООШ» на 2017-2018 учебный год годовая промежуточная аттестация проводится в форме тестирования.


















Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметными результатами освоения учениками школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов; наиболее распространенных растений; опасных для человека растений;

  • равнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.



















Содержание учебного курса «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» 6 класс

№ п/п

Наименование раздела/темы

Коли-чество часов

Содержание

Планируемые результаты

обучения

1.

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений


14

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Демонстрация Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды. Лабораторные и практические работы Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать: — внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений; — видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений. Учащиеся должны уметь:  различать и описывать органы цветковых растений;  объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; изучать органы растений в ходе лабораторных работ.



Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

2

Раздел 2. Жизнь растений

10

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений. Демонстрация Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу. Лабораторные и практические работы Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсии Зимние явления в жизни растений.

Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:  основные процессы жизнедеятельности растений;  особенности минерального и воздушного питания растений; виды размножения растений и их значение.

Учащиеся должны уметь: характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;  объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;  устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;  показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе; объяснять роль различных видов размножения у растений;  определять всхожесть семян растений.

Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:  анализировать результаты наблюдений и делать выводы; под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.




3

Раздел 3. Классификация растений

6

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.) Демонстрация Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений. Лабораторные и практические работы Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. Экскурсии Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.


Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; характерные признаки однодольных и двудольных растений;  признаки основных семейств однодольных и двудольных растений; важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. Учащиеся должны уметь:  делать морфологическую характеристику растений; выявлять признаки семейства по внешнему строению растений; работать с определительными карточками.

Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:  различать объем и содержание понятий;  различать родовое и видовое понятия;  определять аспект классификации;  осуществлять классификацию.


4

Раздел 4. Природные сообщества

3

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Экскурсии Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:  взаимосвязь растений с другими организмами;  растительные сообщества и их типы;  закономерности развития и смены растительных сообществ;  о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека. Учащиеся должны уметь: устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;  определять растительные сообщества и их типы; объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека; проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:  под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;  организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). Личностные результаты обучения Учащиеся должны:  испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

 соблюдать правила поведения в природе;

 понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

 уметь реализовывать теоретические познания на практике;

 осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

 понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

 испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;  признавать право каждого на собственное мнение;

 проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

 уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.


Итого

33 +

1 час на промежуточную аттестацию.


























КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 КЛАСС»


п/п

урока

Наименование

Разделов и тем уроков

Количество часов

Вид контроля

Дата проведения

план

фактически


Глава 1

Строение и многообразие покрытосеменных растений

15




1/1

Строение семян.

1

Лабораторная работа №1: Строение семян двудоль-ных и однодольных растений»



2/2

Входное тестирование

1

тестирование



3/3

Виды корней и типы корневых систем.


Лабораторная работа №2: «Стержневая и мочковатая корневые системы»




4/4

Зоны корня.

1

Лабораторная работа №3:

«Корневой чехлик и корневые волоски»



5/5

Условия произрастания и видоизменения корней. Побег и почки.

1

Лабораторная работа №4:

«Строение почек. Расположение почек на стебле».



6/6

Внешнее строение листа.

1

Лабораторная работа №5:

«Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».



7/7

Клеточное строение листа.

1

Лабораторная работа №6:

« Строение кожицы листа.

Клеточное строение листа».



8/8

Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев.

1

Промежуточный контроль знаний – тестирование.



9/9

Строение стебля.

1

Лабораторная работа №7:

« Внутреннее строение ветки дерева»



10/10

Видоизменения побегов.

1

Лабораторная работа №8:

« Строение клубня, луковицы».



11/11

Цветок.

1

Лабораторная работа №9:

Строение цветка».



12/12

Соцветия.

1

Лабораторная работа №10:

«Соцветия».



13/13

Плоды.

1

Лабораторная работа №11:

«Классификация плодов»



14/14

Распространение плодов и семян.

1

Текщий контроль – устный опрос.



15/15.

Обобщающий урок по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

1

Тестирование




Глава 2

Жизни растений.

10




16/1

Минеральное питание растений.

1

Текущий контроль знаний. опрос.



17/2

Фотосинтез.

1

Работа с карточками.



18/3

Дыхание растений.

1

Работа с инструктивными картами.



19/4

Испарение воды растениями. Листопад.

1

Текущий контроль знаний. опрос.



20/5

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

1

Лабораторная работа №12:

« Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».



21/6

Прорастание семян.

1

Текущий контроль – работа с карточками



22/7

Способы размножения растений. Размножение споровых растений.

1

Работа с инструктивными картами.



23/8

Размножение голосеменных растений.

1

Текущий контроль знаний. опрос.



24/9

Половое размножение покрытосеменных растений.

1

УЭИ – виртуальные задания, работа с карточками.



25/10.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

1

Промежуточный контроль знаний. тестирование.




Глава 3

Классификация растений

6




26/1

Основы систематики растений.

1

Текущий контроль знаний. опрос.



27/2

Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.

1

Работа с карточками.



28/3

Класс Двудольные. Семейство пасленовые, Мотыльковые и Сложноцветные.

1

Устный опрос.



29/4

Класс Однодольные. Семейство Лилейные и Злаки.

1

Лабораторная работа № 13:

« Строение пшеницы».



30/5

Промежуточная аттестация

1

тестирование



31/6

Культурные растения

1

Защита проектов




Глава 4

Природные сообщества

3




32/1

Растительные сообщества.

1

Текущий контроль – устный опрос.



33/2

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

1

Защита проектов.



34/3

Годовая аттестация

1





ИТОГО

34

Лабораторные работы -13








Учебно – методический комплект:

1.Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.

2. Электронное приложение для 6 класса (www.drofa.ru)

3. Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

4. Биология: Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»/В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015. -92с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!