Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение “Смольненская основная общеобразовательная школа”
Ичалковского района Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО “_____” _______________ 2017г. | Утверждена руководителем Образовательного учреждения ______________ М. С. Дьякова “____” ___________ 2017г. |
Рабочая программа
Учебного предмета
“Биология”
6 класс
Составитель: Платонова Светлана Павловна
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»);
Программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.);
Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.
Приказа Министерства образования и науки «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 – 2017 учебный год» с изменениями.
Учебного плана МОБУ «Смольненская ООШ» на 2017-2018 учебный год.
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам МОБУ «Смольненская ООШ»
Согласно федеральному базисному учебному плану и учебному плану МОБУ «Смольненская ООШ» на 2017-2018 учебный год на изучение биологии в 6-ом классе отводится 34 часов за учебный год из расчета1 часа в неделю.
Согласно учебного плана МОБУ «Смольненская ООШ» на 2017-2018 учебный год годовая промежуточная аттестация проводится в форме тестирования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами освоения учениками школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов; наиболее распространенных растений; опасных для человека растений;
равнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере:
Содержание учебного курса «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» 6 класс
№ п/п | Наименование раздела/темы | Коли-чество часов | Содержание | Планируемые результаты обучения |
1. | Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений | 14 | Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Демонстрация Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды. Лабораторные и практические работы Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов. | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений; — видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений. Учащиеся должны уметь: различать и описывать органы цветковых растений; объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — анализировать и сравнивать изучаемые объекты; — осуществлять описание изучаемого объекта; — определять отношения объекта с другими объектами; — определять существенные признаки объекта; — классифицировать объекты; — проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией. |
2 | Раздел 2. Жизнь растений | 10 | Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений. Демонстрация Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу. Лабораторные и практические работы Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев. Экскурсии Зимние явления в жизни растений. | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: основные процессы жизнедеятельности растений; особенности минерального и воздушного питания растений; виды размножения растений и их значение. Учащиеся должны уметь: характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений; объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений; устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза; показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе; объяснять роль различных видов размножения у растений; определять всхожесть семян растений. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: анализировать результаты наблюдений и делать выводы; под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
|
3 | Раздел 3. Классификация растений | 6 | Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.) Демонстрация Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений. Лабораторные и практические работы Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. Экскурсии Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте. | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; характерные признаки однодольных и двудольных растений; признаки основных семейств однодольных и двудольных растений; важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. Учащиеся должны уметь: делать морфологическую характеристику растений; выявлять признаки семейства по внешнему строению растений; работать с определительными карточками. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: различать объем и содержание понятий; различать родовое и видовое понятия; определять аспект классификации; осуществлять классификацию. |
4 | Раздел 4. Природные сообщества | 3 | Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Экскурсии Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: взаимосвязь растений с другими организмами; растительные сообщества и их типы; закономерности развития и смены растительных сообществ; о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека. Учащиеся должны уметь: устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; определять растительные сообщества и их типы; объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека; проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). Личностные результаты обучения Учащиеся должны: испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; соблюдать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями; признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; — понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; — уметь слушать и слышать другое мнение; — уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. |
| Итого | 33 + | 1 час на промежуточную аттестацию. | |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 КЛАСС»
№ п/п урока | Наименование Разделов и тем уроков | Количество часов | Вид контроля | Дата проведения |
план | фактически |
| Глава 1 Строение и многообразие покрытосеменных растений | 15 | | | |
1/1 | Строение семян. | 1 | Лабораторная работа №1: Строение семян двудоль-ных и однодольных растений» | | |
2/2 | Входное тестирование | 1 | тестирование | | |
3/3 | Виды корней и типы корневых систем. | | Лабораторная работа №2: «Стержневая и мочковатая корневые системы» | | |
4/4 | Зоны корня. | 1 | Лабораторная работа №3: «Корневой чехлик и корневые волоски» | | |
5/5 | Условия произрастания и видоизменения корней. Побег и почки. | 1 | Лабораторная работа №4: «Строение почек. Расположение почек на стебле». | | |
6/6 | Внешнее строение листа. | 1 | Лабораторная работа №5: «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». | | |
7/7 | Клеточное строение листа. | 1 | Лабораторная работа №6: « Строение кожицы листа. Клеточное строение листа». | | |
8/8 | Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев. | 1 | Промежуточный контроль знаний – тестирование. | | |
9/9 | Строение стебля. | 1 | Лабораторная работа №7: « Внутреннее строение ветки дерева» | | |
10/10 | Видоизменения побегов. | 1 | Лабораторная работа №8: « Строение клубня, луковицы». | | |
11/11 | Цветок. | 1 | Лабораторная работа №9: Строение цветка». | | |
12/12 | Соцветия. | 1 | Лабораторная работа №10: «Соцветия». | | |
13/13 | Плоды. | 1 | Лабораторная работа №11: «Классификация плодов» | | |
14/14 | Распространение плодов и семян. | 1 | Текщий контроль – устный опрос. | | |
15/15. | Обобщающий урок по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | 1 | Тестирование | | |
| Глава 2 Жизни растений. | 10 | | | |
16/1 | Минеральное питание растений. | 1 | Текущий контроль знаний. опрос. | | |
17/2 | Фотосинтез. | 1 | Работа с карточками. | | |
18/3 | Дыхание растений. | 1 | Работа с инструктивными картами. | | |
19/4 | Испарение воды растениями. Листопад. | 1 | Текущий контроль знаний. опрос. | | |
20/5 | Передвижение воды и питательных веществ в растении. | 1 | Лабораторная работа №12: « Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». | | |
21/6 | Прорастание семян. | 1 | Текущий контроль – работа с карточками | | |
22/7 | Способы размножения растений. Размножение споровых растений. | 1 | Работа с инструктивными картами. | | |
23/8 | Размножение голосеменных растений. | 1 | Текущий контроль знаний. опрос. | | |
24/9 | Половое размножение покрытосеменных растений. | 1 | УЭИ – виртуальные задания, работа с карточками. | | |
25/10. | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. | 1 | Промежуточный контроль знаний. тестирование. | | |
| Глава 3 Классификация растений | 6 | | | |
26/1 | Основы систематики растений. | 1 | Текущий контроль знаний. опрос. | | |
27/2 | Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. | 1 | Работа с карточками. | | |
28/3 | Класс Двудольные. Семейство пасленовые, Мотыльковые и Сложноцветные. | 1 | Устный опрос. | | |
29/4 | Класс Однодольные. Семейство Лилейные и Злаки. | 1 | Лабораторная работа № 13: « Строение пшеницы». | | |
30/5 | Промежуточная аттестация | 1 | тестирование | | |
31/6 | Культурные растения | 1 | Защита проектов | | |
| Глава 4 Природные сообщества | 3 | | | |
32/1 | Растительные сообщества. | 1 | Текущий контроль – устный опрос. | | |
33/2 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. | 1 | Защита проектов. | | |
34/3 | Годовая аттестация | 1 | | | |
| ИТОГО | 34 | Лабораторные работы -13 | | |
Учебно – методический комплект:
1.Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.
2. Электронное приложение для 6 класса (www.drofa.ru)
3. Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
4. Биология: Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»/В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015. -92с.