Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 6 класса составлена на основе требований ФГОС ООО второго поколения, примерной программы ООО по биологии, учебного плана МБОУ «Тарбальджейская ООШ» на 2022-2023 учебный год.
Программа ориентирована на использование учебника Биология 5-6 класс под ред. В.В. Пасечника – М. Просвещение, 2020 г. Учебник входит в линию учебников «Линия жизни»
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план отводит на изучение биологии в 6 классе 1 ч в неделю, всего 34 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Основные цели изучения биологии в 6 классе:
освоение знаний о процессах жизнедеятельности организмов: обмене веществ, питании, дыхании, передвижении, росте, развитии и размножении, взаимосвязи процессов, о регуляции и саморегуляции процессов в организме, об основах поведении животных и человека.
овладение умениями применять биологические знания для объяснения особенностей жизнедеятельности различных организмов, находить и использовать информацию для выполнения заданий различных типов, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи:
изучить сущность основных процессов, характерных живым организмам, особенности жизнедеятельности разных организмов.
научиться объяснять процессы, сравнивать их у разных организмов
научиться характеризовать процессы жизнедеятельности по плану;
научиться различать и объяснять процессы жизнедеятельности по схемам, рисункам.
планируемые Результаты изучения учебного предмета
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:
Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
Содержание учебного предмета
(34 часа, 1 час в неделю)
Жизнедеятельность организмов (11 часов)
Обмен веществ — главный признак жизни. Питание — важный компонент обмена веществ. Пища — основной источник энергии и строительного материала в организме.
Способы питания организмов. Питание растений. Почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Удобрения, нормы и сроки их внесения. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Приспособленность растений к использованию энергии света, воды, углекислого газа. Роль растений в природе. Питание животных.
Способы питания. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Удаление из организма непереваренных остатков. Питание грибов и бактерий.
Дыхание, его роль в жизни организмов. Использование организмом энергии, освобождаемой в процессе дыхания. Дыхание растений и животных.
Передвижение веществ в организмах, его значение. Передвижение веществ в растении. Передвижение веществ в организме животного. Кровь, ее значение. Кровеносная система животных.
Выделение — процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности, его значение.
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие различные процессы жизнедеятельности живых организмов; опыты, доказывающие выделение растениями на свету кислорода, образование крахмала в листьях, дыхание растений, передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №1. «Поглощение воды корнем»
Лабораторная работа №2. «Выделение углекислого газа при дыхании»
Лабораторная работа №3. «Передвижение веществ по побегу растения».
Размножение, рост и развитие организмов (4 часа)
Размножение как важнейшее свойство организмов, его роль в преемственности поколений, расселении организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных.
Вегетативное размножение организмов. Черенкование, способы вегетативного размножения комнатных растений.
Половые клетки. Оплодотворение. Цветок - орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира
Развитие животных с превращением и без превращения. Развитие человека и влияние вредных привычек на его развитие. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений, их значение.
Рост и развитие - свойства живых организмов. Причины роста организмов. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений.
Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов и семян; различные способы размножения растений; опыты, доказывающие рост корня и побега верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка.
Лабораторная работа№4. «Вегетативное размножение комнатных растений»
Лабораторная работа№5. «Определение возраста деревьев по спилу».
Строение и многообразие покрытосеменных растений (19 часов)
Растения. Разнообразие и строение семени. Строение семян однодольных и двудольных
растений.
Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей.
Цветок и его строение. Соцветия.
Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Размножение покрытосеменных растений. Опыление. Признаки насеко моопыляемых растений. Признаки ветроопыляемых растений.
Классификация покрытосеменных растений. Класс Однодольные растения и класс Двудольные растения.. Семейства покрытосеменных растений. Культурные растения семейства крестоцветные. Семейство Розоцветные. Семейство Паслёновые и семейство Сложноцветные. Семейство Мотыльковые или Бобовые. Класс Однодольные. Семейство Злаки. Важнейшие злаковые культуры. Семейство Лилейные.
Многообразие живой природы. Охрана природы. Значение растений в природе и жизни человека.
Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов и семян; различные способы размножения растений; опыты, доказывающие рост корня и побега верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка.
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микро- строение стебля. Различные виды
соцветий. Сухие и сочные плоды.Модели цветков, модели семян; коллекции семян; модель стебля растения; видеофильмы, иллюстрирующие строение цветка, соцветий, гербарии растений.
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа №6 «Строение семян двудольных растений»
Лабораторная работа № 7 «Строение зерновки пщеницы»
Лабораторная работа № 8 «Стержневые и мочковатые корневые системы»
Лабораторная работа № 9 «Корневой чехлик и корневые волоски»
Лабораторная работа №10 «Строение почек. Расположение почек на стебле»
Лабораторная работа №11 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»
Лабораторная работа №12 «Строение кожицы листа»
Лабораторная работа №13 « Внутреннее строение ветки дерева»
Лабораторная работа №14 «Строение клубня»
Лабораторная работа №15 «Строение луковицы»
Лабораторная работа №16 «Строение цветка»
Лабораторная работа №17 «Соцветия»
Лабораторная работа №18 « Классификация плодов»
Тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Жизнедеятельность организмов | 11 |
2 | Размножение, рост и развитие организмов | 4 |
3 | Регуляция жизнедеятельности организмов | 19 |
| Итого | 34 |
График проведения лабораторных работ
№ | Тема практической работы | Период проведения |
1. | Поглощение воды корнем | |
2. | Выделение углекислого газа при дыхании | |
3. | Передвижение веществ по побегу растения | |
4. | Вегетативное размножение комнатных растений | |
5. | Определение возраста деревьев по спилу | |
6. | Строение семян двудольных растений | |
7. | Строение зерновки пщеницы | |
8. | Стержневые и мочковатые корневые системы | |
9. | Корневой чехлик и корневые волоски | |
10. | Строение почек. Расположение почек на стебле | |
11. | Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение | |
12. | Строение кожицы листа | |
13. | Внутреннее строение ветки дерева | |
14. | Строение клубня | |
15. | Строение луковицы | |
16. | Строение цветка | |
17. | Соцветия | |
18. | Классификация плодов | |
Описание материально-технической базы
Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапанюк; под ред. В.В. Пасечника. – М.: «Просвещение», 2020 г.
Уроки биологии. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ под ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2015 г.
Биология: 6 кл.: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ под ред. В.В.Пасечника. – М.: Просвещение, 2021 г.
Электронное приложение к учебнику.
Интернет-ресурсы:
http://college.ru/biologiya/
http://bio.1september.ru/
http://www.eco.nw.ru/
http://www.sbio.info/
http://www.greeninfo.ru/
https://www.google.com/url?q=http://plant.geoman.ru/&sa=D&ust=1482852150144000&usg=AFQjCNFhcb3xzSN4KRMdXGLlBv_Bidw3FQ
https://www.google.com/url?q=http://school-collection.edu.ru/&sa=D&ust=1482852150150000&usg=AFQjCNE-WkWwEK-qLckiQj24wcclB6Dd9A
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Планируемые результаты обучения | Планируемая дата | Фактическая дата |
универсальные учебные действия (УУД) личностные (Л); познавательные (П); регулятивные (Р); коммуникативные (К); |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Жизнедеятельность организмов (11 часов) |
1 | Вводный инструктаж по ОТ. Процессы жизнедеятельности живых организмов. | Л: умение объективно производить оценку действия других и самооценку своих действий; уметь определять границы собственного знания и «незнания»; умение оценивать работу учителя; умение уважать мнение окружающих. П: осуществление поиска необходимой информации; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем; уметь выделять главное из текстов разных видов; умение доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать их; формулировать проблему, предлагать пути их решения; уметь осуществлять анализ и синтез объектов; умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Р: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. К: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Уметь слушать и слышать друг друга Уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Предметные: знать сущность признаков живого: обмен веществ, дыхание, питание, выделение, значение обмена веществ и, энергии, правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии; уметь характеризовать основные процессы жизнедеятельности организмов; уметь пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием | | |
2 | Обмен веществ – главный признак жизни. | | |
3 | Почвенное питание растений. Лабораторная работа №1. «Поглощение воды корнем» | | |
4 | Удобрения. | | |
5 | Фотосинтез.Значение фотосинтеза. | | |
6 | Питание бактерий, грибов и животных | | |
7 | Дыхание растений. Лабораторная работа № 2 «Выделение углекислого газа при дыхании». | | |
8 | Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. Лабораторная работа № 3 «Передвижение веществ по побегу растения». | | |
9 | Передвижение веществ у животных. | | |
10 | Выделение у растений и животных | | |
11 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов». | | |
Размножение, рост и развитие организмов (4 часа) |
12 | Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. Лабораторная работа№4. «Вегетативное размножение комнатных растений» | Л: умение объективно производить оценку действия других и самооценку своих действий; уметь определять границы собственного знания и «незнания»; умение оценивать работу учителя; умение уважать мнение окружающих; умение оценивать последствия своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму; соблюдение правил поведения в окружающей среде. П: осуществление поиска необходимой информации; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем; уметь выделять главное из текстов разных видов; умение доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать их; формулировать проблему, предлагать пути их решения; уметь осуществлять анализ и синтез объектов; умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Р: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. К: уметь задавать вопросы; понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли; контролировать свои действия; слушать других и высказывать свое мнение; работать в паре и в группе. Предметные: знать смысл понятий размножение, рост, развитие; знать способы полового и бесполого размножения, вегетативного размножения; причины роста и развития организмов; виды развития животных- прямое и непрямое; факторы, влияющие на рост, развитие и размножение организмов; уметь определять биологические понятия; вегетативно размножать комнатные растения; объяснять причины роста, развития и размножения организмов; сравнивать способы размножения растений и животных, рост растений, развитие с полным и неполным превращением приводить примеры. | | |
13 | Половое размножение. | | |
14 | Рост и развитие - свойства живых организмов. Индивидуальное развитие. Лабораторная работа №5. «Определение возраста деревьев по спилу». | | |
15 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Размножение, рост и развитие организмов». | | |
| |
Строение и многообразие покрытосеменных растений (19 часов) |
16 | Строение семян. Лабораторная работа № 6 «Строение семян двудольных растений», Лабораторная работа № 7 «Строение зерновки пщеницы» | Л: Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; признавать право каждого на собственное мнение; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия; реализовывать теоретические знания на практике. П: Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы, осваивать приемы исследовательской деятельности; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности; подводить итоги работы, формулировать выводы; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую; выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Р: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. К: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении находить дополнительную информацию в электронном приложении; строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою точку зрения. Предметные: знать понятия однодольные и двудольные растения, семя, корень, виды корней, типы корневых систем, узел, междоузлие, пазуха листа, листорасположение, жилкование листьев, кожица листа, видоизменение листьев, стебель, видоизменение побегов, цветок, растения однодомные, двудомные, простые и сложные соцветия, плоды, систематика, систематические единицы, класс Однодольные, класс Двудольные. | | |
17 | Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа № 8 «Стержневая и мочковатая корневая система» | | |
18 | Зоны (участки корня) Лабораторная работа № 9 «Корневой чехлик и корневые волоски» | | |
19 | Видоизменения корней | | |
20 | Побег и почки. Лабораторная работа № 10 « Строение почек. Расположение почек на стебле» | | |
21 | Внешнее строение листа. Лабораторная работа № 11 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» | | |
22 | Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Лабораторная работа № 12 «Строение кожицы листа» | | |
23 | Строение стебля. Лабораторная работа № 13 «Внутреннее строение ветки дерева» | | |
24 | Видоизменения побегов. Лабораторная работа № 14 «Строение клубня» Лабораторная работа № 15 «Строение луковицы» | | |
25 | Цветок. Лабораторная работа № 16 «Строение цветка» | | |
26 | Соцветия. Лабораторная работа № 17 «Соцветия» | | |
27 | Плоды. Лабораторная работа № 18 «Классификация плодов» | | |
28 | Размножение покрытосеменных растений | | |
29 | Классификация покрытосеменных растений | | |
30 | Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные | | |
31 | Класс Двудольные. Семейства Паслёновые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые) | | |
32 | Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки. | | |
33 | Многообразие живой природы. Охрана природы. Обобщение и систематизация материала по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | | |
34 | Итоговая контрольная работа работа. | | | |
19