СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 6 класса составлена на основе требований ФГОС ООО второго поколения, примерной программы ООО по биологии, учебного плана МБОУ «Тарбальджейская ООШ» на 2022-2023 учебный год.

Программа ориентирована на использование учебника Биология 5-6 класс под ред. В.В. Пасечника – М. Просвещение, 2020 г. Учебник входит в линию учебников «Линия жизни»

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план отводит на изучение биологии в 6 классе 1 ч в неделю, всего 34 ч.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Основные цели изучения биологии в 6 классе:

  • освоение знаний о процессах жизнедеятельности организмов: обмене веществ, питании, дыхании, передвижении, росте, развитии и размножении, взаимосвязи процессов, о регуляции и саморегуляции процессов в организме, об основах поведении животных и человека.

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения особенностей жизнедеятельности различных организмов, находить и использовать информацию для выполнения заданий различных типов, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Задачи:

  • изучить сущность основных процессов, характерных живым организмам, особенности жизнедеятельности разных организмов.

  • научиться объяснять процессы, сравнивать их у разных организмов

  • научиться характеризовать процессы жизнедеятельности по плану;

  • научиться различать и объяснять процессы жизнедеятельности по схемам, рисункам.


планируемые Результаты изучения учебного предмета

Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения биологии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о целостности природы,

  • формирование толерантности и миролюбия;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметными результатами обучения биологии являются:

  • Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;

  • Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;

  • Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

  • Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;


Содержание учебного предмета

(34 часа, 1 час в неделю)

Жизнедеятельность организмов (11 часов)

Обмен веществ — главный признак жизни. Питание — важный компонент обмена веществ. Пища — основной ис­точник энергии и строительного материала в организме.

Способы питания организмов. Питание растений. Почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Удобрения, нормы и сроки их вне­сения. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фото­синтезе. Приспособленность растений к использованию энергии света, воды, углекислого газа. Роль растений в природе. Питание животных.

Способы питания. Растительнояд­ные, хищные, всеядные животные. Удаление из организ­ма непереваренных остатков. Питание грибов и бактерий.

Дыхание, его роль в жизни организмов. Использование организмом энергии, освобождаемой в процессе дыхания. Дыхание растений и животных.

Передвижение веществ в организмах, его значение. Пе­редвижение веществ в растении. Передвижение веществ в организме животного. Кровь, ее значение. Кровеносная система животных.

Выделение — процесс выведения из организма продук­тов жизнедеятельности, его значение.

Демонстрации: модели, коллекции, влажные препа­раты, иллюстрирующие различные процессы жизнедея­тельности живых организмов; опыты, доказывающие выделение растениями на свету кислорода, образование крахмала в листьях, дыхание растений, передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №1. «Поглощение воды корнем»

Лабораторная работа №2. «Выделение углекислого газа при дыхании»

Лабораторная работа №3. «Передвижение веществ по побегу растения».


Размножение, рост и развитие организмов (4 часа)

Размножение как важнейшее свойство организмов, его роль в преемственности поколений, расселении организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных.

Вегетативное размножение организмов. Черенкование, способы вегетативного размножения комнатных растений.

Половые клетки. Оплодотворение. Цветок - орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Развитие животных с превращением и без превращения. Развитие человека и влияние вредных привычек на его развитие. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений, их значение.

Рост и развитие - свойства живых организмов. Причины роста организмов. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений.

Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие раз­личные способы распространения плодов и семян; различ­ные способы размножения растений; опыты, доказываю­щие рост корня и побега верхушкой, необходимость усло­вий для прорастания семян и роста проростка.

Лабораторная работа№4. «Вегетативное размножение комнатных растений»

Лабораторная работа№5. «Определение возраста деревьев по спилу».


Строение и многообразие покрытосеменных растений (19 часов)

Растения. Разнообразие и строение семени. Строение семян однодольных и двудольных

растений.

Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей.

Цветок и его строение. Соцветия.

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Размножение покрытосеменных растений. Опыление. Признаки насеко моопыляемых растений. Признаки ветроопыляемых растений.

Классификация покрытосеменных растений. Класс Однодольные растения и класс Двудольные растения.. Семейства покрытосеменных растений. Культурные растения семейства крестоцветные. Семейство Розоцветные. Семейство Паслёновые и семейство Сложноцветные. Семейство Мотыльковые или Бобовые. Класс Однодольные. Семейство Злаки. Важнейшие злаковые культуры. Семейство Лилейные.

Многообразие живой природы. Охрана природы. Значение растений в природе и жизни человека.

Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов и семян; различные способы размножения растений; опыты, доказывающие рост корня и побега верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка.

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микро- строение стебля. Различные виды

соцветий. Сухие и сочные плоды.Модели цветков, модели семян; коллекции семян; модель стебля растения; видеофильмы, иллюстрирующие строение цветка, соцветий, гербарии растений.

Лабораторные и практические работы:

Лабораторная работа №6 «Строение семян двудольных растений»

Лабораторная работа № 7 «Строение зерновки пщеницы»

Лабораторная работа № 8 «Стержневые и мочковатые корневые системы»

Лабораторная работа № 9 «Корневой чехлик и корневые волоски»

Лабораторная работа №10 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

Лабораторная работа №11 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

Лабораторная работа №12 «Строение кожицы листа»

Лабораторная работа №13 « Внутреннее строение ветки дерева»

Лабораторная работа №14 «Строение клубня»

Лабораторная работа №15 «Строение луковицы»

Лабораторная работа №16 «Строение цветка»

Лабораторная работа №17 «Соцветия»

Лабораторная работа №18 « Классификация плодов»


Тематический план

№ п/п

Разделы, темы


Количество часов


1

Жизнедеятельность организмов

11

2

Размножение, рост и развитие организмов

4

3

Регуляция жизнедеятельности организмов

19


Итого

34


График проведения лабораторных работ

Тема практической работы


Период проведения

1.

Поглощение воды корнем


2.

Выделение углекислого газа при дыхании


3.

Передвижение веществ по побегу растения


4.

Вегетативное размножение комнатных растений


5.

Определение возраста деревьев по спилу


6.

Строение семян двудольных растений


7.

Строение зерновки пщеницы


8.

Стержневые и мочковатые корневые системы


9.

Корневой чехлик и корневые волоски


10.

Строение почек. Расположение почек на стебле


11.

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение


12.

Строение кожицы листа


13.

Внутреннее строение ветки дерева


14.

Строение клубня


15.

Строение луковицы


16.

Строение цветка


17.

Соцветия


18.

Классификация плодов





Описание материально-технической базы


  1. Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапанюк; под ред. В.В. Пасечника. – М.: «Просвещение», 2020 г.

  2. Уроки биологии. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ под ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2015 г.

  3. Биология: 6 кл.: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ под ред. В.В.Пасечника. – М.: Просвещение, 2021 г.

  4. Электронное приложение к учебнику.

Интернет-ресурсы:

http://college.ru/biologiya/

http://bio.1september.ru/

http://www.eco.nw.ru/

http://www.sbio.info/

http://www.greeninfo.ru/

https://www.google.com/url?q=http://plant.geoman.ru/&sa=D&ust=1482852150144000&usg=AFQjCNFhcb3xzSN4KRMdXGLlBv_Bidw3FQ

https://www.google.com/url?q=http://school-collection.edu.ru/&sa=D&ust=1482852150150000&usg=AFQjCNE-WkWwEK-qLckiQj24wcclB6Dd9A

















Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Планируемые результаты обучения

Планируемая дата

Фактическая дата

универсальные
учебные действия (УУД)

личностные (Л);

познавательные (П);

регулятивные (Р);

коммуникативные (К);


1

2

3

4

5

Жизнедеятельность организмов (11 часов)

1

Вводный инструктаж по ОТ.
Процессы жизнедеятельности живых организмов.

Л: умение объективно производить оценку действия других и самооценку своих действий; уметь определять границы собственного знания и «незнания»; умение оценивать работу учителя; умение уважать мнение окружающих.

П: осуществление поиска необходимой информации; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем; уметь выделять главное из текстов разных видов; умение доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать их; формулировать проблему, предлагать пути их решения;

уметь осуществлять анализ и синтез объектов; умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Р: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

К: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Уметь слушать и слышать друг друга Уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Предметные: знать сущность признаков живого: обмен веществ, дыхание, питание, выделение, значение обмена веществ и, энергии, правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии; уметь характеризовать основные процессы жизнедеятельности организмов; уметь пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием




2

Обмен веществ – главный признак жизни.



3

Почвенное питание растений. Лабораторная работа №1. «Поглощение воды корнем»



4

Удобрения.



5

Фотосинтез.Значение фотосинтеза.



6

Питание бактерий, грибов и животных



7

Дыхание растений. Лабораторная работа № 2 «Выделение углекислого газа при дыхании».



8

Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. Лабораторная работа № 3 «Передвижение веществ по побегу растения».



9

Передвижение веществ у животных.



10

Выделение у растений и животных



11

Контрольно-обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов».



Размножение, рост и развитие организмов (4 часа)

12

Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. Лабораторная работа№4. «Вегетативное размножение комнатных растений»

Л: умение объективно производить оценку действия других и самооценку своих действий; уметь определять границы собственного знания и «незнания»; умение оценивать работу учителя; умение уважать мнение окружающих; умение оценивать последствия своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

П: осуществление поиска необходимой информации; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем; уметь выделять главное из текстов разных видов; умение доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать их; формулировать проблему, предлагать пути их решения;

уметь осуществлять анализ и синтез объектов; умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Р: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

К: уметь задавать вопросы; понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли; контролировать свои действия; слушать других и высказывать свое мнение; работать в паре и в группе.

Предметные: знать смысл понятий размножение, рост, развитие; знать способы полового и бесполого размножения, вегетативного размножения; причины роста и развития организмов; виды развития животных- прямое и непрямое; факторы, влияющие на рост, развитие и размножение организмов; уметь определять биологические понятия; вегетативно размножать комнатные растения; объяснять причины роста, развития и размножения организмов; сравнивать способы размножения растений и животных, рост растений, развитие с полным и неполным превращением

приводить примеры.




13

Половое размножение.



14

Рост и развитие - свойства живых организмов. Индивидуальное развитие.

Лабораторная работа №5. «Определение возраста деревьев по спилу».



15

Контрольно-обобщающий урок по теме «Размножение, рост и развитие организмов».





Строение и многообразие покрытосеменных растений (19 часов)

16

Строение семян. Лабораторная работа № 6 «Строение семян двудольных растений», Лабораторная работа № 7 «Строение зерновки пщеницы»

Л: Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; признавать право каждого на собственное мнение; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия; реализовывать теоретические знания на практике.

П: Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы, осваивать приемы исследовательской деятельности; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности; подводить итоги работы, формулировать выводы; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую; выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Р: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

К: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении находить дополнительную информацию в электронном приложении; строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою точку зрения.

Предметные: знать понятия однодольные и двудольные растения, семя, корень, виды корней, типы корневых систем, узел, междоузлие, пазуха листа, листорасположение, жилкование листьев, кожица листа, видоизменение листьев, стебель, видоизменение побегов, цветок, растения однодомные, двудомные, простые и сложные соцветия, плоды, систематика, систематические единицы, класс Однодольные, класс Двудольные.



17

Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа № 8 «Стержневая и мочковатая корневая система»



18

Зоны (участки корня) Лабораторная работа № 9 «Корневой чехлик и корневые волоски»



19

Видоизменения корней



20

Побег и почки. Лабораторная работа № 10 « Строение почек. Расположение почек на стебле»



21

Внешнее строение листа. Лабораторная работа № 11 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»



22

Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Лабораторная работа № 12 «Строение кожицы листа»



23

Строение стебля. Лабораторная работа № 13 «Внутреннее строение ветки дерева»



24

Видоизменения побегов. Лабораторная работа № 14 «Строение клубня» Лабораторная работа № 15 «Строение луковицы»




25

Цветок. Лабораторная работа № 16 «Строение цветка»



26

Соцветия. Лабораторная работа № 17 «Соцветия»



27

Плоды.

Лабораторная работа № 18 «Классификация плодов»



28

Размножение покрытосеменных растений



29

Классификация покрытосеменных растений



30

Класс Двудольные. Семейства

Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные



31

Класс Двудольные. Семейства Паслёновые, Мотыльковые

(Бобовые) и Сложноцветные (Астровые)



32

Класс Однодольные.

Семейства Лилейные и Злаки.



33

Многообразие живой природы. Охрана природы. Обобщение и систематизация материала по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»



34

Итоговая контрольная работа работа.









19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!