Рабочая программа по биологии 6 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (статьи 11, 12, 13, 30)
2) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897)
3) Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 6 г. Брянска;
4) Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБОУ СОШ № 6 г. Брянска.
Программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии: Лапшина В.И. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5-9 кл.: учебно-методическое пособие/В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова А.М. Шереметьева. М.: «Академкнига\учебник» 2015.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова «Биология. 6 класс» - М.: Академкнига/учебник, 2015.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Также биологическое образование на ступени основного общего образования призвано обеспечить:
Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.
№ п/п | Дата План/факт | Тема урока | Коли-чество часов | Тип урока | Основное содержание занятия | Основные виды учебной деятельности |
Глава 1. Общая характеристика живых организмов – 6 ч | |
1 (1) | А 03.09 | | Инструктаж ТБ. Чем живое отличается от неживого. Практическая работа №1 «Признаки живых организмов» | 1 | Урок изучения нового материала, практическая работа | Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. | Определяют понятия формируемые в ходе изучения темы. Выделяют основные признаки живого; работают с текстом учебника, иллюстрациями. Наблюдают за комнатными растениями, проводят опыты, делают выводы, оформляют опыт и выводы в тетради. |
Б 03.09 |
2 (2) | А 04.09 | | Химический состав организма. | 1 | Комбинированный | Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества, их роль в клетке. | Называют основные группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают химической состав тел живой и неживой природы. Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работа с текстом, иллюстрациями учебника. |
Б 04.09 |
3 (3) | А 08.09 | | Клетка – основа жизни | 1 | Комбинированный | Клетка – элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы, органоидов. Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. | Наблюдают демонстрацию увеличительных приборов, подготовленную учителем; Работают с иллюстрациями учебника, текстом. Выделяют основные признаки строения клетки. Сравнивают строение клеток растений и животных, безъядерных организмов. |
Б 10.09 |
4 (4) | А 10.09 | | Ткани. Органы. Системы органов. | 1 | Комбинированный | Ткань. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных. Орган. Системы органов. Системы надземных и подземных органов растений. | Работают с иллюстрациями и текстом учебника; распознают основные типы тканей растений и животных. Называют основные системы органов животных, сравнивают системы наземных и подземных органов растений. |
Б 11.09 |
5 (5) | А 15.09 | | Лабораторная работа №1 «Химический состав растительных организмов». | 1 | Лабораторная работа | | Проводят опыты, обнаруживают химические вещества, содержащиеся в растениях, оформляют выводы работы в тетрадях. |
Б 17.09 |
6 (6) | А 18.09 | | Тестовая контрольная работа «Общая характеристика организмов» | 1 | Урок контроля знаний | | Выполняют тесты и задания по изученной теме. |
Б 18.09 |
Глава 2. «Многообразие живых организмов» - 14 ч. |
7 (1) | А 22.09 | | Систематика живых организмов. | 1 | Урок изучения нового материала | Систематика – наука о многообразии и классификация организмов. Основные единицы систематики растений и животных. | Работают с текстом учебника и иллюстрациями; знакомятся с презентацией по теме урока; называют единицы систематики растений и животных; |
Б 24.09 |
8 (2) | А 25.09 | | Основные царства живых организмов. | 1 | Комбинированный | Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и др.признаки, отличающие представителей разных царств. | Дают общую характеристику основных царств живой природы, заполняют таблицы в тетради. Разбирают отличительные признаки, свойственные представителям разных царств. |
Б 25.09 |
9 (3) | А 29.09 | | Практическая работа №2 «Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным видам» | 1 | Практическая работа | | Записывают в рабочей тетради признаки систематических групп растений и животных, делают выводы о принадлежности. |
Б 01.10 |
10 (4) | А 02.10 | | Бактерии. | 1 | Комбинированный | Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. | Работают с иллюстративным материалом учебника, изучают многообразие форм бактерий, подбирают дополнительный материал по теме «Роль бактерий в природе и жизни человека». |
Б 02.10 |
11 (5) | А 06.10 | | Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 | Комбинированный | Роль бактерий в природе и жизни человека. | Заслушивают сообщения учащихся по теме урока с использованием дополнительных материалов, отвечают на вопросы учебника. |
Б 08.09 |
12 (6) | А 09.10 | | Растения. | 1 | Комбинированный | Растения: споровые и семенные. Органы растений. | Работают с иллюстрациями учебника, изучают строение органов цветковых растений. |
Б 09.10 |
13 (7) | А 13.10 | | Лабораторная работа №2 «Строение цветка» | 1 | Лабораторная работа | | Выполняют лабораторную работу, записывают отчет в тетради. |
Б 15.10 |
14 (8) | А 16.10 | | Лабораторная работа №3 «Клубень – видоизменённый побег» | 1 | Лабораторная работа | | Выполняют лабораторную работу, записывают отчет в тетради. |
Б 16.10 |
15 (9) | А 20.10 | | Роль растений в природе и жизни человека | 1 | Комбинированный | Значение растений в природе и жизни человека. | Работа с дополнительным материалом, иллюстрациями. Заслушивают сообщения по теме урока. |
Б 22.10 |
16 (10) | А 23.10 | | Животные. | 1 | Комбинированный | Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека. | Работают с текстом учебника и иллюстрациями, изучают крупные систематические группы животных, выявляют их особенности. |
Б 23.10 |
17 (11) | А 27.10 | | Практическая работа №3 «Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака» | 1 | Практическая работа | | Выполняют практическую работу, записывают отчет в тетради. |
Б 29.10 |
18 (12) | А 30.10 | | Грибы. | 1 | Урок изучения нового материала | Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека. | Работают с текстом учебника и иллюстрациями, изучают особенности строения грибов, отвечают на вопросы учителя. |
Б 30.10 |
19 (13) | А 10.11 | | Биология – наука о живых организмах | 1 | Комбинированный | Биология – наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы. | Приводят примеры биологических наук и называют предмет их изучения |
Б 12.11 |
20 (14) | А 13.11 | | Обобщающий урок по теме «Многообразие живых организмов» | 1 | Обобщающий урок | | Выполняют задания по изученной теме. |
Б 13.11 |
Глава 3. «Основные жизненные функции организмов» - 18 ч. |
21 (1) | А 17.11 | | Питание и пищеварение. | 1 | Урок изучения нового материала | Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений – фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе. | Определяют понятия «питание», «пищеварение». Выявляют особенности питания растений, раскрывают сущность воздушного питания растений. Определяют тип питания животных. Обосновывают биологическую роль зеленых растений в природе. Характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных. |
Б 19.11 |
22 (2) | А 20.11 | | Практическая работа №4 «Питание комнатных растений» | 1 | Практическая работа | | Выполняют практическую работу, работают с дополнительными источниками информации, делают выводы, оформляют работу в тетради. |
Б 20.11 |
23 (3) | А 24.11 | | Дыхание | 1 | Изучение нового материала | Значение дыхания. Роль кислорода в процессе фотосинтеза. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное. | Определяют сущность процесса дыхания, Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют структуры растений, связанных с процессом дыхания, Описывают органы дыхания разных представителей животного мира. Характеризуют типы дыхания у животных. |
Б 26.11 |
24 (4) | А 27.11 | | Транспорт веществ у растений. | 1 | Комбинированный | Транспорт веществ в организме. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. | Определяют значение транспорта веществ в живом организме. Называют и описывают проводящие системы растений. |
Б 27.11 |
25 (5) | А 01.12 | | Транспорт веществ у животных. | 1 | Комбинированный | Кровеносная система: незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа. Кровь. Кровеносные сосуды и сердце. | Раскрывают роль кровеносной системы у животных. Сравнивают замкнутую и незамкнутую кровеносные системы. Выявляют особенности кровеносной системы крупных систематических групп животных. |
Б 03.12 |
26 (6) | А 04.12 | | Выделение | 1 | Комбинированный | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Листопад. | Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Определяют значение выделения у животных организмов. Приводят примеры выделительных систем животных, Обсуждают значение листопада в растительном мире. |
Б 04.12 |
27 (7) | А 08.12 | | Практическая работа №5 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». Лабораторная работа №4 «Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях» | 1 | Практическая работа, лабораторная работа | | Выполняют работу, записывают выводы в тетради |
Б 10.12 |
28 (8) | А 11.12 | | Обмен веществ и преобразование энергии | 1 | Изучение нового материала | Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные. | Устанавливают взаимосвязь между системами органон организма в процессе обмена веществ. Обсуждают особенности обмена веществ и преобразования энергии у разных царств. Приводят доказательства того, что обмен веществ важнейший признак живого. |
Б 11.12 |
29 (9) | А 15.12 | | Скелет – опора организма | 1 | Комбинированный | Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших, наружный скелет беспозвоночных. Внутренний скелет животных: хрящевая и костная ткани. Позвоночник – опора и защита всего организма. | Характеризуют строение опорных систем растений и животных. Определяют значение опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывающих на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями. |
Б 17.12 |
30 (10) | А 18.12 | | Движение | 1 | Комбинированный | Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички, ложноножки. Движение многоклеточных животных. Движение у растений. | Называют и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Приводят доказательства двигательной активности у растений. |
Б 18.12 |
31 (11) | А 22.12 | | Практическая работа №6 «Передвижение дождевого червя». | 1 | Практическая работа | | Выполняют работу. Делают выводы в тетради. |
Б 24.12 |
32 (12) | А 25.12 | | Размножение (бесполое) | 1 | Изучение нового материала | Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. | Выявляют особенности бесполого размножения. Приводят примеры. Работают с учебником и иллюстрациями. |
Б 25.12 |
33 (13) | А 29.12 | | Практическая работа №7 «Вегетативное размножение растений» | 1 | Практическая работа | | Выполняют работу, размножают комнатные растения. |
Б 14.01 |
34 (14) | А 12.01 | | Размножение (половое) | 1 | Изучение нового материала | Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. | Определяют преимущество полового размножения над бесполым. Описывают особенности полового размножения покрытосеменных растений. |
Б 21.01 |
35 (15) | А 19.01 | | Рост и развитие организмов | 1 | Комбинированный | Рост и развитие живых организмов – важные признаки жизни. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Прямое и непрямое развитие. | Раскрывают особенности развития животных. Работа с текстом и иллюстрациями учебника. |
Б 28.01 |
36 (16) | А 26.01 | | Практическая работа №8 «Образование и рост корней» | 1 | Практическая работа | | Сравнивают прямое и непрямое развитие животных. Выводы оформляют в тетради. |
Б 04.02 |
37 (17) | А 02.02 | | Организм как единое целое | 1 | Обобщающий урок | Организм как единое целое. Растение – целостный организм. Животное - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. | Выполняют задания учителя по изученной теме. |
Б 11.02 |
38 (18) | А 09.02 | | Тестовая контрольная работа по теме «Основные жизненные функции организмов» | 1 | Контроль знаний | | Выполняют тесты и задания по изученной теме. |
Б 18.02 |
Глава 4. «Организмы и окружающая среда» - 12 ч |
39 (1) | А 16.02 | | Среда обитания | 1 | Изучение нового материала | Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов – факторов неживой природы (температуры, влажности, света и т.д.) на живые организмы. Биотические факторы. | Называют основные экологические факторы. Приводят примеры влияния абиотических факторов на организмы. Характеризуют и сравнивают основные среды обитания организмов. |
Б 25.02 |
40 (2) | А 23.02 | | Природные сообщества | 1 | Комбинированный | Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Экосистема и ее структура. Смена природных сообществ. | Называют основные типы природных сообществ, приводят примеры природных сообществ типичных для родного края. |
Б 04.03 |
41 (3) | А 02.03 | | Практическая работа №9 «Влияние света на жизнедеятельность комнатных растений» | 1 | Практическая работа | | Выполняют работу. Делают выводы в тетради. |
Б 11.03 |
42 (4) | А 09.03 | | Заочная экскурсия «Природные сообщества родного края» | 1 | Заочная экскурсия | | |
Б 18.03 |
43 (5) | А 16.03 | | Работа над проектом «Природные сообщества родного края» | 1 | Проектная деятельность | | Работа в группах по подготовке проектов. Работа с дополнительным материалом и иллюстрациями. |
Б 01.04 |
44 (6) | А 23.03 | | Работа над проектом «Природные сообщества родного края» | 1 | Проектная деятельность | | Работа в группах по подготовке проектов. Работа с дополнительным материалом и иллюстрациями. |
Б 08.04 |
45 (7) | А 06.04 | | Значение живых организмов в природе | 1 | Изучение нового материала | Значение живых организмов в природе. | Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Работают с текстом учебника, дополнительными источниками информации |
Б 15.04 |
46 (8) | А 13.04 | | Человек и живые организмы | 1 | Комбинированный | Человек и живые организмы. Взаимосвязь людей и других живых существ. | Работают с текстом учебника. Отвечают на вопросы учебника, выполняют задания, знакомятся с содержанием раздела «Хотите знать больше». |
Б 22.04 |
47 (9) | А 20.04 | | Охрана живых организмов и природных сообществ | 1 | Комбинированный | Охрана живых организмов и природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады. | Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Работают с дополнительным материалом о растениях и животных занесенных в Красную книгу. |
Б 29.04 |
48 (10) | А 27.04 | | Защита проектов по охране окружающей среды | 1 | Комбинированный | | Представляют презентации проектов |
Б 06.05 |
49 (11) | А 04.05 | | Защита проектов по охране окружающей среды | 1 | Комбинированный | | Представляют презентации проектов |
Б 13.05 |
50 (12) | А 11.05 | | Обобщающий урок по теме «Организмы и окружающая среда» | 1 | Урок обобщения | | Выполняют задания по теме. |
Б 20.05 |
Глава 5. Повторение - 2 ч |
51 (1) | А 18.05 | | Повторение | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | | Повторение пройденного материала |
Б 27.05 |
52 (2) | А 25.05 | | Повторение | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | | Повторение пройденного материала |
53 | | | Итоговая годовая контрольная работа по теме «Живые организмы Земли» | 1 | Контроль знаний | | Выполняют тесты и задания по курсу. |
| | | Всего | 53 | | | |