Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана, авторской программы основного общего образования по биологии 5- 9 класс. Автор: В.В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Дрофа-2012.
КТП составлено на 34 часа из расчета 34 учебные недели согласно учебно-календарному графику. В связи с этим в КТП внесены некоторые изменения: количество часов на тему «Природные сообщества» уменьшено на 1 час.
Практических работ – 1, лабораторных работ – 11.
Глава 2 посвящена жизни растений, их питанию. Дыханию, способам размножения. Фотосинтезу.
При изучении главы 3 обучающиеся узнают о классификации растений и познакомятся с основами систематики растений.
Глава 4 посвящена природным сообществам охране растений.
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений , принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений . Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
1. Учебник В. В. Пасечник Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 класс.- М.: Дрофа. 2014
2. Многообразие покрытосеменных растений 6 класс .Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник. – М. : Дрофа, 2015.
Так как последняя неделя учебного года выделена на проведение промежуточной аттестации, 1 час учебного времени перераспределен за счет уплотнения часов учебного времени. Учебный материал распределен на 34 часа.
Рабочая программа предусматривает проведение 16 лабораторных работ, 3 экскурсии. Рабочая программа ориентирована на учебник Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений – 6 кл. – М.: Дрофа, 2013. – 207с. (Гриф:Рекомендовано Министерством образования и науки РФ).
№ урока | №урока в теме | Дата 6А/6Б | Дата фактически | Тема урока | Тип урока | Основные элементы содержания | Вид деятельности ученика | УУД и личностные результаты | Д/з | Подготовка к ГИА | Подготовка к ЕГЭ |
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов) |
1. | 1. | 3.09/ 4.09 |
| Строение семян двудольных растений. Лабораторная работа№1 Изучение строения семян двудольных растений. Инструктаж по т/б. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лабораторный. | Строение семян. Лабораторная работа№1 Изучение строения семян двудольных растений. . | Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле» . Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа. | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; действие смыслообразование. Регулятивные: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; оценка. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения. | П.1, с.8-9 задание с.11 | 3.3 1.1.1 | ЕГЭ 4.4 |
2 | 2. | 10.09/ 11.09 | | Строение семян однодольных растений. Лабораторная работа№2 Изучение строения семян однодольных растений. Инструктаж по т/б. | Лабораторный | Особенности строения семян однодольных растений Лабораторная работа№2 Изучение строения семян однодольных растений | Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения | П.1, с.8-9 задание с.11 | 3.3 1.1.1 | ЕГЭ 4.4 |
3. | 3. | 17.09/18.09 | | Виды корней. Типы корневых систем. Лабораторная работа№3 Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы. Инструктаж по т/б. | Лабораторный. | Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы. Лабораторная работа№3 Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы. Д. Внешнее и внутреннее строения корня. . | Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения | П.2, задание с.15-16 | 3.3 1.1.1 | ЕГЭ 4.4 |
4. | 4. | 24.09/25.09 | | Строение корней. Лабораторная работа№4 Корневой чехлик и корневые волоски. Инструктаж по т/б. | Лабораторный. | Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня. Лабораторная работа№4 Корневой чехлик и корневые волоски | Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения | П.3, задание с.20 |
3.3 1.1.1 | ЕГЭ 4.4 |
5. | 5. | 1.10/ 2.10 | | Условия произрастания и видоизменения корней. | Комбинированный | Приспособления корней к условиям существования. Видоизменения корней. | Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения | П.4, задание с.25 | 3.3 1.1.1 | ЕГЭ 4.4 |
6. | 6. | 8.10/ 9.10 | | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Лабораторная работа№5 Строение почек. Расположение почек на стебле. Инструктаж по т/б. | Лабораторный | Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега. Лабораторная работа№5 Строение почек. Расположение почек на стебле. Д. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. | Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка; развитие способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. Познавательные: поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения; распределение ролей участников групповой работы. | П.5, з.с.30 | 3.3 1.1.1 | ЕГЭ 4.4 |
7. | 7. | 15.10/16.10 | | Внешнее строение листа. Лабораторная работа№6 Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение. Инструктаж по т/б. | Лабораторный | Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев. Лабораторная работа№6 Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение. Д. Строение листа. | Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка; развитие способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. Познавательные: поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения; распределение ролей участников групповой работы. | П.6, задание с.36 | 3.3 1.1.1 | ЕГЭ 4.4 |
8. | 8. | 22.10/ 23.10 | | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Лабораторная работа№7 Строение кожицы листа Клеточное строение листа | Лабораторный. | Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев. Лабораторная работа№7 Строение кожицы листа Клеточное строение листа. Д. Строение листа. | Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения | П.7, задание с. 40-41, П.8 задание с.44 | 3.3 1.1.1 | ЕГЭ 4.4 |
9. | 9. | 12.11/6.11 | | Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа №8 Внутреннее строение ветки дерева. Инструктаж по т/б | Лабораторный | Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа №8 Внутреннее строение ветки дерева. Д. Макро- и микростроение стебля | Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка; развитие способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. Познавательные: поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения; распределение ролей участников групповой работы. | П.9, с. 52 | 3.3 1.1.1 | ЕГЭ 4.4 |
10. | 10. | 13.11/ 19.11 | | Видоизменение побегов.Лабораторная работа№9 Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица). Инструктаж по т/б. | Лабораторный | Строение и функции видоизмененных побегов. Лабораторная работа№9 Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица) | Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка; развитие способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. Познавательные: поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения; распределение ролей участников групповой работы. | П.10, з.с.58 | 3.3 1.1.1 | ЕГЭ 4.4 |
11. | 11. | 26.11/20.11 | | Цветок и его строение. Лабораторная работа№10 Изучение строения цветка Инструктаж по т/б. | Лабораторный | Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка. Лабораторная работа№10 Изучение строения цветка | Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка; развитие способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. Познавательные: поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения; распределение ролей участников групповой работы. | П.11, с.63 | 3.3 1.1.1 | ЕГЭ 4.4 |
12. | 12. | 3.12/ 27.11 | | Соцветия.Лабораторная работа №11 Ознакомление с различными видами соцветий. Инструктаж по т/б. | Лабораторный | Виды соцветий. Значение соцветий. Лабораторная работа №11 Ознакомление с различными видами соцветий. Д. Различные виды соцветий. | Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения | П.12, задание с.66 | 3.3 1.1.1 | ЕГЭ 4.4 |
13. | 13. | 10.12/4.12 | | Плоды и их классификация. Лабораторная работа №12 Ознакомление с сухими и сочными плодами Инструктаж по т/б. | Лабораторный | Строение плодов. Классификация плодов. Лабораторная работа №12 Ознакомление с сухими и сочными плодами. Д. Сухие и сочные плоды. | Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка; развитие способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. Познавательные: поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения; распределение ролей участников групповой работы. | П.13, с.74 | 3.3 1.1.1 | ЕГЭ 4.4 |
14. | 14. | 17.12/11.12 | | Распространение плодов и семян. | Комбинированный | Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения | Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений» | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения | П.14, с.78 | 3.3 1.1.1 | ЕГЭ 4.4 |
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов) |
15. | 1. | 24.12/18.12 | | Минеральное питание растений
| Комбинированный | Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды | Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наиносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка; развитие способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. Познавательные: поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения; распределение ролей участников групповой работы. | П.15, з.с.86 | 3.3 1.2 | ЕГЭ 4.4 |
16. | 2. | 14.01/25.12 | | Фотосинтез | Комбинированный | Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Д. получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала | Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека | Личностные: оценивание усвоения содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка; волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения. | П.16, з.с.91 | 3.3 1.2 | ЕГЭ 4.4 |
17. | 3. | 21.01/15.01 | | Дыхание растений. | Комбинированный | Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Д. дыхание растений | Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения | П.17,задание с.96 | 3.3 1.2 | ЕГЭ 4.4 |
18. | 4. | 28.01/22.01 | | Испарение воды растениями. Листопад. | Комбинированный | Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев. Д. испарение воды листьями | Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения | П.18, з.с 101 | 3.3 1.2 | ЕГЭ 4.4 |
19. | 5. | 4.02/ 29.01 | | Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лабораторная работа№13 Передвижение веществ по побегу растения. Инструктаж по т/б. | Лабораторный. | Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений. Лабораторная работа№13 Передвижение веществ по побегу растения. Д. передвижение органических веществ по лубу. | Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения | П.19, з.с.107 | 3.3 1.2 | ЕГЭ 4.4 |
20. | 6. | 11.02/ 5.02 | | Прорастание семян. Лабораторная работа№14 Определение всхожести семян растений и их посев. Инструктаж по т/б. | Лабораторный | Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков. Лабораторная работа№14 Определение всхожести семян растений и их посев. Д. Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени | Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка; развитие способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. Познавательные: поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения; распределение ролей участников групповой работы. | П.20, з.с.114 | 3.3 1.2 | ЕГЭ 4.4 |
21. | 7. | 18.02/ 12.02 | | Способы размножения растений. | Комбинированный | Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира | Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка; развитие способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. Познавательные: поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения; распределение ролей участников групповой работы. | П.21, з.с.119 | 3.3 1.2 | ЕГЭ 4.4 |
22. | 8. | 25.02/19.02 | | Размножение споровых растений. | Комбинированный | Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений | Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения | П.22, з.с.125 | 3.3 1.2 | ЕГЭ 4.4 |
23. | 9. | 4.03/ 26.02 | | Размножение семенных растений. | Комбинированный | Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян | Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. | Личностные: оценивание усвоения содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка; волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения. | П.23, 24, з.с.134 | 3.3 1.2 | ЕГЭ 4.4 |
24. | 10. | 11.03/05.03 | | Экскурсия №1: «Зимние явления в жизни растений». | | Экскурсия: «Зимние явления в жизни растений». | | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения | Повт. П.23, 24 | 3.3 1.2 | |
25. | 11. | 18.03/ 12.03 | | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Лабораторная работа№15 Вегетативное размножение комнатных растений. Инструктаж по т/б. | Лабораторный | Способы вегетативного размножения. Лабораторная работа№15 Вегетативное размножение комнатных растений | Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения | П.25, з.с.145 | 3.3 1.2 | ЕГЭ 4.4 |
Раздел 3. Классификация растений (6 часов) |
26. | 1. | 1.04/ 19.03 | | Систематика растений. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Д. Живые и гербарные растения | Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка; развитие способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. Познавательные: поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения; распределение ролей участников групповой работы. | П.26, с.154 | 3.3 1.1.1 2.1.2 2.1.3 | ЕГЭ 4.5 |
27. | 2. | 8.04/ 2.04 | | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. Лабораторная работа№16 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. Инструктаж по т/б. | Комбинированный | Признаки, характерные для растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Л.Р. №16 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. Д. Живые и гербарные растения | Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения | П.27, з.с.160 | 3.3 1.1.1 2.1.2 2.1.3 | ЕГЭ 4.5 |
28. | 3. | 15.04/09.04 | | Семейства Пасленовые, Бобовые и Сложноцветные. | Комбинированный | Признаки, характерные для растений семейств Пасленовые и Бобовые, Сложноцветные. Д. Живые и гербарные растения | Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые, Сложноцветные. Определяют растения по карточкам | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения | П.28, с.161-166, з.с.168 | 3.3 1.1.1 2.1.2 2.1.3 | ЕГЭ 4.5 |
29. | 4. | 22.04/16.04 | | Экскурсия №2 в теплицу: «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте». | Экскурсия | Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте | Выделяют основные принципы выращивания растений в защищенном грунте. Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет) | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка; развитие способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. Познавательные: поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения; распределение ролей участников групповой работы. | П.28 | 3.3 1.1.1 2.1.2 2.1.3 | ЕГЭ 4.5 |
30. | 5. | 29.04/23.04 | | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные | Комбинированный | Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные. Д. Живые и гербарные растения | Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка; развитие способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. Познавательные: поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения; распределение ролей участников групповой работы. | П.29,з.с.173 | 3.3 1.1.1 2.1.2 2.1.3 | ЕГЭ 4.5 |
31. | 6. | 6.05/ 30.05 | | Важнейшие сельскохозяйственные растения | Комбинированный | Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком. Д. Районированные сорта важнейших с/х растений. | Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников | Личностные: оценивание усваиваемого содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка; развитие способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. Познавательные: поиск необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения; распределение ролей участников групповой работы. | П.30, з.с.185 | 3.3 1.1.1 2.1.2 2.1.3 | ЕГЭ 4.5 |
Раздел 4. Систематизация и коррекция знаний. (1ч) |
32. | 1. | 13.05/7.05 | | Итоговая контрольная работа. | | | | | | | |
Раздел 5. Природные сообщества (2 часа) |
33. | 1. | 20.05/14.05 | | Экскурсия №3: Природное сообщество и человек | Экскурсия | Смена растительных сообществ. Типы растительности. Экскурсия Природное сообщество и человек | Определяют понятие «смена растительных сообществ». Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет) | Личностные: оценивание усвоения содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка; волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения. | П.31, с.188-193, С.194-196 | | |
34. | 2. | ---/21.05 | | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. | Комбинированный | Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование | Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии. Выбирают задание на лето | Личностные: оценивание усвоения содержания; установление связи м/ду целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала. Регулятивные: целеполагание; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результатов; контроль; оценка; волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; аргументированное изложение своей точки зрения. | Повт. П.1-14, 16, 17,26-30 | 5.1, 5.3 | |