СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 « Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования» ( и изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577», ООП ООО и учебного плана МБОУ СОШ с. Найхин.

Данная рабочая программа реализуется на основе учебника:

Пасечник В.В. Биология. Введение в биологию: Линейный курс: 5кл.: учебник/В.В.Пасечник.- М.:Просвещение,2021.-173,[3] с. : ил.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Максима Пассара с. Найхин» Нанайского муниципального района Хабаровского края




«Согласовано»

Заместитель директора по УР

Цыденова И.П. ____________

«____»__________2021 г

«Утверждаю»

Директор

Глушанина О.Ф.____________

Приказ № _______ от

«____»__________2023 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

для II ступени обучения, 5 класс

Бельды Марины Николаевны, учитель биологии, химии

























2022 – 2023 уч. г. г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 « Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования» ( и изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577», ООП ООО и учебного плана МБОУ СОШ с. Найхин.

Данная рабочая программа реализуется на основе учебника:

Пасечник В.В. Биология. Введение в биологию: Линейный курс: 5кл.: учебник/В.В.Пасечник.- М.:Просвещение,2021.-173,[3] с. : ил.


Количество часов:

5 класс: 34часа в год, в неделю - 1час.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

Личностные результаты освоения курса основного общего образования отражают:

1) сформированность у обучающихся социально значимых понятий, усваиваемых в единстве урочной и воспитательной деятельности:

- об отношениях человека и природы, о сущности, месте и роли человека в природной среде, о сохранении биосферы, об адаптации человека к природным условиям и использовании своих знаний для построения разумных отношений с окружающей средой, о природе как источнике производственной активности и основе материального труда человека;

- о научной картине мира, о сущности закономерностей развития природы и общества, о понимании этих закономерностей как условии формирования осознанной жизненной позиции личности, её социально-политических, нравственных и эстетических взглядов и идеалов;

2) сформированность заинтересованности в расширении знаний об устройстве мира и общества;

- интереса к самопознанию;

- к творческой деятельности;

- готовности к саморазвитию и самообразованию;

- способность к адаптации в динамично изменяющейся социальной и информационной среде;

- освоение основ целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки, общественной практики и индивидуальному своеобразию обучающихся (популяризация научных знаний);

3)сформированность ответственного отношения к жизни и установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение, нанесение иного вреда здоровью и направленный на физическое самосовершенствование на основе подвижного образа жизни, занятий физической культурой и спортом;

-навыков безопасного и здорового образа жизни, в первую очередь, санитарно-гигиенических, связанных с правильным питанием; необходимости самозащиты от информации, причиняющей вред здоровью и психическому развитию, в том числе, в Интернет-среде (физическое воспитание и формирование культуры здоровья);

4)стремление к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом многообразия мира профессий, профессиональных предпочтений и  участия в профориентационной деятельности;

-сформированность уважения к людям труда и их трудовым достижениям, к результатам труда других людей, в том числе, бережного отношения к личному и школьному имуществу, уважительного отношения к труду на основе опыта заинтересованного участия в социально значимом труде (трудового воспитание);

5)сформированность основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

-формирование нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии (экологическое воспитание).

Метапредметные

Метапредметные результаты освоения курса основного общего образования отражают:

  1. познавательными универсальными учебными действиями:

- переводить практическую задачу в учебную;

-умение формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее своими интересами, мотивами, учебными потребностями, поставленными проблемами;

-способность выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать целесообразность и эффективность выбранного алгоритма;

-умение самостоятельно составлять алгоритм (или его часть) для решения учебной задачи, учитывать время, необходимое для этого;

-умение выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение, исследование, опыт, проектная деятельность и пр.) в соответствии с поставленной учебной задачей;

-умение проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; умение формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, презентовать полученные результаты;

-умение использовать уместно базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира;

-умение осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений, ограничению понятия, группировке понятий по объему и содержанию;

-умение выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным основаниям;

-умение осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

-умение распознавать ложные и истинные утверждения;

-умение устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения; критерии проводимого анализа, формулировать выводы по их результатам;

- умение приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом существующих точек зрения;

-умение использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

-умение преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления информации, а также предложенную текстовую информацию в модели (таблица, диаграмма, схема и др.) в соответствии с поставленной учебной задачей;

-умение строить план, схему, алгоритм действия, исправлять (восстанавливать, дополнять) предложенный алгоритм на основе имеющихся знаний об изучаемом объекте;

-умение делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

-умение осуществлять анализ требуемого содержания, различать его фактическую и оценочную составляющую, представленного в письменном источнике, диалоге, дискуссии.

2) овладение навыками работы с информацией:

-умение работать с информацией (выбор, анализ, ранжирование, систематизация и интерпретация информации различного вида, оценка ее соответствия цели информационного поиска);

- находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых система Интернета;

-сопоставлять информацию, полученную из разных источников; характеризовать/оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска;

-самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника (текстового, иллюстративного, графического), учитывая характер полученного задания;

-овладение навыками работы с двумя и более источниками (в том числе разных видов), содержащими прямую и косвенную информацию;

-умение распознавать достоверную и недостоверную информацию;

-реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности информации;

умение определять несложную противоречивую информацию, самостоятельно находить способы ее проверки;

-умение подбирать иллюстративную, графическую и текстовую информацию в соответствии с поставленной учебной задачей;

-соблюдение правил информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;

-участие в коллективном сборе информации (опрос, анкетирование), группировать полученную информацию в соответствии с предложенными критериями;

3) овладение регулятивными действиями:

-умение самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая целесообразные способы решения учебной задачи);

-умение оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно-познавательных задач;

-умение осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности (степень освоения способа действия) по заданным и/или самостоятельно определенным критериям;

-умение вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, измененных ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

-умение предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной учебной задачи;

-объяснять причины успеха (неудач) в деятельности;

-овладение умениями осуществлять совместную деятельность (договариваться, распределять обязанности, подчиняться, лидировать, контролировать свою работу) в соответствии с правилами речевого этикета;

-умение оценивать полученный совместный результат, свой вклад в общее дело, характер деловых отношений, проявлять уважение к партнерам по совместной работе, самостоятельно разрешать конфликты;

-умение осуществлять взаимоконтроль и коррекцию процесса совместной деятельности;

-умение устранять в рамках общения разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием \ неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

4) овладение коммуникативными и универсальными учебными действиями:

-владение смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов: определять тему, назначение текста, резюмировать главную идею, мысль текста, цель его создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; выявлять детали, важные для раскрытия основной мысли, идеи, содержания текста;

-владение умениями участия в учебном диалоге  — следить за  соблюдением процедуры обсуждения, задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога;

-умение определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание коммуникации; учитывать особенности аудитории;

-соблюдение нормы публичной речи и регламент; адекватно теме и ситуации общения использовать средства речевой выразительности для выделения смысловых блоков своего выступления, а также поддержания его эмоционального характера;

-умение формулировать собственные суждения (монологические высказывания) в форме устного и письменного текста, целесообразно выбирая его жанр и структуру в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.

Предметные:

Первый год обучения.

Учащиеся должны:

  • перечислять основные признаки жизни (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и

  • энергии, раздражимость, размножение, рост, развитие, подвижность);

  • по памяти воспроизводить формулировки определений основных признаков жизни;

  • по памяти воспроизводить формулировку понятия «биология»;

  • перечислять разделы, входящие в состав биологии (не менее 7 разделов);

  • называть объекты изучения основных разделов биологии (ботаника, зоология, анатомия, микология, бактериология, физиология, протистология);

  • описывать значение биологии для повседневной жизни;

  • перечислять основные методы изучения природы (наблюдение, измерение, эксперимент);

  • приводить примеры использования каждого метода при изучении природы;

  • различать приборы и лабораторное оборудование;

  • называть и показывать части светового микроскопа;

  • описывать принцип работы светового микроскопа;

  • настраивать микроскоп для работы;

  • соблюдать технику безопасности при работе с микроскопом;

  • называть и показывать основные части клетки (оболочку, цитоплазму, ядро);

  • приводить примеры клеток;

  • указывать, что новые клетки появляются в результате деления;

  • называть основные элементы, входящие в состав живых организмов (углерод, кислород, водород, азот);

  • называть основные неорганические вещества клетки (вода и минеральные соли);

  • называть основные органические вещества клетки (белки, жиры, углеводы);

  • описывать главные функции органических веществ клетки;

  • указывать на то, что тело бактерий состоит из одной клетки;

  • описывать принцип строения клетки бактерий (отсутствие ядра);

  • различать формы клетки бактерий;

  • описывать особенности проявления признаков жизни у бактерий;

  • приводить примеры бактерий;

  • описывать значение бактерий в природе и жизни человека.

  • называть принцип строения тела гриба;

  • приводить примеры одноклеточных и многоклеточных грибов;

  • описывать особенности проявления признаков жизни у грибов;

  • приводить примеры грибов;

  • описывать значение грибов в природе и жизни человека;

  • описывать особенности строения клетки растений;

  • по памяти воспроизводить формулировку определения понятия «фотосинтез»;

  • описывать особенности проявления признаков жизни у растений;

  • описывать значение растений в природе и жизни человека;

  • описывать принцип строения тела простейших; приводить примеры простейших; различать простейших на иллюстрациях;

  • описывать особенности проявления признаков жизни у простейших; описывать значение простейших в природе и жизни человека;

  • описывать общий план строения тела позвоночных животных; перечислять основные группы позвоночных животных;

  • называть 2—3 характерные черты каждой группы беспозвоночных животных;

  • приводить примеры видов беспозвоночных животных, относящихся к каждой группе;

  • различать представителей основных групп беспозвоночных животных;

  • описывать особенности проявления признаков жизни у животных.

  • описывать общий план строения тела беспозвоночных животных;

  • перечислять основные группы беспозвоночных животных;

  • называть 2—3 характерные черты каждой группы позвоночных животных;

  • приводить примеры видов позвоночных животных, относящихся к каждой группе;

  • различать представителей основных групп позвоночных животных;

  • описывать особенности проявления признаков жизни у животных;

  • описывать значение животных в природе и жизни человека.

  • перечислять среды жизни организмов;

  • называть особенности условий каждой из сред жизни;

  • приводить примеры животных, обитающих в разных средах жизни;

  • различать приспособления животных к различным условиям среды;

  • перечислять основные природные зоны Земли;

  • называть виды растений и животных, характерные для каждой природной зоны;

  • описывать воздействие человека на природную среду на различных этапах его исторического развития;

  • называть основные экологические проблемы современности;

  • описывать прямое и косвенное воздействие человека на редкие и исчезающие виды;

  • приводить примеры видов, уничтоженных человеком;

  • приводить примеры видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения;

  • описывать значение биоразнообразия.


Содержание учебного предмета, курса

Содержание программы 5 класс

Понятие о жизни. Сходство и различие живого и неживого. Свойства живых тел природы. Роль живого в природе. Живая и неживая природа — единое целое. Биология  — система наук о живой природе. Объекты, процессы и явления живой природы. Основные разделы и задачи биологии. Язык биологии: термины, понятия, символы. Источники биологических знаний: наблюдение, опыт и теория. Источники биологической информации: энциклопедии, словари, справочники, определители, карты, фото- и видеоизображения, компьютерные базы данных, Интернет и др. Лабораторное оборудование кабинета биологии. Правила поведения и работы в кабинете биологии. Биология и другие естественные науки. Биология и ненаучное познание (религиозное, мифологическое, художественное). Значение биологических знаний для современного человека. Научный метод изучения живой природы. Наблюдение в биологии. Живые и фиксированные объекты. Биологический рисунок. Использование увеличительных приборов для наблюдения. Лупа. Световой и цифровой микроскопы. Описание в биологии. Научное и художественное описание живых объектов. Использование таблиц, диаграмм для описания объектов, процессов и явлений живой природы. Классификация объектов, процессов и явлений живой природы как прием научного познания. Принцип родства и его использование в биологических исследованиях. Измерение в биологии. Выбор единиц измерения. Длина, площадь, объем, масса, время. Измерение размеров биологических объектов. Эксперимент в биологии. Природный и лабораторный эксперименты. Этапы биологического эксперимента. Объяснение результатов эксперимента. Понятие об организме. Основные части организма: клетки, ткани, органы, системы органов. Взаимосвязь частей организма. Организм  — единое целое. Разнообразие организмов. Особенности строения организмов растений, животных, грибов и человека. Бактерии. Понятие о клетке как наименьшей единице живой природы. Доядерные и ядерные организмы. Процессы жизнедеятельности организмов: питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция, размножение, рост, развитие. Классификация организмов. Основные царства живой природы. Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания и их характеристика. Условия жизни организмов: свет, тепло, воздух, вода, минеральный состав почвы, пища. Значение условий жизни для организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов. Понятие о природном сообществе. Состав и структура сообщества. Взаимосвязи организмов в природном сообществе. Приспособление организмов к совместному существованию в  природном сообществе. Разнообразие сообществ: природные и искусственные. Сообщества, созданные и поддерживаемые человеком. Значение природных и искусственных сообществ. Природные зоны Земли. Флора и фауна природных зон. Ландшафты природные и культурные. Человек — часть природы. Хозяйственная деятельность человека в природе: растениеводство, животноводство, охота, рыболовство, лесозаготовки, градостроение и  др. Охрана живой природы. Особо охраняемые природные территории. Роль учащихся в охране природы своей страны и края. Жизнь и ее многообразие  — общечеловеческая ценность. Планета Земля — наш дом.


















Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематическое планирование 5 класс

Раздел/тема

Кол-во часов

1

Введение в биологию

7

2

Строение и многообразие живых организмов

14

3


Организм и среда.

Обобщение пройденного за год

13


Итого:


34

















Поурочно-тематическое планирование 5 класс

урока

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Форма контроля

Характеристика основных видов

деятельности учащихся

Дата

Введение в биологию (7ч)




1

Введение в биологию.

1

текущий

Определяют роль биологии

среди наук.

07.09.2021

2

Живая и неживая природа - единое целое

1

текущий

Объяснять, чем живое отличается от неживого.






отличается

отличается отлияается от неживого

14.09.2021

3

Биология-система наук о живой природе

1

текущий

Объясняют роль биологии в практической деятельности людей

21.09.2021

4

Методы исследования в биологии

1

текущий

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

28.09.2021

5

Измерения в биологических исследованиях.

Лабораторная работа№ 1. «Измерение объектов».

1

текущий

Объяснять какие методы исследования и единицы измерения, применяются в биологии.

05.10.2021

6

Описание результатов исследований

1

текущий

Определяют понятия «описательный метод», «таблица», «схема», «диаграмма», «график», «анализ»

12.10.2021

7

Эксперимент в биологии

1

текущий

Объяснять особенности биологического эксперимента.

19.10.2021

Строение и многообразие живых организмов(14ч.)




8-9

Увеличительные приборы

Лабораторная работа №2. «Устройство увеличительных приборов»

2

текущий

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

2.11.2021

10

Клетка - основная структурная и функциональная единица живого организма. Строение клетки

1

текущий

Выделяют существенные признаки строения клетки.

9.11.2021

11

Разнообразие клеток и их жизнедеятельность

.Лабораторная работа№3 «Рассматривание готовых микропрепаратов клеток растений ,животных и грибов»

1

текущий

Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

16.11.2021

12

Организм – единое целое

1

текущий

Определяют понятия «организм», «одноклеточные», «многоклеточные», «неклеточные» .Выделяют уровни организации.

23.11.2021

13

Жизнедеятельность организмов

1

текущий

Объяснять свойства основных процессов жизнедеятельности: питание, дыхание, выделение , обмен веществ, рост, развитие.

30.112021

14

Разнообразие организмов

1

текущий

Объяснять принцип родства и его использование в биологических исследованиях.

7.12.2021

15

Царство Бактерии: многообразие и значение

1

текущий

Выделяют существенные признаки бактерий

14.12.2021

16-17

Царство Грибы: многообразие и значение

2

текущий

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

21.12.2021

18

Царство Растения. Характерные признаки растений

1

текущий

Характеризуют разнообразие и распространение растений.

28.12.2021

19

Роль растений в природе и жизни человека. Охрана растений

1

текущий

Объясняют роль растений в природе и жизни человека. Находят информацию о растения. Красной книги

11.01.2022

20

Царство Животные: многообразие и значение

1

текущий

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных

18.01.2022

21

Охрана животного мира

1

текущий

Находят информацию о животных . Красной книги

25.01.22

Организм и среда(13ч.)




22

Среды обитания организмов

1

текущий

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

01.02.22

23

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

1

текущий

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

08.02.22

24

Сезонные изменения в жизни организмов.

Экскурсия


Практическая работа

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

1

текущий

Составляют творческий отчёт об весенних явлениях в жизни растений .Вести дневник фенологических наблюдений.


15.02.22

25

Природные сообщества

1

текущий

Характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе.

22.02.22

26

Взаимосвязи организмов в сообществе

1

текущий

Определять понятие «пищевая цепь». Различать понятия «продуценты»,» «консументы», «редуценты».

01.03.22

27

Сообщества, создаваемые человеком

1

текущий

Сравнивать естественные и искусственные экосистемы.

15.03.22

28

Экосистемы природных зон Земли.

1

текущий

Определять понятие «природная зона», «широтная зональность», « высотная поясность».

22.03.22

29

Природные зоны России

1

текущий

Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством

05.04.22

30

Хозяйственная деятельность человека в природе

1

текущий

Характеризуют понятия :

-Хозяйственная деятельность.

-Сельское хозяйство.

-Лесное хозяйство.

-Рыбное хозяйство

12.04.22

31

Охрана природы. Особо охраняемые природные территории.

1

текущий

Объяснять для чего создаются особо охраняемые природные территории

19.04.22

32

Планета Земля - наш общий дом.

1

текущий

Объяснять роль человека в биосфере.

26.04.22

33

Обобщение пройденного по теме: «Организм и среда»

1

Тематический контроль


17.05.22

34

Подведение итогов за год. Летние задания.

1

Тематический контроль


24.05.22

ИТОГО


34


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!