Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бутовская средняя общеобразовательная школа № 1»
Утверждаю
Директор школы:
_____________/Овчинникова И.М./
« 14 » августа 20 20 г.
Рабочая программа по биологии
(базовый уровень)
8 Б класс
Составитель: Калинина Татьяна Дмитриевна,
учитель химии и биологии высшей категории
2020-2021 учебный год.
Пояснительная записка.
В учебном плане МБОУ «Бутовская СОШ №1» на изучение предмета биологии отведено 2 часа в неделю, 68 часов в год (из расчета 34 учебные недели)
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе:
требований ФГОС основного общего образовании второго поколения, примерной программы основного общего образования по биологии базисного учебного плана и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.
авторской программы по биологии для 6-11 классов (автор В. В. Пасечник Изд. «Дрофа» М., 2018);
учебника «Биология 8 класс» (авторы Д. В. Колесов, Р. Д. Маш Изд. «Дрофа» М., 2016), входящего в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии. Данная программа соответствует целям образовательного учреждения по реализации общеобразовательных программ основного общего образования.
Программа по биологии в 8 классе направлена на получение знаний о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формирования социальной среды.
Цели и задачи изучения биологии на уровне основного общего образования:
Формирование у учащихся знаний о живой природе, основных методах ее изучения;
Овладение умениями проводить наблюдения, опыты, описывать их результаты, делать выводы;
Развитие интереса к природе, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, соблюдение принципов здорового образа жизни;
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.
Тематическое планирование.
№ п/п | Разделы, темы. | Количество часов |
1. | Введение. | 1час |
2. | Происхождение человека | 3 часа |
3. | Общий обзор организма | 1 час |
4. | Ткани | 5 часов |
5. | Рефлекторная регуляция органов и систем организма | 1 час |
6. | Опорно- двигательная система | 7 часов |
7. | Внутренняя среда организма | 3 часа |
8. | Кровеносная и лимфатическая система | 6 часов |
9. | Дыхательная система | 4 часа |
10. | Пищеварительная система | 6 часов |
11. | Обмен веществ и энергии. | 3 часа |
12. | Покровные органы. Терморегуляция | 3 часа |
13. | Выделительная система | 1 час |
14. | Нервная система | 5 часов |
15. | Анализаторы | 6 часов |
16. | Поведение и психика | 5 часов |
17. | Железы внутренней секреции | 2 часа |
18. | Индивидуальное развитие организма | 6 часов |
| Итого: | 68 часов |
Требования к результатам обучения
Изучение курса «Биология» в 8 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий - УУД):
Личностные результаты:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
- воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;
- понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; соблюдение правил поведения в природе;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, готовность и способность принимать ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
- критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Метапредметные результаты:
1) познавательные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
- владеть основами исследовательской и проектной деятельности - видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), оценивать ее достоверность;
- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
- строить логические рассуждения и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнение;
2) регулятивные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
- организовывать свою учебную и познавательную деятельность - определять цели работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы);
- самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач и выбирать средства достижения цели;
- работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3) коммуникативные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Предметные результаты- учащиеся научатся:
1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки живых организмов и организма человека) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- устанавливать причинно-следственные связи между гибкостью тела человека и строением его позвоночника, между строением анализатора и выполняемой им функцией;
- сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения; выявлять
взаимосвязи между особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями;
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, об инфекционных заболеваниях, оформлять ее в виде сообщений, рефератов, докладов;
- классифицировать типы и виды памяти, железы в организме человека;
- устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции;
- определять и различать части и органоиды клетки и системы органов организма человека на рисунках и схемах;
- сравнивать биологические объекты и процессы и делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-выявлять изменчивость организмов; приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- владеть методами биологической науки - наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
Учащиеся получат возможность научиться:
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;
- приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
3) в сфере трудовой деятельности:
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);
4) в сфере физической деятельности:
- демонстрировать приемы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
- владеть приемами рациональной организации труда и отдыха;
5) в эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Календарно-тематическое планирование 8Б класс
№ п/п | Тема урока | Содержание | Количество часов | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
Введение (1 час) |
1 | Науки о человеке. Становление наук о человеке. | Биосоциальная природа человека. Науки о человеке и их методы. Значение знаний о человеке. Основные направления (проблемы) биологии 8 класса, связанные с изучением организма человека | 1 | | |
Происхождение человека (3 часа) |
2 | Систематическое положение человека. | Биологическая природа человека | 1 | | |
3 | Историческое прошлое людей. | Происхождение и эволюция человека | 1 | | |
4 | Расы человека. | Расы человека и их формирование | 1 | | |
Общий обзор организма (1час) |
5 | Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе. | Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Органы и системы органов человека. | 1 | | |
Ткани (5 часов) |
6 | Клеточное строение организма. | Клеточное строение организма человека. Жизнедеятельность клетки | 1 | | |
7 | Ткани. Л.р.№1 «Клетки и ткани под микроскопом» | Ткани: эпителиальная, мышечная, соединительная. | 1 | | |
8 | Клетка, её строение, химический состав и жизнедеятельность | Органические, неорганические вещества и органоиды клетки. | 1 | | |
9 | Ткани животных и человека | Изучение микроскопического строения тканей организма человека | 1 | | |
10 | Органы, система органов, организм. | Органы брюшной и грудной полости. | 1 | | |
Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час) |
11 | Нервная и гуморальная регуляция. Л. р.№2 «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение» | Нервная ткань. Строение нейрона. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецептор. | 1 | | |
Опорно- двигательная система (7часов) |
12 | Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Строение, состав и соединение костей. Л.р.№3 «Строение костной ткани» | Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост кости. Кости: трубчатые, губчатые, плоские, смешанные. | 1 | | |
13 | Скелет головы и скелет туловища. | Скелет человека. Скелет головы. Кости черепа: лобная, теменные, височные, затылочная, клиновидная и решётчатая. Скелет туловища. Позвоночник как основная часть скелета туловища. | 1 | | |
14 | Скелет конечностей. | Скелет конечностей и их поясов | 1 | | |
15 | Мышцы человека. Строение. | Строение и функции скелетных мышц. Основные группы скелетных мышц. | 1 | | |
16 | Работа мышц. Л. р. №4 «Мышцы человеческого тела» | Мышцы синергисты и антагонисты. | 1 | | |
17 | Нарушение осанки и плоскостопие. Л. р. №5 «Выявление нарушения осанки и плоскостопия» | Осанка. Остеохондроз. Сколиоз. Плоскостопие. | 1 | | |
18 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | Травмы костно-мышечной системы и меры первой помощи при них | 1 | | |
Внутренняя среда организма (3 часа) |
19 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Л.р.№6«Сравнение крови человека с кровью лягушки» | Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Состав внутренней среды организма и её функции. Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Свёртывание крови | 1 | | |
20 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека | 1 | | |
21 | Иммунология на службе здоровья. | Вакцинация, лечебная сыворотка. Аллергия. СПИД. Переливание крови. Группы крови. Донор. Реципиент | 1 | | |
Кровеносная и лимфатическая система (6 часов) |
22 | Транспортные системы организма. | Замкнутое и незамкнутое кровообращение. Кровеносная и лимфатическая системы | 1 | | |
23 | Круги кровообращения. | Органы кровообращения. Сердечный цикл. Сосудистая система, её строение. Круги кровообращения. Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс. | 1 | | |
24 | Строение и работа сердца. | Строение и работа сердца. Коронарная кровеносная система. Автоматизм сердца | 1 | | |
25 | Движение крови по сосудам. Регуляция работы кровоснабжения. Л. р. №7«Пульс и движение крови» | Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс. | 1 | | |
26 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов | Физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Гиподинамия и её последствия. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды. Болезни сердца и их профилактика. Функциональные пробы для самоконтроля своего физического состояния и тренированности | 1 | | |
27 | Первая помощь при кровотечениях. | Типы кровотечений и способы их остановки. Оказание первой помощи при кровотечениях | 1 | | |
Дыхательная система (4 часа) |
28 | Значение дыхания. Органы дыхания. | Дыхание и его значение. Органы дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания и их предупреждение | 1 | | |
29 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях | Газообмен в лёгких и тканях | 1 | | |
30 | Дыхание движения. Регуляция дыхания. Л.р.№8 «Дыхательные движения.» | Механизм дыхания. Дыхательные движения: вдох и выдох. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды | 1 | | |
31 | Первая помощь при поражении органов дыхания | Жизненная ёмкость лёгких. Вред табакокурения. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Заболевания органов дыхания и их профилактика. | 1 | | |
Пищеварительная система (6 часов) |
32 | Питание и пищеварение. | Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции | 1 | | |
33 | Пищеварение в ротовой полости. Л.р.№9 «Действие ферментов слюны на крахмал» | Пищеварение в ротовой полости. | 1 | | |
34 | Пищеварение в желудке. | Пищеварение в желудке. | 1 | | |
35 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | Всасывание питательных веществ в кровь. Тонкий и толстый кишечник. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит | 1 | | |
36 | Регуляция пищеварения. | Регуляция пищеварения. Открытие условных и безусловных рефлексов. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения | 1 | | |
37 | Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. | Гигиена питания. Наиболее опасные кишечные инфекции | 1 | | |
Обмен веществ и энергии-3ч |
38 | Обменные процессы в организме. | Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, углеводов, жиров. Обмен воды и минеральных солей. Ферменты и их роль в организме человека. Механизмы работы ферментов. Роль ферментов в организме человека | 1 | | |
39 | Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов. Л.р. №10 «Составление пищевых рационов» | Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость (калорийность) пищи. Рациональное питание. Нормы и режим питания. | 1 | | |
40 | Витамины. | Витамины и их роль в организме человека. Классификация витаминов. Роль витаминов в организме человека | 1 | | |
Покровные органы. Терморегуляция (3 часа) |
41 | Кожа. Значение и строение кожи. | Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Производные кожи | 1 | | |
42 | Роль кожи в теплорегуляции. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, профилактика поражений кожи | 1 | | |
43 | Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. | Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Гигиена кожных покровов. Гигиена одежды и обуви | 1 | | |
Выделительная система (1 час) |
44 | Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | Выделение и его значение. Органы выделения. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение | 1 | | |
Нервная система (5 часов) |
45 | Значение нервной системы. | Значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности | 1 | | |
46 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | Строение нервной системы. Спинной мозг | 1 | | |
47 | Строение головного мозга. Л.р. №11 «Функции мозжечка и среднего мозга» | Головной мозг. Отделы головного мозга и их функции. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга. Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга | 1 | | |
48 | Строение и функции переднего мозга. | Передний мозг. Промежуточный мозг. Большие полушария головного мозга и их функции | 1 | | |
49 | Соматический и автономный отделы нервной системы. Л. р.№12«Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка» | Вегетативная нервная система, её строение. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. | 1 | | |
Анализаторы (6часов) |
50 | Значение органов чувств и анализаторов. | Понятие об анализаторах | 1 | | |
51 | Орган зрения и зрительный анализатор. Л.р. №13 «Выявление иллюзии» | Строение зрительного анализатора | 1 | | |
52 | Заболевания и повреждения глаз. | Заболевания органов зрения и их предупреждение | 1 | | |
53 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | Строение органа слуха | 1 | | |
54 | Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. | Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Обоняние | 1 | | |
55 | Обобщение пройденного. | | 1 | | |
Поведение и психика (5 часов) |
56 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Л. р.№14 «Выработка навыков зеркального письма» | Вклад И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности | 1 | | |
57 | Врожденные и приобретенные формы поведения | Безусловные и условные рефлексы. Поведение человека. Врождённое и приобретённое поведение | 1 | | |
58 | Сон и сновидения. | Сон и бодрствование. Значение сна | 1 | | |
59 | Особенности высшей нервной деятельности человека. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Познавательная деятельность. Память и обучение. Виды памяти. Расстройства памяти. Способы улучшения памяти. | 1 | | |
60 | Познавательные процессы. Воля, эмоции, внимание. | Волевые действия. Эмоциональные реакции. Физиологические основы внимания | 1 | | |
Железы внутренней секреции (2 часа) |
61 | Роль эндокринной регуляции. | Органы эндокринной системы и их функционирование. Единство нервной и гуморальной регуляции | 1 | | |
62 | Функция желез внутренней секреции. | Влияние гормонов желёз внутренней секреции на человека | 1 | | |
Индивидуальное развитие организма- 6ч |
63 | Жизненный цикл. Размножение. | Особенности размножения человека. Половые железы и половые клетки. Половое созревание | 1 | | |
64 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | Закон индивидуального развития. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | 1 | | |
65 | Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем. | Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, алкоголя, наркотиков. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика | 1 | | |
66 | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. | Рост и развитие ребёнка после рождения. Темперамент. Черты характера. Индивид и личность | 1 | | |
67 | Интересы, склонности, способности. | Адаптация организма к природной и социальной среде. Поддержание здорового образа жизни | 1 | | |
68 | Итоговая контрольная работа. | | 1 | | |
«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель ШМО
Учителей естественно-математического цикла
_____________/Калинина Т.Д./
«13» августа 2020 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
___________/Москвина Е.В./
«13» августа 2020 г.
Лист коррекции
№ п/п | Тема | Планируемое количество часов | Фактическое количество часов | Причина отклонений |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |