СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бутовская средняя общеобразовательная школа № 1»






Утверждаю

Директор школы:

_____________/Овчинникова И.М./

« 14 » августа 20 20 г.
















Рабочая программа по биологии

(базовый уровень)

8 Б класс








Составитель: Калинина Татьяна Дмитриевна,

учитель химии и биологии высшей категории













2020-2021 учебный год.

Пояснительная записка.

В учебном плане МБОУ «Бутовская СОШ №1» на изучение предмета биологии отведено 2 часа в неделю, 68 часов в год (из расчета 34 учебные недели)


Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе:

  • требований ФГОС основного общего образовании второго поколения, примерной программы основного общего образования по биологии базисного учебного плана и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.

  • авторской программы по биологии для 6-11 классов (автор В. В. Пасечник Изд. «Дрофа» М., 2018);

  • учебника «Биология 8 класс» (авторы Д. В. Колесов, Р. Д. Маш Изд. «Дрофа» М., 2016), входящего в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.


Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии. Данная программа соответствует целям образовательного учреждения по реализации общеобразовательных программ основного общего образования.


Программа по биологии в 8 классе направлена на получение знаний о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формирования социальной среды.

Цели и задачи изучения биологии на уровне основного общего образования:

  • Формирование у учащихся знаний о живой природе, основных методах ее изучения;

  • Овладение умениями проводить наблюдения, опыты, описывать их результаты, делать выводы;

  • Развитие интереса к природе, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, соблюдение принципов здорового образа жизни;

  • Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Тематическое планирование.


п/п

Разделы, темы.

Количество часов

1.

Введение.

1час

2.

Происхождение человека

3 часа

3.

Общий обзор организма

1 час

4.

Ткани

5 часов

5.

Рефлекторная регуляция органов и систем организма

1 час

6.

Опорно- двигательная система

7 часов

7.

Внутренняя среда организма

3 часа

8.

Кровеносная и лимфатическая система

6 часов

9.

Дыхательная система

4 часа

10.

Пищеварительная система

6 часов

11.

Обмен веществ и энергии.

3 часа

12.

Покровные органы. Терморегуляция

3 часа

13.

Выделительная система

1 час

14.

Нервная система

5 часов

15.

Анализаторы

6 часов

16.

Поведение и психика

5 часов

17.

Железы внутренней секреции

2 часа

18.

Индивидуальное развитие организма

6 часов


Итого:

68 часов





Требования к результатам обучения



Изучение курса «Биология» в 8 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение уни­версальных учебных действий - УУД):

Личностные результаты:

- знание основных принципов и правил отноше­ния к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; ин­теллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

- воспитание чувства гордости за российскую био­логическую науку;

- понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; готов­ность к самостоятельным поступкам и действи­ям на благо природы;

- признание ценности жизни во всех ее проявле­ниях и необходимости ответственного, бережно­го отношения к окружающей среде; соблюдение правил поведения в природе;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, готовность и способность прини­мать ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

- признание права каждого на собственное мне­ние; эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

- критичное отношение к своим поступкам, осо­знание ответственности за их последствия.

Метапредметные результаты:

1) познавательные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

- владеть основами исследовательской и проект­ной деятельности - видеть проблему, ставить во­просы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, про­водить эксперименты, делать выводы и заклю­чения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

- находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литера­туре, словарях и справочниках), оценивать ее достоверность;

- составлять сообщения на основе обобщения ма­териала учебника и дополнительной литературы;

- строить логические рассуждения и умозаклю­чения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнение;

2) регулятивные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

- организовывать свою учебную и познавательную деятельность - определять цели работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последова­тельность действий и прогнозировать результаты работы);

- самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач и выбирать средства дости­жения цели;

- работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- выбирать целевые и смысловые установки в сво­их действиях и поступках по отношению к жи­вой природе, здоровью своему и окружающих;

- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

- владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3) коммуникативные УУД - формирование и раз­витие навыков и умений:

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, срав­нивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

- слушать и слышать другое мнение, вести дискус­сию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

- строить продуктивное взаимодействие со сверст­никами и взрослыми;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Предметные результаты- учащиеся научатся:

1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделять существенные признаки биологиче­ских объектов (отличительные признаки живых организмов и организма человека) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, пита­ние, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жиз­недеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

- приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболе­ваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекцион­ных и простудных заболеваний;

- объяснять роль биологии в практической дея­тельности людей; места и роли человека в при­роде; роли различных организмов в жизни че­ловека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наслед­ственности и изменчивости, проявления наслед­ственных заболеваний у человека, видообразо­вания и приспособленности;

- устанавливать причинно-следственные связи между гибкостью тела человека и строением его позвоночника, между строением анализатора и выполняемой им функцией;

- сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения; выявлять

взаимосвязи между особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями;

- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

- находить в учебной и научно-популярной ли­тературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, об инфекционных заболеваниях, оформлять ее в виде сообщений, рефератов, докладов;

- классифицировать типы и виды памяти, железы в организме человека;

- устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регу­ляции;

- определять и различать части и органоиды клет­ки и системы органов организма человека на ри­сунках и схемах;

- сравнивать биологические объекты и процессы и делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

-выявлять изменчивость организмов; приспособ­ления организмов к среде обитания; типы взаи­модействия разных видов в экосистеме; взаимо­связи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- владеть методами биологической науки - на­блюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспе­риментов и объяснение их результатов;

Учащиеся получат возможность научиться:


2) в ценностно-ориентационной сфере:

- знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;

- приводить доказательства взаимосвязи челове­ка и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, не­обходимости защиты среды обитания человека;

- анализировать и оценивать последствия деятель­ности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;

3) в сфере трудовой деятельности:

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);

4) в сфере физической деятельности:

- демонстрировать приемы оказания первой по­мощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- проводить наблюдения за состоянием собствен­ного организма;

- владеть приемами рациональной организации труда и отдыха;

5) в эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
















Календарно-тематическое планирование 8Б класс

п/п

Тема урока

Содержание

Количество часов

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Введение (1 час)

1

Науки о человеке. Становление наук о человеке.

Биосоциальная природа человека. На­уки о человеке и их методы. Значение знаний о человеке. Основные направле­ния (проблемы) биологии 8 класса, свя­занные с изучением организма челове­ка

1



Происхождение человека (3 часа)

2

Систематическое положение человека.

Биологическая природа человека

1



3

Историческое прошлое людей.

Происхождение и эволюция человека

1



4

Расы человека.

Расы человека и их формирование

1



Общий обзор организма (1час)

5

Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе.

Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Ор­ганы и системы органов человека.

1



Ткани (5 часов)

6

Клеточное строение организма.

Клеточное строение организма челове­ка. Жизнедеятельность клетки

1



7

Ткани. Л.р.№1 «Клетки и ткани под микроскопом»

Ткани: эпителиальная, мышечная, со­единительная.

1



8

Клетка, её строение, химический состав и жизнедеятельность

Органические, неорганические вещества и органоиды клетки.

1



9

Ткани животных и человека

Изучение микроскопического строения тканей организма человека

1



10

Органы, система органов, организм.

Органы брюшной и грудной полости.

1



Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)

11

Нервная и гуморальная регуляция.

Л. р.№2 «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение»

Нервная ткань. Строение нейрона. Реф­лекс. Рефлекторная дуга. Рецептор.

1



Опорно- двигательная система (7часов)

12

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Строение, состав и соединение костей. Л.р.№3 «Строение костной ткани»

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост кости. Кости: трубча­тые, губчатые, плоские, смешанные.

1



13

Скелет головы и скелет туловища.

Скелет человека. Скелет головы.

Кости черепа: лобная, теменные, ви­сочные, затылочная, клиновидная и решётчатая. Скелет туловища. Позвоночник как основная часть скеле­та туловища.

1



14

Скелет конечностей.

Скелет конечностей и их поясов

1



15

Мышцы человека. Строение.

Строение и функции скелетных мышц. Основные группы скелетных мышц.

1



16

Работа мышц. Л. р. №4 «Мышцы человеческого тела»

Мышцы синергисты и антагонисты.

1



17

Нарушение осанки и плоскостопие. Л. р. №5 «Выявление нарушения осанки и плоскостопия»

Осанка. Остеохондроз. Сколиоз. Плос­костопие.

1



18

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Травмы костно-мышечной системы и меры первой помощи при них

1



Внутренняя среда организма (3 часа)

19

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Л.р.№6«Сравнение крови человека с кровью лягушки»

Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Состав внутренней сре­ды организма и её функции. Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Свёртыва­ние крови

1



20

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной сис­темы человека

1



21

Иммунология на службе здоровья.

Вакцинация, лечебная сыворотка. Аллергия. СПИД. Переливание крови. Группы крови. Донор. Реципиент

1



Кровеносная и лимфатическая система (6 часов)

22

Транспортные системы организма.

Замкнутое и незамкнутое кровооб­ращение. Кровеносная и лимфатиче­ская системы

1



23

Круги кровообращения.

Органы кровообращения. Сердечный цикл. Сосудистая система, её строение. Круги кровообращения. Давление кро­ви в сосудах и его измерение. Пульс.

1



24

Строение и работа сердца.

Строение и работа сердца. Коронарная кровеносная система. Автоматизм сердца

1



25

Движение крови по сосудам. Регуляция работы кровоснабжения. Л. р. №7«Пульс и движение крови»

Давление крови в сосудах и его измере­ние. Пульс.

1



26

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

Физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Гиподинамия и её последствия. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды. Болезни сердца и их профилактика. Функциональные про­бы для самоконтроля своего физиче­ского состояния и тренированности

1



27

Первая помощь при кровотечениях.

Типы кровотечений и способы их оста­новки. Оказание первой помощи при кровотечениях

1



Дыхательная система (4 часа)

28

Значение дыхания. Органы дыхания.

Дыхание и его значение. Органы дыха­ния. Верхние и нижние дыхательные пути. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания и их предупреждение

1



29

Строение легких. Газообмен в легких и тканях

Газообмен в лёгких и тканях

1



30

Дыхание движения. Регуляция дыхания. Л.р.№8 «Дыхательные движения.»

Механизм дыхания. Дыхательные движения: вдох и выдох. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

1



31

Первая помощь при поражении органов дыхания

Жизненная ёмкость лёгких. Вред таба­кокурения. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным га­зом, спасении утопающего. Заболева­ния органов дыхания и их профилакти­ка.

1



Пищеварительная система (6 часов)

32

Питание и пищеварение.

Питание и его значение. Органы пище­варения и их функции

1



33

Пищеварение в ротовой полости. Л.р.№9 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Пищеварение в ротовой полости.

1



34

Пищеварение в желудке.

Пищеварение в желудке.

1



35

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Всасывание питательных веществ в кровь. Тонкий и толстый кишечник. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на ап­пендицит

1



36

Регуляция пищеварения.

Регуляция пищеварения. Открытие ус­ловных и безусловных рефлексов. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения

1



37

Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения.

Гигиена питания. Наиболее опасные кишечные инфекции

1



Обмен веществ и энергии-3ч

38

Обменные процессы в организме.

Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, углеводов, жиров. Обмен воды и минеральных солей. Фер­менты и их роль в организме человека. Механизмы работы ферментов. Роль ферментов в организме человека

1



39

Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов. Л.р. №10 «Составление пищевых рационов»

Основной и общий обмен. Энергетиче­ская ёмкость (калорийность) пищи. Ра­циональное питание. Нормы и режим питания.

1



40

Витамины.

Витамины и их роль в организме чело­века. Классификация витаминов. Роль витаминов в организме человека

1



Покровные органы. Терморегуляция (3 часа)

41

Кожа. Значение и строение кожи.

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Производные кожи

1



42

Роль кожи в теплорегуляции. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.

Роль кожи в терморегуляции. Зака­ливание организма. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, профилактика пораже­ний кожи

1



43

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

Уход за кожей, волосами, ногтями. Бо­лезни и травмы кожи. Гигиена кожных покровов. Гигиена одежды и обуви

1



Выделительная система (1 час)

44

Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Выделение и его значение. Органы вы­деления. Заболевания органов моче­выделительной системы и их предуп­реждение

1



Нервная система (5 часов)

45

Значение нервной системы.

Значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности

1



46

Строение нервной системы. Спинной мозг.

Строение нервной системы. Спинной мозг

1



47

Строение головного мозга. Л.р. №11 «Функции мозжечка и среднего мозга»

Головной мозг. Отделы головного мозга и их функции. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего моз­га. Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга

1



48

Строение и функции переднего мозга.

Передний мозг. Промежуточный мозг. Большие полушария головного мозга и их функции

1



49

Соматический и автономный отделы нервной системы. Л. р.№12«Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка»

Вегетативная нервная система, её стро­ение. Симпатический и парасим­патический отделы вегетативной нерв­ной системы.

1



Анализаторы (6часов)

50

Значение органов чувств и анализаторов.

Понятие об анализаторах

1



51

Орган зрения и зрительный анализатор. Л.р. №13 «Выявление иллюзии»


Строение зрительного анализатора

1



52

Заболевания и повреждения глаз.

Заболевания органов зрения и их пре­дупреждение

1



53

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

Строение органа слуха

1



54

Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

Вестибулярный анализатор. Мышеч­ное чувство. Осязание. Обоняние

1



55

Обобщение пройденного.


1



Поведение и психика (5 часов)

56

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Л. р.№14 «Выработка навыков зеркального письма»

Вклад И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других отечествен­ных учёных в разработку учения о выс­шей нервной деятельности

1



57

Врожденные и приобретенные формы поведения

Безусловные и условные рефлексы. По­ведение человека. Врождённое и приоб­ретённое поведение

1



58

Сон и сновидения.

Сон и бодрствование. Значение сна

1



59

Особенности высшей нервной деятельности человека.

Особенности высшей нервной деятель­ности человека. Речь. Познавательная деятельность. Память и обучение. Ви­ды памяти. Расстройства памяти. Спо­собы улучшения памяти.

1



60

Познавательные процессы. Воля, эмоции, внимание.

Волевые действия. Эмоциональные реакции. Физиологические основы внимания

1



Железы внутренней секреции (2 часа)

61

Роль эндокринной регуляции.

Органы эндокринной системы и их функционирование. Единство нервной и гуморальной регуляции

1



62

Функция желез внутренней секреции.

Влияние гормонов желёз внутренней секреции на человека

1



Индивидуальное развитие организма- 6ч

63

Жизненный цикл. Размножение.

Особенности размножения человека. Половые железы и половые клетки. Половое созревание

1



64

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

Закон индивидуального развития. Оп­лодотворение и внутриутробное разви­тие. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

1



65

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем.

Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Бе­ременность. Вредное влияние на разви­тие организма курения, алкоголя, наркотиков. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика

1



66

Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

Рост и развитие ребёнка после рожде­ния. Темперамент. Черты характера. Индивид и личность

1



67

Интересы, склонности, способности.

Адаптация организма к природной и социальной среде. Поддержание здоро­вого образа жизни

1



68

Итоговая контрольная работа.


1








«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель ШМО

Учителей естественно-математического цикла

_____________/Калинина Т.Д./

«13» августа 2020 г.




«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

___________/Москвина Е.В./

«13» августа 2020 г.





Лист коррекции



п/п

Тема

Планируемое количество часов

Фактическое количество часов

Причина отклонений

 

 


 



 

 


 



 

 


 



 

 


 



 

 


 



 

 

 












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!