СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс -272 часа, из них 34 часа (1ч в неделю) в 5 классе, 34 часа (1ч в неделю) в 6 классе, по 68 часов (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс»

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Дзякинская средняя общеобразовательная школа»

Принято на заседании педагогического совета

30 августа 2018 года



Утверждено руководителем образовательного учреждения

30 августа 2018 года

Приказ № 74

Подпись_______/Л.В.Ушакова





Составлено на основе государственной программы и требований ФГОС ООО

























Рабочая программа

по биологии

7 класс







Составитель: Анисимова Светлана

Викторовна,

учитель I квалификационной категории











с. Дзякино, 2018 год


Пояснительная записка

Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Данная рабочая программа по биологии составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Планируемых результатов основного общего образования;

- Примерной программы по биологии, разработанной авторским коллективом под руководством В. В. Пасечника;

- учебника «Биология. Животные. 7 класс» (авторы В.В. Латюшин, В.А.Шапкин).

- Учебного плана МОУ «Дзякинская СОШ»;

- Локального акта «Положение о рабочей программе учителя, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт начального и среднего общего образования, МОУ

« Дзякинская СОШ».

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс -272 часа, из них 34 часа (1ч в неделю) в 5 классе, 34 часа (1ч в неделю) в 6 классе, по 68 часов (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.


Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемого предмета должны обеспечивать:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно - научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты, здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Живые организмы

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех е. проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Человек и его здоровье

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.


Выпускник получит возможность научиться:

• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

• выделять эстетические достоинства человеческого тела;

• реализовывать установки здорового образа жизни;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.



Основное содержание предмета биология (5-9классы)


Живые организмы.

Биология - наука о живых организмах.

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Клеточное строение организмов.

Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.

Многообразие организмов.

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.

Среды жизни.

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.

Царство Растения.

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение - целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.

Органы цветкового растения.

Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.

Микроскопическое строение растений.

Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.

Жизнедеятельность цветковых растений.

Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.

Многообразие растений.

Классификация растений. Водоросли - низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Царство Бактерии.

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

Царство Грибы.

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы- паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

Царство Животные.

Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.

Одноклеточные животные, или Простейшие.

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Тип Кишечнополостные.

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Типы червей.

Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

Тип Моллюски.

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие.

Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи - переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые - вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые - переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Тип Хордовые.

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.

Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие - переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.


Человек и его здоровье.

Введение в науки о человеке.

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.

Общие свойства организма человека.

Клетка - основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).

Нейрогуморальная регуляция функций организма.

Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.

Опора и движение.

Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Кровь и кровообращение.

Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание.

Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.

Пищеварение.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.

Обмен веществ и энергии.

Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.

Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Выделение.

Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.

Размножение и развитие.

Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.

Сенсорные системы (анализаторы).

Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.

Высшая нервная деятельность.

Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Здоровье человека и его охрана.

Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.


Общие биологические закономерности.

Биология как наука.

Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.

Клетка.

Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболевания организма. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов.

Организм.

Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии - признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды.

Вид.

Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.

Экосистемы.

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера - глобальная экосистема. В. И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Живые организмы»:

  1. Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними;

  2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата);

  3. Изучение органов цветкового растения;

  4. Изучение строения позвоночного животного;

  5. Выявление передвижение воды и минеральных веществ в растении;

  6. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений;

  7. Изучение строения водорослей;

  8. Изучение внешнего строения мхов (на местных видах);

  9. Изучение внешнего строения папоротника (хвоща);

  10. Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений;

  11. Изучение внешнего строения покрытосеменных растений;

  12. Определение признаков класса в строении растений;

  13. Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств;

  14. Изучение строения плесневых грибов;

  15. Вегетативное размножение комнатных растений;

  16. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных;

  17. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения;

  18. Изучение строения раковин моллюсков;

  19. Изучение внешнего строения насекомого;

  20. Изучение типов развития насекомых;

  21. Изучение внешнего строения и передвижения рыб;

  22. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;

  23. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.


Примерный список экскурсий по разделу «Живые организмы»:

    1. Многообразие животных;

    2. Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных;

    3. Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края;

    4. Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей).


Примерный список лабораторных и практических работ по разделу«Человек и его здоровье»:

      1. Выявление особенностей строения клеток разных тканей;

      2. Изучение строения головного мозга;

      3. Выявление особенностей строения позвонков;

      4. Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия;

      5. Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки;

      6. Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления;

      7. Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения.

      8. Изучение строения и работы органа зрения.


Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Общебиологические закономерности»:

        1. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах;

        2. Выявление изменчивости организмов;

        3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Примерный список экскурсий по разделу «Общебиологические закономерности»:

          1. Изучение и описание экосистемы своей местности.

          2. Многообразие живых организмов (на примере парка или природного участка).

          3. Естественный отбор - движущая сила эволюции.



Содержание учебного курса 7 класса

Раздел 1. Многообразие животных.

Глава 1. Одноклеточные животные, или Простейшие

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Лабораторная работа №1 «Изучение строения и передвижения одноклеточных животных»


Глава 2. Многоклеточные животные.

Многоклеточные животные: двухслойные, трехслойные.

Беспозвоночные животные.

Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.


Тип Кишечнополостные. Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение и значение Кишечнополостных в природе и жизни человека.

Демонстрация

  • Микропрепарат пресноводной гидры.

  • Образцы коралла.

  • Влажный препарат медузы.

  • Видеофильм.

Черви. Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые, кольчатые. Свободноживущие и паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Борьба с червями-паразитами. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

Лабораторная работа № 2 «Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения»

Тип Моллюски. Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие Моллюсков. Биологические и экологические особенности. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразия моллюсков и их раковин.

Лабораторная работа №3 «Изучение строения раковин моллюсков »

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звезд и других иглокожих, презентации.

Тип Членистоногие. Общая характеристика типа Членистоногих. Среды жизни. Инстинкты. Происхождение членистоногих.

Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека. и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Лабораторная работа № 4 «Изучение внешнего строения насекомого»


Позвоночные животные.

Тип Хордовые. Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные или Позвоночные. Класс Рыбы. Общая характеристика рыб. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов.

Лабораторная работа № 5 «Изучение внешнего строения и передвижения рыб»


Класс Земноводные. Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.


Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения Пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.


Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сальмонеллез – опасное заболевание, передающееся через яйца птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц»

Класс Млекопитающие. Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Профилактика бешенства. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Их охрана. Виды и важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.

Демонстрация видеофильма.

Лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих».


Раздел 2. Строение, индивидуальное развитие, эволюция.

Глава 3. Эволюция строения и функции органов и их систем.

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система. Инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работы:

8 «Изучение особенностей покровов тела».

9 «Изучение способов передвижения животных».

10 «Изучение способов дыхания животных».

11 «Изучение ответной реакции животных на раздражение».

12 «Изучение органов чувств животных».

13 «Определение возраста животных».


Глава 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

Доказательства эволюции животных. Ч.Дарвин. Причины эволюции животных. Многообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.


Глава 5. Биоценозы.

Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их приспособленность друг к другу. Пищевые связи, цепи питания.


Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

Одомашнивание животных. Законы России об охране животного мира. Мониторинг.

Экскурсии. Посещение выставок сельскохозяйственных животных.



Тематическое планирование

(с указанием количества часов)


п\п

Тема урока

Количество часов

1

История развития зоологии. Современная зоология.

1

2

Общая характеристика простейших. Лабораторная работа №1 «Изучение строения и передвижения одноклеточных животных».

1

3

Значение простейших в природе и жизни человека.

1

4

Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни.

1

5

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, значение в природе и жизни человека.

1

6

Черви. Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые.

1

7

Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа № 2«Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения»

1

8

Тип Моллюски. Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие Моллюсков.

Лабораторная работа №3 «Изучение строения раковин моллюсков »

1

9

Тип Иглокожие: среда обитания, образ жизни, значение.

1

10

Тип Членистоногие. Общая характеристика типа Членистоногих.

1

11

Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Лабораторная работа № 4 «Изучение внешнего строения насекомого»

1

12

Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Контрольная работа №1по теме «Беспозвоночные животные».

1

13

Тип Хордовые. Общая характеристика типа Хордовых.

1

14

Общая характеристика рыб. Лабораторная работа № 5 «Изучение внешнего строения и передвижения рыб».

1

15

Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека

1

16

Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика, образ жизни, значение, многообразие.

1

17

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение, многообразие.

1

18

Класс Птицы: среда обитания, образ жизни, значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц»

1

19

Многообразие птиц: биологические и экологические особенности.

1

20

.Класс Млекопитающие. Общая характеристика, образ жизни, среда обитания. Лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих».


1

21

Экологические группы млекопитающих.

1

22

Значение млекопитающих в природе и жизни человека

1

23

Важнейшие породы домашних млекопитающих. Контрольная работа №2 по теме «Хордовые».

1

24

Покровы тела. Опорно-двигательная система животных. Способы передвижения и полости тела животных

Лабораторная работа № 8«Изучение особенностей покровов тела». Лабораторная работа № 9 «Изучение способов передвижения животных».

1

25

Органы дыхания и газообмен. Лабораторная работа № 10 «Изучение способов дыхания животных».

1

26

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

1

27

Кровеносная система. Кровь.

1

28

Органы выделения.

1

29

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма

Лабораторная работа № 11 «Изучение ответной реакции животных на раздражение». Лабораторная работа № 12 «Изучение органов чувств животных».


1

30

Продление рода. Органы размножения, Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни. Лабораторная работа № 13 «Определение возраста животных».

Контрольная работа №3 по теме «Эволюция систем органов»

1

31

Доказательства эволюции животных. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

1

32

Биоценоз. Пищевые взаимосвязи, факторы среды

1

33

Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза». Фенологические наблюдения.

1

34

Животный мир и хозяйственная деятельность человека. Контрольная работа №4 по курсу «Биология. Животные».

1





Учебно-тематический план


Тема


Кол-во часов

Лабораторные работы

Экскурсии


Контрольные работы

1

Введение

1

-

-

-

2


Раздел1. Многообразие животных.

Глава1.Простейшие


2


1


-


-

3

Глава 2. Многоклеточные животные.

20

7

2

4


Раздел 2. Строение, индивидуальное развитие, эволюция.

Глава 3. Эволюция строения и функции органов



7



6



-



1

5


Глава 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле


1


-

-


-

6

Глава 5. Биоценозы

2

-

1

-

7

Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека

1

-

-

1


Итого:

34

14

1

4




Контрольно – измерительные материалы


  1. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

  2. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2015.

  3. В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа, 2015. – 144с.

  4. Рабочая программа по биологии . 7 класс \ Сост. С.Н.Шестакова. – М.: ВАКО, 2016
















Критерии оценивания

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.



Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.


После каждого задания в соответствии с критериями оценивания указан максимальный балл. Фактический балл выставляется учителем в зависимости от ответа. В конце работы подсчитывается итоговое фактическое количество баллов и выставляется оценка. Для перевода баллов в традиционные оценки используется шкала:

«5» - 80-100% максимального количества баллов;

«4» - 60-80%;

«3» - 40-60%;

«2» - менее 40%.






Приложение к рабочей программе. КИМы

Контрольная работа №1 по теме «Беспозвоночные»

Цель:

-проверить предметные результаты по теме, такие как строение тела беспозвоночных, типы питания, места их обитания и значение;

-проверить метапредметные результаты усвоения темы, такие как:

А)сравнение объектов на основе характерных свойств;

Б)работать с текстовым компонентом. Отвечать на вопросы, используя информацию, заданную в тексте.

В)строить логическое рассуждение и устанавливать взаимосвязи.

Выбери один правильный ответ.

1.Наружний слой тела губки образован:

А)плоскими эпителиальными клетками; б)соединительной тканью; в)нервной тканью; г)жгутиковидными клетками.

2.Губки обитают

А)в пресной холодной воде; б)в пресной теплой воде; в)в пресной и морской воде; г)в морской холодной воде.

3.Двустороннюю симметрию тела имеет

А)актиния; б)цианея; в)гидра; г) планария белая.

4.Внутренней полости НЕТ в теле

А)печёночного сосальщика; б)аскариды; в)трубочника; г)дождевого червя.

5.Среди моллюсков НЕТ

А)фильтраторов; б)растительноядных; в)хищников; г)фототрофоф.

6.Вещество,образующее раковину моллюска, выделяется

А)клетками мантии; б)мантийной полостью; в) жабрами; г)тёркой.

7.Внутренняя полость тела разделена перегородками на отдельные сегменты

А)дождевого червя; б)аскариды; в)белой планарии; г)бычьего цепня.

8.Пищеварение вне организма существует у

А)паукообразных; б)ракообразных; в)насекомых; г)офиур.

9.Таракановые-в основном это

А)всеядные ночные животные, любящие влагу и тепло; б)растительноядные дневные животные, любящие влагу и тепло; в)растительноядные ночные животные, любящие сухой и прохладный воздух; г)всеядные дневные животные, любящие сухой и тёплый воздух.

10.Бабочки относятся к отряду

А)таракановые; б)двукрылые; в)чешуекрылые; г)прямокрылые.

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

11.Для типа Иглокожие характерны следующие особенности(1.5б)

А)тело длиной от 5мм до 5м; б)мускулистое тело, на котором различают голову, туловище и ногу; в)тело не разделено на отделы; г)имеют скелет; д)обычно раздельнополые; ж)дышат мешковидными жабрами.

12.Двустворчатые моллюски(1,5б)

А) имеют присоски; б)являются прекрасными фильтраторами воды; в)являются вредителями садов и огородов; г)являются калорийной пищей для животных и человека; д)производят перламутр и натуральный жемчуг; ж)имеют чернильный мешок.

Задания 13 и 14 выполняются с использованием приведённого ниже текста.

1.Самый большой отряд насекомых, объединяющий более 350 тыс.видов и обитающий везде. Первая пара крыльев превратилась в жёсткие надкрылья, а вторая пара тонких перепончатых крыльев служит для полёта. Не все они умеют летать, но надкрылья есть у всех. Окраска тела может быть яркой, защитной, чёрной или бурой.

2.Этих насекомых в 10 раз меньше, чем в первой группе, но они встречаются везде. Передние крылья только наполовину состоят из твёрдого хитина, а другая их часть- перепончатая с жилкованием. У этих насекомых колюще-сосущий ротовой аппарат, а питаются они соком растений или кровью животных. Слюна насекомого, попадающая в ранку на теле животного, препятствует свёртыванию крови.

13.Назовите отряды насекомых, описанных в тексте.(1б)

А)- б)-

14.Какой ротовой аппарат у насекомых, описанных в первом фрагменте? Чем они питаются?(1б)

Максимальное количество баллов-15.

Ответы:

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

ответ

1

3

4

1

4

1

1

1

1

3

А,в,г

Б,г,д

1-жуки;

2-клопы

Рот.ап.-грызущий.

Питаются листьями, корнями,



Контрольная работа №2 по теме «Хордовые»

Цель:

-проверить предметные результаты по теме, такие как внешнее и внутреннее строение тела хордовых, способы питания, места их обитания и значение;

-проверить метапредметные результаты усвоения темы, такие как:

А)сравнение объектов на основе характерных свойств;

Б)работать с текстовым компонентом. Отвечать на вопросы, используя информацию, заданную в тексте;

В)строить логическое рассуждение и устанавливать взаимосвязи;

Г)выделять главное, существенные признаки понятий.

Выбери один правильный ответ.

1.Нервная система у ланцетников представлена

А)нервной трубкой со светочувствительными клетками; б)нервной трубкой с отходящими нервными тяжами; в0 окологлоточным кольцом и нервными тяжами; г)нервными клетками.

2.На суше большинство амфибий встречается

А)во взрослом и личиночном состоянии; б)в личиночном состоянии; в)во взрослом состоянии; г)в виде кладки яиц.

3.Боковая линия рыб- это

А)орган вкуса; б)орган слуха; в) орган, воспринимающий направление и скорость течения воды; г)орган выделения лишней воды.

4.Кровеносная система рыб замкнутая и состоит из

А)двухкамерного сердца и одного круга кровообращения; б)двухкамерного сердца и двух кругов кровообращения; в)однокамерного сердца и одного круга кровообращения; г)однокамерного сердца и двух кругов кровообращения.

5.Теплокровность птицам обеспечивает

А)четырёхкамерное сердце; б)один круг кровообращения; в)более совершенные, чем у рептилий, органы дыхания; г)облегчённый скелет.

6.Маневренность при полёте птице обеспечивают

А)маховые перья; б)рулевые перья; в)цевка; г)воздушные мешки.

7.У пингвинов

А)передние конечности отсутствуют; б)задние конечности отсутствуют; в)передние конечности с перепонками, а задние превращены в ласты; г)передние конечности превращены в ласты, а задние с перепонками.

8.Дельфины относятся к классу

А)рыбы; б)земноводные; в)пресмыкающиеся; г)млекопитающие.

9.Толстый слой подкожного жира у китообразных и ластоногих

А)обеспечивает постоянство темпе6ратуры тела и уменьшает его удельную плотность; б) обеспечивает постоянство темпе6ратуры тела и увеличивает его удельную плотность; в)Обеспечивает температуру тела выше температуры окружающей среды и уменьшает его удельную плотность;

г) Обеспечивает температуру тела ниже температуры окружающей среды и увеличивает его удельную плотность.

10.Китообразные питаются ракообразными

А)заглатывая воду ртом; б)процеживая воду через китовый ус; в)собирая их в придонной части океана; г)подкарауливая их в прибрежной части морей и океанов.

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

11.Для акул характерно(1.5б)

А)вытянутое тело, слегка сжатое с боков, длиной до 5 м; б)удлинённое торпедообразное тело длиной до 20м; в)наличие плавательного пузыря; г)отсутствие плавательного пузыря; д0видеть предметы в чёрно-белом изображении; ж)видеть предметы в цветном изображении.

12.Для ядовитых змей характерно(1,5б)

А)удушение жертвы перед заглатыванием; б)наличие в верхней части двух ядовитых зубов; в) наличие небольших острых зубов, которые проталкивают живую добычу в пищевод; г)наличие парных ядовитых желёз, расположенных по бокам головы позади глаз;д) соединение протоков ядовитых желёз с ядовитыми зубами; ж)поступление секрета желёз не только в зубы. Но и в ротовую полость.

13.Распределите птиц к систематическим группам.(2,5б)

1-дикий гусь; 2-орёл; 3-сова; 4-тетерев; 5-воробей домовой.

А)воробьинообразные; б)гусеобразные; в)дневные хищные птицы; г)куриные; д)совы

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам

А

Б

В

Г

Д






Задания 14,15 выполняются с использованием приведённого ниже текста. Оцениваются по 1б.

1.В отряд входит около 1 тыс.видов животных.Они способны к длительному машущему полёту. Первый палец передней конечности свободен и используется для передвижения по стволам деревьев, стенам пещер. Охотятся в сумерках и ночью. В спокойном состоянии они лежат или висят вниз головой, в этом же положении спят, рождают детёнышей, а некоторые виды так зимуют. Температура их тела во время сна обычно понижается, замедляются кровообращение и дыхание.

2.Отряд насчитывает всего 5 тыс.видов. это древние примитивные млекопитающие. Имеющие ряд признаков пресмыкающихся. Температура тела непостоянная. Тело одного из представителей отряда покрыто иглами. Клюв трубчатый. А у другого представителя тело покрыто густыми волосами. Голова заканчивается ороговевшим пластинчатым клювом без зубов. Все представители этого отряда относятся к редким животным и подлежат охране.

14.Назовите отряды, описанные в тексте.

1- ; 2- ;

15.Как размножаются животные, описанные во втором фрагменте?

Максимальное количество баллов-17,5.

Ответы:

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ответ

1

3

3

1

1

2

4

4

1

2

Б.г,д

Б,г,д

А-5 б-1 в-2 г-4 д-3

1-рукокрылые

2-однопроходные

Откладывают яйца,насиживают или вынашивают в сумке на брюхе.





Контрольная работа №3 по теме «Эволюция систем органов»

Цель:

-проверить предметные результаты по теме , такие как эволюция органов дыхания, кровообращения, выделения, пищеварения и других органов и систем животных;

-проверить метапредметные результаты усвоения темы, такие как:

А)сравнение объектов на основе характерных свойств;

Б)работать с текстовым компонентом. Отвечать на вопросы, используя информацию, заданную в тексте;

В)строить логическое рассуждение и устанавливать взаимосвязи;

Г)выделять главное, существенные признаки понятий;

Д)устанавливать причинно-следственные связи .

Выбери один правильный ответ.

1.Функцией покрова тела НЕ является

А)предохранение организма от проникновения в него иногодных тел, веществ и других организмов; б)регулирование температуры, поступления и испарения воды; в)предохранение от потери воды; г)обеспечение процесса размножения.

2.Хитиновый покров членистоногих

А)выполняет функцию наружного скелета; б)прикрепляет животных к грунту в местах зимовки; в) обеспечивает постоянный рост животных; г)обеспечивает дыхание.

3.Главная особенность мышечной ткани- это способность

А)передавать нервные импульсы; б)сокращаться; в)постоянно расти вместе с животным; г)обеспечивать прочность костей.

4.Движение всех позвоночных животных, имеющих внутренний скелет, происходит с помощью

А)мышц; б)наружных покровов; в)жидкости, находящейся во внутренней полости; г)нервных окончаний.

5.Дыхание с помощью лёгких впервые появляется

А)у рыб; б)у земноводных; в)у пресмыкающихся; г)у птиц.

6.Способность реагировать на раздражение-это

А)раздражимость; б)возбудимость; в)передача нервных импульсов; г)приём внешнего воздействия.

7.Ответная реакция организма на любое воздействие раздражителя при помощи нервной системы называется

А)раздражимостью; б)рефлексом; в)возбудимостью; г)проводимостью.

8.Кровеносная система впервые появляется у

А)моллюсков; б)рыб; в)кольчатых червей; г)губок.

9.У млекопитающих органы обоняния

А)развиты плохо и располагаются в ротовой полости; б)хорошо развиты и располагаются в ротовой полости; в)хорошо развиты и располагаются в обонятельных отделах ротовой полости; г)развиты плохо и располагаются у входа в носоглотку.

10.У пресмыкающихся

А)наружное ухо отсутствует, но есть внутреннее и среднее ухо; б)наружное ухо отсутствует, но есть только внутреннее ухо; в)есть наружное и внутреннее ухо; г)есть наружное и среднее ухо.

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

11.Скелет пресмыкающихся(1,5б)

А)состоит из двух отделов; б)состоит из пяти отделов; в)в шейном отделе позвонки соединены подвижно; г)грудные и поясничные позвонки несут рёбра; д)крестцовый отдел состоит из одного позвонка; ж)хвостовой отдел не развит.

12.К признакам птиц, сближающим их с пресмыкающимися относятся(1,5б)

А)наличие воздушных мешков; б)отсутствие кожных желёз; в)двойное дыхание; г)наличие чешуй на задних конечностях; д)теплокровность; ж)ороговевший покров тела.

Максимальное количество баллов-13.

Ответы:

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ответ

4

1

2

1

2

1

2

3

3

1

Б.в.г

Б,г,ж


Контрольная работа №4 по курсу «Биология. Животные»

Цель:

-проверить предметные результаты по теме , такие как отличия естественных биоценозов, варианты ярусности растений и животных, экологические факторы, цепи питания, значение промыслов. Принципы отбора в селекции животных и растений, влияние антропогенного фактора;

-проверить метапредметные результаты усвоения темы, такие как:

а)работать с текстовым компонентом. Отвечать на вопросы, используя информацию, заданную в тексте;

б)строить логическое рассуждение и делать выводы;

в)выделять главное, существенные признаки понятий, обобщать понятия;

г)устанавливать причинно-следственные связи ;

д)анализировать и сравнивать объекты на основе известных характерных свойств.

Выбери один правильный ответ.

1.Природное сообщество, состоящее из животных, растений, гри бов, лишайников и бактерий, совместно населяющих определённую территорию, называют

А)фитоценозом; б)биоценозом; в)биогеоценозом; г)экосистемой.

2.Естественным биоценозом НЕ является

А)озеро;б)луг; в)поле; г)тундра.

3.Устойчивость биоценозов обеспечивается ярусностью растений и животных, которая может быть

А)пространственной и временной; б)пространственной и структурной; в)структурной и временной; г)индивидуальной и структурной.

4.Условия среды, влияющие на живые организмы биоценозов, называются

А)экологическими факторами; б)человеческими факторами; в)факторами живой природы; г)факторами регулярного действия.

5.Цепь питания- это

А)механизм передачи пищи в разнообразных взаимодействиях организмов; б)механизм передачи веществ и энергии в пищевых взаимоотношениях организмов; в)варианты взаимоотношений «хищник-жертва» и «паразит-хозяин»; г)потребление продуцентом того, что произвёл консумент в результате своей жизнедеятельности.

6.Пища перерабатывается, усваивается и используется на образование клеток и рост тканей организма в пределах

А)75% от общей массы съеденного корма; б)50% от общей массы съеденного корма; в)30% от общей массы съеденного корма; г)10% от общей массы съеденного корма.

7.Разделение кормовых ресурсов между животными, длительно сосуществующими на данной территории. Приводит

А)к специализации в питании и уменьшению конкуренции за пищу; б)к всеядности многих организмов и специализации в питании; в)к уменьшению конкуренции за пищу и всеядности многих организмов; г)к увеличению конкуренции за пищу и голоду слабых организмов.

8.Так как человек не затрачивает средств на разведение и рост животных, а изымает их из природы ежегодно, то промыслы

А)экономически невыгодны; б)экономически выгодны; в)способствуют расширению числа видов; г)могут быть признаком нерационального отношения к природе.

9.Отбор животных при разведении прежде всего был направлен

А)на расселение животных соседних регионов; б)на миролюбие животных, отсутствие агрессивности и пугливости; в)на способность переносить неблагоприятные условия; г)на способность существовать вне естественных условий.

10.Регулирует отношения охраны и использования животного мира, сохранения и воссоздания среды его обитания для обеспечения биологического разнообразия

А)Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях»; б)Конституция Российской Федерации; в)Федеральный закон «О животном мире»; г)Единая государственная система экологического мониторинга.

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

11.Консументами 1 порядка являются(1,5б)

А)лоси; б)волки; в)грибы; г)стервятники; д)олени; ж)зайцы.

12.Продуцентами являются(1,5б)

А)дождевой червь; б)липа; в)ящерица; г)орешник; д)подберёзовик; ж)клевер.

13.Из предложенной информации выберите примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов среды. Впишите числа в соответствующие строки.(5,5б)

А)свет; б)температура; в)распашка земель; г)влажность воздуха; д)охота волка;ж)производство отходов в виде пыли; з)акклиматизация и реакклиматизация животных; и)физические и химические свойства воды; к)взаимовлияние организмов в биоценозе;л)затапливание территории для создания водохранилищ; м)поедание растений травоядными животными.

Ответ:

Биотические факторы среды-

Абиотические факторы среды-

Антропогенные факторы среды-

14. Из приведённого перечня объектов составьте пищевую цепь из пяти звеньев

А)сова; б)гусеница; в)дождевой червь; г)сорока; д)берёза.

Запишите последовательность.(2,5б)

15.Задание выполняется с использованием приведённого ниже текста

Масштабы преобразования природных комплексов грандиозны: от обычной охоты до прокладки железнодорожных и автомобильных дорог, от распашки целинных и залежных земель до рукотворных морей и водохранилищ, от строительства городов до использования сильнейших ядохимикатов. Обычно различают два типа воздействия на природу- прямое и косвенное.

Ответьте на вопросы (2б)

-О действии какого экологического фактора на природу идёт речь?

-приведите примеры прямого и косвенного воздействия этого фактора на природу.

Максимальное количество баллов-23.

Ответы:

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ответ

2

3

1

1

2

4

1

2

2

3

А,д,ж

Б,г,ж

Биот-д,к,м

Абиот-а,б,г,и

Антроп-в,ж.з,л

Д,б,г,а,в


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!