СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработа на 34 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение “Смольненская основная общеобразовательная школа”

Ичалковского района Республики Мордовия



Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО

“_____” _______________ 2017г.

Утверждена руководителем Образовательного учреждения ______________ М. С. Дьякова

“____” ___________ 2017г.







Рабочая программа

Учебного предмета

“Биология”

7 класс






Составитель: Платонова Светлана Павловна





2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе:

Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»);

Примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень). Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой (Сборник нормативных документов. Биология. Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2007, -62).

Приказа Министерства образования и науки «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 – 2017 учебный год» с изменениями.

Учебного плана МОБУ «Смольненская ООШ» на 2016-2017 учебный год.

Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам МОБУ «Смольненская ООШ»


Согласно федеральному базисному учебному плану и учебному плану МОБУ «Смольненская ООШ» на 2016-2017 учебный год на изучение биологии в 7-ом классе отводится 68 часов за учебный год из расчета 2 часа в неделю.

Согласно учебного плана МОБУ «Смольненская ООШ» на 2016-2017 учебный год годовая промежуточная аттестация проводится в форме тестирования.



























Планируемые результаты изучения учебного курса «Биология», 7 класс


Предметными результатами обучения биологии в 7класе являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  • эволюционный путь развития животного мира; историю изучения животных; структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории.

  • основные способы размножения животных и их разновидности; отличие полового размножения животных от бесполого; закономерности развития с превращением и развития без превращения.

  • доказать преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме; показать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде обитания; выявлять факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животного;

  • распознавать стадии развития животных; различать на живых объектах разные стадии метаморфоза у животных;

  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.

  • сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции; причины эволюции по Дарвину; результаты эволюции.

  • анализировать доказательства эволюции; характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы;устанавливать причинно-следственные связи многообразия животных; доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

Содержание учебного курса «Биология» 7 класс

№ п/п

Наименование раздела/темы

Коли-чество часов

Содержание

Планируемые результаты

обучения

Введение. Общие сведения о животном мире.

1

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

эволюционный путь развития животного мира;

историю изучения животных;

структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории.

Учащиеся должны уметь:

определять сходства и различия между растительным и животным организмом;

объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

давать характеристику методам изучения биологических объектов;

классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;

наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

использовать знания по зоологии в повседневной жизни;

применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций.


Многообразие животных - 33 часа



1.


Простейшие.


2

Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.

Демонстрация

Живые инфузории. Микропрепараты простейших.


2.



























































3.

Многоклеточные животные. Беспозвоночные.
























































Многоклеточные животные. Хордовые.

10


























































10

Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация

Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы. Видеофильм.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Многообразие кольчатых червей.

Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

Многообразие моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Знакомство с разнообразием ракообразных.

Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение представителей отрядов насекомых

Тип Хордовые. Класс Ланцетники.

Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторные и практические работы

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения птиц.

Экскурсии

Изучение многообразия птиц.

Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

систематику животного мира;

особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;

исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.


Учащиеся должны уметь:

находить отличия простейших от многоклеточных животных;

правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;

распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;

раскрывать значение животных в природе и в жизни человека;

применять полученные знания в практической жизни;

распознавать изученных животных;

определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;

наблюдать за поведением животных в природе;

прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;

работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение;

отличать животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении;

вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных;

привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;

оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;

использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;

абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания;

обобщать и делать выводы по изученному материалу;

работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;

презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ.


4.

Эволюция строения и функций органов и их систем .

6

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения.

Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация

Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.

Лабораторные и практические работы

Изучение особенностей различных покровов тела.


Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без. Периодизация и продолжительность жизни животных.


Лабораторные и практические работы

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

основные системы органов животных и органы, их образующие;

особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;

эволюцию систем органов животных.

Учащиеся должны уметь:

правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия;

объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;

сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп;

описывать строение покровов тела и систем органов животных;

показать взаимосвязь строения и функции систем органов животных;

выявлять сходства и различия в строении тела животных;

основные способы размножения животных и их разновидности;

отличие полового размножения животных от бесполого;

закономерности развития с превращением и развития без превращения.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;

использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении строения и функций органов и их систем у животных;

выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных;

устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих в основе регуляции деятельности организма;

составлять тезисы и конспект текста;

осуществлять наблюдения и делать выводы;

правильно использовать при характеристике индивидуального развития животных соответствующие понятия;

доказать преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме;

характеризовать возрастные периоды онтогенеза;

показать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде обитания;

выявлять факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животного;

распознавать стадии развития животных;

различать на живых объектах разные стадии метаморфоза у животных;

соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.

5.

Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

1

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Демонстрация

Палеонтологические доказательства эволюции.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;

причины эволюции по Дарвину;

результаты эволюции.

Учащиеся должны уметь:

правильно использовать при характеристике развития животного мира на Земле биологические понятия;

анализировать доказательства эволюции;

характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы;

устанавливать причинно-следственные связи многообразия животных;

доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;

объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных;

различать на коллекционных образцах и таблицах гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы у животных;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

выявлять черты сходства и отличия в строении и выполняемой функции органов-гомологов и органов-аналогов;

сравнивать и сопоставлять строение животных на различных этапах исторического развития;

конкретизировать примерами доказательства эволюции;

составлять тезисы и конспект текста;

самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;

6.

Биоценозы.

2

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсии

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.



Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов;

признаки экологических групп животных;

признаки естественного и искусственного биоценоза.

Учащиеся должны уметь:

правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия;

распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания;

выявлять влияние окружающей среды на биоценоз;

выявлять приспособления организмов к среде обитания;

определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу;

определять направление потока энергии в биоценозе;

объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза;

определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;

устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов;

конкретизировать примерами понятия «продуценты», «консументы», «редуценты»;

выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепи питания и пищевой цепи;

самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы;

7.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

1

Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Экскурсии

Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

методы селекции и разведения домашних животных;

условия одомашнивания животных;

законы охраны природы;

признаки охраняемых территорий;

пути рационального использования животного мира (области, края, округа, республики)

Учащиеся должны уметь:

пользоваться Красной книгой;

нализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;

Учащиеся должны понимать:

причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу;


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

выявлять причинно-следственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге;

выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны;

находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов;

находить значения терминов в словарях и справочниках;

составлять тезисы и конспект текста;

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

знать правила поведения в природе;

понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

уметь реализовывать теоретические познания на практике;

видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными;

признавать право каждого на собственное мнение;

формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;

проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

Календарно – тематическое планирование курса «Биология» 7 класс (34 ч)


п/п

урока

Наименование разделов и тем уроков

Количество часов

Вид контроля

Дата проведения

план

фактически

ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНОМ МИРЕ (1 часа)

1/1

История развития зоологии. Современная зоология


1

Вопросы к параграфу



РАЗДЕЛ 1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ. ПРОСТЕЙШИЕ (2 часа)

2/1.

Общая характеристика простейших.

1

Текущий контроль- устный опрос.



3/2.

Входное тестирование

1

Тестирование



ТЕМА 2. МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ. БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ (10 ЧАС)

4/1.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.

1

Текущий контроль знаний – опрос.



5/2.

Тип Плоские черви. Признаки типа.

1

Текущий контроль знаний – опрос.



6/3.

Тип Круглые черви. Образ жизни, значение.

1

Лабораторная работа №2:

«Распознавание животных типа Круглые черви».



7/4.

Тип Кольчатые черви.

1

Текущий контроль знаний – опрос по карточкам.



8/5.

Тип Моллюски.

1

Промежуточный контроль знаний – тестирование.



9/6.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

1

Устный опрос по вопросам к параграфу.



10/7.

Класс Паукообразные

1

Лабораторная работа №5:

Внешнее строение членистоногих.



11/8.

Класс Насекомые. Тип развития

1

Текущий контроль знаний – опрос.



12/9.

Тип Хордовые. Бесчерепные.

1

Текущий контроль знаний – опрос.



13/10.

Обобщение по теме: «Беспозвоночные животные»

1

Индивидуальные карточки.



Тема 3. Многоклеточные организмы. Хордовые (7 часов.)

14/1.

Общая характеристика хордовых. Подтип Бесчерепные.

1

Тестирование.



15/2.

Класс Рыбы. Внешнее и внутреннее строение рыб.

1

Лабораторная работа №7:

«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».



16/3.

Итоговое тестирование за I полугодие

1

Тестирование



17/4..

Класс Земноводные. Места обитания. Особенности строения. Многообразие земноводных.

1

Текущий контроль знаний – опрос. Работа по карточкам.



18/5.

Класс Пресмыкающиеся. Внешнее и внутреннее строение .

1

Работа по карточкам.



19/6.

Класс Птицы. Строение. Многообразие птиц

1

Лабораторная работа №8:

«Выявление особенностей строения птиц в связи с образом жизни».



20/7.

Класс Млекопитающие. Внешнее и внутреннее строение.

1

Индивидуальная работа



Тема 4. ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И ИХ СИСТЕМ (10 ЧАСОВ)

21/1.

Покровы тела. Функции покровов.Опорно-двигательная система.

1

Текущий контроль знаний.



22/2.

Способы передвижения. Полости тела.Органы дыхания и газообмена.

1

Текущий контроль знаний – устный опрос



23/3.

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

1

Текущий контроль знаний – тестирование.



24/4.

Кровеносная система. Кровь.

1

Текущий контроль знаний – опрос.



25/5.

Органы выделения. Строение. Функции.

1

Задание со свободным ответом по выбору учителя



26/6.

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности.

1

Текущий контроль знаний – опрос.



27/7.

Органы чувств. Регуляция деятельности.

1

Задание со свободным ответом по выбору учителя



28/8.

Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных.

1

Текущий контроль знаний – опрос.



29/9.

Развитие животных с превращением и без превращения.Периодизация и продолжительность жизни животных.

1

Текущий контроль знаний – опрос.



30/10.

Промежуточная аттестация

1

Тестирование



Тема 5. Развитие и закономерности размещения животного мира на Земле (1 часа)

31/1

Доказательства эволюции животных. Ареалы обитания. Миграция. Закономерноати размещения животных.

1

Упр.1-4 с.126,

1-3 с.127, 1-7 с.128 РТ

Текущий контроль знаний



6. Биоценозы (1 часа)

32/1.

Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды.Цепи питания и поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза.

1

Текущий контроль знаний.




7. ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА (2 часа).

33/1.

Воздействие человека и его деятельности на животных. Рациональное использование животных.

1

Упр.1 с.137

Упр. 1 .с.138,

РТ

Текущий контроль знаний



34/2.

Годовая промежуточная аттестация.

1

Тестирование




ИТОГО

34 ч.

Лабораторных работ 4













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!