СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов:

1. ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) – для 5-9 классов.

  1. Образовательная программа ООО образовательного учреждения (утверждена приказом от _______________ );

  2. Учебный план ОУ (утверждён приказом от ____________ № ____);

  3. Годовой календарный учебный график ОУ (утверждён приказом

от ________________).

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности,  Примерной программы основного общего образования,  рабочей программы по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника.

Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.

УМК предметной линии учебников «Линия жизни» авторов: В. В. Пасечник, С.В. Суматохин,  Г.С. Калинова ,  Г. Г. Швецов ,  З.Г. Гапонюк ,  

издательство «Просвещение»

Цели и задачи обучения биологии в 7 классе соответствует планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе.

Целями обучения предмета «биология» в 7 классе является (Фундаментальное ядро содержания общего образования, Основная образовательная программа ОУ):

1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами

Основными задачами обучения являются:

1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

2. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

3. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Содержание учебного предмета «биология» способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:

  1. Значение водорослей в природе и жизни человека

  2. Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб

  3. Многообразие птиц и их значение. Птицеводство

4. Охрана растительного и животного мира

Содержание учебного предмета «биология» способствует реализации программы развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет «биология» является приоритетным для формирования коммуникативных, регулятивных, познавательных и личностных УУД.


В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.


В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются: (перечислить в соответствии с Положением о системе оценивания ОУ)

1. письменный опрос

2. устный опрос

2. Общая характеристика учебного предмета

(отражена в образовательной программе образовательного учреждения. См. приложение 1)

Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане в 7 классе

На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составит 34 часа в год.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «биология» на ступени обучения.

Личностные:

  1. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  2. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.



Метапредметные:

  1. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

  2. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

  3. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

  4. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные:

  1. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности.

  2. Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе.

  3. Различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов растений и животных.

  4. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

  5. Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.

  6. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  7. Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.

  8. Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

  9. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

( лупы, микроскопы).

5. Содержание учебного предмета на ступень (отражено в образовательной программе образовательного учреждения).

Введение. Многообразие организмов, их классификация (1 час)

Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Вид — исходная единица систематики. Классификация живых организмов.

Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы.

Раздел 1. Бактерии, грибы, лишайники (4 часов)

Бактерии — доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Грибы — царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы — паразиты растений, животных, человека. Лишайники — комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком. Демонстрации: натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов.

Раздел 2. Многообразие растительного мира (9 часов)

Водоросли — наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана.
      Риниофиты — первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений.
      Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов.
      Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников.
      Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование.
      Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.

Многообразие растений, выращиваемых человеком.
      Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений; культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания.
      

Раздел 3. Многообразие животного мира (13 часов)

      Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.
      Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.
      Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.
      Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.
      Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.
      Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.
      Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие — возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.
      Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.
      Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.
      Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.
      Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих.
      Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей.
      Экскурсии:
      
• Разнообразие и роль членистоногих в природе.
      • Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны.
      • Многообразие зверей родного края (природа, краеведческий музей, зоопарк).
      Фенологические наблюдения: сезонные наблюдения за птицами родного края.

Раздел 4. Эволюция растений и животных, их охрана (1 час)

      Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
      Демонстрации: отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции.

Раздел 5. Экосистемы (1 час)

      Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.
      Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп.

Календарно-тематическое планирование

Биология 7 класс

Общее количество часов — 34, в неделю — 1 часа.


урока

Тема урока

Количество

часов


Дата проведения

Примечание

класс

план

класс

факт

Введение. Многообразие организмов, их классификация

1

Инструктаж по ТБ и ОТ

Многообразие организмов, их классификация.

1

7 а


7 а



7 б


7 б


2

Бактериидоядерные организмы. Роль бактерий в природе и жизни человека

1

7 а


7 а



7 б


7 б


3

Грибы – царство живой природы Многообразие грибов, их роль в жизни человека.

1

7 а


7 а



7 б


7 б


4

Входная административная контрольная работа

1

7 а


7 а



7 б


7 б


5

Лишайники – комплексные симбиотические организмы

1

7 а


7 а



7 б


7 б


Раздел 2. Многообразие растительного мира

6

Общая характеристика водорослей

Многообразие водорослей

1

7 а


7 а



7 б


7 б


7

Высшие споровые растения Моховидные Папоротниковидные

1

7 а


7 а



7 б


7 б


8

Плауновидные. Хвощевидные Голосеменные – отдел семенных растений

1

7 а


7 а



7 б


7 б


9

Контрольная работа №1 «Бактерии, грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротники, плауны, хвощи, голосеменные»

1

7 а


7 а



7 б


7 б


10

Покрытосеменные, или Цветковые

Строение семян

1

7 а


7 а



7 б


7 б


11

Виды корней и типы корневых систем Видоизменения корней

1

7 а


7 а



7 б


7 б


12

Побег и почки. Строение стебля Внешнее строение листа

1

7 а


7 а



7 б


7 б


13

Строение и разнообразие цветков Соцветия. Плоды

1

7 а


7 а



7 б


7 б


14

Размножение покрытосеменных растений. Классификация покрытосеменных

1

7 а


7 а



7 б


7 б


15

Класс Двудольные. Класс Однодольные

1

7 а


7 а



7 б


7 б


16

Контрольная работа №2«Покрытосеменные»

1

7 а


7 а



7 б


7 б


Раздел 3. Многообразие животного мира

17

Общие сведения о животном мире

Одноклеточные животные, или Простейшие

1

7 а


7 а



7 б


7 б



18


Паразитические простейшие. Значение простейших


1


7 а



7 а



7 б


7 б


19

Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных

1

7 а


7 а



7 б


7 б


20

Тип Кишечнополостные Многообразие кишечнополостных

1

7 а


7 а



7 б


7 б


21

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви Тип Круглые и тип Кольчатые черви

1

7 а


7 а



7 б


7 б


22

Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски Класс Головоногие моллюски

1

7 а


7 а



7 б


7 б


23

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные Класс Паукообразные

1

7 а


7 а



7 б


7 б


24

Класс Насекомые. Многообразие насекомых

1

7 а


7 а



7 б


7 б


25

Контрольная работа №3 «Простейшие, Беспозвоночные»

1

7 а


7 а



7 б


7 б


26

Тип Хордовые Строение и жизнедеятельность рыб

1

7 а


7 а



7 б


7 б


27

Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб

1

7 а


7 а



7 б


7 б


28

Класс Земноводные Класс Пресмыкающиеся

1

7 а


7 а



7 б


7 б


29

Класс Птицы Многообразие птиц и их значение. Птицеводство

1

7 а


7 а



7 б


7 б


30

Итоговая контрольная работа

1

7 а


7 а



7 б


7 б


31

Класс Млекопитающие, или Звери Многообразие зверей Домашние млекопитающие

1

7 а


7 а



7 б


7 б


32

Контрольная работа №4 «Тип Хордовые»

1

7 а


7 а



7 б


7 б


Раздел 4. Эволюция растений и животных, их охрана

33

Этапы эволюции органического мира Освоение суши растениями и животными.

1

7 а


7 а



7 б


7 б


Раздел 5. Экосистемы

34

Экосистема Экологические факторы Искусственные экосистемы

1

7 а


7 а



7 б


7 б




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!