Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов:
1. ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) – для 5-9 классов.
Образовательная программа ООО образовательного учреждения (утверждена приказом от ___________ №____ );
Учебный план ОУ (утверждён приказом от ____________ № ____);
Годовой календарный учебный график ОУ (утверждён приказом
от ____________№ ____).
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности, Примерной программы основного общего образования, рабочей программы по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника.
Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.
УМК предметной линии учебников «Линия жизни» авторов: В. В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова , Г. Г. Швецов , З.Г. Гапонюк ,
издательство «Просвещение»
Цели и задачи обучения биологии в 7 классе соответствует планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе.
Целями обучения предмета «биология» в 7 классе является (Фундаментальное ядро содержания общего образования, Основная образовательная программа ОУ):
1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами
Основными задачами обучения являются:
1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
2. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
3. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Содержание учебного предмета «биология» способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:
Значение водорослей в природе и жизни человека
Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб
Многообразие птиц и их значение. Птицеводство
4. Охрана растительного и животного мира
Содержание учебного предмета «биология» способствует реализации программы развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет «биология» является приоритетным для формирования коммуникативных, регулятивных, познавательных и личностных УУД.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются: (перечислить в соответствии с Положением о системе оценивания ОУ)
1. письменный опрос
2. устный опрос
2. Общая характеристика учебного предмета
(отражена в образовательной программе образовательного учреждения. См. приложение 1)
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане в 7 классе
На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составит 34 часа в год.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «биология» на ступени обучения.
Личностные:
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные:
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные:
Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности.
Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе.
Различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов растений и животных.
Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.
Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
( лупы, микроскопы).
5. Содержание учебного предмета на ступень (отражено в образовательной программе образовательного учреждения).
Введение. Многообразие организмов, их классификация (1 час)
Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Вид — исходная единица систематики. Классификация живых организмов.
Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы.
Раздел 1. Бактерии, грибы, лишайники (4 часов)
Бактерии — доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Грибы — царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы — паразиты растений, животных, человека. Лишайники — комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком. Демонстрации: натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов.
Раздел 2. Многообразие растительного мира (9 часов)
Водоросли — наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана.
Риниофиты — первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений.
Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов.
Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников.
Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование.
Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.
Многообразие растений, выращиваемых человеком.
Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений; культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания.
Раздел 3. Многообразие животного мира (13 часов)
Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.
Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.
Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.
Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.
Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.
Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.
Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие — возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.
Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.
Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.
Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.
Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих.
Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей.
Экскурсии:
• Разнообразие и роль членистоногих в природе.
• Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны.
• Многообразие зверей родного края (природа, краеведческий музей, зоопарк).
Фенологические наблюдения: сезонные наблюдения за птицами родного края.
Раздел 4. Эволюция растений и животных, их охрана (1 час)
Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
Демонстрации: отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции.
Раздел 5. Экосистемы (1 час)
Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.
Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп.
Календарно-тематическое планирование
Биология 7 класс
Общее количество часов — 34, в неделю — 1 часа.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
класс | план | класс | факт |
Введение. Многообразие организмов, их классификация |
1 | Инструктаж по ТБ и ОТ Многообразие организмов, их классификация. | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
2 | Бактерии – доядерные организмы. Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
3 | Грибы – царство живой природы Многообразие грибов, их роль в жизни человека. | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
4 | Входная административная контрольная работа | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
5 | Лишайники – комплексные симбиотические организмы | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
Раздел 2. Многообразие растительного мира |
6 | Общая характеристика водорослей Многообразие водорослей | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
7 | Высшие споровые растения Моховидные Папоротниковидные | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
8 | Плауновидные. Хвощевидные Голосеменные – отдел семенных растений | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
9 | Контрольная работа №1 «Бактерии, грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротники, плауны, хвощи, голосеменные» | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
10 | Покрытосеменные, или Цветковые Строение семян | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
11 | Виды корней и типы корневых систем Видоизменения корней | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
12 | Побег и почки. Строение стебля Внешнее строение листа | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
13 | Строение и разнообразие цветков Соцветия. Плоды | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
14 | Размножение покрытосеменных растений. Классификация покрытосеменных | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
15 | Класс Двудольные. Класс Однодольные | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
16 | Контрольная работа №2«Покрытосеменные» | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
Раздел 3. Многообразие животного мира |
17 | Общие сведения о животном мире Одноклеточные животные, или Простейшие | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
18 | Паразитические простейшие. Значение простейших | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
19 | Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
20 | Тип Кишечнополостные Многообразие кишечнополостных | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
21 | Общая характеристика червей. Тип Плоские черви Тип Круглые и тип Кольчатые черви | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
22 | Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски Класс Головоногие моллюски | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
23 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные Класс Паукообразные | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
24 | Класс Насекомые. Многообразие насекомых | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
25 | Контрольная работа №3 «Простейшие, Беспозвоночные» | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
26 | Тип Хордовые Строение и жизнедеятельность рыб | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
27 | Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
28 | Класс Земноводные Класс Пресмыкающиеся | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
29 | Класс Птицы Многообразие птиц и их значение. Птицеводство | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
30 | Итоговая контрольная работа | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
31 | Класс Млекопитающие, или Звери Многообразие зверей Домашние млекопитающие | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
32 | Контрольная работа №4 «Тип Хордовые» | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
Раздел 4. Эволюция растений и животных, их охрана |
33 | Этапы эволюции органического мира Освоение суши растениями и животными. | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |
Раздел 5. Экосистемы |
34 | Экосистема Экологические факторы Искусственные экосистемы | 1 | 7 а | | 7 а | | |
7 б | | 7 б | |