СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Количество часов по учебному плану всего 70 часов в год; в неделю 2 часа.

Планирование составлено на основе: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко.- М.: Просвещение, 2011.-144 с.

Учебник: Биология.Разнообразие живых организмов 7 класс М: Просвещение 2015г.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс»









«Рассмотрено на заседании

МО»

Учителей________________

Руководитель МО


__/___________________/__



Протокол №_____от

«____»____________201___г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР



__/_____________________/__




«____»______________201__г.

«Утверждаю»

Директор школы




__/___________________/__



Приказ № _____ от

«___»_____________201___г.





Рабочая программа по биологии 7 класс

(2 часа в неделю)





Составитель:

учитель биологии высшей категории

Филимонова Юлия Николаевна





Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол №____от «___»_______201___г.



Количество часов по учебному плану всего 70 часов в год; в неделю 2 часа.

Планирование составлено на основе: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко.- М.: Просвещение, 2011.-144 с.

Учебник: Биология.Разнообразие живых организмов 7 класс М: Просвещение 2015г.


Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», программы основного общего образования, авторской программы: Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сфера». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко.-М.: Просвещение,2011.-144с.

. В основу построения курса «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс» легли системный, экологический, эволюционный, компетентностный подходы. Из введения в курс ученики узнают, что живое существует в форме целостных образований - живых систем. Они имеют сложную иерархическую структуру: организмы входят в состав популяций, которые служат компонентами видов, популяции разных видов составляют природное сообщество, которое, в свою очередь, является живой частью экосистемы. В экосистеме посредством круговорота веществ обеспечивается непрерывность жизни, ее длительное историческое развитие.


Преподавание учебного предмета «Биология» в основной школе (7 класс) осуществляется в соответствии с основными нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  2. Примерные программы основного и среднего (полного) общего образования по биологии. (письмо Департамента государственной политики  в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263);

  3. Приказ Министерства образования и науки  РФ от 19.12.2012 г. №1068  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год» (зарегистрирован Минюстом России 30 января 2013 г., регистрационный номер №26755).

  4. Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям о организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290).

  5. Учебный план МБОУ СОШ №1 им. М.Ю. Лермонтова г. Пятигорска.


Общая характеристика учебного предмета

Изучение живых систем начинается с обобщения сведений об организме. Этим достигается преемственность курсов биологии 6 и 7 классов. Положения о надорганизменных и экологических системах проводятся через все содержание курса «Разнообразие живых организмов» и обеспечивают его целостность, системность. Знакомству с компонентами экосистемы способствуют экологические идеи о растениях, как производителях органического вещества, животных, как потребителях, бактериях и грибах, как его разрушителях, проведенные через содержание курса 6 класса «Живой организм».
Обращение к понятию «экосистема» во введении в курс позволяет при изучении разнообразия живых организмов говорить о видах, играющих в экосистеме средообразующую роль, например, раскрывать значение сфагновых мхов в образовании болот, хвойных растений в формировании экосистемы тайги. Это, в свою очередь, дает возможность познакомить не только с видовым, но и экосистемным разнообразием, что важно для формирования понятия о биоразнообразии в целом и опасности его обеднения.
Изучению разнообразия жизни способствует также введение эволюционных понятий в начале курса, знакомство с общей картиной происхождения и развития жизни на Земле. Положения эволюционной теории о движущих силах, доказательствах и результатах эволюции, сформулированные просто и доступно, служат основой для установления филогенетических связей между крупными таксонами и конкретизируются при изучении эволюции растительного и животного мира. Эколого-эволюционное введение завершается рассмотрением основных принципов систематики, классификацией живых организмов. Основные категории систематики конкретизируются при изучении разнообразия растений, животных, грибов, бактерий. Обзор разнообразия начинается с царства Растения, представители которого в наземных и водных экосистемах играют роль производителей органического вещества. Отделы растений изучаются в эволюционном порядке. Более подробно (чем принято) рассматривается разнообразие голосеменных. Это объясняется тем, что значительные площади на территории нашей страны все еще заняты тайгой (хотя сокращаются из года в год). Важно сохранить экосистему тайги и ее разнообразие для будущих поколений. Кроме того, именно среди голосеменных много реликтовых видов, представителей древних эпох, что служит доказательством исторического развития растительного мира.
При рассмотрении разнообразия животных, как потребителей органического вещества, главное внимание уделяется характеристике наиболее крупных таксонов, их роли в экосистемах, значению морских беспозвоночных животных в образовании осадочных пород, связи животных и растений. В соответствии с общей экологической направленностью курса учебная информация о разнообразии классов Птицы и Млекопитающие раскрывается на примере экологических групп. Систематика классов дается в электронном варианте учебника. Царства Бактерии и Грибы изучаются

после царства Животные, так как в экосистемах представители этих царств в основном играют роль разрушителей органического вещества. Разнообразие грибов рассматривается не только в связи с особенностями строения, но и в связи с разнообразием субстратов (экологические группы грибов). При изучении лишайников подчеркивается их ведущее значение в формировании экосистем как начального звена сукцессии, использование лишайников как биоиндикаторов.
В основу изучения разнообразия жизни положены также идеи компетентностного подхода, ориентирующего на применение знаний и способов деятельности за пределами системы образования. С этой целью в содержание учебника включена «жизнепригодная» информация о познавательном, эстетическом, практическом значении растений, животных, грибов, бактерий, технологии выращивания зерновых и овощных культур, отраслях животноводства и способах ухода за животными. Формированию предметной компетентности, опыта применения знаний в повседневной жизни способствуют задания тетради-практикума и рубрика учебника «Мои биологические исследования».
Изучение биологии на этой ступени образования направлено на достижение следующих целей и задач:

В процессе изучения данного курса биологии продолжается формирование базовых знаний и умений, необходимых учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций.

Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;

  • овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.


Для достижения целей ставятся задачи:

Образовательные:

усвоение знаний о том, что:

- растения, животные, грибы и бактерии - целостные живые организмы. Они имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут, размножаются, развиваются и тесно связаны со средой своего обитания;

- живые организмы обитают в природе не изолированно. Они связаны конкурентными и взаимовыгодными и другими отношениями и образуют природное сообщество.

Развивающие:

- формирование умений: наблюдать, работать с увеличительными приборами, ставить опыты, применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, работать с текстом (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы), использовать дополнительные информационные ресурсы.

Воспитательные:

Формирование эстетического и ценностного отношения к живой природе, убеждения в необходимости личного вклада в её сохранение.

На данной ступени образования происходит освоение следующих общепредметных компетенций:

Учебно-познавательная компетенция, которая включает в себя элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

1.Сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

2.Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений. Понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

3.Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, опыт, эксперимент).

4.Творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ.

Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер, модем, принтер, копир) и информационных технологий (аудио и видеозапись, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире:

1.Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.

2.Умение готовить и делать сообщение.

3.Умение пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации.

4.Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

1. Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

2.Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).

3. Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров.

4.Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартом:

1.Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

2.Соблюдение норм поведения в окружающей среде.

3.Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

4. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


В основу отбора и структурирования содержания курса «Разнообразие живых организмов » положены функциональный, эколого-эволюционный и системный подходы.

В соответствии с функциональным подходом акценты в изучении организмов четырех царств живой природы переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности. Это позволяет показать роль растений, животных, грибов и бактерий как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества.

Системный подход направлен на понимание целостности природы, ее иерархической структуры. Он систематизирует материал о строении клеток, тканей, органов и систем органов, процессов жизнедеятельности организмов. Системный подход - основа интеграции биологии с другими естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.

В программе дается распределение материала по разделам и темам. Предусмотрено выполнение лабораторных работ. Часть лабораторных работ, обозначенных в программе, не требует специальных учебных часов, так как они выполняются в ходе урока при изучении новой темы.





Разделы

Компетенции

1.«Организация живой природы».

Учебно - познавательная, коммуникативная, информационная. Общекультурная

2.«Эволюция живой природы».

Ценностно-смысловая, учебно - познавательная, коммуникативная, информационная. Общекультурная

3.«Растения-производители органического вещества».

Ценностно-смысловая, учебно-познавательная, коммуникативная, информационная.

4. «Животные-потребители органического вещества».

Ценностно-смысловая, учебно-познавательная, коммуникативная, информационная.

5.«Бактерии, грибы-разрушители органического вещества, лишайники»

Ценностно-смысловая, учебно-познавательная, коммуникативная, информационная.

6. «Биоразнообразие»

Ценностно-смысловая, учебно-познавательная, коммуникативная, информационная.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

•ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

•ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:

• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

•понимание необходимости здорового образа жизни;

• осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

•сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

• правильному использованию биологической терминологии и символики;

•развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

•развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей - ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека. Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы. Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Биология» является необходимым компонентом общего образования школьников.

Рабочая программа рассчитана для обучающихся 7 класса, на 70 часов в год из расчета по 2 учебных часа в неделю.


Результаты освоения учебного предмета

Освоение знаний: о живой природе и присущих ей закономерностях;

-о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

- методах познания живой природы.

Овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

- использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии;

-работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

- проводить наблюдения за биологическими объектами, выполнять биологические эксперименты.

Развитие: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов , работы с различными источниками информации.

Воспитание: позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.

Использование приобретённых знаний и умений: в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными;

-оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.


Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и УУД учащихся комплексно по следующим компонентам:

  • включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный, творческий);

  • взаимооценка учащимися друг друга при коллективно-распределительной деятельности в группах;

  • содержание и форма представляемых экспериментальных работ и проектов;

  • публичная защита творческих работ, экспериментальных исследований и проектов.

Для проведения оценивания на каждом этапе обучения разработаны соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.


Содержание образовательной программы



I. Организация живой природы (5 ч)
Уровни организации живой природы. Общие свойства организмов. Средообразующая роль организмов.

Вид. Общие признаки вида. Популяции разных видов - взаимосвязанные части природного сообщества.

Природное сообщество - живая часть экосистемы. Видовая и пространственная структура сообщества. Пищевые связи организмов в экосистеме.

Разнообразие экосистем.

Экосистема - часть биосферы.

II. Эволюция живой природы (4 ч)
Возникновение жизни на Земле и её существование в форме экосистемы.
Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Наследственность и изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды.

Возникновение высших форм жизни на основе более простых - результат эволюции.

Система растений и животных - отображение эволюции. Принципы классификации.


III. Царство Растения (22 ч)
Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений .Жизненные формы растений. Современный растительный мир - результат эволюции.
Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки.

Особенности строения водорослей. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты прогрессивной организации бурых водорослей.

Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека.
Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений.

Отдел Моховидные. Мхи - самые древние высшие растения.

Особенности строения мхов. Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна.

Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их осушения. Торфообразование, использование торфа.

Отделы: Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания.

Разнообразие современных папоротников и их значение.

Отдел Голосеменные - древняя группа семенных растений.

Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные. Разнообразие современных хвойных.

Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов.
Отдел Покрытосеменные - общие признаки. Происхождение. Классы: Однодольные и Двудольные.

Класс Двудольные, семейства: Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые (дикорастущие виды и культурные растения).

Класс Однодольные, семейства: Лилейные, Злаки (дикорастущие виды и культурные растения). Роль злаков в луговых и степных экосистемах.
Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих видов. Овощеводство.
Лабораторные работы:
1. Изучение одноклеточных водорослей.
2. Изучение многоклеточных водорослей.
3. Строение зеленого мха кукушкин лен.
4*. Строение мха сфагнум.
5. Строение папоротника.

6. Строение побегов хвойных растений.
7. Строение мужских, женских шишек и семян хвойных сосны обыкновенной.
8. Признаки однодольных и двудольных растений.
9-13. Признаки растений изучаемых семейств.

Практические работы

1-3. Определение растений изучаемых семейств


IV. Царство Животные (28 ч)
Царство Животные. Общая характеристика. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты, как потребителей органического вещества.
Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших в экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника.Тип Саркожгутиконосцы. Особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах.

Тип Споровики. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками. Тип Инфузории. Особенности строения.
Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Значение кишечнополостных в водных экосистемах.

Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями.
Тип Круглые черви. Общие признаки. Разнообразие. Меры профилактики заражения круглыми червями.
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей.

Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие. Классы. Роль двустворчатых моллюсков в биологической очистке водоемов.

Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие.

Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие.

Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых.

Роль насекомых в экосистемах, практическое значение.
Тип Хордовые. Общие признаки. Подтип Бесчерепные, Подтип Черепные, общая характеристика.
Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде. - Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты, химеры.

Класс Костные рыбы. Основные отряды, значение

Класс Земноводные, или Амфибии. Особенности строения, многообразие земноводных. Роль в экосистемах.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки. Отряды. Роль в экосистемах и жизни человека.
Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом.

Птицы наземных и водных экосистем.

Класс Млекопитающие, или Звери. Происхождение. Особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Роль млекопитающих в различных экосистемах.

Млекопитающие различных экосистем: лесов, водоемов.Развитие животноводства



Лабораторные работы:

14. Внешнее строение дождевого червя.
15. Строение раковины моллюска.
16. Внешнее строение насекомого.
17. Внешнее строение рыбы.
18. Внутреннее строение рыбы.
19. Внешнее строение птицы.

V. Бактерии, грибы, лишайники (5 ч)
Царство Бактерии. Общая характеристика. Разнообразие. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека.
Царство Грибы. Общие признаки Роль грибов. Экологические группы грибов, их роль в экосистемах.
Лишайники. Общие признаки. Роль лишайников в экосистемах. Значение в жизни человека.

Лабораторная работа:

20. Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Практическая работа:

4. Определение съедобных и ядовитых грибов.

VI. Биологическое разнообразие и пути его сохранения (5 ч)

Видовое и экосистемное разнообразие - компоненты биологического разнообразия.

Экосистемное разнообразие - основа устойчивости биосферы.

Сохранение видового разнообразия. Красная книга.

Сохранение разнообразия экосистем. Особо охраняемые природные территории.


Резервное время (1 час). Использование резервного времени на изучение разнообразия и средообразующей деятельности представителей местной флоры и фауны.







п/п

Тема раздела

Количество часов

Количество лабораторных работ

Количество практических работ

Количество контрольных работ

Сроки

1

Организация живой природы.

5




1 четверть

2

Эволюция живой природы.

4




1 четверть

3

Царство Растения.

22

13 (в том числе по выбору)

3

1

1-2 четверть

4

Царство Животные.

28

6


1

2-4 четверть

5

Бактерии, грибы, лишайники.

5

1

1


4 четверть

6

Биологическое разнообразие и пути его сохранения.

5



1

4 четверть

7

Резервное время

1




4 четверть

8

Итого

70

20

4

3



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


в результате изучения курса «Биология. 7 класс» обучающиеся 7 класса научатся:

  • Характеризовать особенности взаимодействий растений с окружающей живой и неживой природой; использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности при изучении растительных организмов;

  • различать типы тканей растительного и животного организма, определять их функцию;

  • характеризовать строение и физиологические процессы свойственные растительным и животным организмам;

  • находить и анализировать информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических справочниках, электронных источниках информации

обучающиеся получат возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения биологической литературы;

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;

  • под руководством учителя проводить наблюдения и исследования за живыми растениями, ставить биологические эксперименты, объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • выдвигать гипотезы иорганизовывать исследования с целью проверки гипотез;

  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

  • правилам работы в кабинете биологии, с биологическими и химическими приборами и инструментами;

  • используя знания о биологических законах, улучшать условия существования отдельных растений и растительных сообществ для повышения их продуктивности;

  • выделять эстетические достоинства объектов растительного мира.




























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 7 КЛАССА (70 часов)

Учебник: Биология. Разнообразие живых организмов.

Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я.


п/п

Наименование разделов и тем

Часы учебного времени

Дата проведения

Примечание

по плану

факти

чески

I

Глава I. Организация живой природы.

5




1.

Организм. Инструктаж по ТБ.


1 неделя сентября


Урок вводного знания.

2.

Вид


1 неделя сентября


Комбинированный урок

3.

Природное сообщество


2 неделя сентября


Комбинированный урок

4.

Разнообразие видов в сообществе


2 неделя сентября


Экскурсия 1.

5.

Экосистема


3 неделя сентября


Комбинированный урок

II

Глава II. Эволюция живой природы.

4




6.

Эволюционное учение


3 неделя сентября


Урок нового знания

7.

Доказательства эволюции


4 неделя сентября


Комбинированный урок

8.

История развития жизни на Земле


4 неделя сентября


Комбинированный урок

9.

Систематика растений и животных


1 неделя октября


Комбинированный урок

III

Глава III. «Растения – производители органического вещества».

22




10.

Царство Растения


1 неделя октября


Урок-семинар.

11

Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки


2 неделя октября


Комбинированный урок

12

Одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли


2 неделя октября


Л/р. 1. «Изучение одноклеточных водорослей»

Л/р. 2. «Изучение многоклеточных водорослей»

13

Роль водорослей в водных

экосистемах


3 неделя октября


Комбинированный урок

14

Подцарство Высшие растения


3 неделя октября


Комбинированный урок

15

Отдел Моховидные


4 неделя октября


Комбинированный урок

16

Строение зеленого мха кукушкин лен. Строение сфагнума


4 неделя октября


Л/р. 3. «Строение зеленого мха кукушкин лен»

Л/р.4*. «Строение мха сфагнум»

17

Роль мхов в образовании болотных экосистем


2 неделя ноября


Комбинированный урок

18

Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные


2 неделя ноября


Л/р. 5. «Строение папоротника»

19

Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов


3 неделя ноября


Комбинированный урок

20

Отдел Голосеменные


3 неделя ноября


Л/р. 6. «Строение побегов хвойных растений»

21

Разнообразие хвойных


4 неделя ноября


Л/р. 7. «Строение мужских, женских шишек и семян сосны обыкновенной»

22

Роль голосеменных в экосистеме тайги


4 неделя ноября


Комбинированный урок

23

Отдел Покрытосеменные, или Цветковые


1 неделя декабря


Л/р. 8. «Признаки однодольных и двудольных растений»

24

Класс Двудольные.

Семейство Крестоцветные


2 неделя декабря


Л/р. 9. «Признаки растений семейства Крестоцветные»

П/р.1. «Определение растений семейства Крестоцветные»

25

Класс Двудольные.

Семейство Бобовые


2 неделя декабря


Л/р. 10. «Признаки растений семейства Бобовые»

П/р.2. «Определение растений семейства Бобовые»

26

Класс Двудольные.

Семейство Пасленовые


3 неделя декабря


Л/р. 11. «Признаки растений семейства Пасленовые»*

27

Класс Однодольные.

Семейство Лилейные


3 неделя декабря


Л/р. 12. «Признаки растений семейства Лилейные»*

П/р.3. «Определение растений семейства Лилейные»

28

Класс Однодольные.

Семейство Злаки


4 неделя декабря


Л/р. 13. «Строение пшеницы»

29

Выращивание овощных растений в теплице


4 неделя декабря


Экскурсия 2

30

Роль покрытосеменных в развитии земледелия


5 неделя декабря


Урок-семинар.

31

Контрольная работа №1.

«Растения – производители органического вещества».


5 неделя декабря


Урок контроля знаний.

IV

Глава IV. Царство Животные.

28




32

Царство Животные.


2 неделя января


Урок нового знания

33

Подцарство Одноклеточные.

Тип Саркожгутиконосцы


2 неделя января


Комбинированный урок

34

Подцарство Одноклеточные.

Тип Инфузории. Тип Споровики


3 неделя января


Комбинированный урок

35

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные.


3 неделя января


Комбинированный урок

36

Тип Кишечнополостные.


4 неделя января


Комбинированный урок

37

Тип Плоские черви.


4 неделя января


Комбинированный урок

38

Тип Круглые черви.


1 неделя февраля


Комбинированный урок

39

Тип Кольчатые черви. Роль червей в почвенных экосистемах.


1 неделя февраля


Л/р. 14. «Внешнее строение дождевого червя»

40

Тип Моллюски.



2 неделя февраля


Л/р. 15. «Строение раковины моллюска»

41

Тип Членистоногие.



2 неделя февраля


Комбинированный урок

42

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.



3 неделя февраля


Комбинированный урок

43

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.


3 неделя февраля


Комбинированный урок

44

Тип Членистоногие. Класс Насекомые: характерные признаки, особенности внешнего и внутреннего строения


4 неделя февраля


Л/р. 16. «Внешнее строение насекомого»

45

Тип Членистоногие. Класс Насекомые: особенности размножения и развития. Разнообразие, роль насекомых в экосистемах

и жизни человека


4 неделя февраля


Комбинированный урок

46

Тип Хордовые.


1 неделя марта


Комбинированный урок

47

Надкласс Рыбы.


2 неделя марта


Л/р. 17. «Внешнее строение рыбы»

Л/р. 18. «Внутреннее строение рыбы»

48

Класс Хрящевые рыбы.


2 неделя марта


Комбинированный урок

49

Класс Костные рыбы.


3 неделя марта


Комбинированный урок

50

Класс Земноводные.


3 неделя марта


Комбинированный урок

51

Класс Земноводные. Земноводные родного края.


4 неделя марта


Комбинированный урок

52

Класс Пресмыкающиеся. Пресмыкающиеся родного края.


4 неделя марта


Комбинированный урок

53

Класс Птицы.



1 неделя апреля


Комбинированный урок

54

Экскурсия. Сезонные явления в жизни птиц родного края (на природу).


1 неделя апреля


Экскурсия.

55

Птицы наземных и водных экосистем.


2 неделя апреля


Л/р. 19. «Внешнее строение птицы»

56

Класс Млекопитающие: общая характеристика, особенности внешнего и внутреннего строения


2 неделя апреля


Комбинированный урок.

57

Класс Млекопитающие: особенности размножения и развития млекопитающих.

Происхождение млекопитающих.


3 неделя апреля


Комбинированный урок.

58

Млекопитающие различных экосистем. Роль птиц и млекопитающих в жизни человека. Млекопитающие родного края.


3 неделя апреля


Урок-семинар.

59

Контрольная работа №2.

«Царство Животные».


4 неделя апреля


Урок контроля знаний.

V

Глава V. Бактерии, грибы, лишайники.

5




60

Царство Бактерии.

.

4 неделя апреля


Урок нового знания.

61

Царство Грибы.


1 неделя мая


Комбинированный урок

62

Царство Грибы.


1 неделя мая


Л/р. 20. «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

63

Роль Грибов в природе и жизни человека.



2 неделя мая


П/р. 4. «Определение съедобных и ядовитых грибов»

64

Лишайники.


2 неделя мая


Комбинированный урок

VI

Глава VI. Биологическое разнообразие и пути его сохранения.

5




65

Видовое разнообразие.



3 неделя мая


Урок нового знания.

66

Экосистемное разнообразие и деятельность человека.


3 неделя мая


Комбинированный урок

67

Пути сохранения биоразнообразия.


4 неделя мая


Комбинированный урок

68

Экскурсия. Биоразнообразие родного края (местности).


4 неделя мая


Экскурсия 4.

69

Контрольная работа №3. «Разнообразие живых организмов».


5 неделя мая


Урок контроля знаний.

70

Резервное время.

1

5 неделя мая









Лабораторные работы, помеченные *, выполняются по усмотрению учителя при наличии возможностей и времени.















Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса

1. Сухорукова Л.Н, В.С. Кучменко Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.М. Константинова. - М.: Вентана-Граф, 2015

2. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные: 7 класс. Методическое пособие. - М.: Вентана - Граф, 2006.-176 с.

3. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-Граф, 2010.

Дополнительная литература:

Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С».

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (school-collection.edu.ru/).

www.bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября».

bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

. www.bio.nature.ru - научные новости биологии

.www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология».

bird.geoman.ru/ - Птицы

invertebrates.geoman.ru/ - Насекомые

animal.geoman.ru/ - Животные

fish.geoman.ru/

Оборудование.

  1. Лабораторная посуда.

  2. Электронные и световые микроскопы.

  3. Компьютерное оборудование.

  4. Проектор.

  5. Микропрепараты.

  6. Муляжи и модели биологических объектов.

  7. Гербарии.

  8. Таблицы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!