СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа  разработана на основе авторской учебной программы  основного общего образования Н.И.Сонина и В.Б.Захарова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс»


ррр




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22» ГОРОДА СМОЛЕНСКА



«Рассмотрено»

на заседании МО

Руководитель МО

______/___________________ Протокол № ____

от «___» ___________ 2017г.


«Согласовано»


Зам. директора по УР

________ / Уросова В.В../


«___»___________2017 г.

«Утверждаю»


Директор школы

_________ /Левченков В.Е./

Приказ № ___

от «___»___________2017г.








Рабочая программа

по биологии

для 7 класса










Составитель:

учитель Столярова И. С.







2017 - 2018 учебный год




























1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии с:

Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273 - ФЗ;

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897; зарегистрированным Минюстом России 01.02 2011, рег.№ 19644;

фундаментальным ядром содержания общего образования (под ред. В.В..Козлова, А.М. Кондакова, Москва; Просвещение, 2011;

Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. , №1086);

положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов МБОУ «СШ№22»;

учебным планом МБОУ « СШ №22» на 2017-2018 учебный год


Данная рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы основного общего образования Н.И.Сонина и В.Б.Захарова (Биология. 5-9 классы. Концентрический курс, М. Дрофа, 2013г.) и ориентирована на использование учебника В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Москва, «Дрофа», 2015.


Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • систематизация знаний об объектах живой природы, которые учащиеся получили при изучении курсов «Введение в биологию 5 класс» и «Живой организм. 6 класс»;

  • приобретение новых знаний об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции;

  • овладение умениями применять биологические знания о многообразии живых организмов для объяснения процессов и явлений живой природы, находить и определять организмы , проводить наблюдения за ними, работать со справочниками, биологическими приборами и инструментами;

  • развитие познавательных интересов к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач, воспитание положительного отношения к природе; применение полученных знаний, умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природе;

  • воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний в повседневной жизни.

Основные задачи обучения:

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о живой природе; познавательных качеств личности, овладение методами исследования природы, формирование интеллектуальных умений;

  • формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.


и ритм работы, достижение необходимых результатов, оформление работы.

Рабочей программой в 7 классе предусмотрено проведение 19 лабораторных работ:

1. Строение бактериальной клетки.

2. Строение плесневого гриба мукора.

3. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

4. Изучение строения спирогиры.

5. Изучение внешнего строения мха.

6. Изучение внешнего строения папоротника.

7. Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

8. Строение шиповника.

9. Строение пшеницы.

10. Строение инфузории туфельки и других одноклеточных животных.

11. Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня.

12. Жизненный цикл человеческой аскариды.

13. Внешнее строение дождевого червя.

14. Внешнее строение моллюсков.

15. Изучение внешнего строения насекомых.

16. Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

17. Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни.

18. Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни.

19. Изучение внешнего строения млекопитающих.


.


Планируемые результаты обучения

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии в 7 классе.

Личностные результаты изучения предмета:

- развитие и формирование интереса к изучению природы;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей;

- воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;

- признание высокой ценности жизни, здоровья своего и других людей;

- развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

- умение применять свои знания в практической деятельности;

- умение эстетически воспринимать объекты природы;

- формирование потребности к готовности к самообразованию:

- определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности.

Метапредметные результаты изучения курса:

Регулятивные УУД. Семиклассник научится:

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета самостоятельно выделенных ориентиров действия в новом учебном материале;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение способа предметного действия

- составлять план решения проблемы;

- строить логические суждения, включающие установление причинно – следственных связей;

Познавательные УУД. Семиклассник научится:

-наблюдать и описывать различных представителей живого мира;

- избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

сравнивать организмы изучаемых таксономических групп между собой;
- использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

- выделять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных

- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям для указанных логических операций:

- структурировать текст, включая умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий;

-представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;

Коммуникативные УУД. Семиклассник научится:

- использовать различные приемы поиска информации в Интернете и анализиро- вать результаты поиска;

- участвовать в групповой работе;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу своих одноклассников.


Предметные результаты изучения предмета:


В познавательной сфере:

  • понимать особенности жизни как формы существования материи;

  • знать фундаментальные понятия биологии;

  • знать о существовании эволюционной теории;

  • называть основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

  • пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  • сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

  • приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания;

  • находить черты, свидетельствующие об усложнении и кпрощениистроения живых организмов;

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности в жизни человека;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие с препараты для микроскопических исследований;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

В ценностно – ориентационной сфере:

  • демонстрировать знание признаков живой природы;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

В сфере трудовой деятельности:

  • владеть навыками выращивания и размножения культурных растений и домашний животных, ухода за ними; проводить наблюдения за растениями и животными;

  • проводить наблюдения за растениями и животными.




Содержание программы

«Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» (68 ч, 2 ч в неделю)

Введение (3 ч)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера - глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория Ч. Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов.


Раздел 1. Царство Прокариоты (3 ч)

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 ч)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

Демонстрация. Строение клеток различных прокариот.

Лабораторная работа. Строение прокариотической клетки.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

  • разнообразие и распространение бактерий и грибов;

  • роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;

  • методы профилактики инфекционных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

  • давать общую характеристику бактериям;

  • характеризовать формы бактериальных клеток;

  • отличать бактерии от других живых организмов;

  • объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

  • разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

  • готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

  • пользоваться поисковыми системами Интернета.


Раздел 2. Царство Грибы (4 ч)

Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 ч)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

Демонстрация. Схемы строения представителей различных систематических групп грибов, различные представители царства Грибы, строение плодового тела шляпочного гриба.

Лабораторные работы

Строение плесневого гриба мукора.

Распознавание съедобных и ядовитых грибов.


Тема 2.2. Лишайники (1 ч)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.

Демонстрация. Схемы строения лишайников, различные представители лишайников.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;

  • строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;

  • особенности организации шляпочного гриба;

  • меры профилактики грибковых заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

  • давать общую характеристику бактерий и грибов;

  • объяснять строение грибов и лишайников;

  • приводить примеры распространённости грибов и лишайников;

  • характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;

  • определять несъедобные шляпочные грибы;

  • объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

  • составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

  • пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;

  • разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

  • готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

  • пользоваться поисковыми системами Интернета.


Раздел 3. Царство Растения (16 ч)

Тема 3.1. Общая характеристика растений (2 ч)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.


Тема 3.2. Низшие растения (2 ч)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.

Лабораторная работа. Изучение внешнего строения водорослей*.


Тема 3.3. Высшие споровые растения (4 ч)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.

Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов, различные представители мхов, плаунов и хвощей, схемы строения папоротника; древние папоротниковидные, схема цикла развития папоротника, различные представители папоротниковидных.

Лабораторные работы

Изучение внешнего строения мха.

Изучение внешнего строения папоротника.


Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (2 ч)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны, различные представители голосеменных.

Лабораторная работа. Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.


Тема 3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 ч)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка, цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение), представители различных семейств покрытосеменных растений.

Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения*.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные методы изучения растений;

  • основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;

  • особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

  • роль растений в биосфере и жизни человека;

  • происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

  • давать общую характеристику растительного царства;

  • объяснять роль растений в биосфере;

  • давать характеристику, основным группам растений (водорослям, мхам, хвощам, плаунам, папоротникам, голосеменным, цветковым);

  • объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

  • характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

  • объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

  • сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

  • оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.


Раздел 4. Царство Животные (37 ч)

Тема 4.1. Общая характеристика животных (1 ч)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания.

Демонстрация. Распределение животных и растений по планете: биогеографические области.

Лабораторная работа. Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • признаки организма как целостной системы;

  • основные свойства животных организмов;

  • сходство и различия между растительным и животным организмами;

  • что такое зоология, какова её структура.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;

  • представлять эволюционный путь развития животного мира;

  • классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;

  • применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;

  • объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;

  • использовать знания по зоологии в повседневной жизни.


Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 ч)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики - паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зелёной и инфузории туфельки, представители различных групп одноклеточных.

Лабораторная работа. Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • признаки одноклеточного организма;

  • основные систематические группы одноклеточных и их представителей;

  • значение одноклеточных животных в экологических системах;

  • паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;

  • распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;

  • раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;

  • применять полученные знания в повседневной жизни.


Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные (1 ч)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.

Демонстрация.

Типы симметрии у многоклеточных животных, многообразие губок.


Тема 4.4. Тип Кишечнополостные (3 ч)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах.

Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Лабораторная работа. Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры.


Тема 4.5. Тип Плоские черви (2 ч)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.

Лабораторная работа. Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.


Тема 4.6. Тип Круглые черви (1 ч)

Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза.

Демонстрация.

Схема строения и цикл развития человеческой аскариды. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Лабораторная работа. Жизненный цикл человеческой аскариды.


Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 ч)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа Кольчатые черви.

Лабораторная работа. Внешнее строение дождевого червя.


Тема 4.8. Тип Моллюски (2 ч)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

Лабораторная работа. Внешнее строение моллюсков.


Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 ч)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса Паукообразные. Схемы строения насекомых различных отрядов.

Лабораторная работа. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • современные представления о возникновении многоклеточных животных;

  • общую характеристику типа Кишечнополостные;

  • общую характеристику типа Плоские черви;

  • общую характеристику типа Круглые черви;

  • общую характеристику типа Кольчатые черви;

  • общую характеристику типа Членистоногие.

Учащиеся должны уметь:

  • определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

  • наблюдать за поведением животных в природе;

  • работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

  • объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

  • понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем;

  • выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

  • оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;

  • использовать меры профилактики паразитарных заболеваний.


Тема 4.10. Тип Иглокожие (1 ч)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.


Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные (1 ч)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

Демонстрация. Схема строения ланцетника. Схема метаморфоза у асцидий.


Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 ч)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.

Лабораторная работа. Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.


Тема 4.13. Класс Земноводные (2 ч)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Демонстрация. Многообразие амфибий. Схемы строения кистеперых рыб и земноводных.

Лабораторные и практические работы. Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни*.


Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 ч)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первично-наземных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схемы строения земноводных и рептилий.

Лабораторные и практические работы. Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.


Тема 4.15. Класс Птицы (4 ч)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. Многообразие птиц. Схемы строения рептилий и птиц.

Лабораторные и практические работы. Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни*.


Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4 ч)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

Демонстрация. Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схемы строения рептилий и млекопитающих.

Лабораторные и практические работы. Изучение строения млекопитающих*.

Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека*.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • современные представления о возникновении хордовых животных;

  • основные направления эволюции хордовых;

  • общую характеристику надкласса Рыбы;

  • общую характеристику класса Земноводные;

  • общую характеристику класса Пресмыкающиеся;

  • общую характеристику класса Птицы;

  • общую характеристику класса Млекопитающие.

Учащиеся должны уметь:

  •  определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

  • работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

  • объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

  • понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных;

  • характеризовать хозяйственное значение позвоночных;

  • наблюдать за поведением животных в природе;

  • выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

  • оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.

Метапредметные результаты обучения

  • давать характеристику методам изучения биологических объектов;

  • наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

  • находить в различных источниках необходимую информацию о животных;

  • избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

  • сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;

  • использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

  • выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;

  • обобщать и делать выводы по изученному материалу;

  • работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

  • представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.


Раздел 5. Вирусы (2 ч)

Тема 5.1. Многообразие, особенности строения и происхождения вирусов (2 ч)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;

  • пути проникновения вирусов в организм;

  • этапы взаимодействия вируса и клетки;

  • меры профилактики вирусных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;

  • характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.);

  • выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;

  • осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • обобщать и делать выводы по изученному материалу;

  • работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

  • представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.


Заключение (1 ч)

Особенности организации и многообразие живых организмов. Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Личностные результаты обучения

  •  развитие и формирование интереса к изучению природы;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей;

  • воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;

  • признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;

  • развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

Резервное время - 4 ч.




Тематическое планирование.


Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности учащихся

Введение (3 ч)

Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани, органы, организмы. Виды, популяции и биогеоценозы. Общие представления о биосфере. Причины многообразия живых организмов. Понятие о борьбе за существование и естественном отборе. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм

Определяют и анализируют понятия «биология», «уровни организации», «клетка», «ткань», «орган», «организм», «биосфера», «экология». Определяют значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Анализируют логическую цепь событий, делающих борьбу за существование неизбежной. Строят схемы действия естественного отбора в постоянных и изменяющихся условиях существования. Определяют понятия «царства», «бактерии», «грибы», «растения» и «животные». Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному выступлению

Раздел 1. Царство Прокариоты (3 ч)

Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий. Многообразие форм бактерий. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение

Выделяют основные признаки бактерий. Дают общую характеристики прокариот. Определяют значение внутриклеточных структур, сопоставляя её со структурными особенностями организации бактерий. Характеризуют понятия «симбиоз», «клубеньковые», или «азотфиксирующие бактерии», «бактерии-деструкторы», «болезнетворные бактерии», «инфекционные заболевания», «эпидемии». Дают оценку роли бактерий в природе и жизни человека. Составляют план-конспект темы «Многообразие и роль микроорганизмов». Выполняют зарисовку различных форм бактериальных клеток. Готовят устное сообщение по теме «Общая характеристика прокариот»

Раздел 2. Царство Грибы (5 ч)

Общая характеристика грибов

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека

Характеризуют современные представления о происхождении грибов. Выделяют основные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Распознают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Дают определение понятия «грибы-паразиты» (головня, спорынья и др.). Готовят микропрепараты и изучают под микроскопом строение мукора и дрожжевых грибов. Проводят сопоставление увиденного под микроскопом с приведёнными в учебнике изображениями. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах)

Лишайники

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников

Характеризуют форму взаимодействия организмов — симбиоз. Приводят общую характеристику лишайников. Анализируют строение кустистых, накипных, листоватых лишайников. Распознают лишайники на таблицах и в живой природе. Оценивают экологическую роль лишайников. Составляют план-конспект сообщения «Лишайники»

Раздел 3. Царство Растения (16 ч)

Общая характеристика растений

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения

Характеризуют основные черты организации растительного организма. Получают представление о возникновении одноклеточных и многоклеточных водорослей, особенностях жизнедеятельности растений. Определяют понятия «фотосинтез», «пигменты», «систематика растений», «низшие» и «высшие растения». Дают характеристику основных этапов развития растений. Обсуждают демонстрации предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект текста урока. Готовятся к устному выступлению

Низшие растения

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение

Дают общую характеристику водорослей, их отдельных представителей. Выявляют сходство и отличия в строении различных групп водорослей на гербарном материале и таблицах. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект текста урока. Составляют план-конспект темы «Многообразие водорослей». Готовят устное сообщение об использовании водорослей в пищевой и микробиологической промышленности

Высшие споровые растения

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла, распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла, распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах

Демонстрируют знания о происхождении высших растений. Дают общую характеристику мхов. Распознают на гербарных образцах и таблицах различных представителей моховидных. Характеризуют распространение и экологическое значение мхов. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Дают общую характеристику хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных. Проводят сравнение высших споровых растений и распознают их представителей на таблицах и гербарных образцах. Зарисовывают в тетрадь схемы жизненных циклов высших споровых растений. Объясняют роль мхов, хвощей, плаунов и папоротников в природе и жизни человека. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют план-конспект по темам «Хвощевидные», «Плауновидные» и «Строение, многообразие и экологическая роль папоротников»

Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение

Получают представление о современных взглядах учёных на возникновение семенных растений. Дают общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление. Описывают представителей голосеменных растений, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Зарисовывают в тетради схему цикла развития сосны. Обосновывают значение голосеменных в природе и жизни человека. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока

Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых растений, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности

Получают представление о современных научных взглядах на возникновение покрытосеменных растений. Дают общую характеристику покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление. Описывают представителей покрытосеменных растений, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Составляют таблицу «Сравнительная характеристика классов однодольных и двудольных растений». Зарисовывают в тетради схему цикла развития цветкового растения. Характеризуют растительные формы и объясняют значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока

Раздел 4. Царство Животные (36 ч)

Общая характеристика животных

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания

Характеризуют животный организм как целостную систему. Распознают уровни организации живого и характеризуют каждый из них. Объясняют особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Анализируют родословное древо животного царства, отмечая предковые группы животных и их потомков. Распознают систематические категории животных и называют представителей крупных таксонов. Характеризуют структуру биоценозов и отмечают роль различных животных в них. Анализируют роль представителей разных видов в биоценозах и выявляют причины их взаимоотношений. Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному выступлению с презентацией «Мир животных»

Подцарство Одноклеточные

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах

Дают общую характеристику одноклеточных животных, отмечая структуры, обеспечивающие выполнение функций целостного организма. Анализируют роль представителей разных видов одноклеточных организмов в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Дают развёрнутую характеристику классов Саркодовые и Жгутиковые. Распознают представителей Саркожгутиконосцев, вызывающих заболевания у человека. Дают характеристику типа Споровики. Распознают и описывают споровиков, вызывающих заболевания у человека. Зарисовывают цикл развития малярийного плазмодия и объясняют причины заболевания малярией. Отмечают меры профилактики малярии и других заболеваний, вызываемых споровиками. Дают характеристику типа Инфузории, распознают и описывают отдельных представителей этого типа. Составляют таблицу «Сравнительная характеристика Простейших». Выполняют практические работы «Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки»

Подцарство Многоклеточные

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные - губки; их распространение и экологическое значение

Характеризуют многоклеточные организмы, анализируя типы симметрии животных. Объясняют значение симметрии для жизнедеятельности организмов. Объясняют значение дифференцировки клеток многоклеточных организмов и появление первых тканей. Кратко описывают представителей типа Губки, подчёркивая их значение в биоценозах и для человека. Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному выступлению

Кишечнополостные

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах

Характеризуют особенности организации и жизнедеятельности Кишечнополостных. Приводят примеры представителей классов кишечнополостных и сравнивают черты их организации. Объясняют значение дифференцировки клеток кишечнополостных и оценивают функции каждого клеточного типа. Отмечают роль кишечнополостных в биоценозах и их значение для человека. Выполняют практические работы по изучению плакатов и таблиц, иллюстрирующих ход регенерации у гидры. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному выступлению

Тип Плоские черви

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний

Дают общую характеристику типа Плоские черви. Анализируют систематику типа. Характеризуют представителей класса Ресничные черви, приводят примеры представителей и отмечают их роль в биоценозах. Характеризуют представителей ленточных червей. Распознают черты приспособленности к паразитизму в их организации. Приобретают представления паразитизме как о форме взаимоотношений организмов и о жизненном цикле паразитов. Зарисовывают в рабочие тетради жизненные циклы ленточных червей — паразитов человека и животных, выделяя стадии развития, опасные для заражения человека (инвазивные стадии). Характеризуют представителей класса Сосальщики. Зарисовывают жизненный цикл сосальщиков на примере печёночного сосальщика, выделяя стадии развития, опасные для заражения человека. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект текста урока. Готовятся к устному выступлению и презентации «Плоские черви — паразиты человека. Профилактика паразитарных заболеваний»

Тип Круглые черви

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза

Дают общую характеристику типа Круглые черви на примере аскариды человеческой. Зарисовывают цикл развития аскариды и характеризуют стадии развития, опасные для заражения человека. Объясняют меры профилактики аскаридоза. Приводят примеры свободноживущих круглых червей, оценивая их роль в биоценозах. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному сообщению

Тип Кольчатые черви

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах

Дают общую характеристику типа Кольчатые черви. Отмечают прогрессивные черты организации кольчатых червей, сопровождавшие их возникновение. Проводит сравнительный анализ организации плоских и кольчатых червей; результаты заносят в таблицу. Оценивают значение возникновения вторичной полости тела — целома. Характеризуют систематику кольчатых червей, распознают характерные черты многощетинковых, малощетинковых червей и пиявок. Объясняют значение кольчатых червей в биоценозах; а также медицинское значение пиявок. Выполняют практическую работу «Внешнее строение дождевого червя». Обсуждают демонстрации предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока

Тип Моллюски

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности

Дают общую характеристику типа Моллюски. Отмечают прогрессивные черты организации моллюсков, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и моллюсков; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику моллюсков, распознают характерные черты брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Объясняют значение моллюсков в биоценозах и значение для человека. Выполняют практическую работу «Внешнее строение моллюсков». Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока

Тип Членистоногие

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки

Дают общую характеристику типа Членистоногие. Отмечают прогрессивные черты организации членистоногих, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику моллюсков и их происхождение. Дают общую характеристику класса Ракообразных; анализируют особенности организации речного рака. Характеризуют систематику ракообразных, их разнообразие; распознают представителей высших и низших ракообразных; приводят примеры. Оценивают роль ракообразных в природе. Дают общую характеристику класса Паукообразные; анализируют особенности организации паука-крестовика. Характеризуют разнообразие паукообразных; распознают представителей класса - пауков, клещей, скорпионов. Оценивают экологическую роль и медицинское значение паукообразных. Дают общую характеристику класса Насекомые; анализируют особенности организации таракана. Различают типы развития насекомых. Характеризуют систематику насекомых, их разнообразие; сравнивают представителей различных отрядов. Распознают представителей основных отрядов насекомых; приводят примеры. Оценивают роль насекомых в природе и значение для человека. Описывают представителей класса многоножки и приводят примеры представителей. Выполняют практические работы, предусмотренные программой. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. Готовят презентацию

Тип Иглокожие

Общая характеристика типа Иглокожие. Многообразие иглокожих; классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение

Дают общую характеристику типа Иглокожие. Характеризуют основные группы иглокожих, приводят примеры представителей. Анализируют значение иглокожих в биоценозах. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные

Общая характеристика типа Хордовые. Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения

Дают общую характеристику хордовых на примере ланцетника. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих; результаты заносят в таблицу. Описывают систематику хордовых, давая оценку главным направлением развития группы. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб

Дают общую характеристику подтипа Позвоночные на примере представителей надкласса Рыб. Отмечают прогрессивные черты организации рыб, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации ланцетников и рыб; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику и многообразие рыб и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности хрящевых рыб. Характеризуют многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы; приспособительные особенности к среде обитания. Оценивают экологическое и хозяйственное значение рыб. Выполняют практическую работу особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока

Класс Земноводые

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных

Дают общую характеристику класса Земноводные на примере лягушки. Отмечают прогрессивные черты организации рыб, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рыб и амфибий; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику рыб и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности амфибий. Характеризуют многообразие земноводных и приспособительные особенности к околоводной среде обитания. Оценивают экологическое и хозяйственное значение амфибий. Выполняют практическую работу и обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. Готовят презентацию «Древние земноводные. Выход на сушу»

Класс Пресмыкающиеся

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся

Дают общую характеристику класса Пресмыкающиеся на примере ящерицы. Отмечают прогрессивные черты организации рептилий, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации амфибий и рептилий; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику пресмыкающихся и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности. Характеризуют многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи, а также приспособительные особенности к разнообразным средам обитания. Оценивают экологическое значение рептилий. Выполняют практическую работу и обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект текста урока. Готовят презентацию «Древние рептилии. Господство в воде, воздухе и на суше»

Класс Птицы

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности

Дают общую характеристику класса Птицы. Отмечают прогрессивные черты организации группы, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рептилий и птиц; результаты заносят в таблицу; отмечают приспособления птиц к полету. Характеризуют систематику птиц; их происхождение и связь с первоптицами. Описывают строение и особенности жизнедеятельности. Характеризуют многообразие представителей класса, называют основные отряды и экологические группы птиц. Оценивают экологическое и хозяйственное значение птиц. Выполняют практическую работу и обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. Готовят презентацию

Класс Млекопитающие

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные)

Дают общую характеристику класса Млекопитающие. Отмечают прогрессивные черты организации млекопитающих, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рептилий и млекопитающих; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику млекопитающих и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности. Характеризуют многообразие млекопитающих; описывают основные отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др.; приводят примеры представителей разных групп, а также приспособительные особенности к разнообразным средам обитания. Оценивают экологическое и народнохозяйственное значение млекопитающих. Объясняют необходимость охраны ценных млекопитающих и регуляции численности животных, наносящих вред человеку. Выполняют практическую работу и обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект текста урока. Готовят презентации «Древние млекопитающие», «Основные отряды млекопитающих. Господство в воде, воздухе и на суше»

Раздел 5. Вирусы (1ч)

Общая характеристика и свойства вирусов

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов

Дают общую характеристику вирусов и бактериофагов, запоминают историю их открытия. На конкретных примерах показывают особенности организации вирусов как внутриклеточных паразитов на генетическом уровне. Характеризуют механизм взаимодействия вируса и клетки. Приводят примеры вирусов, вызывающих инфекционные заболевания у человека и животных. Объясняют необходимость и меры профилактики вирусных заболеваний. Запоминают гипотезы возникновения вирусов. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. Готовят презентации

Заключение (1 ч)

Основные этапы развития животных. Значение животных для человека

Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах)




Поурочно – тематическое планирование


Название раздела

Тема урока (лабораторные работы)

Дата проведения

Домашнее задание


1.

Введение. 3 ч.

Мир живых организмов. Уровни организации живого.


6.09


Стр.5-6,7

2.

Мир живых организмов. Уровни организации живого.

8 .09

Стр.6, 8-9

3.

Многообразие организмов и их классификация.

13.09

Стр. 9-10

4.

Царство Прокариоты. 3ч.

Царство Прокариоты. Общая характеристика бактерий.

Л.р.№1 «Строение прокариотической клетки».



15.09



Стр.11-12




5.

Подцарство Настоящие бактерии.

20.09

Стр.13-16

6.

Подцарство Архебактерии. Подцарство Оксифотобактерии.

22.09

Стр. 17-18

7.

Царство Грибы. 5 ч.

Общая характеристика грибов.

27.09

Стр.21-25

8.

Отдел Хитридиомикота Отдел Зигомикота. Отдел Аскомикота.

Л.р. №2.»Строение плесневого гриба мукора»


29.09

Стр.26-28

9.

Отдел Базидиомикота. Отдел Несовершенные грибы. Отдел Оомикота.

Л.р.№3. Распознание съедобных и ядовитых грибов.

4.10

Стр.28-29, 30

10.

Лишайники.

6.10

Стр.32-38

11

Обобщение знания по теме «Царства Прокариоты. ЦарствоГрибы»

11.10

Стр.11-32-повторить

12.

Царство Растения. 16 часов.

Общая характеристика царства Растения.

13.10

Стр.37-39


13.


Строение и жизнедеятельность водорослей. Л.р.№4 «Изучение спирогиры»

18.10

Стр.40-44

14.

Значение и многообразие водорослей.

20.10

Стр.44-49

15.

Отдел Моховидные.

Л.р.№5. Изучение внешнего строения мха».

25.10

Стр.52-56

16

Отдел Плауновидные

27.10

Стр.57, сообщение

17.

Отдел Хвощевидные.

8.11

Стр.58-60

18.

Отдел Папоротниковидные.

Л.р.№6. Изучение внешнего строения папоротника»


10.11

Стр.61-65

19.

Отдел Голосеменные.


15.11

Стр.66-72

20.

Многообразие Голосеменных.

Л. р. №7 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»

17.11

Стр.66-72, сообщения

21.

Происхождение и особенности строения покрытосеменных.

22.11

Стр.73-76

22.

Размножение покрытосеменных.

. 24.11

Стр.77-81

23.

Класс Двудольные растения. Семейство Розоцветные.

Л. р.№8. «Строение шиповника».

29.11

Стр.82, сообщения

24.

Класс Двудольные растения.

Семейства Крестоцветные и Пасленовые.

1.12

Стр.82-93, сообщения

25.

Класс Однодольные растения.

Семейства класса Однодольные.

Л. р. №9. «Строение пшеницы»

6.12

Стр.83-84, сообщения

26.

Многообразие растений. Обобщение знаний по теме «Царство Растения»

. 8.12

Стр.40-87 повторить

27.

Контроль знаний по теме «Царство Растения»

. 13.12

Стр.40-83

28.

Царство Животные. 36 часов.

Общая характеристика царства Животные.


15.12


Стр.87-88

29.

Общая характеристика простейших и их значение.

20.12

Стр.89-92 сообщения

30.

Многообразие простейших.

Л. р.№10 «Строение инфузории туфельки и других одноклеточных животных».

22.12

Стр.93-97,

31

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки.

27.12

Стр.101-103

32.

Особенности организации кишечнополостных.

29.12

Стр.104-107

33.

Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах.


Стр.104-111, сообщения

34.

Общая характеристика типа Плоские черви.


Стр.112- сообщения 115

35

Многообразие и значение плоских червей.

Л.р.№11 «Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня»


Стр.112-118,

36

Общая характеристика типа Круглые черви, их многообразие и значение.

Л.р.№12 «Жизненный цикл человеческой аскариды»

.

Стр.119-124

37

Общая характеристика типа Кольчатые черви.

Л. р. №13 «Внешнее строение дождевого червя»


Стр.125-127

38.

Многообразие кольчатых червей и их роль в природе.


Стр.126-129, сообщения

39

Общая характеристика типа Моллюски.

Л. р. №14 «Внешнее строение моллюсков»


Стр.132-136

40.

Многообразие и значение моллюсков.


Стр.132-139, сообщения

41.

Происхождение членистоногих и особенности их организации.


Стр.143-144

42.

Класс ракообразные, особенности строения и жизнедеятельности.


Стр.145-160

43.

Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности.


Стр.151-157

44.


Класс Насеко мые.

Л. р.№15 «Внешнее строение насекомых»


Стр.158-163

45.

Размножение и развитие насекомых.


Стр.164-170

46.

Многообразие насекомых, их значение в природе и жизни человека.


Стр.164-170, сообщения

47.

Общая характеристика и многообразие иглокожих.


Стр.170-175

48.

Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные.


Стр.176-177

49.

Подтип Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы.

Л.р.№16 «Особенности внешнего строения рыб в связи с водным образом жизни»


Стр.178-182

50.

Многообразие рыб. Экологическое и хозяйственное значение рыб.


Стр.183-186, сообщения

51

Общая характеристика земноводных.

Л.р.№17 «Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни»


Стр.169-194

52

Размножение и развитие земноводных. Многообразие земноводных и их роль в природе и жизни человека.


Стр.185-189, сообщения

53

Общая характеристика пресмыкающихся


Стр.200=205

54

Многообразие пресмыкающихся. Их роль в природе и жизни человека.


Стр.206-207 сообщения,

55

Общая характеристика птиц,

Л.р.№18 «Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни»


Стр.208-211

56

Внутреннее строение птиц. Размножение птиц..


Стр.212-219

57

Экологические группы птиц.


Стр.220-226

58

Роль птиц в природе и в жизни человека.


Стр.208-226 повторить

59

Общая характеристика и происхождение млекопитающих. Сумчатые и однопроходные (первозвери)


Стр.227-229, 244-243

60

Внутреннее строение млекопитающих.


Л.р.№19 «Внешнее строение млекопитающих»


Стр.229-231

61

Размножение и развитие млекопитающих.


Стр.232-237

62

Многообразие млекопитающих, значение их в природе и хозяйственной деятельности человека.


Стр.237-243, сообщения сообщения

63

Многообразие млекопитающих, значение их в природе и хозяйственной деятельности человека.

.

Стр.237-243,

64

Вирусы. 1 час.

Общая характеристика вирусов. Многообразие и роль вирусов в природе.


Стр.249-252, сообщения

65

Повторение, обобщение и систематизация изученного материала.



66

Итоговый контроль



67

Резервное время



68

Резервное время.












Планируемые результаты изучений биологии к концу 7 класса.


Изучение курса «Биология. Многообразие живых организмов» в 7 классе направлено на овладение учащимися следующими умениями и навыками.

Обучающийся научится:

  • проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные опыты и биологические эксперименты, объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов ( приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи между объектами и процессами);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников, последствия деятельности человека в природе;

  • характеризовать методы научного познания и определять их роль в изучении природы.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, укусах насекомыми;

  • работать с определителями растений;

  • выращивать и размножать культурные растения, ухаживать за домашними животными;

  • осознанно соблюдать основные принциы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание);

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях ;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!