7 класс.
Курс «Животные».
(70 часов, 2 часа в неделю, из них 2 ч – резервное время)
Авторы: И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта, на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273;
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской федерации от «17 декабря 2010 г» №1897;
- программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономаревой, В.С.Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомирова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2014) и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии.
- образовательной программы МКОУ «Новиковская СОШ им. Фёдорова Н.Д.».
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, что соответствует федеральному компоненту. Количество классов-комплектов -1.
В соответствии с СанПинМином на 70 часов в учебном году, продолжительностью урока 40 минут, 2 урока в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Курс зоологии является продолжением курса ботаники и частью специализированного цикла биологических дисциплин о животном мире.
В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его систематикой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.
У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, о взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что животные связаны с окружающей средой.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные примерной программой. Нумерация лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Используются формы контроля предусмотренные примерной программой по биологии: лабораторные и практические работы, уроки обобщения, тестирование.
Цели и задачи курса:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
В обучении:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и систематике животных в соответствии со стандартом биологического образования через систему уроков
продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности через лабораторные работы, экскурсии.
продолжить развивать у детей общеучебные умения:
особое внимание уделить развитию у семиклассников информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания
закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков
развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий
В развитии:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер:
продолжить развитие внимания, памяти,
особое внимание обратить на развитие мышления (способности производить анализ и синтез),
продолжить формирование положительного отношения к учёбе через учебный материал уроков
В воспитании:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей (особое внимание обратить на воспитание у семиклассников желания охранять природу, продолжить развивать умение жить в коллективе).
Планируемые результаты обучения учебного предмета, курса
ЛИЧНОСТНЫЕ:
овладение на уровне общего образования законченной системой биологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности биологических знаний:
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в биологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «Биология» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- любовь к окружающей среде, животному миру ;
- охрана животного мира , толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения биологии;
- называть основные результаты выдающихся биологических открытий;
- приводить примеры биологических достижений
Предметные результаты обучения:.
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при укусах животных;
выращивания домашних животных, ухода за ними;
Ученик научится:
- использовать различные источники биологической информации (текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать биологическую информацию;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками биологической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание биологических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников биологической информации;
- представлять в различных формах биологическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Содержание тем учебного курса 7 класс Животные (68 часов, 2 часа в неделю)
№ | Название темы | Кол-во часов | Лабораторные/Практические работы | Экскурсии |
1 | Общие сведения о мире животных | 5 | | + |
2 | Строение тела животных | 2 | | |
3 | Подцарство Простейшие, или Одноклеточные | 4 | + | |
4 | Подцарство Многоклеточные. | 2 | | |
5 | Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви | 5 | ++ | |
6 | Тип Моллюски | 4 | + | |
7 | Тип Членистоногие | 7 | + | |
8 | Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы. | 6 | ++ | +++ |
9 | Класс Земноводные, или Амфибии | 4 | | |
10 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 4 | | |
11 | Класс Птицы | 9 | ++ | + |
12 | Класс Млекопитающие, или Звери | 10 | + | + |
13 | Развитие животного мира на Земле | 6 | | |
10 | Резервное время | 2 | | |
| Итого | 70 | 10 | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№ ур. | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые образовательные результаты | Информационные ресурсы, средства обучения | Формы и методы обучения |
Личностные (ЛУУД) | Метапредметные(КУУД, ПУУД, РУУД) | Предметные |
| Общие сведения о мире животных (5 ч) | | | |
1 | 1 нед сент | Зоология — наука о животных | 1 | Личностные: Осознавать важность учебного процесса. Познавательный интерес к естественным наукам. Понимание многообразия и единства живой природы на основании знаний о признаках живого | Регулятивные: Умеет оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Самостоятельно осознает причины своего успеха или неуспеха и находит способы выхода из ситуации неуспеха. Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат, выбирает из предложенных и ищет самостоятельно средства достижения цели. Коммуникативные: Отстаивает свою точку зрения, приводит аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии умеет выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль Учится критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать | Познавательные: Обобщать знания о многообразии животных, их значении в природе и жизни человека, знакомятся с новыми понятиями о средах жизни животных, симметрии тела. Находят отличительные признаки растений от животных. Показывать влияние деятельности человека на природные сообщества. Сравнивают классификации животных и растений. Описывать методы изучения животных на основе исторических фактов. Различать предметы изучения наук о животных .Анализ содержания определений наук о животных. Познакомиться с современными достижениями науки. | РЦОЕ, электронный учебник, проектор, ноутбук, раздаточный материал, коллекции животных и наглядного материала. | Называть предмет изучения зоологии. Приводить примеры животных вредителей сельскохозяйственных растений. Описывать признаки животных. Отличать животных от растений. Выделять значение животных в природе и в жизни человека |
2 | 2 нед сент | Животные и окружающая среда | 1 | | Давать определение понятию место обитания животного. Называть основные среды жизни и приводить примеры животных, обитающих в них. Описывать и приводить примеры различных форм взаимоотношений между животными. Объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания по плану. |
3 | 2 нед Сентябрь | Классификация животных и основные систематические группы Влияние человека на животных | 1 | | | Называть систематические категории. Отличать классификацию растений от классификации животных. Объяснять значение классификации животных. Выдвижение гипотез, обсуждение, наблюдение, работа с микроскопом |
4 | 3 нед Сентябрь | Краткая история развития зоологии | 1 | | Выдвижение гипотез, обсуждение, наблюдение, Характеризовать этапы развития зоологии. |
5 | 3 нед Сентябрь | Экскурсия «Разнообразие животных в природе» | 1 | | Выдвижение гипотез, обсуждение, наблюдение |
| | Строение тела животных (2 ч) | | | | |
6 | 4 нед Сентябрь | Клетка | 1 | .Личностные: Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью. Выбирает поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования. Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования. | Регулятивные: Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат, выбирает из предложенных и ищет самостоятельно средства достижения цели. Составляет (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работает по предложенному и самостоятельно составленному плану, использует наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). Коммуникативные: Умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Познавательные: Объяснять сущность термина «классификация». Давать определение науке систематике. Знать основные таксоны классификации — «царство» и «вид».Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации | РЦОЕ, электронный учебник, проектор, ноутбук, раздаточный материал, коллекции животных и наглядного материала. | Перечислять основные органоиды клетки. Называть роль в клетках основных органоидов, основные виды тканей. Отличать клетки животных от клеток. Дать определение термину ткани. Объяснять, почему у животных есть нервная ткань. Характеризовать основные виды тканей. |
7 | 4 нед Сентябрь | Ткани, органы и системы органов | 1 | | Давать определение терминам орган, система органов. Называть системы органов. Характеризовать строение и функции систем органов. Доказать, что системы органов в организме функционируют взаимосвязано. |
| Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч) | | | | |
8 | 4 нед Сентябрь | Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые | 1 | Личностные: Отстаивать личное мнение. Регулятивные: Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат, выбирает из предложенных и ищет самостоятельно средства достижения цели. Составляет (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).Планировать учебные действия. | Коммуникативные: Умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимая позицию другого, различает в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Учится критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. В дискуссии умеет выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль Отстаивая свою точку зрения, приводит аргументы, подтверждая их фактами. | Познавательные: Познакомиться с общей характеристикой простейших, систематическим многообразием групп. Определять принадлежность организмов к простейшим. Совершенствовать знания и умения работы с микроскопом, умение ставить опыты, умение наблюдать за живыми объектами , готовит микропрепарат «Инфузория – туфелька, рассматривает его под микроскопом. Объясняет, обобщает информацию о строении инфузории – туфельки. | РЦОЕ, электронный учебник, проектор, ноутбук, раздаточный материал, коллекции животных и наглядного материала. | Называть среду обитания и способ передвижения. Описывать условия образования цисты. Распознавать по рисункам и описывать органоиды амебы. Объяснять способ питания и выделения, размножения. Доказывать, что клетка амебы является самостоятельным организмом. |
9 | 5 нед Сентябрь | Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы | 1 | | Распознавать по рисункам и описывать органоиды эвглены зеленой. Называть условия обитания и способ передвижения. Объяснять, почему вольвокс относят к одноклеточным организмам. Сравнивать эвглену зеленую с растениями и животными. Выделять черты усложнения у эвглены зеленой. |
10 | 5 нед Сентябрь | Тип Инфузории. Инструктаж по ТБ, Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки» | 1 | | Называть функции органоидов инфузории-туфельки. Распознавать по рисунку и описывать строение инфузории-туфельки. Доказывать, что инфузории - более сложные организмы. Выделять особенности размножения у инфузорий. Сравнивать различных представителей простейших. Работать в паре -характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания |
11 | 1 нед Октябрь | Значение простейших. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные» | 1 | | Перечислять меры, предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией. Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека Характеризовать типы простейших. *Высказывать предположение о том, что одноклеточные животные не вымирают. |
| Подцарство Многоклеточные (2 ч) | | | |
12 | 1 нед Октябрь | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность | 1 | Личностные: оценивать свои результаты в учебной деятельности | Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. | Познавательные: Просматривает элементы усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими. Знакомиться с многообразием способов защиты губок от врагов. Распознаёт и описывает строение слоев губок. Приводит доказательства многоклеточности представителей типа. Знает значение губок в природе и жизни человека. | РЦОЕ, электронный учебник, проектор, ноутбук, раздаточный материал, коллекции животных и наглядного материала. | Называть признаки типа Кишечнополостные, образ жизни гидры. Объяснять значение термина кишечнополостные, при помощи рисунка процесс регенерации гидры. Выделять причинно-следственную связь между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела. Распознавать строение гидры. Перечислять значение различных клеток. Описывать особенности жизнедеятельности гидры. Сравнивать строение и жизнедеятельность гидры и инфузории-туфельки. Характеризовать по плану размножение пресноводной гидры. |
13 | 2 нед Октябрь | Разнообразие кишечнополостных | 1 | | Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека. |
| Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5 ч) | | | |
14 | 2 нед Октябрь | Тип Плоские черви. Общая характеристика | 1 | Личностные: Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. | Коммуникативные: умеют отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: умеют организовывать выполнение заданий учителя, согласно установленным правилам работы в кабинете, анализировать результаты своей работы на уроке. | Познавательные: Узнавать по рисункам представителей круглых червей. Перечислять приспособления к паразитизму. Сравнивать строение плоских и круглых червей. Описывает местообитание, строение и образ жизни аскариды человеческой. Знакомиться с паразитическими круглыми червями (острицы, трихинеллы, ришты). Применять меры борьбы и профилактики с паразитическими круглыми и плоскими червями. Избегать пути заражения. | РЦОЕ, электронный учебник, проектор, ноутбук, раздаточный материал, коллекции животных и наглядного материала. | Называть функции систем внутренних органов. Узнавать по рисункам и таблицам системы органов. Распознавать животных типа Плоские черви. Объяснять поведение белой планарии. Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии. |
15 | 3 нед Октябрь | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики | 1 | | Называть меры защиты от паразитических червей. Узнавать по рисунку стадии развития печеночного сосальщика. Выявлять приспособления к паразитизму. Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека. "Сравнивать свободноживущих и паразитических плоских червей. Характеризовать по плану тип Плоские черви. |
16 | 3 нед октябрь | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика | 1 | | Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Объяснять меры профилактики заражения. Характеризовать образ жизни круглых червей. |
17 | 4 нед октябрь | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви | 1 | | Узнавать по рисункам и называть системы органов. Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. |
18 | 4 нед октябрь | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви Инструктаж по ТБ, Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость», Лаб. Раб. №3 (по усмотрению учителя) «Внутреннее строение дождевого червя» Обобщение и систематизация знаний по теме «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви» | 1 | | Описывать приспособления для жизни в почве. Объяснять роль дождевого червя в почвообразовании. Характеризовать по плану тип Кольчатые черви. Определять принадлежность кольчатых червей к классам. |
| Тип Моллюски (4 ч) | | | |
19 | 2 нед Ноябрь | Общая характеристика моллюсков | 1 | Личностные: Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования. | Коммуникативные: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера | Познавательные: Особенности внешнего и внутреннего строения, а также процессов жизнедеятельности и образа жизни моллюсков в связи с обитанием в наземно-воздушной и водной среде. Отличительные признаки классов типа Моллюски. | РЦОЕ, электронный учебник, проектор, ноутбук, раздаточный материал, коллекции животных и наглядного материала. | Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Выделять особенности строения и функций моллюсков. *Объяснять влияние малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. |
20 | 2 нед Ноябрь | Класс Брюхоногие моллюски | 1 | | Определять принадлежность моллюсков к классам. *Узнавать системы органов брюхоногих моллюсков. Объяснять значения в природе и в жизни человека. Выделять приспособления брюхоногих моллюсков к среде обитания. |
21 | 3 нед Ноябрь | Класс Двустворчатые моллюски Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4«Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков» | 1 | | Определять принадлежность моллюсков к классам. *Узнавать системы органов двустворчатых моллюсков. Выделять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания. Объяснять значение двустворчатых моллюсков. Сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков. |
22 | 3 нед Ноябрь | Класс Головоногие моллюски. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски» | 1 | | Характеризовать по плану представителей классов моллюсков. |
| Тип Членистоногие (7 ч) | | | |
23 | 4 нед Ноябрь | Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные | 1 | Личностные: Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. | Коммуникативные: умеют слушать учителя, отвечать на вопросы, высказывать своё мнение, аргументировать свою точку зрения. умеют отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих | Познавательные: Распознавать изученные виды членистоногих в природе, на таблицах, рисунках, в коллекциях и других пособиях. Выявлять черты сходства и различия классов членистоногих. Применять знания о строении и жизнедеятельности членистоногих для обоснования приемов их охраны, борьбы с возбудителями заболеваний и вредителей сельского хозяйства. Характеризовать приспособленность к среде обитания и образу жизни. | РЦОЕ, электронный учебник, проектор, ноутбук, раздаточный материал, коллекции животных и наглядного материала. | Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять отличия внутреннего строения ракообразных. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.- |
24 | 4 нед Ноябрь | Класс Паукообразные | 1 | | Описывать образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Узнавать системы внутренних органов. Выделять особенности поведения и жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных |
25 | 5 нед Ноябрь | Класс Насекомые. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение насекомого» | 1 | | Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата. Выделять приспособления насекомых к среде обитания, особенности внутреннего строения насекомых. Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи. Сравнивать по выделенным критериям представителей членистоногих, внутреннее строение насекомых и паукообразных. Узнавать системы внутренних органов. |
26 | 1 нед Декабрь | Типы развития насекомых | 1 | | Приводить примеры насекомых с полным и неполным превращением. Описывать стадии развития насекомых. Перечислять признаки отрядов. Выделять особенности развития насекомых. |
27 | 2 нед Декабрь | Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых | 1 | | Приводить примеры продуктов пчеловодства, и их использования человеком. Описывать значение насекомых в природе и жизни человека. Доказывать, что тутовый шелкопряд - домашнее животное. Характеризовать меры по охране насекомых. |
28 | 2 нед Декабрь | Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека | 1 | | Перечислять меры борьбы с вредными насекомыми. Называть насекомых - переносчиков возбудителей заболеваний человека. Приводить примеры насекомых-вредителей и описывать их развитие. Характеризовать по плану насекомых - переносчиков возбудителей заболеваний. |
29 | 3 нед Декабрь | Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Членистоногие» | 1 | | оценка и коррекция знаний учащихся. |
| Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (6 ч) | | | |
30 | 3 нед Декабрь | Хордовые. Примитивные формы | 1 | Личностные: Осмысливают тему урока Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях животных класса Хрящевые рыбы, их многообразии, значении в природе и жизни человека Рефлексируют, оценивают результаты деятельности | Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. | Познавательные: Распознают животных типа Хордовых. Выделяют особенности строения ланцетника для жизни воде. Доказывают усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями. Делают выводы о родстве низших хордовых (на примере ланцетника) с позвоночными животными. Объясняют роль в природе и жизни человека. Распознавать рыб на влажных микропрепаратах, таблицах, рисунках, фотографиях. Доказывать принадлежность круглоротых, хрящевых, костных рыб к позвоночным. Применять знания для основания необходимости рационального использования природных рыбных ресурсов. Соблюдать основные правила охраны рыб. Делать выводы о происхождении рыб. Выявлять черты сходства и различия у представителей различных видов рыб Знакомятся с многообразием и систематическими группами рыб. Распознают и описывают представителей хрящевых рыб. Доказывают родство хрящевых рыб с ланцетниками. Выявляют приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. Раскрывают значение хрящевых рыб в природе Формулируют вывод. Структурируют знания. | РЦОЕ, электронный учебник, проектор, ноутбук, раздаточный материал, коллекции животных и наглядного материала. | Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб. Определять по рисунку места обитания рыб. Характеризовать функции плавников рыбы. Выделять: • особенности строения рыб; особенности строения и функции органов чувств. |
31 | 4 нед Декабрь | Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 6«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» | 1 | | Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб. Определять по рисунку места обитания рыб. Характеризовать функции плавников рыбы. Выделять: • особенности строения рыб; • особенности строения и функции органов чувств. |
32 | 4 нед Декабрь | Внутреннее строение рыб | 1 | | Называть отделы, органы систем и их функцию. Перечислять характерные черты внутреннего строения. Узнавать по рисунку системы внутренних органов. Объяснять значение плавательного пузыря для костных рыб. Выделять особенности строения рыб. |
33 | 5 нед Декабрь | Особенности размножения рыб . Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 7 (по усмотрению учителя) «Внутреннее строение рыбы» | 1 | | Называть тип оплодотворения у большинства рыб. Приводить примеры проходных рыб. Выделять особенности строения и функций органов размножения рыб. Объяснять значение миграций в жизни рыб. |
34 | 2 нед Январь | Основные систематические группы рыб | 1 | | Называть представителей класса хрящевых и костных рыб. Распознавать и описывать наиболее распространенные виды рыб, обитающие в Водоемах |
35 | 2 нед Январь | Промысловые рыбы. Их использование и охрана Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы» | 1 | | Называть представителей промысловых рыб. Называть рыб, разводимых в прудах, и описывать их практическое значение. Характеризовать роль промысловых рыб в жизни человека. |
| Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч) | | | |
36 | 3 нед янва рь | Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика | 1 | Личностные: Осмысливают тему урока Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях животных класса Земноводных, их многообразии, значении в природе и жизни человека Рефлексируют, оценивают результаты деятельности Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. | Коммуникативные: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения. | Познавательные: Особенности внешнего строения , скелета и мускулатуры земноводных в связи со средой обитания и образом жизни. Строение внутренних органов в связи с жизнью земноводных на суше и в воде. Происхождение земноводных от древних кистепёрых рыб. Значение и многообразие земноводных в природе и жизни человека. формулируют вывод. Структурируют знания. Составлять сравнительную характеристику группы хордовых животных: рыб и земноводных, выделяют сходство, различия, приспособления к среде обитания. | РЦОЕ, электронный учебник, проектор, ноутбук, раздаточный материал, коллекции животных и наглядного материала. | Узнавать отделы скелета земноводных. Описывать внешнее строение земноводных. Описывать приспособления к жизни на суше и в воде. Выделять особенности строения земноводных. Сравнивать скелет земноводных и костных рыб. |
37 | 3 нед январь | Строение и деятельность внутренних органов земноводных | 1 | | Узнавать по рисунку системы внутренних органов. Описывать строение и функции систем внутренних органов. Сравнивать строение систем внутренних органов. Объяснять, почему у земноводных хуже развит мозжечок, чем у рыб. |
38 | 4 нед январь | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных | 1 | | | Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных. Сравнивать по выделенным критериям скелет ящерицы и ужа |
39 | 4 нед январь | Разнообразие и значение земноводных Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии» | 1 | | | | | Называть: места обитания земноводных, основные отряды Объяснять приспособления земноводных к различным условиям жизни Указывать причины сокращения и меры по охране. |
| Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч) | | | |
40 | 5 нед январь | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика | 1 | Личностные: Осмысливают тему урока Развивают любознательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с электронными учебниками, составлять схемы Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях животных класса Пресмыкающихся, их многообразии, значении в природе и жизни человека Рефлексируют, оценивают результаты деятельности | Регулятивные: развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. | Познавательные: Образ жизни и особенности внешнего строения пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни. Внутреннее строение и процессы жизнедеятельности пресмыкающихся как наземных животных. Многообразие современных пресмыкающихся и отличительные признаки отряда Чешуйчатые. Древние пресмыкающиеся. Многообразие современных пресмыкающихся и отличительные признаки отрядов. Появление более сложных признаков организации у крокодилов. Многообразие современных пресмыкающихся и отличительные признаки отрядов Черепахи и крокодилы. Формулируют вывод. Структурируют знания | РЦОЕ, электронный учебник, проектор, ноутбук, раздаточный материал, коллекции животных и наглядного материала. | Называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни Объяснять название класса «Пресмыкающиеся». Сравнивать внешнее строение прыткой ящерицы и гребенчатого тритона |
41 | 1 нед Февраль | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся | 1 | | | | Перечислять усложнения в строении систем органов. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Объяснять причины более сложного поведения пресмыкающихся. Выделять особенности размножения, способствующие сохранению потомства. Характеризовать по плану земноводных и пресмыкающихся |
42 | 2 нед Февраль | Разнообразие пресмыкающихся | 1 | | | | | Называть известные вам виды пресмыкающихся различных отрядов. Распознавать и описывать представителей отрядов пресмыкающихся. Перечислять общие признаки класса Пресмыкающиеся. |
43 | 2 нед Февраль | Значение пресмыкающихся, их происхождение | 1 | | Объяснять: • роль пресмыкающихся в жизни человека и в природе; • необходимость охраны пресмыкающихся. |
| Класс Птицы (9 ч) | | | | | |
44 | 3 нед Февраль | Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц . Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 8«Внешнее строение птицы. Строение перьев» | 1 | Личностные: Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой. | Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. | Познавательные: Приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды. Особенности внешнего строения птиц в связи с полётом. Строение скелета и мускулатуры птиц в связи с полётом. Размножение, развитие птиц и особенности жизнедеятельности, в различные сезоны года. Значение птиц в природе и жизни человека, необходимость системы мероприятий по охране птиц. | РЦОЕ, электронный учебник, проектор, ноутбук, раздаточный материал, коллекции животных и наглядного материала. | Характеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц. Описывать приспособления внешнего строения для полёта Сравнивать внешнее строение пресмыкающихся и птиц. Выделять особенности строения скелета птиц. Объяснять причины расположения и строения мышц птиц. Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом. |
45 | 3 нед Февраль | Опорно-двигательная система птиц. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 9«Строение скелета птицы» | 1 | | | Выделять особенности строения скелета птиц. Объяснять причины расположения и строения мышц птиц. Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом. |
46 | 4 нед Февраль | Внутреннее строение птиц | 1 | | | Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Называть прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. Выделять приспособленность систем органов птиц к полету. Сравнивать строение головного мозга птиц и пресмыкающихся. |
47 | 5 нед Февраль | Размножение и развитие птиц | 1 | | | | | Называть этапы развития яйца и зародыша, причины появления у птиц инстинкта перелёта. Выделять особенности строения органов размножения, связанные с полетом. Устанавливать соответствие между частями яйца и их функциями. Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами. Описывать сезонные явления в жизни птиц. Наблюдать за жизнью птиц в различные сезоны и вести дневник наблюдений. Характеризовать значение гнёзд в жизни птиц. |
48 | 1 нед март | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц | 1 | | |
49 | 2 нед март | Разнообразие птиц | 1 | | Называть экологические группы птиц. Приводить примеры птиц различных экологических групп. Определять особенности строения птиц различных экологических групп. |
50 | 3 нед март | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц | 1 | | | | | Перечислять роль птиц: • в природе; • в жизни человека. Приводить примеры хозяйственных групп и пород кур. Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых птиц. Распознавать и описывать домашних птиц. Находить сходства в строении птиц и пресмыкающихся. |
51 | 3 нед март | Экскурсия «Птицы леса (парка)» | 1 | | |
52 | 4 нед март | Обобщение и систематизация знаний по темам: «Класс Земноводные, или Амфибии», «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии», «Класс Птицы» | 1 | | контроль, оценка и коррекция знаний учащихся |
| Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч) | | | |
53 | 4 нед март | Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих | 1 | Личностные: Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой. | Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Познавательные: Знать общие черты класса Млекопитающих, особенности внешнего строения млекопитающих и мест их обитания. Особенности строения, скелета, мускулатуры и нервной системы. Внутреннее строение млекопитающих, как высокоорганизованных животных. Признаки усложнения строения и жизнедеятельности систем внутренних органов – свидетельства прогрессивного развития млекопитающих в процессе эволюции. Особенности размножения и развития млекопитающих. Современные представления о происхождении млекопитающих и биологических особенностях первозверей и сумчатых. Биологические особенности представителей отрядов: Насекомоядные, Рукокрылые. Значение млекопитающих в жизни человека. Обобщение, закрепление и проверка знаний у учащихся. Делать выводы о происхождении млекопитающих от древних зверозубых пресмыкающихся. | РЦОЕ, электронный учебник, проектор, ноутбук, раздаточный материал, коллекции животных и наглядного материала. | Называть общие признаки млекопитающих. Перечислять функции желез млекопитающих. Описывать строение кожи. Выделять особенностей внешнего строения. Сравнивать по заданным критериям внешнее строение млекопитающих и рептилий. |
54 | 1 нед Апрель | Внутреннее строение млекопитающих. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Строение скелета млекопитающих» | 1 | | Перечислять особенности строения скелета. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Пояснять отличия в строении коры больших полушарий у различных млекопитающих. |
55 | 1 нед Апрель | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл | 1 | | Выделять особенности внутреннего строения. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять особенности внутреннего строения млекопитающих |
56 | 2 нед Апрель | Происхождение и разнообразие млекопитающих | 1 | | | | Приводить примеры заботы о потомстве. Находить черты сходств в размножении пресмыкающихся и млекопитающих. Доказывать преимущества живорождения и вскармливания детенышей молоком. Характеризовать по плану размножение и развитие зародыша. Объяснять влияние на поведение сезонных изменений. |
57 | 2 нед Апрель | Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные | 1 | | | | Приводить примеры млекопитающих различных отрядов. Находить черты сходства между отрядами Грызуны и Зайцеобразные. Сравнивать по выделенным критериям плацентарных и первозверей. |
58 | 3 нед Апрель | Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные | 1 | | Приводить примеры млекопитающих различных отрядов. Выделять особенности отрядов. Доказывать принадлежность к классу млекопитающие. Сравнивать отряды млекопитающих. |
59 | 3 нед Апрель | Высшие, или плацентарные, звери: приматы | | | | | | Называть общие черты строения приматов. Доказывать, что обезьяны -наиболее высокоорганизованные животные. Сравнивать человекообразных обезьян и человека. Перечислять основные экологические группы животных. Распознавать и описывать приспособления к среде обитания у млекопитающих различных экологических групп. Характеризовать по плану приспособления млекопитающих |
60 | 4 нед Апрель | Экологические группы млекопитающих.Признаки животных одной экологической группы. Экскурсия «Разнообразие млекопитающих (зоопарк, краеведческий музей)» | 1 | | | | Приводить примеры хозяйственных групп и пород млекопитающих. Распознавать и описывать домашних зверей. Называть промысловых животных. Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых млекопитающих. |
61 | 4 нед Апрель | Значение млекопитающих для человека | 1 | | | | | Объяснять роль млекопитающих природе и в жизни человека. |
62 | 1 нед май | Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери» | 1 | | | | | контроль, оценка и коррекция знаний учащихся |
| Развитие животного мира на Земле (6 ч) | | | |
63 | 2 нед май | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина Разнообразие животного мира. Изучение особенностей индивидуального развития и его роль в объяснении происхождения животных. Изучение ископаемых остатков животных. Основные положения учения Ч. Дарвина, их значение в объяснении причин возникновения видов и эволюции органического мира | 1 | Личностные: Формирование интереса учащихся к проблемам, связанным с развитием жизни на Земле. Осмысливают причины многообразия животного мира Осознают многообразие животного мира на Земле. Осмысливают единую природную целостность | Регулятивные: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, умеют организовывать выполнение заданий учителя, согласно установленным правилам работы в кабинете, анализировать результаты своей работы на уроке. Умеют выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делают выводы на основе полученной информации. Устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками. Приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности. Коммуникативные: Умение работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. Умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективную работу с одноклассниками при выполнении совместной работы. | Познавательные: Определение термина эволюция. Доказательства эволюции, факторы эволюции. Уровни организации живой материи Родство и происхождение основных типов и классов животных, прогрессивное развитие животного мира. Основные этапы развития животного мира на Земле. Роль изменений условий среды в эволюции животных. Условия существования и жизнедеятельности животных. Влияния среды на биоценоз. | РЦОЕ, электронный учебник, проектор, ноутбук, раздаточный материал, коллекции животных и наглядного материала. | Называть факторы эволюции. Приводить доказательства эволюции животного мира. |
64 | 3 нед май | Развитие животного мира на Земле Этапы эволюции животного мира. Появление многоклеточности и групп клеток, тканей. Усложнение строения многоклеточных организмов. Происхождение и эволюция хордовых. Эволюционное древо современного животного мира | 1 | | Называть основные этапы развития животного мира на Земле. Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов. |
65 | 3 нед май | Современный мир живых организмов. Биосфера Уровни организации жизни. Состав биоценоза: продуценты, консументы, редуценты. Цепи питания. Круговорот веществ и превращения энергии. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Деятельность В.И. Вернадского. Живое вещество, его функции в биосфере. Косное и биокосное вещество, их функции и взаимосвязь | 1 | | | | | Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных. |
66 | 4 нед май | Обобщение и систематизация знаний по темам 8–13 | 1 | | Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся. |
67 | 4 нед май | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 7 класса. | | | | | | |
68 | 5 нед май | Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной» | 1 | | Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся. |
69-70 | 5 нед май | Резервное время | 2 | | | | | |
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения рабочей программы
Программа ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ. 5—9 КЛАССЫ. Авторы И.Н. Пономарёва , В. С. Кучменко, О. А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С.Сухова. М.: Вентана-Граф, 2014, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
2. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология . 7 класс. Учебник - М.: Вентана-Граф, 2017.
3. И.Н. Пономарёва, В.В. Кучменко, В.А. Корнилова. Биология 5-9 класс. Методические рекомендации - М.: Вентана-Граф, 2018 г.
4. Суматохин С.В., Кучменко В.С. Биология 7 класс. Рабочая тетрадь 1-2 часть - М.: Вентана-Граф, 2017.